УДК 37.016: 159.9 ББК Ч 486.61
Татьяна Константиновна Клименко,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Елена Владимировна Зволейко, кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Оценка учебных достижений бакалавров специального образования, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии»1
В статье показана методика комплексной оценки достижений студентов в освоении компетенций. Рассмотрен процесс проектирования программы учебной дисциплины, представлены способы разработки и применения оценочных средств при проведении текущей и промежуточной аттестации, необходимая сопроводительная документация. В статье указаны способы осуществления балльно-рейтингового оценивания всех видов аудиторной и внеаудиторной коллективной и самостоятельной работы студентов, алгоритм ведения форм учёта и отчётности преподавателя и студентов. Авторами показан механизм действия системы оценки различных компонентов компетенций - когнитивного, деятельностного, личностного; определены показатели освоения предметноориентированной деятельности по ним. Для обеспечения действенности система оценки должна быть специфицирована и снабжена тарификатором, в котором представлены уровневые требования к результатам обучения по всем компонентам компетенций.
Ключевые слова: компетенция; программа учебной дисциплины; балльнорейтинговая система; оценочные средства; текущая и промежуточная аттестация.
Tatijana Konstantinovna Klimenko,
Doctor of Pedagogy, Professor, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Elena Vladimirovna Zvoleyko, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Assessment of Educational Achievements of Special Education Bachelors, profile “Psychological Support of Education of Persons with Problems in Development”
The paper describes the technique of a comprehensive assessment of students’ progress in mastering competences and deals with the process of designing the discipline program, the ways of developing and using assessment tools during the current and interim assessment and the preparation of required supporting documents. The article lists the ways of grading and ranking assessment of all types of classroom and extracurricular collective and individual students’ work, the algorithm of compiling the teacher’s and students’ reports. The authors present the mechanism of assessing
1 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3626.2011.
© Т. К. Клименко, Е. В. Зволейко, 2012
various components of competencies (cognitive, activity, personal) and determine the indicators of object-oriented activity. To ensure effectiveness, the assessment system should be specified and provided with a rater, which presents the results of the leveling requirements for training in all competence components.
Keywords: competence, educational discipline program, grading and ranking system, assessment tools, current and interim attestation.
Качество любой целенаправленной системы оценивается степенью соответствия достигнутых результатов желаемым целям. С нормативной точки зрения целевые требования определяются ФГОС и образовательными программами, однако целевые и результирующие формулировки в них имеют общий характер, не содержат точно сформулированных критериев, поэтому их сложно использовать в качестве контролируемых целей в реальном учебном процессе.
Внедрение компетентностного подхода ставит задачу разработки новых образовательных программ по каждой дисциплине учебного плана как совокупности учебнометодической документации, регламентирующей цели программы, её ожидаемые результаты, систему их оценивания, условия реализации образовательного процесса. Эти программы должны отвечать запросам работодателей, учитывать интересы потребителей услуг, отражать традиции подготовки специалистов данного профиля. Главные особенности нового подхода к проектированию программ - это ориентация на планируемые результаты обучения, учёт трудозатрат в кредитных (зачётных) единицах, использование балльно-рейтинговой системы оценивания.
Нашей задачей является рассмотрение алгоритма конструирования программы учебной дисциплины и представление способов оценки учебных достижений по ней. В процессе создания образовательной программы можно выделить три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном осуществляется изучение исходных данных для проектирования программы и планирования её качества, на основном выполняется проектирование программы, разрабатывается технология её организационно-методического сопровождения, на заключительном производится доработка программного обеспечения.
Проектирование программы учебной дисциплины начинается с изучения исходных
данных: требований ФГОС ВПО по направлению и профилю подготовки, опыта подготовки специалистов - специальных психологов по дисциплине по старым стандартам, определения специфики подготовки в новых условиях. На этом этапе производится отбор (используется рекомендованный ФГОС) универсальных и общепрофессиональных компетенций, формирование которых возможно в рамках конкретной дисциплины.
Основной этап разработки программы дисциплины включает этапы:
- формулирования целей программы -как совокупности знаний, умений и опыта их применения, которыми должны обладать студенты на выходе. Современный подход к целеполаганию в образовании предполагает совместное участие в нём преподавателя и студента: цели, декларируемые в учебной программе, должны отражать и учитывать личные учебные цели обучающихся. Целе-полагание структурирует деятельность не только преподавателя, но и студентов. Преподаватель, формулируя цель, основывается на требованиях стандарта, учитывает специфику учебного предмета и внутренних образовательных условий; верно сформулированная цель позволяет проектировать образовательный процесс и действия обучающихся. Участие студента в постановке образовательных целей помогает выявить и актуализировать его личностные качества, а ему самому выстроить личностное отношение с объектом целеполагания, установить личностный смысл изучения предмета [5, с. 273]. Цели образовательной программы дают информацию об области подготовки, видах профессиональной деятельности выпускников. Каждая планируемая цель должна отражать специфику дисциплины, быть достижимой, формулировка её - краткой и ясной, ей должны соответствовать определённые результаты обучения;
- конкретизации планируемых результатов обучения - совокупности знаний, уме-
ний и опыта их применения на практике для конкретной программы дисциплины. Каждая программа должна сопровождаться чётко прописанными результатами обучения, согласующимися с целями. Каждый результат обучения (в теоретическом и практическом аспекте) представляет собой описание того. что студент должен знать и будет способен делать; он должен быть сформулирован так, чтобы студент смог продемонстрировать его достижение;
- разработки структуры программы по модулям - совокупности частей учебной дисциплины, имеющих определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения (отвечающих за выработку определённой компетенции или их группы). Преподаватель приступает к отбору материала, который должен составить содержание конкретной дисциплины. все содержание учебной дисциплины разбивается на крупные дидактические единицы (модули), каждая из которых имеет некое смысловое единство, несет законченное содержание. Модуль включает в себя несколько близких по содержанию тем или разделов курса, для него характерны признаки -целостность, относительная независимость и логическая завершенность содержания, гибкость структуры. Модуль имеет конкретную цель и этим определяет оптимальные способы её достижения и контроля. После выделения основных разделов (модулей), определяется последовательность тем, проводится их разбивка по часам.
Во ФГОС ВПО по профилю подготовки «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями развития» в профессиональном цикле дисциплин выделена базовая и вариативная часть. Содержание базовой части определено ФГОС - это перечень дисциплин общепрофессиональной подготовки бакалавров специального образования вне зависимости от профиля; содержание вариативной части определяется ООП вуза (оно призвано формировать специальные компетенции по профилю подготовки). Во ФГОС представлен перечень общекультурных и общепрофессиональных компетенций, а вуз «имеет право предусмотреть дополнительные компетенции с учётом направленности (профиля) своей ООП» [3, с. 5]. Таким образом,
требования к целям и результатам обучения
- совокупность соответствующих компетенций, определяются разработчиком конкретной программы.
На основе полученных совокупных результатов осуществляется «доработка» всех видов компетенций, которые определяют постановку образовательных целей в контексте проектирования результатов образовательной деятельности по конкретной дисциплине. Перечень и иерархия специальных (по профилю подготовки) компетенций определяется разработчиком программы по степени социальной и профессиональной значимости задач, к решению которых должен быть подготовлен студент в рамках конкретной дисциплины. Этап завершается итоговым перечнем планируемых компетенций студентов.
Для каждой программы определён временной ресурс - присвоено определённое количество кредитов; кредитная стоимость программы зависит от значимости результатов её изучения для достижения результатов обучения по ООП в целом.
Следующий этап - определение видов учебных занятий, организационных форм и образовательных технологий, обеспечивающих достижение соответствующих результатов обучения. Преподаватель выделяет обязательные и дополнительные учебные элементы - различные виды работ по всему курсу. Необходимо использовать такие формы организации образовательной деятельности, предусмотреть использование таких технологий, которые позволят наиболее эффективным образом обеспечить достижение планируемых результатов обучения именно по этой дисциплине. Подавляющее большинство дисциплин профессионального цикла является практико ориентированными, поэтому важно широко использовать активные формы образовательной деятельности с целью формирования практических умений и навыков.
Содержанием следующего этапа становится выбор методов оценки и индикаторов достижения результатов обучения, создание фонда оценочных средств. На этапе проектирования программы определяется, какими методами и какими средствами будут оцениваться результаты обучения, что будет служить доказательством их достижения. Таким механизмом является рейтинговая си-
стема, цель которой - непрерывный контроль выполнения учебного плана дисциплины и осуществления обратной связи с целью совершенствования учебного процесса.
Качество освоения дисциплины должно оцениваться с помощью соответствующих методов и контролирующих материалов. Преподаватель разрабатывает комплекс учебных и контрольных заданий, позволяющих оценить качество достижения результатов обучения (при текущей и промежуточной аттестации). Важными моментами в процедуре оценивания является не только отбор показателей измерения (критериев оценивания), шкалирование (выбор шкалы представления результатов измерения), но и организация систематического сбора данных измерения, обработка полученных результатов и их интерпретация.
Критерии оценки достижения результатов обучения представляют собой описание того, что должен уметь делать студент, чтобы их продемонстрировать. Для каждой дисциплины с учётом видов учебных занятий определяются элементы оценивания результатов обучения как чётко сформулированная совокупность результатов обучения, индикаторов и критериев оценки. На этом же этапе разрабатывается тарификатор результатов обучения - критерий уровневой оценки результатов обучения.
Заключительный этап включает подбор и создание учебно-методического обеспечения, необходимого для реализации программы дисциплины. Одной из трудностей при реализации учебных программ по профилю подготовки является недостаточное учебнометодическое обеспечение некоторых читаемых дисциплин [4]. Данное обстоятельство связано с тем, что интенсивная дифференциация некоторых предметных областей в специальной психологии происходила буквально в последнее десятилетие, что сказывается на их учебно-методическом обеспечении. В связи с этим преподаватель, разрабатывающий и реализующий программу обучения, обязан позаботиться о её учебно-методическом обеспечении (подбор имеющихся учебных пособий (в том числе в электронном виде), разработка своих). На заключительном этапе преподаватель разрабатывает сопровождающую
документацию: «Рейтинг-план», «Указания по изучению дисциплины» для студентов.
Разработка и применение оценочных средств
При организации современной педагогической системы с позиций компетентност-ного подхода важным её компонентом становится контрольно-оценочный, позволяющий систематически диагностировать процесс обучения. Этап планирования системы оценивания по времени должен совпадать с установлением целей программы и планируемых результатов обучения. Результаты обучения по отдельной дисциплине (её модулям) представляют собой детализированные знания, умения и владение опытом их практического применения [6, с. 38]. Для преподавателя конкретизированные результаты определяют содержание, способ обучения и оценивания, для студента - информируют об области и уровне их сформированности.
Фонд оценочных средств включает в себя индикаторы (перечень конкретизированных результатов обучения - что студент должен знать или уметь делать); средства (базу учебных заданий с критериями оценивания); способы (методики, технологии и руководства для проведения мероприятий контроля) [2, с. 114]. Эти средства должны переводить обучаемого от пассивной роли к активной позиции (побуждать к творчеству, самоконтролю), позволять осуществлять комплексную оценку учебных достижений, отслеживать динамику индивидуальных достижений.
В условиях усиления практической ориентированности образования с акцентом на операциональную сторону освоения программ, в рамках каждого учебного предмета (особенно практико ориентированных дисциплин профессионального цикла) должна быть разработана система профессиональных задач, направленных на развитие профессионально-деятельностных навыков студентов (в рамках дисциплины). Каждая программа должна сопровождаться контрольными измерительными материалами, позволяющими измерить уровень теоретического и практического освоения конкретной дисциплины (при рубежном контроле или промежуточной аттестации), уровень развития личностных качеств. Оценочные средства
должны позволять определять достижение целей обучения, полно охватывать весь курс обучения, в них должны быть предусмотрены разные уровни сложности учебных заданий. Сами задания должны отвечать требованиям междисциплинарности, стимулировать познавательную активность (быть интересными и разнообразными по форме и содержанию), способны формировать навыки самооценивания.
Оценка качества освоения конкретной дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию. Нашей задачей является представление способов разработки и применения оценочных средств при осуществлении текущего и промежуточного контроля. При реализации рейтинговой системы оценивания акцент в контрольно-оценочной деятельности преподавателя переносится с измерительной на управленческую (предполагающую сотрудничество); в этом случае сложно стандартизировать систему оценивания - каждый преподаватель разрабатывает свою.
Организация текущего мониторинга
Процедура проектирования текущего контроля включает этапы:
- перевода результатов обучения, сформулированных на интегративном языке компетенций, в конкретизированные результаты, привязанные к определённому модулю (логически завершённой части дисциплины). Одной цели программы должен соответствовать как минимум один результат, выраженный в терминах компетенций, или 2-3 кон-
кретизированных результата (знает, умеет, владеет);
- определения обязательных и дополнительных учебных элементов - всех возможных видов аудиторных и внеаудиторных занятий;
- определения образовательных технологий, обеспечивающих достижение планируемых результатов обучения;
- выбора методов оценки результатов обучения, разработки рейтинговой системы оценивания учебных элементов;
- разработка критериев оценивания результатов обучения по дисциплине (см. табл. 5);
- составления «Спецификации оценивания результатов обучения по дисциплине (см. табл. 3);
- создания фонда оценочных средств (базы учебных заданий);
- составления «Рейтинг-плана» (см. табл. 1);
- разработки «Указаний по изучению дисциплины» для студентов (см. «Балльнорейтинговая система оценивания»); составления «Индивидуального листа учебных достижений студента» (см. табл. 2).
Максимальный рейтинг состоит из оценки текущей работы студентов (80 баллов) и оценки на процедуре рубежного контроля (20 баллов). Текущий мониторинг результатов обучения основан на использовании совокупности контрольно-рейтинговых мероприятий, определённым образом расположенных на всём интервале изучения дисциплины и охватывающих все виды учебной аудиторной и внеаудиторной работы.
Таблица 1
Рейтинг-план
Название модуля Название тем Обязательные учебные элементы Дополнительные учебные элементы (max. 10) Рубежный контроль (max. 20)
Все виды аудиторной, в том числе самостоятельной, работы (max. 40) Все виды внеаудиторных самостоятельных работ (max. 30)
В течение семестра На специальном занятии
Балльно-рейтинговая система оценивания учебных элементов
При изучении курса оценке подлежит посещение занятий, активность в учебной деятельности (всех видах аудиторной и внеаудиторной работы), прохождение рубежного контроля. Посещение занятий оценивается максимально в 10 баллов при условии, что студент не пропустил ни одного занятия. Если имели место пропуски, каждое пропущенное занятие уменьшает рейтинговый балл на 1 единицу.
Изучение дисциплины предполагает участие студента во всех видах запланированных обязательных учебных работ, которые проводятся в аудиторных и внеаудиторных условиях. Согласно действующим в ЗабГГПУ требованиям, не менее 60 % учебного материала выносится на самостоятельное изучение. Однако специфика профессиональной подготовки психолога такова, что наиважнейшие его умения и навыки отрабатываются в командной работе, во взаимодействии с другими обучающимися, поэтому его коллективная работа в аудитории имеет большое значение. Часть самостоятельных работ студент выполняет в аудитории, а часть - внеаудиторно.
Учебная деятельность, осуществляемая в аудитории, во всех её формах и видах (коллективная и самостоятельная) оценивается по «полновесной» пятибалльной шкале (от 1 до 5) в её классическом варианте. Максимально возможный рейтинговый балл за один аттестационный период - 40. Поскольку существует вероятность набрать рейтинговый балл, превышающий максимально допустимый (100), его исчисление проводится относительно, следующим образом:
— по окончании аттестационного периода текущие отметки, полученные каждым студентом, суммируются (СО); студент, набравший максимальную сумму текущих отметок (МСО) за учебную деятельность, получает 40 рейтинговых баллов;
— остальные студенты, имеющие сумму
текущих отметок меньше, чем у лидера, получают рейтинговый балл, пропорциональный максимально набранному по группе, при этом для расчёта рейтингового балла студента (РБС) используется формула: РБС = СО х 40 . МСО
РБС округляется до целых.
Предусматриваются следующие виды обязательных аудиторных работ (в том числе самостоятельных): посещение лекций; тестирование; участие в семинаре (устный опрос), коллоквиуме, ролевых играх, тренинге; решение профессиональных задач (индивидуальное и групповое), работа в команде; самостоятельные и контрольные работы и пр.
Внеаудиторная самостоятельная работа во всех её формах и видах оценивается по «полновесной» пятибалльной шкале. Максимально возможный рейтинговый балл за один аттестационный период - 30. Реализуются следующие направления самостоятельных работ: переработка текстов и создание вторичных (реферирование, конспектирование, составление тезисов, таблиц, терминологических систем, подготовка сообщений и докладов); сбор и систематизация источников (составление списков литературы, аннотаций); анализ (литературы, нормативных и программных документов, написание отчетов); проектирование (выполнение проектных и исследовательских заданий); творческие виды работ (составление тематических кроссвордов, изготовление дидактических пособий, написание сочинений); работа с электронными образовательными ресурсами, подготовка электронных презентаций.
Все виды учебных работ нами поделены на обязательные (запланированы программой) и дополнительные (вне рамок программы). В качестве дополнительных может выступать: участие студента в олимпиаде, конкурсе, конференции, выполнение НИР, творческого проекта, подготовка научной статьи в рамках предметной области изучаемой дисциплины и пр. Данные виды работ являются «затратными», за них начисляются бонусные баллы, которые повышают рейтинг студента (не более 10 баллов за семестр). Идея рассчитана на формирование положительной мотивации достижения гарантированного успеха благодаря собственным способностям. Степень участия студента в дополнительных видах работ, выполнение им заданий повышенной сложности свидетельствуют о достижении им более высокого уровня освоения содержания данной дисциплины.
Рубежный контроль является обязательным для всех студентов и проводится на последнем занятии. Его задача - определить
итоговый уровень освоения компетенций, заложенных в качестве целей обучения по конкретной дисциплине, поэтому оценка комплексная, включает все структурные компоненты компетенций (когнитивный, деятельностный и личностный аспект). Комплексный подход позволяет представить результат образования в виде системного образа, оценить степень способности и готовности студента к профессиональной деятельности. Предлагаются два вида заданий - теоретические и практические (проблемная ситуация, моделирующая целостный контекст профессиональной деятельности). При полном решении предложенных заданий студент получает 20 баллов. В случае, когда задания решены не полностью, набранный рейтинговый балл (РБС) вычисляется, исходя из общего количества заданий (КЗ) и полученных правильных ответов (ПО), по формуле: РБС = ПО х 20.
КЗ
РБС округляется.
Механизм проектирования и проведения процедуры рубежного контроля совпадает с таковым при проведении промежуточной аттестации, поэтому будет представлен ниже.
Итоговый балл исчисляется как сумма баллов, набранных студентом за посещение занятий, учебную и самостоятельную работу, рубежное тестирование. После прохождения текущей аттестации им может быть набрано максимально 100 рейтинговых баллов. Зачёт или экзаменационная оценка выставляется на основе международной системы ECTS.
Использование предложенной рейтинговой системы едино для всей текущей аттестации. При текущей аттестации прово-
дится оценка отдельных компонентов компетенций. В случае, если задание направлено на выявление знания и понимания теорий, процессов, явлений (например, выполнение теста, ответ на вопрос), преподаватель оценивает преимущественно степень сформи-рованности когнитивного компонента компетенции. Задания, связанные с демонстрацией практического применения средств, методик, ролевой имитации реальной профдеятельно-сти, подходят для оценивания деятельностного компонента.
Процесс «трансформации учебной деятельности в профессиональную» (А. А. Вербицкий) должен отслеживаться и оцениваться не только преподавателем, но и самим студентом по чётким и понятным критериям. Так достигается его личностная активность, участие в становлении себя как специалиста. Обязательным условием работы системы балльно-рейтингового оценивания (БРО) является разъяснение студентам механизма выставления зачета или дифференцированной оценки на экзамене в результате проведения текущей аттестации. На вводном занятии студенты знакомятся с «Рейтинг-планом», то есть с перечнем модулей, тем, видами работ и балльной системой оценивания. Каждый студент получает «Указания по изучению дисциплины», в которых разъясняется оценочная шкала (см. Балльно-рейтинговая система оценивания учебных элементов), а также разработанный на основе «Рейтинг-плана» «Индивидуальный лист учебных достижений студента» (см. табл. 2), который заполняет преподаватель в течение семестра.
Таблица 2
Лист учебных достижений студента
Дата кон- троля Название модуля, тем Обязательные учебные элементы Дополнительные учебные элементы (max. 10) Рубежный контроль (max. 20) Итоговый рейтинг
Все виды аудиторной, в том числе самостоятельной, работы (max. 40) Все виды внеаудиторных само-стоятель-ных работ (max. 30)
2.09.11 Модуль 1 Тема 1.1.
9.09.11 Тема 1.2.
Итоговый рейтинг по модулю
5.10.11 Модуль 2 Тема 2.1.
Итоговый рейтинг по дисциплине
Студент, не набравший нужного количества баллов в ходе текущей аттестации и рубежного контроля, проходит процедуру промежуточной аттестации. Если итоговая форма контроля по дисциплине подразумевает наличие экзамена, то студенту предоставляется возможность добрать недостающие баллы на экзамене.
Проектирование и организация промежуточной аттестации
Компетенции вырабатываются благодаря сочетанию различных форм и технологий обучения (когда услышанное на лекции анализируется на семинаре, проверяется в ходе текущего контроля успеваемости, отрабатывается на практике) и могут быть оценены в полной мере лишь после завершения всех видов учебной работы. Если во время текущей аттестации достаточно легко оценить приобретенные знания, отдельные умения, то оценка приобретённых студентами компетенций (при рубежном контроле или промежуточной аттестации) как подтверждённой готовности использовать знания, умения и опыт в определённом контексте, является очень сложной. Исследователи этого вопроса [6, с. 40] считают, что для оценки приобретённой компетенции мало подходит процедура использования тестирующих или контролирующих материалов, а возможна лишь экспертная оценка готовности студентов применять знания и умения в процессе практической деятельности, как правило, при выполнении индивидуальных или групповых проектов, реальных или моделируемых видов профессиональной деятельности.
Определяя подходы к созданию системы промежуточной аттестации, мы исходили из того, что система балльно-рейтингового оценивания (БРО) должна позволять выявлять степень сформированности всех структурных компонентов вырабатываемых компетенций. Анализ требований ФГОС ВПО к результатам подготовки выпускника и структурной модели компетенций позволил выявить компоненты компетенций, определяющие способность к профессиональной деятельности - когнитивный (знания), деятельностный (умения и опыт), связанные с ними рефлексивные умения, и обеспечивающий готовность к ней -мотивацию (отношение к осваиваемой про-
фессии), развивающееся профессиональное мышление, формирующиеся умения - аналитические, проективные, прогностические, рефлексивные.
На этой основе нами выделены три компонента, которые должны подвергаться оценке - когнитивный, деятельностный, личностный. Когнитивный включает в себя владение совокупностью общекультурных, общепрофессиональных и специальных знаний; знание теории, методологии, норм и процедуры выполнения всех основных видов деятельности. Деятельностный: владение «инстру-ментарной базой» - средствами, способами и технологиями деятельности (организованной системой профессиональных действий) по основным её направлениям - организационному, диагностическому, консультационному, психопрофилактическому, психологического просвещения, психокоррекционному, исследовательскому; развитыми умениями - коммуникативными, дидактическими, воспитательными. Личностный: наличие профессионально важных качеств, диктуемых спецификой профиля подготовки, развивающееся профессиональное мышление, высокий уровень мотивации к освоению избранной профессиональной области, что в совокупности характеризует отношение обучающегося к деятельности.
Когнитивный и деятельностный компоненты определяют подготовленность к профессиональной деятельности, позволяют отследить становление профессиональнодеятельностной стороны профессиональной компетентности, а личностный (готовность к ней) - профессионально-личностной её стороны.
Вырабатывая систему рейтингового оценивания, мы столкнулись с тем, что наиболее легко подвергнуть оценке степень теоретической обученности, уровень освоенных знаний, сложнее измерить степень владения средствами, способами и технологиями психологической деятельности, и самую большую трудность представляет процесс определения «положительного отношения к осваиваемой деятельности», степень развития необходимых профессионально важных качеств и готовности личности к деятельности. Вкладываемое в эти конструкты содержание многообразно, не всегда достаточно
операционально для получения достоверной информации и целей практической диагностики.
Оценка профессионально-личностной стороны компетенции должна содержать иерархическую систему критериев, предусматривать разный уровень её достижения, поскольку «так ли гуманистичен стереотип, при котором все обучаемые, попавшие в сферу ... образования, директивно обречены быть одинаковыми на выходе этой системы» [1, с. 65]. Существующая социокультурная норма, отражающая уровень развития личности относительно тех или иных целей развития общества (образования), помогает ответить на вопрос -какое место занимает конкретный учащийся среди группы сверстников, и как все они (в среднем) соотносятся с унифицированными представлениями о том, каким должен быть их уровень развития, чтобы соответствовать этому нормативу, но не снимает проблему индивидуальных различий. В реальном образовательном процессе преподавателю необходимо обращаться к индивидуальноличностной норме, исходить из реального уровня, на котором находится обучающийся. Темпы и масштабы продвижения от личного стартового, базового уровня и будут результатом его личностно-профессионального развития. На наш взгляд, критериями освоения
профессионально-личностной стороны компетенции могут быть степени активности, самостоятельности, ответственности и творческого подхода к решению профессиональной задачи.
Проектирование оценочных средств для проведения рубежного контроля и промежуточной аттестации включает следующие процедуры:
— уточнение конкретизированных результатов обучения по каждому модулю (разделу) программы ;
— определение методов, способов, технологий оценивания результатов обучения (тестирование, моделирование профситуации);
— определение средств оценивания (составление контрольных заданий);
— определение критериев оценки (уровней освоения компетенции);
— определение времени, необходимого для выполнения задания.
При рубежном контроле и промежуточной аттестации преподаватель использует те же оценочные шкалы (систему оценивания учебных элементов), применяет те же критерии оценивания, что и при текущей аттестации. Для обеспечения прозрачности системы оценки составляется «Спецификация оценивания результатов обучения по дисциплине» (табл. 3):
Таблица 3
Спецификация оценивания результатов обучения по дисциплине
Результаты обучения Методы, способы оценивания Средства оценивания Критерии оценки Время на выполнение
Модуль 1. Результат 1. Знание Результат 2. Умение Результат З.Отношение Пороговый Стандартный Эталонный
Модуль 2. Результат 1. Знание Результат 2. Умение Результат 3. Отношение
Качество освоения конкретной дисциплины оценивается с помощью определённых методов и контролирующих материалов. Проверка знаний при рубежном контроле, промежуточной аттестации проводится с использованием заданий смешанной формы, включающих проверку освоения теоретической и практической частей дисциплины. Те-
оретическая часть дисциплины оценивается с помощью аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) (задания закрытой формы, на дополнение, установление соответствия, правильной последовательности и пр.). Проверка практических навыков - решение различных практикоориентированных ситуаций и задач.
Для каждой дидактической единицы (модуля) конкретной дисциплины должны быть представлены критерии оценки. Критерии оценки результатов - это описание того, что студент должен знать, уметь демонстрировать, насколько самостоятельно и творчески он подходит к решению профессиональной задачи. В результате использования критериального подхода могут быть определены три уровня освоения компетенций - пороговый, стандартный, эталонный.
Согласно структуре компетенций, необходимо оценивать: 1) знания по предмету;
2) умения и владение методами профессиональной деятельности, способность применять их на практике; 3) личностный компо-
Показатели освоения предметно Когнитивный компонент Освоение системы предметно ориентированных понятий по уровням информационной полноты:
— ознакомление: имеет представление о специфике предметной области;
— изучение: знает систему понятий и операций в предметной области;
— освоение: овладел способами манипуляции с понятиями и объектами предметной области
нент - отношение к деятельности (степень активности, самостоятельности, ответственности, творческость в деятельности).
Определить уровень профессиональной подготовки по когнитивному и деятельностному компоненту можно по степени овладения студентом системой знаний в профессиональной области и степени развернутости, и вместе с тем обобщённости, автоматизиро-ванности практических действий. Показателями освоения предметно ориентированной деятельности по данным компонентам могут служить степени информационной полноты при воспроизведении знаний и функциональной полноты при демонстрации действий (табл. 4):
Таблица 4
■ориентированной деятельности
Операциональный компонент Освоение системы операций и действий над объектами предметной среды по степени достижения функциональной полноты:
— владеет системой операций в предметной области;
— умеет экспериментировать с системой изучаемых объектов;
— умеет применять знания при решении новых
классов задач_________________________________
Ориентиром при оценивании когнитивного компонента компетенции служат такие качества знаний, как полнота и глубина, конкретность, обобщенность, свернутость и развернутость, систематичность, системность, осознанность и прочность (И. Я. Лернер, 1981). Важно также определить, какого уровня понимания достиг студент в освоении предметно ориентированных понятий: трансляции (способен воспроизвести знания), интерпретации (способен анализировать, делать выводы), экстраполяции (свободно манипулирует знаниями, способен к их переносу) (Б. С. Блум).
Для оценивания деятельностного компонента необходимо создание проблемной ситуации, моделирующей целостный контекст профессиональной деятельности. Постановка проблемной задачи, в которой отсутствует готовый способ решения, позволяет судить об оперативности и адекватности действий специалиста по решению им проблемной ситуации. Такие ситуации актуализируют твор-
ческий поиск, ставят перед необходимостью экспериментирования, самостоятельного принятия решений. Взаимосвязь предметного и деятельностного компонента содержания образования позволяет не только оценить имеющиеся знания, но и способность оперировать этими знаниями, то есть способность действовать в предметно и социально неоднородной и противоречивой производственной ситуации.
Определить уровень профессиональной подготовки по личностному компоненту можно, периодически проводя мониторинг становления профессионально важных качеств будущего специалиста. Для этого используется система внешней (рейтинг, взаимооце-нивание) и внутренней оценки (самооценивание). Перекрёстное оценивание способствует повышению объективности его результатов. Выбор показателей производится методом теоретического анализа требований ФГОС по направлению и профилю подготовки и функционального анализа профессиональ-
ной деятельности специального психолога. В результате определяется некоторый минимум показателей, представляющих объём требований к личностным качествам специалиста: гуманистическая позиция по отношению к ребёнку, сострадание, желание помочь; эмпатия и дружелюбие; компетентность в общении и пр. Список не должен быть большим, однако должен включать наиболее важные личностные характеристики. Оценка (самооценка) производится по пятибалльной шкале: (от 5 баллов (данное качество устойчиво проявляется) до 0 (качество не проявляется). Замеры производятся два раза - в самом начале изучения дисциплины и по завершении. Сопоставительный анализ результатов, соотношение внешней (экспертной) и внутренней оценки покажут динамику развития профессионально важных качеств студента.
Достаточно сложно определить уровни освоения компетенций. При начислении баллов за разные виды учебной деятельности при проведении текущей или промежуточной аттестации мы руководствовались следующими соображениями. Студенты всегда будут демонстрировать разный уровень профессиональной подготовки. Это зависит от возможностей конкретного студента в присвоении содержания образования (каждый обладает разными когнитивными возможностями и индивидуальным набором профессионально важных качеств); от существующей у разных студентов разной степени интереса
Тарификатор р
к той или иной области осваиваемого знания. Не все выпускники достигнут всех запланированных целей образовательной программы, однако результаты обучения должны достигаться всеми студентами. Поэтому кроме выделенных нами трёх компонентов, которые должны быть подвергнуты оценке, необходимо определить уровни овладения студентом той или иной компетенцией.
Технология балльно-рейтингового оценивания всех видов учебной работы включает описание уровней освоения компонентов компетенций. Наличие трёх частей в тарификаторе результатов обучения обусловлено компонентной структурой компетенций (знаниевый, деятельностный, личностный). Уровневые требования к результатам обучения устанавливаются в ходе разработки программы дисциплины, после детализации соответствующих компетенций.
В результате освоения программы дисциплины студент может демонстрировать три уровня освоения компетенций: пороговый (репродуктивный), стандартный (реконструктивный), эталонный (творческий) (табл. 5):
Разработанный пакет взаимосвязанных компетенций с установленными требованиями к знаниям, умениям и социальноличностным качествам студентов задаёт требования к результатам обучения в диагностируемой форме: они могут оцениваться как в ходе реализации конкретных программ дисциплин, так и на итоговой аттестации.
Таблица 5
гатов обучения
Компонент компетенции Уровень сформированности компетенции
1. Когнитивный (знание и понимание) 1. Пороговый: воспроизводит в рамках темы базовые понятия, факты; знает отдельные аспекты изученных теорий, явлений, процессов
2. Стандартный: имеет специализированные знания в своей области, способен осуществлять поиск и осмысление профессионально значимой информации, способен применять знания на практике; разбирается в основных проблемах изучаемой научной области
3. Эталонный: обладает обширными знаниями в изучаемой области профессии, глубоко разбирается в проблематике науки (ее области); демонстрирует знания из смежных областей наук; способен извлекать новые знания и творчески их использовать в новых ситуациях
2.Деятельно стный (умение и владение) 1. Пороговый: - владеет средствами и способами деятельности на репродуктивном уровне при решении типовых задач - демонстрирует практические умения на репродуктивном уровне; навыки деятельности развиты удовлетворительно
2. Стандартный: - способен реконструировать известные способы деятельности, владеет стандартными средствами деятельности; - продуктивен в деятельности, владеет умениями анализа задачи, способен актуализировать алгоритмы решения задачи в рамках изученных тем, применять в новой ситуации
3. Эталонный: - демонстрирует творческое применение известных средств и способов работы; - способен находить новые идеи, алгоритмы при выполнении известных операций, самостоятельно осваивать новые профессионально ориентированные технологии, новые подходы в решении профессиональных задач
3. Личностный (готовность и отношение к деятельности) 1. Пороговый: средний (ниже среднего) уровень развития ПВК, ответственности и самостоятельности. Условно готов к выполнению деятельности
2. Стандартный: средний (выше среднего) уровень развития ПВК, ответственное и активное отношение к процессу и результату обучения. Готов к деятельности
3. Эталонный: высокий уровень ответственности и самостоятельности, умение переосмысливать и расширять границы теоретических знаний и практического опыта
Сам обучающийся может влиять на про- ной работы и проектов. Роль студента также
цесс формирования компетенций, участвуя в очевидна при формировании «кредитной кор-
научных исследованиях, в организации учеб- зины», грамотное наполнение которой заметного процесса, при выборе места прохожде- но влияет на процесс участия обучающегося
ния пракгаки специализации, темы диплом- в приобретении компетенций.
Список литературы
1. Левицкий М. Л., Нечаев Н. Н. Измерения в учебно-воспитательной деятельности // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 63-68.
2. Минин М. Г., Муратова Е. А., Михайлова Н. С. Фонд оценочных средств в структуре образовательных программ // Высшее образование в России. 2011.
№ 5. С. 112-118.
3. От федеральных государственных образовательных стандартов к программам вузов / И. М. Реморенко, Т. Ф. Дубова, М. Л. Чураева [и др.] // Высшее образование в России. 2010. № 8. С. 3-10.
4. Черкасова Е. Л. Современное состояние профессиональной подготовки специалистов-дефектологов в вузах Российской Федерации // Дефектология.
2008. № 1. С. 85-89.
5. Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
6. Чучалин А. И., Криушова А. А. Технология проектирования инженерных программ на основе международных критериев аккредитации // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 30-42.
Статья поступила в редакцию 22.01.2012 г.