Единое информационное пространство системы управления здравоохранением
Др
W-ЩШШ
kJH
I и информационные
технологии
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
В.К.ГАСНИКОВ,
д.м.н., профессор, Республиканский медицинский информационно-аналитический центр Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, Ижевская государственная медицинская академия
К ВОПРОСУ О ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОМ И КОНЦЕПТУАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ИЕРАРХИЧЕСКИХ УРОВНЯХ
На региональном уровне здравоохранения эффективное развитие компьютерных технологий информатизации может быть достигнуто лишь при продуманной системе его организационного обеспечения. В отличие от общепринятых видов обеспечений: программного, технического, информационного и другое организационное обеспечение внедрения компьютерных технологий на региональном уровне имеет свою специфику и наименее проработано, хотя существенно влияет на успешное достижение конечного результата. В этой системе целесообразно особо выделять планирование, причем использование его традиционных методов и схем зачастую бывает недостаточно для достижения высоких результатов. Новизна, специфика и ресурсоемкость информационно-коммуникационных технологий требуют продуманного и системного использования программно-целевых подходов в планировании таких сложных разделов деятельности на всех уровнях.
Целевая программа должна иметь четкую структуру с учетом основных целей и задач, и конкретные сроки и этапы реализации. В программе должны быть предусмотрены источники ресурсной поддержки, продуманы механизмы разработки, согласования, принятия, реализации, контроля и анализа выполнения. Опыт показал, что при планировании развития информатизации здравоохранения региона эти принципы наиболее результативно применимы в пределах 3-4-летнего периода. Меньший срок не имеет смысла из-за трудоемкости составления и реализации таких программ, а больший - из-за высокой скорости изменчивости компьютерных технологий. При разработке всех последующих программ необходимо обеспечивать их преемственность с предыдущими в содержательном и методическом плане.
Для разработки проекта программы целесообразно сформировать рабочую группу под председательством как минимум первого заместителя руководителя органа управления здравоохранением региона. Желательно, чтобы в рабочей группе были представлены ведущие специалисты здравоохранения региона и территорий, ученые медицинского института, специалисты по разработкам и эксплуатации компьютерных технологий, представители заинтересованных ведомств.
© В.К.Гасников, 2006 г.
Единое информационное пространство системы управления здравоохранением
www.idmz.ru
Материалы конференции «Информационное обеспечение SOOB,
реализации национального проекта «Здоровье»
Рабочей группе предстоит выработать свои и обобщить поступившие предложения по структуре и содержанию программы, подготовить обоснование и согласование проекта программы и представить на утверждение органа управления здравоохранением.
В структуру программы целесообразно включить следующие разделы:
♦ наименование программы, ее заказчики и разработчики, основания для разработки;
♦ основные цели и направления, сроки реализации;
♦ важнейшие целевые показатели;
♦ объемы и источники целевого финансирования;
♦ основные направления программы информатизации, организационно-методическое обеспечение, разработка программных средств регионального и учрежденческого уровней, развитие сетевых технологий, укомплектование вычислительной техникой по основным направлениям деятельности.
Особую важность из-за своего целеполагающего значения имеет раздел «Важнейшие целевые показатели», так как до сих пор нет единых подходов к его формированию.
ГЧЯЯ
I Ы.МЯЯ
В основу целевой программы региона рационально положить следующие показатели:
♦ количество персональных ЭВМ в отрасли (общее число и в среднем на одно лечебно-профилактическое учреждение);
♦ охват компьютеризацией учреждений здравоохранения (всего, в том числе центральных районных больниц);
♦ разработка новых и внедрение имеющихся программных средств;
♦ среднее число используемых программных средств на одно учреждение;
♦ охват территорий и учреждений региона универсальными компьютерными технологиями;
♦ удельный вес работников, владеющих работой на ПЭВМ (в %);
♦ количество органов и учреждений здравоохранения, использующих телекоммуникационные и локальные компьютерные сети.
Значения всех целевых показателей формализуются по годам, а при необходимости - в разрезе основных групп учреждений (органы здравоохранения, республиканские учреждения, центральные районные больницы, городские учреждения, прочие учреждения здравоохранения).
Формализуется четкая система контроля за реализацией программы. Она предусматривает ежеквартальный анализ ее выполнения с рассмотрением результатов на Научно-техническом или Координационном советах при региональном органе управления здравоохранением.
На территориальном и учрежденческом уровнях здравоохранения одним из существенных условий успеха в таком сложном разделе деятельности, как информатизация и компьютеризация, является организация текущего планирования. При этом применимы все общепринятые подходы и принципы планирования, однако своеобразие объектов и субъектов управления этого вида деятельности предопределяет и некоторые специфические особенности.
Единое информационное пространство системы управления здравоохранением
Др
W-ЩШШ
kJH
I и информационные
технологии
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
Прежде всего это проявляется в планировании деятельности того структурного подразделения, которое является ответственным за развитие компьютерных технологий информатизации. Так, в годовых и перспективных планах работы информационно-аналитического центра или отдела АСУ целесообразно выделять следующие разделы:
♦ основные задачи года;
♦ организационные мероприятия (подготовка вопросов для рассмотрения на Научно-техническом и Координационном советах, проведение семинаров, выставок, конференций, методическая помощь учреждениям и службам);
♦ разработка новых программных средств;
♦ доработка и совершенствование существующих программных средств;
♦ внедрение программных средств в практику;
♦ опытная эксплуатация;
♦ промышленная эксплуатация;
♦ сопровождение и авторский надзор;
♦ укрепление материально-технической базы (подготовка помещений, укомплектование вычислительной техникой и т.д.);
♦ работа с кадрами;
♦ обеспечение достижения целевых показателей, положенных в основу госзаказа и целевой территориальной программы по информатизации (с указанием их конкретных планируемых значений).
Все перечисленные разделы в ежеквартальном режиме конкретизируются.
Следует заметить, что развитие проблем информатизации и применения компьютерных технологий необходимо отражать в текущих, годовых и перспективных планах деятельности всех уровней здравоохранения: региональных и территориальных органов управления, областных, городских и районных лечебно-профилактических учреждений и их структурных подразделений.
На основе вышеперечисленных подходов в Удмуртской Республике было разработано пять многолетних целевых программ, реализация которых сопровождалась высокой результативностью. Показатели конечной эффективности реализации целевых программ условно можно разделить на три большие группы-показатели, характеризующие эффективность непосредственную, социальную и экономическую.
Непосредственная эффективность вытекает из целевых показателей, достигнутых по итогам реализации программ. Так, за последние пять лет оснащенность средствами вычислительной техники органов и учреждений здравоохранения Удмуртии возросла в 2,3 раза, количество используемых программных средств увеличилось в 2,0 раза, а охват компьютеризацией учреждений здравоохранения увеличился с 63 до 100%. На одно учреждение в настоящее время приходится в среднем 20,6 ПЭВМ и 18,5 программных средств.
Социальная эффективность характеризуется тем, что, несмотря на значительные трудности в функционировании отрасли здравоохранения, за последние годы наметились определенная стабилизация и положительная динамика некоторых показателей здоровья населения Республики и оказания ему медицинской помощи. Так, в 2005 году по сравнению с 2002 годом отмечаются рост охвата населения целевыми
Единое информационное пространство системы управления здравоохранением
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
www.idmz.ru 2006, №4
ГЧЯЯ
I Ы.МЯЯ
профилактическими осмотрами, снижение заболеваемости злокачественными новообразованиями, туберкулезом, инфекциями, передаваемыми половым путем. Возрос удельный вес врачей и средних медработников, имеющих квалификационные категории. Существенно повысилась оперативность получения и использования информации, а также глубина информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности органов и учреждений здравоохранения. Это свидетельствует об определенном повышении эффективности управления здравоохранением Удмуртской Республики, в чем есть несомненная заслуга и активного применения компьютерных технологий информатизации.
Использование средств вычислительной техники сопровождается и значительным экономическим эффектом. В соответствии с межотраслевыми и отраслевыми методиками в основу расчетов экономической эффективности от АСУ берется эффект от сравнения ручного и механизированного вариантов обработки информации. Условный экономический эффект по основным программным комплексам на региональном и учрежденческом уровнях составляет более 40,0 миллионов рублей в год. При необходимости можно рассчитать экономическое выражение имеющейся социальной эффективности.
Следует подчеркнуть и тот эффект, который невозможно выразить какими-либо показателями или единицами. Общеизвестно, что интенсивность использования компьютерных технологий в отрасли является не только объективным критерием соответствия современным требованиям, но и служит мощным катализатором продвижения вперед по всем направлениям деятельности. А это активно влияет на создание основы для выведения здравоохранения в перспективе из сложившегося критического состояния.
Планирование развития информатизации здравоохранения на федеральном, региональном, территориальном и учрежденческом уровнях целесообразно осуществлять с использованием единых программно-целевых и концептуальных подходов. Необходимо отметить, что реализация программно-целевого планирования будет наиболее эффективной в том случае, если на федеральном уровне в процесс информатизации будут вовлечены все регионы России, а на региональном - все входящие в него функциональные и структурные подразделения.
На федеральном уровне накоплен значительный опыт применения единых программно-целевых и концептуальных подходов при планировании развития информатизации здравоохранения в масштабах отрасли, что активно стало развиваться в начале 90-х годов.
Первая целевая комплексная программа «Информатизация здравоохранения России на 1993-1995 гг.», утвержденная Приказом МЗ РФ № 308 от 30.12.1993. Раздел регионального уровня Федеральной программы информатизации здравоохранения был представлен семью направлениями. Они были ориентированы на разработку автоматизированных информационных систем для управления территориями и специализированными службами, мониторинга медико-демографических процессов, анализа качества и эффективности медицинской помощи, оценки знаний врачебного персонала, развития телекоммуникационных сетей. По перечисленным основным направлениям оп-
47
Единое информационное пространство системы управления здравоохранением
Др
W-ЩШШ
kJH
I и информационные
технологии
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
ределены свыше двадцати соисполнителей. Вторая Федеральная отраслевая целевая комплексная программа «Информатизация здравоохранения России на 1996-1998 гг.» была утверждена Приказом МЗ РФ №158 от 23.04.1996. Подобные целевые программы стали разрабатываться на многих территориях России, что способствовало более активному развитию компьютерных технологий информатизации управления здравоохранением на всех уровнях. В последующие годы Министерство здравоохранения РФ перешло к практике утверждения только основных направлений развития этого вида деятельности, а с 2002 года перестали разрабатывать даже подобные документы.
Следует отметить, что в последние годы принципы целевого и концептуального развития информатизации активно развивает и реализует Фонд ОМС. Особо следует отметить «Концепцию информатизации системы обязательного медицинского страхования на 2000-2005 гг.», утвержденную Решением Правления Федерального фонда ОМС от 26.04.2000 г. Однако при всей глубине их проработанности и актуальности эти документы больше касаются самой системы ОМС и недостаточно влияют на развитие информационных компьютерных технологий в масштабах всей отрасли здравоохранения из-за недостаточности финансовых средств в рядовых лечебно-профилактических учреждениях.
В середине девяностых годов ведущими специалистами страны по заданию и под руководством МЗ РФ были разработаны и утверждены многие концептуальные документы по развитию информатизации здравоохранения. Среди них особо необходимо отметить «Концепцию информатизации здравоохранения России» на 1991-2005 гг. (утверждена МЗ РФ 29.06.1992, разработчики: Гаспарян С.А., Тимонин В.М., Пого-релова Э.И., и др.), «Концепцию создания государственной системы мониторинга здоровья населения России» (утверждена в 1996 г. Министерством здравоохранения и Комитетом по политике информатизации РФ, разработчики: Венедиктов Д.Д., Гаспарян С.А. и др.), «Концепцию развития информатизации педиатрической службы Российской Федерации» (утверждена в 1998 г. МЗ РФ, разработчик - Кобринский Б.А.), «Концепцию развития телемедицинских технологий в Российской Федерации» (утверждена Приказом МЗ РФ № 344 от 27.08.2001г.). Они оказали колоссальное воздействие на развитие информационных компьютерных технологий. Однако при всей важности этих документов срок действия большинства из них уже истек, за исключением «Концепции по информатизации педиатрической службы» и «Концепции развития телемедицинских технологий».
К сожалению, в настоящее время в отрасли здравоохранения впервые за многие годы сложилась ситуация, когда нет единой общеотраслевой утвержденной концепции развития информатизации здравоохранения, не разрабатываются общеотраслевые целевые программы по этому направлению деятельности, а в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ отсутствует структурное подразделение, которое курировало бы эти вопросы.
Назрела необходимость восстановления программно-целевого и концептуального планирования и прежде всего на федеральном уровне, что в значительной степени позволило бы повысить эффективность развития компьютерных технологий информатизации здравоохранения в целом.