Научная статья на тему 'К вопросу о преступлениях, связанных с незаконной заготовкой древесины (криминологический аспект)'

К вопросу о преступлениях, связанных с незаконной заготовкой древесины (криминологический аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
653
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ЛЕСА / НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ОБОРОТ ЛЕСА / СФЕРА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ / CRIME / ILLICIT TRAFFICKING OF FORESTS / ILLEGAL FELLING OF FOREST PLANTATIONS / CRIMINAL PUNISHMENT / THE TURNOVER OF THE FOREST / THE FIELD OF FOREST MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косых Валерия Александровна

Статья раскрывает криминологические проблемы преступности, связанной с незаконной заготовкой древесины в Российской Федерации. Среди основных причин роста преступлений в сфере лесопользования на первый план выходит высокий спрос на древесину, низкая цена незаконно заготовленной древесины, а также некоторые социальные причины. В статье анализируются нововведения в уголовном законе Российской Федерации, касающиеся ужесточения наказания за совершение незаконной заготовки древесины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of crimes related to illegal logging (criminological aspect)

This article reveals criminological problems of crime associated with illegal logging in the Russian Federation. Among the main reasons for the increase of crimes in the sphere of forest management at the forefront of the high demand for timber, low price of illegally harvested timber, as well as some social causes. The article examines innovations in the criminal law of the Russian Federation concerning toughening of punishment for the Commission of illegal timber.

Текст научной работы на тему «К вопросу о преступлениях, связанных с незаконной заготовкой древесины (криминологический аспект)»

Косых В.А. К вопросу о преступлениях, связанных с незаконной заготовкой древесины...

6) «проговорки» в показаниях и реакция недовольства на них самого допрашиваемого могут свидетельствовать о непредвиденном высказывании правды и сожалении по этому поводу самим допрашиваемым;

7) отсутствие в показаниях слов и словосочетаний, обозначающих выражение эмоций допрашиваемого, проявление в речевых конструкциях позиции стороннего наблюдателя. Присутствие таких выражений, как «так обычно говорят», «так люди думают» и т.п.;

8) акцентирование лица на своей порядочности и неподкупности, неоднократное сообщение следователю о своей незаинтересованности в исходе дела.

3. Проведение следственных действий, позволяющих проверить показания.

Вышеописанные способы выявления заведомо ложных показаний допрашиваемых не всегда являются результативными. Причиной могут быть следующие обстоятельства:

- профессионально-личностные качества следователя (непрофессионализм, невнимательность, недостаточный жизненный опыт, неумение анализировать и логически мыслить и т.п.);

- личность лгущего лица (психологическая устойчивость, умение быстро ориентироваться в новой ситуации, устойчивость мотивации и т.п.).

Выявление заведомо ложных показаний допрашиваемых лиц во время следственных действий наиболее доступно для следователя. В разоблачении ложных показаний большую роль играют негативные (отрицательные обстоятельства), т.е. такие, которые при нормальном ходе того или иного события должны быть, но фактически отсутствуют либо, наоборот, присутствуют, когда их не должно быть. Негативные обстоятельства - это фактические данные, противоречащие обычному ходу вещей [3, с.113]. Обнаружить и разоблачить заведомо ложные показания допрашиваемого можно во время таких следственных действий, как очная ставка, проверка показаний на месте, проведение судебной экспертизы, осмотр места происшествия, освидетельствование, опознание, допрос в присутствии специалиста. Таким образом, с помощью метода сравнения выявляются заведомо ложные показания допрашиваемых лиц, анализируются части значимой для расследования информации, материалы уголовного дела в целом, выявляются противоречия при проведении следственных действий.

Список литературы

1. Закатов, А.А. Ложь и борьба с нею. - Волгоград: ВЮИ, 1999. - 150 с.

2. Криминалистика. - Т. 2. Криминалистическая тактика : учебник для вузов: в 3 т. / под ред. И.А. Возгрина. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. - 309 с.

3. Порубов, Н. И. Тактика допроса на предварительном следствии : учебное пособие. - М.: БЕК, 1998. - 208 с.

4. Ратинов, А. Р. Судебная психология для следователей. - М.: Юрлитинформ, 2008. - 352 с.

УДК 343.97 В.А. Косых*

К вопросу о преступлениях, связанных

с незаконной заготовкой древесины (криминологический аспект)

Статья раскрывает криминологические проблемы преступности, связанной с незаконной заготовкой древесины в Российской Федерации. Среди основных причин роста преступлений в сфере лесопользования на первый план выходит высокий спрос на древесину, низкая цена незаконно заготовленной древесины, а также некоторые социальные причины. В статье анализируются нововведения в уголовном законе Российской Федерации, касающиеся ужесточения наказания за совершение незаконной заготовки древесины.

Ключевые слова: преступность, незаконный оборот леса, незаконная рубка лесных насаждений, уголовное наказание, оборот леса, сфера лесопользования.

V.A. Kosykh*. On the issue of crimes related to illegal logging (criminological aspect). This article reveals criminological problems of crime associated with illegal logging in the Russian Federation. Among the main reasons for the increase of crimes in the sphere of forest management at the forefront of the high demand for timber, low price of illegally harvested timber, as well as some social causes. The article examines innovations in the criminal law of the Russian Federation concerning toughening of punishment for the Commission of illegal timber.

Keywords: crime, illicit trafficking of forests, illegal felling of forest plantations, criminal punishment, the turnover of the forest, the field of forest management.

* Косых, Валерия Александровна, адъюнкт кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-19, e-mail: val-kosykh@yandex.ru.

* Kosykh, Valeria Alexandrovna, post graduate of the chair of Criminology of Saint-Petersburg university of MIA of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 8(812)-744-70-19. E-mail: val-kosykh@yandex.ru.

© Косых В.А., 2016

Криминалистика, криминология, ОРД

Российская Федерация является государством, занимающим одну из лидирующих позиций в мире по запасам полезных ископаемых и природных ресурсов, в т.ч. в мировом экспорте древесины. Так, согласно статистике, представленной Министерством экономического развития РФ, в лесном и целлюлозно-бумажном комплексе в январе-сентябре 2013 г. по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. повысился стоимостной объём поставок древесины и целлюлозно-бумажной продукции на 3,5 %, физический объём вывоза увеличился на 4,4 %, цены снизились на 1,2 %. На внешний рынок было направлено 13,3 млн. куб. м необработанных лесоматериалов (прирост на 4,4 %), 8946,1 тыс. тонн пиломатериалов (прирост на 5,6 %), 1362,5 тыс. тонн древесной целлюлозы (спад на 12,0 %). В общем стоимостном объеме экспорта доля продукции лесного и целлюлозно-бумажного комплекса повысилось с 2,0 % до 2,1 %. Доля основных товаров: необработанных лесоматериалов (0,3 %), пиломатериалов (0,7 %), фанеры клееной (0,2 %), древесной целлюлозы (0,2 %), газетной бумаги (0,1 %) [1].

Вместе с тем развитие экспорта древесины и других полезных ископаемых в России повлекло за собой рост уровня преступности в данной сфере. По данным ГИАЦ МВД России, за 2014 г. различными правоохранительными органами было выявлено 18 тыс. фактов нелегальной заготовки древесины, в т.ч. преступлений, связанных с незаконной рубкой лесных насаждений, общим объемом 1,3 млн. кубических метров, ответственность за которые предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях, а также ст. 260 УК РФ. [2] Учитывая данные показатели, не стоит забывать о высокой латентности данного вида преступности. На наш взгляд, развитие преступности в указанной сфере обусловлена сверхдоходностью противозаконных внешнеторговых операций в области лесного хозяйства и быстрого оборота вложенных в них денежных средств.

Справедливости ради отметим, что помимо названных причин, обусловливающих совершение преступлений в данной сфере, в юридической литературе описаны и другие причины.

Так, еще в 2008 г. на заседании под названием «Правовое обеспечение борьбы с незаконными рубками леса» Совета Федерации РФ начальник Управления охраны, защиты и воспроизводства лесов Рослесхоза А.А. Ермоленко в своем докладе выделил некоторые из основных причин, влияющих на нарушение законодательства в сфере лесопользования.

1. Экономически устойчивый спрос на древесину и лесоматериалы.

2. Высокую доходность незаконных рубок.

3. Социальную бедность и высокий уровень безработицы в РФ.

4. Недостаточную эффективность действующего законодательства.

5. Малую численность, слабую защищенность и отсутствие стимулирования государственных лесных инспекторов.

6. Отсутствие единой системы учета и контроля оборота древесины.

7. Недостаточные меры воздействия на нарушителей действующего законодательства. [3]

Анализируя современную обстановку в сфере оборота леса в РФ, нельзя не согласиться с

существованием тех причин, которые в своём докладе озвучил А.А. Ермоленко. Сегодня в большинстве регионов, где основным ландшафтом являются земли, занятые лесными насаждениями, продолжает расти преступность в сфере заготовки и оборота древесины. Примером может служить Архангельская область, являющаяся одним из наиболее лесистых регионов страны. Площадь лесов в Архангельской области составляет около 30 млн. га, а запасы древесины - около 2,4 млрд. куб. м. В системе российской лесной промышленности Архангельская область выходит с показателем удельного веса в 6 %. Спрос на древесину и лесоматериалы высок, чем естественно и обусловливается существование преступности именно в лесопромышленном комплексе. Важно отметить, что незаконная рубка лесных насаждений и последующая заготовка древесины характеризуются особенной организацией. Как утверждает И.А.Фомина, анализируя уровень распространенности способов, приёмов и средств совершения незаконных рубок на территории Российской Федерации, в настоящее время существует негативная тенденция, связанная с приобретением организованного характера рассматриваемой преступности [4].

Система преступлений в сфере оборота леса является достаточно сложной, поскольку даже в единичное преступление может быть вовлечено большое количество людей, при этом особо крупный ущерб причиняется Российской Федерации, что прямо влияет на экономическую безопасность нашей страны. Решение данной проблемы в своей диссертации предлагает В.Н. Каплунов, для чего следует, по его мнению, выделить в отдельную часть совершение незаконной рубки лесных насаждений организованной группой в особо крупном размере как отягчающее обстоятельство, т.е. в ч. 4 ст. 260 УК РФ [5].

По мнению К.Н. Авериной, проблема правонарушений в сфере лесопользования связана в первую очередь с практическим применением положений законодательства, определением ущерба, объективных признаков самого деяния. Всё это, по мнению ученого, приводит к снижению эффективности профилактических мероприятий в данной сфере [6].

Н.А. Селяков во многом разделяет взгляды вышеназванного учёного. Так, он утверждает, что на практике возникают трудности при квалификации деяний, содержащих признаки преступлений, предусмотренных ст. 260, 216 УК РФ, поскольку практика применения законодательства в данной сфере отличается в различных регионах. Н.А. Селяков видит проблему в мягкости наказания за совершение рассматриваемых преступлений [7].

Анализируя современное состояние законодательства и государственной политики в сфере незаконного оборота леса в РФ, можно сделать вывод, что Россия встала на путь экологического и экономического совершенствования сферы лесопользования и рационального потребления природных ресурсов.

Косых В.А. К вопросу о преступлениях, связанных с незаконной заготовкой древесины...

Нельзя не отметить и международное законодательство, которое является основой национальной политики любого государства. Так, согласно конвенции ООН «О биологическом разнообразии», принятой 5 июня 1992 г., в международный оборот введено понятие «экосистема - динамичный комплекс растений, животных и микроорганизмов, а также их неживой окружающей среды, взаимодействующих как единое функциональное целое» (ст. 2 Конвенции), а одним из направлений деятельности государств является содействие защите экосистем, естественных мест обитания и сохранению жизнеспособных популяций видов в естественных условиях. Кроме того, к общим мерам по сохранению биологического многообразия отнесены такие, как разработка национальных стратегий, планов или программ сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия [8]. Данная конвенция ратифицирована Федеральным законом № 16-ФЗ от 16 февраля 1995 г.

Согласно экологической доктрине РФ, одобренной Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ № 2552-р от 27 декабря 2012 г. «Об утверждении государственной программы «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы»), «...устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья её населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.». Что же касается интересующего нас леса как предмета преступной деятельности, то следует уделить внимание и Приказу Министерства промышленности и торговли РФ № 248-482 от 31 октября 2008 г. «Об утверждении стратегии развития лесного комплекса РФ до 2020 года». Согласно данной стратегии, среди факторов, влияющих на развитие проблем в лесном комплексе страны, назван и высокий уровень нелегального оборота древесины. Кроме того, спланирована система борьбы с данным негативным явлением: в целях предотвращения незаконных заготовок и нелегального оборота древесины в лесах Российской Федерации предусматривается создание в субъектах Российской Федерации современных систем учёта и контроля круглых лесоматериалов, планируется опытная эксплуатация и внедрение системы учёта и контроля круглых лесоматериалов в ряде субъектов Российской Федерации, до 2020 года планируется внедрение данной системы на всей территории Российской Федерации, до создания и ввода в действие государственной системы учёта объёмов круглых лесоматериалов в целях эффективной борьбы с нелегальным оборотом древесины и сертификации лесов по национальным стандартам устойчивого управления, сохраняется разрешительная система пользования лесными ресурсами. Также предусмотрено проведение дистанционного мониторинга лесопользования и выявления незаконных рубок в лесах Российской Федерации, изменение законодательства с целью создания правовой основы системы контроля и учёта древесины, ужесточения административных и уголовных наказаний за нарушение лесного законодательства, а также стимулирования лиц, выявивших нарушения лесного законодательства.

Противостоять такому негативному явлению, как преступность в сфере лесопользования, призван современный уголовный закон России. Действительно, защита общественных отношений в сфере лесопользования в настоящее время нашла своё отражение в обновленном Уголовном кодексе Российской Федерации. Так, согласно ч. 1 ст. 260 УК РФ, незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, наказываются вплоть до лишения свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до 18 месяцев или без такового [9]. Те же деяния в крупном размере, а равно группой лиц, либо лицом с использованием своего служебного положения, предусмотренные ч. 2 ст. 260 УК РФ, наказываются лишением свободы до четырёх лет, либо иными видами наказаний: штрафом, принудительными работами, лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. Кроме того, ст. 260 ч. 3 УК РФ предусмотрено наказание за совершение тех же деяний, совершенных в особо крупном размере, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. В данном случае наказание предусмотрено вплоть до лишения свободы сроком до семи лет.

На протяжении последних лет прослеживается ужесточение уголовного наказания за совершение рассматриваемой категории преступлений. Так, за совершение незаконной рубки лесных насаждений в особо крупном размере (ч. 3 ст. 260 УК РФ) верхний предел наказания в виде лишения свободы ФЗ от 28 июля 2014 г. увеличен с пяти до семи лет. Кроме того, криминализированы отдельные этапы незаконного оборота древесины и введены в качестве новой статьи УК РФ «Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины» (191.1 УК РФ) [10].

Однако уголовный закон РФ 1996 г. при всей новизне и иных положительных моментах далек от совершенства. Например, в большинстве случаев незаконной рубкой лесных насаждений занимаются лица из числа индивидуальных предпринимателей, основной сферой деятельности которых является заготовка, переработка и продажа леса и лесоматериалов, т.е. фактически использующие свой основной вид деятельности для достижения преступного результата. В связи с этим, на наш взгляд, недопустимо отсутствие в санкции ч. 1 ст. 260 УК РФ такого вида наказания, как лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. Кроме того, следует отметить и чрезмерную обобщенность предмета рассматриваемых преступлений. Следует отметить,

Криминалистика, криминология, ОРД

что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» не являются предметом преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, лесные насаждения и не отнесенные к ним деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения [11]. Т.е. фактически предметом преступления являются лишь те лесных насаждения, которые произрастают на землях лесного фонда, который представляет собой природно-хозяйственный объект федеральной собственности, лесных отношений, управления, использования и воспроизводства лесов, представляющий совокупность лесов, лесных и нелесных земель в границах, установленных в соответствии с лесным и земельным законодательством. К лесному фонду относятся все леса, за исключением лесов на землях обороны и городских поселений, а также древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, транспорта населенных пунктов (поселений), водного фонда и иных категорий. Разъяснение Верховного суда о том, что леса, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, не являются предметом преступного посягательства, фактически приводит к проблемам при квалификации преступлений на практике, поскольку в настоящее время на территории лесных хозяйств (по крайней мере, в регионах) учитываются результаты лесоустройства советских времен, т.е. не соответствующие нынешнему положению в сфере лесных и земельных отношений (бывшие земли колхозов, совхозов, переданные в пользование муниципальных районов, либо оставшиеся бесхозными). В данном случае зачастую подобные материалы разрешаются по факту хищения леса (ст. 158 УК РФ), при этом лес рассматривается не как стратегический природный ресурс, а как имущество.

Данные обстоятельства обусловливают совершенствование законодательства России в сфере лесопользования. Среди основных направлений совершенствования лесопользования и предотвращения незаконных заготовок древесины в РФ следует сформировать следующие.

1. Разработка и широкое применение космического и дистанционного мониторинга лесов во всех регионах РФ.

2. Систематические рейды в лесах лесных фондов инспекторами территориальных лесничеств, в т.ч. и авиапатрулирование.

3. Повышение контроля за лесными насаждениями посредством увеличения штатов сотрудников территориальных подразделений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и повышения их квалификации, в т.ч. повышение качества технического оснащения.

4. Совершенствование и обновление законодательства в сфере лесного комплекса РФ, в частности, нормативно-правовых актов, определяющих категории защитности лесов, земель сельскохозяйственного назначения, на которых произрастают леса.

5. Проведение лесоустройства (проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов) [12].

Положительным примером реализации программы в сфере экологии, в частности, лесной сферы может служить прошедшее в Приморском крае в январе 2016 г. совещание, на котором губернатор Владимир Миклушевский затронул проблему лесопромышленного комплекса, указав на необходимость постоянного анализа деятельности органов исполнительной власти в указанной сфере и пояснив, что в 2015 г. лесными инспекторами было проведено 8,2 тыс. контрольно-надзорных мероприятий, выявлено 349 фактов незаконных рубок древесины общим объемом 15,2 тыс. куб. м, в результате чего ущерб государству составил 656 млн. рублей. По результатам проверок возбуждено 241 уголовное дело. По итогам совещания среди приоритетных направлений контроля за лесами стало внедрение высоких технологий, использование системы ЕГИС учёта древесины и сделок с ней. Данные задачи стоят сегодня не только перед Приморским краем, но и перед всеми регионами Российской Федерации.

Ныне некоторые меры уже успешно применяют, к примеру, космический мониторинг лесов, который представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и развития лесного фонда с целью объективного государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Мониторинг позволяет выявить места незаконных рубок и принять меры к предупреждению преступлений и вывоза незаконно срубленной древесины из мест рубок.

Использование технической базы при противодействии преступлениям, связанным с незаконной заготовкой древесины, решает проблему не в корне и не в полном объёме. Безусловно, система мер предупреждения рассматриваемой преступности должна носить комплексный характер, в котором на первое место должна выйти в первую очередь сознательность и взаимодействие как субъектов профилактики на всех уровнях (от законодателей до инспекторов территориальных лесничеств), так и граждан, которые в большинстве случаев являются невольными наблюдателями фактов нарушения лесного законодательства РФ.

Список литературы

1. Официальная статистика. Портал внешнеэкономической информации Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] // Доступ из www.ved.gov.ru.

2. Официальная статистика Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс] // Доступ из http://www.rosleshoz.gov.ru.

Кудряшова Г.Н., Сахарова Т.А., Тимина Т.Н. Основные причины и условия коррупционного поведения.

3. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ре сурс] // До ступ из http://www.council.gov.ru.

4. Фомина, И. А. Методика расследования незаконной рубки лесных насаждений (по материалам регионов Восточной Сибири) : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 250 с.

5. Каплунов, В. Н. Преступления, посягающие на лесные ресурсы: уголовно-правовая и криминологическая характеристика (по материалам Дальневосточного федерального округа) : дис. ... канд. юрид. наук. - Хабаровск, 2011. - 208 с.

6. Аверина, К. Н. Правовая охрана лесов сравнительно-правовой анализ : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 183 с.

7. Селяков, Н. А. Криминологические и уголовно-правовые меры противодействия незаконной рубке, уничтожению или повреждению лесных насаждений : дис. ... канд. юрид. наук. -СПб., 2010.

- 201 с.

8. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] // Доступ из www.un.org.ru.

9. Официальный сайт УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области [Электронный ресурс] // Доступ из официального сайта УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области http://78.fsin.su.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 1 июня 2015 г. - Москва: Эксмо, 2015. - 224 с.

11. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»: URL: http://www.consultant.ru.

12. Лесной кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, КноРус, 2014. - 80 с.

13. Острошенко, В. В. Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов.

- Уссурийск: ПГСХА, 2005. - 160 с.

14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» № 21 от 18 октября 2012 г. // Российская газета. - 2012. - 31 дек. - Вып. № 5924.

15. Балян, Э. В. Специфика противодействия теневым экономическим отношениям и коррупции в сфере природопользования : дис. ... канд. юрид. наук. - Тамбов, 2012. - 242 с.

УДК 340

Г.Н. Кудряшова*, Т.А. Сахарова**, Т.Н. Тимина***

Основные причины и условия коррупционного поведения сотрудников подразделений по вопросам миграции МВД России

В данной статье проводится системное исследование основных детерминант коррупционного поведения сотрудников в системе Федеральной миграционной службы России. Рассматриваются приоритетные направления антикоррупционной политики, позволяющие оперативно устранять причины и условия, порождающие это негативное антисоциальное явление.

Ключевые слова: коррупция, причины и условия коррупции, криминогенная мотивация, противодействие коррупции, миграционная служба, криминологическая профилактика.

G.N. Kudryashova*, T.A. Sakharova**, T.N. Timina***. The main causes and conditions of the corrupt behavior of migration departments personnel of the MIA of Russia. Systematic research of the main determinants of corrupt behavior of civil servants of the federal migration service is provided

* Кудряшова, Галина Николаевна, доцент кафедры судебно-экспертной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-23-07. E-mail-kudryashova_16@mail.ru.

** Сахарова, Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры административная деятельность ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 73025-81. E-mail- Staspb@bk.ru.

*** Тимина, Татьяна Николаевна, кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры уголовного права ФГКОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет МВД России». Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8 (812) 744-70-19. E-mail: timina0505@mail.ru.

* Kudryashova, Galina Nikolayevna, associate professor of the department of forensic activities of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, candidate of psychological sciences. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Phone: 744-23-07. E-mail: kudryashova_16@mail.ru.

** Sakharova, Tatiana Alexandrovna, senior lecturer of the department of administrative activities of internal affairs bodies of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, candidate of law sciences. Address: Russia, 198206, Sankt-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Phone: 730-25-81. E-mail: staspb@bk.ru.

*** Timina, Tatiana Nikolayevna, Deputy Head of the Criminal Law Department of St. Petersburg University of Ministry of Interior of Russia, PhD. Address: Russia, 198206, Sankt-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel.: 8 (812) 744-70-19. E-mail: timina0505@mail.ru.

© Кудряшова Г.Н., Сахарова Т.А., Тимина Т.Н., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.