К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА
С.В. Назарова, старший преподаватель Р.Р. Атаев, студент
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
(Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10126
Аннотация. В данной статье рассмотрены аспекты, связанные с современными проблемами и особенностями российского рынка труда. Проанализированы причины существующего значительного разрыва между регистрируемой и общей безработицей. Рассмотрена проблема наличия диспропорций в уровнях безработицы по различным отраслям и регионам России. Проанализированы меры, предпринимаемые государством для стабилизации рынка труда. Затронута проблема перспективного роста технологической безработицы вследствие модернизации производства в России.
Ключевые слова: российский рынок труда, безработица, уровень безработицы, занятость, регистрируемая и общая безработицы.
Исследуя проблемы рынка труда, необходимо, в первую очередь, остановиться на самой значимой из них - проблеме безработицы и проанализировать важнейший для этого рынка показатель - уровень безработицы.
Во многих странах мира безработица является одной из серьезных экономических проблем. Безработица негативно сказывается не только на отдельном человеке, который находится без работы и его семье, но и на состоянии экономики страны в целом, скорости ее роста. Незанятость населения приводит страну к социально-экономическим проблемам. В частности, к снижению доходов населения, снижению объемов производства товаров и услуг, потере налоговых поступлений, снижению уровня ВВП и т.д. Как развивающиеся, так и развитые страны мира ищут пути решения сложной задачи - создания достойных и постоянных рабочих мест, так как высокая и качественная занятость населения -это единственный способ избавления от бедности и предпосылка устойчивого экономического развития страны.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ за последние пять лет уровень безработицы в России имел следующие значения: в 2015 г. - 5,6%; в 2016 г. - 5,5%; в 2017 г. -5,2%; в 2018 г. - 4,8%; в 2019 г. - 4,6% [1].
Это относительно невысокие значения, если сравнивать, например, с Грецией, где уровень безработицы за 2019 год составил 18,08%; или Испанией, где этот показатель был равен 14,7% [2]. Кроме этого, согласно приведенным выше данным статистики уровень безработицы в России в целом стабильно уменьшается.
Тем не менее, анализируя ситуацию с безработицей в России и исследуя проблемы занятости, следует обратить внимание на ряд важных аспектов и особенностей, присущих российскому рынку труда.
Как, например, существование устойчивого разрыва между общей и зарегистрированной безработицей. Данные, приведенные Росстатом, характеризуют, так называемую, общую безработицу, рассчитанную по данным обследования рабочей силы (в соответствии с методологией МОТ). Существуют также данные Ростру-да по, так называемой, регистрируемой или зарегистрированной безработице. Они отличаются от данных Росстата в меньшую сторону, так как весьма незначительная часть российских безработных обращается за официальной регистрацией в государственные службы занятости. Так, например, численность безработных по данным Роструда составила в 2017 году 776 тыс. чел., а по данным выборочного обследования рабочей силы, которые приво-
дит Росстат, 3967 тыс. чел. Это в абсолютном выражении, а в относительном - 1,1% и 5,2% соответственно [1].
Исследователи называют наличие разницы между общей и зарегистрированной безработицей «загадкой» или парадоксальной особенностью российского рынка труда [3]. Обычно бывает наоборот, когда зарегистрированные безработные работают неофициально, то есть «по-черному». Сравнительный анализ уровней общей и регистрируемой безработицы за последние годы показал, что тенденция заниженного в несколько раз уровня регистрируемой безработицы носит устойчивый и долговременный характер. Кроме этого следует отметить, что эта особенность характерна для всех субъектов РФ и всех категорий населения, то есть имеет системный характер. По-видимому, основной причиной существования этого разрыва является несовершенство российской системы поддержки безработных граждан и недостаточно эффективная работа служб занятости населения. Таким образом, у российских безработных отсутствуют стимулы для того, чтобы подтвердить свой статус в соответствующей службе занятости.
Однако, разрыв между общей и регистрируемой безработицей может несколько сократиться в ближайшее время из-за повышения пособий по безработице. До начала 2019 года размеры пособий по безработице не менялись в течение 10 лет и составляли: 850 руб. - минимальное; 4900 руб. - максимальное. С 1 января 2019 года государство увеличило размеры пособий: минимального - до 1500 руб.; максимального - до 8000 руб., а для лиц пред пенсионного возраста - до 11280 руб. Это решение свидетельствует об усилении пассивной формы государственной политики занятости. Как известно, государственная политика на рынке труда имеет активную и пассивную формы. Пассивная политика направлена на материальную поддержку безработных граждан и выражается через выплату пособий по безработице, а активная реализуется через различные программы содействия занятости. По прогнозу Минтруда к 2022 году уровень регистрируемой безработицы может достичь
1,9% [4]. Хотя по состоянию на сентябрь 2019 года данный показатель составил всего 0,89%. Тем не менее, по данным того же Минтруда в первом полугодии 2019 года было зарегистрировано в качестве безработных граждан на 18,7% больше, чем в первом полугодии 2018 года. По-видимому, это действительно связано с увеличением размера пособий по безработице, и прогноз может оправдаться.
Далее следует отметить, что по территории России уровень безработицы распределен неравномерно. Наиболее острая ситуация с безработицей приходится в основном на регионы двух типов. В первом случае, это регионы с высокими темпами естественного прироста населения, например, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Ингушетия. Во втором случае, это регионы с повышенной концентрацией кризисных отраслей хозяйства (моногорода, зависящие от одного предприятия). Наихудшая ситуация наблюдается в Республике Ингушетия - уровень безработицы в 2017 году там составил 27%. Также среди трех субъектов РФ с наибольшим уровнем безработицы - Республика Тыва (18,3%) и Чеченская Республика (14,0%). Самые низкие значения уровня безработицы в Москве (1,4%), Санкт-Петербурге (1,7%) и в Чукотском автономном округе (2,9%) [1].
Таким образом, особенностью отечественного рынка труда является огромный территориальный дисбаланс и относительно низкая внутренняя трудовая миграция населения. Основными действующими потоками в настоящее время являются потоки из регионов России в Москву и Санкт-Петербург, где действительно можно быстрее найти высокооплачиваемую работу. Однако основная часть населения России пока не готова менять место жительства ради карьерного роста или повышения уровня оплаты труда.
Помимо региональной дифференциации имеет место еще и дифференциация по отраслям экономики. Экономические санкции Запада эту ситуацию обострили. Так, например, отток иностранных инвестиций в 2014 году сильно ударил по автомобильной отрасли [5]. По данным экспертов со-
кращение персонала на автомобилестроительных заводах России достигло 15% [6; 10].
Помимо вышеизложенных проблем, актуальными на сегодняшний день также являются следующие: проблема повышения оплаты труда, проблема преодоления чрезмерной дифференциации доходов различных слоев населения, проблема достойного пенсионного обеспечения граждан [7], низкая производительность труда. Так, например, согласно экспертной оценке в экономически развитых европейских странах уровень производительности труда почти в 3 раза выше, чем в России [8].
Следует также упомянуть и о проблеме существования скрытой безработицы, которая не отражается на уровнях общей и регистрируемой безработиц. Согласно определению, это вид безработицы, который характеризуется фактическим отсутствием занятости при формальном сохранении трудовых отношений с работодателем [9]. Отметим, что занятость в данном случае может быть и неполной. Зарплата при этом может выплачиваться либо в неполном объеме, либо не выплачиваться вообще. Работник соответственно может быть занят неполный рабочий день, переведен с полной ставки на долю ставки, либо отправлен в неоплачиваемый отпуск из-за временного отсутствия фактической работы.
По оценке экспертов, масштабы скрытой безработицы варьируются в пределах от 7 до 10 млн чел. [11]. В Москве же, одном из наиболее благополучных городов России, режиму неполной занятости подвергнуты более 200 тыс. человек. Этот вид безработицы проявляется в таких сферах деятельности, как индивидуальное предпринимательство, малый бизнес, фермерство, сельское хозяйство и т.д. Наличие скрытой безработицы может свидетельствовать не только о неэффективности функционирования отдельного предприятия или отрасли, но и о наличии кризисных тенденций в экономике в целом. При этом существует вероятность трансформации скрытой формы безработицы в явную.
Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки,
среди которых: значительное снижение уровня жизни безработных людей, усиление социальной напряженности в обществе, недоиспользование производственных мощностей, недовыпуск продукции и т.д. [12].
Поэтому борьба с безработицей является одной из приоритетных задач государства. Для регулирования рынка труда в целях обеспечения занятости государство работает в разных направлениях, главными из которых можно считать следующие: разработка программ по увеличению рабочих мест; создание специальных рабочих мест для инвалидов; государственная поддержка частного предпринимательства; программы по обучению и переквалификации безработных, социальное страхование безработицы; выделение средств на пособия по безработице и др. [13].
В России в настоящее время действует Государственная программа «Содействие занятости населения» рассчитанная на 2013-2020 годы. Объем бюджетных ассигнований на реализацию этой программы составляет 579025967,3 тыс. рублей за весь период. Целью программы является: создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. Программа имеет три подпрограммы, а именно: «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», «Внешняя трудовая миграция» и «Развитие институтов рынка труда» [4].
В 2019 году, например, меры по борьбе с безработицей включали в себя следующие элементы: введение ограничительных квот на иностранную рабочую силу, содействие вводу дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего бизнеса, массовое внедрение частных и государственных платформ онлайн-обучения.
В заключение хотелось бы отметить, что одним из главных факторов роста экономики является, как известно, научно-технический прогресс, который, в свою очередь, является причиной возникновения структурной и технологической безработиц. Поэтому для нашей страны, взяв-
шей курс на развитие экономики иннова- рования рынка труда, создание на данном ций, внедрение высоких технологий и мо- рынке позитивных тенденций, останется дернизацию производства, задача регули- важной и актуальной на ближайшие годы.
Библиографический список
1. Федеральная служба государственной статистики / Ситуация на рынке труда в таблицах, графиках, диаграммах. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru (дата обращения: 25.12.2019).
2. Уровень безработицы в Европе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ru.theglobaleconomy.com (дата обращения: 12.02.2020).
3. Капелюшников Р.И. Общая и регистрируемая безработица: в чем причины разрыва? -М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 46 с.
4. Министерство труда и социальной защиты РФ / Государственная программа РФ «Содействие занятости населения». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rosmintrud.ru (дата обращения: 10.12.2019).
5. Назаров В.Н., Назарова С.В. Оптимизация режимов труда и отдыха ремонтно-обслуживающих рабочих автотранспортных предприятий // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 2014. - №3. - С. 60-65.
6. Юстратова И.Л. Современный рынок труда и его особенности на автомобильном транспорте // В сборнике: Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта сборник научных трудов. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). - М., 2018. - С. 63-70.
7. Назарова С.В., Шароваров С.Ю. Особенности пенсионных систем различных стран мира // Форум молодых ученых. - 2018. - №4 (20). - С. 1026-1030.
8. Назаров В.Н., Назарова С.В. Исследование динамики изменения работоспособности ремонтных рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 2014. - №7. - С. 64-69.
9. Безновская В.В., Коваленко Н.В. Экономическая теория // Рабочая тетрадь / Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Кафедра «Экономические теории». - М., 2018.
10. Юстратова И.Л., Кузнецова А.С. Анализ текущей ситуации и прогноз занятости на рынке труда и транспортной отрасли в г. Москве // В сборнике: Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). - М., 2019. - С. 169-175.
11. Скрытая безработица в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.syl.ru/article/172748/new_skryitaya-bezrabotitsa-estestvennaya-bezrabotitsa-prichinyi-bezrabotitsyi (дата обращения: 12.02.2020).
12. Кирова И.В., Ростова Д.В. Эффективное развитие российской экономики: препятствия и пути их преодоления // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №9. -С. 100-107.
13. Кирова И.В., Попова Т.Л. Госрегулирование и модернизация // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). -2012. - №2 (29). - С. 57-64.
TO THE ISSUE OF PROBLEMS OF RUSSIAN LABOR MARKET
S.V. Nazarova, Senior Lecturer R.R. Ataev, Student
Moscow State Automobile and Road Technical University (Russia, Moscow)
Abstract. In this article authors considers aspects related to modern problems andfeatures of the Russian labor market. The reasons for a gap between registered and total unemployment were analyzed. The problem of a presence of imbalances in unemployment rates by industries and regions of Russia is considered. Analyzed stat measures to stabilize the labor market. The problem of the prospective growth of technological unemployment was also considered in this article.
Keywords: Russian labor market, unemployment, unemployment rate, employment, registered and total unemployment.