Примечания
1. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем / В.П. Беспалько. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. — 304 с.
2. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста: учебник / С.Г. Корконосенко. — СПб.: Знание, 2000.
3. Коссов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность / Б.Б. Коссов. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 47 с.
4. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов / Г.В. Лазутина. — М.: Аспект Пресс, 2001.
5. Михайловская Т. А. Творческое саморазвитие будущих учителей в процессе реализации компетентно-ориентированного подхода / Т.А. Михайловская. — Тольятти, 2003. — 275 с.
6. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество: [уч. пособ. для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста»] / В.Ф. Олешко. — М.: Изд-во «РИП-холдинг», 2003.
7. Парохина Ю. В. Формирование творческой компетентности студентов высших учебных заведений физической культуры средствами гимнастики: дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Парохина. — Великие Луки, 2002. — 193 с.
8. Смирнова Г. С. Коллективная творческая деятельность педагогов как фактор развития их профессиональной компетентности: дис. ... канд. пед. наук / Г.С. Смирнова. — СПб., 2000. — 196 с.
9. Сунгатуллина Г. И. Развитие культуротворческих способностей учащихся в условиях создания учебного музея: дис. ... канд. пед. наук / Г.И. Сунгатуллина. — Казань, 2006. — 206 с.
10. Ульянова Е. В. Художественно-творческие технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы: дис. . канд. пед. наук / Е.В. Ульянова. — Волгоград, 2006. — 237 с.
11. Халиллулина Ю. Р. Развитие креативности младших школьников в учреждении дополнительного образования на основе интеграции педагогических технологий: дис. . канд. пед. наук / Ю.Р. Халиллулина. — М.: МГУКИ, 2007. — 167 с.
А. К. Чудинов
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ В ВУЗЕ
В статье обозначен ряд проблем, которые должны быть решены для успешного формирования профессиональной компетентности специалистов-звукорежиссеров. Также по результатам экспериментального исследования и апробации методики обучения студентов, обучающихся по специализации «Звукорежиссура зрелищных программ», с получением по окончании обучения квалификации «Звукорежиссер» в Московском государственном университете культуры и искусств, определены возможные пути решения задач формирования профессиональной компетентности специалистов-звукорежиссеров. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, звукорежиссура, профессиональная компетенция, преподавание, методика преподавания.
The article identifies a number of problems that must be addressed for the successful formation of professional competence, professional sound director. Also, the results of experimental research and testing methods of teaching students majoring «sound direction entertainment programs», obtaining at the end oflearning the skills «Sound director» at Moscow State University of Culture and Arts, identifies possible solutions to problems of formation of professional competence, professional sound director. Keywords: social-cultural activity, sound, sound director, professional competence, teaching, teaching methods.
В настоящее время звуку уделяется все большее внимание при производстве различных мультимедийных продуктов. Связано это в первую очередь с тем, что цифровые звуковые технологии стремительно развиваются, давая все больше возможностей для творчества. Столь бурное развитие цифровых звуковых технологий (в основном компьютерных) требует от человека, их использующего, обширных знаний в различных научных областях: в компьютерной технике, акустике, психологии звукозрительного восприятия, вертикальном монтаже и т.д. Знания, которые требуются звукорежиссеру для квалифицированной творческой работы, относятся к совершенно различным областям: гуманитарно-творческие знания, технико-технологические знания, естественно-психологические знания.
Для качественной работы звукорежиссера требуется глубокое понимание технической стороны профессиональной работы звукорежиссера, так как только в этом случае можно обеспечить продуктивную творческую работу, не отвлекаясь на решение элементарных технических проблем. Также необходимо знание и понимание законов восприятия звуковых и звукозрительных образов, что требует от звукорежиссера знаний в области психоакустики, звукозрительного монтажа и т.д.
Более того, звукорежиссер как человек, управляющий творческим процессом, должен разбираться в вопросах, связанных с общением людей различных творческих специальностей — актеров, музыкантов и т.д.
Использование столь различных областей знаний для формирования профессиональной компетентности звукорежиссера обуславливает особый склад его творческой личности, а также влияет на требования, предъявляемые и к преподаванию, и к преподавателю звукорежиссуры. При этом для полноценной творческой работы звукорежиссеру требуется подчинить технические, естественнонаучные и гуманитарные знания творческому замыслу создания произведения искусства, так как только в таком случае мы можем говорить о звукорежиссере не только как о воплотителе чужого творческого замысла, но и как о творце, равноправно, наряду с другими представителями творческих специальностей, участвующем в создании творческого продукта.
До совсем недавнего времени звукорежиссерами становились в основном люди, профессиональное образование которых так или иначе было связано с профессией тех людей, с которыми они сотрудничали в своей деятельности — музыкантами, композиторами, дирижерами, музыкальными теоретиками, режиссерами, актерами, инженерами-акустиками, радиоинженерами и т.д. Наиболее приемлемым для работы звукорежиссером был вариант, когда человек имел два образования, например музыкальное и техническое. Кроме того, в звукорежиссеры, к сожалению, шли люди, не достигшие больших высот в своей основной профессии, поэтому на определенном этапе возникла необходимость в звукорежиссерах-профессионалах — людях, не только работающих на должности звукорежиссера, но и имеющих специальное высшее звукорежиссерское образование. В этом случае звукорежиссер имеет возможность смело идти к профессиональным высотам, не боясь насмешливых высказываний в свой адрес, вроде «звукорежиссер — это неудавшийся музыкант», «кто не умеет играть, тот пишет» и т.д.
Отсутствие достаточного количества звукорежиссеров, имеющих профессиональное звукорежиссерское образование, наряду со стремительным развитием цифровых звуковых технологий, породило еще одно ошибочное мнение — звукорежиссером может стать любой, кто имеет к этому желание и немного разбирается в звуковой технике. Это мнение породило огромное количество дилетантов от звукорежиссуры, именующих себя звукорежиссерами. Негативное отношение к профессиональной компетентности таких людей, к сожалению, нередко распространяют на всю профессию.
В процессе нашей экспериментальной работы на кафедре звукорежиссуры
Московского государственного университета культуры и искусств было выявлено следующее: для того чтобы будущий звукорежиссер был успешным, необходим определенный набор знаний, позволяющий ему стать профессионалом своего дела. Профессиональные знания звукорежиссера достаточно разнообразны и состоят из общепрофессиональных знаний, знаний по конкретной специальности: звуко-режиссура кино и телевидения, музыкальная звукорежиссура, звукорежиссура театрализованных представлений и праздников, а также знаний по дисциплинам специализации. Навыки, которыми должен обладать современный звукорежиссер, дают возможность обозначить ряд проблем, которые должны быть решены для успешного формирования профессиональной компетентности специалистов-звукорежиссеров, а именно:
— необходим преподаватель, сочетающий в себе одновременно и творческое и техническое начало, а также умеющий сложные технические вопросы объяснить простым и доступным гуманитариям языком;
— часто звукорежиссер, обладающий отличными профессиональными навыками, не может отчетливо рассказать о них и передать свой богатейший опыт учащимся. Нет сложившейся педагогической школы по специальности — она только формируется в настоящее время;
— отсутствие людей старшего поколения (которые обладают огромным жизненным и практическим опытом), имеющих профессиональное звукорежиссерское образование;
— в настоящее время существует достаточно небольшое количество специальной (и совсем малое — учебной специальной) литературы по звукорежиссуре, а выпущенная литература быстро становится библиографической редкостью вследствие очень малых тиражей. Кроме того, большинство профессиональной литературы носит ярко выраженный либо технический, либо гуманитарный уклон. Технические книги достаточно сложны для звукорежиссеров, а гуманитарные
издания часто дают лишь поверхностные знания в области звукорежиссуры;
— звукорежиссура — профессия, обучение которой требует больших материальных затрат даже на начальной стадии обучения. Звукорежиссура — это прежде всего практика, а практика бессмысленна без наличия самого современного и разнообразного звукового оборудования;
— при обучении звукорежиссуре необходимо обеспечить главенствующую роль творческой составляющей в профессии, при этом не умаляя важности технических знаний (иногда говорят, что был бы хороший слух, а остальное приложится);
— успешная профессиональная деятельность звукорежиссера невозможна без профессионального и человеческого общения с творческими людьми — авторами и исполнителями записываемых произведений, поэтому звукорежиссер должен уметь работать в составе творческого коллектива и уметь общаться с членами этого коллектива на профессиональном языке (актерском, музыкантском и т.д.). Звукорежиссер должен знать психологию, терминологию и профессиональные задачи человека, находящегося «по ту сторону микрофона»;
— к звукорежиссерам в творческих коллективах часто относятся как к вспомогательному техническому персоналу. На них нередко возлагают вину за творческие неудачи, а вместе с тем распространено мнение, что звукорежиссеры практически не влияют на положительное восприятие результатов творческого труда;
— недостаточная четкость определения самого понятия «звукорежиссура» (аналогов этому понятию за рубежом нет), недостаточно четкое определение прав и обязанностей звукорежиссера в творческом коллективе, разное понимание роли звукорежиссера в процессе создания творческого продукта. Например,
«Википедия» (свободная интернет-энциклопедия. Режим доступа: http: //ru.wikipedia.org) дает следующее определение: «Звукорежиссёр или звукоинже-нер (англ. sound engineer) — техническая профессия, связанная с обработкой звука. Человек, владеющий этой профессией, занимается записью, обработкой, воспроизведением звука с помощью технических средств звуковых студий. Эта профессия востребована в таких отраслях, как звукозапись, радио и телевидение, озвучивание фильмов, обслуживание концертов, обработка (реставрация) звука».
В ходе экспериментального исследования и апробации методики обучения студентов, обучающихся по специализации «Звукорежиссура зрелищных программ», с получением по окончании обучения квалификации «Звукорежиссер» в Московском государственном университете культуры и искусств, нами были сделаны следующие выводы, которые основаны на следующих возможных путях решения поставленных задач:
1. Основная идея методики преподавания должна быть основана на двойственной природе звука (звук, с одной стороны, физическое явление, которое может быть зарегистрировано приборами, а с другой — эстетическая категория, объект реализации творческого потенциала звукорежиссера). Методика, таким образом, должна включать в себя две составляющие: образную и конкретную.
2. Преподаватель (особенно по «точным» дисциплинам) должен уметь донести материал как конкретным, так и образным способом. Необходимо некоторые количественные соотношения, описываемые сложнейшими формулами, объяснить на качественном, понятийном уровне, используя эмоциональные категории (то есть задействовать эмоциональную память). Содержание и способ изложения общепрофессиональных дисциплин должны быть доступны людям как с гуманитарным, так и с техническим складом ума.
3. Звукорежиссер — это художник, а не фотограф, бесстрастно фиксирующий созданный кем-то образ. В работе звукорежиссера должно чувствоваться личное отношение к создаваемым образам.
4. Обучение необходимо проводить в помещениях, специально оборудованных для звукорежиссерской деятельности (акустическая обработка, наличие достаточно большого парка как раритетного (аналогового), так и самого современного звукового оборудования).
5. Студент с первых шагов обучения должен создавать или, по крайней мере, участвовать в создании творческого продукта (например, записывая студентов-исполнителей или работая в составе студенческих творческих коллективов), неся при этом свою долю ответственности за конечный результат.
6. Необходимо воспитывать уважение к профессии звукорежиссера и умение передать это уважение окружающим людям.
7. Критериями отбора достойных обучаться звукорежиссуре должны быть: общий культурный уровень; креативность мышления; музыкальный слух; музыкальный вкус; музыкальная грамотность; знание специфики работы, задач и инструментария звукорежиссера.
8. Преподаватель, формирующий профессиональную компетентность студентов-звукорежиссеров, должен заниматься активной творческой профессиональной деятельностью, в совершенстве владеть мастерством звукорежиссера, обладать высоким общим культурным уровнем, профессиональным опытом.
Примечания
1. Алдошина И. А. Роль основ научно-теоретических знаний в процессе обучения студентов / И.А. Алдошина // Современные аудиовизуальные технологии в художественном
творчестве. Проблемы подготовки специалистов: [материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. 21 февраля 2007]. — СПб.: СПбГУП, 2007. — С. 42-44.
2. Алдошина И. А. Музыкальная акустика / И.А. Алдошина, Р. Приттс. — СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2006.
3. Динов В. Г. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре / В.Г. Динов. — СПб., 2000.
4. Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры. Оборудование студий /Б.Я. Меерзон. — М., 1996.
5. Ньюэлл Ф. Р. Звукозапись: акустика помещений: пер. с англ. / Ф.Р. Ньюэлл; под ред. А Кравченко. — М., 2004.
6. Чудинов А. К. Вопросы материально-технического обеспечения учебных студий звукозаписи / А.К. Чудинов //Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве. Проблемы подготовки специалистов: [материалы IV всероссийской научно-практической конференции. 21 февраля 2007]. — СПб.: СПбГУП, 2007. — С. 54-56.