Практика противодействия наркоугрозе. —Ппмшмь ведущих специалистов
УДК 342.9
Андрей Юрьевич ИВАНОВ,
доцент кафедры административного права Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат философских наук, доцент
andrew-zul@yandex. ги
ОСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ НАРКОКОНТРОЛЯ
VEHICLE STOPPAGE AS THE ADMINISTRATIVE MEASURE USED BY OFFICERS OF DRUG CONTROL SERVICES
В статье рассматриваются особенности правового регулирования остановки транспортных средств как меры административного принуждения, а также полномочия сотрудников органов наркоконтроля по применению указанной меры.
The article deals with peculiarities of legal regulations for vehicle stoppage as the administrative measure as well as the powers of the officers of drug control agencies on using the stated above measure.
Ключевые слова: остановка транспортного средства, административное задержание, остановка сотрудниками органа наркоконтроля транспортного средства, средства принудительной остановки транспорта, дорожное регулирование, регулировщики.
Keywords: vehicle stoppage, administrative detention, vehicle stop-page by the officers of drug control agencies, ways of coercive vehicle stoppage, traffic regulations, traffic policemen.
На органы наркоконтроля возлагаются полномочия по контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, к числу которых относятся: осуществление оперативно-розыскной деятельности, производство по делам об административных правонарушениях, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля, и др. В целях исполнения служебных обязанностей у сотрудников органов наркоконтроля возникает необходимость в остановке транспор-
тных средств, однако действующее законодательство весьма размыто формулирует данное полномочие. Реализация указанного права усложняется и тем, что в Правилах дорожного движения [1] (далее - ПДД) в обязанностях водителей транспортных средств в числе субъектов, по требованию которых водители должны останавливаться, не упоминаются сотрудники органов наркоконтроля.
В соответствии с п. 2.4. ПДД право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам (сотрудники ГИБДД, ВАИ), а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —
контрольных пунктах, - также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
К регулировщикам относятся лица, наделенные в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных ПДД, и непосредственно осуществляющие указанное регулирование. К регулировщикам относятся сотрудники полиции, т. е. уполномоченные должностные лица, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения транспортного средства соответствующего вида, а именно сотрудники ГИБДД МВД России [1], военной автомобильной инспекции, работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (в отношении автомобильных международных перевозок), а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. [2]
Сотрудники органов наркоконтроля не относятся к должностным лицам, уполномоченным осуществлять дорожное регулирование, т.е. не являются регулировщиками.
Однако п. 2.3.3. ПДД устанавливает, что водители транспортных средств обязаны предоставлять транспортные средства сотрудникам полиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством, а также медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни. В ППД не указывается, каким именно сотрудникам полиции водители обязаны предоставлять свои транспортные средства, однако обращается внимание на то, что транспортные средства должны предоставляться сотрудникам полиции в случаях, предусмотренных законодательством. Так, п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "'О полиции" предоставляет сотрудникам полиции право остановки транспортных средств, однако действие указанного зако-
на не распространяется на сотрудников органов наркоконтроля за исключением отдельных положений в части применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, а также осуществления задержания (ст. 14, 18-24 и 29 Федерального закона "О полиции").
Следует отметить, что согласно ч. 4 ст. 53 Федерального закона "'О наркотических средствах и психотропных веществах" должностные лица органов наркоконтроля в случае выявления административных правонарушений или преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязаны принять меры по их пресечению и привлечению к ответственности виновных лиц. Для выполнения указанной обязанности сотрудникам органов наркоконтроля предоставлено право осуществлять задержание, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
Сама по себе остановка транспортного средства не ограничивает конституционных прав граждан. Поэтому в отличие, например, от проникновения в жилище остановка транспортного средства может выступать в качестве естественного элемента иной меры принуждения, применяемой сотрудниками органов наркоконтроля.
Так, согласно ч. 3 ст. 48 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при осуществлении контроля за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров вправе производить досмотр граждан, транспортных средств и перевозимых грузов при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляются незаконные хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Очевидно, что реализация данного полномочия невозможна без остановки транспортного средства. При этом речь может идти о различных мерах принужде-
Практика противодействия наркоугрозе.
Ппмпшь ведущих специалистов
ния, применяемых сотрудниками органов наркоконтроля.
Например, остановка транспортного средства может служить этапом реализации сотрудником права по задержанию соответствующего лица. Основания и порядок задержания, применять которое уполномочены сотрудники органов наркоконтроля, отражены в ст. 14 Федерального закона "О полиции". Так, в ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О полиции" указываются категории лиц, которых сотрудники органов наркоконтроля имеют право задерживать, например, лиц, а) подозреваемых в совершении преступления; б) находящихся в розыске; в) в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях; г) незаконно проникших либо пытающихся проникнуть на охраняемые объекты.
Сотрудники органов наркоконтроля могут принимать участие в мероприятиях, проводимых в рамках особых правовых режимов, таких как режим контртеррористической операции, режим военного и чрезвычайного положения, режим защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ходе реализации указанных мероприятий сотрудники органов наркоконтроля (в числе сил и средств, привлеченных для обеспечения соответствующего правого режима) могут останавливать транспортные средства, ограничивать и изменять дорожное движение, а также применять иные меры по обеспечению правопорядка.
Остановка сотрудником органа наркоконтроля транспортного средства может быть связана с необходимостью осуществления оперативно-розыскных мероприятий и уголовно-процессуальных действий. В частности, Верховным Судом Российской Федерации не ставится под сомнение законность действий сотрудников органов наркоконтроля по остановке транспортных средств в ходе осуществления задержания водителей, пассажиров, перевозящих наркотические средства. Как следует из анализа определений и постановлений Верхов-
ного Суда Российской Федерации (постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 1 апреля 2012 г. № 359-П11, Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2009 г. № 174-П09; определения Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2008 г. № 49-008-17, от 9 июля 2009 г. № 4-009-76), указанному задержанию, которое сопровождается необходимой остановкой транспортных средств, часто предшествует проведение оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, например проверочной закупки, наблюдения, а также осуществления осмотра места происшествия.
Принудительный характер остановки транспортного средства предполагает возможность, во-первых, принудительного прекращения движения, во-вторых, привлечения к ответственности лица, проигнорировавшего законное требование представителя власти.
Реализация обязанности по пресечению выявленных административных правонарушений или преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, предусмотренной ч. 4 ст. 53 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", может сопровождаться применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном Федеральном законом "О полиции".
В ходе реализации указанной обязанности сотрудники вправе применять физическую силу, в случаях, предусмотренных п. 9 ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О полиции", - специальные средства, находящиеся на вооружении органов наркоконтроля (например, средства принудительной остановки транспорта), в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона "О полиции", - огнестрельное оружие, а в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 18 Федерального закона "О полиции", - и иные подручные средства (например, бревно).
В Федеральном законе "О полиции" также предусматриваются порядок, запре-
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —
ты и ограничения применения физической силы, специальных средств и оружия. Так, не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях (п. 3 ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О полиции"; кроме того, применение указанных средств должно сопровождаться выполнением инструкций по применению конкретного специального средства). Однако согласно ч. 5 ст. 22 Федерального закона "О полиции" допускается отступление от указанных запретов и ограничений, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным для применения огнестрельного оружия. Иными словами, если остановка транспортного средства связана, например, с освобождением заложников, специальные средства принудительной остановки транспорта могут быть применены в том числе на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью.
Специальная ответственность за невыполнение требований сотрудника органа наркоконтроля об остановке транспортного средства действующим законодательством не предусмотрена.
Статьей 12.25 КоАП РФ установлена специальная ответственность за невыполнение требования сотрудника полиции о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства. Указанная статья не распространяется на требования сотрудников органов наркоконтроля, так как действующим законодательством не предусмотрена обязанность водителей транспортных средств останавливаться по требованию сотрудников органов
наркоконтроля или предоставлять им свои транспортные средства. [4]
В то же время неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 19.3 КоАП РФ. Однако практическое применение данной нормы сопряжено с двумя проблемами: во-первых, лицо должно понимать, что обращение исходит от сотрудника правоохранительного органа; во-вторых, обращение должно носить характер властного требования, а не просьбы (например, подвезти куда-либо по личному вопросу). [3]
Законодательство не содержит алгоритма действий сотрудника органов наркоконтроля по остановке транспортных средств. Однако такой порядок установлен для сотрудников ГИБДД МВД России, а также иных лиц, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за безопасностью дорожного движения, предусмотрен специальный регламент (далее - Регламент МВД России), содержащий алгоритмы действий сотрудников полиции органов внутренних дел (далее - ОВД), в том числе и в случаях остановки транспортных средств. [1, 2] Регламент МВД России не распространяется на сотрудников органов наркоконтроля, однако учет его положений может способствовать и обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении остановки транспортных средств. Например, в пунктах 63-81 Регламента МВД России содержатся случаи, при которых производится остановка транспортных средств, а также указываются алгоритмы, общеизвестные участникам дорожного движения и обязательные для исполнения.
Следовательно, выполнение известных алгоритмов сотрудниками органов наркоконтроля позволит при осуществлении остановки транспортных средств:
Практика противодействия наркоугрозе.
Ппмпшь ведущих специалистов
1) исключить необоснованное нарушение бесперебойного движения транспортных средств на дорогах;
2) минимизировать затраты времени на процедуру остановки транспортных средств;
3)повысить вероятность остановки транспортных средств, особенно в случаях, связанных с необходимостью оказания помощи сотрудникам органов наркоконтроля, а также будет способствовать обеспечению безопасности движения и исключать необоснованное нарушение прав участников дорожного движения.
Например, в Регламенте МВД России указывается, что остановка транспортных средств должна осуществляться жестами руки, с указанием места остановки, с последующими разъяснениями и другими действиями (меры безопасности), являющимися универсальными (известными участникам дорожного движения) по отношению к лицу, который производит остановку транспортного средства.
Наконец, остановка транспортного средства сотрудником органа наркоконтроля транспортного средства может быть связана с реализацией следующих возможностей:
во-первых, для обеспечения выполнения сотрудниками органов наркоконтроля полномочий в рамках производства по делам об административных правонарушениях, дознания и предварительного следствия могут привлекаться сотрудники ДПС ГИБДД. В частности, может быть произведена остановка транспортного средства
сотрудником ДПС, а задержание - сотрудниками органа наркоконтроля (см. определение Верховного Суда РФ от 22 сентября 2009 г. № 82-009-29). При этом в случае невыполнения законного требования сотрудника ДПС об остановке транспортного средства водитель может быть подвергнут принудительной остановке с последующим применением мер административной ответственности, предусмотренных ст. 12.25 КоАП РФ [1];
во-вторых, остановка транспортного средства и даже отстранение водителя от управления транспортным средством могут осуществляться сотрудниками органов наркоконтроля в связи с наличием обстоятельств, исключающих преступность деяния, например в условиях крайней необходимости (ст. 39 УК РФ; например, для использования автомобиля, принадлежащего гражданину, в целях преследования преступника, доставления пострадавшего в лечебное учреждение);
в-третьих, сотрудник органа наркоконтроля, как и любой иной гражданин, обладает правом обратиться к водителю с просьбой об остановке транспортного средства. Однако следует учитывать, что данная просьба может быть проигнорирована без каких-либо последствий для лица, которому она была адресована. [5, с. 47-52]
Таким образом, с учетом вышеизложенного можно отметить, что реализация отдельных полномочий органов наркоконтроля невозможна без остановки транспортных средств.
Библиографический список
1. О Правилах дорожного движения : постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.
2. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения : приказ МВД РФ от 2.03.2009 № 185.
Вестник Сибирского юридического
института ФСКН России ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
3. Иванов, А.Ю. Административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органа наркоконтроля в связи с выполнением им служебных обязанностей (ч.3 ст. 19.3 КоАП РФ) / А.Ю. Иванов // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни : материалы XVII международной научно-практической конференции : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. - С. 175-179.
4. Иванов, А.Ю. Административно-правовое принуждение в деятельности сотрудников ДПС ГИБДД / А.Ю. Иванов. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2010. - 60 с.
5. Применение сотрудниками органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ отдельных мер административного принуждения : учебное пособие / под ред. Н.Н. Цуканова. - Красноярск : СибЮИ ФСКН России, 2015.