ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ. ВИКТИМОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
УДК 343.92+343.988
Виктимология 1(3) / 2015, стр. 24-28
Коваленко В. В.
К ВОПРОСУ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ВИКТИМНОСТИ МИГРАНТОВ
В статье анализируются данные официальной статистики о состоянии миграционной преступности в России за последние десять лет. Рассматриваются актуальные проблемы преступности иностранных граждан и виктимности мигрантов. Предложены меры по предупреждению как совершения иностранными гражданами преступлений, так и виктимно-сти самих мигрантов.
Ключевые слова: миграционная ситуация, миграционная преступность, виктимность, меры предупреждения.
По данным МВД России, за 2014 г. органами внутренних дел зарегистрировано более 2 млн 160 тыс. преступлений, из которых 44,4 тыс. совершены иностранными гражданами и лицами без гражданства, 14 тыс. — в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства [1].
С количественной точки зрения удельный вес преступлений, совершаемых мигрантами, является не очень значительным в общем количестве зарегистрированных преступлений. Так, например, в настоящее время он составляет около 2%, а удельный вес преступлений, совершённых в отношении иностранных граждан, около 0,6%.
Однако обеспокоенность вызывают неблагоприятные качественные характеристики миграционной преступности: около 50% преступлений мигрантов сопряжены с опасными для жизни и здоровья насильственными посягательствами на граждан с корыстной целью, против половой неприкосновенности и половой свободы, из хулиганских побуждений, каждое десятое преступление, совершённое мигрантами, сопряжено с незаконным оборотом наркотиков [2, с. 256—263]. При этом наблюдается негативная тенденция роста удельного веса совершае-
мых мигрантами тяжких и особо тяжких преступлений [3]. Также немаловажной негативной особенностью миграционной преступности с точки зрения её виктимо-логической характеристики является то, что большинство преступных посягательств мигрантами совершается в отношении наименее защищенных категорий граждан: женщин, детей и пожилых людей.
Вышеназванные обстоятельства весьма убедительно свидетельствуют о том, что миграционная преступность требует пристального внимания со стороны правоохранительных органов.
Анализ официальной статистики миграционной преступности в масштабе страны в целом показывает, что на протяжении 2005—2014 гг. ежегодно в среднем в Российской Федерации мигрантами совершалось около 50 тыс. преступлений.
Миграционная ситуация в России за указанный период характеризовалась определённой стабильностью, затем, начиная с 2011 г., резким увеличением внешних миграционных потоков, пик которого пришёлся на 2013 г., и в дальнейшем снижением количества прибывающих иностранных граждан, процесс которого наблюдается и в настоящее время [4].
Таблица 1. Сведения о миграционной ситуации и миграционной преступности за последнее десятилетие [5]
Год Прибыло в РФ иностранных граждан (млн) Совершено преступлений иностранными гражданами (тыс.) Из них гражданами стран СНГ (тыс.) Удельный вес преступлений, совершенных гражданами стран СНГ Совершено преступлений в отношении иностранных граждан (тыс.)
2005 22,2 52,2 46,6 90,90% 13,3
2006 22,4 53 47,5 89,60% 15,6
2007 22,9 50,1 45,3 90,40% 15,9
2008 23,6 53,9 48,8 90,60% 15,2
2009 21,3 58 53,1 91,60% 14,9
2010 22,2 49 44,6 91% 12,4
2011 24,9 45 40,5 90,10% 11,4
2012 28,1 42,7 37,3 87,50% 12,4
2013 30,7 47 40,3 85,80% 13,2
2014 24,9 44,4 38,4 86,40% 14
Основываясь на приведенных в табл. 1 статистических данных, которые для наглядности преобразованы в графическое изображение (рис. 1), нетрудно заметить, что с 2005 г. по настоящее время миграционная преступность характеризуется относительной стабильностью.
К сожалению, узкая подведомственность баз данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации приводит к неполноте и разобщенности статистической информации о миграции [6]. Тем более, что официальная статистика не отражает сведений о масштабах незаконной миграции, а также достоверной информации о миграционной преступности.
Стоит отметить, что, во-первых, преступность как самих иностранных граж-
дан, так и в отношении них отличается повышенной латентностью. Во-вторых, статистический учет состояния преступности иностранных граждан ведется не по зарегистрированным, а по раскрытым преступлениям. При этом проблемным вопросом, не урегулированным законодательно, остается привлечение к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих личность. Другой проблемой остается неконтролируемое передвижение мигрантов по территории Российской Федерации, а значит, возможность скрыться от органов предварительного следствия.
Преступность мигрантов и совершение преступлений в отношении них тесно связаны. Получается замкнутый круг.
1 23456789 10
Рис. 1. Сведения о преступлениях, совершенных мигрантами и в отношении них, за 2005—2014 гг.
Виктимность мигрантов (правовая безграмотность, незнание языка, социальная незащищенность и т. п.) приводит к их уязвимости, совершению в отношении них преступлений — от мошенничества и вымогательства до нарушения их прав и свобод или физического уничтожения. Преступные посягательства (особенно со стороны работодателей и сотрудников правоохранительных органов) в любом случае приводят к психологическим травмам, культурному шоку мигрантов, что влечет неуважительное, а порой и неприязненное отношение к коренному населению в принимающем государстве. «Жертвы», не имея четкого правового статуса, зачастую лишившись места работы и проживания, средств к существованию, документов, удостоверяющих личность и право пребывания на территории Российской Федерации, возможности вернуться на родину, стремясь избежать контактов с правоохранительными органами, оказываются в положении маргиналов и становятся на путь совершения преступлений. Причины совершения иностранными гражданами корыстно-насильственных преступлений очевидны: агрессивная борьба за выживание. «Жертва» становится «палачом», а «палач» — «жертвой». В свою очередь преступность мигрантов угрожает безопасности коренного населения, порождает «социальную тревожность и агрессию» [7]. В регионах России с увеличенными потоками миграции проблема преступности со стороны мигрантов стоит на первом плане [8]. Неадекватное реагирование правоохранительных органов на резонансные преступления приводит к самосудам, открытым актам насилия на почве межнациональной ненависти. «Палач» и «жертва» вновь меняются местами. Круг замкнулся.
В целях предупреждения как совершения иностранными гражданами преступлений, так и виктимности самих мигрантов могут быть предложены следующие меры:
1) создание единой системы миграционного контроля, основанной на электронной идентификации мигрантов путем сканирования папиллярных узоров пальцев рук при пересечении Государственной границы Российской Федерации. Оперативное внесение сведений в единую всероссийскую базу данных по-
зволит контролировать цели и сроки пребывания иностранных граждан в стране. Создание интегральной базы данных важно как для розыска преступников, привлечения к уголовной ответственности лиц, не имеющих документов, удостоверяющих личность и гражданство, так и для установления личности потерпевших, идентификации неопознанных трупов;
2) дифференциация мер по адаптации и интеграции иммигрантов в российское общество, ориентация на категории мигрантов. Трудовым мигрантам низкой квалификации из стран СНГ, Средней Азии и Закавказья требуется адаптация к временным условиям жизни; для репатриантов необходима реадаптация как приспособление к условиям жизни при возвращении на историческую родину; для иммигрантов, прибывающих на постоянное место жительства, требуются аккультуризация, освоение истории и культуры принимающего общества;
3) привлечение новых субъектов для адаптации мигрантов в стране пребывания. Что интересно, большая часть адаптационных проблем решается мигрантами в рамках своей этнической среды, но не в официальных национальных организациях. Национально-культурные автономии и этнокультурные общественные объединения зачастую оказывают своим соотечественникам лишь разовую консультационную помощь, но данные организации не имеют воздействия на широкие массы мигрантов, так как немногие мигранты знают об их существовании.
Большим потенциалом для адаптации мигрантов обладают религиозные организации, особенно мусульманские, которые ведут просветительскую деятельность среди мигрантов, призывают уважать местное население и традиции, поддерживают связи с диаспорами, национальными общинами. Но эта работа несистемна.
Свою роль в предупреждении миграционной преступности, незаконной миграции, в интеграции в общество иммигрантов играют учебные заведения, в том числе центры русского языка при вузах, и неравнодушные граждане. Воспитывая в детях толерантность, помогая иностранным гражданам, попавшим в трудную ситуацию, гражданское общество и
учебные заведения способствуют приспособлению к жизни в России мигрантов;
4) осуществление просветительской и консультационной деятельности, наглядного и доступного информирования иностранных граждан об их правовом положении в стране пребывания.
В России нет консультационных пунктов для иностранных граждан, справочных служб, имеющих в своем штате переводчиков. Информация, размещенная на официальных сайтах Федеральной миграционной службы и её территориальных органов, недоступна большинству мигрантов, не имеющих доступа к сети Интернет. Отсутствие информации, квалифицированной юридической помощи — причина виктимности мигрантов.
В местах массового скопления мигрантов, таких как общественные места, пункты пограничного контроля, возмож-
на установка инфоматов, предоставляющих справочную информацию на разных языках. Можно отметить положительный опыт отдела иммиграционного контроля УФМС России по Свердловской области в организации информирования иностранных граждан об их правах и обязанностях на территории Российской Федерации, выразившийся в выдаче прибывающим иностранным гражданам в аэропорту «Кольцово» красочных памяток в преддверии и во время саммитов ШОС и БРИК 2009 г.
Правовое и языковое просвещение должно начинаться ещё в стране исхода. В подготовительный период (до выезда на заработки) трудовых мигрантов целесообразно ориентировать на обучение русскому языку и основам миграционного законодательства Российской Федерации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации, в том числе в Крымском федеральном округе, за январь — декабрь 2014 года // официальный сайт МВД РФ — URL: https:mvd.ru (дата обращения: 5 апреля 2015 г.)
2. Сандугей А. Н. О состоянии преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и перспективных направлениях её профилактики // Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции: сб. науч. тр. / под общ. ред. К. О. Ромодановского, Е. Ю. Егоровой, В. А. Лянного. М.: ФМС России, 2012.
3. Преступность мигрантов в 2014 году — URL: http:voprosik.net (дата обращения: 5 апреля 2015 г.).
4. Количество мигрантов в России будет резко уменьшаться // ВЗГЛЯД: деловая газета. 2015. 8 янв.
5. Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики — URL: http:www.gks.ru (дата обращения: 5 апреля 2015 г.).
6. Количество прибывших граждан иностранных государств на территорию Российской Федерации: официальный сайт Федерального агентства по туризму — URL: http:www.russiatourism.ru (дата обращения: 5 апреля 2015 г.).
7. Статистика и аналитика: состояние преступности // официальный сайт МВД РФ — URL: https:mvd.ru (дата обращения: 5 апреля 2015 г.).
8. Пшеницын А. Статистическая погрешность // Завтра. 2013. 12 дек.
9. Насуров П. А. Виктимологический аспект преступлений, связанных с мигрантами из Республики Таджикистан // Российский следователь. 2008. № 9.
10. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Рос. газ. 2013. 4 февр.
КОВАЛЕНКО Вероника Валерьевна, начальник отделения УФМС России по Свердловской области (г. Екатеринбург); магистрант Уральского финансово-юридического института, г. Екатеринбург. E-mail: vvkovalenko77@mail.ru
Kovalenko V. V.
TO THE QUESTION OF THE PREVENTION OF THE MIGRATORY CRIME AND VICTIMIZATION OF MIGRANTS
In article the data of official statistics on a condition of migratory crime in Russia over the last ten years are analyzed. Actual problems of crime of foreign citizens and victimization of migrants are considered. Measures for the prevention of both commitment of crimes by foreign citizens, and victimization of migrants are offered.
Keywords: migratory situation, migratory crime, victimization, preventive meas-ures.
KOVALENKO Veronica, Head of the department of the Federal Migration Service of Russia, Sverdlovscoy Region (Ekaterinburg); graduate student of the Ural Institute of Finance and Law, Ekaterinburg. E-mail: vvkovalenko77@mail.ru
28
BI/IKTI/IMOflOn/lfl № 1(3) / 2015