Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (08). Март 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)
Е. 3. Гиниятуллина Иркутск, Россия А. В. Стремилова Иркутск, Россия
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье затронуты проблемы, касающиеся информационных технологий (далее - ИТ) и отсутствия должного правового регулирования общественных отношений, которые возникают в данной сфере. В настоящее время - время компьютерных технологий - значительно актуализировался вопрос, касающийся обеспечения информационной безопасности нашего государства. С одной стороны, учитывая современный уровень развития информационного общества и повсеместного внедрения ИТ, значительно упростился доступ граждан к информации. С другой стороны, проблема предупреждения негативного воздействия на детей и молодежь контента, которым насыщены нынешние Интернет-ресурсы, обусловливает проработку правового регулирования общественных отношений в сфере ИТ.
Ключевые слова: информационные технологии, правовое регулирование, право, государство, информационная безопасность, контент, Интернет.
E. Z. Giniyatullina Irkutsk, Russia A. V. Stremilova Irkutsk, Russia
УДК 342.9 ББК 67 Г492
© Гиниятуллина Е. 3., Стремилова А. В., 2016
ON THE QUESTION OF LEGAL REGULATION IN THE SPHERE OF INFORMATION TECHNOLOGIES
The authors touch upon the problems dealing with the information technologies (IT) and the lack of proper legal regulation in this area. Nowadays, in the IT age, the matter of information security of our state becomes very actual. On the one hand, taking into consideration the modern level of information society and widespread IT implementation, people obtain the access to information much easier. On the other hand, the problem of preventing the negative action on the youth and children of the content which modern Internet resources are saturated with requires elaborating the IT legal regulation.
Key words: information technologies, legal regulation, law, state, information security, content, Internet.
Данная тема актуальна в 21 веке - веке информационных технологий, поскольку информационные технологии (далее - ИТ) выступают одним из ключевых показателей, влияющих на проходящий в современном мире технологический прогресс. ИТ влияют на различные общественные отношения: экономические, политические, культурные, нравственные, формальные, неформальные и т. д. Кроме этого, широкое использование ИТ позволило сформировать новую категорию социальных отношений и стало одним из ведущих направлений государственной политики.
Несмотря на множество положительных сторон развития Интернета, Интернет-ресурсов и других результатов всемирного информационного прогресса, неизбежным следствием такого развития стало обоснованное и закономерное беспокойство большинства граждан нашей страны за свою безопасность, в первую очередь безопасность информационного характера, что, несомненно, требует безотлагательного и настоятельного правового урегулирования.
Противоправная, вредоносная и экстремистская информация, содержащаяся во многих Интернет-ресурсах, оказывает огромное отрицательное влияние на детей, подростков и молодежь, то есть тех лиц, личность которых еще не устоя-
лась и подвержена, в столь юном возрасте, любым изменениям и трансформациям. По официальным данным, только в России, начиная с 2015 года, несколько тысяч россиян завербованы и находятся в рядах террористов запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» [Хромов, 2015].
В то же время развитие технического прогресса не является самоцелью, оно социально необходимо и объективно обосновано возможностью построения в России высокоэффективного информационного общества. Однако ИТ не должны оказывать негативного воздействия на человека (либо оказывать, но в незначительном виде), иначе все положительные стороны, которыми обладают ИТ, не будут иметь никакого значения.
Проблема заключается в том, что в России, в настоящий период времени, нет нормативно-правовых документов, которые бы в полном объеме и всесторонне регламентировали общественные отношения, возникающие в сфере ИТ. Но определенные шаги в данном направлении предпринимаются, принимаются отдельные правовые решения, издаются нормативно-правовые акты. Так, 2009 год был объявлен годом Безопасного Интернета в России. Создана программа, направленная на контентную фильтрацию «Интернет Цензор», которая была разработана и предложена компанией «ИнтернетДом» совместно с Фондом поддержки развития общества. Обозначенная информационная Интеренет-программа является общедоступной (ее можно скачать на сайте www.icensor.ru), бесплатной, простой в установке и не предъявляющей завышенных требований к ресурсу компьютера. Появились первые результаты действия таких Федеральных законов, как: «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О чёрных списках сайтов», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [http://398-fz.rkn.gov.ru/].
В 2015 году выпущена в Российской Федерации Брошюра с рекомендациями противодействия вербовке в ряды ИГ [http://studombudsman.ru/2015/12/08/0812-3/].
Но вышеперечисленных средств явно недостаточно в условиях нового международного информационного порядка, для которого характерно открытое мультилингвальное, кросскультурное, полиэтническое информационное пространство вне границ, государств, континентов, вне времени, а самое главное -вне цензуры. Мы наблюдаем, что механизм гражданско-правового регулирования общественных отношений в сфере ИТ не достаточно разработан, и, как следствие, не обеспечивает результативное правовое воздействие.
Проблему контента, которым насыщены нынешние Интернет-ресурсы, невозможно решить без принятия комплекса соответствующих нормативных правовых актов на федеральном уровне. Необходимость изменения государственного подхода к решению проблем информационной безопасности, возникающих при повсеместном использовании ИТ, обусловливает разработку и принятие нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере ИТ, создание и внедрение соответствующих правовых механизмов.
Общественные отношения в сфере ИТ, как и сама сфера ИТ, достаточно молоды и не до конца изучены. Нечто зарождающееся, как правило, влечет за собой обширную область изучения. На данном этапе исследования, в данной статье, авторы лишь ставят проблему. Ответы ещё предстоит найти.
С возникновением новых общественных отношений особую значимость приобретает их правовое регулирование. Под правовым регулированием в сфере ИТ авторы понимают регулирование общественных отношений с целью становления, существования и прогрессивного развития сферы ИТ с помощью различных правовых средств.
Руководствуясь статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», можно говорить, что правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, ИТ и защиты информации, основывается на следующих принципах:
1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;
7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
Для более эффективного регулирования отношений, связанных с ИТ, необходимо разработать должную нормативно-правую основу, которая будет защищать и регулировать права граждан, а также обезопасит государственные интересы в данной сфере. Для достижения вышеупомянутой цели требуется эффективная правотворческая деятельность органов власти. А именно:
1) принятие новых законодательных и иных нормативно-правовых актов, заполняющих пробелы в регулировании сферы ИТ;
2) внесение изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты с целью их адаптации к требованиям современного развития сферы ИТ;
3) участие в разработке международно-правовых документов в сфере информационных технологий;
4) исключение правовых документов, которые в той или иной степени могут противоречить друг другу.
Необходимо также обогащать терминологию в разрабатываемой сфере, что будет способствовать корректному трактованию излагаемых мыслей.
Основой для формирования и создания должного и необходимого законодательства в сфере ИТ, несомненно, является Конституция Российской Федерации, которая включает в себя свыше тридцати правовых норм, закрепляющих те или иные права и юридические обязанности участников информационных правоотношений. Так, закрепляются конституционные права на свободу информации (ст. 29), на неприкосновенность частной жизни, включая тайну переписки и сообщений (ст. 23); обязанность органов власти обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24); гарантии свободы творчества и охраны интеллектуальной собственности (ст. 44).
Те правовые механизмы, на основе которых будет обеспечиваться реализация конституционных положений, в той или иной степени регулирующих общественные отношения в сфере ИТ, должны быть конкретизированы в Федеральных законах и подзаконных нормативно-правовых актах. Некоторые действующие Федеральные законы разрабатывались более 15 лет назад, в других социальных и информационных условиях развития нашего государства. И за это время появилась объективная необходимость в их пересмотре и соответствующей корректировке, необходимость в приведении их в соответствие с современными жизненными реалиями. Следует учесть, что значительным образом изменилась гражданско-правовая база, появились новые ИТ, были разработаны современные методы борьбы с противоправными и иными асоциальными явлениями при использовании и реализации таких технологий.
Таким образом, многие вопросы в области информационных отношений еще нуждаются в дополнительной проработке и уточнении комплекса регули-
рующих их правовых норм. Необходимо разрабатывать конкретные правовые механизмы, позволяющие должным образом, объективно и всесторонне решать вопросы, связанные с ИТ. Решение таких вопросов, на наш взгляд, целесообразно вынести в категорию приоритетных, первоочередных государственных задач, поскольку нельзя допустить, чтобы ИТ манипулировали сознанием как отдельной личности, так и общества и государства в целом.
Библиографический список:
1. ХРОМОВ А. М. БРОШЮРА С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВЕРБОВКЕ В РЯДЫ ИГ ВЫПУЩЕНА В РФ [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] / А. М. ХРОМОВ // УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: [САЙТ]. - [2015]. - РЕЖИМ ДОСТУПА: http://stud0mbudsman.ru/2015/12/08/0812-3/ (ДАТА ОБРАЩЕНИЯ: 10.12.2015).
2. О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25 июля 2002 года, № 114-ФЗ // Роскомнадзор: [сайт] / Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. - Москва, 2009-2016. - Режим доступа: http://398-fz.rkn.gov.ru/ (дата обращения: 10.12.2015).
3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27 июля 2006 года, № 149-ФЗ// Роскомнадзор: [сайт] / Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. - Москва, 2009-2016. - Режим доступа: http://398-fz.rkn.gov.ru/ (дата обращения: 10.12.2015).
4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации (с изм. и доп., всгуп. в силу с 01.09.2015) [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.07.2006, N 149-ФЗ (ред. От 31.12.2014) // Роскомнадзор: [сайт] / Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. - Москва, 2009-2016. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;frame=445;n=178751 ;req=doc (дата обращения: 10.12.2015).