существующим стандартам по проектированию лестниц [8] и являются минимальными.
Список использованной литературы
1. Парфёненко А.П. Нормирование требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и выходам в зданиях детских дошкольных образовательных учреждений: дис. ...канд. тех. наук (научный рук. Холщевников В.В.) - М.: АГПС МЧС России, 2012.
2. Система нормативных документов в строительстве. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы: СП 1.13130.2009. - Введ. 25.03.2009. - М.: Приказ МЧС России от 25.03.2009 № 171.
3. Приказ МЧС России № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности». - М., Рег. № 14486. -2009.
4. Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила СССР. Общественные здания и сооружения: СНиП 2.08.02-89*. - Введ. 01.01.1990. - М.: Госстрой СССР, 1989. - 48 с.
5. Предтеченский В.М. Проектирование зданий с учетом организации движения людских потоков: Учеб. пособ. для вузов / В.М. Предтеченский, А.И. Милинский. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Стройиздат, 1979. - 375 с.
6. Нойферт Э Строительное проектирование/Э. Нойферт. - перевод с немецкого: К.Ш. Фельдмана, Ю.М. Кузьминой. - М.: Стройиздат, 1991. - 392 с.
7. Саркисян А.А Формирование правильной ходьбы у детей младшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания: автореф. дис. пед. наук / А.А. Саркисян. - М., 1983. - 23 с.
8. Государственный стандарт Союза СССР. Марши и площадки лестниц железобетонные. Технические условия: ГОСТ 9818-85. - Введ. 01.01.86. - М.: Государственный строительный комитет СССР, 1985.
К ВОПРОСУ О РАБОТЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В.П. Перминов, доцент, О.Ю. Исаева, доцент, к.т.н., доцент, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа
Постоянная работа по выбору оптимальных параметров подготовки специалистов пожарной безопасности привела к выходу на федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность [1], который предложен вузам в качестве проекта. Многолетняя практическая работа кафедры в этом же
направлении позволяет обозначить некоторые спорные и солидарные моменты по переходу на данный стандарт.
Надо отметить, что, по мнению подавляющего большинства педагогов и специалистов МЧС данного профиля, острой необходимости пересмотра стандарта с такой частотой (5-6 лет) не наблюдается. Во всяком случае, если рассматривать главную причину появления стандартов, как попытку упорядочения действующих в разных условиях, но в одном направлении групп, он ничего нового не принес. В духе традиций последнего десятилетия, не совсем позитивных для технического образования, он представляет собой достаточно «размытый» документ, в котором под видом свободы выбора может быть спокойно реализована необязательность ключевых элементов подготовки специалиста. Так уход от группировки дисциплин по циклам (гуманитарные, естественно-научные и т.п.) с одной стороны дал свободу маневра, с другой -может быть использован для выхолащивания теоретических базовых знаний инженерной специальности. Нет внятных пояснений по использованию зачетных единиц (их количественной величине в академических часах, ограничениям по удельным величинам в учебном процессе, маневра при определении специализаций), что было в предыдущей редакции стандарта.
Так, достаточно спорным представляется наличие в стандарте возможности реализации ускоренного обучения (п. 3.3) при повсеместном запрете на сокращение сроков для лиц, имеющих среднее профессиональное образование по данному направлению. Такой подход может быть реализован в единичных случаях и должен отражаться скорее в документе, содержащем исключения из требований стандарта, нежели в самом стандарте.
Размыта грань между применением электронного обучения и дистанционных технологий (п. 3.9), что характерно, более для концептуального документа, нежели для стандарта.
Перспективным является разрешение стандартом реализации образовательной программы в сетевой форме, что в свете возможности привлечения ресурсных организаций [2] может существенно поднять уровень освоения профессиональных компетенций.
Иначе, как данью пресловутой политкорректности не назовешь п. 3.11 по возможности использования в реализации образовательной программы государственных языков республик Российской Федерации. Эта возможность для любого грамотного технического специалиста в настоящее время умозрительна, а закладка её на перспективу, при такой частоте смены стандартов бесполезна.
Общая редакция стандарта представляется очень рыхлой, размытой, лишенной выраженной логической уравновешенности (дубляж компетенций, их несоразмерность, стремление втиснуть в их требования необъятное, непропорциональность объемов и числа компетенций и профессиональных задач, которые должен решать выпускник). Создается впечатление, что это «лоскутное одеяло» создавалось обособленными группами и затем сшивалось на скорую
руку.
Спорным в существующих формулировках и рамках предлагаемой образовательной программы является требование подготовки выпускника для
производства судебных пожарно-технических экспертиз для различных видов судопроизводства, что, как известно, требует гораздо более высокой степени подготовки эксперта, нежели подготовка выпускника вуза. Если же речь идет об ознакомлении с основами такой деятельности, то так и надо писать.
Загрузка стандарта общекультурными компетенциями целеполагаемо оправдана, но при этом совершенно не подкреплена бюджетом времени, жестко посчитанном для специальных дисциплин, и не учтенном в блоке гуманитарном, большую часть которого составляют дисциплины не связанные с требуемыми компетенциями. Отказаться от компетенций не позволяет мода на них, а полноценно реализовать - бюджет времени: классические «ножницы» желаемого и действительного.
Спорны отдельные требования стандарта по «высоте планки». Например, требовать от выпускника вуза, пришедшего туда из школы «способности руководить оперативно-тактическими действиями подразделений пожарной охраны по тушению пожаров», аналогично тому, что требовать от молодого лейтенанта способности руководить в бою сразу батальоном. По-видимому, часть требований стандарта следует вывести в отдельную группу. Допустим, для лиц, получающих дополнительное образование на базе высшего специального (имеющих богатый опыт подобного управления в низовых звеньях). Либо понизить планку требований до «знать основы руководства».
Не вызывает согласия и существенное сокращение времени на подготовку и выполнение выпускной квалификационной работы в пользу практик, что не только понижает реализацию самостоятельности выпускника, но и сильно осложняет объективный контроль его знаний и умений.
В мотивации разработки и постоянного совершенствования стандартов часто указывается причина соответствия образования вызовам времени, но при этом как-то упускается из виду, что этим требованиям должна соответствовать вся образовательная цепочка. Пресловутое ЕГЭ, формализовавшее контроль, и ставшее притчей в сфере злоупотреблений, сильно снизило планку уровня знаний для поступления на технические специальности вузов, что прямо повлияло на способность освоения образовательной программы. Стандарт этого «не заметил», но это обязательно заметят педагоги, а как показывает практика жесткость норм, ни разу не смогла победить «человеческий фактор». И то, что в анекдотах миром правят в основном «троечники» и «мажоры» совсем не так оптимистично в жизни и объясняет рост количества аварий и катастроф. Всё учащающиеся случаи некомпетентности специалистов это результат раздвоенности сознания, когда общество желает жить по высоким стандартам, но не желает достойно платить за это, ни деньгами, ни трудом, ни ответственностью.
К чести разработчиков стандарта, они указали критерии по соотношению преподавателей и обучаемых, хотя реализация этих значений и затруднена результатами реформ образования последних лет (тенденция увеличения нагрузки преподавателя, снижение норм времени на текущий контроль успеваемости, снижение планки сложности самостоятельной работы студента из-за отсутствия у педагога бюджета времени на индивидуальное руководство, не учет количества возвратов работ на переделку и, как следствие, формализация проверок). Всё это
не внушает оптимизма. Но, поскольку мы уже не первый год на этом пути, результаты не заставят себя долго ждать. Только вряд ли мы им обрадуемся.
Список использованной литературы
1. Приказ Минобрнауки РФ от 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки (специальности) 20.05.01 Пожарная безопасность (уровень специалитета)»
2. Весна Е.Б., Гусева А.И. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ // Современные проблемы науки и образования, 2013. - № 6.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОСОБЕННОСТЯМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
А.А. Пермяков, соискатель, А.А. Кузьмин, доцент, к.п.н., Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург
Увеличение продуктивности процесса профессиональной подготовки квалифицированных сотрудников для Государственной противопожарной службы (ГПС) на базе использования современных новых эффективных форм и методов формирования новых профессиональных компетенций является важной задачей, которая стоит перед преподавательским составом пожарно-технических вузов. Таким эффективным методом профессионального обучения квалифицированных специалистов, который уже получил достаточно широкое применение в других отраслях народного хозяйства, как за рубежом, так и в Российской Федерации, могут быть учебные деловые игры (далее - ДИ).
Учебные ДИ, основанные на использовании высокопроизводительных персональных компьютеров, дают возможность эмулировать все разнообразие детерминированных и стохастических процессов, поддерживая в режиме временного сжатия взаимозависимый поток конгруэнтных ситуаций, протекающих в реальной жизни подразделений ГПС. В ходе проведения учебных ДИ курсантам и студентам предоставляется потенциальная возможность на базе анализа конкретной, но перманентно меняющейся оперативной обстановки находить и формулировать требуемые сценарием игры решения, которые могут оперативно учитываться персональным компьютером в ходе моделирования последующих фаз эволюции игры. Поэтому применение ДИ как формы обучения может обеспечить необходимые условия для объективной оценки уровня сформированности необходимых профессиональных компетенций у субъекта ДИ, способствует росту его профессионализма и закреплению необходимых практических навыков.