Научная статья на тему 'К вопросу о постановке задачи автоматизации бюджетирования проектной деятельности'

К вопросу о постановке задачи автоматизации бюджетирования проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ / ФИНАНСЫ / УПРАВЛЕНИЕ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / TOP-MANAGEMENT / FINANCE / MANAGEMENT / BUDGETING / PROJECT / INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Александр Сергеевич

Задача повышения качества бюджетирования проектной деятельности является чрезвычайно актуальной. При этом под термином «качество бюджетирования» понимается не только обоснованность, когда факт соответствует бюджету, но и согласованная оптимизация, когда все участники проектной деятельности не просто соглашаются с установленными цифрами сокращения, но и готовы принять на себя ответственность за их исполнимость. Общая постановка задачи бюджетирования для проектной деятельности ранее рассматривалась (см., в частности [1, 2]). Сейчас очередь дошла до практической реализации разработки/доработки информационных систем (ИС) для задач бюджетирования проектной деятельности.Задачу автоматизации бюджетирования проектной деятельности целесообразно разделить на две части:Автоматизация бюджетирования в рамках проекта.Автоматизация интеграции проектных бюджетов и бюджета организации.Очевидно, что две эти части достаточно объемны как по постановке, так и по реализации. Поэтому в предлагаемой статье детально рассматривается первая часть (причем с точки зрения требований к реализации ИС). Вторая часть будет рассмотрена в последующем.Предлагаемая статья предназначена для руководителей, заинтересованных как в повышении качества финансового планирования и контроля проектной деятельности при согласованности с календарным планом проекта, так и в повышении эффективности и результативности использования ресурсов и финансовых средств, выделяемых в проектную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CONCEPTUAL FORMULATION OF PROJECT WORK BUDGETING AUTOMATION TASK

The problem of improving the quality of project work budgeting is extremely topical. The term «quality of budgeting» does not only imply the feasibility when the factual results match the budget, but also the coordinated optimization when all project participants do not merely accept the targeted cost reduction, but are also prepared to assume responsibility for doing this. The general problem of project activity budgetinghad been considered before (ref. [1] and [2]). Now the time has come for practical implementation of design, development and modification of information systems (IS) to support the problems of project budgeting.Project work budgeting automation task can be divided into two parts.Budgeting automation within the project.Automation of integration of project budgets and budget of the organization.It is obvious that these two parts are rather voluminous both to formulate and to realize. Therefore in the article only the first part is considered in detail (with the focus on realization requirements). The second part will be considered later.The target audience of the article are managers interested both in improvement of financial planning and project control quality within the planned schedule of the project and in increase of efficiency and productivity of using the resources and funds allocated for project activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу о постановке задачи автоматизации бюджетирования проектной деятельности»

УДК 657

К вопросу о постановке задачи автоматизации бюджетирования проектной деятельности

КОЗЛОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ,

кандидат экономических наук, доцент, независимый эксперт, г. Москва, Россия E-mail: kozlov_as@rambler. ru

АННОТАЦИЯ

Задача повышения качества бюджетирования проектной деятельности является чрезвычайно актуальной. При этом под термином «качество бюджетирования» понимается не только обоснованность, когда факт соответствует бюджету, но и согласованная оптимизация, когда все участники проектной деятельности не просто соглашаются с установленными цифрами сокращения, но и готовы принять на себя ответственность за их исполнимость. Общая постановка задачи бюджетирования для проектной деятельности ранее рассматривалась (см, в частности [1,2]). Сейчас очередь дошла до практической реализации разработки/доработки информационных систем (ИС) для задач бюджетирования проектной деятельности.

Задачу автоматизации бюджетирования проектной деятельности целесообразно разделить на две части:

1. Автоматизация бюджетирования в рамках проекта.

2. Автоматизация интеграции проектных бюджетов и бюджета организации.

Очевидно, что две эти части достаточно объемны как по постановке, так и по реализации. Поэтому в предлагаемой статье детально рассматривается первая часть (причем с точки зрения требований к реализации ИС). Вторая часть будет рассмотрена в последующем.

Предлагаемая статья предназначена для руководителей, заинтересованных как в повышении качества финансового планирования и контроля проектной деятельности при согласованности с календарным планом проекта, так и в повышении эффективности и результативности использования ресурсов и финансовых средств, выделяемых в проектную деятельность.

Ключевые слова: топ-менеджмент, финансы, управление, бюджетирование, проект, информационная система.

A Conceptual Formulation of Project Work Budgeting Automation Task

ALEXANDER S. КОИОУ,

PhD (Economics), Associate Professor, independent expert, Moscow, Russia E-mail: kozlov_as@rambler. ru

ABSTRACT

The problem of improving the quality of project work budgeting is extremely topical. The term «quality of budgeting» does not only imply the feasibility when the factual results match the budget, but also the coordinated optimization when all project participants do not merely accept the targeted cost reduction, but are also prepared to assume responsibility for doing this. The general problem of project activity budgeting

had been considered before (ref [1] and [2]). Now the time has come for practical implementation of design, development and modification of information systems (IS) to support the problems of project budgeting. Project work budgeting automation task can be divided into two parts.

1. Budgeting automation within the project.

2. Automation of integration of project budgets and budget of the organization.

It is obvious that these two parts are rather voluminous both to formulate and to realize. Therefore in the article only the first part is considered in detail (with the focus on realization requirements). The second part will be considered later.

The target audience of the article are managers interested both in improvement of financial planning and project control quality within the planned schedule of the project and in increase of efficiency and productivity of using the resources and funds allocated for project activity.

Keywords: top-management, finance, management, budgeting, project, information system.

Общие требования к бюджетированию в проектной деятельности

Разработка любой информационной системы (ИС) всегда связана с программированием и, соответственно, выполняется программистами. Но внедрение ИС для бюджетирования проектной деятельности — не «чистый» ИТ-проект. Это — комплексный проект, предусматривающий преобразования всей организации, т.е. помимо ИС должны преобразовываться бизнес-процессы, регламенты, организационная структура, персонал. Поэтому важно определить общие требования, которые должны приниматься и соответствующим образом реа-лизовываться всеми участниками такого «многомерного» преобразования. В качестве общих требований выделим следующие:

1. Бюджет должен быть взаимосвязан с Планом. При этом под бюджетом понимается распределение затрат-поступлений по периодам времени, по целевым направлениям (установленным структурой декомпозиции работ), вплоть до отдельных работ, по статьям бюджета, по другим «основаниям», формируемым на основе классификаторов и необходимых для решения задач управления (далее — Бюджет), а под планом — сетевая модель, отражающая состав, взаимосвязи и сроки выполнения работ (далее — План). В План должны включаться исполнители, а также вехи (обычно связанные с получением целевых/промежуточных результатов или с контролируемым окружением).

2. Бюджет должен итерационно дорабатываться при получении новой информации.

3. Информационная недоопределенность при бюджетировании должна преодолеваться с использованием допущений, а при накоплении требуемых объемов статистической информации — с использованием аналогов/ нормативов.

4. Для устойчивости системы финансового управления в условиях объективно существующей динамичности изменений финансовых параметров проекта/программы необходимо предусмотреть наличие соответствующих буферов или резервов (специализированных управленческих фондов).

5. Централизованное управление инвестиционными средствами организации должно реализовываться в рамках Портфеля, который представляет совокупность одобренных к реализации и реализуемых программ и проектов (а также мероприятий, развивающих отдельные аспекты деятельности организации или содействующих проектной деятельности), сгруппированных и структурированных для эффективного управления и гарантированной реализации стратегии развития организации (далее — Портфель).

6. Отдельные направления инвестиционной деятельности или функциональной специализации реализации проектов/программ могут управляться в рамках специализированных Портфелей — «аналитических Портфелей».

7. Должна быть предусмотрена возможность контроля финансовых результатов эксплуатации активов, созданных в рамках проекта/ программы.

Рассмотрим более детально названные пункты.

Бюджет должен быть взаимосвязан с Планом. Затраты-поступления проекта/программы связаны с выполнением работ. При этом План должен являться первичным при определении потребностей в ресурсах и финансах для реализации проекта/программы. После корректировок Плана (связанных с изменением состава, содержания, объемов, сроков работ и прочих параметров, способных повлиять на состав/объемы/распределение затрат или поступлений) должны автоматически или автоматизировано вноситься соответствующие корректировки в Бюджет. При необходимости внесения изменений в Бюджет должен пересматриваться План для гарантирования реализации работ в изменившихся условиях их финансирования.

Бюджет должен итерационно дорабатываться при получении новой информации. Проекты/программы являются по своей сути «уникальными» и характеризуются достаточно высокой степенью неопределенности как при планировании, так и при бюджетировании. При этом на начальных фазах управления проектом/программой уровень неопределенности может превысить сами оценки сроков и затрат-поступлений. Получение дополнительной информации по ходу проекта/программы (связанной как с работами, так и с затратами-поступлениями, а также с окружением проектной деятельности) должно соответствующим образом отображаться как в Плане, так и в Бюджете.

Информационная недоопределенность при бюджетировании должна преодолеваться с использованием допущений, а при накоплении требуемых объемов статистической информации — с использованием аналогов/ нормативов. Общий состав укрупненных блоков работ для проекта/программы обычно спланировать возможно с требуемым уровнем качества. Но с учетом уникальности и высокой недоопределенности проектной деятельности, а также подверженности проекта/программы изменениям бюджетирование на «далекую» перспективу по проекту/программе целесообразно формировать по крупным блокам работ и по укрупненным статьям бюджета, а также с разбивкой по крупным интервалам (например,

квартал, полугодия или даже по годам). Для корректного отображения затрат-поступлений на меньших интервалах необходимо использовать допущения (прогнозы) по распределению затрат-поступлений для выполнения блоков работ (например, равномерно, колоколоо-бразно, аванс-оплата, установленная сумма по определенным интервалам, пр.).

Для устойчивости системы финансового управления в условиях объективно существующей динамичности изменений финансовых параметров проекта/программы необходимо предусмотреть наличие соответствующих буферов или резервов (специализированных управленческих фондов). При необходимости внесения изменений в проект/ программу по ходу реализации (например, уточнение или корректировка целей/ задач, изменения требований к выходным результатам, взаимосогласования с другими выполняемыми проектами/программами или с текущей операционной деятельностью организации) необходимо автоматизировать оперативные процедуры корректировки Бюджета с учетом фактического исполнения и указаний по реализации проекта/программы (в том числе утвержденных запросов на изменения). Для сокращения накладных затрат и отвлечения сотрудников на корректировку Бюджета организации, связанную с изменениями Бюджета по отдельному проекту/программе, необходимо предусмотреть возможность использования специальных управленческих фондов.

Централизованное управление инвестиционными средствами организации должно реализовываться в рамках Портфеля. Для общего руководства, координирования и контроля проектной деятельности на уровне организации должно быть предусмотрено использование Портфеля, включающего все проекты/программы (а также контролируемые на уровне организации проектно-ориентирован-ные мероприятия). В рамках Портфеля должно быть реализовано формирование сводного Плана и Бюджета по всей проектной деятельности, выполняемой в организации.

Отдельные направления инвестиционной деятельности или функциональной специализации реализации проектов/программ могут

управляться в рамках специализированных «аналитических Портфелей». Для контроля и координирования проектов/программ, которые для повышения эффективности управления и/или реализации целесообразно объединить (например: однотипная технология реализации, взаимосвязанность выходных результатов, общность использования критичных ресурсов и т.д.), должна быть предусмотрена возможность формирования и ведения «аналитических портфелей» (например, Портфель куратора, Портфель подразделения, Портфель направления, пр.) с заданием/корректировкой названия для такого «аналитического Портфеля», включени/исключения компонентов (проектов, программ, проектно-ориентированных мероприятий), а также редактирования других параметров (описательных, классификационных, ограничивающих, целеполагающих и пр.).

Должна быть предусмотрена возможность контроля финансовых результатов эксплуатации активов, созданных в рамках проекта/ программы. Для контроля выполнения запланированной финансовой отдачи от результатов проектной деятельности необходимо реализовать ввод отчетности по контролируемым параметрам операционной деятельности для эксплуатационной фазы результатов проекта/программы на установленном интервале с возможностью задания максимальной продолжительности данного интервала до 7-10 лет.

Комплексность, взаимообусловленность и высокий динамизм взаимосвязей целевых показателей по планам и бюджетам, по иным «разрезам» управления программно-целевой и проектно-ориентированной деятельностью, а также существенная недоопределенность информации, обусловленная уникальностью проектов и программ, требуют реализации «перекрестного» контроля при формировании планов/бюджетов и контролировании хода их исполнения. Для достижения требуемого качества планирования/бюджетирования при управлении проектной деятельностью необходимы всестороннее рассмотрение и взаимосогласование по большому числу параметров.

Модель ключевых взаимовлияний информационных объектов в рамках задач

бюджетирования проектной деятельности представлена на рис. 1. Используя предложенную модель, возможно строить требуемые информационные «срезы» для контроля взаимосогласованности Плана и Бюджета, для анализа полноты планирования и учета затрат, а также для решения других оптимизационных задач финансового управления проектной деятельностью.

Требования к автоматизации общей логики бюджетирования в проектной деятельности

Общая логика бюджетирования проектной деятельности должна быть построена с учетом модели бизнес-процессов управления проектной деятельностью. Схема бизнес-процессов для управления Портфелем была представлена в ряде работ (см., в частности, [3 и 4], а также [5]). Дальнейшее развитие данной модели в направлении интеграции с процессами управления проектами и процессами управления операционной деятельностью представлено на рис. 2.

В рамках ИС должна быть автоматизирована следующая «общая» логика бюджетирования (см. рис. 2):

• на фазе «Подготовка предложения» («П») — формируются предложения по требуемым изменениям (с фиксацией целевых показателей эксплуатации нового/обновленного актива) с укрупненными Планом и Бюджетом для их реализации в форме проекта/программы (а также готовятся другие обоснования).

Подготовленные документы фиксируются в ИС и передаются на уровень Портфеля для принятия решения («Г1») с соответствующим уведомлением;

• на уровне Портфеля, в рамках регулярного рассмотрения проектных предложений (ПП), в «точке» «Принятие решения по ПП» («Г1») — при рассмотрении поданных проектных предложений принимается решение о включении соответствующего проекта/программы в Портфель. Представленные укрупненные План и Бюджет при необходимости могут корректироваться.

При утверждении решения на включение проекта/программы в Портфель одновременно

-Прнвизые^к.я^

Версия Плана1 Бюджета

Интервал

"рмтрёдетется"

-Приняв ывае л-

Значение ПламПрэтоа'Фэет-!

Агг>1 п и аи р ует с я-Уга ерчздэег с н

Впрчокт реализации

Фикс ир/етс спрогнозируете ^Подтверждается

Барнал

энапитцки (курс»

цу/еттсяГ^отол^гутегтг я

Кур:

рублю

Пере; чет -*-

В&люта

Лимит

Установлен _*_

ЦФО

■Йызнар.'ет „

■Ьтрыц^ет

ПрйрлблгтывлетсяаВьпирлетс я

Ллан»Бк>д*вт I _

Достигает

Цель

ГСгин

—I

и

-------------

учет™ "Г"

В^лимск отзедеывдв^тся БщцлшГ

ЕС

I

Н

Портфель

„ ___Содействует

I Компонент <1~| Портфеля

-I-х-т

Выло п чм_т_с» _в_|оамка *

Слособс шует дос ти^ениго

Программа

Декомпозирует

гикропроект

------

Яагчется

Мульгипроекг

]

Декомпозирует

Проел

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-—/-.....

Декомпозирует

Актив

Бпок работ

-*-

В составе

Работа

Норматив

-________ ___ь.. . ■*....

Оборудование СырьеМатериап Комплектующие

И;попмчет

Ктрицсифнки торы

Церл

Результаты

Компоненту

Блокл'Работы

Дс"оеоры

Контрагенты

Ресурсы

Статьи &од*етз

ЦФО

Документы

Испорьзуеиая зббреенатуррг

ИЛ — иоммерческое предложение; СЛ> — счет-фактура. ТН — товарная накладнаяI >'ГЩ — универсальны^ платочный документ; ЦДЮ— центр финансово^ ответственности

Рис. 1. Модель ключевых взаимовлияний информационных объектов в рамках задач бюджетирования проектной деятельности

Рис. 2. Основные процессы и документы по фазам управления

«Продолжать»(в т.ч. «... с корректировками-

.Новый/Обновленный Актив (Актив)

\ВводАктива вэксплуатацию

Решение/Условие снятия Актива с контроля

Эксплуатация Актива I I «> (ЗА)_ /

Основные процессы и документы по фазам управления

Реализация проекта

(Р)

Принятие реш-я по Реализ-и Закрытие проекта Ввод Актива

(ГЗ) (3) вэксплуат-ю (ВА)

Эксплуатация Актива (ЭА)

9

Подтвердить или

ПереУтвердить целевые параметры проекта

Указание Завершить проет»

кгуализировать л План/Бюджет \

Сформировать ОтчепыЛредпсжения

значения юнтролир араметро

(Ъ_^ ^

т^водЛодтверкдение факта по исполнению и полученным результатам

П|

061

Замечай I редложени создаваемо "новляемол Активу

Пл

Типовы

бЛ01

ана/Бюдже

ДЛЯ ИСПОЛЬЗ'

в других проектах

Состав л содержав контролируем показателек деятельност

Итоговый

отчет по проекту

Сформировать л итоговый отчет \ и предложения по типовым блокам Плана/Бюджета ,

Прие) Акти

мке-Пере^ ва/Результ;

"л»

Исполнять

План/Бюджет +

Формировать Отчеты/Предложения

X

Отчеты и/или редложени выполненV работ

'точнигь/Скоррекгир целевые показатели деятельности: » с Астивэм

Предложения

контролир Активу

Формировать \ Отчеты/П редложения по контролируемому Активу

утверждаются План и Бюджет в качестве Базового плана (БП) и Базового бюджета (ББ), соответственно с присвоением версии номера «У-0».

Утвержденные БП/ББ записываются в архив, а также в ячейку «0» ИС.

По итогам рассмотрения в ИС должны формироваться уведомления инициаторам проекта/программы и причастным;

• на фазе «Открытие» — готовятся детализированные План и Бюджет, а также прорабатываются другие документы, необходимые для принятия решения об открытии проекта/ программы (об открытии финансирования).

Подготовленные документы фиксируются в ИС и передаются на уровень Портфеля для принятия решения («Г2») с соответствующим уведомлением;

• на уровне Портфеля, в рамках принятия решений по открытию проекта/программы, в «точке» «Принятие решения по Открытию» («Г2») — при рассмотрении поданных документов для открытия проекта/программы, а также с учетом дополненных/уточненных/ скорректированных обоснований (технико-экономических, финансово-экономических и пр.) принимается решение о возможности старта нового проекта/программы с соответствующим открытием финансирования. Подготовленные детализированные План и Бюджет при необходимости могут корректироваться.

При утверждении решения на начало реализации нового проекта/программы одновременно утверждаются План и Бюджет в качестве БП и ББ, соответственно с присвоением версии номера «У00».

Утвержденные БП/ББ записываются в архив, а также в ячейку «0» ИС.

По итогам рассмотрения в ИС должны формироваться уведомления куратору, руководителю проекта/программы и причастным;

• на фазе «Реализация» (начало фазы) — если проект/программа «стартуется», то План детализируется до уровня, необходимого для выполнения работ исполнителями, и формируется Исполняемый план (ИП). Соответственно проводится и детализация Бюджета с формированием Оперативного бюджета (ОБ).

Сформированные ИП и ОБ передаются на исполнение с соответствующим уведомлением;

• на фазе «Реализация» (ввод факта) — фактическое исполнение как в части результатов работ, так и в части затрат контролируется и подтверждается, а подтвержденная информация фиксируется в ИС и формирует данные «Фактическое исполнение» и «Фактические затраты-поступления».

Если выясняется, что данные «Фактическое исполнение» и «Фактические затраты-поступления» начинают «отличаться» от ИП и ОБ, то должны формироваться необходимые управленческие воздействия для приведения факта в соответствие с ИП/ОБ.

Данные управленческие воздействия должны приниматься как в части работ, так и в части затрат-поступлений, что должно находить соответствующее отражение и в корректировках ИП и/или ОБ.

Скорректированные ИП/ОБ передаются на исполнение с соответствующим уведомлением о корректировках;

• на фазе «Реализация» (актуализация ИП/ ОБ) — с учетом подтвержденного факта по работам и затратам-поступлениям, а также с учетом введенных исполнителями прогнозов по срокам, трудозатратам и затратам-поступлениям проводится актуализация ИП/ОБ.

Если выясняется, что ИП/ОБ начинают «отличаться» от БП/ББ, то должны формироваться необходимые управленческие воздействия для приведения ИП/ОБ в соответствие с БП/ББ.

Если принимаются корректировки ИП/ОБ, то они передаются на исполнение с соответствующим уведомлением о корректировках;

• на фазе «Реализация» (детализация ИП/ ОБ) — производится детализация ИП/ОБ с использованием метода «набегающая волна» в планировании и «сдвиг окна» в бюджетировании.

Если выясняется, что ИП/ОБ начинают «отличаться» от БП/ББ, то должны формироваться необходимые управленческие воздействия для приведения ИП/ОБ в соответствие с БП/ББ.

Если принимаются корректировки ИП/ОБ, то они передаются на исполнение с соответствующим уведомлением о корректировках;

• на фазе «Реализация» (формирование отчетов и предложений) — формируется регу-

лярная и запрошенная отчетность о ходе и результатах реализации проекта/программы, а также в случае необходимости внесения уточнений либо корректировок в БП и/или в ББ (изменения состава и содержания блоков работ, взаимосвязей, сроков, затрат-поступлений и пр.) формируется соответствующий запрос на изменения с номером «ХХ», в рамках которого готовятся предложения по изменениям.

Предложения по изменению БП/ББ готовятся с учетом факта и прогнозов (как в части работ, так и в части затрат-поступлений). При этом новые данные по БП/ББ вносятся только по незавершенным блокам или по добавленным/удаляемым блокам.

Подготовленные документы фиксируются в ИС и передаются на уровень Портфеля для принятия решения («Г3») с соответствующим уведомлением;

• на уровне Портфеля, в рамках регулярного рассмотрения хода и результатов реализации проектов/программ, в «точке» Принятие решения по Реализации («Г3») — подтверждается необходимость реализации проектов/программ и при необходимости формируются управленческие указания для проекта/программы. Также рассматриваются поданные запросы на изменения (и подготовленные БП/ББ, при необходимости могут корректироваться).

При утверждении запроса на изменения соответствующие БП и ББ переутверждаются и им присваивается версия с номером «УХХ». При этом БП/ББ с номером версии «УХХ»

записывается в архив и в ячейку «0» ИС, а данные «Фактическое исполнение» и «Фактические затраты-поступления» переносятся в соответствующие работы версии с номером «УХХ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По итогам рассмотрения в ИС должны формироваться уведомления куратору, руководителю проекта/программы и причастным;

• на фазе «Закрытие проекта» («З») — материалы проекта/программы готовятся к архивированию, а также формируются итоговый отчет и «полученные уроки»;

• в рамках фазы операционной деятельности «Ввод Актива в эксплуатацию» («ВА») — проводится корректировка состава и значений контролируемых показателей деятельности с учетом ввода в эксплуатацию нового/обновленного актива;

• в рамках фазы операционной деятельности «Эксплуатация Актива» («ЭА») — на регулярной основе или по запросу формируются отчеты по контролируемым параметрам. Данные отчетов поступают на уровень Портфеля, где рассматриваются в соответствии с процессами регулярной отчетности по Портфелю или с процессами формирования Портфеля.

Заключение

Предложенные в статье требования могут стать основой для формирования технического задания на разработку/доработку ИС для поддержки управленческих задач в части бюджетирования проектной деятельности.

Литература

1. Козлов А. С., Ерак О. А. Бюджетирование со сдвигом окна для реализации проектов в организациях с годовым циклом финансового планирования // Управление корпоративными финансами. 2011. № 4 (46). С. 226-233.

2. Козлов А. С., Ерак О. А. Внедрение бюджетирования со сдвигом окна для проектной деятельности в организациях с годовым циклом финансового планирования // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 34 (184). С. 16-24.

3. Козлов А. С. Методология управления портфелем программ и проектов: монография. М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2009. 194 с.

4. Козлов А. С. Портфель программ и проектов: принципы, методы и процессы формирования, оптимизации и управления. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2008. 223 с.

5. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®): пер. с англ. 4-е изд. Ньютаун Сквер: Project Management Institute, Inc., 2008. 496 с.

1.

2.

3.

4.

5.

References

Kozlov A. S., Erak O.A. Biudzhetirovanie so sdvigom okna dlia realizatsii proektov v organizatsiiakh s godovym tsiklom finansovogo planirovaniia [Budgeting with shift of a window for implementation of projects in the organizations with an annual cycle of financial planning]. Upravlenie korporativnymi finansami — Management of corporate finance, 2011, no. 4 (46), pp. 226-233 (in Russ.). Kozlov A. S., Erak O.A. Vnedrenie biudzhetirovaniia so sdvigom okna dlia proektnoi deiatel'nosti v organizatsiiakh s godovym tsiklom finansovogo planirovaniia [Introduction of budgeting with shift of a window for project activity in the organizations with an annual cycle of financial planning]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet — International accounting, 2011, no. 34 (184), pp. 16-24 (in Russ.).

Kozlov A. S. Metodologiia upravleniia portfelem programm i proektov: monografiia [Methodology of the program and project portfolio management: Monograph]. Moscow, ZAO «Proektnaia PRAKTIKA» — CSC «Project PRACTICE», 2009, 194 p. (in Russ.).

Kozlov A. S. Portfel' programm i proektov: printsipy, metody i protsessy formirovaniia, optimizatsii i upravleniia [The portfolio of programmes and projects: principles, methods and processes of formation, optimization and control]. Moscow, REA im. G.V. Plekhanova — REA named after G.V. Plechanov, 2008, 223 p. (in Russ.).

Rukovodstvo k svodu znanii po upravleniiu proektami (Rukovodstvo PMBOK®): per. s angl. 4-e izd. [A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBoK® guide): transl. from English, 4 ed.]. N'iutaun Skver — NewTown Sqw: Project Management Institute, Inc. The American National Standard ANSI, 2008, 496 р. (in Russ.).

Ш КНИЖНАЯ ПОЛКА

Сборник

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВО (»РОВНИ БАКАЛАВРИАТА. МАГИСТРАТУРЫ, АСПИРАНТУРЫ)

УДК 378 (072) ББК 74.58

Сборник учебно-методических материалов по разработке и реализа-С23 ции основных образовательных программ высшего образования в условиях введения ФГОС ВО (уровни бакалавриата, магистратуры, аспирантуры) / Сост. С. В. Васильева, Л. И. Гончаренко, Н.Л. Гунявина, Е. А. Каменева, Н. И. Пушкарская, Т. П. Розанова, Н. М. Розина / под ред. д. э. н., профессора М. А. Эскиндарова, к. п. н., доцента Н. М. Розиной. — М.: Финансовый университет, 2015. — 128 с

ISBN 978-5-7942-1256-3

Сборник содержит примерные учебно-методические материалы, обеспечивающие разработку и реализацию образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в условиях введения в действие с 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Издание адресовано руководителям и преподавателям образовательных учреждений, реализующих программы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.