тациями, как «вызов», «предпринимательство»; сугубо личная направленность имеет значимые связи с такими карьерными ориентациями, как «служение» и «профессиональная компетентность»; просоциальная направленность связана с карьерной ориентацией «интеграция стилей жизни».
Литература
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.
3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
4. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гипенрейтер, А.А.Пузыря. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
5. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Просвещение, 1986. - 254 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М., 1946. - Т.1.
7. Schein Е.А. The individual, the organization, and the career: A conceptual scheme // J. Appl. Behav. Sci. 1971. V. 7. P. 401-426.
Халудорова Арюна Викторовна, аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]
Khaludorova Aryuna Viktorovna, postgraduate student of department of age and pedagogical psychology of Buryat State University. E-mail: [email protected]
ББК 67.612.163:ББК.75.116
О. В. Ховалкин
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛКА ПДС ГИБДД ПОСРЕДСТВОМ РАСШИРЕННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СИСТЕМЕ БОЕВОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ
Статья рассматривает результаты педагогического естественного эксперимента по адаптации к обучению в течение испытательного срока молодых сотрудников Г осударственной инспекции безопасности дорожного движения на базе полка ДПС ГИБДД при ГУВД по Алтайскому краю. Автор представил анализ причинно-следственных связей изменений исходных показателей и данных по истечении исследования под воздействием условий служебной деятельности в период стажировки. Результаты исследования демонстрируют положительное влияние расширенных занятий по физической культуре на протекание адаптационного процесса.
Ключевые слова: оптимизация, процесс адаптации, стажер, молодой сотрудник, педагогический ес-тественний эксперимент, первоначальная подготовка, физическая подготовка, физическое развитие, внешнее дыхание, умственная работоспособность, ПДПС ГИБДД, «усиленная», «базовая», психодиагностика, психограмма, перспективное планирование, кадровая ситуация.
O. V Hova/kin
TO THE PROBLEM OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF ADAPTATION PROCESS OF NEW COMING EMPLOYEES OF TRAFFIC REGULATION DEPARTMENT BASED ON THE PHYSICAL CULTURE TRAINING IN THE EDUCATION
SYSTEM OF OFFICIAL SERVICE
The article deals with the results of pedagogical natural experiment on adaptation of young employees to the training during a trial period, that carried out at the traffic police of motor licensing and inspection department of Altai region. The author presents the analysis of conditions, course, running and received outcomes. The results of this investigation demonstrate the positive influence of the physical culture training to the adaptation processes in details.
Key words: optimisation, adaptation process, trainee, young employee, pedagogical natural experiment, initial preparation, physical training, physical development, external breath, intellectual working capacity, regiment of traffic police of motor licensing and inspection department, «strengthened», «base», psychodiagnostics, psychogram, forward planning, personnel situation.
Общие вопросы адаптации сотрудников ОВД изучали: А.Н. Роша [9], А.А. Ушаков [10], С.Е. Рашкин и др. [8], И. А. Латкова [7]. Актуальность проблемы профессиональной адаптации стажеров Госавтоинспекции в процессе обучения и к дальнейшей работе в органах внутренних дел очевидна. Адаптационный процесс является наиболее сложным именно на первых месяцах службы. Новые условия жизнедеятельности оказывают сильное психологическое воздействие на стажеров, вызывают глубокие переживания, сомнения в правильности выбора жизненного пути. Эти проблемы можно решить при условии выработки мер по оптимизации адаптации в процессе стажировки в подразделениях Госавтоинспекции. Одной из таких мер нам видится разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс программы для совершенствования физических и специальных качеств, умений, навыков и знаний сотрудников.
Для разработки новой концепции о роли физических нагрузок при обучении в адаптационном процессе стажеров ГИБДД был проведён педагогический эксперимент. Целью эксперимента стало выявление различий в уровне адаптации стажеров в процессе первоначальной подготовки. Впервые было исследовано влияние физических нагрузок на протекание процесса адаптации молодых сотрудников полка дорожно-патрульной службы Алтайского края в период стажировки в рамках боевой и служебной подготовки.
Исследования проводились в ходе педагогического процесса в системе физической, боевой и служебной подготовки. Были сформированы контрольная и экспериментальная группы численностью по 20 человек. Контрольная группа занималась физической подготовкой по базовой программе (в ходе учебных занятий), экспериментальная - по программе «усиленных физических нагрузок» (на занятиях и во внеслужебное время). Эксперимент позволил сравнить влияния базовой и усиленной физической подготовки на показатели физического развития и адаптационных процессов. Полученные результаты физического развития отразили прирост показателей в экспериментальной группе по всем направлениям выше контрольной. При этом в начале эксперимента по всем видам исследования у стажеров контрольной и экспериментальной групп результаты преимущественно соответствовали показателям «выше среднего уровня» по стандартным в России для мужчин 23-25 лет.
В конце педагогического эксперимента наиболее иллюстративные результаты получены по следующим направлениям: показатели физического развития, показатели физической подготовленности и данные умственной работоспособности.
Наблюдается рост результатов в экспериментальной группе практически по всем показателям физического развития (рис. 1) по сравнению с контрольной. Неизменными остались групповые показатели окружности груди на выдохе. Показатели данного раздела статистически достоверны (1 <2,09 при 95%), и имеется достаточно сильная статистическая связь 0,5 < г < 1 по всем показателям.
£ £ £
I
КОНТРОЛЬНАЯ групп эксперимента
ПКОНТРОЛЬНАЯ групп эксперимента
начало
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ группа начало эксперимента
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ группа конец эксперимента
100
о
Рис.1
К окончании исследования показатели контрольной группы превысили экспериментальную только по данным веса и ОГ на выдохе. Однако прирост абсолютных величин выше у экспериментальной группы по сравнению с контрольной.
Учитывая высокую значимость уровня физической подготовленности для стажеров в период обучения и в дальнейшей работе, данный параметр также был включён в исследование. Замеры проведены по семи видам: бег на 100 м, подтягивание на перекладине; бег на 1000 м; отжимание на брусьях; прыжки в длину с места; становая динамометрия; динамометрия правой кисти руки (рис. 2 и 3).
Рис.2
Рис.3
В результате педагогического эксперимента выявлены улучшения показателей в экспериментальной группе по бегу на 100 м (-0,4), подтягивание на перекладине (1,6), становой силе (3,2) и динамометрии (2,8).
Абсолютный сдвиг у экспериментальной группы был так же выше в показателях в прыжках с места. На начало эксперимента подготовленность групп в беге на длинные дистанции была примерно одинаковой. Незначительное превышение показателя в контрольной группе составило 0,1 мин. В ходе эксперимента результаты бега на 1000 метров в экспериментальной группе ухудшились на (0,2) минуты, у контрольной улучшились на (-0,1) мин. Статистическая закономерность средне выражена, достоверность соблюдается (экспериментальная группа г = 0,59, 1=0,94 <2,09; контрольная группа г = 0,5, 1=0,29 <2,09).
Таким образом, несмотря на первоначальные показатели физической подготовленности по всем видам исследования, включая и физическое развитие, по окончании эксперимента показатели в данном разделе существенно отличались в сторону повышения в экспериментальной группе.
Для определения умственной работоспособности, внимания и стабильности результатов применяли таблицы Анфимова.
В процессе исследования в начале эксперимента в обеих группах от первой до третьей минуты шло увеличение просмотренных знаков, что свидетельствует о большей концентрации внимания при просмотре знаков, а следовательно, и увеличении умственной работоспособности. При повторном просмотре таблицы шло увеличение от минуты к минуте со значительным превышением первого просмотра знаков (рис. 4). В контрольной группе повышение показателей внимания было незначительно.
Анализ количества ошибок за каждую минуту показал, что данный параметр в экспериментальной группе было несколько выше, чем в контрольной в начале эксперимента. По окончанию эксперимента он уже имел значительные различия (рис. 5).
КОНТРОЛЬНАЯ группа начало эксперимента ВКОНТРОЛЬНАЯ группа конец эксперимента
Рис.4
Рис. 5
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ группа на эксперимента
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ группа эксперимента
•кон і РОЛ іьная группа начало
ком і рол іьная группа
ЭКСПЕРИМЕН і АЛ IЬНАЯ группа начало эксперимента
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ группа начало эксперимента
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ группа конец эксперимента
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ группа конец эксперимента
КОНТРОЛЬНАЯ группа начало эксперимента
КОНТРОЛЬНАЯ группа конец эксперимента
Для контроля степени выраженности воздействия физических нагрузок и эффективности их влияния на адаптивные ресурсы стажеров эксперимент сопровождался психологической диагностикой уровня адаптированности со стороны психолога подразделения. Была проведена психодиагностика стажеров и молодых сотрудников в три сессии в соответствии с этапами развития эксперимента.
На первом этапе было обследовано 40 кандидатов, в отношении которых было принято положительное решение о приеме на службу в полк ДПС ГИБДД. Эта основная группа была разбита на две эквивалентные группы (п=20) без учета имеющихся психофизиологических показателей.
При первоначальной психодиагностике членов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп получены следующие психограммы (график 1).
График 1
Т-баллы
ЭГ 53 49 65 50 51 52 59 46 46 52 52 61 43 ( ) КГ 54 51 63 53 57 52 63 46 47 53 57 59 47 ( )
Анализ полученных показателей подтверждает однородность обеих групп по эмоциональному состоянию и основным характерологическим тенденциям (табл. 1, 2).
Обе группы имеют высокую работоспособность, преобладание симпатической вегетативной нервной системы и эмоционально-волевую, промежуточную группу реагирования. Схожи и основные характеристики: склонность к плодотворному сотрудничеству без притязаний на лидирующую позицию, умение сглаживать конфликты, сдерживать собственные непосредственные реакции, хороший самоконтроль при достаточной активности. Значительных различий в психологических особенностях членов контрольной и экспериментальной групп не выявлено. Это объясняется тем, что группы сформированы из кандидатов, прошедших первоначальный психологический отбор. Не соответствующие требованиям специальности были отсеяны.
Начало эксперимента совпадает с психодиагностикой стажёров по окончании трёх месяцев стажировки по месту службы. Используются методики: 16-факторый опросник Кеттела (график 2), Тест Диленгера и пр.
Обе группы имеют высокую работоспособность, преобладание симпатической вегетативной нервной системы и эмоционально-волевую, промежуточную группу реагирования. Схожи и основные характеристики: склонность к плодотворному сотрудничеству без притязаний на лидирующую позицию, умение сглаживать конфликты, сдерживать собственные непосредственные реакции, хороший самоконтроль при достаточной активности. Значительных различий в психологических особенностях членов контрольной и экспериментальной групп не выявлено. Это объясняется тем, что группы сформированы из кандидатов, прошедших первоначальный психологический отбор. Не соответствующие требованиям специальности были отсеяны.
Начало эксперимента совпадает с психодиагностикой стажёров по окончании трёх месяцев стажировки по месту службы. Используются методики: 16-факторый опросник Кеттела (график 2), Тест Диленгера и пр.
Анализ характерного рангового ряда теста Люшера показал следующее:
Таблица 1
Контрольная группа
ПОЗИЦИЯ Xвес цвета
Ц 1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 4 4 8 2 0 0 0 X 16 28 24 40 8 116
В 2 12 2 3 0 0 2 0 1 X 96 14 18 6 1 135
Е 3 2 2 5 1 1 3 5 1 X 16 14 30 5 4 9 10 1 89
Т 4 3 7 4 2 2 0 1 1 X 24 49 24 10 8 2 1 118
5 0 4 1 3 6 4 1 1 X 28 6 15 24 12 2 1 88
6 0 0 2 3 3 6 4 2 X 12 15 12 18 8 2 67
7 0 0 1 2 3 2 0 12 X 6 10 12 6 12 46
0 1 1 0 1 3 3 9 2 X 8 7 5 12 9 18 2 61
Вес позиции 8 7 6 5 4 3 2 1
+ + Х Х = = - -
2 4 1 3 5 6 0 7
Таблица 2
Экспериментальная группа
ПОЗИЦИЯ Xвес цвета
1 2 3 4 5 6 7 8
1 1 2 6 4 5 1 1 0 X 8 14 36 20 20 3 2 103
Ц 2 7 5 4 2 0 1 0 1 X 56 35 24 10 3 1 129
В 3 3 3 4 2 3 1 2 2 X 24 21 24 10 12 3 4 2 100
Е 4 8 5 1 5 1 0 0 0 X 64 35 6 25 4 134
Т 5 0 2 3 4 4 6 1 0 X 14 18 20 16 18 2 88
6 0 2 0 0 2 7 7 2 X 14 8 21 14 2 59
7 0 0 1 0 1 1 5 12 X 6 4 3 10 12 35
0 1 1 1 3 4 3 4 3 X 8 7 6 15 16 9 8 3 72
Вес позиции 8 7 6 5 4 3 2 1
+ + Х Х = = - -
4 2 1 3 5 0 6 7
Сравнительный анализ результатов тестирования в группах выявил незначительную разницу в показателях экспериментальной и контрольной групп - разброс не превышал 1 стен. Так в экспериментальной группе несколько преобладают стажёры с большей уверенностью в себе и упорством, умением видеть свои недостатки и осознавать требования действительности (С=9стен). Но они скорее готовы идти на риск, и более спонтанны в поведении (Н=8стен). Группа чуть более спокойная, конформная (Ь=4). В контрольной же группе присутствует несколько большее чувство долга, склонность к осторожности, чувствительность к реакции окружающих, скрупулезность. Так же чуть выше подозрительность и требовательность (Ь=5). Адаптационный потенциал по результатам теста Кеттелла. рассчитывается по формуле
КАД ЭГ= 2,3; КАД КГ = 1,3; г=0,5, т.е адаптационный потенциал в обеих группах высокий (КАД > 0,8).
График 2
Стены
ЭГ 8 8 9 5 5 5 8 5 4 3 6 4 4 3 9 2 4 7 6 0 ( )
КГ 8 8 8 5 5 5 7 5 5 3 6 5 4 4 8 3 4 6 6 1 ( )
Таким образом, различия в группах были минимальны, и шансы на успешную адаптацию и приобретение профессионально важных качеств и знаний в них равны.
Окончание эксперимента совпадает с психодиагностикой молодых сотрудников по окончании обучения в Учебном центре МВД РФ при закреплении за ними табельного оружия.
На этом этапе психолог подразделении использует следующий блок психологических методик: РР1-5-факторный опросник КЕО (таблица 3); цветовой тест Люшера; Тест Коха и др.
Таблица 3
п\п N Е О А С 1 2 3 4 5 Ва- лидное
Экспер. группа 9 9 9 9 9 2 1 1 2 1 85%
Контр. группа 8 9 9 9 9 1 1 1 1 1 90%
К 0,04 0,2 0,8 0,4 -0,08 0,3 0,7 -0,05 0,6 -0,05 0,3
В экспериментальной группе по результатам РР1 получено снижение шкалы Нейротизма, что говорит о большей способности этих сотрудников нивелировать негативные эмоции. Показатели же экстраверсии, любознательности, эмоциональной лабильности в группах проявляются в равной степени. Учитывая, что г (шкал А, О) < 0,3, а 0,4 < г (шкал А, О) < 0,9, то только по факторам «согласие» и «открытость опыту» соответственно подтверждается наличие статистической связи.
Сотрудники экспериментальной группы (90%) имеют более высокий уровень адаптационного потенциала. В контрольной группе рекомендованы к вооружению в первую очередь только 45% стажеров. Не допущены к вооружению без дополнительного обследования в этой группе 15% стажеров. Это связано с выявленными индивидуально-психологическими особенностями стажеров, затрудняющими адаптационный процесс под влиянием негативных эмоциональных факторов служебной деятельности. Вероятность возникновения дезадаптации в экспериментальной группе крайне незначительна, что отражено в показателях психологической готовности к профессиональной деятельности при несении службы с оружием и отсутствием необходимости дополнительного внимания со стороны психологической службы. Степень зависимости показателей 0,3<г(шкал 1, 2, 4)<0,7.
Вывод о более высоком адаптационном уровне в экспериментальной группе подтвержден и в показателях проективного тестирования. Как видно из приведенных данных (табл. 4, 5), анализ баланса вегетативной системы в обеих группах говорит о преобладании активности симпатического отдела вегетативной нервной системы - мобилизация ресурсов организма, повышение жизнедеятельности всех органов и тканей, активизация психических процессов (контрольная группа - 70%, экспериментальная - 85%).
В контрольной группе более выражен объем активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что означает снижение тонуса ЦНС, обменных процессов, утомление,
мышечную слабость, ареактивность.
Разница в вегетативном коэффициенте выявляет присутствие преобладания трофотропного реагирования в контрольной группе (лица с этим типом регуляции наименее устойчивы к экстремальным воздействиям), а в экспериментальной группе - преобладание эрготропного реагирования (с этим типом регуляции люди наиболее устойчивы к экстремальным воздействиям).
Уровень работоспособности в контрольной группе снизился от высокого до среднего. В экспериментальной группе сохранился высокий уровень работоспособности.
Наблюдается и изменение ведущей психологической позиции в группах. Так в контрольной группе выявлена повышенная ранимость в отношении критических замечаний со стороны окружающих, уязвимое самолюбие, значимость социального престижа.
Таблица 4
Контрольная группа молодых сотрудников. Конец эксперимента
ПОЗИЦИЯ О [2 8 2 М а
1 2 3 4 5 6 7 8
1 3 3 5 6 2 0 1 0 X 24 21 30 30 8 14 127
Ц 2 9 6 3 1 1 0 0 0 X 72 42 18 5 4 141
В 3 1 0 5 5 3 2 2 2 X 8 30 25 12 6 4 4 89
Е 4 4 6 2 2 1 1 1 3 X 32 42 12 10 4 3 2 3 108
Т 5 2 3 3 3 6 1 1 1 X 16 21 18 15 24 3 2 1 100
6 1 2 0 1 3 6 4 3 X 8 14 5 12 18 8 3 68
7 0 0 0 1 1 5 2 11 X 5 4 15 4 11 39
0 0 0 2 1 3 5 9 0 X 5 12 15 18 50
Вес позиции 8 7 6 5 4 3 2 1
Таблица 5
Экспериментальная группа молодых сотрудников. Конец эксперимента
ПОЗИЦИЯ Xвес цвета
1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 5 5 5 2 0 0 1 X 16 35 30 25 8 1 115
Ц 2 8 6 4 1 0 1 0 0 X 64 42 24 5 3 138
В 3 1 4 3 5 2 2 2 1 X 8 28 18 25 8 6 4 1 98
Е 4 8 1 6 1 2 1 0 2 X 64 7 36 5 8 3 2 125
Т 5 1 2 2 6 8 0 0 0 X 8 14 12 30 32 96
6 0 0 0 1 1 6 12 0 X 5 4 18 24 51
7 0 0 0 0 1 2 3 14 X 4 6 6 14 30
0 0 2 0 1 4 8 3 2 X 14 5 16 24 6 2 67
Вес позиции 8 7 6 5 4 3 2 1
+ + Х Х = = - -
2 4 1 3 5 0 6 7
Затруднение адаптационного процесса у членов контрольной группы связано с повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, потребностью в преодолении ограничений, в том числе дистанции, отделяющей от окружающих.
В экспериментальной группе сохранилась основная общая характеристика группы: по-прежнему наблюдалась склонность к плодотворному сотрудничеству без притязаний на лидирующую позицию, умение сглаживать конфликты, сдерживать собственные непосредственные реакции, наличие хорошего самоконтроля при достаточной активности.
В контрольной группе наблюдалось изменение позиции 5 цвета, что выявляло признаки расшатывания адаптационного барьера в связи с длительным (хотя и не резко выраженным) эмоциональным напряжением. Это также подтверждает затруднение адаптационного процесса в контрольной группе.
Таким образом, процесс профессиональной адаптации в экспериментальной группе проте-
кал эффективнее по ряду указанных психофизиологических параметров в сравнении с контрольной группой.
Итак, эксперимент отразил поэтапную динамику психологического состояния стажёра и молодого сотрудника, связанную с адаптацией к условиям службы под воздействием усиленных физических нагрузок в сравнении с обычным режимом физической подготовки.
Результаты тестирования зафиксировали более высокие показатели адаптированности у сотрудников экспериментальной группы за единый промежуток времени и в равных социальных условиях по сравнению с контрольной. Полученные статистически значимые данные психологических исследований положительно коррелируют с показателями физической подготовленности как в контрольной, так и в экспериментальной группах.
Итак, полученные в ходе эксперимента данные уверенно говорят о положительном влиянии усиленных физических нагрузок в рамках боевой, служебной и физической подготовки на адаптационные возможности личного состава ПДПС ГИБДД по временным и качественным параметрам.
Внедрение в практику расширенных занятий по физической подготовке позволит повысить эффективность и сократить период адаптации стажёров и молодых сотрудников ПДПС при ГУВД по Алтайскому краю к условиям службы, минимизировать вероятность дезадаптивного вхождения в служебный коллектив молодых сотрудников. Всё это в целом даст возможность осуществлять перспективное планирование кадровой ситуации в подразделении на снижение процента текучести сотрудников, особенно на первом году службы.
Литература
1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - С. 267.
2. Вдовиченко В.П. Типовое планирование процесса индивидуальной боевой подготовки сотрудника милиции (физическая, огневая, комплексная подготовка)/ - Н Новгород: Изд-во НВШ МВД России, 1995.
3. Горбач Н.А., Матросов В.А., Ткаченко B.C. Особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников к службе в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 1998. - №2 (8). - С. 35.
4. Дубинина Т.В. Экспериментальная психология (вводный курс лекций с комментариями). - Барнаул, 2004
5. Зимкин Н.В. Физические упражнения как средство повышения устойчивости организма к неблагоприятным средствам внешней среды. 1960. - Т. 23. Ч. 4. - С. 270-275.
6. Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде: метод. рекомендации. - М.: Экономика, 1990. - 110 с.
7. Латкова И.А. Педагогические вопросы успешной адаптации молодых сотрудников и создание условий для их закрепления в коллективе органов внутренних дел // Актуальные вопросы психологии и педагогики в деятельности органов внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР, 1985. - С. 39-46.
8. Рашкин С.Е. Чернышов Н.А., Кольчугин В.В. Психодиагностические исследования профессиональной адаптации сотрудников патрульно-постовой службы // Тезисы докладов 1 Всесоюзной научной конференции по психологии управления. - М., 1979.
9. Роша А.Н. Труд работника милиции (социально-психологический аспект). - М., 1978. - С. 66.
10. Ушаков А.А. Организационно-правовые проблемы адаптации кадров к службе в системе исправительнотрудовых учреждений: дис. ... канд. юрид. наук. - М, 1984. - С. 206.
Ховалкин Олег Вячеславович, заместитель начальника Управления ГИБДД по Алтайскому краю. Е-mail:[email protected]
Hovalkin Oleg Vyacheslavovich, head assistant of the Road Police department in Altai region. Е-mail: metallica4ever@inbox. ru
УДК 371.048.45
НА Черных
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
В статье рассмотрены основные задачи и формы профессиональной ориентации и довузовской подготовки молодежи. Показано, что одним из путей повышения эффективности формирования профессиональной мотивации будущих специалистов является создание университетских комплексов, интегрирующих в себе учреждения среднего, общего и профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, довузовская подготовка, регионально-отраслевой университетский комплекс.
NA. Chernykh