М. С. Петрова
(г. Всеволожск, Ленинградская обл.)
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МОДЕРНИЗАЦИИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье анализируются современные проблемы образовательного пространства в системе подготовки журналистских кадров. Обобщаются перспективы реализации профессионально-педагогической модели специалиста в сфере журналистики как системы интеграции научного знания и редакционной практики
Поиски оптимальной модели журналистского образования, начавшиеся на рубеже XIX - XX веков, привели к созданию разнообразной и многоуровневой структуры профессиональной подготовки, представляющей собой в современной России пестрый спектр программ медиаобразования: школьное (довузовское - спецклас-сы, кружки, студии), корпоративное (курсы, студии при Союзе журналистов, при редакциях, информационных агентствах, других медиасообществах), высшее (в университетах, академиях, институтах), постдипломное (второе высшее, курсы переподготовки, повышения квалификации). Эта система, сложившаяся в XX веке, трансформируясь во времени в связи с изменением приоритетов, продолжает сегодня развиваться в соответствии с современными представлениями о массмедиа.
Университетское журналистское образование, еще на заре своего формирования заявившее о фундаментальных основах профессиональной подготовки, не только не утратило своего веса и значения в системе нынешних рыночных координат, но и становится еще более конвертируемым в контексте кризисных тенденций современной журналистики [1]. Несомненное преимущество университетов в том, что здесь не только обучают ремеслу, но и дают широкие гуманитарные знания, которые помогают адаптироваться в самых различных условиях.
Фундаментальность университетского образования - его отличительная черта, и обучение на факультете журналистики СПбГУ строится на этом незыблемом университетском принципе. Но применительно к этой профессии фундаментальность образования приобретает свои дополнительные свойства. По мнению Л. Г. Сви-тич, она связана не только с солидной гуманитарной (культурологической, философской, филологической) базой, но и с основательными
знаниями в области обществоведческих, социально-экономических дисциплин. Принцип такой «комплексной» фундаментальности пронизывает все стороны подготовки будущего журналиста» [2, с. 22] Фундаментальность является отличительным свойством профессиональной журналистской деятельности, её профессионализма. «От практического, от научного и всякого другого, - писал в свое время В. Розанов, - художественное воззрение отличается тем, что оно не дробит свой предмет и для него всякая часть имеет значение в отношении к целому» [5, с. 86].
Проблема профессионализма журналиста многопланова. Обособление журналистики от литературно-творческого процесса и внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в журналистскую деятельность в наши дни отразились на качестве журналистской информации: она стала упрощенной с точки зрения стиля, жанровых форм и языка, аудитория стала меньше доверять средствам массовой информации. Становление журналистики как профессии и ее технологическое совершенствование закономерно подчинено ходу времени. Еще в советское время профессию относили к разряду творческих, а журналист считался в первую очередь литературным работником. Процессы, происходящие сегодня в обществе, формируют иную журналистику. Ранее творческая профессия теперь становится все более технологичной. Профессиональная деятельность и мастерство журналистов оценивается подчас по случайным критериям. У каждой редакции свой «стандарт», свои профессиональные требования. Свой талант и умение журналисты используют в политике, коммерции, сфере услуг, рекламе. Меркантильный мотив оказывается ведущим. С точки зрения многих журналистов, эта тенденция не означает уход от профессионализма.
Тема профессионализма и критериев его оценки малоисследована и сложна по своему составу. Невозможно охарактеризовать или дать определение профессионализма журналиста по каким-то универсальным параметрам: технологическому, творческому или этическому. Понимание профессионализма на личностном уровне зачастую противоречит некоему существующему образу, сформированному под воздействием различных идеологий, традиций, стереотипов и других факторов общественного развития.
В среде теоретиков и практиков педагогики общепризнанным считается выделение в каждом отраслевом секторе профессионального образования академически-ориентированной и практико-ориентированной образовательных моделей. Нам кажется, что аналогичная процедура моделирования в сфере журналистского образования может иметь важное практическое значение на этапе его модернизации.
В отличие от академически-ориентирован-ной модели, направленной главным образом на углубленное понимание предмета или предметной области, на их научную разработку, на подготовку исследователей в той или иной сфере, программы с практической направленностью сориентированы главным образом на овладение практическими навыками, умениями, ноу-хау, необходимыми непосредственно для трудовой деятельности в той или иной сфере. В чистом виде практико-ориентированная модель журналистского образования должна решать задачу подготовки редакционных работников, а академически-ориентированная - преподавателей журналистики или сотрудников аналитических центров, занимающихся мониторингом средств массовой информации.
Кроме различия по цели, базовые модели имеют еще массу отличий, сведенных нами в таблицу (см. с. 130).
По мнению И. А. Фатеевой [3], на базовом уровне образования в стране нет «чистых» образцов ни академической, ни практико-ориен-тированной моделей. Используется смешанная модель, сложившаяся еще в советское время и поддерживающаяся Госстандартом и всей системой комплексной оценки деятельности вузов. В действующей смешанной модели, конечно, больше от академического модуля (критерии 1,
2, 4, 8 и др.), но есть, разумеется, и элементы практической модели. Самое главное, что всю долгую историю существования журналистского образования для него декларировалась практическая цель (обеспечивать редакции средств массовой информации творческими работника-
ми). Это, однако, не гарантировало практической направленности профессиональной подготовки в целом. Хотя исторически начиналась она именно с практической ориентации: первый журналистский вуз (Московский институт журналистики), войдя в 1921 году в сеть Глав-профобра, считался практическим вузом; в 1920-1930 гг. в стране работали многочисленные учреждения начального и среднего профессионального образования для журналистов. На рубеже 1930-1940-х гг. в журналистских вузах вместо нынешней защиты дипломов в качестве выпускной работы использовалось написание журналистской статьи; в первых учебных заведениях работали в основном профессиональные журналисты, практиковался выпуск учебных газет, преподавалось преимущественно прикладное знание.
Однако в 1940-х гг. с ликвидацией газетных техникумов и школ и переносом высшего журналистского образования в классические университеты попытки создания практико-ориен-тированного обучения журналистике были фактически прекращены. Начала складываться ныне действующая смешанная модель с сильным уклоном в теоретическое знание, поскольку за основу университетского журналистского образования была взята европейская академическая модель обучения.
В концепции модернизации российского образования изменился подход к пониманию природы и задач журналистики, отношения к ней как к творческой и прикладной профессии. Ее специфика и предназначение в настоящее время делают творческую составляющую приоритетной в характеристике специалиста сферы средств массовой информации, так как предполагают, помимо необходимых знаний и умений, развитие способностей к целостному и индивидуальному видению жизненных реалий, преобразуя его в творческий продукт. Поэтому профессиональная компетентность будущих журналистов приобретает особую значимость еще в условиях вузовской подготовки.
Трансформация образовательной среды и проблемы профессионализации на рынке труда особенно остро проявляются в сфере гуманитарного образования. Реалии наших дней предъявляют к журналистскому образованию все более жесткие требования. Для создания качественно новой системы высшего журналистского образования следует творчески использовать принципы рыночного мышления при организации подготовки специалистов вообще и журналистских кадров, в частности.
Таблица
Анализ моделей систем подготовки журналистов
Критерии разграничения Практикоориентированное журналистское образование Академически-ориентированное журналистское образование
1. Основной подход, используемый в учебном процессе, в том числе на этапе определения содержания образования Деятельностно-компетентностный Информационно-аналитический
2. Основные личностные компетенции, формируемые в процессе обучения Практические умения и навыки, способы и технологии профессиональной деятельности Знания и аналитические умения и навыки
3. Основные формы учебных занятий и методические приемы Тренинги, мастер-классы, практикумы, проектные технологии, учебно-производственные формы учебного процесса Лекционно-семинарская система, научноисследовательская работа студентов, проблемноэвристические методы, дискуссии
4. Основной тип педагогов, задействованных в учебном процессе Специалисты-практики, знающие технологические процессы Научно-педагогические работники, имеющие опыт научной работы в сфере СМИ, обладающие учеными степенями и званиями
5. Основная мыслительная операция,развиваемая в процессе учебы Проектирование, моделирование, прогнозирование Анализ, наблюдение, синтез, обобщение
6. Основной характер осваиваемых знаний Технологические и нормативные знания Теоретические знания
7. Основная форма промежуточной аттестации Зачет Теоретический экзамен
8. Форма итоговой аттестации Презентация результатов журналистской профессиональной деятельности Теоретический комплексный экзамен и защита выпускной квалификационной работы
9. Вид учебного заведения, сориентированного на данную модель Специализированные и отраслевые вузы Классический университет
Журналистика - один из самых динамичных общественных институтов, ее концепции и опыт находятся в прямой зависимости от изменчивой социальной реальности, что особенно важно учитывать в сегодняшней России. Отношения журналистики с целым рядом наук строятся как отношения частного, специального с общим, универсальным. Теория журналистики, в известном смысле, является как бы мостом, соединяющим систему научного знания с редакционным производством, социальной и экономической системой, но главное, что должен
понять человек, решивший посвятить себя работе в средствах массовой информации, «журналистика есть дело сначала общественное, а затем уже производственное или личное. Не осознав себя человеком, у которого в руках находится мощное средство воздействия на современников и потомков, их объединения или, наоборот, разъединения, не ощутив полноту ответственности перед обществом и людьми, сотрудник редакции не может считать себя зрелым профессионалом» [4, с. 44].
Радикальные преобразования системы выс-
шего и послевузовского образования, смена институциональной парадигмы развития образования при переходе на принципы, декларируемые Болонским процессом, во многом обусловили разнонаправленность понимания теории и развития педагогической практики.
Важной составляющей педагогического процесса останется фундаментальный вопрос -качество образования в сложившихся условиях.
Журналистика как общественно значимая профессиональная деятельность активно включается в анализ и отражение проблем педагогической практики настоящего; при ее помощи обусловливается комплекс проблем гуманитаризации и качества образования, использования инновационных подходов и педагогических технологий в решении существующих педагогических задач и социальных проблем.
Литература
1. Громова Л. П. О фундаментальных основах журналистского образования // Журналистское образование: концепции и стратегия : межвуз. сб. ст. / отв. ред. Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжников. - СПб.: Роза мира, 2006. - С.125-135.
2. Свитич Л. Г. Социальная направленность журналистского образования // Журналистское образование: концепции и стратегия : межвуз. сб. ст. / отв. ред. Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжников. - СПб.: Роза мира, 2006. - С.22-35.
3. Фатеева И. А. Журналистское образование в России: теория, история, современные практики : автореф. ... д-ра филол. наук. -Екатеринбург, 2008. - 42 с.
4. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики : учеб. пособие. - СПб.: СПбГУ, 1995. - 84 с.
5. Розанов В. В. Сумерки просвещения : сб. ст. по вопросам образования. - СПб.: П.Перцовъ, 1899. - 240 с.
--------^----------