Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Теория государства и права
УДК 342.78 E.H. Балуев*
Частная детективная деятельность
как структурно-функциональный элемент механизма
реализации правоохранительной функции
современного государства (сравнительно-правовой аспект)
Статья посвящена характеристике частной детективной деятельности как элемента механизма реализации правоохранительной функции современного государства, а также вопросам осуществления частной детективной деятельности в России и зарубежных странах.
Ключевые слова: правоохранительная функция, детектив, частная детективная деятельность, детективное бюро, детективная деятельность в США, детективная деятельность в Великобритании, детективная деятельность в Германии, детективная деятельность во Франции.
E.N. Baluev*. Private detective activity as a structural and functional element of the mechanism of implementing of the law enforcement function of the modern state (comparative law aspect).
The article is devoted to characteristics of private detective activity as the element of law enforcement function realization mechanism of modern state, and also to the questions of private detective activity performance both in Russia and in foreign countries.
Keywords: law enforcement function, detective, private detective activity, detective bureau, detective activity in the USA, detective activity in Great Britain, detective activity in Germany, detective activity in France.
Механизм реализации правоохранительной функции государства представляет собой взятые в единстве субъекты осуществления функций и их деятельность, осуществляемую в определенных формах на основе определенных принципов, методов и средств. Центральным элементом в механизме реализации правоохранительной функции государства выступает правоохранительная система. Субъектами, реализующими правоохранительную (правозащитную) функцию государства, являются и негосударственные организации — частные детективные предприятия (организации).
Частная детективная деятельность в Российской Федерации получила новые возможности развития после появления Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г.1 Частная охранная и детективная деятельность в настоящее время регламентируются одним законом, хотя ранее имели место попытки разделить эти виды деятельности (в частности, 29 июня 2005 г. общественной организацией «Объединение частных детективов России» в Государственную Думу был направлен проект закона «О частной детективной деятельности»2).
Согласно ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации»3.
Частная детективная деятельность — оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных
* Балуев, Евгений Николаевич. Адъюнкт кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8(812) 744-70-68. E-mail: [email protected]
** Baluev, Eugene Nickolaevich. Associate Chair of the of theory of State and Law University of St. Petersburg the Russian Interior Ministry. Address: Russia, St.-Petersburg, street of Pilot Pilyutov, 1, Ph.: 8 (812) 744-70-68. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 15 июля 2011 года.
прав и интересов своих клиентов4. Характеризуя сущность частной детективной деятельности в Российской Федерации, В. В. Горовенко уточняет: «Частная детективная деятельность — это правоохранительная, самостоятельная, рисковая деятельность, направленная на получение прибыли от удовлетворения потребностей физических и юридических лиц по обеспечению реализации и защите имущественных и неимущественных прав и законных интересов, осуществляемая посредством оказания особой совокупности сыскных и охранных услуг при помощи специфических способов и средств, коммерческими организациями, получившими в специальном порядке лицензию, работники которых должны иметь российское гражданство»5.
Таким образом, при рассмотрении сущности и задач частной детективной деятельности следует принимать во внимание, что существуют физические и юридические лица, нуждающиеся в получении услуг в обозначенной сфере; создаются частные детективные и охранные структуры, предоставляющие такие услуги при наличии разрешения (лицензии) органов внутренних дел; оказание услуг осуществляется только на основании заключенного договора (письменного) и соответствующей оплаты; объектом защиты являются не любые, а лишь основанные на законе права и интересы клиентов; такие услуги предоставляются только на территории Российской Федерации.
Частная детективная деятельность — негосударственная правоохранительная деятельность, которая осуществляется негосударственными (частными) детективными структурами и отличается от государственной тем, что:
— является предпринимательской и осуществляется на основании ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации для извлечения прибыли и распределения ее между участниками коммерческой организации;
— представляет собой сумму договорных отношений, где четко определяются пределы, время возникновения и прекращения этих отношений;
— детективные услуги оказываются только клиентам и ограничены рамками договора, в котором должны быть указаны не только содержание и объем оказываемых услуг, но и ориентировочные суммы денежных расходов и гонорара за их оказание;
— объектом защиты являются не любые, а лишь основанные на законе права и интересы клиента;
— данная деятельность носит в основном превентивный характер, и ее компетенция заканчивается (переходит к государственным правоохранительным органам) в случае совершения преступных действий в отношении клиентаб.
Частная детективная деятельность в России осуществляется в форме сыска и предусматривает:
1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; 2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; 3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; 4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов; 5) поиск без вести пропавших граждан; б) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества; 7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса7.
Частным детективам разрешено использовать видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемку, технические и иные средства, однако в данном случае для осуществления этих действий существует определенное ограничение: частным детективам запрещается осуществлять видео- и аудиозапись, фото-и киносъемку в служебных и иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц. Частные детективы в своей деятельности не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные мероприятия, получать и использовать информацию, содержащуюся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность в нарушение порядка, установленного законодательством Российской Федерации. В то же время в некоторых случаях компетенция субъектов частной детективной и охранной деятельности и государственных правоохранительных органов совпадает, например, при обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий, поиске без вести пропавших граждан и др.
Рост субъектов частной детективной наблюдается не только в России, эта же тенденция является очевидной и в зарубежных странах, где частные правоохранительные организации (бюро, службы, учреждения) стали важным элементом механизма реализации правоохранительной функции государства. Сотрудники негосударственных правоохранительных организаций постоянно расширяют диапазон своей профессиональной деятельности, участвуют в работе национальных и международных конференций по криминалистическим и других проблемам, связанным с противодействием преступности, исследуют различные аспекты противодействия преступности, объединяясь в международные сообщества и организации.
В Соединенных Штатах Америки частной детективной деятельностью занимаются, по разным источникам, от 1 до 2 млн. человек, что в два раза превышает штатную численность американской полиции8. В стране насчитывается более 4 тыс. частных детективных агентств, ежегодно к услугам частных детективов анонимно обращаются около 7 % жителей страны, что больше, чем в любой другой стране мира. Суммарный годовой доход частных детективных агентств США на 73 % больше, чем совокупный бюджет всех государственных правоохранительных органов9.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Теория государства и права
Деятельность частных детективных агентств в США носит транснациональный характер и выходит за пределы страны. Например, детективное агентство «Pinkerton Security Investigator Services» имеет более 200 отделений и филиалов, которые расположены не только в США, но и в Канаде, Мексике, странах Европы. Не удивительно, что численность работников этого агентства составляет примерно 400 тыс. человек10. Чаще всего клиенты обращаются в детективные агентства для частного расследования экономических и общеуголовных преступлений, совершенных сотрудниками частных предприятий, учреждений, организаций, таких, как хищение товаров, грузов, документов; взяточничество; мошенничество; кражи, совершенные сотрудниками фирмы, подделка кредитных карточек, страховых полисов и т. п. Исследование частной детективной деятельность в США позволяет выделить концептуальные положения правового регулирования этой деятельности, а именно:
— наличие трех основных видов частных правоохранительных организаций: 1) розыскные бюро;
2) охранные агентства; 3) службы безопасности в различных промышленных и коммерческих структурах;
— отсутствие единого федерального закона о частной детективной деятельности (поэтому нормативно-правовое регулирование такой деятельности осуществляется в каждом штате отдельно);
— осуществление детективной деятельности в большинстве штатов (в 40 из 50) только при наличии специальной лицензии, которая выдается властями данного штата и при наличии которой детектив имеет право заниматься охранно-поисковой деятельностью (в зависимости от класса лицензии) только на территории того штата, где он получил лицензию.
В США специальная лицензия, выдаваемая частным детективам, имеет так называемый классовый критерий деления, а именно:
— лицензия класса «А» ограничивает сферу деятельности частного детектива только сбором информации;
— лицензия класса «В» допускает возможность осуществления частным детективом охранительной деятельности, но детектив, получивший данный вид лицензии, не имеет права заниматься сбором и накоплением информации о лице;
— лицензия класса «С» — комбинированная лицензия, предоставляющая ее владельцу право заниматься как розыскной работой (лицензия класса «А»), так и выполнять охранные функции (лицензия класса «В»).
Перед получением соответствующей лицензии на право заниматься частной детективной деятельностью кандидат в детективы должен сдать письменный экзамен и внести соответствующий вступительный взнос. В некоторых штатах местным законодательством предусмотрены отдельные дополнительные требования, предъявляемые к кандидатам на право заниматься частной детективной деятельностью. Так, например, в штате Калифорния для получения лицензии лицу необходимо иметь опыт практической работы в области расследований не менее 6 тыс. часов (при наличии юридического образования
— 2 тыс. часов)11 и сдать экзамены по знанию законодательства США и по английскому языку12.
Обращая внимание на аспекты взаимодействия в США частных детективных агентств с государственными правоохранительными органами, необходимо отметить следующее:
— в процессе расследования частный детектив не может опираться на криминалистические учеты полиции (хотя на практике часто используются неформальные личные связи);
— частный детектив не имеет права получать информацию от полиции, и не обязан передавать ей собственные сведения за исключением прямых доказательств о совершении тяжких или особо тяжких преступлений;
— в официальных отношениях между сотрудниками частных детективных агентств и государственной полиции превалирует, как правило, строго деловая манера общения (что не исключает тесных, а в некоторых случаях и дружеских, отношений, которые, однако, находятся за пределами служебного сотрудничества)13;
— в случае сотрудничества частных детективов и полицейских судьи и присяжные, как правило, крайне отрицательно относятся к подобным методам получения информации (что может негативно сказываться на итогах судебных разбирательств)14.
В Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии широкий круг проблем, связанных с правоохранительной деятельностью и расследованием преступлений, решаются с помощью сотрудников частных детективных агентств (служб, бюро).
Нормативный правовой акт, требующий официальной регистрации лица, которое занимается частной детективной деятельностью, в Великобритании отсутствует. Правительство страны неоднократно ставило перед парламентом вопрос о необходимости введения обязательной регистрации частных детективов с обязательной специальной проверкой их полицией. Парламентом был подготовлен ряд законопроектов об обязательной регистрации квалифицированных частных детективов, но до принятия их дело так и не дошло. В 2001 г. был принят закон, который ввел обязательное лицензирование частной детективной деятельности и, соответственно, регистрацию частных детективов15. Для осуществления задач в сфере лицензирования и проверки частной детективной деятельности был создан Орган индустриальной безопасности Великобритании (Security Industry Authority)16.
Частный детектив в Великобритании имеет достаточно широкий выбор специальных (технических) средств для осуществления своей деятельности. Для детектива доступна даже криминалистическая лаборатория полиции Лондона17. Лица, прошедшие проверку в государственных органах на добропорядочность и профессиональную пригодность, имеют право доступа к базе данных
национальной полицейской компьютерной системы. Частный детектив легко, не нарушая закона, может получить сведения о подданных страны, в т.ч. по полному поименному списку британских избирателей и судебным досье.
Сегодня в Великобритании существует немало частных детективных агентств. Наиболее полный перечень таких бюро (с указанием контактной информации) представлен на официальном сайте «Ассоциации британских следователей» («Association of British Investigators»)18. Около 70 % английских частных детективов раньше работали в полиции19. Не случайно поэтому, что между частными детективными агентствами и государственными правоохранительными органами (полицией) при расследовании преступлений и защите прав и свобод человека имеет место тесный контакт.
В Федеративной Республике Германии деятельность детективных агентств регулируется федеральным законом «О частных предприятиях»20, т.е. детективные агентства зарегистрированы как учреждения, занимающиеся предпринимательской деятельностью. В связи с этим занятие таким видом деятельности не требует дополнительного лицензирования. Детективные агентства (бюро) выполняют все законоположения и постановления, касающиеся учреждений подобного рода в Германии.
Функции детективных бюро в Германии в целом вписываются в традиционные рамки частной правоохранительной деятельности: 85 % детективов Германии выполняют заказы в сфере торговли и промышленности, 15 % обслуживают частный сектор21.
Для того чтобы стать детективом в Германии, не нужно иметь специальное или юридическое образование или опыт работы в местных правоохранительных органах.
Анализ официальных интернет-сайтов немецких детективных бюро22 позволяет сделать вывод, о том, что в стране существуют специальные центры по подготовке детективов, где они проходят подготовку (в форме прямого или дистанционного обучения) в области юриспруденции, экономики и т. д. Например, при Федеральном союзе немецких детективов функционирует Центр по обучению детективному бизнесу (Zentralstelle fuer die Ausbildung im Detektivgewerbe)23.
Принципиально важным моментом в деятельности частных детективных бюро является необходимость сохранения ими конфиденциальной информации о клиентах. В Германии охраняются все данные, содержащиеся в картотеках частных сыскных служб, даже те, которые связаны с доходами и долгами граждан и т. д.
Формами взаимодействия частных детективов с государственными правоохранительными органами Германии являются: совместное планирование и проведение специальных операций; обмен оперативной информацией; совместное использование оперативных сил и средств.
Постоянно растущий спрос на услуги частных детективов наблюдается и во Французской Республике. К таким специалистам все чаще обращаются отдельные частные лица, руководители и высокопоставленные сотрудники коммерческих банков, владельцы страховых компаний, адвокатских контор и т. д.
Частный детектив во Франции — это лицо, занимающееся расследованием в порядке частного обвинения за определенное вознаграждение. Законодательство Франции четко отделяет профессию частного детектива от профессии юриста, деятельности нотариуса, полиции и других близких по роду деятельности профессий. Французское законодательство, в отличие от английского, русского и немецкого, определяет частную розыскную и частную охранную как отдельные направления дельности.
Деятельность частных детективов во Франции регулируется Законом «Об организации профессии частного детектива» («Оrganisant la profession de dеtective рте»). Согласно этому Закону, частный детектив имеет право осуществлять мероприятия, направленные на: поиск безвестно отсутствующих лиц, поиск похищенного или утерянного имущества; сбор информации о семейном положении, моральных качествах, платежеспособности лица; сбор доказательств или поиск фактических данных, которые могут привести к разоблачению лица в совершении преступления, прекращения конфликтов между лицами и т. п.; выявление промышленного шпионажа; осуществление иной деятельности, не запрещенной согласно действующему законодательству Франции24.
Для осуществления детективной деятельности лицу необходимо получить специальное разрешение, которое предоставляет Министерство внутренних дел Франции. Для получения специального разрешения кандидат должен отвечать следующим требованиям: на день выдачи разрешения лицо должно достичь 21 года; лицо должно быть гражданином Франции или другого государства, входящего в Европейский Союз; лицо должно пройти обязательный курс обучения в установленном МВД Франции учебном заведении — сегодня это Университет Пантеон-Асса Париж II (L'Universitе Pan^on-Assas Paris II); в течение последних пяти лет лицо не должно работать в полиции, разведывательных, контрразведывательных органах или воинских формированиях; лицо не должно иметь судимости за совершение уголовного преступления; лицо не должно иметь административных и других дисциплинарных наказаний (например, лишения права на работу по профессии или отказа в доверии в любой форме); лицо не должно находиться под следствием25.
Специальное разрешение выдается лицу на срок от 5 до 10 лет. Оформляется такое разрешение в течение шести месяцев. При этом частный детектив во Франции не имеет права владеть оружием.
Формами взаимодействия частных детективов с государственными правоохранительными органами Франции являются следующие:
— министр внутренних дел, министр юстиции, орган судебной власти в пределах своих полномочий могут потребовать от детектива, обслуживающего определенную территорию, любую необходимую информацию для обеспечения национальной безопасности, поддержания общественного порядка, предупреждения и раскрытия преступлений;
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Теория государства и права
— если в ходе выполнения своих служебных обязанностей детективу станет известно о любых фактах совершенного или готовящегося преступления, он должен немедленно проинформировать об этом прокурора или суд на контролируемой ими территории26.
Таким образом, частные детективы (агентства, бюро) как субъекты правоохранительной системы государства в начале XXI в. обретают все большую значимость в механизме реализации правоохранительной функции современного государства. Существуют различные модели организации и функционирования частной детективной деятельности, разные формы их взаимодействия с государственными правоохранительными органами. Частная детективная и охранная деятельность прочно вошла в правоохранительную систему и российского государства и уже доказала, что способна оказывать определенное позитивное влияние на состояние борьбы с преступностью и иными противоправными посягательствами.
Список литературы
1. Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 января 1992 г. №2487-ФЗ (в ред. от 1 июля 2011 г.) // Российская газета. 1992. 30 апреля; СЗ РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 167; 2006. - № 30. - Ст. 3294; 2008. - № 52. - Ст. 6227.
2. Горовенко, В. В. Гражданско-правовое регулирование частной детективной и охранной деятельности : дис. ... канд. юрид наук. - Екатеринбург, 2002. - 199 с.
3. Евланова, О. Л. Участие частных детективных и охранных предприятий в борьбе с преступностью: криминологический аспект : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1999. - 180 с.
4. Колчеманов, М. В. Взаимодействие органов полиции с негосударственными (частными) охранными и детективными структурами: на примере США // Закон и право. - 2007. - № 10. -
С. 102-107.
5. Крысин, Л. В. Безопасность предпринимательской деятельности. - М., 1996. - 379 с.
6. Сонин, В. И. Негосударственная (частная) сыскная деятельность в современной России перспективы развития // Оперативник (сыщик). - 2008. - № 2 (15). - С. 24-28.
Literature
1. Federal law «On private detective and security activity in Russian Federation» dated January 11, 1992. No. 2487-FL (in revision dated July 01, 2011) // Russian newspaper. 1992. April 30; CL Russia. - 2003. -№ 2. - Art. 167; 2006. - No. 30. - Art. 3294; 2008. - No. 52. - Art. 6227.
2. Gorovenko, V. V. Civil legal regulation of private detective and security activity: thesis candidate of juridical sciences. - Ekaterinburg, 2002. - 199 p.
3. Evlanova, O. A. Participation of private detective and security enterprises in struggle with criminality: criminological aspect: thesis candidate of juridical sciences. - Moscow, 1999. - 180 p.
4. Kolchemanov, M. V. Interaction of police bodies with non-state (private) security and detective structures: on example of the USA // Law and right. - 2007. - No. 10. - 102-107 p.
5. Krysin, A. V. Security of business activity. - Moscow, 1996. - 379 p.
6. Sonin, V. I. Non-state (private) detective investigation activity in modern Russia - perspective of development // Operative agent (detective). - 2008. - No. 2(15). - 24-28 p.
1 Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 января 1992 г.
№2487-ФЗ (в ред. от 1 июля 2011 г.) / / Российская газета. 1992. 30 апреля; СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 167; 2006. № 30. Ст. 3294; 2008. № 52. Ст. 6227.
2 Сонин В. И. Негосударственная (частная) сыскная деятельность в современной России перспективы развития. / / Оперативник (сыщик). — 2008. — № 2 (15). — С. 24.
3 Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 января 1992 г. №2487-ФЗ (в ред. от 1 июля 2011 г.). Ст. 1.
4 Там же.
5 Горовенко В. В. Гражданско-правовое регулирование частной детективной и охранной деятельности: Автореф. дис ... канд. юрид наук. — Екатеринбург, — 2002. — С. 11.
6 Там же. С. 6.
7 Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 января 1992 г. №2487-ФЗ (в ред. от 1 июля 2011 г.). Ст. 3.
8 Journal of Professional Investigators — URL: http://www.pimagazine.com/FAQ/private_investigator_statistics.htm (дата обращения: 11 июля 2011 г.).
9 Евланова О. А. Участие частных детективных и охранных предприятий в борьбе с преступностью: криминологический аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1999. — С. 13.
10 Колчеманов М. В. Взаимодействие органов полиции с негосударственными (частными) охранными и детективными структурами: на примере США / / Закон и право. — 2007. — № 10. — С. 105.
11 Крысин А. В. Безопасность предпринимательской деятельности. — М., 1996. — С. 33.
12 См.: Материалы сайта «Department of consumer affairs» — «Private Investigators». — URL: http://translate.googleusercontent.com/ translate_c?hl=ru&langpair=en |ru&rurl = translate.google.ru&u=http:/ / www.bsis.ca.gov/industries_regulated/ pi_act_leg_chngs.shtml&usg=ALkJrhgXEXqWwz0190kPSKfYZ7SwQQ7oww (дата обращения: 11 июля 2011 г.).
13 Материалы сайта «US Department of Labor», раздел — «Police and Detectives». — URL: http://www.bls.gov/oco/ocos160.htm (дата обращения: 11 июля 2011 г.).
14 Материалы сайта «US Department of Labor». Раздел «Private Investigators». — URL: http://www.bls.gov/oco/ocos157.htm (дата обращения: 11 июля 2011 г.).
15 Официальный сайт Правительства Великобритании «legislation.gov.uk». — URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2001/ 12/contents (дата обращения: 11 июля 2011 г.).
16 Официальный сайт Органа индустриальной безопасности Великобритании, Security Industry Authority (SIA), — URL: http:/ / translate.google.ru/translate?hl=ru&sl=en&tl=ru&u=http%3A%2F%2Fwww.sia.homeoffice.gov.uk%2F&anno=2 (дата обращения: 11 июля 2011 г.).
17 Крысин А. В. Безопасность предпринимательской деятельности. — М., 1996. — С. 72.
18 Официальный сайт Ассоциации британских следователей. — URL: http://translate.google.ru/
translate?hl=ru&sl=en&tl=ru&u = http%3A%2F%2Fwww.theabi.org.uk%2F&anno = 2 (дата обращения: 11 июля 2011 г.).
19 Черков В. О., Попов П. О. Приватна детективна діяльність в розвинутих країнах світу / / Вісник Луганського державного університету внутрішніх справ імені Е. О. Дідоренка. — 2010. — № 2. — С. 122.
20 Закон ФРГ «О частных предприятиях» // URL: http://www.verfassungen.de/de/ddr/privatwirtschaftsgesetz90.htm (дата обращения: 11 июля 2011 г.).
21 Материалы сайта «Детективный доклад». Раздел «Детектив как профессия». — URL: http://detektiv-report.de/ index.php?goto%20=%20detektiv-beruf (дата обращения: 11 июля 2011 г.).
22 См.: 1) http://www.detektiva.com/de; 2) http://www.jmmpi.com/; 3) http://www.capricorn.cc/; 4) http://
www.detectivecondor.de/; 4) http://www.detektei-fritsch.de/ (дата обращения: 11 июля 2011 г.).
23 Официальный сайт Центра по обучения детективному бизнесу (Zentralstelle fuer die Ausbildung im Detektivgewerbe). — URL: http://translate.googleusercontent.com/translate_c?hl=ru&langpair=en | ru&rurl=translate.google.ru&u = http://www.z-a-d.de/ index2.php&usg=ALkJrhgMbPMl9aP9NmbaqIHvadB0Fr-m_Q (дата обращения: 11 июля 2011 г.).
24 Закон Франции «Об организации профессии частного детектива» («Оrgamsant la profession de detective privе») / / URL: / / http://www.vigilis.be/upload/documents/wetPrivDecFR.pdf// (дата обращения: 11 июля 2011 г.). Ст. 1.
25 Материалы сайта «Agent-de-securite». — URL: http://www.agent-de-securite.be/detective_prive/1/devenir_detective_prive.html (дата обращения: 11 июля 2011 г.).
26 Закон Франции «Об организации профессии частного детектива» («Оrgamsant la profession de detective prive»). Гл. IV.
УДК 342.57 С.Ю. Дергилева*
Сущность полицейского государства как предмет осмысления полицеистов второй половины XIX - начала XX века
В статье рассматриваются научные подходы к сущности полицейского государства в трудах ученых-полицеистов. Автор анализирует цели и сущностные характеристики полицейского государства, идеи, послужившие его теоретическим обоснованием, выделяет черты, присущие полицейскому государству, характеризует государственную власть и государственную деятельность в полицейском государстве, а также правовое положение гражданина.
Ключевые слова: полицейское государство, полицейское право, В. М. Гессен, А. И. Елистратов, Б. А. Кистяковский, государственная власть, полиция.
S.Y. Dergileva*. Essence of police state as the subject of understanding of policeists of the second half XIX — beginning of XX century. In the article are considered scientific approaches to the essence of police state in works of scientists-policeists. Author analyses purposes and essential characteristics of police state, ideas serving to his theoretical foundation, determines features, inherent to police state, characterizes state power and state activity in police state, and also legal status of the citizen.
Keywords: police state, police law, V M. Gessen, A. I. Elistratov, B. A. Kistyakovsky, state power, police.
Строительство правового государства в Российской Федерации порождает проблемы, связанные с поиском оптимальной модели организации государственной власти и форм взаимоотношения государственных органов с гражданами. Использование накопленного различными государствами опыта может помочь в создании эффективных механизмов достижения поставленных современным государством целей.
Одним из этапов эволюции государственности в России является политико-правовая реальность
XVIII — первой половины XIX вв., получившая в научной литературе название «полицейское государство». Опыт организации и функционирования полицейского государства в России и иных странах может быть востребован для формирования современной системы управления после оценки эффективности доминировавшего в эпоху полицейского государства жесткого государственного регулирования с использованием императивного метода в различных по своему характеру областях общественных отношений. Анализ сущностных черт полицейского государства позволит осмыслить и использовать информацию о положительных и отрицательных сторонах рассматриваемого явления, разработать эффективные приемы административной деятельности.
Идеи полицейского государства сформировались в трудах Платона, Н. де Ла Мара, X. фон Вольфа, И.Г.Г. Юсти, И. фон Зонненфельса, И.Г. Фихте. Анализу особенностей полицейского государства посвящены труды юристов-полицеистов И.Е. Андреевского, В.Ф. Дерюжинского, В.М. Гессена, В.В. Ивановского, Н.Н. Белявского и А.И. Елистратова.
Отличительной чертой полицейского государства, по мнению одного из полицеистов конца
XIX — начала XX вв. В.М. Гессена, является многопредметность административной деятельности,
* Дергилева, Светлана Юрьевна, адъюнкт кафедры теории государства и права, Санкт-Петербургский университет МВД России, лейтенант милиции. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.:8-981-813-05-57. E-mail: [email protected].
* Dergileva, Svetlana Yurievna, junior scientific assistant of the department of theory of state and law, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police lieutenant. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Letchika Pilyutova str., h. 1. Ph.: (981)8130557. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 15 июля 2011 года.
lS
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011