Научная статья на тему 'К вопросу о путях совершенствования законодательства о частной детективной и охранной деятельности'

К вопросу о путях совершенствования законодательства о частной детективной и охранной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
частная детективная и охранная деятельность / правоохранительная деятельность / лицензирование / технические средства негласного получения информации / оперативно-розыскная деятельность / взаимодействие / профессиональная подготовка / private detective and security activities / law enforcement activities / licensing / technical means of secretly obtaining information / operational investigative activities / interaction / professional training

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеев Сергей Николаевич, Ремизов Павел Владимирович, Уваров Максим Александрович

Цель исследования. В научной статье рассматриваются значимые направления совершенствования законодательства о частной детективной и охранной деятельности, касающиеся: лицензирования частных детективов и охранников, а также предъявляемых к соискателям этих статусов квалификационных требований; применения частными детективами технических средств; взаимодействия частных детективов и частных охранных организаций с правоохранительными органами. Целью исследования является выявление существующих в этой сфере проблем правового регулирования, а также оформление наиболее эффективных путей их решения. Выводы. В результате проведённого исследования сделан вывод о необходимости более интенсивного использования потенциала субъектов частной детективной и охранной деятельности для решения задач правоохранительной направленности. Это требует пересмотра требований, предъявляемых к соискателям лицензии на право осуществлять частную детективную деятельность, а также квалификационных требований к работникам частных охранных организаций. В научной статье также внесён ряд предложений, направленных на совершенствование порядка взаимодействия частных детективов и частных охранных организаций с правоохранительными органами. Авторы считают необходимым: ввести классовый подход к лицензированию частных детективов; нормативно закрепить перечень технических и иных средств, разрешенных в деятельности частного детектива; повысить требования к претендентам на получение лицензии на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности; пересмотреть существующий порядок обмена информацией и взаимодействия частных детективов и МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексеев Сергей Николаевич, Ремизов Павел Владимирович, Уваров Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Ways to Improve Legislation on Private Detective and Security Activities

The purpose of the research. The scientific article examines significant areas for improving legislation on private detective and security activities, relating to: licensing of private detectives and security guards, as well as the qualification requirements for applicants for these statuses; the use of technical means by private detectives; interaction of private detectives and private security organizations with law enforcement agencies. The purpose of the study is to identify existing problems of legal regulation in this area, as well as to design the most effective ways to solve them. Conclusions. As a result of the study, a conclusion was made about the need for more intensive use of the potential of subjects of private detective and security activities to solve law enforcement problems. This requires a revision of the requirements for applicants for a license to carry out private detective activities, as well as the qualification requirements for employees of private security organizations. The scientific article also makes a number of proposals aimed at improving the interaction of private detectives and private security organizations with law enforcement agencies. The authors consider it necessary: to introduce a class approach to licensing private detectives; establish a list of technical and other means permitted in the activities of a private detective; increase the requirements for applicants for a license to carry out private detective and private security activities; review the existing procedure for the exchange of information and interaction between private detectives and the Russian Ministry of Internal Affairs.

Текст научной работы на тему «К вопросу о путях совершенствования законодательства о частной детективной и охранной деятельности»

УДК 342 ГРНТИ 10.17

К вопросу о путях совершенствования законодательства о частной детективной и охранной деятельности

©Алексеев Сергей Николаевич3 о ©Ремизов Павел Владимирович2 Й ©Уваров Максим АлександровичЗ с

' Академия управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация 2 Нижегородская академия МВД России, г. Нижний Новгород, Российская Федерация а [email protected] ь [email protected] с [email protected]

Аннотация: Цель исследования. В научной статье рассматриваются значимые направления совершенствования законодательства о частной детективной и охранной деятельности, касающиеся: лицензирования частных детективов и охранников, а также предъявляемых к соискателям этих статусов квалификационных требований; применения частными детективами технических средств; взаимодействия частных детективов и частных охранных организаций с правоохранительными органами. Целью исследования является выявление существующих в этой сфере проблем правового регулирования, а также оформление наиболее эффективных путей их решения. Выводы. В результате проведённого исследования сделан вывод о необходимости более интенсивного использования потенциала субъектов частной детективной и охранной деятельности для решения задач правоохранительной направленности. Это требует пересмотра требований, предъявляемых к соискателям лицензии на право осуществлять частную детективную деятельность, а также квалификационных требований к работникам частных охранных организаций. В научной статье также внесён ряд предложений, направленных на совершенствование порядка взаимодействия частных детективов и частных охранных организаций с правоохранительными органами. Авторы считают необходимым: ввести классовый подход к лицензированию частных детективов; нормативно закрепить перечень технических и иных средств, разрешенных в деятельности частного детектива; повысить требования к претендентам на получениелицензии на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности; пересмотреть существующий порядок обмена информацией и взаимодействия частных детективов и МВД России.

Ключевые слова: частная детективная и охранная деятельность, правоохранительная деятельность, лицензирование, технические средства негласного получения информации, оперативно-розыскная деятельность, взаимодействие, профессиональная подготовка.

On the Issue of Ways to Improve Legislation on Private Detective and Security Activities

©Alekseev Sergey Nikolaevich3 o ©Remizov Pavel Vladimirovich26 ©Uvarov MaksimAleksandrovich3 c

'Management Academy ofthe Ministry oflnternalAffairs ofRussia, Moscow, Russian Federation 2Nizhny NovgorodAcademy ofthe Ministry oflnternalAffairs ofRussia, Nizhny Novgorod, Russian Federation a [email protected] b [email protected] c [email protected]

Abstract: The purpose of the research. The scientific article examines significant areas for improving legislation on private detective and security activities, relating to: licensing of private detectives and security guards, as well as the qualification requirements for applicants for these statuses; the use of technical means by private detectives; interaction of private detectives and private security organizations with law enforcement agencies. The purpose of the study is to identify existing problems of legal regulation in this area, as well as to design the most effective ways to solve them.

Conclusions. As a result of the study, a conclusion was made about the need for more intensive use of the potential of subjects of private detective and security activities to solve law enforcement problems. This requires a revision of the requirements for applicants for a license to carry out private detective activities, as well as the qualification requirements for employees of private security organizations. The scientific article also makes a number of proposals aimed at improving the interaction of private detectives and private security organizations with law enforcement agencies. The authors consider it necessary: to introduce a class approach to licensing private detectives; establish a list oftechnical and other means permitted in the activities of a private detective; increase the requirements for applicants for a license to carry out private detective and private security activities; review the existing procedure for the exchange of information and interaction between private detectives and the Russian Ministry oflnternalAffairs.

Keywords: private detective and security activities, law enforcement activities, licensing, technical means of secretly obtaining information, operational investigative activities, interaction, professional training.

For citation: Alekseev S.N., Remizov P.V., Uvarov M.A. On the Issue of Ways to Improve Legislation on Private Detective and Security Activities // Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №8. Pp. 083-089. (in Russ.). EDN: PPZFYW

ВВЕДЕНИЕ

Частная детективная и охранная деятельность обладают немалым социальным значением. При этом, их бесконтрольное осуществление таит в себе немалые опасности для общества и может стать угрозой правам, свободам и законным интересам человека и гражданина. В этой связи несомненный интерес вызывают доктринальные, нормативно-правовые и правоприменительные вопросы, касающиеся осуществления названных видовдеятельности.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государство предъявляет к субъектам частной детективной и охранной деятельности ряд требований. Одним из условий осуществления рассматриваемых видов правоохранительной деятельности в Законе РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»1 названо лицензирование2, порядок которого утверждён Правительством Российской Федерации3.

Соискателем лицензии представляются документы, перечень которых установлен Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (подтверждающих личность, наличие образования, содержащих сведения о здоровье (справка) и иное). Закон не требует от соискателя иметь стаж работы в оперативных и следственных подразделениях при условии наличия у него высшего юридического образования или среднего профессионального юридического образования, а равно прохождения профессионального обучения для работы как частного детектива. Как правило, соискатели - это бывшие сотрудники правоохранительных органов, обладающие криминалистическими и тактическими навыками, развитыми аналитическими способностями, а

'См.: Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 23.04.1992. № 17. Ст. 888. Далее - Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1.

2 См.: Федеральный закон РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 09.05.2011. № 19 . Ст. 2716.

3См.: Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 27.06.2011. № 26. Ст. 3820.

также высоким уровнем правовой подготовки [Занина, 2022:42]. В этой связи думается, что при рассмотрении возможности расширения полномочий частных детективов, данное требование должно излагаться с иными альтернативами.

Прогрессивными выглядят положения о необходимости прохождения специальной проверки и обязательной государственной дактилоскопической регистрации. Так, первое позволяет глубже уяснить репутацию кандидата в детективы, а второе является существенным препятствием для проникновения криминальных элементов в сферу частного сыска, что, в том числе, облегчает осуществление государственного контроля.

Перспективным видится внедрение так называемого классового подхода к выдаче лицензий частного детектива по аналогии с реализованным в США. Данный подход с разделением на классы с учетом разрешенных к оказанию услуг лицензиатом позволит сформулировать более четкие требования к соискателю лицензии, что, в свою очередь, будет способствовать более качественному выполнению своей работы частным детективом и построению гибкой системы контроля качества оказываемых услуг в сфере негосударственной правоохранительной деятельности.

Требования статьи 11.1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 устанавливают перечень условий, при которых лицо не вправе претендовать на правовой статус частного охранника. Установленные законом ограничения преимущественно направлены на недопущение к осуществлению частной охранной деятельности криминальных элементов, а также лиц, представляющих потенциальную опасность для состояния безопасности предмета (объекта) охранных взаимоотношений сточки зрения низкого уровня своего гражданского самосознания, а также по состояния здоровья.

Вместе с тем, законодатель незаслуженно обошёл своим вниманием вопрос о предельном возрасте потенциальных частных охранников. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос об установлении предельного возраста в 65 лет для частных охранников. Это обусловлено тем, что в большинстве своем профессиональная деятельность частного охранника схожа с прохождением службы в строевых подразделениях вневедомственной охраны Росгвардии [Михе-ева, 2019: 10]. При условном отождествлении работы частного охранника и прохождением службы следует

провести определенные параллели и по некоторым требованиям, в том числе касающимся физической готовности к осуществлению столь важной для общества деятельности. В связи с сохраняющейся актуальностью криминальных и террористических угроз, роль частных охранных структур в обеспечении безопасности объектов различной ведомственной принадлежности все возрастает [Шеншин, 2020: 53].

В полной мере согласимся с выводом Д.А. Донценко о том, работа в анализируемой сфере «является наиболее значимым примером государственно-частного партнерства» [Донценко, 2019: 116]. При этом, если государство делегирует функции по обеспечению безопасности негосударственным структурам, то необходимо должным образом подойти к критериям отбора субъектов для осуществления данных функций с учетом конкретных задач. Одним из таких критериев и должен стать возрастной ценз.

Кроме того, с учетом зафиксированного роста вооруженных нападений на учащихся и преподавателей учреждений образования в 2017-2022 годах, назрела проблема подготовки сотрудников частных охранных организаций, способных на первом рубеже противостоять вооруженным преступникам. Необходимо отметить, что работа частных охранников на наиболее уязвимых для преступных посягательств объектов требует комплексной подготовки, в том числе физической, и повышенныхтребований к морально-деловым качествам. Особо важны в таком аспекте стрессоустой-чивость, коммуникабельность, умение адаптироваться к различным условиям. Для определения наличия у лица необходимых качеств, необходимо закрепление обязанности частных охранников с определенной периодичностью проходить углубленное психологическое тестирование. Положительным моментом, с нашей точки зрения, также станет запрет на право получения правового статуса частного охранника лиц, не прошедших срочной военной службы. При этом опыт работы в силовых структурах, несомненно, должен быть одним из требований при осуществлении функций по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на территории особо уязвимых для преступных посягательств объектов. Кроме того, в целях определения готовности лица применить в случае необходимости по законным основаниям физическую силу, необходимо включить упражнения по данной дисциплине в практическую квалификационную работу квалификационного экзамена.

УСЛУГИ И ПОЛНОМОЧИЯ ЧАСТНОГО ДЕТЕКТИВА

Перечень услуг, предоставляемых на договорной основе клиентам частным детективом, сформулирован в статье 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 и в обобщенном виде он представляет собой деятельность по розыску лиц и поиску информации, утраченного имущества. Несомненно, данный перечень крайне ограничен и не отвечает имеющемуся потенциалу частной детективной деятельности и актуальным потребностям общества [Бабайцева, 2019:41]. Необходимость в расширении перечня услуг частных детективов подтверждают как научные разработки по данной проблематике, зарубежный опыт, так и потребности практики, о чем свидетельствует содержание вносимых

законопроектов и обсуждения на различных площадках [Трифонова, 2022]. Однако следует отметить, что и существующий в настоящее время ограниченный перечень предоставляемых услуг, несомненно, не соответствует разрешенным законодательством средствам и методам их осуществления [Тищенко, 2019: 28].

Так, с учетом установленных законодательством ограничений, фактически разрешенными действиями частного детектива становятся наблюдение и внешний осмотр помещений, строений и других объектов. При этом, Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 не предоставляет перечня технических средств, которые могут использовать частные детективы. Закон прямо не запрещает частным сыщикам использовать технические средства негласного получения информации (скрытые фото-, видеокамеры, радиоаппаратуру прослушивания). Однако, анализируя содержание статьи 20.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ4, можно заключить, что такие технические средства использовать частному детективу запрещено.

Необходимо обратить внимание на то, что Федеральный Закон РФ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»5 не рассматривает частных детективов как субъектов оперативно-розыскной деятельности. Однако некоторые оперативно-розыскные мероприятия, определенные в статье 6 этого закона практически полностью отвечают по содержанию отдельным действиям, осуществляемым в рамках частного розыска (опрос, наведение справок, наблюдение, исследование предметов и документов).

В свою очередь, сравнительный анализ правовых основ, регламентирующих деятельность частного детектива и журналиста, показывает, что в настоящее время в России прав и возможностей по проведению расследования больше у журналиста, нежели у детектива, поскольку статья 47 Закона РФ «О средствах массовой информации»6 предоставляет журналисту в этом отношении гораздо больше возможностей.

Перечень предоставляемых частным детективом услуг и инструментарий осуществления частного сыска необходимо существенно расширить, тем самым способствуя в целом развитию института частных детективов в России и высвобождая потенциал государственных правоохранительных органов для сосредоточения на решении особо важных задач. Начать следует с предоставления права проведения частного расследования, по аналогии с опытом зарубежных стран. Это позволит, в первую очередь, определить место частного детектива в уголовном процессе, что является дискуссионным вопросом по настоящее время [Смолькова, 2019:36-30].

Следует согласиться с A.B. Фисуном, что «деятельность частного детектива могла бы объективно помочь ходу расследования» площадках [Фисун, 2020: 205]. Кроме того, расширение полномочий обусловливает и существенное расширение инструментария для осуществления деятельности. Целесообразно также

"См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

5 См.: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. Ст. 3349.

6См.: Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой ин-

формации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 13.02.1992. № 7. Ст. 300.

пересмотреть существующий подход к определению оперативно-розыскной деятельности как деятельности исключительно государственных органов. Единым критерием в определении компетенции субъекта ее осуществления в данном случае должна стать цель оперативно-розыскной деятельности. Так, например, не вызывает сомнений цель защиты прав человека и гражданина, собственности в деятельности частного детектива. Так почему для ее достижения субъекты частной детективной деятельности не могут воспользоваться законными и обоснованными средствами ее достижения?

При этом, безусловно, подменять функции органов государственной власти недопустимо. Ограничение конституционных прав граждан должно оставаться в исключительной компетенции государства в лице уполномоченных органов. Тем самым, целесообразно рассмотреть возможность делегирования частным детективам права проводить оперативно-розыскные мероприятия, схожие по своему содержанию с действиями, разрешенными законом в ходе осуществления ими своей деятельности. Важной гарантией обеспечения законности в деятельности частного детектива должны стать четко прописанные в законе ограничения и запреты, нарушение которых повлечет за собой привлечение виновного к административной или уголовной ответственности.

РОЛЬ ЧАСТНОГО ДЕТЕКТИВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Приказ МВД России от 12 мая 2022 г. № 3237 определяет предмет соглашения, права и обязанности сторон, ответственность сторон и срок действия соглашения о предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений. При этом, некоторые положения соглашения не вполне конкретны и носят декларативный характер, не имея практической значимости. Вчастно-сти, например, о каком содействии может идти речь, когда частный детектив, реализуя свое право на запрос информации о происшествиях, криминальной обстановке на соответствующей территории и иные сведения, получит от соответствующего территориального подразделения правоохранительного органа отказ, так как предоставление таких сведений является его правом последнего, а не обязанностью [Дудкин, 2022: 65].

Как указано в названном приказе, предметом соглашения является «организация взаимодействия сторон», что, как представляется, должно в полной мере отвечать содержанию понятия «взаимодействие». Для выполнения своих обязанностей в рамках соглашения права частного детектива о запросе необходимой ему информации должны соотноситься с обязанностями территориального подразделения правоохранительного органа.

Кроме того, в рамки взаимодействия целесообразно включить предоставление частным детективом сведений по уголовным делам по поручениям дознава-

7См.: Приказ МВД России от 12.05.2022 № 323 «Об утверждении типовой формы соглашения о предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений» // «Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

телей, следователей. Это вопрос, безусловно, требует тщательной проработки, однако уже сегодня очевидно, что эта мера имеет практическое значение для экономии потенциала государственных правоохранительных органов. Приказ Росгвардии № 143, МВД России № 313 от 4 мая 2022 г.8 содержит аналогичные положения, также не соответствующие содержанию понятия «взаимодействие».

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЧАСТНЫХ ДЕТЕКТИВОВ: НЕОБХОДИМЫ ПЕРЕМЕНЫ

Обозначенные моменты позволяют обратить внимание на такой важный организационный аспект частной детективной деятельности, как профессиональная подготовка частных детективов. Профессионализм субъектов частной детективной деятельности является своеобразным индикатором готовности к рассмотрению возможности расширения полномочий частных детективов, делегированию им некоторых функций государственных органов и развитию института частных детективов в целом в нашей стране. Так, в связи с тем, что частная детективная деятельность является профессиональной деятельностью, в зарубежных странах распространена практика как функционирования специализированных учебных заведений для профессионального обучения и повышения квалификации частных детективов, так и реализации программ профессионального обучения на базе высших учебных заведений.

В России соответствующая деятельность регламентируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1. В настоящее время также действует Приказ Росгвардии от 6 февраля 2019 г. № ЗЗ9. Программа профессиональной подготовки частных детективов включает в себя правовую подготовку, тактико-специальную, техническую, психологическую, подготовку по оказанию первой медицинской помощи и итоговую аттестацию. Так, в частности, в рамках тактико-специальная подготовка включает в себя: виды услуг, разрешенных в негосударственной (частной) розыскной деятельности; организационные и тактические основы деятельности частных детективов при предоставлении розыскных услуг; криминалистические методики и др. Психологическая подготовка включает в себя психологические аспекты детективной деятельности; стрессовые факторы и способы их преодоления.

Думается, что криминалистическим аспектам осуществления частной детективной деятельности в разработанных программах уделено недостаточно времени. Так, в рамках тактико-специальной подготовке им отводится в среднем в рамках более обширной темы менее двух учебных часов. Вместе с тем, частный детектив должен обладать не только знаниями в области права, но и быть хорошим криминалистом. Несмотря на то, что криминалистика относится к юридическим дисциплинам и преподается в высших учебных заведениях, необходимые криминалистические навыки можно получить только в ходе практической деятель-

8См.: Приказ МВД России от 12.05.2022 № 323 «Об утверждении типовой формы соглашения о предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений» // «Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

9 См.: Приказ Росгвардии от 06.02.2019 № 33 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частных детективов» // «Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

ности. В связи с этим, альтернативные требования к соискателю лицензии о стаже работы в оперативных и следственных подразделениях, наличии соответствующего образования создают явный дисбаланс в уровне профессиональной готовности к сыскной деятельности претендентов, подходящих под разные из перечисленных требований. Кроме того, одно из перечисленных требований может быть превалирующее значение при оказании какой-либо определенной услуги частым детективом. Так, например, несомненно, при сборе сведений по уголовным делам особо ценными будут навыки детектива, полученные им в ходе работы в оперативных и следственных подразделениях. Напротив, наличие профильного образования само по себе не можетявляться самостоятельнымтребованием.

Кроме того, возвращаясь к рассмотрению в перспективе возможности расширения полномочий частных детективов, такие требования вообще не приемлемы и требуют пересмотра. Выходом из данной ситуации может стать введение нового направления профессиональной переподготовки - «частная детективная деятельность» и разработка актуальных программ обучения по данному направлению, а также введение обязательного квалификационного экзамена по установленным государством квалификационным требованиям. Последнее позволит преодолеть существующий дисбаланс в уровне профессиональной готовности к осуществлению сыскной деятельности соискателей лицензии.

ВЫВОДЫ

Обобщая высказанные в настоящей статье соображения, представляется важным подчеркнуть необходимость скорейшего совершенствования законодательства о частной детективной и охранной деятельности. В связи с этим целесообразно:

- ввести классовый подход к лицензированию частных детективов в России, при этом обладателю лицензии высшего класса предоставить полномочие вести частное параллельное (но независимое) с органами дознания и следствия расследование по уголовным делам с правом проведения ряда оперативно-розыскных мероприятий;

- нормативно закрепить перечень технических и иных средств, разрешенных в деятельности частного детектива, с привязкой к определенному виду оказываемых услуг;

- к претенденту на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности высшего класса с правом проведения расследования и осуществления оперативно-розыскных мероприятий должны

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабайцева, Е. А. Понятие, юридическая природа и классификация оказания сыскных услуг как объекта гражданских прав / Е. А. Бабайцева // Юрист. -2019.-№2.-С.41-49.

2. Донценко, Д. А. Роль и место негосударственных структур безопасности в системе антитеррористической защищенности страны / Д. А. Донценко // Власть. - 2019. -№3,- С. 114-120.

3. Дудкин, Д. А. Соотношение оказания детективных услуг с оказанием услуг частной охранной деятельности и действиями правоохранительных органов

предъявляться наиболее строгие требования альтернативного характера: высшее юридическое образование и опыт работы в оперативных подразделениях, подразделениях следствия, дознания государственных правоохранительных органов не менее 5 лет, либо высшее образование и обучение по предлагаемому к введению направлению переподготовки «частная детективная деятельность» и опыт работы в качестве частного детектива с лицензией более низкого класса не менее 5 лет;

- в качестве одного из требований для получения правового статуса частного охранника установить опыт прохождения военной службы по призыву или по контракту, для осуществления охранных услуг на наиболее уязвимых для преступных посягательств объектов - обязательный опыт практической работы в оперативных подразделениях государственных правоохранительных органов;

- включить в квалификационный экзамен обязательные упражнения по дисциплине «Специальная физическая подготовка»;

- пересмотреть существующий порядок, включив в вопросы взаимодействия частных детективов и МВД России предоставление первыми взаимодействующему правоохранительному органу сведений по уголовным делам;

-организовать обмен информацией в части реализации субъектами частной детективной и охранной деятельности права на запрос информации о происшествиях, криминальной обстановке на соответствующей территории и иных сведений, в том числе предоставлением доступа к отдельным модулям служебных баз данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России к настоящему времени объективно назрела потребность в более интенсивном использовании потенциала субъектов частной детективной и охранной деятельности для решения задач правоохранительной направленности, что требует, в частности, расширения полномочий частных детективов и изменения подхода к их лицензированию.

Необходимо пересмотреть альтернативные требования для соискателя лицензии на право осуществлять частную детективную деятельность, а также квалификационные требования к работникам частных охранных организаций.

Существующий порядок взаимодействия частных детективов и частных охранных организаций с правоохранительными органами также не является взаимовыгодным и соответствующим потребностям обеих сторон.

REFERENCES

1. Babaytseva, Е. A. Concept, legal nature and classification ofthe provision of detective services as an object of civil rights / E. A. Babaytseva // Lawyer. -2019. -№2.- P. 41-49.

2. Dontsenko, D. A. The role and place of non-state security structures in the country's anti-terrorism security system / D. A. Dontsenko // Power. - 2019. -№ 3. - P. 114-120.

3. Dudkin, D. A. The relationship between the provision of detective services and the provision of private security services and the actions of law enforcement agencies

в области сыска и охраны /Д. А. Дудкин // Российский следователь. - 2022. -№9,- С. 63-67.

4. Занина, Т. М. Особенности реализации полномочий подразделений лицензионно-разрешитель-ной работы Росгвардии в сфере частной охранной деятельности / Т. М. Занина, А. С. Раджабова // Административное право и процесс. - 2022. - № 2. - С. 41-44.

5. Михеева, И. В. Принципы правового регулирования разрешительных процедур как основа эффективного государственного управления / И. В. Михеева // Российский юридический журнал. -2019.-№2.-С. 8-14.

6. Смолькова, И. В. Является ли частный детектив участником уголовного судопроизводства? / И. В. Смолькова // Российский следователь. - 2019. - № 9. - С. 26-30.

7. Тищенко, Ю. Ю. Некоторые вопросы правовой регламентации содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность / Ю. Ю. Тищенко // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. -2019.-№3.-С. 28-30.

8. Трифонова, Е. Частным детективам ищут место в процессе / Е. Трифонова // Независимая газета. -2022. - 17 марта.

9. Фисун, А. В. О месте частного детектива в современном уголовном процессе России / А. В. Фисун // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 12-3. - С. 204-205.

10. Шеншин, В. М. Совершенствование нормативно-правового регулирования контроля, осуществляемого Росгвардией, над деятельностью частных охранных организаций / Шеншин В. М., Фаисханов Р. Р. // Российская юстиция. - 2020. - № 9. - С. 52-54.

in the field of detective and security / D. A. Dudkin // Russian investigator. - 2022. -№9.- P. 63-67.

4. Zanina, T. M. Features of the implementation of the powers of the licensing and permitting departments of the Russian Guard in the field of private security activities / T. M. Zanina, A. S. Radzhabova // Administrative law and process. - 2022. - № 2. - P. 41-44.

5. Mikheeva, I. V. Principles of legal regulation of licensing procedures as the basis of effective public administration / I. V. Mikheeva // Russian Legal Journal. - 2019. -№2.- P. 8-14.

6. Smolkova, I. V. Is a private detective a participant in criminal proceedings? / I. V. Smolkova // Russian investigator. - 2019. -№9.- P. 26-30.

7. Tishchenko, Yu. Yu. Some issues of legal regulation of citizens' assistance to bodies carrying out operational investigative activities / Yu. Yu. Tishchenko // Criminal enforcement system: law, economics, management. -2019. -№3.- P. 28-30.

8. Trifonova, E. Private detectives are looking for a place in the process / E. Trifonova // Nezavisimaya Gazeta. - 2022. - March 17.

9. Fisun, A. V. On the place of the private detective in the modern criminal process in Russia / A. V. Fisun // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2020. - № 12-3. - Pp. 204-205.

10. Shenshin, V. M. Improving the legal regulation of control exercised by the Russian Guard over the activities of private security organizations / Shenshin V. M., Faiskhanov R. R. // Russian Justice. - 2020. - № 9. - P. 52-54.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью С.Н. Алексеева, П.В. Ремизова и М.А. Уварова на тему: «К вопросу о путях совершенствования законодательства о частной детективной и охранной деятельности»

Представленная научная статья посвящена исследованию важной, актуальной и значимой проблемы совершенствования законодательства о частной детективной и охранной деятельности, что соответствует тематике журнала.

Актуальность исследования определяется наличием пробелов в законодательном регулировании вопросов: лицензирования частных детективов и охранников, а также предъявляемых к соискателям этих статусов квалификационных требований; применения частными детективами технических средств; взаимодействия частных детективов и частных охранных организаций с правоохранительными органами. Авторы научной статьи нетолько справедливо указывают на наличие этих проблем, но и предлагают оригинальные и эффективные пути их решения.

Выводы по тексту статьи обоснованы и аргументированы, имеют как теоретическое, так и практическое значение, что свидетельствует о высоком уровне проработки авторами вопросов темы исследования.

В частности, поддержки заслуживает позиция учёных, указывающих на целесообразность пересмотра требований, предъявляемых к соискателям лицензии на право осуществлять частную детективную деятельность, а также квалификационныхтребований к работникам частных охранных организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позиции авторов научной статьи подкреплены сделанными соответствующим образом ссылками на работы других авторов. Цитирование проведено добросовестно. Некорректные заимствования не обнаружены.

В качестве определённого недочёта можно указать на то, что авторы не ссылаются в своих рассуждениях на работы зарубежных исследователей. Вместе с тем, существенным недостатком рецензируемой статьи это считать вряд ли можно, так как затрагиваемая в ней проблематика лежит в плоскости отечественного административного законодательства.

Качество оформления статьи соответствует предъявляемым к подобным работам требованиям, а именно: наименование, аннотация и сформулированная авторами цель соответствуют основному содержанию работы; авторские выводы должным образом обоснованы. Орфографические правки не требуются.

Таким образом, научная статья С.Н. Алексеева, П.В. Ремизова и М.А. Уварова на тему: «К вопросу о путях совершенствования законодательства о частной детективной и охранной деятельности» является завершенным исследованием, с достаточным уровнем самостоятельного анализа теоретического и практического материала, написана юридически грамотным языком, структура ее содержания логична и последовательна, отвечает предъявленным требованиям и может быть рекомендована к публикации в соответствующем по тематике журнале «Издательского дома Юр-ВАК».

Рецензент: Редкоус В.М.,д.ю.н., профессор, Академия управления МВД России

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 81,78%

Статья поступила в редакцию 24.11.2023, принята к публикации 15.12.2023

The article was received on 24.11.2023, accepted for publication 15.12.2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Алексеев Сергей Николаевич, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений; Академия управления МВД России; г.Москва, Россия. E-mail: [email protected]

Ремизов Павел Владимирович, канд. юрид. наук, заместитель начальника кафедры административного права и процесса; Нижегородская академия МВД России; г.Нижний Новгород, Россия. E-mail: [email protected]

Уваров Максим Александрович, канд. юрид. наук, доцент кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений; Академия управления МВД России, г.Москва, Россия. E-mail: [email protected]

ABOUTTHE AUTHORS

Alekseev Sergey Nikolaevich, Cand.Sci.(Law), Associate PRofessor, Associate Professor of the Department of Management of the Activities of Public Order Ensuring Units of the Center for Command and Staff Exercises; Management Academy ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia; Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Remizov Pavel Vladimirovich, Cand.Sci.(Law), Deputy Head of the Department of Administrative Law and Process; Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Nizhniy Novgorod, Russia. E-mail: [email protected]

Uvarov Maxim Aleksandrovich, Cand.Sci.(Law), Associate Professor of the Department of Management of the Activities of Public Order Ensuring Units ofthe Center for Command and Staff Exercises; Management Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.