Научная статья на тему 'К вопросу о профессионально-педагогической модернизации журналистского образования'

К вопросу о профессионально-педагогической модернизации журналистского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / JOURNALIST EDUCATION / ACADEMICALLY-ORIENTED MODEL / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / MODERNIZATION / CREATIVE PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петровa Маргарита Сергеевна

В данной статье анализируются современные проблемы образовательного пространства в системе подготовки журналистских кадров. Обобщаются перспективы реализации профессионально-педагогической модели специалиста в сфере журналистики как системы интеграции научного знания и редакционной практики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of professional-pedagogic modernization of journalist education

The article examines contemporary issues of educational space in the system of journalist training. The perspectives of realization of vocational and pedagogical expert model in the field of journalism as a system of integration of scientific knowledge and editorial practices are summarized

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессионально-педагогической модернизации журналистского образования»

М. С. Петрова

(г. Всеволожск, Ленинградская обл.)

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МОДЕРНИЗАЦИИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье анализируются современные проблемы образовательного пространства в системе подготовки журналистских кадров. Обобщаются перспективы реализации профессионально-педагогической модели специалиста в сфере журналистики как системы интеграции научного знания и редакционной практики

Поиски оптимальной модели журналистского образования, начавшиеся на рубеже XIX - XX веков, привели к созданию разнообразной и многоуровневой структуры профессиональной подготовки, представляющей собой в современной России пестрый спектр программ медиаобразования: школьное (довузовское - спецклас-сы, кружки, студии), корпоративное (курсы, студии при Союзе журналистов, при редакциях, информационных агентствах, других медиасообществах), высшее (в университетах, академиях, институтах), постдипломное (второе высшее, курсы переподготовки, повышения квалификации). Эта система, сложившаяся в XX веке, трансформируясь во времени в связи с изменением приоритетов, продолжает сегодня развиваться в соответствии с современными представлениями о массмедиа.

Университетское журналистское образование, еще на заре своего формирования заявившее о фундаментальных основах профессиональной подготовки, не только не утратило своего веса и значения в системе нынешних рыночных координат, но и становится еще более конвертируемым в контексте кризисных тенденций современной журналистики [1]. Несомненное преимущество университетов в том, что здесь не только обучают ремеслу, но и дают широкие гуманитарные знания, которые помогают адаптироваться в самых различных условиях.

Фундаментальность университетского образования - его отличительная черта, и обучение на факультете журналистики СПбГУ строится на этом незыблемом университетском принципе. Но применительно к этой профессии фундаментальность образования приобретает свои дополнительные свойства. По мнению Л. Г. Сви-тич, она связана не только с солидной гуманитарной (культурологической, философской, филологической) базой, но и с основательными

знаниями в области обществоведческих, социально-экономических дисциплин. Принцип такой «комплексной» фундаментальности пронизывает все стороны подготовки будущего журналиста» [2, с. 22] Фундаментальность является отличительным свойством профессиональной журналистской деятельности, её профессионализма. «От практического, от научного и всякого другого, - писал в свое время В. Розанов, - художественное воззрение отличается тем, что оно не дробит свой предмет и для него всякая часть имеет значение в отношении к целому» [5, с. 86].

Проблема профессионализма журналиста многопланова. Обособление журналистики от литературно-творческого процесса и внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в журналистскую деятельность в наши дни отразились на качестве журналистской информации: она стала упрощенной с точки зрения стиля, жанровых форм и языка, аудитория стала меньше доверять средствам массовой информации. Становление журналистики как профессии и ее технологическое совершенствование закономерно подчинено ходу времени. Еще в советское время профессию относили к разряду творческих, а журналист считался в первую очередь литературным работником. Процессы, происходящие сегодня в обществе, формируют иную журналистику. Ранее творческая профессия теперь становится все более технологичной. Профессиональная деятельность и мастерство журналистов оценивается подчас по случайным критериям. У каждой редакции свой «стандарт», свои профессиональные требования. Свой талант и умение журналисты используют в политике, коммерции, сфере услуг, рекламе. Меркантильный мотив оказывается ведущим. С точки зрения многих журналистов, эта тенденция не означает уход от профессионализма.

Тема профессионализма и критериев его оценки малоисследована и сложна по своему составу. Невозможно охарактеризовать или дать определение профессионализма журналиста по каким-то универсальным параметрам: технологическому, творческому или этическому. Понимание профессионализма на личностном уровне зачастую противоречит некоему существующему образу, сформированному под воздействием различных идеологий, традиций, стереотипов и других факторов общественного развития.

В среде теоретиков и практиков педагогики общепризнанным считается выделение в каждом отраслевом секторе профессионального образования академически-ориентированной и практико-ориентированной образовательных моделей. Нам кажется, что аналогичная процедура моделирования в сфере журналистского образования может иметь важное практическое значение на этапе его модернизации.

В отличие от академически-ориентирован-ной модели, направленной главным образом на углубленное понимание предмета или предметной области, на их научную разработку, на подготовку исследователей в той или иной сфере, программы с практической направленностью сориентированы главным образом на овладение практическими навыками, умениями, ноу-хау, необходимыми непосредственно для трудовой деятельности в той или иной сфере. В чистом виде практико-ориентированная модель журналистского образования должна решать задачу подготовки редакционных работников, а академически-ориентированная - преподавателей журналистики или сотрудников аналитических центров, занимающихся мониторингом средств массовой информации.

Кроме различия по цели, базовые модели имеют еще массу отличий, сведенных нами в таблицу (см. с. 130).

По мнению И. А. Фатеевой [3], на базовом уровне образования в стране нет «чистых» образцов ни академической, ни практико-ориен-тированной моделей. Используется смешанная модель, сложившаяся еще в советское время и поддерживающаяся Госстандартом и всей системой комплексной оценки деятельности вузов. В действующей смешанной модели, конечно, больше от академического модуля (критерии 1,

2, 4, 8 и др.), но есть, разумеется, и элементы практической модели. Самое главное, что всю долгую историю существования журналистского образования для него декларировалась практическая цель (обеспечивать редакции средств массовой информации творческими работника-

ми). Это, однако, не гарантировало практической направленности профессиональной подготовки в целом. Хотя исторически начиналась она именно с практической ориентации: первый журналистский вуз (Московский институт журналистики), войдя в 1921 году в сеть Глав-профобра, считался практическим вузом; в 1920-1930 гг. в стране работали многочисленные учреждения начального и среднего профессионального образования для журналистов. На рубеже 1930-1940-х гг. в журналистских вузах вместо нынешней защиты дипломов в качестве выпускной работы использовалось написание журналистской статьи; в первых учебных заведениях работали в основном профессиональные журналисты, практиковался выпуск учебных газет, преподавалось преимущественно прикладное знание.

Однако в 1940-х гг. с ликвидацией газетных техникумов и школ и переносом высшего журналистского образования в классические университеты попытки создания практико-ориен-тированного обучения журналистике были фактически прекращены. Начала складываться ныне действующая смешанная модель с сильным уклоном в теоретическое знание, поскольку за основу университетского журналистского образования была взята европейская академическая модель обучения.

В концепции модернизации российского образования изменился подход к пониманию природы и задач журналистики, отношения к ней как к творческой и прикладной профессии. Ее специфика и предназначение в настоящее время делают творческую составляющую приоритетной в характеристике специалиста сферы средств массовой информации, так как предполагают, помимо необходимых знаний и умений, развитие способностей к целостному и индивидуальному видению жизненных реалий, преобразуя его в творческий продукт. Поэтому профессиональная компетентность будущих журналистов приобретает особую значимость еще в условиях вузовской подготовки.

Трансформация образовательной среды и проблемы профессионализации на рынке труда особенно остро проявляются в сфере гуманитарного образования. Реалии наших дней предъявляют к журналистскому образованию все более жесткие требования. Для создания качественно новой системы высшего журналистского образования следует творчески использовать принципы рыночного мышления при организации подготовки специалистов вообще и журналистских кадров, в частности.

Таблица

Анализ моделей систем подготовки журналистов

Критерии разграничения Практикоориентированное журналистское образование Академически-ориентированное журналистское образование

1. Основной подход, используемый в учебном процессе, в том числе на этапе определения содержания образования Деятельностно-компетентностный Информационно-аналитический

2. Основные личностные компетенции, формируемые в процессе обучения Практические умения и навыки, способы и технологии профессиональной деятельности Знания и аналитические умения и навыки

3. Основные формы учебных занятий и методические приемы Тренинги, мастер-классы, практикумы, проектные технологии, учебно-производственные формы учебного процесса Лекционно-семинарская система, научноисследовательская работа студентов, проблемноэвристические методы, дискуссии

4. Основной тип педагогов, задействованных в учебном процессе Специалисты-практики, знающие технологические процессы Научно-педагогические работники, имеющие опыт научной работы в сфере СМИ, обладающие учеными степенями и званиями

5. Основная мыслительная операция,развиваемая в процессе учебы Проектирование, моделирование, прогнозирование Анализ, наблюдение, синтез, обобщение

6. Основной характер осваиваемых знаний Технологические и нормативные знания Теоретические знания

7. Основная форма промежуточной аттестации Зачет Теоретический экзамен

8. Форма итоговой аттестации Презентация результатов журналистской профессиональной деятельности Теоретический комплексный экзамен и защита выпускной квалификационной работы

9. Вид учебного заведения, сориентированного на данную модель Специализированные и отраслевые вузы Классический университет

Журналистика - один из самых динамичных общественных институтов, ее концепции и опыт находятся в прямой зависимости от изменчивой социальной реальности, что особенно важно учитывать в сегодняшней России. Отношения журналистики с целым рядом наук строятся как отношения частного, специального с общим, универсальным. Теория журналистики, в известном смысле, является как бы мостом, соединяющим систему научного знания с редакционным производством, социальной и экономической системой, но главное, что должен

понять человек, решивший посвятить себя работе в средствах массовой информации, «журналистика есть дело сначала общественное, а затем уже производственное или личное. Не осознав себя человеком, у которого в руках находится мощное средство воздействия на современников и потомков, их объединения или, наоборот, разъединения, не ощутив полноту ответственности перед обществом и людьми, сотрудник редакции не может считать себя зрелым профессионалом» [4, с. 44].

Радикальные преобразования системы выс-

шего и послевузовского образования, смена институциональной парадигмы развития образования при переходе на принципы, декларируемые Болонским процессом, во многом обусловили разнонаправленность понимания теории и развития педагогической практики.

Важной составляющей педагогического процесса останется фундаментальный вопрос -качество образования в сложившихся условиях.

Журналистика как общественно значимая профессиональная деятельность активно включается в анализ и отражение проблем педагогической практики настоящего; при ее помощи обусловливается комплекс проблем гуманитаризации и качества образования, использования инновационных подходов и педагогических технологий в решении существующих педагогических задач и социальных проблем.

Литература

1. Громова Л. П. О фундаментальных основах журналистского образования // Журналистское образование: концепции и стратегия : межвуз. сб. ст. / отв. ред. Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжников. - СПб.: Роза мира, 2006. - С.125-135.

2. Свитич Л. Г. Социальная направленность журналистского образования // Журналистское образование: концепции и стратегия : межвуз. сб. ст. / отв. ред. Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжников. - СПб.: Роза мира, 2006. - С.22-35.

3. Фатеева И. А. Журналистское образование в России: теория, история, современные практики : автореф. ... д-ра филол. наук. -Екатеринбург, 2008. - 42 с.

4. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики : учеб. пособие. - СПб.: СПбГУ, 1995. - 84 с.

5. Розанов В. В. Сумерки просвещения : сб. ст. по вопросам образования. - СПб.: П.Перцовъ, 1899. - 240 с.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.