УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Татьяна Николаевна МИХЕЕВА,
декан юридического факультета Марийского государственного университета, доктор юридических наук, профессор tnmiheeva@marsu.ru 424001, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1
К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Переход к цифровым технологиям в экономике, бизнесе, социальной сфере порождает необходимость их правового регулирования. Учеными активно обсуждаются проблемы взаимодействия и взаимовлияния цифровизации и права. В статье проанализированы современные взгляды на феномен цифровизации, имеющаяся правовая база цифровой реальности. Представлена характеристика федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой экономики», призванного привести цифровизацию в правовое поле. Показано влияние новых федеральных законов на вовлечение в процесс цифровизации граждан и в конечном счете улучшение их жизни. Необходимым является правовое оформление электронного гражданского оборота, поскольку сегодня фактически сложившиеся договорные отношения с применением смарт-контрактов, технологии блокчейн остаются без правовой формализации. Рассмотрены особенности правового регулирования цифровых платформ в судопроизводстве, нотариате и других сферах. Практическое значение проведенного исследования заключается в систематизации научного представления о правовых механизмах регулирования цифровых технологий. Ключевые слова: цифровизация, правовое регулирование, цифровая экономика.
DOI: 10.17803/2311-5998.2019.61.9.114-122
© Т. Н. Михеева, 2019
T. N. MIKHEEVA, Dean of the faculty of law Mari State University, Doctor of law, Professor tnmiheeva@marsu.ru 424001, Russia, Rep. Mari El, Yoshkar-Ola, pl. Lenina, 1 ABOUT THE LEGAL BASIS OF DIGITALIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract. The transition to digital technologies in the economy, business, social sphere creates the need for their legal regulation. Scientists actively discuss the problems of interaction and influence of digitalization and law. The article analyzes the current views on the phenomenon of digitalization, the existing legal framework of digital reality. The characteristic of the Federal project "Normative regulation of digital economy" designed to bring digitalization into the legal field is presented. The influence of the new Federal laws on the involvement of citizens in the process of digitalization and improving their lives are shown. Legal registration of electronic civil turnover is necessary because today the existing contractual relations with the use of smart
•МШН1Ж Михеев* Т Н.
УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о правовых основах 11^3
УНИВЕРСИТЕТА ^ w w ^
имени o.e. кугафина(мгюА) цифровизации в Российской Федерации
contracts, blockchain technology remain without legal formalization. The article examines the features of legal regulation of digital platforms in legal proceedings, notary and other areas. The practical value of the study is to systematize the scientific understanding of the legal mechanisms of regulation of modern technologies. Keywords: digitalization, legal regulation, digital economy.
Ц
ифровизация в России является объективной реальностью. Она стремительно вторгается в нашу обыденную жизнь, причем отдельные элементы (становятся привычными: телевидение перешло от аналога к цифровому, в поликлинике пациенту выписывают электронный больничный лист, на очереди электронные паспорта и трудовые книжки. Кстати, некоторые наши ближние соседи по Евразийскому экономическому союзу (Армения, Белоруссия, Казахстан) уже выдали гражданам электронные паспорта.
По большому счету, значительная часть граждан, не задумываясь глубоко об этих процессах, воспринимает их как очередные технические достижения (как когда-то появились и стали обыденными мобильные телефоны, компьютеры), привносящие новые элементы комфортности.
Вместе с тем над феноменом «цифровизация» уже не один год размышляют профессионалы самых разных направлений, дискутируют — математики, экономисты, специалисты в сфере информационных технологий и, конечно, правоведы.
В. В. Комарова в связи с этим прогнозирует более продуктивное взаимодействие государства и гражданина, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных границ1.
Современные технологии требуют адекватного правового регулирования. Справедливы слова В. Б. Нагродской о том, что смарт-контракты, краудсорсинг, криптовалюты, токены — эти и другие понятия ворвались в нашу жизнь. Задача юристов состоит в том, чтобы обеспечить использование данных механизмов в правовом поле2.
Вопросы, связанные с правовой основой цифровизации, сегодня как никогда актуальны. Право во многом отстает от фактически сложившихся отношений в сфере цифровых технологий. А. О. Козырев подчеркивает такую особенность: □
Алексей Козырев доложил в Совете Федерации о создании нормативно-правовой базы
I п
«Новые технологии настолько сильно меняют устоявшиеся правоотношения,
что мы теперь начинаем в регулировании идти не от правоотношений, а от тех- и
нологий. Никогда раньше мы не планировали отрегулировать, например, саму у
технологию хранения информации в базах данных. Теперь же нужно специаль- ц
ное правовое регулирование для таких технологий, как блокчейн, искусственный п □
- 3 "он
интеллект и интернет вещей»3. □ н
1 Комарова В. В. Формы обеспечения баланса интересов населения и публичной власти м р в России // Право и государство: теория и практика. 2015. № 12 (132). С. 80. ц в
2 Нагродская В. Б. Новые технологии блокчейн : Искусственный интеллект на службе пра- и □ ва: научно-методическое пособие / под ред. Л. А. Новоселовой. М. : Проспект, 2019. С. 3.
и m о
для цифровой экономики // URL: https://digital.gov/ru/ru/events/37679/. визации
>
3
в Я УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кугафина (МГЮА)
Учеными и практиками ведутся активные обсуждения разных аспектов цифро-визации. Однако следует согласиться с Т. Я. Хабриевой и Н. Н. Черногором, что наука пока не дает однозначного ответа о природе этих процессов, что позволило бы объективно оценить масштаб и последствия их влияния на общество и различные сферы его жизни. Достижения науки в этой части пока незначительны. Многие выводы и прогнозы не верифицированы, а потому звучат не вполне убедительно4.
Вместе с тем нельзя не отметить два крупнейших юридических мероприятия с международным участием, прошедших только в апреле нынешнего года с широкими дискуссиями по затронутым проблемам.
Во-первых, это VI Московский юридический форум «Российская правовая система в условиях четвертой промышленной революции» в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Тематика форумных площадок говорит сама за себя: конференция «Эффективность правового регулирования цифровых технологий», круглый стол «Феномен цифровизации юридического бизнес-образования», конференция «Институт конституционных прав и свобод в условиях современного научно-технологического развития» и др.
Во-вторых, это прошедшая почти следом в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова Международная научная конференция «Информационное пространство знаний, цифровой мир и конституционное право».
Ведущие научные учреждения России (Российская академия наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Фонд «Сколково» и др.) инициируют и ведут междисциплинарные исследования в указанной сфере. Между тем очевидно, что на активизации научного сообщества сказались ряд глобальных мер, принятых в государственном масштабе, — определение национальных целей Российской Федерации5, в числе которых названо обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Пожалуй, впервые данное направление развития государства поставлено в один ряд с такими, как вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, снижение в два раза уровня бедности, обеспечение устойчивого естественного роста численности населения России и т.д.
Достижение названной цели призвана обеспечить Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», паспорт которой был утвержден в конце прошлого года6. Она была, по существу, создана на базе Программы с аналогичным названием 2017 г.7, утратившей силу в настоящее время8.
4 Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 86.
5 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2014 года // Российская газета. 2018. 9 мая.
6 Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденный протоколом от 24 декабря 2018 г. № 16 Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/info/35568.
7 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1631-р // URL: http://government.ru/docs/all/112831.
8 Распоряжение Правительства РФ от 12 февраля 2019 г. № 195-р // СПС «КонсультантПлюс».
УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о правовых основах 117
имени o.e. кугафина(мгюА) цифровизации в Российской Федерации
По поводу последней Т. Я. Хабриева и Н. Н. Черногор, признавая ее высокую значимость для российской экономики, отмечали, что она не в полной мере учитывает трансформации, наметившиеся и происходящие в настоящее время как в самом праве, так и в сфере правового регулирования, в том числе под воздействием цифровизации9. Авторы указывали на неадекватность набора правовых инструментов, предусмотренных Программой 2017 г., целям развития цифровой экономики, относя их к традиционным, характерным для права «доцифровой эпохи». «Традиционное», «нецифровое» видение права, юридических технологий и отдельных видов юридической деятельности разработчиками Программы является следствием отсутствия соответствующих научных разработок, выявляющих и объясняющих влияние процесса цифровизации на право и правовую сферу жизни. Совершенствование правового регулирования общественных отношений в целях реализации Программы предполагает принятие значительного числа нормативных правовых актов, которые, по сути, должны перенастроить право, однако констатировать закрепление юридических норм, обеспечивающих «перепрошивку» права под цели и задачи цифровой экономики, явно недостаточно10.
Т. Я. Хабриева и Н. Н. Черногор, по сути, очень прозорливо предсказали причину столь короткого «жизненного цикла» данной Программы. Их критическая оценка нормативного обеспечения цифровизации, сделанная буквально через полгода после ее принятия, убеждает в том, что разработка новой Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» было объективно необходимо.
Различие двух документов состоит не только в дополнении названия термином «национальная». При анализе паспорта Национальной программы обращает на себя внимание его направленность на практическое исполнение: четкая конкретизация поставленных задач, указание на ожидаемые результаты, сроки реализации, ответственных исполнителей.
Паспорт Национальной программы содержит шесть основных направлений (федеральных проектов) ее развития, отводя праву ключевую роль. Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой экономики» (далее — Федеральный проект) занимает приоритетное место, что представляется логичным, поскольку реализация остальных федеральных проектов — «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопас- □
I п
ность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление» — нуждается в обеспечении благоприятного правового режима.
Остановимся на некоторых задачах, связанных с нормативным обеспечени- у
ем внедрения цифровых технологий. В общей сложности предусматривается ц
принятие более 20 федеральных законов в довольно ускоренные сроки в пери- п □
Т1
од с 1 ноября 2018 г. по 31 декабря 2021 г. В качестве общей задачи выступает создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе к каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на мр
базе цифровых технологий. Федеральный проект отличает логичное объедине- ^ а
ние правового ракурса с техническим, что присутствует в перечислении законов, ц □
ив
вы
9 Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Указ. соч. С. 89. ° m
10 Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Указ. соч. С. 88—89. визации
>
в Я УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
планируемых к принятию, в поставленных задачах и ожидаемых результатах. В этом смысле паспорт Национальной программы при обилии многих специфических «цифровых» терминов, к сожалению, не включил раздела, раскрывающего понятийный аппарат, в связи с чем для его восприятия приходится обращаться к другим источникам. Вместе с тем высокая значимость данного программного документа в национальном масштабе предполагает наличие в нем характеристики специфических понятий и категорий.
Вызывает интерес состав ответственных исполнителей данного Федерального проекта: Минкомсвязь и Минэкономразвития России, Фонд Сколково, АНО «Цифровая экономика». Для подготовки соответствующих федеральных законов будут привлекаться Минфин, Минздрав, Минюст России. В некоторых случаях к ним подключаются Аналитический центр при Правительстве России и ФСБ России, иные федеральные органы исполнительной власти.
На основательный подход к внедрению всей Национальной программы, включая и названный Федеральный проект, указывает принятие Положения о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»11, в которой определены управленческая структура, функции, компетенция каждого из ответственных исполнителей. Немаловажная роль при этом отводится специальной организации АНО «Цифровая экономика», созданной такими высокотехнологичными компаниями, как ВТБ, «Яндекс», «Билайн», «Сбербанк России», «Телеком» и др.
К слову, команду по Федеральному проекту нормативного регулирования в АНО «Цифровая экономика» возглавляют И. Дроздов (кандидат юридических наук, председатель правления Фонда «Сколково») и Р Ибрагимов (кандидат юридических наук, член правления, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ПАО «МТС»).
В Федеральном проекте на приоритетном месте стоит задача создания правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия. Для ее решения необходимо принять два федеральных закона, регулирующих: а) механизмы формирования и использования «облачной» электронной подписи, визуализации электронной подписи в электронном документе, уточнение статуса аккредитованного удостоверяющего центра; б) унификацию требований по идентификации, расширению возможностей и способов идентификации. Они призваны выстроить национальную идентификационную платформу, на которой будет осуществляться единая система электронной идентификации граждан, бизнеса и вещей.
Правовое упорядочение идентификации личности в конечном счете приведет к отсутствию физических (бумажных) документов. Все сведения о гражданине будут сосредоточены в различных электронных реестрах. Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций М. Паршин полагает, что идентификация — один из необходимых первоначальных шагов по вовлечению в процесс цифровизации граждан, связывая это с дальнейшим усовершенствова-
11 Постановление Правительства РФ0 от 2 марта 2019 г. № 234 «О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» // СПС «КонсультантПлюс».
•МШН1Ж Михеев* Т Н.
УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о правовых основах 11^3
УНИВЕРСИТЕТА ^ ^ m
имени o.e. кугафина(мгюА) цифровизации в Российской Федерации
нием оказания государственных услуг, с созданием так называемого сервисного государства, базирующегося на цифровой платформе.
Модель сервисного государства позволяет комплексно решать жизненные ситуации граждан на основании автоматизированных бизнес-процессов («суперсервисов»), минимизировать участие чиновников в принятии решений по оказанию услуг, исключить бумажные документы как в процессе оказания услуг, так и между ведомствами. У граждан появится возможность получать государственные услуги в проактивном режиме, т.е. государство само напомнит, когда и что нужно сделать, а все необходимые документы будут запрашиваться из электронных реестров органов власти по единому идентификатору12.
По мнению В. Г. Халина и Г. В. Черновой, переход к цифровой информации всех сторон экономической и социальной жизни превращается в драйвер мирового общественного развития, обеспечивающий улучшение эффективности экономики и качества жизни. Однако это становится возможным только в том случае, когда цифровая трансформация информации охватывает производство, бизнес, науку, социальную сферу и обычную жизнь граждан13.
Актуальной в связи с этим выступает задача создания правовых условий для формирования электронного гражданского оборота. В Федеральном проекте намечено в этой части принятие двух взаимосвязанных федеральных законов: один — регулирующий статус совершаемых в электронной форме сделок, а также автоматизированных («самоисполняемых») договоров, другой — уточняющий понятия электронного документа, определение процедур хранения электронных документов и их дубликатов (электронного образа документа).
Под самоисполняемыми договорами (смарт-контрактами, «умными» контрактами) А. И. Савельев понимает договор, существующий в форме программного кода, имплементированного на платформе блокчейн, который обеспечивает автономность и самоисполняемость такого договора по наступлении заранее определенных в нем обстоятельств14. Технология блокчейн, по мнению Д. А. Пашенце-ва, позволяет автоматизировать многие действия, имеющие правовое значение, например, совершение и удостоверение сделок, обеспечение конфиденциальности данных. Блокчейн меняет структуру отношений, возникающих по поводу цифрового имущества. С помощью смарт-контрактов эта технология позволяет обмениваться всеми видами товаров и услуг, обеспечивая достоверность сделок15. □
Помимо договорных отношений возможно применение цифровых технологий в других сферах. Предлагаются различные варианты перевода государственных реестров (в частности, ЕГРН и ЕГРЮЛ) на блокчейн, применение этой техноло-
I
п
12 Паршин М. Представлена концепция «Сервисного государства» версия 2.0 // URL: https:// р о
digital.gov.ru/events/38530/. oj
13 Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и обще- л — ство: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018.
№ 10. С. 47. г в
14 Савельев А. И. Договорное право 2.0: «умные» контракты как начало конца классиче- и □ ского договорного права // Вестник гражданского права. 2016. № 3. С. 32. q u
15 Пашенцев Д. А. Основные направления влияния современных цифровых технологий ° m
на развитие права // Право и образование. 2019. № 7. С. 7. визации
>
в Я УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
гии для совершения сделок с материальными и нематериальными активами, заключения финансовых контрактов16. Эксперты прогнозируют, что к 2027 г. порядка 10 % мирового ВВП будет сконцентрировано в технологиях, построенных на базе блокчейн17.
Отметим, что первые законодательные шаги в урегулировании новых отношений уже предприняты. В Гражданский кодекс РФ внесен ряд дополнений, в том числе ст. 141.1 «Цифровые права»18. Законом разрешается осуществление сделки с помощью электронных и иных технических средств, допускается использование любых достоверных способов определения лица, выразившего волю. Правда, по замечанию Д. А. Пашенцева, законодателем понятие «цифровых прав» употребляется в узком смысле — как имущественных прав, существующих в рамках информационной системы19.
Следующим ответом законодательства на поставленные цифровизацией вызовы являются разработка и принятие федеральных законов, направленных:
а) на уточнение порядка обезличивания персональных данных, получения согласия граждан, ответственности за ненадлежащие обработку и безопасность персональных данных;
б) формирование благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных (определение правил доступа и обработки общедоступных данных);
в) определение сведений, составляющих банковскую, врачебную и иные виды тайн и порядка их передачи третьим лицам.
В этом контексте следует согласиться с С. А. Авакьяном, что проблемы обеспечения национальной безопасности в целом и личной безопасности индивида становятся неизбежными. Очень хотелось бы, чтобы цифровой мир не создавал новых платформ для давно существующих отношений непорядочности20.
Внушительный блок нормативных актов призван узаконить правовое воздействие цифровых технологий на осуществление судопроизводства и нотариата, включая:
— унификацию правил подачи исковых заявлений, жалоб, ходатайств в электронной форме как в федеральные арбитражные суды, так и в федеральные суды общей юрисдикции, мировые суды, а также допустимость электронных доказательств;
— закрепление гарантий участников процесса на дистанционное участие в судебном заседании посредством использования систем видео-конференц-связи;
16 Погодина И. В., Авдеев Д. А. Возможности применения технологии Ыоскс1пат в публичном управлении // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. № 2. С. 10—11.
17 Новоселова Н. А. «Токенизация» объектов гражданского права // Хозяйство и право. 2017. № 12. С. 30.
18 Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
19 Пашенцев Д. А. Указ. соч. С. 7.
20 Авакьян С. А. Информационное пространство знаний, цифровой мир и конституционное право // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 7. С. 27.
•МШН1Ж Михеев* Т Н. пл
УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о правовых основах |21
УНИВЕРСИТЕТА ^ ^ m
имени o.e. кугафина(мгюА) цифровизации в Российской Федерации
— уточнение порядка деятельности нотариусов, в том числе регулирования вопросов изготовления нотариальных документов в электронной форме, дистанционного совершения нотариальных действий; правового статуса реестров, в которых фиксируются нотариальные действия;
— установление правового статуса электронных систем фиксации юридических фактов.
Уже сегодня в судопроизводстве нередкими являются дистанционные допросы свидетелей и иных участников процесса посредством конференц-связи, многие стороны судебного делопроизводства ведутся в электронной форме. Приведение их в правовое русло поможет повысить качество и скорость процессуальных действий, эффективность работы отечественной судебной системы. Между тем имеются радикальные мнения. Д. А. Пашенцев прогнозирует, что внедрение электронного правосудия приведет от автоматического ведения протоколов судебных заседаний к вынесению судебных решений судьями-роботами. Цифровизация меняет устоявшиеся подходы к судебным доказательствам. Так, сегодня нотариусы уже могут обеспечивать доказательства в виртуальной сфере, например, фиксировать факт клеветы в сети Интернет. Но не исключено, что в перспективе технология блокчейн вытеснит на периферию юридической деятельности и самих нотариусов21.
Масштаб перемен сейчас трудно представить, но хочется верить, что модернизация судебной системы на блокчейн-платформе будет происходить в умеренном темпе: с заменой традиционного документооборота децентрализованным электронным обменом данных; с применением в судебном процессе наряду с привычной доказательственной базой новых видов электронных доказательств (цифровых следов, фиксации иных юридических фактов), новых форм судебных экспертиз и т.д.
Перечисленные федеральные законы составляют далеко не полный перечень нормативных актов, запланированных в системе правового регулирования цифровой среды. Начавшийся в этом направлении процесс свидетельствует о наконец-то пришедшем понимании необходимости комплексного правового воздействия на «цифру», которая в скоростном режиме завоевывает мир.
Реакция национального законодательства в отдельных случаях запаздывает, поскольку в цифровом пространстве уже имеются фактически сложившиеся до- □
статочно разнообразные обществен ные отношения. Вместе с тем в перспективе с
под влиянием цифровизации неизбежными становятся изменения в самом ме- и
ханизме правового регулирования, юридических технологиях, правотворчестве у
и правореализации. ц
□н
□н ыв
ив
Вы
"О гп
□
21 Пашенцев Д. А. Указ. соч. С. 7—8. визации
>
в Я УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Авакьян С. А. Информационное пространство знаний, цифровой мир и конституционное право // Конституционное и муниципальное право. — 2019. — № 7. — С. 23—28.
2. Комарова В. В. Формы обеспечения баланса интересов населения и публичной власти в России // Право и государство: теория и практика. — 2015. — № 12 (132). — С. 79—81.
3. Нагродская В. Б. Новые технологии блокчейн : Искусственный интеллект на службе права : научно-методическое пособие / под ред. Л. А. Новоселовой. — М. : Проспект, 2019. — 128 с.
4. Новоселова Н. А. «Токенизация» объектов гражданского права // Хозяйство и право. — 2017. — № 12.
5. Пашенцев Д. А. Основные направления влияния современных цифровых технологий на развитие права // Право и образование. — 2019. — № 7. — С. 4—9.
6. Погодина И. В., Авдеев Д. А. Возможности применения технологии Ыоскс1пат в публичном управлении // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2019. — № 2. — С. 9—12.
7. Савельев А. И. Договорное право 2.0: «умные» контракты как начало конца классического договорного права // Вестник гражданского права. — 2016. — № 3. — С. 32—59.
8. Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. — 2018. — № 1. — С. 85—102.
9. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. — 2018. — № 10. — С. 46—63.