Научная статья на тему 'К вопросу о рациональных приёмах запоминания учебного материала'

К вопросу о рациональных приёмах запоминания учебного материала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
память / заучивание / рациональные приёмы / смысловое запоминание / повторение / применение

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Ф. Булычёва

В статье затронуто удивительное свойство человеческого сознания память, так как человеку с каждым годом всё больше и больше надо знать и помнить. Успешность сохранения в памяти воспринимаемого во многом зависит от внимания и заинтересованности работой. Трудолюбие, внимательность, усидчивость неизмеримо усиливают возможности человеческой памяти, делают её более гибкой и прочной, развивают способности человека и ведут его к успеху. Глубокие знания достигаются только в результате упорного труда. Как надо повторять учебный материал, чтобы он наилучшим образом «уложился» в голове? Успешность заучивания зависит от использования рациональных (разумных) приёмов, которые и описаны в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о рациональных приёмах запоминания учебного материала»

К вопросу о рациональных приёмах запоминания

учебного материала

М.Ф.Булычёва

Университет общественной безопасности Республики Узбекистан

Аннотация: В статье затронуто удивительное свойство человеческого сознания - память, так как человеку с каждым годом всё больше и больше надо знать и помнить. Успешность сохранения в памяти воспринимаемого во многом зависит от внимания и заинтересованности работой. Трудолюбие, внимательность, усидчивость неизмеримо усиливают возможности человеческой памяти, делают её более гибкой и прочной, развивают способности человека и ведут его к успеху. Глубокие знания достигаются только в результате упорного труда. Как надо повторять учебный материал, чтобы он наилучшим образом «уложился» в голове? Успешность заучивания зависит от использования рациональных (разумных) приёмов, которые и описаны в статье.

Ключевые слова: память, заучивание, рациональные приёмы, смысловое запоминание, повторение, применение

To the question of rational methods of memorizing

educational material

M.F.Bulycheva

University of Public Security of the Republic of Uzbekistan

Abstract: The article touches upon an amazing property of human consciousness - memory, since every year a person needs to know and remember more and more. The success of retaining what is perceived in memory largely depends on attention and interest in the work. Diligence, attentiveness, perseverance immeasurably enhance the possibilities of human memory, make it more flexible and durable, develop a person's abilities and lead him to success. Deep knowledge is achieved only as a result of hard work. How should the training material be repeated so that it "fits" in the head in the best possible way? The success of memorization depends on the use of rational (reasonable) methods, which are described in the article.

Keywords: memory, memorization, rational methods, semantic memorization, repetition, application

Величайшее чудо на свете - это человеческий мозг с его невероятными ресурсами, и среди них - возможность сохранять в памяти виденное и слышанное и в случае необходимости вызывать это снова и снова.

Память - удивительное свойство человеческого сознания.

В любой момент мы можем окинуть взглядом события далёкого детства, вспомнить содержание книги, прочитанной много лет назад, представить лицо человека, с которым вчера беседовали, восстановить логическую последовательность мысли, защищавшейся нами в недавнем споре с другом, может быть, даже покраснеть от стыда, вспомнив резкость, проявленную при этом. Память предоставляет нам возможность совершить путешествие по следам нашего прошлого и воссоздать, возобновить то, что было увидено и услышано, продумано и пережито.

Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Воспринимаем ли мы что-либо (в форме образов), выполняем ли те или иные действия, обдумываем ли вслух или про себя, переживаем ли какие-нибудь чувства - всё это при известных условиях с разной полнотой и прочностью запоминается и сохраняется в памяти. А то, что запомнилось и сохранилось, иногда узнаётся как нечто знакомое, иногда же воспроизводится, то есть снова отражается, в мозгу в виде возобновляющихся образов, мыслей, чувств. Поэтому можно говорить о взаимно связанных процессах запоминания, сохранения и последующего узнавания или воспроизведения, в целом образующих человеческую память.

Человеку надо много знать и много помнить, и с каждым годом всё больше и больше. На помощь человеку приходят книги, всевозможные записи, кинофильмы, аудиокниги, диски с огромными объёмами информации, компьютеры и всевозможные высокотехнологичные гаджеты. Но все эти достижения человеческого гения не обесценивают, а лишь оттеняют чудесную силу памяти человека.

Успешность запоминания, сохранения воспринимаемого в памяти во многом зависит от сосредоточенности человека, от его внимания, от заинтересованности работой, от своего рода «влюблённости» в дело. Недаром говорят: «Внимание - резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы». Это правило действует и в музее на экскурсии, и на занятии в университете, и в профессиональной сфере. Одной из причин того, что человек забыл какие-то факты, слова или мысли, является невнимательность к ним в момент, когда он их воспринимал, говорил о них или думал. Дефект памяти оказывается на поверку дефектом внимания.

Зачастую можно наблюдать, что способный человек, обладающий хорошей памятью (а кто станет отрицать, что хорошая память и хорошие способности -

близкие родственники), отстаёт от других только потому, что не заставляет себя быть внимательным и прилежным. Трудолюбие, внимательность, усидчивость неизмеримо усиливают возможности человеческой памяти, делают её более гибкой и прочной, развивают способности человека и ведут его к успеху в учёбе и последующей работе.

Рассказывая в своей книге «Педагогическая поэма» о подготовке колонистов к поступлению на рабфак, А.С.Макаренко вспоминал: «Особенно поражал нас учебной страстью Бурун. В редких случаях его надо было поощрять. С молчаливым упорством он осиливал не только премудрости арифметики и грамматики, но и свои сравнительно слабые способности. Самый несложный пустяк, грамматическое правило, отдельный тип арифметической задачи он преодолевал с большим напряжением, надувался, пыхтел, потел, но никогда не злился и не сомневался в успехе. Он обладал замечательно счастливым заблуждением: он был глубоко уверен, что наука в самом деле такая трудная и головоломная вещь, что без чрезмерных усилий её одолеть невозможно. Самым чудесным образом он отказывался замечать, что другим те же самые премудрости даются шутя, что Задоров не тратит на учёбу ни одной лишней минуты сверх обычных школьных часов, что Карабанов даже и на уроках мечтает о вещах посторонних и переживает в своей душе какую-нибудь мелочь из жизни колонии, а не задачу или упражнение. И, наконец, наступило такое время, когда Бурун оказался впереди товарищей, когда их талантливо схваченные огоньки знаний сделались чересчур скромными по сравнению с солидной эрудицией Буруна».

Прочные, обширные, глубокие знания, относящиеся к достаточно широкому кругу предметов, так называемая эрудиция, достигается только в результате большой работы, упорного, напряжённого труда.

Обратимся к идеям величайшего греческого учёного Аристотеля, подметившего в процессах памяти определённую закономерность. Позднее она получила название «закон ассоциации». Надо также рассказать и о тех практических выводах, которые сделала психология из этого закона.

Слово «ассоциация» означает «союз», «связь». В данном случае имеется в виду связь между психическими явлениями, между представлениями, то есть образами прошлого. Представления связываются между собой на основании трёх принципов.

Во-первых, восприятия или представления могут вызывать другие представления, которые когда-то переживались - одновременно с ними или непосредственно вслед за ними (ассоциации по смежности). Во-вторых, восприятия или представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с прежними (ассоциации по сходству). И наконец, третий принцип:

восприятия и представления могут вызывать представления, в чём-либо противоположные, более или менее контрастирующие с имеющимися (ассоциации по контрасту).

Психологами давно подмечено, что течение ассоциаций, а следовательно, и возобновление образов прошлого зависит от того, что человека волнует, беспокоит и тревожит в настоящий момент. Эти переживания влияют на ход ассоциаций, препятствуя установлению шаблонных связей (стол - стул, кошка -собака, рука -нога). Ассоциации играют важную роль в процессе запоминания и воспроизведения. Запомнить что-либо - значит связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что подлежит запоминанию, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциацию. Для того чтобы ассоциация закрепилась, необходимо совпадение во времени действия двух психических процессов. Они должны переживаться одновременно и вместе с тем иметь определённое значение для человека. Именно в силу этого в дальнейшем возникновение одного из этих процессов как бы тянет за собой (мы говорим «по ассоциации») другой, в прошлом совпадающий с ним процесс. Типы ассоциаций не сводятся к трём классическим категориям (смежность, сходство, контраст). В процессах запоминания и воспроизведения исключительную роль играют смысловые связи.

В смысловых связях отражаются отношения в первую очередь между причинами и следствиями, а также между целым и его частями, общим положением и частными выводами из него и т.д.

Память человека - это двери, распахнутые в его прошлое, вчерашнее и далёкое, сохранившееся в сознании и полустёртое. Наша память, как правило, для нас же самих загадка: почему мы одно помним, другое забываем; почему, казалось бы, пустяковое событие врезается в наш мозг и сохраняется надолго, а другое, бесспорно важное, испаряется из памяти; почему беглый взгляд на человека вызывает мысли о каком-то другом, на него ничуть не похожем; почему задача, которую никак не удаётся решить, запоминается, а успешно решённая сразу же стирается, как будто ластиком по ней провели?

За этими многочисленными «почему» следуют не менее многочисленные «как». Как улучшить свою память, какие способы запоминания наиболее продуктивны, как надо повторять учебный материал, чтобы он наилучшим образом «уложился» в голове? На эти «почему» и «как», если не на все, то на многие, может ответить психология. В копилку «знаний о себе» эти сведения, бесспорно, должны войти.

В созидательной творческой деятельности человека память - это одна из составных частей, от которых зависит успешность и продуктивность творчества. Не в меньшей степени это зависит и от гибкого ума, обострённого внимания, непреклонной воли, направленной на преодоление трудностей, глубоких

интересов, систематического образования и от многих других психологических и иных факторов.

Конечно, если человек при прочих равных условиях обладает и редкой памятью, то это придаёт особый блеск его таланту и облегчает ему путь к мастерству. По свидетельству одного из современников, А.С.Пушкин при поступлении в лицей «особенно отличался необыкновенной своей памятью». Стоило ему прочесть раза два какое-нибудь стихотворение, и он уже мог повторить его наизусть.

Замечательной зрительной памятью обладал известный французский художник Густав Доре, великолепные иллюстрации которого к книгам Рабле, Сервантеса, Данте хорошо известны во всех странах. Однажды ему был заказан рисунок альпийской природы. Рисунок он должен был сделать с фотографии, однако, уходя от заказчика, он забыл фотоснимок. Возвращаться было некогда, и Доре сделал рисунок по памяти. И что же! Рисунок явился точной копией фотографии.

Число примеров удивительной памяти многих замечательных писателей, художников, композиторов, полководцев огромно. А.Толстой, И.Левитан, Н.Ге, В.А.Моцарт, М.Балакирев, А.Суворов, А.Алёхин - этот список легко продолжить.

Однако можно назвать во много раз большее число известных и талантливых людей, которые не обладали сколько-нибудь выдающейся памятью. У некоторых из них была даже слабая память (например, Фарадей не мог обойтись без всевозможных записей и заметок). Но самое главное заключается в том, что и самых обычных объёмов и прочности памяти достаточно для того, чтобы творчески, успешно и оригинально выполнять любую общественно ценную деятельность.

Напомним, что память - лишь одно, но не единственное условие продуктивности человеческого творчества. Не вздыхать по поводу того, что у него обыкновенная или даже неважная память, не завидовать людям с редкой памятью, а правильно распорядиться возможностями своей памяти - вот задача, которая стоит перед каждым человеком, задумывающимся над вопросом развития своих способностей.

Оставим в стороне поражающие нас случаи феноменальной памяти и вычислительных способностей, практически бесплодную мнемотехнику и перейдём к предмету более прозаическому: ответу у доски на занятии, запоминанию учебного материала. Как же сделать запоминание более продуктивным, коль скоро мы не открыли у себя феноменальных способностей, а мнемотехника как панацея от всех неприятностей нами отвергнута?

Очевидно, для этого надо знать некоторые специальные условия и приёмы успешного запоминания.

Речь пойдёт не о каких-то рецептах, которые могут сразу чудесным образом усовершенствовать память человека, как это обещают мнемонисты. Таких рецептов нет. Но если знать, что способствует запоминанию изучаемого материала, а что, наоборот, мешает, то можно организовать свою работу с учётом этих условий. В этом и кроется «секрет» успешного запоминания.

Предположим, вам необходимо запомнить, с тем, чтобы потом пересказать, параграф учебника, причём именно такой, который, как говорится, никак не укладывается в голове. Первый совет сводится к тому, чтобы вы, приступая к запоминанию, ставили перед собой цель - запомнить этот параграф навсегда. Не до завтрашнего дня, когда вас должен обязательно спросить преподаватель, не до экзамена, а именно навсегда.

Этот практический совет научно обоснован, причём простым экспериментом. Испытуемым, которые были разбиты на две группы, предлагали дважды прослушать или прочитать текст и постараться его запомнить. Причём первой группе было заранее сообщено, что их будут спрашивать по данному материалу завтра, а второй - что опрос будет произведён через неделю. В действительности и те, и другие были обмануты: опрос состоялся только через месяц. Выяснилось, что вторая группа запомнила материал намного лучше, чем первая. Что же произошло? Установка человека на длительное и прочное сохранение материала в памяти создала условия для лучшего запоминания.

Но одного желания помнить то, что заучивается, конечно, недостаточно. Существенно важно, на какой тип запоминания вы ориентируетесь, потому что запоминание бывает как механическое, так и смысловое.

С механическим запоминанием связано много нелестных эпитетов и синонимов. «Зубрёжка», «долбня», «долбила», «учить в зубрятку», «зубряй, «зубрила-мученик» - от этих слов веет воспоминаниями бурсы, старой классической гимназии, церковноприходской школы. Мы читаем в «Очерках бурсы» Н.Помяловского: «Главное свойство педагогической системы в бурсе -это долбня, долбня ужасающая и мертвящая. Она проникала в кровь и кости ученика. Пропустить буквы, переставить слово считалось преступлением. Ученики, сидя над книгой, повторяли без конца и без смысла: «стыд и срам, стыд и срам, стыд и срам... потом, потом...постигли, стигли, стигли...стыд и срам потом постигли.» Такая египетская работа продолжалась до тех пор, пока навеки нерушимо не запечатлевалось в голове ученика «стыд и срам.» Над всем царила всепоглощающая долбня. что же удивительного, что такая наука поселяла только отвращение в ученике и что он скорее начнёт играть в плевки или проденет из носу в рот нитку, нежели станет учить урок?»

Знания и умения в результате механического заучивания оказываются малополезными, формальными, неглубокими. Усвоенный таким образом материал часто трудно применить на практике, особенно в новых условиях.

Всё это показывает, что «зазубривание», в основе которого лежит однообразное повторение заучиваемого материала, - трудоёмкая работа, крайне неэкономный и в общем непродуктивный способ запоминания. В особенности этот способ заучивания плох, если материал, подлежащий запоминанию, сам по себе внутренне организован и упорядочен.

Приведём простой пример. Дадим кому-либо запомнить ряд цифр.

Первый ряд: 9 5 3 4 2 8 1 (всего 7 цифр).

Повторив цифры про себя, испытуемый их запомнит и через несколько минут легко воспроизведёт. Тогда прибавим ещё три цифры.

Второй ряд: 5 8 2 7 0 0 9 2 3 6 (всего 10 цифр).

С некоторым затруднением он, быть может, справится с этим заданием. Тогда предложим ему запомнить ещё больший ряд цифр.

Третий ряд: 1 4 4 1 2 1 1 0 0 8 1 6 4 4 9 3 6 2 51 6 9 4 1 (всего 24 цифры).

Эта последняя задача, по всей вероятности, покажется невыполнимой. Между тем запомнить и воспроизвести эти двадцать четыре цифры легче, чем предыдущие десять. Секрет в том, что для заучивания второго ряда приходится использовать только механическое запоминание (цифры эти между собой не связаны логически), а для третьего ряда может быть применено смысловое (цифры этого ряда представляют собой написанные подряд квадраты чисел от 12 до 1).

Успешность заучивания зависит от использования рациональных (разумных) приёмов, без которых человеку приходится затрачивать лишнее время и силы на запоминание. Что здесь имеется в виду?

Первым этапом должно быть предварительное обдумывание, мыленный анализ текста, выделение в нём наиболее существенного. На этом этапе, во-первых, важно добиваться понимания трудных мест; во-вторых, нужно стараться припомнить из ранее изученного материала то, что способствует усвоению нового. Не поняв изучаемого материала, нельзя его заучивать. Затем важно установить логическую последовательность частей материала, то есть его план, который можно составить мысленно, а в иных случаях письменно или путём продуманного подчёркивания и проставления цифр, выделяя «логический каркас» изучаемого материала.

Как составляется план для запоминания?

Нужно прежде всего попытаться сгруппировать материал по смыслу. Другими словами, надо разбить запоминаемый текст на смысловые куски,

объединённые одной, хотя бы и маленькой, темой. Быть может, уже при чтении удастся отметить, где кончается один смысловой кусок и где начинается новый.

Производя смысловую группировку, мы тем самым подготавливаем другой важный процесс, обеспечивающий запоминание, - выделение смысловых «опорных пунктов». Чаще всего ими являются названия разделов материала, основные определения, формулировки, содержащие в сжатом, сокращённом виде самое существо того, что подлежит запоминанию. Иногда «опорными пунктами» становятся легко запоминающиеся «вехи» (отдельные яркие образы, имена, выражения), которые помогают усвоить связанные с ними мысли и переходы от одних частей текста к другим.

Таким образом, короткий, всего в несколько строчек, план может быть легко развёрнут в содержательный и довольно подробный рассказ. Ценность такого плана в том, что он вскрывает внутренние закономерные связи в запоминаемом материале и тем самым способствует сохранению его в памяти.

По данным одного эксперимента, при простом запоминании через 9 дней было забыто около половины учебного материала, а при запоминании с планом - в два раза меньше.

Даже если план забыт и человек, его составлявший, не может вспомнить пункты и разделы, тем не менее благотворное влияние самой работы по составлению плана продолжает сказываться на результатах запоминания. Исследования психологов показали, что студенты, которые составляли план, но вспомнить его не могут (или плохо его помнят), всё-таки значительно лучше воспроизводят учебный материал по сравнению с теми, кто никакого плана не составлял.

Таким образом, ясно, что не столько результат составления плана (бумажка с двумя-тремя десятками слов), сколько сама деятельность по логическому анализу материала, нахождению внутренних связей, причинных зависимостей, без которой ни толкового плана, ни конспекта не составишь, играет важнейшую роль при запоминании.

Итак, в противоположность механическому смысловое, или логическое, запоминание является высшим видом запоминания, верным союзником человека в учении, практической деятельности, повседневной жизни. Только в том случае, если исчерпаны все возможности осмыслить материал, который необходимо запомнить (а с таким материалом мы встречаемся крайне редко), можно прибегнуть к какому-нибудь мнемотехническому (вспомогательному, искусственному) приёму или перейти к механическому заучиванию.

Смысловое запоминание, как и механическое, не может обойтись без повторения. Разница, однако, в том, что при смысловом заучивании повторение уже второй этап, а при механическом - и первый, и последний этапы заучивания.

Да и повторять нужно, как говорится, с умом, действуя не столько числом повторений, сколько умением повторять. В том, что и повторять надо умеючи, убедиться нетрудно.

Специальные опыты показали, что гораздо более целесообразно не просто повторно воспринимать материал (например, вновь и вновь перечитывать стихотворение), а как можно раньше переходить к попыткам его воспроизвести. Вспомнить.

И не беда, если мы будем воспроизводить заучиваемый материал с ошибками, допуская неточности. При попытках хоть частично воспроизвести текст легко можно заметить более трудные для точного запоминания выражения, обороты и целые крупные куски. А при простом, механическом повторении равное время и равные усилия тратятся и на трудное, и на лёгкое.

Так, одной из двух групп студентов было предложено усвоить определённый материал путём четырёхкратного его прочтения. Другой же группе испытуемых было предложено тот же материал два раза прочитать и два раза воспроизвести (вперемежку). В результате эксперимента выяснилось, что использование второго приёма значительно повышает продуктивность запоминания.

Даже хорошо понятые и один раз правильно воспроизведённые мысли или факты без повторения забываются. Однократно услышанная информация запоминается лишь на 10%. Если человек не только слышит её, но и видит (текст, презентация) - на 15 -20%. При повторении же материал запоминается на 40%, а при ещё одном повторении - на 60%. Чтобы усвоить материал полностью, нужно повторить его не менее пяти раз.

Человеческой памяти проще работать в порядке, чем в хаосе. Для того чтобы помочь своей памяти, держите все свои заметки в одном ежедневнике и записывайте туда любые интересные идеи, которые приходят вам в голову. Держите самые важные для вас записи в одной папке. Как сама школа, стара и поговорка: «Повторение - мать учения».

Какой вывод следует из этого? Во-первых, повторение необходимо не только для того, чтобы запомнить материал, но и для того, чтобы сделать это запоминание прочным, оно необходимо для закрепления. Во-вторых, забывание идёт особенно интенсивно именно в первые дни, а потому-то и повторять гораздо продуктивнее в первые дни, пока материал ещё не забыт, повторять, что называется, «по горячим следам». Немецкий психолог Герман Эббингауз вывел кривую забывания, на которой чётко видно, что 50-80% информации забывается в этот же день в первые 24 часа, на 7-ой день ещё 10%, и на 30-ый день последние 10% полученной информации исчезают из вашей памяти. Следовательно, чтобы избежать этого, Эббингауз предложил интервальное повторение: необходимо

потратить всего 10 минут на повторение «по горячим следам» в первый день, затем уделить 5 минут на 7-ой день на повторение смысловых «опорных пунктов» составленного плана и трудных для воспроизведения блоков текста, а на 30-ый день ещё 5 минут на воспроизведение материала по пунктам плана. И таким образом материал, если правильно распределите время на повторение, потратив на это всего 20 минут, остаётся в памяти навсегда.

Остаётся сделать ещё одно, последнее замечание. Повторение необходимо для закрепления заучиваемого в памяти. Но всё-таки лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти - это попытаться практически применить те знания, которые мы стремимся усвоить. На этот счёт метко выразился один видный учёный, сказав: «Настоящая мать учения не повторение, а применение». Соединяя обучение с участием в деятельности по выбранной специальности, мы создаём для себя наилучшие условия для запоминания тех знаний и сведений, без которых в жизни нельзя обойтись.

Использованная литература

1. С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» Академия наук РФ - М. 1991г.

2. А.В.Петровский «Что мы знаем и чего мы не знаем о себе?» Педагогика -М.1998

3. Narkulova I. R. PROJECT TECHNOLOGY AS A MEANS OF DEVELOPING THE INDIVIDUALITY OF CADETS //International journal of conference series on education and social sciences (Online). - 2023. - Т. 3. - №. 1.

4. Наркулова, Индира Рустам Кизи СВОЙСТВА ГЛАГОЛОВ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ // ORIENSS. 2022. №Special Issue 28. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/svoystva-glagolov-aktivnogo-vospriyatiya-v-sovremennom-russkom-yazyke (дата обращения: 03.02.2023).

5. Закирова А. О., Наркулова И. Р. К. Роль русского языка в работе сотрудников органов внутренних дел //Science and Education. - 2023. - Т. 4. - №. 1. - С. 737-740.

6. Наркулова И. Р. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ //International journal of conference series on education and social sciences (Online). - 2022. - Т. 2. - №. 7.

7. Наркулова И. Р. К. ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ВОЕННЫХ ЮРИСТОВ» КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН) //Academic research in educational sciences. - 2022. - Т. 3. - №. 3. - С. 225-233.

8. Ёкубова И. Р. Роль синтаксической сочетаемости глаголов восприятия при изучении русского языка в высших военных учебных учреждениях //International scientific review. - 2019. - №. LXIV. - С. 77-81.

9. Наркулова И. Р. К. СВОЙСТВА ГЛАГОЛОВ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ //Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2022. - Т. 2. - №. Special Issue 28. - С. 421-423.16:48

10. Ёкубова И. Р. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТА В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ С ГЛАГОЛАМИ ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ //LBC 72 Modern science International scientific journal, № 04, Vol. I, 2019. - 2019. - С. 307.

11. Narkulova I. R. VERBS OF PERCEPTION IN RUSSIAN AND THE WAYS OF THEIR TEACHING TO CADETS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS //International journal of conference series on education and social sciences (Online). - 2022. - Т. 2. - №. 8.

12. Наркулова И. Р. К. Реализация межпредметных связей через бинарные занятия (на примере дисциплин «Русский язык» и «Гражданское право») //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 11. - С. 932-935.

13. Наркулов А. К. У. "Алгоритмизация как эффективный метод оптимизации патрулирования." Science and Education 4.1 (2023): 1165-1168.

14. Наркулов А. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ К ПРИМЕНИЮ СИЛОВЫХ СПОСОБОВ ЗАДЕРЖАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ //Образовательные исследования в универсальных науках. - 2022. - Т. 1. - №. 4. - С. 117-122.

15. Наркулов А. К. У. Патрулирование основа обеспечения общественного порядка //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - No. 11. - С. 1334-1339.

16. Наркулов А. К. У. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМУ //Academic research in educational sciences. - 2022. - Т. 3. - No. 3. - С. 217-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.