ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОССИИ Чиглинцева Н.В. Email: [email protected]
Чиглинцева Наталья Викторовна - магистрант, кафедра государственного права, факультет института права, Башкирский государственный университет, г. Уфа
Аннотация: статья посвящена вопросам изучения современного состояния органов местного самоуправления в разрезе официальной статистики для выявления основных тенденций развития и анализа проблемы финансового обеспечения муниципальных образований в Российской Федерации в условиях реформирования местного самоуправления. Определяются основные направления для укрепления финансовой базы в муниципальных образованиях, которые направлены на эффективное управление в муниципальных образованиях и улучшение качества жизни населения. Ключевые слова: анализ института местного самоуправления, финансирование местного самоуправления.
TO THE QUESTION OF THE PROBLEMS OF FINANCIAL SECURITY OF MUNICIPAL FORMATIONS IN RUSSIA Chiglintseva N.V.
Chiglintseva Natalya Viktorovna - Master Student, DEPARTMENT OF PUBLIC LA W, FACULTY OF LAW INSTITUTE, BASHKIR STATE UNIVERSITY, UFA
Abstract: the article is enlightened to the issues of studying the current state of local government bodies in the context of official statistics to identify the main trends in the development and analysis of the problem of financial security of municipalities in the Russian Federation in the context of reforming local self-government. The main directions for strengthening the financial base in municipalities are determined, which are aimed at effective management in municipalities and improving the quality of life of the population. Keywords: analysis of the institute of local self-government, financing of local self-government.
УДК 34.349
Современный период формирования местного самоуправления в России отмечен проведением его глобальной реформы, которая выступает частью проводимой реорганизации всей публичной власти в стране. Сейчас ведется поиск самой совершенной модели функционирования местного самоуправления, которая могла бы обеспечить оптимизацию укрепления Российской Федерации и ее единство. Проводится масштабное разграничение предметов ведения, ресурсов, полномочий, ответственности между государственной и местной властью [1, с. 37].
Оценка целой системы органов по всей стране является трудной задачей для исследования, поскольку сложно выявить объективный инструментарий, посредством которого можно с точностью изучить все явления и процессы, происходящие на уровне местного самоуправления.
Обращаясь к современным информационным технологиям, можно получить актуальную статистику о состоянии дел на уровне местной власти, которая содержится в ежегодном статистическом бюллетене «Формирование местного
самоуправления в Российской Федерации» (бюллетень выпускает Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [1].
В этом документе отражены данные о количестве муниципальных образований всех видов, об утвержденных местных бюджетах, а также об их дефицитности или профицитности. Анализируя данные Росстата, можно увидеть по различным показателям, какие изменения происходят внутри субъектов между органами местного самоуправления.
Практика применения Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выявила ряд трудностей, решение которых возможно лишь благодаря качественному изменению экономической, политической и социальной сфер жизни общества [2]. Однако основной проблемой на муниципальном уровне является финансовая неурегулированность всей системы местного самоуправления, которая не позволяет осуществлять все возложенные на муниципалитеты обязанности и функции.
Данная проблема представляет опасность дальнейшего ухудшения финансового обеспечения муниципальных образований и дестабилизации обстановки на местах. На совещании Совета Безопасности от 22 сентября 2016 г. [3] Президент РФ подчеркнул, что несбалансированность бюджетной системы относится к числу главных рисков государственного развития.
Основными направлениями для укрепления финансовой базы в муниципальных образованиях способствует:
- повышение уровня собственных доходов;
- оптимизация расходов;
- развитие налогового и бюджетного законодательства.
Важную часть финансирования местного самоуправления занимают, безусловно, межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных. К сожалению, зачастую именно стремление получить как можно больше межбюджетных трансфертов препятствует стопроцентному использованию внутренних резервов и механизмов финансирования местного самоуправления. Это связано во многом с личной незаинтересованностью должностных лиц органов МСУ, поэтому нельзя исключать и субъективный фактор, влияющий на полноту финансирования муниципальных образований [4, с. 95].
В качестве примера можно привести тенденцию к объединению нескольких близлежащих сельских поселений в одно [5, с. 35]. Такая мера представляется обоснованной, так как она позволяет эффективнее решать вопросы местного значения по обеспечению жизнедеятельности населения (содержание местных дорог, уборка территорий и т.д.). Кроме того, концентрация финансовых ресурсов нескольких сельских поселений позволяет оптимизировать расходы во всех направлениях.
Другим отрицательным примером является частая практика сокращения расходов местного бюджета, которая происходит по таким направлениям как: уменьшение разовых выплат муниципальным служащим, командировочных выплат, сокращение рабочих мест или объединении нескольких учреждений муниципального образования. В конечном итоге, сокращение финансирования в этих сферах не помогает решить проблему дефицита бюджетных средств, а наоборот лишь усугубляет работу муниципальных органов.
Таким образом, решение проблемы финансирования способствует повышению эффективности государственного управления и как следствие, улучшение качество жизни населения состояния, совершенствование социальной сферы и инфраструктуры.
Список литературы /References
1. Рафикова Г.Х., Аминов И.Р. Местное самоуправление в Российской Федерации: пути становления и развития // В сборнике: Политика и право в социально-экономической системе общества материалы XIV Международной научно -практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2015. С. 35-40.
2. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publicati ons/catalog/doc_1244553308453/ (дата обращения: 15.11.2017).
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003. № 40. Ст. 3822.
4. Заседание Совета безопасности. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/52947 (дата обращения: 22.05.2017).
5. Абдракипова А.А., Аминов И.Р. К вопросу о механизмах финансирования местного самоуправления // В сборнике: Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки. Электронный сборник статей по материалам LП студенческой международной научно-практической конференции, 2017.С. 94-100.
6. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации: Современные вызовы и перспективы развития / Под ред. Е.С. Шугриной. М: Изд-во «Проспект», 2016. 312 с.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ НОРМ БЭПС О КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЯХ В РОССИЙСКОЕ НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Андрианова Н.Г. Email: [email protected]
Андрианова Наталья Геннадьевна - студент магистратуры, Высшая школа государственного аудита (факультет), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы имплементации положений БЭПС о контролируемых иностранных компаниях в российское налоговое законодательство, проводится сравнительный анализ положений Налогового кодекса Российской Федерации и БЭПС с целью выявления недостатков в законодательном закреплении правил о контролируемых иностранных компаниях в России, проблем реализации указанных положений в практической деятельности, предлагаются пути совершенствования налогового законодательства Российской Федерации в соответствии с международными нормами и принципами. Ключевые слова: контролируемые иностранные компании, БЭПС, международное налоговое планирование, налоговый контроль, обмен налоговой информацией, устранение двойного налогообложения.