Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРОНАРКОТИЧЕСКОМУ КОНТЕНТУ СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДЫ'

К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРОНАРКОТИЧЕСКОМУ КОНТЕНТУ СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / субкультура / музыкальное творчество / рэп / пронаркотический контент / противодействие пронаркотическому культурному полю / culture / subculture / musical creative work / rap / pro-narcotic content / counteraction to the pro-narcotic cultural field

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Оксана Аркадьевна Овчинко, Юлия Вадимовна Леонтьева

В статье рассматривается пронаркотический контент современного рэпа, рассматриваются способы влияния музыкального творчества на формирование наркотической запрограммированности, особенно опасной для несовершеннолетних и подростков. Обосновывается положение о том, что формирование определенного психического отношения к употреблению наркотиков – это не одномоментный акт, это растянутый во времени процесс, в котором культура, субкультура, в том числе музыка определенной направленности, при определенных условиях делает логичным шагом пробу психоактивного вещества. Аргументируется вывод о недостаточности противодействия существованию пронаркотического контента в искусстве методом запретов и наказаний, о необходимости консолидации усилий всех государственных структур и общества в целом в «демонтаже» сложившегося пронаркотического культурного поля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF COUNTERING THE PRO-DRUG CONTENT OF MODERN POP MUSIC

The article considers the pro-narcotic content of modern rap music, examines the ways in which musical creative work influences the formation of narcotic programming, which is especially dangerous for minors and adolescents. The article substantiates the position that the formation of a certain mental attitude to drug use is not a one–step act, but it is a time-stretched process in which culture, subculture, including music of a certain orientation, makes the first try of psychoactive substance under certain conditions as a logical step. The conclusion is argued about the insufficiency of countering the existence of pro-drug content in art by the method of prohibitions and punishments, about the need to consolidate the efforts of all government agencies and society in whole in «breakup» the existing pro-drug cultural area.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРОНАРКОТИЧЕСКОМУ КОНТЕНТУ СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДЫ»

УДК 343.9

Оксана Аркадьевна ОВЧИНКО,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

[email protected]

Юлия Вадимовна ЛЕОНТЬЕВА,

главный специалист организационно-научного и редакционно-издательского отдела Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

[email protected]

К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРОНАРКОТИЧЕСКОМУ КОНТЕНТУ

СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДЫ

TO THE ISSUE OF COUNTERING THE PRO-DRUG CONTENT OF MODERN POP MUSIC

В статье рассматривается пронаркотический контент современного рэпа, рассматриваются способы влияния музыкального творчества на формирование наркотической запрограммированности, особенно опасной для несовершеннолетних и подростков. Обосновывается положение о том, что формирование определенного психического отношения к употреблению наркотиков - это не одномоментный акт, это растянутый во времени процесс, в котором культура, субкультура, в том числе музыка определенной направленности, при определенных условиях делает логичным шагом пробу психоактивного вещества. Аргументируется вывод о недостаточности противодействия существованию пронаркотического контента в искусстве методом запретов и наказаний, о необходимости консолидации усилий всех государственных структур и общества в целом в «демонтаже» сложившегося пронаркотического культурного поля.

The article considers the pro-narcotic content of modern rap music, examines the ways in which musical creative work influences the formation of narcotic programming, which is especially dangerous for minors and adolescents. The article substantiates the position that the formation of a certain mental attitude to drug use is not a one-step act, but it is a time-stretched process in which culture, subculture, including music of a certain orientation, makes the first try of psychoactive substance under certain conditions as a logical step. The conclusion is argued about the insufficiency of countering the existence of pro-drug content in art by the method of prohibitions and punishments, about the need to consolidate the efforts of all government agencies and society in whole in «breakup» the existing pro-drug cultural area.

Ключевые слова: культура, субкультура, музыкальное творчество, рэп, пронаркотический контент, противодействие пронаркотическому культурному полю.

Keywords: culture, subculture, musical creative work, rap, pro-narcotic content, counteraction to the pro-narcotic cultural field.

Вестник Сибирского юридического института МВД России-

Человек - существо социальное, как следствие, на его поведение, мотивацию влияет деятельность его социального окружения, особенно его значимого окружения. А если вести речь о несовершеннолетних, необходимо признать, что на них значительно большее влияние оказывает референтное окружение, им в гораздо большей степени свойственно стремление не выделяться, не быть «белой вороной» в глазах этого окружения, некое «стадное» поведение. Кроме того, они больше «настроены» на подражание кумирам, зачастую принимая слепо на веру все, что говорит и делает их идеал. С развитием Интернета и активным времяпрепровождением подростков в социальных сетях, бездумным просмотром роликов буквально часами вопрос о содержании информации, получаемой молодыми людьми «на просторах» сети, становится крайне острым.

Неконтролируемое распространение разнообразной негативной информации в сети Интернет является сегодня острейшей проблемой, наносит ущерб моральному и физическому здоровью несовершеннолетних, способствует вовлечению подростков в преступную деятельность, в деструктивные неформальные движения, отметил Генеральный прокурор РФ на заседании Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации по вопросам профилактики, выявления, пресечения и расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних в сентябре 2020 г.1

Юристы и педагоги, да и просто здравомыслящие люди бьют тревогу по поводу активного вовлечения с помощью 1Т-технологий несовершеннолетних в экстремистскую и террористическую деятельность, в совершение преступлений, в «группы смерти» и прочее. Зачастую Интернет является источником распространения информации, содержащей сведения об изготовлении, потреблении и распространении, а также сбыте наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Общественная опасность интер-

1 В Генпрокуратуре озвучили статистику детской dent/2020/09/23/v-genprokurature-ozvuchili-statistiku-detskoy-

нет-контента, содержание которого связано с употреблением и незаконным оборотом наркотических средств, возрастает, когда потребителями такого рода контента выступают несовершеннолетние [8, с. 32]. Даже позитивная, на первый взгляд, информация об изъятии двух килограммов наркотиков на сумму в 150 миллионов рублей, подчеркивает М.А. Цирина, может быть воспринята некоторыми лицами как реклама легкого способа зарабатывания денег [12, с. 46].

Немедицинское потребление наркотических средств во всем мире приобретает масштабы пандемии, хотя об их опасности говорят и пишут много и активно, и это не только научные статьи, рассматривающие причины и последствия наркомании, это различные сайты, выступающие против наркотиков, содержащие информацию, призванную не допустить интерес и пробу психоактивных веществ, это медийные лица, спортсмены, актеры, не говоря уже о медиках и юристах. Однако в сети Интернет присутствует и иной контент.

Мы хотим заострить внимание на пронар-котическом контенте современной музыки.

В.М. Бехтерев говорил о практическом, воспитательном и лечебном влиянии музыки на индивида [9, с. 82]. Она способна поднять людей на бой (достаточно вспомнить, например, знаменитую Симфонию N 7 Дмитрия Шостаковича или песню «Священная война»), «омыть» душу или - вызвать депрессию. Современные исследователи подчеркивают возможность рэпа - музыки, основанной на жестких ритмах, оказывать наркотическое воздействие, парализовать волю, вводить в состояние транса [4, с. 330]. Поскольку музыка глубоко проникает в сознание, она может способствовать появлению новых сторонников мнений, отличающихся от установленных, и тем самым вносить существенные изменения в общественное мнение [2, с. 153].

И. А. Лазарев - врач психиатр-нарколог - считает, что наркозависимым человек становится не в тот момент, когда он употребил первую дозу, а задолго до этого. Отвечая на вопрос о влиянии современной музыки на

преступности. 2020 г. URL: https://www.mk.ru/inci-prestupnosti.html.

наркопотребление, он говорит о том, что сначала это культура, субкультура, в том числе музыка определенной направленности, человек слушает эту музыку, где положительно отзываются о полученных ощущениях, где наркотики ассоциируются с успехом, с хорошим настроением, потом группа воспитанных на одних текстах и образах молодых людей находят друг друга и, уже поддерживая друг друга, они готовы к каким-то экспериментам, а потом - на фоне уже сформировавшегося психического отношения - проба психоактивного вещества становится логичным шагом1. Безусловно, не все, кто слушает определенный музыкальный контент, становятся наркоманами, но, если все обозначенные условия совпадут, вероятность стать наркозависимым у такого подростка гораздо выше.

Формирование определенного психического отношения к употреблению наркотиков - это не одномоментный акт, это растянутый во времени процесс, основывающийся на множестве эпизодов, неких «капелек», которые, слившись в «чашку воды», способны сформировать пронаркотическую запрограммированность сознания уже к 10-11 годам; такой подросток рано или поздно, придет к пробе наркотика, подчиняясь своей программе.

Сотни имен известных исполнителей связаны с наркотиками, множество музыкальных композиций посвящены психоактивным веществам. Среди ушедших от передозировок и просто активного употребления наркотических средств как популярные в мире исполнители, так и не очень известные массовому слушателю. Beatles, Rolling Stones, Джимми Хендрикс, Грэм Парсонс, Элвис Пресли, Курт Кобэйн, Лэйн Стэли, Уитни Хьюстон, Eminem ... 2 . Это иностранные исполнители.

А что в России?

Прежде чем привести конкретные примеры, отметим следующее. Как известно, существуют три основных способа восприятия информации: визуальный (когда человек лучше всего воспринимает информацию через

зрительные образы), аудиальный (когда лучше всего он ориентируется на звуки) и кинестетический (когда ему нужно непременно ощущать вкус, запах и трогать предметы). Рассмотрим с этих позиций агрессивнейшую, на наш взгляд, пропаганду наркотических средств, осуществляемую некоторыми исполнителями.

В творчестве аудиальный способ - самый простой в реализации, когда со сцены в песнях зрители слышат названия наркотических веществ, иногда даже прямые призывы к употреблению. Если подросток часто слышит один и тот же текст, то с высокой вероятностью будет его повторять, а повторение - мать учения. Вряд ли следует удивляться тому, что, наслушавшись твердящих о наркотиках кумиров, он может попробовать приобщиться к этой наркоманской субкультуре. Просто из интереса или чтобы походить на свой идеал.

К аудиальному способу подключается визуальный способ - достаточно посмотреть некоторые клипы на песни тех исполнителей, имена которых мы приведем чуть ниже.

Найк Борзов и его песня «Лошадка»: «Мне рады даже малые дети, мне машут даже деревьев ветви, Меня приветствуют все, все как один - я привезла им новый мир! Я привезла кокаин!»

В 2022 году автор в одном из интервью так раскрыл содержание своей песни: «Все же воспринимают кокаин как нечто богемное, такой наркотик, который всем поможет и всех развеселит. На самом деле же это самоубийство чистой воды. Медленная духовная и физическая смерть»3. Сколько людей прочитали это интервью - судить трудно, а вот песня живет более 20 лет, и мы больше чем уверены, что ее слушатели вряд ли воспринимают ее слова именно в том ключе, о котором говорил Борзов.

Мистер Малой: «Миллион, миллион ме-гадоз. Каннабис, каннабис анабиоз. Нарко-матоз». К слову, тексты песен этого автора весьма странны, если не сказать больше. Эта-

1 Интервью с И.А. Лазаревым. URL: https://dzen.ru/shorts/625d14b0c785566fe4328a17?rid=2905736861.1 170.1722839688696.58598&t=28.

2 URL: https://www.rap.ru/reading/1172?ysclid=lzgrgyj9sb847800570.

3 URL: https://dzen.ru/a/YmloGFFLnzCNc9ah?ysclid=m01xoahhas540581455.

ЩШ' Вестник Сибирского юридического -55- института МВД России-

кий набор слов, среди которых непосвященный слушатель выхватывает иногда знакомые сочетания букв, но воспринять их истинный смысл дано далеко не каждому. Тем не менее этот исполнитель в свое время был весьма популярен. В 2007 году главный редактор портала Rap.ru Андрей Никитин написал в российском издании журнала Billboard, что Мистер Малой был «одним из первых продю-серских проектов в русском рэпе» и «доказал, что дело Робертино Лоретти живет и процветает», а его песню «Буду погибать молодым» назвал «гимном поколения»1.

Самый кощунственный способ пропаганды наркотических веществ - подмена понятий. Этот способ используется вообще для пропаганды всего деструктивного, яд будет странно употреблять, если его напрямую назовут ядом. Сленговые названия придумали как раз для того, чтобы утаить смысл от людей и заинтересовать потенциальных покупателей.

Известнейшая в современном музыкальном мире личность - Баста. Успешный предприниматель, блогер, владелец спортивного клуба, сети отелей... Песня «Долби мой лёд2» - на наш взгляд, ярчайший пример «работы» все упомянутых способов восприятия. Ауди-альный с подменой понятий: «Долби мой лёд, но не замерзай. Сколько не завязывай - не завязать. ...Юзай!3». И далее: «Долби мой шёп, но передавай. Не жадничай - раздай его всем, как Wi-Fi». То есть не просто используй, но еще и делись с другими. И если это не прямой призыв к употреблению наркотиков, то тогда очень сложно представить себе, как должен выглядеть этот самый «прямой» призыв.

Также можно выделить весьма откровенные фразы: «Раздули 15 дорог на пару с близким» или «Крэк помог на старте».

Визуальный ряд: в самом начале клипа используются кадры, стилизованные под сюжет

криминального сериала или фильма о наркомафии. С самых первых секунд до зрителя доносят мысль о том, что речь идет о чем-то запрещенном, но очень ценном и востребованном. После короткой видеозаставки начинается сам клип, и мы видим дым и декоративный лёд, а уже потом исполнителя на фоне этих образов. Голос при этом напевает неразборчиво «да, да, да», а затем подкрепляется уверенным «ДА». После очередного припева исполнители начинают демонстрировать множество пакетиков с искусственным снегом, при помощи которых, очевидно, транслируется образ наркотик

Еще один проект российского рэпера Ба-сты - группа «N1NT3ND0» («Нинтендо»). Песня «Подымим»: «На дворе трава, под травой дрова. Так курит братва... дымись марихуан-на». Можно здесь же упомянуть еще проекты этого исполнителя - группы «Ногано» и «АК-47». Цитировать их «творчество» не представляется возможным, поскольку кроме пропаганды марихуаны в их песнях присутствует большое количество нецензурной лексики.

И при всем этом Баста - наставник нескольких сезонов шоу «Голос» и даже «Голос. Дети». А вы хотели бы своему ребенку такого наставника?

Группа RASA - еще один яркий пример использования аудиального восприятия с подменой понятий: «Танцы под фонарем, музыка так орет. Скорость4 спать не дает, мы убитые вдвоем. „.Мало пополам нам будет эта пудра5». Эти строчки составляют ровно половину текста, звучащего в треке. И видеоряд: берег моря, весна, веселье, танцы, восторг и яркие эмоции, испытываемые в страстных и интенсивных отношениях. Песня «Под фонарем» стала первой по популярности песней того года в социальных сетях, композиция набрала сотни тысяч прослушиваний,

1 Андрей Никитин. Йо!, Мистер Малой // Billboard. Российское издание. 2007. Апрель (N 1). С. 32.

2 «Лёд» - это одно из сленговых названий наркотика, похожего на кристаллы льда и вызывающего сильные побочные эффекты и быстрое привыкание.

3 Юзать - от англ. «use», что значит «использовать». В молодежном сленге «я юзаю» обычно употребляется в значении «я это использую, и мне это нравится, и я получают от этого пользу».

4 Наркотик «скорость» (спид, speed - скорость) - это один из мощнейших психостимуляторов синтетического происхождения.

5 «Пудра» - сленговое название наркотика на основе амфетамина, одно из обозначений героина

а клип на YouTube-платформе посмотрели более 85 миллионов раз1.

«Dior на твоем теле делим на постели. В этом отеле мы в кайфе леденели2». «Ты пчела - я пчеловод, а мы любим мёд3. А мне повезет, с тобой мне повезет». С этой песней группа выступала на всероссийском выпускном «Алые паруса» в 2024 году, получив массу восторженных отзывов и в печатных СМИ, и в Интернете.

«Эй, бармен, наливай фруктоз. Дай нам, дай нам порцию дозы. Сладкие слезы, вкус передоза. Вытри нос, тут воля эмоциям. В пачке сиг запретный тайник. Лови такси, я все оплачу». Слова «передоз», «доза» «тайник в пачке», «вытри нос», «дым», собранные в единый семантический ряд, - это все откровенная наркотематика, на продвижение которой (по сути, на популяризацию употребления наркотиков среди молодежи) и работает, на наш взгляд, группа RASA. Значительная часть молодежи в отличие от взрослых знает смысл указанных слов и потому воспринимает все эти тексты песен как прямую отсылку к получению наркотического кайфа. Группа выступает достаточно активно, причем не в сельских клубах российской глубинки, а, например, на сцене фестиваля «Белые ночи Санкт-Петербурга», на Дне первокурсника в VK Stadium, на всероссийском выпускном «Алые паруса».

Рэпер Slim «Безопасный джойнт»: Я понимаю, что все хотят угостить, но для меня нереально со всеми покурить. .Пятая плюшка догорает на конце Парламента, но все хотят продолжения банкета, а я не знаю, как сказать «нет» ведь я Слим из Центра».

Этот список можно продолжать долго.

Музыка может быть мощнейшим средством воздействия на человека, его воспитания и развития или - деградации. Культура (и музы-

ка в том числе) умеет создавать и транслировать картину мира, формировать ценности и

- их разрушать [3, с. 58]. Сознание общества может быть сформировано извне, за счет чуждой культуры как завуалированной формы внешнего управления. И если такое управление будет осуществляться с целью разрушения существующей в обществе культуры и навязывания ему разрушительной идеологии, возможно, как полагает А. Столяров, не только породить и развить кризис в обществе, это может привести к распаду самого государства4

Безусловно, мы ни в коей мере не говорим о бессмысленности запретов и кары за совершение запрещенных деяний. Наличие в стране наркотиков всегда будет составлять одну из причин приобщения к ним. Мы полностью согласны с Д. Лондоном: «Единственный способ прекратить войну - перестать воевать. Единственный способ прекратить пьянство

- перестать продавать алкоголь. Китай прекратил всеобщее курение опиума, запретил выращивать его и ввозить в страну. Все философы, священники и врачи могли бы тысячу лет до хрипоты твердить о вреде опиума, но, пока яд был доступен, курение его продолжалось. Такова уж человеческая природа!»5.

Мы лишь еще раз подчеркиваем необходимость антинаркотического воспитания начиная с детского возраста, воспитания активного неприятия наркотических ценностей и наркотической формы существования, исключающего саму возможность допущения каких-либо проб или экспериментов с наркотиками. Трудно не согласиться с утверждением В.П. Иванова, высказанным 15 лет назад: государственная политика «требует переходить от того, чтобы только ловить и лечить, к тому, чтобы менять общество и инфраструктуру социализации молодежи»6.

1 URL: https://offmagazine.ru/news/spetsialnye-proekty/eksklyuzivnoe-intervyu-gruppa-ra-sa-moschnyy-start-i-yarkaya-karera.html.

2 Наркотик «кристалл», или как его называют - просто «лёд», свое название получил потому, что очень похож на мелкие осколки стекла или крошки льда белого или голубоватого оттенка. Кристалл - это метамфетамин.

3 Метадон (сленговое название «мёд») - это наркотик, принадлежит к группе опиатов, имеет синтетическое происхождение.

4 Столяров А. Не знает заката // Нева. 2005. С. 6-88; N 11. С. 5-62.

5 Лондон Д. Джон Ячменное Зерно // Маленькая хозяйка большого дома. Роман. Повести. М.: АСТ, 2001. С. 312.

6 Иванов В.П. О наркоситуации в Российской Федерации: новые вызовы и угрозы // NARKOTIKI.RU : информационно- публицистический ресурс «Нет наркотикам». 2008. URL: http://www.narkotiki.ru/ocomments_6613.html.

Ё Вестник Сибирского юридического института МВД России-

В социологии наркотизма существует понятие институциализации наркопрактик, признаками которого являются признание в общественном мнении потребления наркотиков личным делом каждого, распространение в СМИ идентификационных моделей, основанных на позитивном отношении к наркопрактикам, социальное безразличие к производству и распространению наркотиков и ряд других [1, с. 68]. И вот уже самой яркой чертой современного британского Шерлока Холмса является то, что он употреблял кокаин, хотя о таковом упоминается лишь в одном из рассказов - «Знак четырех», а в рассказе «Пропавший регбист» доктор Ватсон сообщает, что Шерлок избавился от этой привычки, а Анна Каренина, оказывается, была морфинисткой, и ее самоубийство - в первую очередь следствие этой пагубной привычки.

Если государство не формирует общественное мнение - это делают другие, но таким образом, который институциализирует потребление и распространение наркотиков, что, в свою очередь, способно поставить под сомнение эффективность всех антинаркотических усилий государства [11, с. 429].

8 августа 2024 г. был принят Федеральный закон от N 224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно внесенным поправкам «Запрещается пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, наркосодержащих растений», под которой понимается «распространение информации и (или) материалов, в том числе в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

...3) о допустимости, привлекательности либо необходимости незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ, потребления их аналогов».

Безусловно, стоит только приветствовать включение в закон в качестве пропаганды наркотиков не только пропаганду незакон-

ного оборота наркотиков, их потребления, культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, как это было в первых редакциях проекта изменений, но и информации о самих наркотиках. Безусловно, произведения искусства не должны внушать мысль о допустимости, привлекательности потребления веществ. Все операции с наркотиками и психотропными препаратами запрещено оправдывать или представлять нормой поведения, и, представляется, это положение должно стать «красной нитью» современного искусства.

Мы отдаем себе отчет в том, что ограничить распространение информации во Всемирной паутине - задача практически невыполнимая. Но сложившаяся на сегодняшний день ситуация, на наш взгляд, требует принятия ограничивающих мер.

Вызывает массу вопросов механизм вынесения решения о наступлении ответственности за пронаркотический контент в современном - применительно к теме нашего исследования - музыкальном творчестве. Невозможно отследить все появляющиеся музыкальные композиции, но, по крайней мере, ограничить исполнение произведений, открыто призывающих к получению наркотического «кайфа», на центральных площадках страны - вполне реально. Также как реально ограничить восторженные отзывы о творчестве ряда авторов в СМИ, реально организаторам концертов и выступлений ответственно подходить к тому репертуару, который предполагается к исполнению, не допускать исполнение «произведений», подобных процитированным выше. Реально оценивать не только ритмические и музыкальные качества, способность композиции «сплотить» публику в танцевальном порыве, но и смысловое содержание.

С 1922 года в Главное управление по делам литературы и издательств (ГлавЛит СССР) обязаны были приносить перед выходом в свет каждый номер газеты и журнала, текст радиопередачи, каждую книгу. К публикации, в частности, запрещались книги религиозные, мистические, антинаучные, «по-

литически враждебные» и т.п. Под запрет попали произведения Александра Солженицына, Михаила Булгакова, Марины Цветаевой, Владимира Набокова, Бориса Пастернака, Ильи Эренбурга, Анны Ахматовой и др.

Перестройка внесла существенные коррективы в деятельность ГлавЛита, а закон от 12 июня 1990 года «О печати и других средствах массовой информации» упразднил государственную цензуру. В декабре 1993 года цензуру запретила Конституция Российской Федерации1.

Однако, на наш взгляд, совершенно понятно, что в современном культурном поле цензура необходима, потому как рассчитывать на сознание авторов и исполнителей в подобном направлении современного искусства - дело неблагодарное, хотя бы потому, что исполнитель, который выходит на сцену с песнями, подобными процитированным выше, явно не считает такой контент не заслуживающим внимания, тем более - заслуживающим осуждения. Приведем в качестве примера интервью Иваном Трофимовым (группа «Запрещенные барабанщики», песня «Куба рядом»: «Раз, два - Куба далеко, Три-четыре куба - и Куба рядом...»): «Глупо отрицать, что в этих строчках нет намека на наркотики. Это именно тот самый «куб» и есть. Мне захотелось написать песню о революционной деятельности, а слово «Куба» очень хорошо рифмуется со словом «куб» ... Для меня в творчестве никаких запретов не существует. Даже прославление педофилии или ядерной войны я воспринимаю совершенно спокойно»2.

Еще один пример: российский рэп-исполнитель Моргенштерн (Алишер Валиев3). В 2022 г. был оштрафован на 100 тысяч рублей, суд усмотрел в его песнях и клипах «Розовое вино 2» и «Family» пропаганду наркотических средств. «Я курю допинг, план — крутая тема. Моя десна немеет, никто так не

умеет. Мы любим делать деньги, наркотики и деньги» («Розовое вино 2»), «Я люблю курить траву» («Family»). Более цитат мы не можем привести, потому что остальной текст этих песен, на наш взгляд, недопустим для публичного опубликования, он просто находится за гранью морали и нравственности. Морген-штерн поблагодарил суд за отличное настроение, СМИ - за освещение дела, а также отдельно поблагодарил тех, кто подал на него в суд, пообещал выложить номер карты, куда подписчики могут «скидывать на штраф». Он также высказал мнение о том, что родителям, которые обвиняют его и его творчество в негативном влиянии на детей, стоило бы обратиться к самим себе и своих способах воспитания, а не обвинять его: «Вы меня запрещаете, они (дети) еще больше будут смотреть»4. Отметим, это не первый штраф певца за пропаганду наркотиков.

Суд оштрафовал исполнителя, однако сами песни не запретил. По словам адвоката рэпера: «Он радуется, потому что как бы ни хотели те или иные общественники, весь негатив в его сторону играет ему в плюс, потому что увеличивается число просмотров, цитируемость, популярность»5.

Надеяться на то, что такие исполнители и авторы сами ограничат себя в содержании текстов, поставив определенные рамки дозволенного, явно не приходится. Более того, применение к таким лицам штрафных санкций вызывает волну обращений на тему ограничения творческой личности в самовыражении.

Главное - не переборщить, не перестараться, не запрещать все подряд, отработать четкие механизмы и проведения в спорных случаях лингвистической экспертизы, и привлечения специалистов - культурологов, литературоведов, музыкантов, юристов, наркологов. Иначе не исключены ситуации, когда под запрет будут попадать произведения, вовсе не

1 URL: https://www.rbc.ru/politics/02/07/2024/6683c23c9a7947127aa87e34.

2 URL: https://guruken.ru/job/luchshih_rok?ysclid=lzgmadd4lc141242875.

3 Алишер Моргенштерн - один из самых высокооплачиваемых российских музыкантов, включенный Минюстом России в список иноагентов.

4 URL: https://ru.sputnik.kz/20210603/sud-morgenshtern-shtraf-17244541.html.

5 URL: https://360.ru/tekst/obschestvo/sud-morgenshterna/?ysclid=m07iy3lbw1971515747.

Вестник Сибирского юридического института МВД России-

относящиеся к исследуемому контенту. Так, на одном из сайтов «песней про наркотики» была обозначена песня «Трава у дома» группы «Земляне». Помните: «И снится нам не рокот космодрома, не эта ледяная синева. А снится нам трава, трава у дома, зеленая, зеленая трава». Потому что без участия специалистов невозможно решить, относится ли к запрещенной или к той, на которую запрет не распространяется, информация, которая хотя и предусмотрена подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», но составляет оправданную жанром неотъемлемую часть художественного замысла.

В 2022 г. Роскомнадзор запустил систему автоматического поиска запрещенного контента «Окулус», основная цель которой - отслеживание нарушений российского законодательства в изображениях и видеороликах, которые несут в себе неприемлемый контент на различных сайтах и в социальных сетях (пропаганда ЛГБТ, экстремизма, призывы к совершению суицида, распространение про-наркотического контента и т.д.) [5, с. 61].

Но «искусственный интеллект далеко не всегда понимает оттенки смысла. Если в материале упоминается какой-то экстремизм, для ИИ непонятно, он оправдывается или осуждается. Нейросеть не может различать такие тонкости. Окончательное решение о составлении протокола об административном правонарушении и блокировке всегда принимает должностное лицо - человек»1.

Пронаркотическое культурное поле - это логическая абстракция, составляющая про-наркотическую смысловую нагрузку произведений - применительно к теме нашей работы - в массовой культуры. Но это не есть «чистая» абстрация - оно реально существует, воспроизводится, имеет тенденцию к расширению. Каждое следующее поколение воспринимает алкогольные, курительные и другие наркотические обычаи именно благодаря ему. Никто не начинает употреблять психоактивные вещества, чтобы сделаться завсегдатаем наркологических стационаров и умереть, не дожив

до 30 лет. Именно пронаркотическое культурное поле делает привлекательными про-наркотические поступки, готовит человека к физиологическим актам потребления тех или иных психоактивных веществ [6].

По мнению Владимира Михайловича Ловчева - уч1:ного-историка, общественного деятеля, одного из идеологов и организаторов трезвеннического движения в Советском Союзе и Российской Федерации, формирование пронаркотического культурного поля в литературе и искусстве имеет настолько давние традиции, насколько и само существование алкоголя, ему присущи устоявшиеся закономерности, механизмы развития и укрепления; наличие устоявшейся системы пронаркотических образов не есть следствие международного заговора или чьего-то злого умысла, здесь более - заинтересованность пронаркотического бизнеса (легального в случае с алкоголем, нелегального применительно к иным психоактивным веществам), а также эмоциональные «добавки» самих деятелей культуры, опосредованные выражением чаяний потребителей массовой культуры [4, с. 38]. Иными словами, как заметил в 1972 году тогдашний президент Американской ассоциации звукозаписывающей индустрии (RIAA) Стэнли Гортиков: «Музыка отражает общество в большей степени, чем формирует его и направляет»2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако позволим себе не согласиться с мнением ученого в том моменте, что в данном случае - применительно к нашей теме - скорее, следует говорить о замкнутом круге: музыка выражает чаяния ее слушателей, «взращенные» тем же самым пронаркотиче-ским контентом той части общества, которая восприняла их ранее и считает их выражением свободы, развития и незашоренности. И этот замкнутый круг делает практически невозможным противодействие существованию пронаркотического контента в искусстве методом запретов и наказаний.

Современное пронаркотическое культурное поле, по мнению В.М. Ловчева, не только распространяет пронаркотические образы во

1 Всевидящий «Окулус»: как будет работать выявляющая незаконные публикации нейросеть». URL: https:// www.kommersant.ru/.

2 URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Drug_use_in_music.

всех жанрах искусства, но и оперативно использует новые технологии [7, с. 49]. Все это делает необходимой работу по «демонтажу» сложившегося пронаркотического культурного поля, которая не будет ни быстрой, ни легкой, требует огромных усилий и государственных органов, и общественных организа-

ций, и всего общества в целом. Вытеснение пронаркотического контента только тогда будет успешным, когда абсолютное большинство общества будет твердо убеждено в неприемлемости психоактивных веществ ни в каком виде, кроме медицинских показаний.

Библиографический список

1. Агранат, Д.Л. Социальные наркопрактики. Институционализация социальных наркопрактик в современной России / Д.Л. Агранат, В.А. Луков, Ю.Е. Надточий. - М.: Социум, 2003. - 111 с.

2. Алавердян, А.А. Песенные формы как средство влияния на формирование общественного мнения / А.А. Алавердян // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. -N 12 (114). - Ч. 5. - С. 153-157. - 001: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.114.12.185.

3. Волчек, О.Д. Назначение музыки и отражение в ней социальных процессов / О.Д. Волчек // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2009. - N 2 (Психология). - С. 56-66.

4. Грязнова, Е.В. Влияние современной музыки на человека, приводящее к аутодеструктив-ному поведению / Е.В. Грязнова, Е.М. Губанова // АНИ: педагогика и психология. - 2019. -N 3 (28). - С. 329-331.

5. Ельцова, Е.П. Важность использования механизмов поиска запрещенного контента в сети Интернет / Е.П. Ельцова, А.А. Иванова // Управление документацией в цифровой среде : сборник трудов V национальной научно-практической конференции / отв. за выпуск А.Л. Клей-тман, О.Г. Савка. - М.: ООО «Сфера», 2023. - С. 57-64.

6. Ловчев, В.М. Антинаркотическое воспитание молодежи призывного возраста и курсантов военных вузов средствами зарубежной и отечественной художественной литературы : монография / В.М. Ловчев, В.Е. Уткин. - Казань: Изд-во «Отечество», 2009. - 168 с.

7. Ловчев, В.М. Проалкогольные и антиалкогльные в европейской культуре: становление и современные социокультурные практики : автореф. дис. ... докт. ист. наук / В.М. Ловчев. - Казань, 2013. - 55 с.

8. Макашева, М.Н. О вопросе пропаганды потребления наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет / М.Н. Макашева // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы XXIV международной научно-практической конференции: в 2 ч. / отв. ред. Д.В. Ким. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2021. -Ч. 1. - С. 32-34.

9. Орлова, Е.М. К истории отечественных программ по музыкотерапии: В.М. Бехтерев -междисциплинарный подход в науке и образовании / Е.М. Орлова // Музыкальное искусство и образование. - 2019. - N 1. - С. 78-94.

10. Савина, Н.В. Развитие методического инструментария контрольно-надзорной деятельности в сфере электронных коммуникаций / Н.В. Савина, Е.А. Алипичев // Экономика и предпринимательство. - 2024. - N 5(166). - С. 1462-1464.

11. Сунами, А.Н. Антинаркотическая пропаганда: конфликтный анализ / А.Н. Сунами // Конфликтология для XXI века: наука - образование - практика: Т. 1. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. - С. 427-433.

12. Цирина М.А. Распространение пронаркотической информации в Интернете: меры противодействия / М.А. Цирина // Журнал российского права. - 2012. - N4 (184). - С. 44-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.