УДК 281.9:265
DOI: 10.24411/2309-5164-2020-10306
Иерей Дмитрий Каврига,, преподаватель кафедры Истории церкви и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии. E-mail: dzmitrykauryha@gmail.com
К ВОПРОСУ О ПРОЦЕДУРЕ ПЕРЕХОДА В «ECCLESIA RITUALIS SUI IURIS» ЧЕРЕЗ «LICENTIA AB APOSTOLICA SEDE»
В предложенной статье автор пытается проанализировать такое феномен, как переход от одной «Ecclesia sui iuris» в другую посредством получения специального разрешения Святого Престола.
Данная проблематика является очень актуальной, так как от того, к какой Церкви приписан christifideles, напрямую зависит его участие в литургической жизни, получении Таинств.
При этом озвученная проблема касается той ситуации, когда переход в другую Церковь не обусловлен вопросами заключения брака, либо вхождения в семью человека из другого обряда.
Этот аспект не изучался подробно в научной литературе западных юристов и богословов, тем более практически не освещен в трудах и исследованиях отечественных авторов.
Ключевые слова: «ritualis», christifideles, лицензия Святого Престола, Церковь «своего права», Codex Iuris Canonici, Acta Apostolicae Sedis. Цитирование: Каврига Д.И., иер. К вопросу о процедуре перехода в «Ecclesia ritualis sui iuris» через «licentia ab Apostolica Sede» // Ипатьевский вестник. - 2020. - №3. - С. 59-67.
Введение
За прошедшее тысячелетие с момента разделения Вселенской Церкви западный и восточный христианский мир пережили многочисленные трагические моменты, связанные с действиями представителей конфессий в вопросе прозелитизма, активных незаконных действий на не принадлежащей канонической территории.
При этом именно в 20 столетии произошло осмысление того, что уния никак не может быть формой единения христиан. Поэтому в настоящее время, как со стороны православных, так и католиков
Иерей
Дмитрий Каврига
происходит процесс выработки подходящей формы сосуществования и канонического определения статуса тех общин, которые образовались за предшествующее время конфронтации.
Церковь, согласно учению Римско-католической Церкви, есть общность, или Евхаристия. Именно таким духом пронизан II Ватиканский собор и его идейный вдохновитель папа Павел VI, который прямо заявил: «Magna il communion quam efficit Ecclesia»1.
На самом деле эта «общность» имеет важное значение для характера Церкви, которое имеет два очень важных аспекта: общность святых, которая объединяет Церковь странствующую на земле с Церковью торжествующей на небе и придает ей эсхатологический характер.
Второй момент - это, собственно то, что в церковном богословии принято называть церковным/евхаристическим общением.
Церковное общение объединяет всех крещенных в Католической Церкви или приравненных к ней, которые объединены со Христом узами одной и той же веры, таинств, церковного режима и общения. Это церковное общение представляет собой полное католическое общение.
Поэтому вопрос принадлежности конкретного верующего к общине «sui iuris» в католической Церкви был и остается одним из важных и актуальных как с точки зрения богословия, так и экуменизма и практики церковной дис-циплины2.
Рескрипт папы Иоанна Павла II «Ex Audientia Sanctissimi»
В Codex Iuris Canonici3 в I разделе «Общие нормы» содержится канон, который определяет принадлежность верующего в конкретной обрядовой Церкви «своего права» после принятия им крещения, либо приравнивания к таковому:
Can. 112 — § 1. Post receptum baptismum, alii Ecclesiae ritualis sui iuris adscribuntur:
1° qui licentiam ab Apostolica Sede obtinuerit...4;
Дополняя канон в Codex, в ноябре 1992 года папа Иоанн Павел II издал интересный рескрипт, в котором говорится о переходе в другую Церковь «своего права».
Причем в данном документе оговариваются условия, при котором подобное действие может быть осуществлено:
1 «Она (Евхаристия) делает/являет общность Церкви» (перевод автора), см.: Acta Apostolicae Sedis (AAS), 69 (1977), 147- 153, n. 148.
2 Пример этому - вопрос о принадлежности и пастырской опеке иммигрантов Восточных церквей на территориях чисто латинской юрисдикции.
3 Кодекс канонического права (лат. Codex iuris canonici, CIC) — корпус юридических норм общего и универсального характера, управляющий Католической Церковью латинского обряда. Ныне действующий Кодекс принят в 1983 году. Здесь и далее автор использует сокращенный вариант «Codex или CIC/83» для обозначения книги канонических норм РКЦ.
4 Кан. 112 - § 1. По принятии крещения к другой обрядовой Церкви «своего права» причисляются: 1-е. лица, получившие разрешение Апостольского Престола, - перевод автора; см.: Codex Iuris Canonici auctoritate Ioannis Paule II promulgatus, AAS 75/2 (1983) 1-317.
Ad normam can. 112, § 1, I o Codicis Iuris Canonici, quisque vetatur post susceptum Baptismum alii ascribi Ecclesiae rituali sui iuris, nisi licentia ei facta ab Apostolica Sede. Hac de re, probato iudicio Pontificii Consilii de Legum Textibus Interpretandis, Summus Pontifex Ioannes Paulus II statuit eiusmodi licentiam praesumi posse, quoties transitum ad aliam Ecclesiam ritualem sui iuris sibi petierit Christifidelis Ecclesiae Lati-nae, quae Eparchiam suam intra eosdem fines habet, dummodo Episcopi dioecesani utriusque dioecesis in id secum ipsi scripto consentiant1.
Таким образом, в представленном документе для действительности перехода Законодатель2 подразумевает следующие необходимые атрибуты:
- наличие епархиальной структуры (диоцез), которая по сути является партикулярной Церковью;
- собственно территория, которая закреплена за диоцезом;
- согласие правящих епископов на переход. При этом оно оформляется в письменном виде.
Однако представленные выше нормативные правила также подразумевают действие канона 111 CIC/83:
Can. 111 — § 1. Ecclesiae latinae per receptum baptismum adscribitur fi lius paren-tum, qui ad eam pertineant vel, si alteruter ad eam non pertineat, ambo concordi voluntate optaverint ut proles in Ecclesia latina baptizaretur; quodsi concors voluntas des-it, Ecclesiae rituali ad quam pater pertinet adscribitur3.
Современное законодательство РКЦ, выраженное как в Codex Iuris Canonici редакции 1983 года, так и в Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium4 (1990), то есть восточного и западного обряда, предпочитает поменять сам подход и метод, по которому верующий начинает относиться к Церкви «sui iuris».
Предшествующее же законодательство (до II Ватиканского обряда -прим. автора) подчеркивало юридический аспект и отсылала к «литургическому обряду» («ritus liturgicus») как определяющей точке будущего канонического статуса верующего, что и закреплялось в каноне 98 Codex Iuris Canonici редакции 1917 года:
1 Rescritto «Ex Audientia Sanctissimi, die XXVI mensis Novembris, anno MCMXCII», AAS 85 (1993) 81.
2 Здесь и далее под термином «Законодатель» будет подразумеваться Святой Престол, решения которого проходят посредством издания соответствующих нормативных актов для Римско-католической Церкви, а также нормы канонов Codex Iuris Canonici редакции 1983 г.
3 Кан. 111 - § 1. С принятием крещения к Латинской Церкви причисляется ребёнок родителей, к ней принадлежащих. Если же один из них не принадлежит к Латинской Церкви, но оба родителя по обоюдному согласию выразили желание, чтобы их дитя приняло крещение в Латинской Церкви, то ребёнок причисляется к ней. Если же такое обоюдное желание отсутствует, то ребёнок причисляется к той обрядовой Церкви, к которой принадлежит его отец, - Codex Iuris Canonici auctoritate Ioannis Paule II promulgatus, AAS 75/2 (1983) 1-317.
4 Кодекс Канонов Восточных Церквей (ККСЦ, лат. Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium, CCEO) — кодекс канонического права, общий для всех Восточных Католических Церквей. Провозглашенный 18 октября 1990 апостольской конституцией «Sacri Canones», изданной папой Римским Иоанном Павлом II. Вступил в силу 1 октября 1991 года.
«Inter varios catholicos ritus ad illum quis pertinet, cuius caeremoniis baptizatus fuit, nisi forte baptismus a ritus alieni ministro vel fraude collatus fuit, vel ob gravem neces-sitatem, cum sacerdos proprii ritus praesto esse non potuit, vel ex dispensatione apostolica, cum facultas data fuit ut quis certo quodam ritu baptizaretur, quin tamen eidem adscriptus maneret» [4, кан.98].
Аналогичную отсылку мы находим и в папском документе motu proprio «Cleri sanctitati» в канонах с 6-го по 15-ый»1, которая, в свою очередь, согласна с другими документами Святого Престола:
Ǥ 1. Inter varios ritus ad ilium quis pertinet, cuius caeremoniis legitime baptizatus fuit.
§ 2. Si baptismus a ritus diversi ministro vel ob gravem necessitatem cum sacerdos proprii ritus praesto esse non potuit, vel ob aliam iustam causam de licentia proprii Hi-erarchae, vel ob fraudem collatus fuit, ita baptizatus illi ritui adscriptus habeatur cuius caeremoniis baptizari debuit»2.
II Ватиканский собор расширяет интерпретацию концепции обрядности и начинает говорить и подразумевать под этим не только одну Литургию.
Таким образом, именно из этого посыла происходит главный отправной момент в распознавании идентичности каждой Церкви «своего права».
Исходя из такого подхода, сам термин «Ecclesia ritualis sui iuris» и был принят Папской комиссией при пересмотре Codex двумя различными способами для того, чтобы специально выделить те Церкви, которые соборный декрет «Orientalium Ecclesiarum» называет «Ecclesiae particulars seu Ritus» («партикулярные Церкви собственного/своего права»)3.
Что интересно, данная формулировка представлена только лишь в двух процитированных выше канонах Codex, и больше нигде Законодатель ее не употребляет. Вместо этого в нормативных документах и канонических законах используется термин «ritus», который имеет двусмысленное значение.
Если мы рассматриваем сам дух «Кодекса», то можем отметить, что «Ecclesia ritualis sui iuris» понимается как церковная католическая общность (людей), которую можно охарактеризовать наличием в ней собственной ритуальной/обрядовой практики (дисциплины) и автономии - независимости.
1 Например, канон 6 говорит: «§ 1. Inter varios ritus ad ilium quis pertinet, cuius caeremoniis legitime baptizatus fuit.§ 2. Si baptismus a ritus diversi ministro vel ob gravem necessitatem cum sacerdos proprii ritus praesto esse non potuit, vel ob aliam iustam causam de licentia proprii Hierarchae, vel ob fraudem collatus fuit, ita baptizatus illi ritui adscriptus habeatur cuius caeremoniis baptizari debuit», см.: A.A.S. vol. XXXXIX (1957), n. 9, pp. 433-603.
2 Benedictus XIV, const. Etsi pastoralis, 26 maii 1742, § II, n. XI, § VIII, n. VII, VIII, X; ep. encycl. Demandatam, 24 dec. 1743, § 18; const.Praeclaris, 18 mart. 1746; S. Pius X, const. Tradita ab antiguis, 14 sept. 1912, n. VI; S. C. de Prop. Fide, Instr. (pro Graeco-Melehit.), 15 febr. 1742; decr. 6 oct. 1863, C, a; ep. (ad Ep. auxil Strigonien.), 27 apr. 1903, n. 15921. — Syn. Armen., a. 1911, 624.
3 Brogi, M. Le chiese sui iuris nel Codex Canonum Eccles a urn Orientalium / M. Brogi // in REDC 48 (1991), С. 519-524.
Таким образом, здесь не дается никакого объяснения канонической основы, или же объяснения самого понятия.
Церковное общение объединяет всех крещенных в Католической Церкви или приравненных к ней, которые объединены со Христом узами одной и той же веры, таинств, церковного режима и общения. Это церковное общение представляет собой полное католическое общение.
Посредством крещения человек становится частью Христа и приобретает, таким образом, все права и обязанности члена Церкви, т.е. становится субъектом прав и обязанностей1.
Законодатель оговаривает возраст, при котором ребенок может поменять свою церковную принадлежность, если посчитает это необходимым:
Can. 30 - Quilibet baptizandus, qui decimum quartum aetatis annum explevit, libere potest seligere quamcumque Ecclesiam sui iuris, cui per baptismum in eadem suscep-tum ascribitur, salvo iure particulari a Sede Apostolica statuto2.
Такое же положение содержится и в латинском Кодексе. При этом в ССЕО есть еще одно положение, связанное с данной проблематикой - канон S88.
Все эти каноны касаются вопросов свободы в Церкви, которая дается человеку, уже достигшему 14-летнего возраста и который хочет креститься в католической Церкви. Причем эта свобода не ограничивается принадлежностью его родителей, если они крещены, либо не крещены вообще.
Здесь важно отметить одну интересную особенность, а именно: западный Codex, в отличие от CCEO, не имеет дополнительного объяснения значения обряда. Восточный же говорит о том, что христиане-некатолики, которые
Переход в другую Церковь «своего права»
Интересным будет также рассмотреть нормативную базу, которую предлагают оба Кодекса - и западный, и восточный. Изменение принадлежности к Церкви прописано в обоих документах, что предусмотрено «ad normam iuris», т.е. самим правом. При этом требуется, чтобы этот переход был инициирован свободным волеизъявлением.
И тот, и другой fodex учитывают переход в Церковь по разрешению Святого Престола, однако требуемые условия в них существенным образом не совпадают.
1 Can. 849 — Baptismus, ianua sa- cramentorum, in re vel saltem in voto ad salutem necessarius, quo homines a peccatis liberantur, in Dei fi lios regenerantur atque iNdelebili charactere Christo con figurati Ecclesiae incorporantur, valide confertur tantummodo per lavacrum aquae verae cum debita verborum forma (Крещение, врата таинств, принятое на деле или хотя бы в намерении, необходимо для спасения: благодаря ему люди избавляются от грехов, возрождаются в детей Божиих и, уподобившись Христу неизгладимой печатью, включаются в тело Церкви. Оно действительным образом преподаётся только через омовение в настоящей воде, сопровождаемое надлежащей словесной формулировкой), - см. Codex Iuris Canonici auctoritate Ioannis Paule II promulgatus, AAS 7S/2 (1983) 1-317.
2 «Любой крещенный, который достиг 14-летнего возраста, может свободно выбирать любую Церковь sui iuris, несмотря на то, к какой он был приписан во время крещения, при этом остается в силе партикулярное право, установленное Святым престолом», - перевод автора.
Так, в каноне 112 § 1 читаем:
§ 1. Post receptum baptismum, alii Ecclesiae ritualis sui iuris adscribuntur: 10 qui licentiam ab Apostolica Sede obtinuerit.1.
То есть в принципе QC/83 не беспокоится проблемами, связанными с переходом от одной Церкви «sui iuris» к другой, поэтому в каноне просто отмечен факт крещения и соответствующая «приписка» верующего к конкретной церковной общине.
Действующим субъектом здесь выступает латинский верующий, которому необходимо специальное разрешение для приписки к восточной католической Церкви.
CCEO же предписывает обязательным образом прямого участия Святого Престола:
Can. 32 - § 1. Nemo potest sine consensu Sedis Apostolicae ad aliam Ecclesiam sui iuris valide transire2.
Конечно, данная норма касается только верующих, которые принадлежат к восточному обряду3. Но можно говорить и о том, что подобная ситуация вполне может относиться и к латинскому верующему, который захочет перейти в восточный обряд. Так как последнее не осуществимо без того, что не принимать канонические нормы данной церкви.
Не менее интересным будет обратить внимание на второй параграф 32-го канона CCEO:
§ 2. Si vero agitur de christifideli eparchiae alicuius Ecclesiae sui iuris, qui transire petit ad aliam Ecclesiam sui iuris, quae in eodem territorio propriam eparchiam habet, hic consensus Sedis Apostolicae praesumitur, dummodo Episcopi eparchiales utriusque eparchiae ad transitum scripto consentiant4.
Из представленной нормы видно небольшое отличие от западного подхода, а именно: восточный Кодекс и его законодательство более узко подходит к описываемой проблематике.
Вероятнее всего, автор канона руководствовался менталитетом ближневосточного общества, устоями его гражданских законов и обычаев. Поэтому для того, чтобы не было случаев поглощения меньшинства со стороны латинских общин, которые находятся в большинстве, свобода выбирать принадлежность к Церкви принадлежит только женщине.
1 Кан. 112 - § 1. По принятии крещения к другой обрядовой Церкви «своего права» причисляются: 1-е. лица, получившие разрешение Апостольского Престола, - перевод автора; см.: Codex Iuris Canonici auctoritate Ioannis Paule II promulgatus, AAS 75/2 (1983) 1-317.
2 Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium auctoritate Ionnis Paule II promulgatus, AAS 82 (1990) 1061-1364.
3 Can. 1 - Canones huius Codicis omnes et solas Ecclesias orientales catholicas respiciunt, nisi, relationes cum Ecclesia latina quod attinet, aliud expresse statuitur, - см. Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium auctoritate Ionnis Paule II promulgatus, AAS 82 (1990) 1061-1364.
4 Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium auctoritate Ionnis Paule II promulgatus, AAS 82 (1990) 1061-1364.
В случае же, если супруг-латинянин захочет перейти в обрядовую Церковь своей жены (восточного она обряда, или же западного), должен в обязательном порядке обратиться к Святому Престолу, так как восточная Церковь не сможет законным образом его принять, руководствуясь каноном 33 CCEO1.
Заключение
Как мы увидели выше, феномен «Ecclesia sui iuris», т.е. «Церковь своего права», возник только после II Ватиканского собора во второй половине 20-го века.
Данная проблематика является очень актуальной, так как от того, к какой Церкви приписан christifideles напрямую зависит его участие в литургической жизни, получении Таинств.
Причем сам термин встречается лишь в Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium, то есть, собственно, в праве восточных церквей (или восточного обряда, как это принято в православной интерпретации) и носит сугубо техническое понятие и значение.
Это, в свою очередь, новинка в истории восточного и западного канонического права и наследие Ватиканского собора. Понятие дано, чтобы конкретизировать и выделить именно восточную церковь как субъект - persona jiuridica, которая находится в полном и тесном общении с Римом.
Из интерпретации означенного понятия проистекают две важные особенности:
Прежде всего необходимо иметь ввиду, что определение «sui iuris» является техническим определением, то есть оно не отделено и не противостоит Кодексу, а относится к нему.
Законодатель не определяет само понятие «церкви своего права», но говорит, что оно означает, когда употребляется понятие «Ecclesia sui iuris». Поступая таким образом, Кодекс как бы подразумевает и выводит на первый план термин «Ecclesia sui ritus», который был использован отцами II Ватиканского собора.
Во-вторых, вышеупомянутое определение подчеркивает четыре основных критерия для определения церкви как «церкви sui iuris», а именно:
- общность верующих христиан «coetus christifidelium»: вышеупомянутый термин обозначает «внутреннее единство и культурную, социальную и духовную однородность» сообщества верующих. Это, в основном, указывает на собрание людей Божьих, объединенных в культуре, общественной и духовной жизни;
- этот «coetus christifidelium» объединен и управляется собственной иерархией. Эта иерархия объединяет определенную группу в конкретное церковное сообщество, которое компактно и иерархически организовано как церковь. Эта группа верующих имеет иерархию как органический элемент сплоченности ». Поэтому фундаментальная роль этой иерархии заключается в том, чтобы управлять группировкой верующих и гарантировать их единство в соответствии с законом;
1 Там же.
- упомянутое нами «coetus christifidelium» со своей собственной иерархией образовано в соответствии с законом. Такой критерий гарантирует легитимность церкви sui iuris;
- признание Верховной власти Церкви явным или молчаливым способом является четвертым критерием определения группы верующих, объединенных их собственной иерархией в соответствии с законом, в качестве церкви sui iuris.
ЛИТЕРАТУРА
1. Acta Apostolicae Sedis (AAS), 69 (1977), 147- 153, n. 148.
2. Acta Apostolicae Sedis (aas), 85 (1993), 81, n. 1.
3. Brogi, M. Le Chiese sui iuris nel Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium / M. Brogi // in REDC 48 (1991), C. 517-524.
4. Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium auctoritate Ionnis Paule II pro-mulgatus, AAS 82 (1990) 1061-1364.
5. Codex Iuris Canonici auctoritate Ioannis Paule II promulgatus, AAS 75/2 (1983) 1-317.
6. Codex Iuris Canonici, Pii X Pont.Max. iussu digestus, Benedicti XV auctoritate promulgatus, AAS 9/2 (1917) 5-456.
7. Congregazione per la Dottrina della Fede, Lettera su alcuni aspetti della Chiesa intesa come comunione "Communionis notio" (Litterae ad Catholicae Ecclesi-ae episcopos de aliquibus aspectibus Ecclesiae prout est communio), 28 maggio 1992, in AAS 85 (1993) 838-850, n. 10.
8. P. Gasparri-I. Seredi, Codicis Iuris Canonici Fontes, Vol. IX (Roma 1939), Tabella AI, сс. 7_164.
9. Sleman, E. De Ritus a Ecclesia sui iuris / E.Sleman // L'année canonique, 41 (1999), 268.
10. Покровский, И. А. История Римского права // И.А. Покровский. - М., 2002; Зайков, А.В. Римское частное право // А.В. Зайков. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - С.125-128.
Priest Dmitry Kavriga, Lecturer, Department of Church History and Church Practical Disciplines, Minsk Theological
Academy.
E-mail: dzmitrykauryha@gmail.com
TO THE QUESTION OF THE TRANSITION TO THE CHURCH "OF ONE'S OWN RIGHT" THROUGH THE PERMISSION OF THE HOLY SEE
In the proposed article, the author tries to analyze such a phenomenon as the transition from one "Ecclesia sui iuris" to another by obtaining a special permission from the Holy See.
This problem is very urgent, because the fact to which church christifideles is attributed to, effects its participation in the liturgical life, receiving the Sacraments.
At the same time, the stated problem concerns the situation when the transition to another Church is not conditioned by the issues of marriage, or the entry into the family of a person from another rite.
The author tries to draw attention to the canonical side of the concept of "sui iuris" and the consequences for building a dialogue between the Roman Catholic and Russian Orthodox Churches.
This aspect has not been studied in detail in the scientific literature of Western jurists and theologians, especially since it is practically not covered in the writings and studies of Russian authors.
Key words: «ritualis», christifideles, license of the Holy See, the Church of "Hour Kight", Codex Iuris Canonici, Acta Apostolicae Sedis.
Citation: Kavriga D.I., priest. To the question of the transition to the Church "of one's own right" through the permission of the Holy See // Ipatievsky vestnik. -2020. - №. 3. - P. 59-67.
REFERENCES
1. Acta Apostolicae Sedis (AAS), 69 (1977), 147-153, n. 148.
2. Acta Apostolicae Sedis (AAS), 85 (1993), 81, n. 1.
3. Brogi, M. Le Chiese sui iuris nel Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium / M. Brogi // in REDC 48 (1991), C. 517-524.
4. Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium auctoritate Ionnis Paule II pro-mulgatus, AAS 82 (1990) 1061-1364.
5. Codex Iuris Canonici auctoritate Ioannis Paule II promulgatus, AAS 75/2 (1983) 1-317.
6. Codex Iuris Canonici, Pii X Pont. Max. iussu digestus, Benedicti XV auctoritate promulgatus, AAS 9/2 (1917) 5-456.
7. Congregazione per la Dottrina della Fede, Lettera su alcuni aspetti della Chiesa intesa come comunione "Communionis notio" (Litterae ad Catholicae Eccle-siae episcopos de aliquibus aspectibus Ecclesiae prout est communio), 28 maggio 1992, in AAS 85-8 (1993) , n. 10.
8. P. Gasparri-I. Seredi, Codicis Iuris Canonici Fontes, Vol. IX (Roma 1939), Tabella AI, ss. 7_164.
9. Sleman, E. De Ritus a Ecclesia sui iuris / E. Sleman // L'année canonique, 41 (1999), 268.
10. Pokrovsky, I. A. History of Roman law // I. A. Pokrovsky. - M., 2002; Zaykov, A.V. Roman private law // A.V. Zaykov. - 2nd ed. - M.: Yurayt Publishing House, 2017 . - P.125-128.