Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (2), с. 47-52
47
УДК 342
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ РЕГИСТРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ © 2014 г. А.Е. Воробьев
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Нижний Новгород
Поступила в редакцию 3.10.2014
Рассматривается теоретический аспект понятия «регистрация» и смежных с ней категорий «государственная регистрация», «регистрационная деятельность» и др., исследуются существующие подходы к понятийному аппарату регистрационной деятельности, дается авторское видение понятия «регистрации».
Ключевые слова: регистрация, государственная регистрация, регистрационная дятельность.
Регистрационная деятельность нуждается в проработке собственного понятийного аппарата. От основательности его научного обоснования во многом зависит успех в решении многих теоретических вопросов государственной регистрации прав и их движения, а также практики разрешения правоустанавливающих дел, государственного удостоверения наличия или отсутствия прав.
На сегодняшний день в действующем законодательстве РФ понятие «регистрация» не всегда трактуется однозначно. Нередко регистрация рассматривается только как материально-техническое действие. В этом случае она «отличается от правовых актов тем, что при регистрации не производятся властные действия, имеющие целью создать, изменить или прекратить правоотношения» .
Также регистрацию отождествляют с государственно-властной деятельностью по установлению юридически значимых фактов. Это означает, что он (факт) признается государством в качестве имеющего юридическое значение в различных видах отношений (административно-, земельно-, гражданско-правовых)2; в этом случае регистрация является «актом компетентного государственного органа, порождающим или подтверждающим права и обязанности»3.
Вместе с тем подробное исследование понятия регистрации необходимо для построения полной, актуализированной, категориальной и понятийной основы исследования. Исходя из вышесказанного, важно избежать неопределенности и нечеткости при изложении сложившихся научных взглядов, позиций и представлений о содержании данных понятий.
Понятие «регистрация» является ключевым, поэтому целесообразно начать исследование с
его рассмотрения. Словарь русского языка дает следующее толкование понятия «регистрировать»: «записывать, отмечать с целью учета, придания законной силы, научного наблюдения»4. Примерно так же трактуют рассматриваемое понятие словарь иностранных слов и юридическая энциклопедия, указывающие на то, что «регистрация» имеет происхождение от латинского registrum - «список, перечень: 1) внесение в список, книгу; составление перечня, описи; 2) запись фактов или явлений с целью учета, придания факту законности»5.
С позиции проводимого исследования данные определения нельзя назвать полными, поскольку они характеризуют в первую очередь техническую сторону данной деятельности, хотя, безусловно, содержат и некоторые сущностные характеристики рассматриваемого понятия.
В юридической литературе и законодательстве Российской Федерации существуют различные подходы к определению понятия «регистрация». Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Как институт публичной власти, выполняющий учетно-контрольные и легализующие функции для обеспечения публичных интересов и охраны законности на экономическом поле,
регулируемый нормами гражданского и адми-
6
нистративного права, определяет государственную регистрацию Ю.А. Тихомиров. А.В. Добров рассматривает регистрацию как самостоятельный институт, представленный как материально-правовыми, так и процессуально-
7
правовыми нормами .
В исследованиях по административному праву также можно встретить подход, согласно которому регистрация рассматривается в качестве административно-правового (легализую-
щего) режима8, способствующего достижению целей и задач в различных отраслях государственного управления9. Ряд ученых определяет регистрацию как управленческую функцию10. Так, например, В.П. Беляев выделяет регистра-ционно-удостоверительную функцию11.
Кроме того, регистрация рассматривается в качестве метода. А.П. Коренев, И.И. Веремеен-ко рассматривают регистрацию как один из современных методов управления, возникший
взамен традиционных методов непосредствен-
12
ного директивного управления .
Вызывает интерес подход, согласно которому регистрацию отождествляют с регистраци-
13
онными действиями как видом административно-правовых действий, понимаемых как властные волевые акты поведения административного органа, совершаемые в отношении конкретных физических или юридических лиц, направленные на разрешение конкретной жизненной ситуации, возникшей в ходе осуществления административной деятельности и влекущие для названных лиц определенные право-
14 в
вые последствия . В юридической литературе встречается и трактовка регистрации в качестве акта официального признания прав или законности соответствующих действий, правовых
15
актов .
Анализ рассмотренных точек зрения приводит к выводу, что в настоящее время в науке преобладают точки зрения на регистрацию как институт государственной власти, автономный институт права, административный (легализующий) режим, административную функцию, метод правового регулирования общественных отношений.
«Регистрация» является более объемным понятием по отношению к категории «государственная регистрация», которая также вызывает интерес. Вместе с тем закон не содержит общего определения государственной регистрации. В нормативных правовых актах можно встретить лишь понятия государственной регистрации отдельных объектов, при этом регистрация определяется либо как «юридический акт», либо как «акты уполномоченного органа», либо как специфическая «деятельность».
Отсутствие законодательной дефиниции понятия «государственная регистрация» породили ее многочисленные трактовки в теоретических изысканиях отечественных исследователей.
Ю.М. Козлов рассматривает государственную регистрацию как акт официального признания законности соответствующих действий, осуществляемых, как правило, органами юстиции. В.В. Михольская отмечает, что государ-
ственная регистрация является системой взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обеспечивающих факт признания и подтверждения определенного права16. А.Б. Агапов полагает, что государственная регистрация — это специальная процедура, удостоверяющая правомерность ходатайства заявителя о предоставлении ему статуса юридического лица либо ходатайства гражданина о предоставлении ему правового положения индивидуального пред-принимателя17. Н.Ю. Хаманева указывает, что государственная регистрация — это акт официального признания законности существования определенных материальных объектов и юридических фактов18.
На наш взгляд, наиболее точно характерные черты государственной регистрации выделяет Ю.А. Тихомиров. Ученый рассматривает четыре основных признака института государственной регистрации: установление ее требований и процедур прежде всего законами; государственное признание законности или незаконности действий физического и юридического лица; обязательность осуществления регистрации для соответствующего органа или хозяйствующих субъектов; обладание юридико-информа-
19
ционной ценностью .
Таким образом, особенность государственной регистрации заключается в том, что она является государственно-властной деятельностью и осуществляется от имени государства. Под термином «государственная регистрация» можно также понимать всю совокупность действий учреждений юстиции, сопутствующих признанию права. Безусловно, речь здесь идет о действиях, осуществляемых в строгом соответствии с законодательством.
Исходя из сказанного, представляется, что государственная регистрация может рассматриваться одновременно как правоприменительный акт государства, направленный на признание и подтверждение возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, как соответствующую деятельность учреждений юстиции и как правовой институт.
Основополагающим понятием выступает также «регистрационная деятельность». В ряде работ по административному праву регистрационная деятельность, как и административный
процесс в целом, рассматривается как право-
20
применительная деятельность . Согласно теоретическим исследованиям применение права представляет собой: властно-организующую деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных си-
21
туациях реализацию юридических норм ; властную правовую деятельность органов государства, а также их должностных лиц, наделенных специальными полномочиями по организации или обеспечению социальной упорядоченности, стабильности в жизни общества22; властную деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм23: одну из форм государственной деятель-
24
ности , направленную на реализацию правовых
25
предписаний в жизнь .
Как видно из приведенных определений, теоретики единообразно трактуют данное явление. Не вызывает сомнения, что регистрационная деятельность: 1) осуществляется должностными лицами органов с функциями государственной власти; 2) носит персонифицированный характер; 3) направлена на установление определенных юридических последствий; 4) реализуется в законодательно установленных процессуальных формах и заканчивается принятием индивидуального решения. Таким образом, регистрационная деятельность носит правоприменительный характер.
Можно выделить характерные признаки регистрационной деятельности:
- носит публичный характер и осуществляется от имени государства;
- является формой управления;
- производится государственными органами управления;
- необходимость и обязательность ее проведения закрепляется законодательно;
- является правоприменительной деятельностью;
- направлена на достижение юридически значимого результата;
- осуществляется регистрирующим органом в отношении не подчиненных ему субъектов;
- результатом в большинстве случаев является официальная документальная фиксация юридического факта;
- процедура осуществления регламентируется процессуальными нормами.
Таким образом, понятие регистрации не является однозначным. В этой связи можно обозначить следующие его особенности:
Во-первых, это - система государственных отношений в сфере исполнительной деятельности, которая направлена на регулирование общественных отношений в тех сферах, где требуется неукоснительное выполнение предписаний и определенного правового поведения. Любые отступления от требований государственной реги-
страции могут привести не только к отдельным негативным последствиям, но влекут пагубные макроуправленческие последствия.
Во-вторых, государственная регистрация является формой контроля за фактическим выполнением обязательных условий, связанных с государственной регистрацией, деятельностью субъектов регистрационных правоотношений.
В-третьих, государственная регистрация связана с получением субъектом отдельных прав или правового статуса, без которых невозможно совершение в дальнейшем юридически значимых действий.
В-четвертых, нормы, регулирующие процедуру проведения регистрации, составляют самостоятельный правовой институт.
В-пятых, названные признаки регистрации находятся в диалектическом единстве с их правовой формой - свидетельством о государственной регистрации, которое с юридической стороны является документом государственного органа, подтверждающим соответствующие права граждан и юридических лиц.
Эти свойства составляют «субстанциональ-
26
ное ядро самостоятельно существующего» государственно-управленческого феномена регистрации или его существ.
Таким образом, регистрация является формой юридической деятельности, выраженной в официальном признании со стороны государства за определенными субъектами прав или правового статуса, в тех случаях, когда необходимо регулирование со стороны государства конкретных общественных отношений, а также осуществление контроля за фактически осуществляемыми действиями.
Примечания
1. Новоселов В.И. Граждане как субъекты административного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1985. С. 221.
2. Там же. С. 36.
3. Юсупов В.А. Теория административного права. М.: Юрид. лит., 1985. С. 126.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1981. С. 599.
5. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1987. С. 422; Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Тихомиров М.Ю., ЮрИнфоР Центр, 1999. С. 385.
6. Тихомиров Ю.Л. Государственная регистрация статусов юридических и физических лиц, их юридических действии и актов // Право и экономика. 2000. № 1.
7. Добров А.Н. Материально-правовые нормы института регистрации // Вестник Евразийской академии
административных наук. 2007. № 2 (2). С. 48, 54; Доб-ров Л.Н. Институт регистрации в административном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 7-8, 30.
8. С.Н. Махина рассматривает административно -правовой режим как совокупность правовых установлений и мероприятий упорядочивающего воздействия, определяющих порядок реализации лицами своих публичных прав и обязанностей, а также порядок деятельности властных субъектов в целях обеспечения управляемости жизненными процессами и обеспечения их безопасности. См.: Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007. С. 450.
9. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.Л., Петров С.М. Административное право: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 412-414. .
10. Административное право. Учебник / Под общ. ред. Атаманчука Г.В. М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 204205.
11. Беляев В.П. Контрольная форма юридической деятельности (общетеоретический аспект) / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.В. Малько. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. С. 14.
12. Бекетов О.И. Актуальные проблемы административного права России // Государство и право. 1999. № 5. С. 80, 82.
13. Актуальные проблемы административного права России (материалы научно-практической конференции) (выступление В.А. Юсупова) // Государство и право. 1999. № 5. С. 83; Кононов П.И., Машаров И.М. К вопросу о правовых формах административной деятельности // Журнал российского права. 2004. № 5. С. 30.
14. Кононов П.И., Машаров И.М. Указ. соч. С. 29.
15. Административное право России. Учеб. / Л.Л. Попов, В.И. Мигачев, С.В. Тихомиров; отв. ред. Л.Л. Попов. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. С. 634; Административное право. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005. С. 399.
16. См.: Михольская В.В. Административно-правовые аспекты государственной регистрации недвижимости: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Московская государственная юридическая академия, 2001. С. 30-31.
17. См.: Агапов А.Б. Федеральное административное право. М.: Юристь, 1997. С. 304.
18. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития - ООО «Новая правовая культура», 2004. // СПС «Гарант».
19. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. Второе издание, дополненное и переработанное. М: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007. С. 391.
20. Игнатова М.С. Административно-правовое регулирование государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид.
наук. Челябинск, 2007. С. 14; Петров А.Ю. Административный процесс в субъектах Российской Федерации: проблемы теории и законодательного регулирования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. С. 12-13; Пискунова М.Г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним как правоприменительная деятельность учреждений юстиции // Государственная регистрация прав на недвижимость: теория и практика. Сборник статей / Сост. Киндеева Е.А., Пискунова М.Г. М: Издательство «Ось-89», 2005. С. 287, 298,
21. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. С. 115.
22. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 1999. С. 432.
23. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М Корель-ского и В. Д. Перевалова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М., 1999. С. 398.
24. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. М.: Проспект, 2001. С. 685.
25. Теория государства и нрава: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб и доп. М.: Юристь, 2004. С. 454.
26. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. С. 444.
Список литературы
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосование 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 21 дек.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3806.
3. Агапов А.Б. Федеральное административное право. М.: Юристь, 1997.
4. Административное право. Учебник / Под общ. ред. Атаманчука Г.В. М.: Изд-во РАГС, 2003.
5. Административное право России. Учеб. / Л.Л. Попов, В.И. Мигачев, С.В. Тихомиров; отв. ред. Л.Л. Попов. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.
6. Административное право. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристь, 2005.
7. Актуальные проблемы административного права России (материалы научно-практической конференции) (выступление В.А. Юсупова) // Государство и право. 1999. № 5.
8. Алексеев С.С. Право: азбука - теория -философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999.
9. Бекетов О.И. Актуальные проблемы административного права России // Государство и право. 1999. № 5.
10. Беляев В.П. Контрольная форма юридической деятельности (общетеоретический аспект) / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.В. Малько. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006.
11. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 1999.
12. Галаган И.А., Василенко А.В. К проблемам теории правоприменительных отношений // Государство и право. 1998. № 3.
13. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.Л., Петров С.М. Административное право: Учебник. М.: Изд-во Экс-мо, 2005.
14. Добров А.Н. Материально-правовые нормы института регистрации // Вестник Евразийской академии административных наук. 2007. № 2 (2). С. 48, 54; Добров Л.Н. Институт регистрации в административном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
15. Игнатова М.С. Административно-правовое регулирование государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.
16. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994.
17. Кононов П.И. Административно-процессуальное законодательство и проблемы его кодификации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М.: Московская академия МВД России, 2001.
18. Кононов П.И., Машаров И.М. К вопросу о правовых формах административной деятельности // Журнал российского права. 2004. № 5.
19. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. М.: Проспект, 2001.
20. Михольская В.В. Административно-правовые аспекты государственной регистрации недвижимости: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Московская государственная юридическая академия, 2001.
21. Новоселов В.И. Граждане как субъекты административного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1985.
22. Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007.
23. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1981.
24. Петров А.Ю. Административный процесс в субъектах Российской Федерации: проблемы теории и законодательного регулирования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.
25. Пискунова М.Г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним как правоприменительная деятельность учреждений юстиции // Государственная регистрация прав на недвижимость: теория и практика. Сборник статей / Сост. Киндеева Е.А., Пискунова М.Г. М: Издательство «Ось-89», 2005.
26. Словарь иностранных слов. М: Русский язык, 1987.
27. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.
28. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд.. пе-рераб. и доп. М.: Юристь, 2004.
29. Тихомиров Ю.Л. Государственная регистрация статусов юридических и физических лиц, их юридических действии и актов // Право и экономика. 2000. № 1.
30. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. Второе издание, дополненное и переработанное. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007.
31. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития - ООО «Новая Правовая культура», 2004. // СПС «Гарант».
32. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Тихомиров М.Ю., ЮрИнфоР Центр, 1999.
33. Юсупов В.А. Теория административного права. М.: Юрид. лит., 1985.
ON THE CONCEPT OF REGISTRATION ACTIVITIES
A.E. Vorobyev
Theoretical aspects of the concept of "registration" and related categories of "state registration", "registration activities" are considered. The existing approaches to the conceptual apparatus of registration activities are investigated. The author's vision of the concept of "registration" is presented.
Keywords: registration, state registration, registration activities.
Referemes
1. Konstitucija RF. Prinjata vsenarodnym goloso-vanie 12 dekabrja 1993 g. // Rossijskaja gazeta. 1993. 21 dek.
2. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 25 ijulja 1998 g. № 128-FZ «O gosudarstvennoj daktilos-
kopicheskoj registracii v Rossijskoj Federacii» // So-branie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1998. № 31. St. 3806.
3. Agapov A.B. Federal'noe administrativnoe pravo. M.: Jurist', 1997.
4. Administrativnoe pravo. Uchebnik / Pod obshh. red. Atamanchuka G.V. M.: Izd-vo RAGS, 2003.
5. Administrativnoe pravo Rossii. Ucheb. / L.L. Popov, V.I. Migachev, S.V. Tihomirov; otv. red. L.L. Popov. M.: TK Velbi, Izd-vo «Prospekt», 2006.
6. Administrativnoe pravo. Uchebnik / Pod red. L.L. Popova. M.: Jurist, 2005.
7. Aktual'nye problemy administrativnogo prava Rossii (materialy nauchno-prakticheskoj konferencii) (vystuplenie V.A. Jusupova) // Gosudarstvo i pravo. 1999. № 5.
8. Alekseev S.S. Pravo: azbuka - teorija -filosofija: Opyt kompleksnogo issledovanija. M.: Statut, 1999.
9. Beketov O.I. Aktual'nye problemy administrativnogo prava Rossii // Gosudarstvo i pravo. 1999. № 5.
10. Beljaev V.P. Kontrol'naja forma juridicheskoj dejatel'nosti (obshheteoreticheskij aspekt) / Pod red. d-ra jurid. nauk, prof. A.V. Mal'ko. SPb.: Izdatel'stvo R. Aslanova «Juridicheskij centr Press», 2006.
11. Vengerov A.B. Teorija gosudarstva i prava: Uchebnik dlja juridicheskih vuzov. 3-e izd. M.: Jurisprudencija, 1999.
12. Galagan I.A., Vasilenko A.V. K problemam teorii pravoprimenitel'nyh otnoshenij // Gosudarstvo i pravo. 1998. № 3.
13. Dmitriev Ju.A., Evteeva A.L., Petrov S.M. Administrativnoe pravo: Uchebnik. M.: Izd-vo Jeksmo, 2005.
14. Dobrov A.N. Material'no-pravovye normy instituta registracii // Vestnik Evrazijskoj akademii administrativnyh nauk. 2007. № 2 (2). S. 48, 54; Dobrov L.N. Institut registracii v administrativnom prave: Dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2005.
15. Ignatova M.S. Administrativno-pravovoe regulirovanie gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhimoe imushhestvo i sdelok s nim v Ros-sijskoj Federacii: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Chel-jabinsk, 2007.
16. Kratkaja filosofskaja jenciklopedija. M.: Iz-datel'skaja gruppa «Progress» - «Jenciklopedija», 1994.
17. Kononov P.I. Administrativno-processu-al'noe zakonodatel'stvo i problemy ego kodifikacii: Dis. ... d-ra jurid. nauk. M.: Moskovskaja akademija MVD Rossii, 2001.
18. Kononov P.I., Masharov I.M. K voprosu o pravovyh formah administrativnoj dejatel'nosti // Zhurnal rossijskogo prava. 2004. № 5.
19. Marchenko M.N. Problemy teorii gosudarstva i prava. Uchebnik. M.: Prospekt, 2001.
20. Mihol'skaja V.V. Administrativno-pravovye aspekty gosudarstvennoj registracii nedvizhimosti: Dis. ... kand. jurid. nauk. M.: Moskovskaja gosudarstvennaja juridicheskaja akademija, 2001.
21. Novoselov V.I. Grazhdane kak sub#ekty administrativnogo prava. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 1985.
22. Obshhee administrativnoe pravo: Uchebnik / Pod red. Ju.N. Starilova. Voronezh: Izd-vo Voronezh. gos. un-ta, 2007.
23. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka / Pod red. N.Ju. Shvedovoj. M.: Russkij jazyk, 1981.
24. Petrov A.Ju. Administrativnyj process v sub'ektah Rossijskoj Federacii: problemy teorii i za-konodatel'nogo regulirovanija: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Cheljabinsk, 2007.
25. Piskunova M.G. Gosudarstvennaja registracija prav na nedvizhimoe imushhestvo i sdelok s nim kak pravoprimenitel'naja dejatel'nost' uchrezhdenij justicii // Gosudarstvennaja registracija prav na nedvizhimost': teorija i praktika. Sbornik statej / Sost. Kindeeva E.A., Piskunova M.G. M: Izdatel'stvo «Os'-89», 2005.
26. Slovar' inostrannyh slov. M: Russkij jazyk, 1987.
27. Teorija gosudarstva i prava. Uchebnik dlja juridicheskih vuzov i fakul'tetov / Pod red. V.M. Ko-rel'skogo i V.D. Perevalova. M.: Izdatel'skaja gruppa NORMA-INFRA M, 1999.
28. Teorija gosudarstva i prava: Kurs lekcij / Pod red. N.I. Matuzova i A.V. Mal'ko. 2-e izd.. pererab. i dop. M.: Jurist', 2004.
29. Tihomirov Ju.L. Gosudarstvennaja registracija statusov juridicheskih i fizicheskih lic, ih juridicheskih dejstvii i aktov // Pravo i jekonomika. 2000. № 1.
30. Tihomirov Ju.A. Administrativnoe pravo i process: Polnyj kurs. Vtoroe izdanie, dopolnennoe i pere-rabotannoe. M.: Izd. Tihomirova M.Ju., 2007.
31. Hamaneva N.Ju. Ispolnitel'naja vlast' v Rossii. Is-torija i sovremennost', problemy i perspektivy razvitija -OOO «Novaja Pravovaja kul'tura», 2004. // SPS «Garant».
32. Juridicheskaja jenciklopedija / Pod red. M.Ju. Tihomirova. M.: Tihomirov M.Ju., JurInfoR Centr, 1999.
33. Jusupov V.A. Teorija administrativnogo prava. M.: Jurid. lit., 1985.