Starichkov Maxim Vladimirovich, Cand. legal Sci., Associate Professor, Head of Department, maximstar@,narod.ru, Russia, Irkutsk, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
УДК 343.13
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ОКОНЧАНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ
УГОЛОВНОГО ДЕЛА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЛА ПРОКУРОРУ
М.Ю. Скоропупова
Рассматриваются отдельные аспекты предварительного расследования уголовного дела, составления и утверждения обвинительного заключения, разрешение отдельных вопросов на завершающем этапе досудебного производства по уголовному делу. Приводится характеристика завершающего этапа расследования уголовного дела, окончания предварительного следствия с составлением обвинительного заключения, ознакомления с материалами уголовного дела участников уголовного процесса, направления уголовного дела прокурору, решения прокурора по поступившему уголовному делу.
Ключевые слова: уголовное дело, расследование, обвинительное заключение, следователь, прокурор, доказательства, законодательство.
Завершающим этапом расследования уголовного дела считается составление лицом, производящим расследование совершенного преступления, итогового решения по результатам расследования.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) предусматривает различные процессуальные решения, которыми возможно окончание предварительного расследования по уголовному делу:
- составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору;
- составление обвинительного акта и направление уголовного дела прокурору;
- составление обвинительного постановления и направление уголовного дела прокурору;
- вынесение постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера;
- вынесение постановления о прекращении уголовного преследования и направлении уголовного дела в суд для применения к несовершеннолетнему обвиняемому принудительных мер воспитательного воздействия;
193
- вынесение постановления о прекращении уголовного дела.
Итоговым решением на стадии окончания предварительного расследования является составление обвинительного заключения, которое занимает особое место среди решений, принимаемых на заключительном этапе досудебного производства по уголовному делу.
В зависимости от того, в какой форме производилось предварительное расследование, зависит и вид итогового документа. Если предварительное расследование осуществлялось в форме предварительного следствия, составляется обвинительное заключение, в форме дознания - обвинительный акт, в случае проведения дознания в сокращенной форме - обвинительное постановление.
За 9 месяцев 2018 года в Тульской области в суд направлено 912 уголовных дела о тяжких преступлениях, 214 уголовных дел об особо тяжких преступлениях [1].
Необходимо более подробно остановиться на окончании предварительного следствия с составлением обвинительного заключения.
В юридической литературе окончание предварительного следствия с составлением обвинительного заключения традиционно представляют в виде самостоятельного заключительного этапа стадии предварительного расследования [2, с. 23]. Он имеет установленные законом временные рамки, обособленный круг участников, характерные правовые средства; разрешает специфические задачи. Собирание доказательств виновности перестает быть основным содержанием деятельности следователя, которая становится в большей степени направленной на создание условий для реализации участниками своих прав и беспрепятственного рассмотрения уголовного дела в суде.
Важным является определение момента окончания предварительного следствия с составлением обвинительного заключения. В научной литературе встречается точка зрения, согласно которой деятельность прокурора по поступившему к нему уголовному делу с обвинительным заключением выступает не составной частью окончания предварительного расследования, а самостоятельным этапом [3, с. 123] и даже стадией уголовного процесса [4, с. 35]. В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством ч. 2 ст. 162 УПК РФ, в которой указано, что в срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу, этим предварительное следствие завершается, однако нормы, регулирующие действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, указаны в гл. 31 УПК РФ, которая входит в раздел «Предварительное расследование».
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что составлением обвинительного заключения по делу и направлением его прокурору, то есть
194
окончанием деятельности следователя по уголовному делу, досудебное производство не завершается. Следовательно, принятие решения прокурором по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, входит в предварительное расследование и является его составной частью.
Деятельность следователя, составляющего обвинительное заключение и направляющего уголовное дело прокурору, во взаимосвязи с деятельностью прокурора, который утверждает обвинительное заключение, вручает его копию обвиняемому и направляет уголовное дело в суд для рассмотрения по существу, создают необходимые предпосылки для рассмотрения дела в суде.
Этап окончания предварительного следствия с составлением обвинительного заключения состоит из последовательно сменяющих друг друга действий следователя, руководителя следственного органа и прокурора, содержит разнообразные правоотношения, которые регламентированы нормами уголовно-процессуального закона. Так, статья 215 УПК РФ регламентирует порядок принятия следователем решения об окончании производства следственных действий, уведомления участников уголовного процесса об окончании производства следственных действий и разъяснения им права на ознакомление с материалами уголовного дела; регулирование предъявления для ознакомления потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и (или) их представителям материалов уголовного дела, содержится в статье 216 УПК РФ; необходимость систематизации и оформления следователем материалов уголовного дела, предъявление материалов уголовного дела для ознакомления обвиняемому и его защитнику, разъяснение обвиняемому его права ходатайствовать о рассмотрении уголовного дела судом присяжных, коллегией из трех федеральных судей, о применении особого порядка судебного разбирательства, о проведении предварительного слушания предусмотрена статьей 217 УПК РФ; разрешение следователем, заявленных участниками ходатайств - статья 219 УПК РФ; составление обвинительного заключения, направление уголовного дела прокурору - статья 220 УПК РФ; деятельность прокурора по рассмотрению уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, и направление его в суд установлена статьями 221, 222 УПК РФ.
В связи с изложенным можно сделать вывод, что окончание предварительного расследования не единичное действие, а целый комплекс действий должностных лиц и возникающих на этом этапе правоотношений. Характер деятельности на завершающем этапе расследования определяет ее важную роль для участников уголовного судопроизводства.
При окончании предварительного расследования и составлении обвинительного заключения у следователя имеется возможность еще раз подробно изучить уголовное дело, проверить всесторонность, полноту и объективность расследования, дать оценку доказательствам с точки зрения их достаточности и допустимости для вывода о виновности лица и использования их в судебном следствии. По действующему уголовно-процессуальному законодательству неполноту, односторонность расследования, допущенные нарушения в ходе проведенного расследования по уголовному делу, устранить
195
в ходе судебного разбирательства проблематично, а в отдельных случаях невозможно. Поэтому на данном этапе важно выявить и устранить все допущенные в ходе расследования недостатки.
Необходимо отметить, что на этапе окончания расследования уголовного дела, осуществляется контроль со стороны участников уголовного процесса, руководителя следственного органа и прокурора за произведенным следователем расследованием. Участники уголовного процесса реализуют предоставленные им права при ознакомлении с материалами уголовного дела, а должностные лица - при изучении дела, поступившего от органа следствия с обвинительным заключением. Возможность такого контроля направлена на проверку полноты проведенного расследования и неукоснительного соблюдения при этом норм уголовно-процессуального законодательства.
Прокуроры, осуществляющие надзор, акцентируют внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий, дают письменные указания о производстве отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий [5, с. 118].
В соответствии с п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор обладает полномочиями по возвращению уголовного дела следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.
Следователю иногда бывает сложно беспристрастно оценить результаты своей работы, выявить допущенные им нарушения. Поэтому часто внешняя оценка хода расследования позволяет увидеть имеющиеся недостатки [6, с. 35].
Изучение материалов расследования позволяет реализовать предусмотренное ч. 2 ст. 24 Конституции РФ право граждан на ознакомление с документами и материалами уголовного дела, затрагивающими их права и свободы, создает условия для реализации ими своих процессуальных прав. Право на ознакомление с материалами уголовного дела обеспечивает возможность своевременно изучать имеющиеся доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать действия и решения следователя, качественно подготовиться к защите своих интересов в ходе судебного разбирательства.
Указанный этап досудебного производства по уголовному делу характеризуется подведением итогов расследования. Окончательно определяется квалификация содеянного, круг лиц, в отношении которых уголовное дело будет направлено в суд, перечень доказательств подлежащих исследованию в судебном заседании с целью установления виновности обвиняемого лица, перечень смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, характер и размер процессуальных издержек, разрешаются иные значимые вопросы. Кроме того, происходит окончательное оформление материалов досудебного производства: систематизация материалов уголовного дела следователем, при наличии необходимости распределение материалов
196
дела по томам, их подшивка, нумерация листов дела и составление описи документов. Указанное имеет принципиальное значение, так как в соответствии с требованиями ст. 217 УПК РФ обвиняемому и его защитнику для ознакомления предъявляются только подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела, за исключением случаев, установленных законом.
Определение состава суда, который будет рассматривать уголовное дело по существу, и порядка рассмотрения также происходит на данном этапе предварительного следствия. Так, по окончании ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела в соответствии с ч. 5 ст. 217 УПК РФ следователь обязан выяснить, желает ли он, чтобы его дело было рассмотрено судом с участием присяжных заседателей или коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции. Обвиняемый также имеет право ходатайствовать о рассмотрении его дела в особом порядке судебного разбирательства и о проведении предварительного слушания.
Таким образом, основанием окончания предварительного расследования по делу является совокупность обстоятельств, позволяющих следователю признать, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для того, чтобы окончательно убедиться в характере совершенного преступления, в виновности привлеченного к уголовной ответственности лица, а также сделать вывод о наличии либо отсутствии других обстоятельств, входящих в предмет доказывания.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что этап окончания предварительного расследования с составлением обвинительного заключения имеет важное значение и при этом создает условия для последующей возможности рассмотрения уголовного дела в суде по существу.
Список литературы
1. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http: //crimestat.ru/regions_table_total
2. Насонова И.А., Буров Ю. В. Процессуальный порядок окончания предварительного следствия с составлением обвинительного заключения: монография. М., 2012. 232 с.
3. Лазарева В. А. Теория и практика судебной защиты в уголовном процессе. Самара, 2000. 419 с.
4. Манова Н.С., Францифоров Ю. В. Процессуальная природа деятельности прокурора при окончании досудебного производства // Российский следователь. 2003. № 8. С. 35-37
5. Поляков П.М., Федулов А.В. Прокурорский надзор, 4-е издание. Москва. Юрайт, 2010. 172 с.
6. Артамонов А.Н. Окончание предварительного расследования: учеб. пособие / А. Н. Артамонов, П. В. Седельников. Омск: Омская академия МВД России, 2016. 140 с.
Скоропупова Мария Юрьевна, соискатель, Россия, Москва, Университет прокуратуры Российской Федерации
TO THE ISSUE OF COMPLETION'S PROBLEMS OF THE CRIMINAL INVESTIGATION AND REFERRAL OF THE CASE TO THE PROSECUTOR
M. Y. Skoropupova
The article considers some aspects of the preliminary investigation of the criminal case, problematic issues ofpreparation and approval of the indictment, the process of taking decisions of certain issues at the final stage of pre-trial proceedings in the criminal case.
The characteristic of the final stage of the investigation of the criminal case, the end of the preliminary investigation by the preparation of the indictment, familiarization with the materials of the criminal case by the participants of the criminal process, direction of the criminal case to the prosecutor, the prosecutor's decision on the received criminal case.
Key words: criminal case, investigation, indictment, investigator, prosecutor, proof, legislation.
Skoropupova Maria Yuryevna, Applicant, Russia, Moscow, University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation
УДК 347:378.014.542:378.342
ПРАВОВЫЕ КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ, ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ
Э.С. Темнов, М.А. Берестнев, В.А. Абрамова
Рассмотрен порядок выделения средств для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися. Проанализированы проблемы нецелевого использования бюджетных средств, отсутствия нормативной базы, обеспечивающей целевой характер расходования средств. Сделаны предложения по обеспечению единого подхода к формированию средств для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися и направлений их расходования.
Ключевые слова: высшее образование, право на образование, стипендии, государственная социальная стипендия, средства федерального бюджета, целевое использование бюджетных средств, внеучебнаяработа.
Указом Президента РФ от 7.05.2008 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» [1] установлено, что одной из базовых целей развития государства является повышение уровня жизни граждан и создание комфортных условий для их проживания, а также создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.