(г = -0,28). Беспомощное отношение к будущему связано с излишней активностью юношей во всех сферах и упущению сферы профессионализации, как базового формирования данного возраста, при этом отношение определяется отсутствием способности личности к принятию агрессии и ее сублимации в образовательной среде.
Компетентность во времени положительно коррелирует с результатом жизни (г = 0,28) и локусом контроля-жизнь (г = 0,35). Формирование компетентности во времени определено оценкой пройденного отрезка жизни, ощущением того, насколько продуктивна и осмысленна прожитая ее часть, а также убеждением в том, что студентам дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Ценностные ориентации положительно коррелируют с целями жизни (г = 0,34), процессом жизни (г = 0,35), результатом жизни (г = 0,36), локусом контроля-жизнь (г = 0,48). Ценностные ориентации данного возрастного периода базируются на постановке целей, оценке и эмоциональной насыщенности жизненного пути, удовлетворенности самореализацией на данном этапе и прежде всего в учебной деятельности, а также возрастающей способностью самим принимать решения и брать на себя ответственность.
Принятие агрессии положительно коррелирует с целями жизни (г = 0,34), локусом контроля-Я (г = 0,30), локусом контро-
Библиографический список
ля-жизнь (г = 0,31), планированием (г = 0,29), эмоциональным отношением (г = 0,32). Возрастающая способность личности принимать свое раздражение и контролировать проявление агрессии взаимосвязана с формированием жизненных целей, представлением о себе, как достаточно сильной личности, способной к самостоятельному выбору, оценкой временной перспективы в профессиональном плане, а также конечным определением в мире профессий и оценке всех плюсов и минусов будущего профессионального выбора.
Таким образом, временная перспектива респондентов к 3 курсу приобретает более оформленный характер по сравнению с предыдущими возрастными периодами. Респонденты в большей степени ориентируются во времени, нацелены на успехи в настоящем, для получения преимуществ в будущем. На данный период времени свое будущее они проецируют через призму выбранной специальности. Формирование компетентности во времени определяется оценкой пройденного отрезка жизни, ощущением продуктивности жизни, убеждением в способности контролировать свою жизнь, свободно принимать решения.
Данные исследования предполагается использовать для разработки программы коррекции восприятия времени личностью с точки зрения управления временем на основе пребывания личности в определенных психологических условиях в процессе обучения в вузе.
1. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. Вопросы психологии. 2001; 1.
2. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. Москва, 2004.
3. Головаха Е.И. Психологическое время личности. Киев,1984.
4. Чурекова Т.М. Самореализация личности в контексте непрерывного образования. Непрерывное образование как ресурс развития региона. Барнаул,2011.
5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Москва, 2001.
6. Шпрангер Э. Формы жизни: гуманитарная психология и этика личности. Перевод А.К. Судакова. Москва, 2014
7. Киенко Е.В., Морозова И.С. Профессиональные аспекты самореализации личности. Философия образования. 2011; Т.35, 2.
8. Морозова И.С. Личность и саморегуляция деятельности. Кемерово, 2000.
9. Nuttin J. Timeperspectivesinhumanmotivationand learning. Actapsychologica. 1977; 23.
10. Zimbardo P.G., Boyd J. The time paradox. The new psychology of time that will change your life. N.Y.; London; Toronto; Sydney, 1999. References
1. Leont'ev D.A. Professional'noe samoopredelenie kak postroenie obrazov vozmozhnogo buduschego. Voprosypsihologii. 2001; 1.
2. Nyutten Zh. Motivaciya, dejstvie iperspektiva buduschego. Moskva, 2004.
3. Golovaha E.I. Psihologicheskoe vremya lichnosti. Kiev,1984.
4. Churekova T.M. Samorealizaciya lichnosti v kontekste nepreryvnogo obrazovaniya. Nepreryvnoe obrazovanie kak resurs razvitiya regiona. Barnaul, 2011.
5. Kulagina I.Yu., Kolyuckij V.N. Vozrastnaya psihologiya: Polnyjzhiznennyj cikl razvitiya cheloveka. Moskva, 2001.
6. Shpranger 'E. Formy zhizni: gumanitarnaya psihologiya i 'etika lichnosti. Perevod A.K. Sudakova. Moskva, 2014
7. Kienko E.V., Morozova I.S. Professional'nye aspekty samorealizacii lichnosti. Filosofiya obrazovaniya. 2011; T.35, 2.
8. Morozova I.S. Lichnost'isamoregulyaciya deyatel'nosti. Kemerovo, 2000.
9. Nuttin J. Timeperspectivesinhumanmotivationand learning. Actapsychologica. 1977; 23.
10. Zimbardo R.G., Boyd J. The time paradox. The new psychology of time that will change your life. N.Y.; London; Toronto; Sydney, 1999.
Статья поступила в редакцию 25.12.14
УДК 159.9
Nasriddinova. F.D., major student, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
ON SOME ISSUES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN FOSTER FAMILIES. The paper discusses problems of foster families in Russia. Today the provision of psychological assistance to the adoptive families is one of the most important tasks. This issue is particularly important as we see the increasing in the intensity of the transferring processes in orphans in foster families. It has a positive effect, but it also has some negative consequences. Among the causes of negative consequences the author sees psychological-pedagogical unpreparedness of parents, social immaturity of parents, the lack of public opinion, the lack of professionals (psychologists and teachers). The negative consequences are stated by the researcher as following: the increase of the number of foster children who are abandoned and the return of children to children's houses, a growing number of cases of family violence against foster children. The author studies what measures can be taken to prevent the situation when foster children are not in need of a new family and what warning and preventive measures can help.
Key words: foster family, orphans, deviant behavior, psychological support, psychological problems of foster care, secondary orphanhood, institute for support of foster families.
Ф.Д. Насриддинова, магистрант ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ
В статье изложены проблемы, с которыми сталкиваются приемные семьи в России. Показано, что обеспечение психологического сопровождения приемных родителей - одна из важнейших задач на современном этапе. Наряду с интенсификацией процесса передачи детей-сирот в приемные семьи нарастает число отказов от приемных детей и соответственно их возврат в детские дома, увеличивается количество фактов семейного насилия над такими детьми. Какие предупреждающие и профилактические мероприятия можно проводить, чтобы приёмные дети не оказались снова ненужными второй семье? Как помочь приёмным родителям справиться с трудностями, которые их могут подстерегать? Эти вопросы поднимаются в данной статье.
Ключевые слова: приёмная семья, дети сироты, девиантное поведение, психологическое сопровождение, психологические проблемы приемной семьи, вторичное сиротство, институт сопровождения приемных семей.
Вопрос квалифицированной психолого-педагогической помощи, как потенциальным родителям, так и уже принявшим в семью ребенка, остается открытым. В силу разных обстоятельств приемные семьи преимущественно создаются в сельской местности, в районных центрах, где отсутствует своевременная психологическая и педагогическая помощь приемным семьям. Институт службы сопровождения приемных семей вымирает в силу финансовых обстоятельств. Если для потенциальных приёмных родителей, которые только собираются усыновить ребенка, в некоторых социальных учреждениях, преимущественно в крупных городах, работают школы приемных родителей, то приемный родитель в сельской местности во многих случаях оказывается один на один с проблемами, к которым не всегда оказывается готовым. Чаще всего в отделах опеки отсутствует такая единица, как психолог В результате, приемный родитель оказывается наедине со своими проблемами, что приводит, чаще всего, к возвратам приемных детей в детские дома, увеличивается количество фактов семейного насилия над такими детьми, остаются нерешенными вопросы взаимоотношений замещающих родителей и детей после достижения последними 18 лет. Семья, сталкиваясь с проблемами и не находя пути их решения, оказывается перед очень сложным выбором.
Чаще всего ребенок до того, как оказывается в приемной семье, получает опыт негативных социальных установок: сначала в биологической семье, а потом и в детском доме. В большинстве случаев, чем дольше ребенок находился в неблагоприятной атмосфере, тем выше вероятность развития различных отклонений, которые могут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей-сирот, но и их цинизм, жестокость, агрессивность и девиации. В целом, проблема факторов, обусловливающих девиантное поведение детей-сирот в приемных семьях, является недостаточно изученной. В настоящее время нет единого подхода в решении проблемы девиантного поведения детей-сирот, а есть единичные исследования в разных областях науки: педагогике, психологии, медицины.
Приёмными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Средний возраст 45 - 48 лет. Поэтому приёмные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приёмных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. Приёмные родители, безусловно, пытаются максимально помочь ребенку адаптироваться в новых условиях. И в этом им помогает опыт, полученный в школе приемных родителей. Но в большинстве случаев, когда родители оказываются в сложной ситуации, то помощь не всегда можно получить. Согласно опросу, из 59 детей сирот воспитывающихся в приемных семьях, 42 ребенка, то есть 71%, были замечены в воровстве, в начале пребывания в семье. Курили или курят, а так же пробовали алкоголь 67% и 36% детей, соответственно. Кроме того, возникают сложные конфликтные ситуации с кровными детьми приемных родителей. Современные дети-сироты из детских домов не привыкли домашнему труду, у них, как правило, не сформированы навыки самообслуживания, нет уважения к чужому труду и собственности, своей или чужой, они не дорожат вещами и не задумываются, откуда они берутся. Успешная социализация ребенка в новых условиях требует много сил и терпения от приёмных родителей.
Особенности социума таковы, что семья, принявшая ребёнка-сироту, оказывается в состоянии конфронтации, как с местным населением, так и со школой. Педагоги в школе чаще всего не готовы адекватно реагировать на появление такого ребёнка в
школе. Ведь в основном дети-сироты - это отстающие ученики, портящие «показатели качества» успеваемости и в основном тяжело идущие на контакт.
Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и другие факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приёмных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвёртых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. Недостаточное использование ресурсов приёмной семьи на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддержкой этого социального института.
И как показывает практика, далеко не во всех семьях опыт воспитания детей сирот в приемных семьях, заканчивается положительно. Отказ от приемных детей и возврат их обратно в учреждение становится фактом, часто проявляющимся в последнее время, с которым трудно смириться. В Новосибирской области на 2014 год, процент вторичного сиротства составляет 1,5%, это конечно не высокий процент, но он есть, и об этом стоит задуматься.
Как правило, окружение, сторонние наблюдатели, нередко относятся к семье, принявшей на воспитание чужого ребенка, с недоверием. Сначала пытаются узреть какие-либо корыстные мотивы, а если ребенок не приживается - вновь семья оказывается в зоне повышенного внимания и критики. В конечном итоге, - отказ от приёмного ребенка становится одним из нелегких решений приёмной семьи.
То, что дети, попадающие в приёмные семьи, нередко отличаются сложным характером, а подчас морально больны, секретом не является. Точно также у нас нет морального права обвинять людей, которые постарались сделать всё, что только в их силах, ради счастья чужого ребенка. Однако встречаются ситуации из другого разряда - приемные дети возвращаются в учреждение, не прожив в семье и двух месяцев. В целом осознавая ответственность предпринятого шага, взрослые люди далеко не всегда способны реально оценить свои силы, быть физически и психологически готовыми к непростой работе. А именно так специалисты советуют относиться к новым условиям. Сами приёмные родители позже признаются, что пребывали в состоянии полной иллюзии до тех пор, пока не взяли ребенка.
Как избежать ненужных ошибок, не допустить душевных трагедий - именно в этом направлении работают специальные Школы для опекунов и приемных родителей. Там учатся проводить с детьми досуг, преподают навыки самообслуживания для малюток, знакомят с особенностями детской психики, освещают медицинские и юридические аспекты при устройстве и дальнейшем пребывании детей в семьях. Все знания полезны и применимы на практике. Но основная проблема состоит именно в том, что школы работают с потенциальными родителями. В компетенцию школ приёмных родителей не входит дальнейшее сопровождение и помощь родителям, уже взявшим на воспитание ребенка.
Психологические проблемы семьи, взявшей на воспитание ребенка, можно условно разделить на две группы. Первая группа этих проблем связана с особенностями переживаний, поведения и ожиданий приемных родителей. Вторая - касается трудностей вхождения в новую семью и адаптации в ней приёмного ребенка. Эти проблемы тесно связаны между собой, тем не менее, в их содержании есть свои специфические особенности, которые
следует учитывать как приемным родителям, так и представителям специальных служб опеки и попечительства, которые занимаются вопросами усыновления. Обучение приёмных родителей до принятия ими на воспитание ребёнка предоставляет им время для того, чтобы еще раз взвесить те последствия, которые повлечет за собой принятие на себя обязанностей по воспитанию чужих детей. Обычно соответствующая программа ориентируется на взаимодействие приемных родителей и официальных учреждений, и направлена на решение проблем, обусловленных возникновением у ребёнка ощущения оторванности от родной семьи и связанных с этим эмоциональных переживаний, а также подразумевает общение с родными родителями ребенка (если такая возможность имеется). Это обучение помогает приёмным родителям решить для себя, сумеют ли они справиться с тем нелегким бременем, которое добровольно на себя возлагают.
По результатам опроса в постоянных консультациях психолога нуждается 71% приемных родителей. Обучение приёмных родителей после принятия ими на воспитание чужого ребенка, как правило, отсутствует. И вопросы развития детей, методы поддержания семейной дисциплины и управления поведением, навыки взаимодействия и проблемы отклоняющегося поведения, чаще всего и оказываются без ответов. Столь различная ориентация этих двух видов обучения приемных родителей объясняется тем, что повседневная жизнь с чужим ребенком накладывает большой отпечаток на всю семейную жизнь. Приёмным родителям необходимо хорошо понять необходимость обучения и использовать в первую очередь ту информацию, на которую они могут непосредственно опираться в своей повседневной практике. Среди проблем, на которые должно быть обращено особое внимание, можно отметить следующие:
- обучение родителей взаимодействию с детьми, имеющими эмоциональные, физические или умственные отклонения, 30% детей-сирот школьного возраста имеют 7 или 8 вид коррекцион-ного обучения;
- освоение родителями навыков взаимоотношений с детьми, испытывающими трудности в учении;
- усвоение информации и овладение специальными умени-
Библиографический список:
ями о взаимодействии с подростками (особенно состоящими на учете в детской комнате полиции);
- приобретение необходимых навыков для установления контакта с детьми раннего возраста;
- освоение опыта взаимодействия и оказания необходимой психологической поддержки безнадзорным детям, испытавшим на себе жестокое обращение взрослых. Результаты анкетирования показали, что в биологической семье жестокое обращение взрослых на себе испытали - 26% детей-сирот.
При организации обучения приемных родителей следует иметь в виду то обстоятельство, что у них может быть разный уровень образования, разное социальное и материальное положение. Одни из них - дипломированные и имеющие постоянное место работы специалисты, в Ордынском районе таких 22%; другие имеют лишь среднее образование и работу, не требующую высокой квалификации - 78%. В настоящее время большая часть приемных родителей (по крайней мере, один из них), кроме воспитания чужих детей, занимается каким-либо другим видом деятельности. Однако при этом им не следует забывать, что воспитание детей следует рассматривать как разновидность профессиональной деятельности, которая требует специальной подготовки. Поэтому при обучении приемных родителей следует ориентировать их на то, что такая подготовка не может быть поверхностной и краткосрочной и немедленно давать практические результаты. Родительской профессии им придется обучаться всю жизнь, потому что ребенок растет, изменяется, а поэтому должны изменяться и формы взаимодействия с ним, и виды педагогических воздействий. Приёмные родители, планируя свою деятельность в соответствии с потребностями ребенка, должны уметь работать вместе с консультантами, врачами, педагогами и другими специалистами, чтобы научиться разрешать те проблемы, с которыми им придется столкнуться в воспитании приемных детей, и устранять те трудности, которые закономерно возникают в любой семье.
Одним из главных, в связи с этим становится, постоянное сопровождение приёмных семей квалифицированными специалистами-психологами, педагогами, медиками, деятельность которых может быть объединена в единую службу.
1. Архипова A.A. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2005.
2. Коробейников И.А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации. Дефектология.1990; 3.
3. Посысоев О.Н. Основы концепции психолого-педагогического сопровождения приемной семьи. Концепции ведущих ученых института педагогики и психологииЯГПУ имени К.Д. Ушинского. Ярославль: Изд-во ЯРГПУ, 2006.
Refewrences
1. Arhipova A.A. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, vprocesse socializacii. Avtorefer-at dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2005.
2. Korobejnikov I.A., Sluckij V.M. O nekotoryh osobennostyah formirovaniya intellekta detej v usloviyah psihicheskoj deprivacii. Defektologi-ya.1990; 3.
3. Posysoev O.N. Osnovy koncepcii psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya priemnoj sem'i. Koncepcii veduschih uchenyh instituta pedagogiki ipsihologii YaGPU imeni K.D. Ushinskogo. Yaroslavl': Izd-vo YaRGPU, 2006.
Статья поступила в редакцию 25.01.15
УДК 159.964.3
Perevozkina Yu.M., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), Е-mail: [email protected]
Perevozkin S.B., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Center of Testing of Innovation Technologies (Novosibirsk, Russia), Е-mail: [email protected]
Dmitrieva N.V., Doctor of Sciences (Psychology), professor, Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: [email protected]
ARCHETYPE DETERMINANTS IN THE MODEL OF VALUE-ROLE ATTITUDES IN MARRIAGE. The paper describes unconscious determinants of value-role attitudes in marriage. The researchers consider the problem of marriage and family, which is one of the central themes in psychology, as it is undergoing profound changes under the influence of various factors, one of which may be the oldest determinants of human behavior - the archetypes. The data on the ancient principles of marriage is recorded in myths, fairy tales. The authors discuss the results of factor analysis, which helped to build a factor model of value-role attitudes in marriage. The model consists of four components. The researchers provide the results of the regression analysis that shows statistical significance in four variables-predictive archetypes and the second factor models values-role attitudes in marriage. Anxiety in adolescents depends on the presence or absence of the dominant archetype. The predictive ability of variables archetypes of Great Father and