ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2073-0454-2019-10034
© Ф.Г. Мышко, А.Ю. Олимпиев, А.Ю. Александрова, 2019
Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право.
Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность
Федор Георгиевич Мышко, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой частного права Государственный университет управления
(123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана») E-mail: office@unity-dana.ru
Анатолий Юрьевич Олимпиев, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор Государственный университет управления
(123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана») E-mail: office@unity-dana.ru
Анна Юрьевна Александрова, кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права Государственный университет управления
(123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана») E-mail: alexanna@list.ru
Аннотация. На основе анализа литературы и законодательства относительно цифровизации экономики в Российской Федерации высказано несколько обобщающих суждений: важнейшим направлением развития экономики в Российской Федерации является ее цифровизация; цифровизация экономики означает формирование обособленной системы нормативных правовых актов (как правило, федеральных законов Российской Федерации), не вступающих в противоречие с Конституцией Российской Федерации; нормативным правовым актом, специально предназначенным для цифровизации экономики, мог бы стать Федеральный закон Российской Федерации «О применении цифровых технологий в экономике Российской Федерации».
Ключевые слова: Российская Федерация, цифровизация экономики, цифровая экономика, цифровое право, цифровые технологии в праве, электронное правосудие, блокчейн.
Fyodor Georgievich Myshko, doctor of legal Sciences, associate Professor, head of the Department of private law State University of management
(123298, Moscow, Irina Levchenko str., bld. 1, "Unity-Dana" Publisihing) E-mail: offi@unity-dana.ru
Anatoly Yurievich Olimpiev, doctor of historical Sciences, candidate of legal Sciences., Professor State University of management
(123298, Moscow, Irina Levchenko str., bld. 1, "Unity-Dana" Publisihing) E-mail: offi@unity-dana.ru
Anna Yuryevna Aleksandrova, PhD in Law, Associate professor of the Department of Private Law State University of Management
(123298, Moscow, Irina Levchenko str., bld. 1, "Unity-Dana" Publisihing) E-mail: alexanna@list.ru
Annotation. Based on the analysis of literature and legislation on digitalization of the economy in the Russian Federation, several generalizing judgments are made: the most important direction of economic development in the Russian Federation is its digitalization; digitalization of the economy means the formation of a separate system of normative legal acts (as a rule, Federal laws of the Russian Federation) that do not conflict with the Constitution of
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ON SOME PROBLEMS OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY IN RUSSIAN FEDERATION
the Russian Federation; the Federal law of the Russian Federation "on the application of digital technologies in the economy of the Russian Federation" could become a regulatory legal act specifically designed for the digitalization of the economy.
Keyword: the Russian Federation, the digitalization of the economy, digital economy, digital law, digital technology law, e-justice, the blockchain.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Мышко Ф.Г., Олимпиев А.Ю., Александрова А.Ю. О некоторых проблемах цифровиза-ции экономики в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):132-5.
Предметом данной статьи является соотношение экономики и права.
Первоначально о состоянии теории относительно цифровизации экономики.
Так, по мнению Н.Л. Шарандиной цифровая экономика является приоритетной национальной целью. «Приходится констатировать запаздывание нормативного регулирования, его следование в фарватере цифровой экономики, поскольку и технологии, и телекоммуникационные сети развиваются гораздо быстрее» [1].
Н.Н. Соловых сфокусировала внимание на кадровом аспекте цифровой экономики. «Ключевой ресурс цифровой экономики — человек, роли, функции и компетенции которого в цифровой среде существенным образом изменятся. Человек цифровой экономики — это личность, не только адаптированная к возможностям и ограничениям цифровой экономики, но и повседневно пользующаяся ее благами, испытывающая минимальный дискомфорт от цифрового шока, постоянно адаптирующаяся к новым условиям, учащаяся на протяжении всей своей жизни, ограниченные возможности здоровья которой компенсируются цифровыми технологиями. Работник в цифровой экономике как пользователь цифровых технологий — это и профессионал, и обучающийся. Знаний об информационных технологиях, основных моделях их применения недостаточно для эффективной деятельности профессионала. Необходимо обладать компетенциями XXI в., то есть обладать не только возможностью уверенного и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), умением выстраивать межкультурные сетевые коммуникации, но и возможностью непрерывно учиться и совершенствоваться, превращать идеи в действия через творчество, через инновации и оценку рисков, через умение планировать и управлять проектами, критически и творчески мыслить. Новые компетенции — это инициативность и ответственность, адаптивность и ин-новационность, предприимчивость и эмоциональный интеллект» [2].
Авторы — единомышленники (В.М. Алиев и Н.Н. Соловых) цифровую экономику рассматривают в преломлении цифрового суверенитета. «В ситуации обострения «холодной войны», усилившихся
политических и экономических санкций в отношении России строить фундамент цифровой экономики как экономики будущего на «заемных технологиях» нельзя. Поэтому решение задачи цифровизации экономики неотделимо от решения второй (органически связанной с первой) задачи — импортозамещения в сфере информационных технологий, которая должна быть решена как можно раньше. Большая часть ИТ-инфраструктуры страны должна быть переведена на российское программное обеспечение» [3].
К.Л. Томашевский исследовал актуальные направления воздействия цифровой экономики на социально-трудовую сферу на примере Беларуси и России . «В заключение статьи в качестве общего вывода отметим то, что ограниченная сфера использования соглашений (условий) о неконкуренции, внедряемая в Беларуси в 1Т-сфере, с достаточно продуманным и заимствованным из экономически развитых стран правовым механизмом, гарантирующим разумные ограничения работников в трудоустройстве в конкурирующие компании (с максимальным сроком в один год и минимальной компенсацией, выплачиваемой дополнительно к заработной плате), в целом отвечает целям, в которых принимался Декрет № 8. Апробированный в 1Т-сфере опыт по применению пактов о неконкуренции в будущем может как быть использован в других отраслях экономики Беларуси, так и учтен российским законодателем. Вместе с тем государству, провозгласившему себя в Конституции социальным, в XXI веке не стоит выстраивать особые привилегированные условия только для программистов и иных работников 1Т-сферы. Лучше использовать более мягкие механизмы стимулирования цифровизации национальной экономики без косвенной дискриминации в оплате труда иных категорий работников, не занятых непосредственно в 1Т-сфере») [4].
О.Е. Поддубный обосновал целесообразность функционирования системы электронного правосудия. «Быстрота развития современных технологий позволяет делать уверенные шаги в сторону совершенствования разных систем, даже такой массивной, как судебная. Исходя из сравнения систем Российской Федерации и системы, используемой в Сингапуре, можно сделать вывод о том, что используемая в Российской
Федерации система еще не до конца развита, присутствуют пробелы в процессе регистрации и распределения документов, не предоставлен доступ в той мере, в какой он необходим, лицам, участвующим в деле. Представляется, что данная система развивается без учета мнений всех сторон, заинтересованных в процессе совершенствования и развития правосудия») [5].
Отличаются «оригинальностью» предложения А.Ю. Быкова: «В России необходимо создать цифровое министерство обороны, цифровое министерство промышленности, цифровое министерство экономики, цифровое министерство науки и образования, цифровую полицию, цифровую налоговую службу и цифровую антимонопольную службу. Эти и другие цифровые структуры правительства должны: а) аппа-ратно и б) программно надежно обеспечить кибербезо-пасность всей страны, при этом в) право должно стать третьей несущей опорой кибербезопасности и цифровой экономики России » [6].
Представляет интерес суждения авторов (В.Н. Га-лузо и Н.А. Канафин), подвергнувших критическому анализу публикацию Председателя Конституционного Суда РФ В. Зорькина «Право в цифровом мире» [7]. «Таким образом, по существу речь идет о поиске оптимального соотношения экономики и права. Усилия ученых и практиков и должны быть направлены на поиск эликсира, для названия которого ныне предлагаются разные термины ( «цифровая экономика», «цифровое право» и др.) Это, вероятно, и позволит превратить Российскую Федерацию в правовое государство с эффективной экономикой. Что же касается непосредственно цифрового права, то его необходимо рассматривать как преждевременный результат именно поиска сочетания экономики и права: все-таки это нонсенс, а не реальность» [8].
Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно цифровизации экономики предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации.
В первую очередь обращаем внимание на Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г. «1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» — ст. 8) [9].
Положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ позволяет заимствовать положения отдельных нормативных правовых актов (например, «Декларация сотрудничество в рамках европейского партнерства в сфере блок-чейн-технологий», принята в г. Брюсселе 10.04.2018 г., в официальных источниках не публиковалась), в том числе и в сфере цифровой экономики [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15]. В подтверждение приводим Приказ Росстандарта «О создании технического комитета по стандартизации «Программно-аппаратные средства технологий распределенного реестра и блокчейн» № 2831 от 15 декабря 2017 г.
В ст. 160 ГК РФ (Часть первая от 21 октября 1994 г.) допускается использование электронной подписи [16].
В Федеральном законе РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 8 июля 2006 г. [17] урегулированы отношения, возникающие при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации.
Особо выделяем подзаконный нормативный правовой акт: Указ Президента РФ О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы» № 203 от 9 мая 2017 г. [18], которым утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы». «Настоящая Стратегия определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов» — пункт 1 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы».
Распоряжением Правительства РФ № 1632-р от 28 июля 2017 г. утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [19]. «Реализация настоящей Программы осуществляется в соответствии с целями, задачами, направлениями, объемами и сроками реализации основных мер государственной политики Российской Федерации по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет».
Таким образом, только при оптимальном сочетании экономики и права Российская Федерации сможет стать и правовым и экономически развитым государством.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, важнейшим направлением развития экономики в Российской Федерации является ее циф-ровизация.
Во-вторых, цифровизация экономики означает формирование обособленной системы нормативных правовых актов (как правило, федеральных законов Российской Федерации), не вступающих в противоречие с Конституцией Российской Федерации.
В-третьих, нормативным правовым актом, специально предназначенным для цифровизации экономики, мог бы стать Федеральный закон Российской Федерации «О применении цифровых технологий в экономике Российской Федерации».
Литература
1. Шарандина Н.Л. Цифровая экономика как
приоритетная национальная цель развития Российской Федерации: правовой аспект // Финансовое право. 2018. № 9. С. 17-21.
2. Соловых Н.Н. Цифровая экономика диктует необходимость квалифицированных кадров с новыми компетенциями // Российский следователь. 2018. № 5. С. 64-68.
3. Алиев В.М., Соловых Н.Н. Цифровая экономика поставила нас перед необходимостью решения проблемы обеспечения цифрового суверенитета // Безопасность бизнеса. 2018. N 3. С. 18 — 22.
4. Томашевский К.Л. Цифровая экономика и нововведения в регулировании трудовых отношений в IT-сфере в Республике Беларусь // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. № 2. С. 14-17.
5. Поддубный Е.О. К вопросу об оптимизации деятельности судов в России посредством электронного правосудия // Право и цифровая экономика. 2018. № 1. С. 31-34.
6. Быков А.Ю. Право цифровой экономики: некоторые народно-хозяйственные и политические риски. Москва: Проспект, 2018.
7. Российская Газета. 2018. 30 мая. С. 1, 4.
8. Галузо В.Н., Канафин Н.А. Цифровое право в Российской Федерации // Образование и право. 2018. № 9.
9. СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
10. Брыкин К.И. Блокчейн как средство реализации принципа прозрачности (открытости) в сфере публичных финансов // Финансовое право. 2018. № 4. С. 39-42.
11. Брой УШ. Блокчейн и кибервалюты: нужна ли новая законодательная база? // Право и цифровая экономика. 2018. № 1. С. 13-20.
12. Новоселова Л., Медведева Т. Блокчейн для голосования акционеров // Хозяйство и право. 2017. № 10. С. 10-21.
13. Коровяковский Д.Г. Использование технологий блокчейн в таможенном деле: зарубежный опыт и российские перспективы // Таможенное дело. 2018. № 2. С. 3-8.
14. Недорезков В.В. Криптовалюты на базе технологии блокчейна: проблемы правового регулирования // Банковское право. 2017. № 4. С. 45-48.
15. Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2018. N 1. С. 12 — 17.
16. Собрание Законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
17. Собрание Законодательства РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3448.
18. Собрание Законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
19. Собрание Законодательства РФ. 2017. № 32. Ст. 5138.
References
1. Sharandina N. L. Digital economy as a priority national development goal of the Russian Federation: legal aspect / / Financial law. 2018. No. 9. Pp. 17-21.
2. Solovykh N. N. The digital economy dictates the need for qualified personnel with new competencies / / Russian investigator. 2018. No. 5. P.64-68.
3. Aliyev V. M., Solovykh N. N. The digital economy has put us in front of the need to solve the problem of digital sovereignty // business Security. 2018. N 3. S. 18 — 22.
4. Tomashevsky K. L. Digital economy and innovations in the regulation of labor relations in the IT sphere in the Republic of Belarus // Labor law in Russia and abroad. 2018. No. 2. P. 14-17.
5. Poddubny E. O. to the question of optimization of courts ' activity in Russia by means of e-justice / / Law and digital economy. 2018. No. 1. P. 31-34.
6. The Right of the digital economy: some economic and political risks. Moscow: Prospect, 2018.
7. Russian newspaper. 2018. May 30. P. 1, 4.
8. Galuzo V N., The Kanafin N.. Digital law in the Russian Federation // law and Education. 2018. No. 9.
9. Collection of the Legislation of the Russian Federation. 2014. No. 31. St. 4398.
10. Brykin K. I. Blockchain as a means of implementation of the principle of transparency (openness) in the field of public Finance // Financial law. 2018. No. 4. P. 39-42.
11. Broy W. sh. Blockchain and cyber currencies: do we need a new legal framework? // Law and digital economy. 2018. No. 1. P. 13-20.
12. Novoselova L., Medvedeva T. Blockchain for voting shareholders / / Economy and law. 2017. No. 10. P. 10-21.
13. Korovyakovsky D. G. the use of blockchain technologies in customs: foreign experience and Russian prospects // Customs. 2018. No. 2. P. 3-8.
14. Nedorezkov VV Cryptocurrency based on the technology of the blockchain: problems of legal regulation // Banking law. 2017. No. 4. P. 45-48.
15. Vaypan V. legal regulation of digital economy // Business law. Appendix "Law and Business". 2018. N 1. S. 12 — 17.
16. Collection of the Legislation of the Russian Federation. 1994. No. 32. St. 3301.
17. Collection of the Legislation of the Russian Federation. 2006. No. 31 (part I). St. 3448.
18. Collection of the Legislation of the Russian Federation. 2017. No. 20. St. 2901.
19. Collection of the Legislation of the Russian Federation. 2017. No. 32. St. 5138.