On the issue of support and development of small and medium enterprises in the Orenburg
region at the present stage Kutsenko E.1, Saparova A.2 (Russian Federation)
К вопросу о проблеме поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на современном этапе
Куценко Е. И. , Сапарова А. А. (Российская Федерация)
1 Куценко Екатерина Ивановна /Kutsenko Ekaterina - кандидат экономических наук, доцент,
кафедра менеджмента;
2Сапарова Айгуль Амуржановна / Saparova Aigul - студент, факультет экономики и управления,
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Аннотация: в статье анализируются вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области; представлены и обоснованы мероприятия по обеспечению эффективного функционирования предприятия малого и среднего бизнеса региона.
Abstract: the article analyzes the issues of supporting small and medium enterprises in the Orenburg region; presented and justified measures to ensure the effective functioning of small and medium-sized businesses in the region.
Ключевые слова: бизнес, малое и среднее предпринимательство, финансовый механизм, лицензирование. Keywords: business, small and medium enterprises, financial mechanism licensing.
Актуальность данного исследования обусловливается усилением роли малого и среднего предпринимательства на современном и перспективном развитии региона.
Оренбургская область входит в состав Приволжского федерального округа Российской Федерации и занимает выгодное географическое положение, которое определяет регион как «Евразийские ворота России». Оренбургская область расположена на рубеже Европы и Азии, России и Республики Казахстан, Урала и Поволжья [3].
Конкурентными преимуществами Оренбургской области являются: человеческий капитал; природноресурсный потенциал; потенциал производства промышленной продукции; полицентричная система расселения; приграничное положение области; транзитный потенциал области [4].
Развитие малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день в Оренбургской области является одной из приоритетных и значимых проблем. Потому как малые предприятия являются важным элементом хозяйственной системы, формирование благоприятной кредитной среды для их развития имеет большое значение для достижения устойчивого развития региона [4].
В связи с этим органами государственной власти предпринимаются меры, направленные на прогрессивное и эффективное развитие малого и среднего бизнеса с целью улучшения положения как предпринимателей, так и общества. Одной из значимых причин стагнации в сфере малого бизнеса на региональном уровне является отсутствие доступа к финансовым ресурсам и неэффективность существующих финансово-кредитных механизмов.
Проблема микро финансирования лежит в основе развития малого бизнеса. Нерешенность вопросов финансового обеспечения деятельности малых предприятий является причиной пессимистических настроений среди предпринимателей. Краткосрочное кредитование на небольшие суммы дает предпринимателю надежду на будущее, поэтому спрос здесь очень велик и сохранится на таком уровне еще долгое время.
Финансовый механизм представляет собой нестатичную систему действий, на основе сочетания финансовых рычагов, заключающихся в прогнозировании, планировании, организации, управлении денежными потоками, мониторингом за процессами образования и применения финансовых ресурсов.
Финансовый механизм кредитования малого бизнеса наиболее полно отвечает реалиям современной отечественной экономической системы. Современный финансовый механизм ориентируется на формирование конкурирующих элементов механизма кредитования малого и среднего бизнеса - инвестиционных компаний, обеспечивающих поддержку малого и среднего бизнеса, субъекты малого и среднего бизнеса при определенной государственной поддержке будут иметь возможность привлекать кредитные ресурсы коммерческих банков, региональных венчурных фондов [3].
Следует также отметить, что за последние годы в стране увеличилась доля нелегитимных лицензий и составила 53 %. Выросли почти в 2,5 раза в реальном выражении средние денежные затраты на оформление лицензий, выдаваемых федеральными органами. В то же время денежные затраты на оформление лицензий региональными органами упали в пять раз. Возможно ожидание того, что оставшимся лицензируемым видам деятельности потребуется затрат в больших объемах на получение лицензий, чем на незаконные виды деятельности [5].
Процедуры оформления покупки и аренды земли и помещений остаются одной из самых важных проблем для малых предприятий. Временные затраты существенно различаются между фирмами: основная часть предприятий оформляет покупку или аренду помещений за 1-3 месяца, но есть небольшая доля предприятий
около 3,6 %, которая потратила на это больше года. Причем покупка и аренда помещений у государственных или муниципальных органов занимает существенно больше времени, чем у частных организаций. Оформление покупки помещения у частной организации в среднем обходится на 13 % дороже, чем у государственных органов, а оформление аренды помещений оказывается почти в четыре раза дешевле при аренде у частных организаций.
В случае успеха реформы по снижению административных барьеров в стране именно доступность внешнего финансирования для малого бизнеса станет ограничивающим фактором для его роста. Рассмотрение результатов состояния малого бизнеса в России в отношении доступности внешнего финансирования указывает на то, что Российские малые предприятия в большей степени сталкиваются с проблемой банковских заимствований. При одинаковой активности обращений с банковскими кредитами российские предприятия реже получают финансирование в необходимом объеме. Особенно в этих условиях страдают молодые фирмы, кредитная история которых коротка и возможности налогов ограничены. В этих условиях фирмы чаще прибегают к использованию неформальных займов у друзей и родственников, что означает существенное снижение эффективности предпринимателей и малых фирм Российской Федерации.
В условиях кризиса многие Российские фирмы столкнулись с ухудшением условий кредитования. Пятьдесят процентов банковских кредитов предприниматели получают в Сбербанке, ВТБ и Россельхозбанке, т. е. в банках с государственным участием, занимающих на рынке доминирующую позицию [2]. Таким образом, причина нерешенности проблемы финансирования малого и среднего предпринимательства заключается в дефиците финансовых средств и отсутствии у банков интереса в кредитовании предприятий малого и среднего бизнеса [1].
Представленные факты можно интерпретировать как следствие меньшей конкуренции на рынке банковских услуг, что позволяет Российским банкам в условиях кризиса в большей степени увеличивать цену кредитов, чем это делают европейские банки. В условиях меньшей конкуренции в банковском секторе борьба с кризисом перекладывается на реальный сектор. Таким образом, реформа банковского сектора имеет целью усиление конкуренции в сфере предоставления кредитных ресурсов, в том числе малому бизнесу, и исключение использования государственными банками своего доминирующего положения. Она должна стать важной составляющей политики развития малого бизнеса в стране.
Финансовая поддержка функционирования и развития малого и среднего бизнеса может осуществляться по следующим направлениям: банковское кредитование, микро финансирование, финансирование через небанковские кредитные организации (общества взаимного кредитования).
Малый и средний бизнес играет достаточно важную роль в современной экономике. Развитие бизнеса необходимо как для общества, так и для всего мира в целом. В связи с этим, малым и средним предприятиям должна в первую очередь оказываться поддержка со стороны государства. Именно политическая власть сможет поднять данный сектор экономики на более высокий и необходимый стране уровень.
Также следует подчеркнуть, что одной из самых важных ролей малого и среднего предпринимательства является решение широкого ряда социальных аспектов общества, так как высокий уровень безработицы и слабая занятость населения являются серьезной проблемой на сегодняшний день во многих регионах, в частности, и в Оренбургской области. Всему этому может помочь хорошо развитый и процветающий малый и средний бизнес, который сможет привести все социальные и экономические показатели в норму.
Таким образом, несмотря на постоянный процесс развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в стране, до сих пор существуют проблемы разного характера. Это означает, что государственная поддержка малого и среднего предпринимательства необходима, поскольку это способствует развитию рыночных отношений и экономики страны в целом.
Литература
1. Захарченко А. А. Поддержка малого предпринимательства - доходный потенциал местных бюджетов / А. А.
Захарченко // Финансы. - 2010. - С. 22-23.
2. Ивасюк Р. Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе / Р. Я.
Ивасюк // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 4. - С. 11-13.
3. Куценко Е. И. Инновационная политика как инструмент перехода к устойчивому развитию региона / Е. И.
Куценко // Менеджмент в России и за рубежом, 2014. - № 3. - С. 79-84.
4. Куценко Е. И. Социо-эколого-экономическая оценка устойчивого развития региона / Е. И. Куценко // Austrian
Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 1-2. С. 139-147.
5. Маликов, Р. И. О преодолении административных барьеров развитии российского предпринимательства /
Р. И. Маликов // Общество и экономика. - 2010. - № 3. - С. 102-108.