Научная статья на тему 'К вопросу о применении сотрудниками полиции мер пресечения административных правонарушений, связанных с эксплуатацией, использованием и управлением транспортными средствами'

К вопросу о применении сотрудниками полиции мер пресечения административных правонарушений, связанных с эксплуатацией, использованием и управлением транспортными средствами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
338
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТСТРАНЕНИЕ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ / ЗАДЕРЖАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ЗАПРЕЩЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ПРИМЕНЕНИЕ К ЗАДЕРЖАННОМУ ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ БЛОКИРУЮЩИХ УСТРОЙСТВ / SUSPENSION CONTROL OF A VEHICLE / DETENTION OF THE VEHICLE / THE PROHIBITION OF THE OPERATION OF THE VEHICLE / THE APPLICATION OF THE DETAINEE TO THE VEHICLE LOCKING DEVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцев Руслан Яковлевич

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования применения сотрудниками полиции мер отстранения водителя от управления транспортным средством, задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации. Предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о применении сотрудниками полиции мер пресечения административных правонарушений, связанных с эксплуатацией, использованием и управлением транспортными средствами»

Зайцев Руслан Яковлевич

К вопросу о применении сотрудниками полиции мер пресечения административных правонарушений, связанных с эксплуатацией, использованием и управлением транспортными средствами

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования применения сотрудниками полиции мер отстранения водителя от управления транспортным средством, задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации. Предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: отстранение от управления транспортным средством, задержание транспортного средства, запрещение эксплуатации транспортного средства, применение к задержанному транспортному средству блокирующих устройств.

To the question of the use by the police of measures to prevent administrative violations related to the operation, use and management of vehicles

The article deals with the problems of legal regulation of the use of police removal of the driver from driving, detention of the vehicle, the prohibition of its operation, the ways of their solutions.

Key words: suspension control of a vehicle, detention of the vehicle, the prohibition of the operation of the vehicle, the application of the detainee to the vehicle locking devices.

В сфере обеспечения безопасности дорожного движения в целях пресечения административных правонарушений, связанных с эксплуатацией, использованием и управлением транспортными средствами, административное законодательство предусматривает применение таких мер, как отстранение водителя от управления транспортным средством, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации [1; 2].

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим применение отстранения от управления транспортным средством и его задержание, является КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством при наличии у него признаков опьянения, а также в случае совершения им правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ.

Однако КоАП РФ не разъясняет, что следует понимать под отстранением от управления транспортным средством. В нем говорится только о необходимости применения данной меры в присутствии понятых (или с использованием видеозаписи) и составления соответствующего протокола.

Вместе с тем п. 224 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (далее - Административный регламент) предусматривает, что отстранение от управления транспортным средством осуществляется сотрудником полиции «путем запрещения управления этим транспортным средством данным водителем» [2].

Из вышеизложенного следует, что отстранение от управления транспортным средством выражается только в формально вынесенном письменном запрете лицу управлять им, что не может обеспечить эффективность применяемой меры, поскольку водитель имеет возможность нарушить запрет, совершив тем самым правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции). Данный факт будет являться основанием для преследования транспортного средства, его принудительной остановки, применения к водителю физической силы или специальных

70

средств. Тем не менее управление транспортным средством продолжится, пусть даже на незначительное время, причем в условиях, угрожающих безопасности дорожного движения.

На наш взгляд, отстранение от управления транспортным средством не может выражаться в устном или письменном требовании к водителю не совершать какие-либо действия, направленные на приведение его в движение, даже если он добровольно соглашается его выполнить. Отстранение от управления должно предусматривать реальные действия сотрудников полиции, не позволяющие водителю привести транспортное средство в движение.

В случае отсутствия возможности устранить причины отстранения водителя от управления транспортным средством осуществляется задержание последнего согласно ст. 27.13 КоАП РФ, т. е. исключение транспортного средства из процесса дорожного движения. Применяются следующие способы:

перевозка при помощи автоэвакуатора на специализированную стоянку;

использование на месте задержания блокирующих устройств, исключающих движение транспортного средства;

перемещение транспортного средства под управлением водителя или сотрудника полиции на специализированную стоянку либо в ближайшее место, где оно не будет препятствовать дорожному движению, последующее использование блокирующих устройств.

КоАП РФ детально регламентирует основания, порядок, процессуальное оформление задержания транспортного средства. Применение данной меры конкретизируется в ряде других нормативных правовых актов: постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 1496 [3], Административном регламенте, законах субъектов РФ, регулирующих перемещение задержанных транспортных средств на специализированные стоянки.

Следует, на наш взгляд, рассмотреть проблемы, связанные с правовым регулированием вышеназванных второго и третьего способов задержания.

В части 1 ст. 27.13 КоАП РФ говорится о том, что в случае невозможности перемещения транспортного средства на специализированную стоянку по техническим причинам задержание осуществляется на месте при помощи блокирующих устройств. В первую очередь это касается тяжеловесных, большегрузных авто-

мобилей и транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

Однако заметим, что КоАП РФ не содержит определение понятия «блокирующее устройство», не регламентирует порядок его применения. Соответствующие комментарии отсутствуют и в законах субъектов РФ, регулирующих перемещение задержанных транспортных средств на специализированные стоянки. Данные нормативные правовые акты регламентируют только вопросы их погрузки, перевозки, разгрузки при помощи автоэвакуаторов. В результате применение блокирующих устройств является недействующей правовой нормой.

Перемещение задержанного транспортного средства под управлением самого водителя или сотрудника полиции также требует некоторых пояснений.

Во-первых, согласно ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ основаниями задержания транспортного средства являются следующие правонарушения:

отсутствие регистрационных документов на транспортное средство;

неисправность тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства в составе автопоезда;

движение тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов либо допустимой массы (нагрузки) на ось;

перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о соответствующей подготовке или допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, либо на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует установленным правилам.

Следовательно, при управлении транспортным средством в подобных случаях будет совершено правонарушение, аналогичное тому, за которое транспортное средство и было задержано.

Во-вторых, управление сотрудником полиции задержанным транспортным средством, которое имеет «ограниченную» страховку ОСАГО, подразумевающую, что транспортным средством могут управлять только водители, указанные в страховке, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ.

В-третьих, в законодательстве не закреплен порядок процессуального оформления перемещения задержанного транспортного средства под управлением сотрудника полиции. В результате возникают дополнительные

71

и незастрахованные риски, связанные с порчей или гибелью имущества. Не исключено, что впоследствии к сотруднику полиции будут предъявлены претензии, связанные с тем, что из салона транспортного средства пропали вещи, появились какие-либо дефекты, например, в работе рулевого управления, тормозной системы, двигателя, деформировано колесо, повреждено лакокрасочное покрытие и т. п.

Кроме того, реализация этого полномочия сотрудника полиции в системной взаимосвязи норм действующего законодательства противоречит отдельным его положениям. Так, КоАП РФ не предусматривает запрещение эксплуатации транспортного средства. Данная мера была исключена из него Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». До этого момента запрещение эксплуатации выражалось в составлении протокола и снятии с транспортного средства государственных регистрационных знаков. Водителю разрешалось в течение суток продолжать движение к месту устранения причины запрещения эксплуатации.

Сегодня запрещение эксплуатации транспортного средства регламентируется федеральными законами от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [4] (далее - ФЗ «О безопасности дорожного движения»), от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [5], Правилами дорожного движения РФ [6], Административным регламентом. При этом в них отсутствует определение понятия данной меры, процессуальное ее оформление не регламентируется.

Согласно ст. 19 ФЗ «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортного средства, если лицо, управляющее им, находится в состоянии опьянения, владелец не заключил договор ОСАГО либо выявлены технические неисправности, создающие угрозу безопасности дорожного движения.

Речь идет о повреждениях, перечисленных в приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и

обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения [7].

Способ запрещения эксплуатации указан только в Административном регламенте. Так, при наличии определенных технических неисправностей сотрудник полиции «требует прекратить движение транспортного средства» (п. 68) или предлагает «прекратить движение до устранения соответствующих неисправностей» (п. 259). Исходя из этого, следует отметить, что данная мера выражается в устном запрете водителю управлять транспортным средством.

Согласно п. 259 Административного регламента водитель должен устранить соответствующие неисправности. Однако если это сделать невозможно, то, соблюдая меры предосторожности, ему разрешается продолжить движение к месту ремонта. Исключение составляют случаи, связанные с неисправностями тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), световых приборов (фар и задних габаритных огней) в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, стеклоочистителя со стороны водителя во время дождя или снегопада. Таким образом, запрещение эксплуатации транспортного средства исключает дальнейшее его движение только при наличии неисправностей, создающих серьезную угрозу безопасности дорожного движения.

Для решения проблем правового регулирования рассмотренных мер пресечения представляется необходимым:

сформулировать определения понятий «отстранение от управления транспортным средством», «блокирующее устройство», «запрещение эксплуатации транспортного средства»;

определить порядок процессуального оформления запрещения эксплуатации транспортного средства, предусмотреть административную ответственность для лиц, управляющих транспортным средством, эксплуатация которого запрещена;

признать основанием для отстранения от управления транспортным средством только наличие достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения. Это связано с тем, что проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения и наличие в организме водителя алкоголя, а также химико-токсикологического исследования отобранного у него биологического материала, занимает определенное время (до нескольких

72

недель). Причины для задержания транспортного средства в подобных случаях отсутствуют, поскольку водитель не отказался от медицинского освидетельствования.

Иные основания для отстранения от управления транспортным средством (совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ) следует исключить, поскольку они одновременно являются основаниями для задержа-

ния транспортного средства, что вынуждает сотрудников полиции составлять два практически одинаковых по содержанию протокола: об отстранении от управления транспортным средством и его задержании;

закрепить порядок применения к транспортным средствам блокирующих устройств в законах субъектов РФ, регулирующих вопросы перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранение и возврат.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 7 октября 2018 г. № 13-Ф3) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/(дата обращения: 17.05.2019).

2. Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 23 авг. 2017 г. № 664. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 12.03.2019).

3. Об утверждении правил перемещения транспортного средства вооруженных сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, на специализированную стоянку, а также его хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортного средства: постановление Правительства РФ от 30 дек. 2012 г. № 1496. URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 12.03.2019).

4. О безопасности дорожного движения: федер. закон от 10 дек. 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 20 дек. 2017 г. № 398-ФЗ). URL: http:// www.garant.ru (дата обращения: 02.05.2019).

5. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ). URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 10.04.2019).

1. Russian Federation Code of Administrative Offences: fed. law d.d. Dec. 30, 2001 № 195-FL (edition. of October 7, 2018 № 13-FL) // Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru/ (date of access: 17.05.2019).

2. Administrative regulations of execution of the state function by the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on implementation of federal state supervision of observance by participants of traffic of requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of traffic safety: order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation d.d. Aug. 23, 2017№ 664. URL: http://www.garant.ru (date of access: 12.03.2019).

3. About the approval of rules of movement of the vehicle of the Armed Forces of the Russian Federation, the National Guard Troops of the Russian Federation, technical, road-building military formations at federal organs of the executive authority or saving military formations of the federal organ of the executive authority authorized on the solution of tasks in the field of civil defense on the specialized parking and also its storages, payments of expenses on movement and storage, return of the vehicle: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Dec. 30, 2012 № 1496.

4. About traffic safety: fed. law d.d. Dec. 10, 1995 № 196-FL (an edition d.d. Dec. 20, 2017 № 398-FL). URL: http://www.garant.ru (date of access: 02.05.2019).

5. About police: fed. law d.d. Febr. 7, 2011 № 3-FL (an edition of July 3, 2016 № 305-FL). URL: http://www.garant.ru (date of access: 10.04.2019).

6. Traffic regulations of the Russian Federation: resolution of Council of ministers -The Governments of the Russian Federation of October 23, 1993 № 1090 (an edition from Oct. 20, 2017 № 1276). URL: http://www.garant.ru (date of the address: 21.11. 2018).

73

6. Правила дорожного движения Российской Федерации: постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 20 окт. 2017 г. № 1276). URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 21.11. 2018).

7. Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения: постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 окт. я 1993 г. № 1090 (ред. от 27 авг. 2018 г. № 995). URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 16.05.2019).

7. The annex to Basic provisions on the admission of vehicles to operation and an obligation of public officials for traffic safety: resolution of Council of ministers - The Governments of the Russian Federation from Oct. 23, 1993 № 1090 (an edition from Aug. 27, 2018 № 995). URL: http://www. consultant.ru (date of access: 16.05.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Зайцев Руслан Яковлевич, кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России, тел.: +79676726367.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

R.Ya. Zaitsev, Candidate of Law, Associate Professor, Senior Lecturer of the Chair of Administrative Activity of the Internal Affairs bodies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia, ph.: + 79676726367.

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.