ВЕСТНИК ТГГПУ. 2009. №2-3(17-18)
УДК 371
К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ 10-БАЛЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
© А.Р.Дроздикова-Зарипова
В статье рассмотрены существенные недостатки школьной оценочной системы, сущность и методологическая основа разработки содержательной оценки учебной деятельности учащихся. Приведены примеры учебных задач по математике на рассмотренные уровни содержательной 10балльной оценки учебной деятельности учащихся, определены педагогические условия эффективности новой оценочной системы и рассмотрены возможности ее комбинирования с рейтинговой системой.
Ключевые слова: оценочная система, содержательная оценка учебной деятельности, принципы системности и бинарности, деятельностно-личностный и задачный подходы, трехуровневая модель учебной деятельности, функции, критерии и педагогические условия содержательной оценки учебной деятельности учащихся, рейтинговая система
В реальной практике обучения широко используется четырехбалльная шкала, не обладающая достаточной диагностической силой и не позволяющая объективно определить уровень качества обученности учащихся. Она изначально конфликтогенна, так как учитель в современных условиях обучения из-за размытости критериев не может абстрагироваться от социальных, личностных и эмоциональных факторов, которые неизбежно сопутствуют процессу оценивания. Кроме того, современная школьная оценка бессодержательна, так как она не отражает специфику содержания оцениваемой учебной деятельности учащихся. Более чем очевидно, что не представляется возможным оценить по четырехбалльной шкале развитие творческих достижений и творческих способностей учащихся.
Недостаточная эффективность существующей школьной оценки требует либо ее усовершенствования, либо проектирования новой оценочной системы. Различные аспекты оценочных шкал и методик оценки учебной деятельности учащихся освещены в работах отечественных психологов и педагогов: В.И.Андреева [1],
В.П.Беспалько [2], В.В.Гузеева [3], Л.В.Занкова [4], В.В.Давыдова [5], Д.Б.Эльконина [6], Ш.А.Амонашвили [7] и др.
Перестройка процесса обучения на основе внедрения образовательно-развивающих (личностно-ориентированных) технологий способствовала усовершенствованию оценочной деятельности, базирующейся на содержательной 10-балльной оценке учебной деятельности учащихся. Основные цели внедрения новой системы оценочной деятельности учащихся в организацию учебного процесса заключаются в следующем:
1. Использование системной, объективной и достоверной информации контроля в управлении
учебным процессом и возможности более глубокого и объективного анализа степени усвоения учебного материала. С помощью содержательной оценки учебной деятельности учащихся учитель сможет определить достижения и затруднения каждого конкретного ученика, следовательно, сможет устранить недостатки в усвоении учебного материала учащимися, а также выявить причины этих недостатков и предупредить неудачи в обучении.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся в течение всего учебного процесса. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования учителя активизирует познавательные способности школьников, причем, на разных уровнях.
3. Формирование адекватной самооценки учащихся, в свою очередь, являющейся началом формирования саморазвития.
Методологической базой при проектировании содержательной оценки учебной деятельности учащихся явились принципы системного, бинарного, а также деятельностно-личностного и задачного подходов.
Принцип системности предполагает рассмотрение оценочной системы через три подсистемы: целей, функций и структуры.
Принцип бинарности отражает основную закономерность эффективного функционирования системы оценочной деятельности учащихся, в которой сочетается оценка качества обученности с самооценкой учебных достижений школьников. Также очень важно бинарное сочетание диагностики с самодиагностикой, контроля с самоконтролем.
Педагогам и психологам хорошо известен факт, что усвоение учащимися знаний происхо-
дит только в результате их собственной учебнопознавательной деятельности. В связи с реализацией деятельностного подхода предметом оценивания может быть учебная деятельность: воспроизводимая (ориентированная на воспроизведение ранее усвоенных знаний); алгоритмическая и аналитическая (на решение типовых задач); творческая, исследовательская (по решению творческих, исследовательских задач и знаний). Следовательно, в поле зрения учителя, реализующего деятельностный подход, оказываются не только знания, но и средства труда, его организация, стимулирование, контроль, оценивание.
Однако, деятельностный подход нельзя отрывать от личностного, так как необходимо при организации и оценивании учебной деятельности учитывать интересы, мотивы, способности личности, то есть требуется реализация деятельностно-личностного подхода. В этом случае мы достигаем большей объективности и надежности, а главное, системности оценивания учебной деятельности учащихся.
Средство для организации определенного уровня учебной деятельности с целью оценивания учебных достижений учащихся предполагает применение задачного подхода. Содержание задач, типы задач, их сложность, трудность, про-блемность всякий раз будут предопределять и реализовывать те требования и образовательные стандарты, которые предъявляются обучающему в форме постановки задачи (или системы задач). Поэтому задачный подход в контексте оценивания учащихся требует отбора и конструирования учебных задач. Для разработки, отбора и применения учебных задач важно учитывать следующие показатели: проблемность, трудность, содержание учебного материала, их алгоритмич-ность, эвристичность, креативность, вариативность.
Подчеркнем, что в этом контексте и разрабатывалась новая оценочная система, содержательная сторона которой выступает показателем и регулятором учебной деятельности школьников. Под содержательной оценкой мы понимаем оценку, характеризующую специфику содержания учебной деятельности и соответствующий ей тип задачи, а также отражающую уровни постижения знаний учащихся в процессе осуществления учебной деятельности на основе соотнесения достигнутых уровней с некоторыми заданными минимизированными критериями.
Сущность разработки содержательной 10балльной оценки заключается в том, что умения формируются на основе знаний, а творческие способности - на основе знаний и умений. Дан-
ная система оценки учебной деятельности учащихся ориентирована на трехуровневую модель учебной деятельности, направленную на развитие знаний (деятельность по усвоению и воспроизведению знаний), умений (алгоритмическая и аналитическая деятельность по решение типовых задач) и творческих способностей (творческая, исследовательская деятельность по решению творческих, исследовательских задач и заданий).
На наш взгляд, при использовании 10балльной шкалы оценивания знания целесообразнее оценивать баллами от 1 до 5, при этом баллы 1 и 2 не должны отражать учебные достижения из-за психологического барьера учащихся, родителей и преподавателей, а лишь констатировать отсутствие сформированности знаний. Далее, умения, как более трудно формируемые, оценивать от 6 до 8 баллов и творческие способности в 9 - 10 баллов, которые развиваются еще медленнее.
Таким образом, 10-балльную шкалу оценивания можно разделить на 4 блока:
I блок - отсутствие знаний и умений:
1 - абсолютное незнание и неспособность усвоить самый элементарный материал по предмету;
2 - неудовлетворительные знания.
II блок - уровни знаний:
3 - узнавание;
4 - воспроизведение;
5 - объяснение.
III блок - уровни умений:
6 - умение выполнять элементарные упражнения;
7 - умение решать типовые задачи по одной теме;
8 - умение решать аналитические и эвристические задачи.
IV блок - уровни творческих способностей учащихся:
9 - способности решать творческие задачи по курсу (творческий внутрипредметный перенос);
10 - способности решать межпредметные творческие, исследовательские задачи.
В используемую модель учебной деятельности легко вписываются любые типы учебных задач, заданий, контрольных работ, домашних заданий и т.д. Следовательно, 10-балльная оценка учебной деятельности учащихся позволяет содержательно оценивать реальные достижения учащихся и констатировать результаты учебной деятельности, а также отражать достижения базовых целей образования.
Приведем примеры учебных задач на рассмотренные уровни содержательной 10-балльной оценки учебной деятельности учащихся при изу-
чении темы "Положительные и отрицательные числа" - математика 6 класс.
Задачи на узнавание:
1. | а | - это____от точки 0 до точки, кото-
рой отмечено на координатной прямой число
I 7 | =_____; |-7 | =_____.
І0І = _ 1-3,2 | -
это
от точки
до точ-
в) С - противоположное числу -(-7).
г) Б - отличается от числа +(-5) только знаком.
д) Е = +(-(+6)).
е) Б - ни положительное, ни отрицательное
2. Запиши число, равное:
а)
-I 3—:2— 7 21
4 8
б) 3—: 2—
7 21
в) | 0 * 5,78 |
ки, которой отмечено на координатной прямой число_______.
Задачи на воспроизведение:
1. Что называют модулем числа?
2. Какое из двух отрицательных чисел считается большим, чем другое? Какое из них меньшим?
Задачи на объяснение:
1. Отметьте на числовой прямой все точки, которые находятся на расстоянии 3-х единиц: а) от точки 0; б) от точки -5; в) -8; г) 5; д) -2,5. Запишите числа, отмеченные этими точками. Сколько ответов можно дать на этот вопрос? Ответ поясните.
Элементарные упражнения:
1. Отметьте на координатной прямой точку, имеющую координату х, если х = -6; 2,3; -8,1;
-2; і
2. Сравните числа:
а) -1 и -3; б) -3,5 и 2,5; в) -3,5 и 0; г) 15 и 20;
2 1
д) 4,7 и 0; е) -2-^ и -2-^.
Типовые задачи по одной теме:
1. Сколько единиц и в какую сторону надо отложить на числовой прямой от -7, чтобы получить: а) -4; б) -12; в) -1; г) 1; д) -2-3; е) 0.
2. Решите уравнение:
а) -х = | -2 |; б) -у = - І -3 |; в) 2 = - | -4 |;
г) |х-1 | = 0; д) | 2х-1,4 | =0.
Аналитические задачи:
1. Точки А и В симметричны относительно точки О, а точки О и С симметричны относительно точки В. Лежат ли точки А, О, В и С на одной прямой? Доказать, что отрезок АО=ВС, а отрезок АВ=ОС.
2. Докажите, что выражения а) -а; б) -(-а) могут быть положительными, отрицательными, нулем.
Творческие задачи по курсу (творческий внутрипредметный перенос):
1. Отметь числа А, В, С, Б, Е, Б на числовой прямой.
а) А - натуральное, противоположное числу (-2)
б) В = -(-(-5)).
г) К < 0 и | К | = 7,29; д) С < 2,3 и | С | = 1,5.
Межпредметные творческие, исследовательские задачи:
1. Попробуйте перевести древнеиндийские правила сложения и вычитания отрицательных чисел на современный язык. "Сумма двух иму-ществ есть имущество", "Сумма двух долгов есть долг", "Сумма имущества и долга равна их разности". Попробуйте обосновать полученные результаты с помощью координатной прямой.
2. Отметьте на координатной прямой какие-нибудь числа а, Ь, с, ^ Г так, чтобы а, Ь, с и d были меньше любого положительного числа; Г было меньше любого положительного числа, но больше любого отрицательного числа; а было больше Ь, но меньше с; d было больше Ь, но меньше а.
Создание образовательно-адаптационной среды характеризуется тем, что каждый участник педагогического процесса свободен в выборе дифференцированных заданий в соответствии с уровнями содержательной 10-балльной оценки, в результате чего ученик получает возможность для творческой самореализации и снижается число конфликтных ситуаций в условиях независимости оценки от межличностных отношений учителя и ученика.
Содержательная оценка учебной деятельности учащихся может широко использоваться во всех общеобразовательных школах. Даже, если потребуется переход от 10-балльной шкалы оценивания к традиционной 5-балльной, то за основу можно взять следующее соответствие оценочных баллов:
5-балльная 10-балльная
1, 2 - плохо 3 - посредственно 4 - хорошо 5 - отлично 1, 2 балла 3, 4 балла 5, 6, 7 баллов 8, 9, 10 баллов
Для повышения объективности оценки учебной деятельности учащихся и избежания ее формального применения необходимо систематизировать и минимизировать критерии как по каждому уровню содержательной оценки, так и по трем уровням учебной деятельности.
Минимизированными критериями для деятельности по усвоению и воспроизведению знаний являются полнота, глубина, осознанность,
правильность, точность; для алгоритмической и аналитической деятельности - действенность, рациональность, оперативность, обобщенность, логичность, доказательность; для творческой, исследовательской деятельности - новизна, оригинальность, гибкость, критичность, прогно-стичность.
Целесообразно при выполнении учебной задачи ученику констатировать не только уровень полученной оценки, а также зафиксировать уровень учебной задачи, выбранный учеником. Это возможно реализовать, если представить оценку в виде дроби, где знаменатель дроби - уровень учебной задачи (по 10 балльной шкале), предъявленный ученику; а числитель дроби - оценка ученика, полученная при выполнении данной учебной задачи. Например, дробь 5/6 означает следующее: ученику предъявлялся уровень - выполнение элементарных упражнений (6 уровень по 10 балльной шкале оценивания), но задача выполнена лишь на 5 баллов. Дробь 7/7 означает следующее: ученику предъявляется уровень -решение типовой задачи по одной теме (7 уровень по 10 балльной шкале оценивания) и задача решена с учетом предъявленных ему требований.
При представлении содержательной оценки учебной деятельности в виде дроби ученику удобно соотнести результаты своей деятельности с намеченным эталоном для установления уровня и качества продвижения, а также для определения задач для дальнейшего саморазвития и самореализации, а учителю предоставляется возможность определить наиболее эффективные способы организации учебной деятельности, соответствующие индивидуальным особенностям учащихся.
На основе содержательной оценки высока регуляция учебно-познавательной деятельности учащихся. Данная оценочная система не ограничивается констатацией факта успешности или безуспешности усилий ученика, но и определяет причины этого явления, в отличие от традиционной пятибалльной (четырехбалльной) шкалы, где балл может лишь напомнить, что данный ученик когда-то отвечал урок, но чего именно он не знал, не скажет, а эти факты, как для учителя, так и для ученика имеют огромное значение. Так, учителю содержательная оценка дает возможность обдумать, каким образом радикально помочь ученику избежать непонимания учебного материала. Ученик же может ориентироваться в том, какие приложить усилия, связанные с преодолением внутренних и внешних препятствий для достижения поставленной цели, осуществляемые на фоне веры в свои силы, стремления к
личностному росту в учении, самосовершенствованию.
При такой организации оценочной деятельности функции содержательной оценки могут быть разделены на две группы: ориентированные на учеников и на учителя. Применительно к учителю содержательная оценка учебной деятельности реализует функции: диагностическую, прогностическую, целеполагающую, а применительно к ученику - регулирующую, развивающую, стимулирующую, ориентирующую и воспитывающую. С позиции воспитания конкурентоспособности можно комбинировать содержательную оценку учебной деятельности учащихся и рейтинговую систему.
Нам импонирует система оценивания, разработанная В.Л.Топуновым [3: 23-26]. Охарактеризуем данную систему оценивания применительно к содержательной оценке. Обозначим величиной 8 баллы, полученные учеником на основе 10-балльной содержательной оценки учебной деятельности за выполнение письменной работы (например, самостоятельной, контрольной работы или практической работы и т.д.). Назовем величину 8 базовым рейтингом письменной работы.
Средний базовый рейтинг для учебной темы вычисляется по формуле
с=(1)
К 1=1
где К - количество учеников в классе, SJ - базовый рейтинг, полученный _)-м учеником за письменную работу.
Базовый рейтинг каждого ученика является основой для составления рейтинг - списка и начисления ученикам двух видов премий.
Премия первого вида связана с личными успехами учащихся и начисляется премия каждому ученику за занятое место в рейтинг-списке. Она вычисляется путем умножения SJ на коэффициент Р), в котором ZJ - занятое _)-м учеником место.
1
(2)
Премия второго вида, связана с успехами учеников в составе класса и начисляется только тем учащимся, которые имеют базовый рейтинг, превышающий средний рейтинг класса С по формуле
Я =•
Г ЬС, если Б і > С I 0 , если Б. < С,
(3)
где Ь - некоторый коэффициент, также выбранный преподавателем (В.Л.Топунов применяет Ь = 0,1).
В результате использования премий значения рейтинга _)-го ученика изменяются, хотя его место в рейтинг-списке сохраняется.
^^+яд+а, (4)
Тем не менее новый рейтинг будет учи-
тываться при расчете итогового рейтинга по учебной теме.
Рассмотренная процедура назначения премии Р делает для каждого ученика наглядными последствия нечестности при выполнении письменной работы. Если при обычном оценивании нечестно работавшие учащиеся незаслуженно получают повышенную оценку, не изменяя оценки других, то при рассмотренном назначении премий нечестные повышают свою оценку только за счет снижения оценки честно работающих учеников.
С целью повышения эффективности и успешности процесса оценивания определены педагогические условия содержательной оценки учебной деятельности учащихся, а именно:
• системное, личностно-значимое поэтапное осознание учащимися себя как субъекта учебной деятельности в условиях развивающего (личностно-ориентированного) образования;
• максимальное сближение самооценки учащихся разных уровней обученности и оценки учителя;
• профессиональная готовность учителя к работе в инновационном режиме, включающая умение организовывать разнообразную учебнопоисковую деятельность учащихся и дать ей содержательную оценку, а также создание ситуации успеха ученика;
• осознание и принятие учениками и преподавателем минимизированных критериев содер-
жательной 10-балльной оценки знаний, умений и творческих способностей учащихся по трем уровням учебной деятельности.
Таким образом, основная задача при внедрении подобной системы оценивания учебной деятельности учащихся заключается в следующем: отслеживать индивидуальный процесс "наращивания" знаний, умений и творческих способностей учащегося. Суть содержательной 10-балльной оценки заключается в комплексном оценивании реальных достижений учащихся по конкретному предмету.
Технология предлагаемой системы оценки учебных достижений учащихся может быть успешно распространена на все классы общеобразовательной школы.
1 Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. - 318 с.
2 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.: ил.
3 Гузеев В.В Оценка, рейтинг, тест // Школьные технологии. - 1998. - №3. - 40 с.
4 Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В.Занков. - М.: Педагогика, 1990. - 424 с. -(Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
5 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
6 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.: ил. - (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
7 Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.
TO THE PROBLEM OF TEN-POINT GRADING OF STUDENTS’ ACTIVITY
A.R.Drozdikova-Zaripova
The article raises the problem of grading system at school, its main contents and methodological base.
The author gives the examples of tasks in Mathematics for different levels of ten-point system for grading the students' activity, and defines the conditions of effectiveness of the new grading system in its combination with the system of ratings.
Key words: grading system; grading of students' activity; systematic and binary principles; personal and tactical approaches; three-leveled model of students' activity; criteria of evaluation of students' activity; system of ratings
Дроздикова-Зарипова Альбина Рафаиловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета
E-mail: [email protected]