- © O.e. Коробова, 2014
УДК 339.13.025.5:502.3 О.С. Коробова
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ В РОССИИ
Показано, что применение экономических механизмов регулирования выбросов парниковых газов является актуальным для России. Предложена экспериментально-расчетная зависимость, отражающая взаимосвязь цены на единицу установленного количества выбросов диоксида углерода с объемом продаж, учитывающая ценность данного товара для потребителя. Данная модель позволяет определить оптимальные цены экологических ресурсов, поглощающих парниковые газы. Полученные величины оптимальных цен на экологические ресурсы позволяют рассматривать эти ресурсы как часть производственного процесса предприятий региона и применять их в качестве эффективного экономического инструмента, регулирующего эмиссию парниковых газов. В работе приведены оптимальные цены в относительных единицах на экологические ресурсы при поглощении выбросов диоксида углерода для федеральных округов РФ.
Ключевые слова: климатическая проблема, парниковые газы, экологический ресурс, углеродная цена, регионы, экологические доноры и реципиенты.
Несмотря на то, что Россия, наряду с Канадой, Японией и Новой Зеландией, отказалась участвовать во втором периоде Киотского протокола, проблема снижения антропогенного воздействия на климатическую систему земли остается актуальной для нашей страны. Так, согласно Климатическому индексу, отражающему состояние и динамику климатической политики и действий стран в области воздействия на климат и энергетики, Россия демонстрирует результат аутсайдера, находясь на 56 месте из 61 возможного благодаря росту выбросов парниковых газов, низкой доли возобновляемой энергии и слабой климатической политики [4]. Как отмечается в публикации [3], в последние годы выбросы растут опережающими темпами и в ряде отраслей, таких как нефтегазовая промышленность, угольная промышленность, ЖКХ, автомобильный транспорт, управление отходами, превысили уровень базового для первого бюджетного периода Киотского протокола 1990 г.
Учитывая эти обстоятельства, а также в связи с выходом Указа Президента РФ [2], который предусматривает сокращение к 2020 г. эмиссии парниковых газов до уровня, не превышающего 75% от выбросов 1990 г., своевременным становится вопрос внедрения как административных, так и экономических механизмов регулирования выбросов в России.
Основным элементом экономического регулирования выбросов парниковых газов является цена углеродной квоты. Для определения и оптимизации цен на данный специфический товар нами было предложено использовать экспериментально-расчетный метод, учитывающий наличие на рассматриваемой территории экологических ресурсов, поглощающих парниковые газы [1].
Оценку стоимости экологических ресурсов целесообразно осуществлять на основе анализа динамики цен на углеродном рынке, принимая допущение, что цена единицы сокращенных
0.37 0.5 1.0
Цены на экологические ресурсы в относительных единицах при поглощении выбросов С02 по федеральным округам Российской Федерации
выбросов отражает стоимость экологических ресурсов, поглощающих соответствующее количество парникового газа, экономя тем самым затраты производителей на предотвращение его эмиссии. В результате анализа действующего в рамках европейской системы торговли выбросами докризисного углеродного рынка нами была установлена экспериментально-расчетная зависимость, отражающая взаимосвязь цены на единицу установленного количества выбросов диоксида углерода с объемом продаж, учитывающая ценность данного товара для потребителя и позволяющая определять и оптимизировать цены на экологические ресурсы, поглощающие диоксид углерода:
Цэр= -1,44 / Ьп (Кэропт/ Кэр) (1)
Дэр= -1,44 / Кэр Ьп (Кр0пт/Кр), (2)
где Цэр - цена на экологические ресурсы региона, руб/тС02; Дэр - доход от реализации экологических ресурсов на внутреннем или внешнем рынке, руб.; Кэр - количество экологических ресурсов региона, тС02; Кэропт - количество экологических ресурсов региона, позволяющее получить максимальный доход от их реализации, тС02; / - коэффициент пропорциональности, учитывающий ценность данного товара для потребителей (расчетная величина
коэффициента пропорциональности составила / = 20,8 руб/тС02 ).
Рассчитанные по формуле (1) оптимальные цены в относительных единицах на экологические ресурсы при поглощении выбросов С02 для федеральных округов РФ и общая цена при рассмотрении РФ как единой системы представлены на рисунке.
Регионы, находящиеся правее оптимальной точки (0.37), относятся к донорам экологических ресурсов, а находящиеся левее - к реципиентам, т.е. являются экологическими должниками. Отрицательная величина цены на экологические ресурсы означает возможность реализации определенной их части на внутреннем рынке без ущерба для экономики региона.
Полученные величины оптимальных цен на экологические ресурсы позволяют рассматривать эти ресурсы как часть производственного процесса предприятий региона и применять их в качестве эффективного экономического инструмента, регулирующего эмиссию парниковых газов.
При этом применение конкретных экономических инструментов, стимулирующих эффективное использование экологических ресурсов, зависит от расположения предприятий, определяющего статус территориального образования в качестве донора либо реципиента экологических ресурсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коробова О.С. Формирование экономического механизма реализации потенциала снижения эмиссии парниковых газов. М.: МГГУ, 2011. - 98 с.
2. Указ Президента РФ № 752 от 30 сентября 2013 г. «О сокращении выбросов парниковых газов».
3. Юлкин М.А. Экономические механизмы сокращения выбросов парниковых газов. М., Крокус-Экспо, 3 декабря 2013.
4. Climate Change Performance Index 2014: https://germanwatch.org/en/ccpi. ii'.m
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ_
Коробова Ольга Сергеевна - доктор экономических наук, доцент кафедры «Прикладная экология» Российского университета дружбы народов, e-mail: [email protected].
UDC 339.13.025.5:502.3
TO A QUESTION ABOUT USE ECONOMIC MECHANISMS REGULATION OF EMISSIONS GREENHOUSE GASES IN RUSSIA
Korobova O.S., Doctor of Economical Sciences, Associate Professor «Applied ecology» Russian university of friendship of the people, e-mail: [email protected].
It is shown that use of economic mechanisms regulation of emissions greenhouse gases is actual for Russia. The experimental and settlement dependence reflecting interrelation of the price of unit of established number of emissions of dioxide carbon with sales volume, the considering value of these goods for the consumer is offered. This model allows to determine the optimum prices of the ecological resources absorbing greenhouse gases. The received sizes of the optimum prices of ecological resources allow to consider these resources as part of production of the enterprises of the region and to apply them as the effective economic tool regulating emission of greenhouse gases. In work the optimum prices are specified in relative units on ecological resources at absorption of emissions of dioxide carbon for the federal districts of the Russian Federation.
Key words: climatic problem, greenhouse gases, ecological resource, carbon price, regions, ecological donors and recipients.
REFERENCES
1. Korobova O.S. Formirovanie jekonomicheskogo mehanizma realizacii potenciala snizhenija jemissii parnikovyh gazov (Implementation arrangements for the greenhouse gas emission reduction potential), Moscow, MGGU, 2011, 98 p.
2. Ukaz Prezidenta RF № 752 ot 30 sentjabrja 2013 g. «O sokrashhenii vybrosov parnikovyh gazov» (RF President Decree No. 752, dated September 30, 2013, greenhouse gas emission reduction).
3. Julkin M.A. Jekonomicheskie mehanizmy sokrashhenija vybrosov parnikovyh gazov (Economical mechanisms of greenhouse gas emission reduction), Moscow, Krokus-Jekspo, 3 December 2013.
4. Climate Change Performance Index 2014: https://germanwatch.org/en/ccpi.
A