Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ АЗИИ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое регулирование / беспилотник / беспилотное транспортное средство / дорожное движение / экспериментальный правовой режим / страны Азии / legal regulation / drone / unmanned vehicle / road traffic / experimental legal regime / Asian countries

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — К С. Баканов, В Ф. Васюков

в статье затрагиваются аспекты, касающиеся правового регулирования использования на дорогах общего пользования беспилотных транспортных средств в отдельных странах Азии. В частности, авторами определяется, что с развитием цифровых технологий и непрерывным развитием искусственного интеллекта сфера автомобильных технологий значительно изменилась. Использование передовых технологий, в том числе искусственного интеллекта, стало основной фундамента для создания беспилотных автомобилей. В зависимости от уровня автономности такие автомобили способны «действовать» самостоятельно и «принимать» решения. При этом различные уровни автономности стали определять различия в распределении ответственности между водителями, владельцами и производителями транспортных средств. Предполагается, что с ростом производства и использования беспилотных транспортных средств вопросы привлечения к ответственности физических, а также юридических лиц сформируют значительные проблемы в правоприменении. В статье авторами определяется, что среди стран Азии наиболее интенсивными темпами правовое регулирование эксплуатации беспилотных транспортных средств развивается в настоящее время в Китае, Сингапуре, Китае и Объединенных Арабских Эмиратах. Причем если в Китае вступили в силу региональные нормативные правовые акты, регламентирующие экспериментальную эксплуатацию беспилотников, то в остальных перечисленных странах использование высокоавтоматизированных транспортных средств регулируется на государственном уровне. Пунктирно фокусируется внимание на том, что трансформация мирового автомобилестроения происходит в плоскости внедрения в сферу безопасности дорожного движения технологий искусственного интеллекта, которые в скором времени сформируют потребность в переоценке регулятивных основ транспортной сети

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — К С. Баканов, В Ф. Васюков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF LEGAL REGULATION OF THE OPERATION OF UNMANNED VEHICLES IN CERTAIN ASIAN COUNTRIES

the article touches upon the aspects concerning the legal regulation of the use of unmanned vehicles on public roads in some Asian countries. In particular, the authors determine that with the development of digital technologies and continuous development of artificial intelligence, the sphere of automobile technologies has changed significantly. The use of advanced technologies, including artificial intelligence has come to represent the foundation for the creation of “unmanned” vehicles. Depending on the level of autonomy, such cars are able to act independently and make decisions. At the same time, different levels of autonomy have begun to determine differences in the distribution of responsibility between drivers, owners and vehicle manufacturers. It is expected that as the production and use of unmanned vehicles grows, the issues of liability of individuals as well as legal entities will create significant problems in law enforcement. In the article the authors determine that among Asian countries the most intensive pace of legal regulation of the operation of unmanned vehicles is currently developing in China, Singapore, China and the United Arab Emirates. Moreover, while in China regional legal acts regulating the experimental operation of drones have come into force, in the other listed countries the use of highly automated vehicles is regulated at the state level. The dotted line focuses on the fact that the transformation of the global automotive industry is taking place in the plane of introduction of artificial intelligence technologies into the sphere of road safety, which will soon form the need to re-evaluate the regulatory framework of the transportation network

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ АЗИИ»

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТДЕЛЬНЫХ

СТРАНАХ АЗИИ

ON THE QUESTION OF LEGAL REGULATION OF THE OPERATION OF UNMANNED VEHICLES IN CERTAIN ASIAN

COUNTRIES

УДК 342.9

К.С. БАКАНОВ,

кандидат юридических наук (ФКУ «Научный центр БДД МВД России», Россия, Москва) [email protected]

KIRILL S. BAKANOV,

Candidate of Law (Federal State Institution "Scientific Center for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Russia, Moscow)

В.Ф. ВАСЮКОВ,

доктор юридических наук, профессор (ФКУ «Научный центр БДД МВД России», Россия, Москва) [email protected]

VITALY F. VASYUKOV,

Doctor of Law, Professor (Federal State Institution "Scientific Center for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Russia, Moscow)

Аннотация: в статье затрагиваются аспекты, касающиеся правового регулирования использования на дорогах общего пользования беспилотных транспортных средств в отдельных странах Азии. В частности, авторами определяется, что с развитием цифровых технологий и непрерывным развитием искусственного интеллекта сфера автомобильных технологий значительно изменилась. Использование передовых технологий, в том числе искусственного интеллекта, стало основной фундамента для создания беспилотных автомобилей. В зависимости от уровня автономности такие автомобили способны «действовать» самостоятельно и «принимать» решения. При этом различные уровни автономности стали определять различия в распределении ответственности между водителями, владельцами и производителями транспортных средств. Предполагается, что с ростом производства и использования беспилотных транспортных средств вопросы привлечения к ответственности физических, а также юридических лиц сформируют значительные проблемы в правоприменении.

В статье авторами определяется, что среди стран Азии наиболее интенсивными темпами правовое регулирование эксплуатации беспилотных транспортных средств развивается в настоящее время в Китае, Сингапуре, Китае и Объединенных Арабских Эмиратах. Причем если в Китае вступили в силу региональные нормативные правовые акты, регламентирующие экспериментальную эксплуатацию беспилотников, то в остальных перечисленных странах использование высокоавтоматизированных транспортных средств регулируется на государственном уровне.

Пунктирно фокусируется внимание на том, что трансформация мирового автомобилестроения происходит в плоскости внедрения в сферу безопасности дорожного движения технологий искусственного интеллекта, которые в скором времени сформируют потребность в переоценке регулятивных основ транспортной сети.

Ключевые слова: правовое регулирование, беспилотник, беспилотное транспортное средство, дорожное движение, экспериментальный правовой режим, страны Азии.

Для цитирования: Баканов К.С., Васюков В.Ф. К вопросу о правовом регулировании эксплуатации беспилотных транспортных средств в отдельных странах Азии // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. - № 3. - C. 58-63.

Abstract: the article touches upon the aspects concerning the legal regulation of the use of unmanned vehicles on public roads in some Asian countries. In particular, the authors determine that with the development

^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 3'24 ^^^^^^^^^^^^^^

of digital technologies and continuous development of artificial intelligence, the sphere of automobile technologies has changed significantly. The use of advanced technologies, including artificial intelligence has come to represent the foundation for the creation of "unmanned" vehicles. Depending on the level of autonomy, such cars are able to act independently and make decisions. At the same time, different levels of autonomy have begun to determine differences in the distribution of responsibility between drivers, owners and vehicle manufacturers. It is expected that as the production and use of unmanned vehicles grows, the issues of liability of individuals as well as legal entities will create significant problems in law enforcement.

In the article the authors determine that among Asian countries the most intensive pace of legal regulation of the operation of unmanned vehicles is currently developing in China, Singapore, China and the United Arab Emirates. Moreover, while in China regional legal acts regulating the experimental operation of drones have come into force, in the other listed countries the use of highly automated vehicles is regulated at the state level.

The dotted line focuses on the fact that the transformation of the global automotive industry is taking place in the plane of introduction of artificial intelligence technologies into the sphere of road safety, which will soon form the need to re-evaluate the regulatory framework of the transportation network.

Keywords: legal regulation, drone, unmanned vehicle, road traffic, experimental legal regime, Asian countries.

For citation: Bakanov K.S., Vasyukov V.F. On the question of legal regulation of the operation of unmanned vehicles in certain Asian countries // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 3. - P. 58-63.

Интеграция инновационных систем в беспилотные транспортные средства (далее - БТС) ознаменовало трансформационный пересмотр парадигмы в автомобильной промышленности, предоставила беспрецедентные возможности для повышения безопасности дорожного движения, а также эффективности и удобства использования расширяющегося автопарка. Именно благодаря стремительному развитию науки и технологий беспилотный транспорт уже нашел свое широкое применение в различных областях. Одной из важных областей использования беспилотников стал наземный транспорт, который в экспериментальном режиме испытывает-ся в условиях дорожной инфраструктуры сразу нескольких государств.

Эксплуатация беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования вызвала потребность внесения изменений в действующие законы и нормативные акты, регулирующие дорожное движение и его безопасность. Соответственно, проведенные исследования в этой области породили многочисленные дискуссии среди правоведов по поводу уже принятых и только разрабатываемых правовых основ беспилотного вождения [1, 2, 3, 4].

В данном контексте следует отметить суждение А.И. Землина и М.А. Матвеевой, определивших, что решение задачи по оценке степени соответствия принятых правовых актов потребностям практики «позволит сформулировать направления дальнейшего исследования, выработать предложения по совершенствованию правового регулирования отношений, связанных с внедрением беспилотных автомобилей» [5, с. 123].

Однако главным вопросом, который является по своей сути сдерживающим широкое исполь-

зование БТС на дорогах общего пользования, является определение правового статуса и ответственности лиц, имеющих отношение к эксплуатации БТС. Весьма оправдан прогноз тех специалистов, которые настаиваю на возможных судебных тяжбах между водителем и производителем, поскольку для распределения ответственности за причиненный ущерб необходимо определить, произошло ли дорожно-транспортное происшествие из-за технических дефектов или из-за ошибки водителя. Еще один важный аспект заключается в том, что решения водителя после передачи управления БТС должны быть объективно оценены на предмет наличия или отсутствия в них ошибки в зависимости от сложившихся обстоятельств [6, с. 45].

При решении подобных вопросов становится все более очевидной острая необходимость в международном регулировании нормативных основ использования БТС, так как различие в понимании дальнейших путей развития автономного транспорта в разных странах может значительно осложнить деятельность по внедрению единых международных стандартов к правилам их эксплуатации и развития транспортной инфраструктуры.

Первым шагом международного правового регулирования автономного дорожного движения стало начало разработки нового международного документа, предполагающего комплексный подход к нормативному правовому регулированию высокоавтоматизированного вождения. В этих целях Глобальным форумом по безопасности дорожного движения была учреждена официальная группа экспертов, задачей которой стало изучение наработанной практики использования БТС, а также аккуму-

лирование опыта регламентации этой деятельности в отдельных странах [7, с. 14].

В настоящее время на территории России осуществляется эксплуатация беспилотных транспортных средств в экспериментальном режиме. Соответственно, нормы, регулирующие эксперимент федерального значения, представляют собой уникальные в плане юридической техники документы, в которых определяются не только правила эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств двух категорий («с водителем-испытателем внутри» и «без водителя-испытателя в условиях удаленного подключения»), но и определяется ответственность всех субъектов, причастных к беспилотному транспорту1.

Положительной динамикой проводимого эксперимента является расширение географии беспилотных логистических коридоров в Российской Федерации. Так, в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 г. № 1062 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2022 г. № 1849»2 в экспериментальный правовой режим функционирования беспилотного логистического коридора включена центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД), а также строящаяся федеральная автодорога М-12 «Восток» (Москва - Казань - Екатеринбург - Тюмень). При этом перечень обязанностей владельцев высокоавтоматизированных транспортных средств был дополнен необходимостью взаимодействия автомобиля с инфор-

1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. № 309 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств». [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс»; постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2022 г. № 1849 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы «Беспилотные логистические коридоры» на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-11 «Нева». [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс»; постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 2495 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 г. № 1062 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2022 г. № 1849». [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

мационной инфраструктурой дороги с помощью ее цифрового двойника. Безусловно, в условиях «гонки» технологий с участием стран с развитой автомобильной промышленностью подобные шаги могут способствовать развитию технологий и правовой основы их эксплуатации.

Одной из текущих тенденций становления мирового беспилотного автопарка является значительное расширение своего влияния азиатских компаний в сфере автомобилестроения, а также технологических решений в области автономного вождения.

Так, в настоящее время в Китае наблюдается стремительное развитие индустрии беспилотных автомобилей, создаваемых на базе электромобилей. Благодаря уникальной экономической структуре, охватывающей всю промышленную цепочку создания электрического автомобиля, а также широким возможностям реализации проектов новых моделей автокаров «под ключ» за короткий промежуток времени (до двух лет) индустрия беспилотных автомобилей в Китае получила твердую поддержку со стороны руководства страны3.

Летом 2021 года в Китае был дополнен закон о безопасности дорожного движения положениями, регулирующими испытания беспилотных транспортных средств. В частности, были установлены обязательные стандарты для БТС, которые будут тестироваться на дорогах общего пользования4.

Примечательно, что в первом квартале 2024 года на территории Китая было создано 17 демонстрационных зон тестирования беспилотных транспортных средств (протяженностью - более 3 200 километров). Следует упомянуть и о том, что в 26 регионах (провинциях) Китая были приняты локальные нормативные акты, касающиеся беспилотного вождения.

Так, например, 23 ноября 2023 года в Шанхае вступило в силу положение о содействии «инновационному применению интеллектуальных подключенных транспортных средств в новом районе Пудун». Согласно данному положению были установлены требования к элементам дорожной инфраструктуры района. В марте 2024 года беспилотные транспортные средства стали курсировать по трассам Пудуна [8, с. 112].

При этом 5 сентября 2023 года Бюро промышленности и информационных технологий

3 Autonomes Fahren in USA und Asien: Ausnahmeregelungen statt gesetzlicher Vorgaben [Электронный ресурс]. - URL: https://traton.com/de/newsroom/stories/autonomes-fahren-in-usa-und-asien.html (дата обращения: 29.08.2024).

4 Си Цзиньпин председательствовал на шестом заседании Центрального комитета [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.gov.cn/yaowen/liebiao/202207/content_46569256.html (дата обращения: 29.08.2024).

Хэфэя был принят ранее разработанный проект стратегии стимулирования и развития инноваций в области автономного транспорта. В нем предлагается политика субсидирования бизнеса в сфере беспилотных коммерческих перевозок. В свою очередь, 8 сентября 2023 года Главным управлением Пекинского муниципального народного правительства принят план по содействию инновационному развитию отраслей промышленности в будущем [9, с. 52].

Представляет интерес пилотный проект, начатый в семи городах Китая - Сучжоу, Чунци-не, Шэньчжэне, Чжэнчжоу, Гуанчжоу, Хайкоу и Тяньцзине, где развернуты беспилотные автобусные маршруты, проходящие по дорогам общего пользования [10, с. 837].

В городе-государстве Сингапур тестирование, а также регулярная эксплуатация высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средств, как на полигонах, так и на дорогах общего пользования разрешена с февраля 2017 года. Именно тогда в Закон о дорожном движении Сингапура 1961 года были внесены поправки, в соответствии с которыми БТС было признано транспортным средством, не требующим участия в вождении человека. К середине 2024 года в Сингапуре было протестировано и допущено к использованию на дорогах общего пользования 47 беспилотных транспортных средств. Интересен и тот факт, что перед началом испытаний БТС обязательно должно быть застраховано (раздел 6С (1) (Ь) (и) Закона Сингапура о дорожном транспорте 1961 года).

Также согласно поправкам владелец БТС должен сообщать в Управление наземного транспорта Сингапура о любом инциденте, связанном с неисправностью полностью автоматизированной системы вождения или дорожно-транспортным происшествием, повлекшим материальный ущерб, телесные повреждения или смерть пассажира или пешехода.

В Японии автоматизированное вождение с 2019 года разрешено законом о дорожном движении, но только для тестирования экспериментальных моделей автономных транспортных средств. Спустя два года японским законодателем были приняты дополнения к указанному закону, определившие механизмы выдачи разрешений на «автоматизированное» вождение коммерческим транспортом. Специальная комиссия общественной безопасности была наделена полномочиями проверки соответствия БТС, стандартам безопасности. Между тем, законодательство, регулирующее ответственность за правонарушения с участием БТС пока находится в разработке. Для этого японскими

властями была создана межведомственная рабочая группа по изучению социальных правил, касающихся автоматизированных транспортных средств в эпоху искусственного интеллекта, которая продолжает свою работу под эгидой Цифрового Агентства [11].

В Объединенных Арабских Эмиратах беспилотные транспортные средства эксплуатируются на протяжении последних пяти лет при перевозке пассажиров («роботакси»). При этом 13 июля 2023 года вступил в силу закон № 9, предусматривающий использование автономных транспортных средств на дорогах общего пользования на территории эмирата Дубая (далее - Закон № 9)5.

Указанный закон направлен на стимулирование перехода к «умной» мобильности с использованием искусственного интеллекта, а также на привлечение инвестиций в деятельность, связанную с беспилотными транспортными средствами. Также в положениях Закона № 9 устанавливается новый режим лицензирования использования автономных транспортных средств, определяются условия их использования, а также решается вопрос о том, кто несет ответственность за ущерб, причиненный БТС.

Согласно новой законодательной базе Управление дорог и транспорта Дубая (далее - Управление) было наделено широким кругом полномочий и обязанностей, направленных на разработку и утверждение новых стандартов эксплуатации, безопасности и защиты, которым должны соответствовать БТС; определение перечня автомобильных дорог общего пользования, на которых могут эксплуатироваться БТС; осуществление контроля за лицензированием БТС; сбор и классификацию данных, полученных в процессе использования беспилотников в Дубае; проведение технического осмотра автомобилей.

Отметим, что согласно положениям Закона № 9 под оператором беспилотного транспортного средства понимается не только владелец транспортного средства, но и иные лица, уполномоченные осуществлять деятельность, связанную с его использованием а значит оператор несет ответственность за компенсацию ущерба, причиненного транспортным средством людям или имуществу. При этом операторы могут обратиться в суд для взыскания с реального вино-

5 Law No. (9) of 2023 Regulating the Operation of Autonomous Vehicles in the Emirate of Dubai [Электронный ресурс]. - URL: https://dlp.dubai.gov.ae/Legislation%20

Reference/2023/Law%20No.%20(9)%20of%202023%20 Regulating%20the%20Operation%20of%20Autonomous%20 Vehicles.html (дата обращения: 29.08.2024).

вника такого ущерба в соответствии с общими правилами6.

Учитывая вышесказанное, следует резюмировать, что правовое регулирование эксплуатации беспилотных транспортных средств в Китае, Сингапуре, Японии и Объединенных Арабских Эмиратах находится в стадии своего формирования, при этом трансформация автомобильной отрасли ставит перед законодателями непростую задачу - исключить возможные препятствия в поэтапном внедрении БТС в транспортную инфраструктуру и одновременно обеспечить их безопасную эксплуатацию. В рассматриваемом контексте следует обратить внимание на разрабатываемый в России проект федерального закона, которым определяются особенности использования БТС, ответствен-

6 Dubai issues law regulating autonomous vehicles [Электронный ресурс]. - URL: https://gulfbusiness.com/dubai-adopts-law-regulating-autonomous-vehicles/ (дата обращения: 29.08.2024).

ность лиц, имеющих отношение их к производству, реализации, эксплуатации и обслуживанию7. Представляется, что опыт создания как «беспилотной» транспортной инфраструктуры, так и нормативной базы упомянутых стран Азии может способствовать наиболее конструктивному выстраиванию положений законопроекта.

В качестве вывода отметим, что, является одним из важных направлений будущей модернизации мирового автомобилестроения, беспилотные транспортные средства в настоящее время находятся в решающей стадии технологического развития. При этом в странах Азии активно разрабатываются нормативные акты в сфере эксплуатации БТС, а также поощряется их использование в коммерческих перевозках.

7 Проект Федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступ из// СПС «Гарант».

Литература

1. Капустин А.В., Березовский Ю.А. Вопросы использования искусственного интеллекта при эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств // Современная наука. - 2021. - № 4. - С. 21-24.

2. Лобачева Л.П., Сальников С.П. Высокоавтоматизированные транспортные средства и безопасность дорожного движения: Отдельные вопросы интеграции // Безопасность дорожного движения. - 2023. - № 4. - С. 53-58.

3. Шестериков Н.А., Царегородцева Е.А. Программно-технический комплекс управления высокоавтоматизированного транспортного средства: методы правового регулирования // Безопасность дорожного движения. - 2021. - № 4. - С. 60-64.

4. Короткова Ю.А. Особенности восприятия информации водителем высокоавтоматизированного транспортного средства // Безопасность дорожного движения. - 2022. - № 3. - С. 48-51.

5. Землин А.И., Матвеева М.А. Правовое обеспечение внедрения и использования беспилотных автомобилей: опыт, проблемы и направления их решения // Государство и право. - 2023. - № 12. - C. 121-130.

6. Мартынов А.В. Перспективы установления административной ответственности в сфере эксплуатации беспилотных автомобилей // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2019. - № 11. - С. 42-55.

7. Васюков В.Ф., Митрошин Д.В. Отдельные аспекты нормативного регулирования эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств // Безопасность дорожного движения. - 2023. - № 4. - С. 11-18.

8. Tan H., Zhao X., Yang J. Exploring the influence of anxiety, pleasure and subjective knowledge on public acceptance of fully autonomous vehicles // Computers in Human Behavior. - 2022. - Т. 131. - С. 107-187.

9. Shan, Y., Shasha Z. Legal obstacles and countermeasures for the development of intelligent connected vehicles. J. Southwest Jiaotong Univ. (Soc. Sci. Edn.) - 2023. - № 24 (01). - S. 49-61.

10. Hu S. et al. The status quo and future trends of new energy vehicle power batteries in China - Analysis from policy perspective // Energy Reports. - 2022. - Т. 8. - S. 63-80.

11. Zhao M. et al. Review of Research on the Commercialization of China's Intelligent and Connected Vehicles Industry // Society of Automotive Engineers (SAE)-China Congress, 2023. - S. 836-848.

References

1. Kapustin A.V., Berezovskij YU.A. Voprosy ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta pri ekspluatacii vysokoavtomatizirovannyh transportnyh sredstv // Sovremennaya nauka. - 2021. - № 4. - S. 21-24.

2. Lobacheva L.P., Sal'nikov S.P. Vysokoavtomatizirovannye transportnye sredstva i bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya: Otdel'nye voprosy integracii // Bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya. - 2023. - № 4. - S. 53-58.

3. SHesterikov N.A., Caregorodceva E.A. Programmno-tekhnicheskij kompleks upravleniya vysokoavtomatizirovannogo transportnogo sredstva: metody pravovogo regulirovaniya // Bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya. - 2021. - № 4. - S. 60-64.

4. Korotkova YU.A. Osobennosti vospriyatiya informacii voditelem vysokoavtomatizirovannogo transportnogo sredstva // Bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya. - 2022. - № 3. - S. 48-51.

5. Zemlin A.I., Matveeva M.A. Pravovoe obespechenie vnedreniya i ispol'zovaniya bespilotnyh avtomobilej: opyt, problemy i napravleniya ih resheniya // Gosudarstvo i pravo. - 2023. - № 12. - S. 121-130.

6. MartynovA.V. Perspektivy ustanovleniya administrativnoj otvetstvennosti v sfere ekspluatacii bespilotnyh avtomobilej // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. - 2019. - № 11. - S. 42-55.

7. Vasyukov V.F., Mitroshin D.V. Otdel'nye aspekty normativnogo regulirovaniya ekspluatacii vysokoavtomatizirovannyh transportnyh sredstv // Bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya. - 2023. - № 4. - S. 11-18.

8. Tan H., Zhao X., Yang J. Exploring the influence of anxiety, pleasure and subjective knowledge on public acceptance of fully autonomous vehicles // Computers in Human Behavior. - 2022. - T. 131. - S. 107-187.

9. Shan, Y., Shasha Z. Legal obstacles and countermeasures for the development of intelligent connected vehicles. J. Southwest Jiaotong Univ. (Soc. Sci. Edn.). - 2023. - № 24 (01). - S. 49-61.

10. Hu S. etal. The status quo and future trends of new energy vehicle power batteries in China - Analysis from policy perspective // Energy Reports. - 2022. - T. 8. - S. 63-80.

11. Zhao M. et al. Review of Research on the Commercialization of China's Intelligent and Connected Vehicles Industry // Society of Automotive Engineers (SAE)-China Congress, 2023. - S. 836-848.

(статья сдана в редакцию 29.08.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.