Библиографический список
1. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения. Педагогическое образование в России. 2013; № 4: 78 - 85.
2. Руденко Т.В. Научно-методическое обеспечение и методика преподавания естественнонаучных дисциплин с применением технологий дистанционного обучения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.
3. Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 ч. Уфа: АЭТЕРНА, 2016; Ч. 2.
4. Умаев А.У, Гузуева Э.Р, Вазкаева С.С.А. Профессиональная деятельность педагога в условиях развития информационных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 308 - 309.
5. Булуева Ш.И., Кучмезов РА., Нальгиева Л.А. Теоретические основы формирования учебной мотивации студентов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 28 - 30.
References
1. Marchuk N.Yu. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti distancionnogo obucheniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013; № 4: 78 - 85.
2. Rudenko T.V. Nauchno-metodicheskoe obespechenie i metodika prepodavaniya estestvennonauchnyh disciplin s primeneniem tehnologijdistancionnogo obucheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.
3. Vzaimodejstvie nauki i obschestva: problemy iperspektivy: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 4 ch. Ufa: A'ETERNA, 2016; Ch. 2.
4. Umaev A.U., Guzueva 'E.R., Vazkaeva S.S.A. Professional'naya deyatel'nost' pedagoga v usloviyah razvitiya informacionnyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 308 - 309.
5. Bulueva Sh.I., Kuchmezov R.A., Nal'gieva L.A. Teoreticheskie osnovy formirovaniya uchebnoj motivacii studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 28 - 30.
Статья поступила в редакцию 20.01.21
УДК 378
Plieva A.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Department, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]
Korkmazov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies, Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Major (Nalchik, Russia)
Khaliev M.S-U., senior teacher, Department of Business Informatics of the Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION ABOUT THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY.
The article deals with the problem of using information and communication technologies in the educational process of a university. Information and communication technologies are widely used for organizing, managing and monitoring the educational process, supporting electronic document management, remote interaction of participants in the educational process, organizing access to educational databases, electronic libraries and teaching materials, etc., its implementation plays a very important role in the implementation the creative potential of students and allows to solve the main task of modern higher education; it is the disclosure of the abilities of each student. There are many electronic resources, applications, programs, platforms that are actively and successfully applied in the study of different disciplines, it is important that the teacher learns to apply them effectively in the learning process. Superficial knowledge of a product cannot give confidence during the class, so the possibility of abandoning the product is large enough.
Key words: information and communication technologies, educational process, university, students.
А.О. Плиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: [email protected]
А.В. Коркмазов, канд. пед. наук, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета
МВД России, г. Нальчик
М.С-У. Халиев, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
В статье рассмотрена проблема применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза. ИКТ широко используются для организации, управления и мониторинга учебного процесса, поддержки электронного документооборота, дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса, организации доступа к учебным базам данных, электронным библиотекам и методическим материалам и т.п. Его внедрение играет очень важную роль в реализации творческого потенциала студентов и позволяет решить главную задачу современной высшей школы -раскрытие способностей каждого обучающегося. В настоящий момент существует множество электронных ресурсов, приложений, программ, платформ, которые активно и успешно применяются при изучении различных дисциплин. Важно, чтобы преподаватель научился эффективно применять их в учебном процессе.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, вуз, студенты.
Бурное развитие научно-технического прогресса в своей скорости и масштабе в современном мире является беспрецедентным. Это явление называют не иначе, как «Информационным взрывом»: с 1997 по 2002 год человечество произвело информации больше, чем за всю предшествующую историю. С тех пор темпы ее прироста оценивают в 30% по отношению к предыдущему году. В такой ситуации перед современной педагогической наукой встал сложнейший вопрос: как в такой бурный информационный поток включить подрастающее поколение, которое сможет активно развиваться в этот качественно новый для человечества период?
Теперь перед образованием ставится новая задача: дать будущему взрослому члену общества такие знания и навыки, чтобы он смог полноценно жить в нем и приспосабливаться к стремительно изменяющемуся информационному миру.
В этих условиях, когда информационное общество находится на этапе формирования, применение информационных технологий, будь то персональный компьютер или смартфон, стало частью нашей повседневной жизни, и не потому, что это модно или престижно, а потому что информационные технологии дают такие возможности в самых разных сферах, которые раньше могли себе предста-
вить лишь фантасты. Так же как и во многие сферы человеческой деятельности, информационные технологии привносят новые, ранее невообразимые возможности в образовательный процесс, повышая его качество.
Однако нельзя сказать, что образование ввиду бурного роста научно-технического прогресса и своей, по отношению к нему, инертностью, успевает отвечать реалиям.
Информатизация - это новое течение в жизни общества на основе достоверного применения знаний во всех важных сферах человеческой жизни.
Информатизация приводит к коренным изменениям в структуре общественного производства: стремительно трансформируется характер технологических процессов, знания и умения постоянно обновляются, осваиваются новые технологии, усиливается общекультурный уровень специалиста предприятия.
Поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества становится процесс информатизации образования. Изучение данной темы является крайне актуальным для любого педагога нашей страны в первую очередь потому, что это может помочь учителю почерпнуть педагогический опыт в сфере использования информационных технологий у западных коллег, помочь понять принципы использования информационных технологий в обучении, а главное -
теоретическую информацию можно попытаться применить в условиях нашей страны.
Компьютерная революция, происходящая в России последние 20 лет, затронула и систему образования. Компьютер занял уникальное место в этой системе: с одной стороны, он стал естественным объектом в процессе обучения, с другой - явился ценным техническим средством обеспечения процесса обучения.
В обучении важно также помочь учащемуся построить свою стратегию образования, учитывая его индивидуальные способности, мотивацию и ценностные ориентиры. Основой для новой формы непрерывного образования могут стать информационные технологии обучения. Нельзя назвать нынешнее состояние информационных технологий обучения удовлетворительным, несмотря на актуальность их внедрения в процесс информатизации образования. Проблема их внедрения и применения - сложная и многогранная.
В вузах в настоящее время не существует единой стратегии для реализации этих целей, электронно-вычислительная техника применяется в учебных программах мало (кроме профильных направлений), изучение психолого-педагогических аспектов использования информационных технологий обучения проходит недостаточно интенсивно, помимо этого сопротивление встречает использование ЭВМ в новых, нетрадиционных для обучения формах.
Отдельно необходимо выделить такую проблему применения информационных технологий обучения, как квалификация научно-педагогических кадров, вызванную снижением их социальной защищенности, сложившимся «разрывом поколений», малочисленностью или отсутствием обслуживающего персонала кафедр и т.п. [1, с. 7 - 11].
Нужно сказать о том, что темпы разработки дидактических материалов, касающихся использования информационных технологий обучения, попросту недостаточны для того, чтобы догнать развитие технических и программных средств. Такое отставание дидактических материалов является главной причиной в применении несовременных, зачастую морально устаревших возможностей использования информационных технологий обучения.
Анализ опыта педагогов в высшей школе позволяет говорить о том, что внедрение информационных технологий обучения проходит стихийно, без использования четкого плана. Попытки создания общей стратегии в этом направлении пока не создали ожидаемого положительного эффекта.
В первую очередь проблема состоит в том, что на данный момент отсутствует одинаковая для всех методика обучения педагогов в данном направлении, каждый преподаватель ориентируется на свой личный опыт или опыт коллег, что значительно ухудшает качество применения программного обеспечения в учебном процессе и в целом замедляет процесс информатизации учебного заведения.
Для решения этой проблемы необходимо подойти к вопросу комплексно, рассмотреть его со всех сторон, учитывая нынешние обстоятельства и ориентируясь на конкретные педагогические задачи; уделить большое внимание исследованию вопросов применения информационных технологий обучения в учебном процессе, а также перспектив для дальнейшего развития как педагогического состава, так и вуза.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что в современном образовательном процессе явно существует противоречие между важностью применения информационно-коммуникационных технологий и огромным провалом в методической поддержке применения их в образовательном процессе.
В настоящее время мир вычислительной техники развивается очень активно. Для того чтобы не отставать от прогресса, каждому преподавателю важно постоянно заниматься самообразованием и саморазвитием. Для любого современного учителя актуальным является такое понятие, как непрерывное образование.
Но при этом только лишь самообразования не всегда достаточно для профессионального применения информационных технологий в образовательном процессе: важно иметь личную мотивацию и огромное желание развиваться в этом направлении, а также самостоятельно следить за изменениями и нововведениями в области информационных технологий.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дает преимущество в следующем:
1. Возможность изучать учебную дисциплину углубленно, ориентируясь на мелкие детали.
2. Способность решать множество практических задач одного типа за более короткое время.
3. Решение нестандартных задач, умение анализировать большие объемы информации, что является немаловажным фактором в принятии решений.
4. Связь гуманитарного предмета с техническим, развитие многофункциональности и многозадачности.
5. Возможность создания и исследования моделей при разработке учебного проекта.
6. Актуализация полученных знаний, малая вероятность потери информации.
7. Возможность быстрого промежуточного и итогового контроля.
Так как информационные технологии постоянно претерпевают изменения и обновления (появление новых программных продуктов, изменение интерфейса),
необходимо постоянно повышать квалификацию преподавателей. Но, к сожалению, в этом направлении в образовании существует провал. Многие преподаватели применяют информационно-коммуникационные технологии чаще интуитивно, нет специалистов, способных обучать и знакомить преподавателей с изменениями в информационном мире. В результате информационно-коммуникационные технологии применяются либо не в полной мере, либо не применяются вовсе. Многие продолжают пользоваться огромным количеством печатной литературы, хотя сегодня электронные ресурсы - это ещё одна область, которая активно развивается. Можно сказать, что перевод печатной литературы в электронные источники - это ещё одна ветка развития образования и его информатизации.
Тем не менее, не стоит забывать, что учебный процесс не может быть ориентирован только на применение информационно-коммуникационных технологий. Педагогика - это наука, которая подчиняется своим, уже устоявшимся законам, и пренебрегать этим нельзя. Важно аккуратно и грамотно вплести информационные технологии в педагогический процесс, и тогда возможно получить ту самую модель обучения, близкую к идеальной, которая, в свою очередь, будет отвечать требованиям и традиционного, и электронного урока.
Эта модель является совокупностью традиционных методов обучения (лекции, практические занятия, семинары) в аудитории, а также электронных, с возможностью переноса некоторых практических заданий в электронный формат, которые можно выполнять дистанционно. При этом есть возможность осуществлять связь с преподавателем удаленно, благодаря использованию различных электронных платформ. Вследствие применения подобной модели обучения сам процесс становится более интересным и многогранным.
Использование смешанной модели обучения дает возможность преподавателю выносить на обсуждение сложный, наиболее интересный материал, при этом отойти от скучной теории, например, можно вынести за границу лекции, предоставив их в виде электронных источников, тестов, заданий, которые студент сможет освоить самостоятельно и в своем темпе.
На данных момент существует множество электронных ресурсов, приложений, программ, платформ, которые активно и успешно применяются при изучении различных дисциплин, важно, чтобы преподаватель научился эффективно их использовать в учебном процессе. Поверхностное знание того или иного продукта не может дать уверенность в ходе занятия, поэтому возможность отказа от продукта достаточна велика.
В связи с этим руководство учебного учреждения должно обеспечить профессиональную подготовку преподавателей не одноразово, а на постоянной основе.
Следующей проблемой применения информационно-коммуникационных технологий при изучении различных дисциплин является разработка тематического планирования. Преподавателю предстоит пересмотреть свой учебный план согласно новым условиям, распределить, какие темы важно изучать в лекционном формате или формате обсуждения, а какие темы можно перевести в электронный формат. Как и для какого материала применять те или иные информационные технологии, каким образом организовать самостоятельную работу студентов, как осуществлять контроль. При этом важно учитывать временное ограничение на выполнение тех или иных заданий. Примерами организации электронных занятий могут быть онлайн-тестирование, вебинары, онлайн-кон-ференции и др.
Важно проанализировать, какие инструменты и при изучении каких тем можно применить, чтобы это было уместно, полезно и раскрыло изучаемый материал с новой стороны. Следует отметить, что перед преподавателем стоит очень ответственная задача, которая потребует от него детального анализа и кропотливой работы. Помимо того, что необходимо разработать методический, электронный материал (презентации, схемы, таблицы, тесты, видео, приложения и т.д.), важно уделить большое внимание критериям оценивания результатов работы студентов, разработать четкие рекомендации и требования и предоставить обучающимся доступ к ним [2]. Это даст уверенность студенту в том, что его работа будет оцениваться по определенным параметрам, которые заранее были предоставлены и обозначены преподавателем. Тем самым обучающийся может осуществлять самоконтроль и ориентироваться на определенный результат.
Список примерных критериев, которые может составить преподаватель:
• полная информация за каждый полученный балл;
• границы баллов за каждое задание (минимум и максимум);
• список электронных и других источников для поиска информации (ссылки, сайты, электронные варианты учебников и т.д.);
• требования к оформлению работы (полное описание, желательно по пунктам или списком);
• дедлайн.
Преподаватель может варьировать критерии в зависимости от работы и конечного результата. Важно придерживаться обозначенных критериев и оценивать работы в независимости от какие-то личных обстоятельств [3, с. 274].
Говоря о пользе применения информационно-коммуникационных технологий в образовании, мы сталкиваемся с таким термином, как «качество образования». Так как же его оценить, и что входит в это понятие?
Во-первых, это соответствие уровня знаний выпускников учебного заведения государственным стандартам. Во-вторых, качественная оценка всей структуры образовательного учреждения, таких её частей, как содержание образования, подготовительные курсы и уровень подготовки на них, преподавательский состав, методическая база, техническая база, научные достижения, методики обучения.
Таким образом, использование ИКТ играет очень важную роль в реализации творческого потенциала студентов и позволяет решить главную задачу современной высшей школы - раскрытие способностей каждого обучающегося. Интенсивное использование информационных технологий в современном вузе -залог успехов во всех областях его жизнедеятельности.
Библиографический список
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г № 1897. Available at: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
2. Гузуева Э.Р, Алиева РР Применение интернет-технологий в обучении студентов вуза. Современные педагогические технологии профессионального образования: материалы IV международной заочной научно-практической конференции. Москва-Берлин, 2020: 124 - 127.
3. О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г № 1644. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420248126
4. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Тенденции развития компьютерно-ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники. Вестник Череповецкого государственного университета. 2015; № 6 (67): 117 - 122.
References
1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897. Available at: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
2. Guzueva 'E.R., Alieva R.R. Primenenie internet-tehnologij v obuchenii studentov vuza. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii professional'nogo obrazovaniya: materialy IV mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva-Berlin, 2020: 124 - 127.
3. O vnesenii izmenenij v prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya». Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 29 dekabrya 2014 g. № 1644. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/420248126
4. Gorbunova N.V., Fominyh N.Yu. Tendencii razvitiya komp'yuterno-orientirovannoj sredy inoyazychnoj professional'noj podgotovki buduschih specialistov v oblasti informatiki i vychislitel'noj tehniki. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 6 (67): 117 - 122.
Статья поступила в редакцию 15.01.21
УДК 371.147
Romanov А.В., adjunct, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF DRUG ADDICTION AND DRUG BEHAVIOR OF PERSONNEL OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION. The
paper deals with the actual problems of drug addiction and drug behavior of the personnel of the National Guard of the Russian Federation. The author highlights a number of statistical data and the results of some sociological studies that indicate the relevance and topicality of the problem under consideration. The article reveals such concepts as narcosis and narcotic behavior. Special attention is paid to the peculiarities of the manifestation of the drug from the troops, however, the work contains a number of assumptions and specific factors influencing the expression of drug-addiction among soldiers and employees of the National Guard. The author concludes that an important aspect such as the rapid identification of military personnel in the first stage of drug abuse development should come to the fore already today. It is assumed that the basis of all preventive work should be the work of officials aimed at forming a sober lifestyle for the personnel.
Key words: addiction, deviant behavior, narcosis, narcotic behavior, prevention, use, psychoactive substance, soldier and employee.
А.Б. Романов, адъюнкт, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: magistr. [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАРКОТИЗАЦИИ И НАРКОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются актуальные проблемы наркотизации и наркотического поведения личного состава войск национальной гвардии Российской Федерации. Автор освещает ряд статистических данных и результаты некоторых социологических исследований, свидетельствующих об актуальности и злободневности рассматриваемой проблемы. В статье раскрываются такие понятия, как наркотизм и наркотическое поведение. Особое внимание уделяется специфике проявления наркотизма у личного состава войск, вместе с тем приводится ряд предпосылок и характерных факторов, оказывающих влияние на проявление наркотизма в среде военнослужащих и сотрудников Росгвардии. Автор делает вывод о том, что уже сегодня на первый план должен выходить такой важный аспект, как оперативное выявление военнослужащих, находящихся на первой стадии развития наркомании. Предполагается, что основу всей профилактической работы должна составлять деятельность должностных лиц, направленная на формирование у личного состава установок на трезвый образ жизни.
Ключевые слова: аддикция, девиантное поведение, наркотизация, наркотическое поведение, профилактика, употребление, психоактивное вещество, военнослужащий и сотрудник.
Непрерывно нарастающие требования к сотрудникам правоохранительных органов, наряженная служба, значительные психологические нагрузки, социальный и экономический кризис все чаще вызывают стрессовое состояние, увеличение форм саморазрушающего поведения, лидирующие позиции из которых устойчиво занимает проблема наркотизации и участившиеся случаи наркотического поведения.
Сегодня это негативное явление не обходит стороной и личный состав силовых структур, в частности Росгвардии, что вызывает социальное и правовое противоречие между наркотизацией, фактами наркотического поведения и тем, что одновременно этот личный состав выполняет важные государственные задачи по обеспечению и общественной безопасности, а также защите прав и свобод человека и гражданина, а ведь к этим сотрудникам предъявляются особые требования.
Об актуальности рассматриваемой проблемы свидетельствуют и отчеты наркологических диспансеров, и ежегодные сводки органов по борьбе с наркоманией.
Невзирая на проведение проверочных мероприятий во время призыва граждан для прохождения военной службы по контракту, в войска все же поступает личный состав, не только имеющий опыт, но и продолжающий в разной степени эпизодически либо регулярно употреблять психоактивные вещества.
К примеру, итоги первого полугодия 2016 г показывают, что из 7 тыс. 543 человек, которые рассматривались как кандидаты на военную службу по контракту, по результатам профессионально-психологического отбора в приеме на контракт было отказано всего 168 кандидатам, ранее имевшим немедицинский опыт употребления психоактивных веществ [1].
Проведенное изучение степени наркотизации населения в Российской Федерации установило, что эпизодически и регулярно наркотики употребляют около 8 млн человек (это 5,6% населения), из них примерно 3 млн - употребляющие достаточно активно (это 2% населения), а из них 75% употребляют канабиноиды, 15% - психостимуляторы и около 9% - наркотики опийной группы. Приведенные данные указывают на то, что действительное количество наркозависимых в 3 - 5 раз превышает официальные учтенные данные. Большинство составляют граж-