Научная статья на тему 'К вопросу о понятии «Когнитивный стиль языковой личности»'

К вопросу о понятии «Когнитивный стиль языковой личности» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1418
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИДИОСТИЛЬ / COGNITIVE STYLE / LANGUAGE PERSON / TEXTUAL ACTIVITY / IDIOSTYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болотнова Н. С.

В статье анализируются различные подходы к определению понятия когнитивный стиль в психологии, когнитивной лингвистике, когнитивной поэтике, коммуникативной стилистике текста. Предлагается рассмотрение когнитивного стиля с позиций коммуникативной стилистики как лингвистически и экстралингвистически репрезентированной и дискурсивно обусловленной ментальной формы отражения общего идиостиля языковой личности, определяющей специфику ее первичной и вторичной текстовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF NOTION “COGNITIVE STYLE OF LANGUAGE PERSON”1

Different approaches to definition of notion cognitive style in psychology, cognitive linguistics, communicative stylistics of a text are analysed in the article. The article points to consideration of cognitive style from the position of communicative stylistics as a linguistically and extra linguistically represented and discoursively deterministic mental form of language person reflection, which defines specificity of its primary and secondary textual activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии «Когнитивный стиль языковой личности»»

КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА ТЕКСТА

УДК 81'42; 801.7

Н. С. Болотнова

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ»

В статье анализируются различные подходы к определению понятия когнитивный стиль в психологии, когнитивной лингвистике, когнитивной поэтике, коммуникативной стилистике текста. Предлагается рассмотрение когнитивного стиля с позиций коммуникативной стилистики как лингвистически и экстралингвистически репрезентированной и дискурсивно обусловленной ментальной формы отражения общего идиостиля языковой личности, определяющей специфику ее первичной и вторичной текстовой деятельности.

Ключевые слова: когнитивный стиль, языковая личность, текстовая деятельность, идиостиль.

Внимание к когнитивному стилю языковой личности обусловлено не только антропоцентризмом современного гуманитарного знания, но и новой когнитивно-дискурсивной парадигмой в лингвистике. Понятие когнитивный стиль является сложным междисциплинарным объектом исследования, привлекающим внимание специалистов разных областей знания.

Хотя термин когнитивный стиль был введен психологами в научный оборот еще во второй половине XX в., до сих пор данное понятие остается недостаточно разработанным и дискуссионным [1-4]. И. П. Шкуратова, в частности, отмечает: «Природа когнитивных стилей не до конца изучена. Есть свидетельства их связи с межполушарной асимметрией, уровнем интеллекта, свойствами темперамента и с мотивацией личности» [2]. На «непростую ситуацию» относительно стилевого подхода вообще и когнитивных стилей в частности указывает и М. А. Холодная [3, с. 146]. По мнению ученого, «психология когнитивных стилей остается мало разработанной областью исследований, до сих пор находящейся в стадии становления» [4, с. 8].

В связи с развитием когнитивного направления в коммуникативной стилистике текста [5] данное понятие требует лингвистического осмысления в проекции на текстовую деятельность автора и адресата. С позиций данного научного направления и будут рассмотрены в статье разные подходы к определению этого понятия.

I. В психологии когнитивный стиль трактуется как «индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения» [4, с. 16]; рассматривается как «индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, анализа, категоризации, оценивания и т. д.)»

[3, с. 146]. В проекции на виды текстовой деятельности когнитивный стиль языковой личности в данном определении соотносится только с вторичной текстовой деятельностью адресата, включая ее разные этапы и процессы. Рассмотрим это подробнее с позиций коммуникативной стилистики текста [6-9], в рамках которой наряду с другими разрабатываются когнитивные аспекты текстовой деятельности.

Под текстовой деятельностью понимается система действий на основе знаний, навыков и умений, позволяющих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать их (см. подробнее: [10, с. 6-7]). Поскольку текст является формой коммуникации, согласно современным представлениям о нем, текстовую деятельность можно рассматривать как речевую разновидность коммуникативной деятельности. Так как деятельность предполагает систему действий, имеющих цель, о текстовой деятельности можно сказать, что она направлена на обеспечение общения в разных сферах коммуникации, сообщение информации и воздействие на адресата. Первичная текстовая деятельность, связанная с созданием текстов (устных и письменных), имеет цель, замысел, характеризуется отбором фактов и языковых средств, их описывающих и представляющих, а также осмыслением композиции (структуры речевого сообщения). Это соответствует известным этапам риторического канона, включающего: 1) инвенцию (изобретение того, что надо сказать), 2) диспозицию (расположение элементов), 3) элокуцию (отбор средств для того, чтобы лучше это сделать: как сказать), 4) меморио (запоминание) и 5) акцио (представление сообщения).

Первичная коммуникативная деятельность, связанная с текстообразованием, основана на знании категорий и факторов текстообразования (лингвистических и экстралингвистических, субъективных и объективных), определяющих отбор и орга-

низацию речевых средств (см. об этом в работах М. Н. Кожиной [11]; В. А. Кухаренко [12]; Н. А. Купиной [13]; Н. С. Болотновой [14]).

Что же касается вторичной текстовой деятельности, она включает следующие этапы: восприятие (зрительное или слуховое), интерпретацию, понимание [15]. Общение автора и адресата рассматривается нами вслед за Т. М. Дридзе [16, с. 199] как текстовая деятельность, направленная на понимание. Интерпретация рассматривается как путь к пониманию [15] и включает в себя анализ, категоризацию, оценивание и т. д. Понимание же связано с постижением концептуального содержания текста, отражающего авторское видение мира, его интенции, информационный тезаурус, мир ассоциаций.

Когнитивные аспекты анализа текстовой деятельности реализуются в рамках трех связанных между собой направлений коммуникативной стилистики текста, основанных на теории текстовых ассоциаций, теории регулятивности и теории смыслового развертывания текста [5-9].

Так, на этапе порождения текста первична ассоциативная речемыслительная деятельность, стимулированная авторским замыслом, порождающая целевую программу текста и его смысловое развертывание через систему языковых средств, включая лексическое структурирование, регулирующих наряду с композиционными, логическими и графическими средствами последующее восприятие текста адресатом. На этапе вторичной коммуникативной деятельности первична регулятивность текста (различные регулятивные средства и структуры, управляющие познавательной деятельностью адресата, стимулирующие его ассоциации, на основе которых в его сознании продуцируется смысловое развертывание текста).

С точки зрения языковой личности автора, текст есть продукт его речемыслительной (когнитивной) деятельности, реализующей определенное коммуникативное намерение, концептуально отражающий один из фрагментов его языковой картины мира. Под языковой личностью понимается «любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования в этих текстах системных свойств данного языка для отражения видения им окружающей действительности (картины мира) и для достижения определенных целей в этом мире» [17, с. 671] (о других точках зрения см. [18]). С точки зрения читателя, текст - это объект познавательной деятельности, имеющий коммуникативно и концептуально значимую информацию, репрезентированную лингвистически и экстралингвистически. Оба аспекта коммуникации (порождение и восприятие текста) основаны на когнитивной деятельности и языковой способности и компе-

тенции автора и читателя. Язык при этом выступает в роли универсального средства, кода, обеспечивающего коммуникацию.

Таким образом, с точки зрения «участия» в текстовой деятельности, когнитивный стиль языковой личности проявляется в ее разных видах на всех этапах, не только на этапе восприятия и интерпретации текста, но и в процессе текстообразования.

С первичной текстовой деятельностью соотносятся разработанные в психологии стили кодирования информации, трактуемые зарубежными (Дж. Гриндер, Р. Блэндлер, Дж. Брунер и др.) и отечественными психологами (М. А. Холодная и др.) как «индивидуально-своеобразные способы представления информации в зависимости от доминирования определенной модальности опыта (слуховой, зрительный, кинестетический, чувственно-эмоциональный и др.)» [3, с. 145]. Указанные стили не учитывают лингвистических аспектов данного опыта в коммуникации (текстовой деятельности) и требуют дополнительного осмысления. Это отчасти компенсируется лингвистами.

II. В рамках такого современного направления в языкознании, как когнитивная лингвистика, В. З. Де-мьянков определяет когнитивный стиль в общем плане, абстрактно, с опорой на психологический и интеллектуальный аспекты деятельности субъекта «как предпочитаемый подход к решению проблемы, характеризующий поведение человека относительно целого ряда ситуаций и содержательных областей, не вне зависимости от интеллектуального уровня индивида, его „компетенции“» [19, с. 27]. В данной трактовке очевидна связь с определениями когнитивного стиля психологов, однако связь с текстовой деятельностью остается явно не выраженной.

В определении Л. Г Лузиной, представленном в «Кратком словаре когнитивных терминов», текстовые проекции когнитивного стиля со ссылками на работы зарубежных ученых намечаются: «Когнитивный стиль может быть определен и как стиль подачи и представления информации, особенностей ее расположения и структурации в тексте/дискурсе, связанный со специфическим отбором когнитивных операций или их предпочтительным использованием в процессах построения и интерпретации текстов разных типов» [20, с. 80].

Автор справедливо отмечает возможность рассмотрения когнитивного стиля применительно к деятельности автора и адресата. В первом случае акцентируется внимание на оценочной деятельности в процессе отражения явлений действительности и на тезаурусе автора: «В перспективе продуцента/автора текста когнитивный стиль свидетельствует об особенностях индивидуального отражательного процесса, о субъективном характере

его оценок, о знаниях, используемых и активируемых в этом процессе, а также об индивидуальном опыте самой текстовой деятельности» [20, с. 80]. Что касается адресата, намечаются лишь некоторые аспекты его деятельности, связанные с оценкой композиции текста, логики, а также запоминанием отдельной информации: «С точки зрения адресата текста, когнитивный стиль имеет отношение к осознанию того, как изложен текст, к пониманию различий в использовании когнитивных процедур текста, а также к некоторой предрасположенности реципиента к обработке информации определенным способом, к поиску и запоминанию предпочтительной информации» [20, с. 80].

В целом сама позиция рассмотрения проекций когнитивного стиля на деятельность автора и адресата особенно близка общей концепции коммуникативной стилистики текста, разрабатываемой с 1990-х гг. и ориентированной на коммуникативно-деятельностный подход к тексту, на изучение диалога автора и адресата в процессе текстовой деятельности.

III. Когнитивные аспекты текстовой деятельности автора также были рассмотрены в рамках когнитивной поэтики, ориентированной на анализ художественных текстов. Так, ключевым в концепции Л. О. Бутаковой стало понятие авторское сознание. Для изучения авторского сознания исследователем предложено «поэтапное смысловое моделирование когнитивной, коммуникативной и знаковой систем текста с учетом на каждом этапе форм воплощения единичного, особенного, общего» [21, с. 173]. Данная концепция, отражающая подход к тексту «от автора», нацелена на выявление структуры и типа сознания автора и уводит анализ в область психологии.

С несколько других позиций в рамках когнитивной поэтики анализируется идиостиль автора поэтических текстов в исследовании И. А. Тарасовой [22]: на уровне репрезентации разных типов концептов и разработки когнитивного направления авторской лексикографии. Когнитивный подход к описанию поэтического идиостиля, предложенный ученым, предполагает «путь от ментальных феноменов - концептов и когнитивных структур - к языковым способам их реализации» [22, с. 5]. При этом, как справедливо отмечает И. А. Тарасова, «в большинстве работ, затрагивающих когнитивный аспект рассмотрения идиостиля, центральной категорией исследования является индивидуально-авторский концепт» [22, с. 5]. Можно было бы привести немало примеров, иллюстрирующих этот тезис.

В отличие от данной концепции в работах по коммуникативной стилистике отмечается другая направленность исследования: от языковой репре-

зентации - к моделированию концептуальной структуры текста и концептосферы автора, а также анализу организации им познавательной деятельности читателя средствами текста для воздействия на него и приобщения к авторскому видению мира (см., например: [23, 24]). При этом идиостиль рассматривается в коммуникативно-когнитивном аспекте комплексно: как многоплановое проявление мировидения автора в структуре, семантике и прагматике текста.

IV. Другой подход к анализу индивидуальности языковой личности предложен исследователями из Перми в рамках такой области знания, как идиостилистика научной речи [25]. Авторами разработана модель контурного описания речевой индивидуальности ученого, «построенная из таких базовых элементов, как основные качества текста, которые получили название текстовых категорий» [25, с. 20]. Особое внимание исследователей обращено на следующие качества текста: плотность содержания научного текста, логичность, связность и диалогичность речи, тональность речи (толерантность и инотолерантность), категориальные текстовые свойства. Научный текст рассматривается «лишь с одной стороны - со стороны создателя», как «носитель (выразитель) когнитивного стиля ученого» [25, с. 45]. Таким образом, в рамках данного направления когнитивный стиль автора изучается «со стороны создателя текста» с учетом сферы общения (научной) и стилистической маркированности текстов.

Обобщая, отметим, что при всей разнице подходов к определению когнитивного стиля личности общим в рассмотренных концепциях является акцент на ее индивидуальных особенностях, связанных с обработкой, осмыслением и передачей информации. В психологии безотносительно к специфике текстовой деятельности индивидуальные особенности личности связаны с ее интеллектуальной деятельностью и касаются способов переработки информации с учетом таких качеств человека, как по-лезависимость/поленезависимость, импульсивность/ рефлексивность, узкий/широкий диапазон эквивалентности, нетолерантность/толерантность, простота/сложность и др.

В разных лингвистических концепциях когнитивного стиля с различными акцентами исследователи обращают внимание: 1) на своеобразие текста автора и специфику текстовых качеств (в исследованиях по идиостилистике научной речи); 2) на кон-цептосферу текста и характер репрезентированных в нем концептов (для моделирования авторского сознания в работах по когнитивной поэтике (Л. О. Бутакова); для анализа идиостиля писателя -в исследованиях по когнитивной поэтике (И. А. Тарасова) и коммуникативной стилистике текста);

3) на некоторые теоретические аспекты в деятель- 3) дискурсивная обусловленность когнитивно-

ности автора и адресата текста (в рамках когни- го стиля, который формируется в культурной сре-

тивной лингвистики); 4) на идиостилевые особен- де (языковой, социально-исторической, политико-

ности первичной и вторичной текстовой деятель- экономической и т. д.) и по-разному отражается в

ности автора и адресата, включая организацию их различных сферах общения и ситуациях;

диалога средствами текста, на основе изучения его 4) непосредственная связь с текстовой деятель-

семантики, структуры и прагматики (в работах по ностью, на основе которой происходит общение,

коммуникативной стилистике). значимое для формирования и отражения когни-

V. В рамках коммуникативной стилистики тек- тивного стиля человека как социального существа; ста как особого научного направления с учетом его 5) способность отражать одну из сторон общего теоретической базы когнитивный стиль логично идиостиля языковой личности, рассматриваемого

рассматривать как лингвистически и экстралинг- автором как система индивидуально обусловленных

вистически репрезентированную и дискурсивно свойственных ей стилей (наряду с когнитивным мож-

обусловленную ментальную форму отражения об- но анализировать культурно-речевой стиль, комму-

щего идиостиля языковой личности, определяющую никативный, а также различные субстили когни-

специфику ее первичной и вторичной текстовой тивного стиля, которые могут быть осмыслены с

деятельности. лингвистических позиций. Рассмотрение связи ког-

В данном определении подчеркивается: нитивного стиля с другими стилями и субстилями

1) ментальная сущность когнитивного стиля язы- языковой личности выходит за рамки данной статьи.

ковой личности, т. е. его связь с концептосферой Дальнейшее исследование на основе текстовой человека и его интеллектуальной деятельностью; деятельности актуальной проблемы когнитивных

2) характер его репрезентации (лингвистиче- стилей языковой личности в рамках коммуника-

ской и экстралингвистической - посредством гра- тивной стилистики текста представляется перспек-

фических, логических, композиционных средств); тивным.

Список литературы

1. Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1994. 156 с.

2. Шкуратова И. П. Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности // Вестник МГУ. и^: http://irshkuratova.ru/kognitivnye_ stili_kak_reguljatory_mirovosprijatija.html

3. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

4. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 284 с.

5. Болотнова Н. С. Когнитивные исследования в коммуникативной стилистике текста: основные этапы и результаты // Русская речевая культура и текст: материалы VIII Междунар. науч. конф. (16-18 мая 2012 г.) / под ред. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2012. С. 181-192.

6. Болотнова Н. С., Бабенко И. И., Васильева А. А. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль / под ред. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. 331 с.

7. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика художественного текста // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта; Наука, 2003. С. 157-162.

8. Болотнова Н. С., Васильева А. А. Коммуникативная стилистика текста: библиографический указатель по научному направлению. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. 188 с.

9. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. 384 с.

10. Болотнова Н. С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста: метод. пос. Томск, 2002. 64 с.

11. Кожина М. Н. К основаниям функциональной стилистики. Пермь, 1968. 251 с.

12. Кухаренко В. А. Стилистическая организация художественной прозы // Лингвистика текста: материалы науч. конф. М., 1974. Ч. 1. С. 150-154.

13. Купина Н. А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980. 78 с.

14. Болотнова Н. С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск: Изд-во ТГУ, 1992. 313 с.

15. Демьянков В. З. Понимание как интерпретирующая деятельность // Вопр. языкознания. 1983. № 6. С. 58-76.

16. Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. М., 1980. 244 с.

17. Караулов Ю. Н. Языковая личность // Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е. изд., перераб. и доп. М.: Большая российская энциклопедия; Дрофа, 1997. С. 671-672.

18. Иванцова Е. В. Лингвоперсонология: основы теории языковой личности: учеб. пос. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. 160 с.

19. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интепретирующего подхода // Вопр. языкознания. 1994. № 4. С. 17-33.

20. Лузина Л. Г Когнитивный стиль // Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г Лузина / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: МГУ, 1997. С. 79-81.

21. Бутакова Л. О. Автор и текст: когнитивная модель и вербальный феномен // Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении: материалы III филол. чтений. 28-29 ноября 2003 г. Новосибирск, 2002. С. 170-174.

22. Тарасова И. А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект / под ред. М. Б. Борисовой. Саратов, 2003. 280 с.

23. Болотнова Н. С. О связи регулятивной и концептуальной структур поэтического текста // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 5 (56). С. 108-113.

24. Болотнова Н. С. О типологии регулятивных структур в тексте как форме коммуникации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 3 (105). С. 34-40.

25. Котюрова М. П., Тихомирова Л. С., Соловьева Н. В. Идиостилистика научной речи. Наши представления о речевой индивидуальности ученого: монография. Пермь, 2011. 394 с.

Болотнова Н. С., доктор филологических наук, профессор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 08.08.2012.

N. S. Bolotnova

THE QUESTION OF NOTION “COGNITIVE STYLE OF LANGUAGE PERSON”

Different approaches to definition of notion cognitive style in psychology, cognitive linguistics, communicative stylistics of a text are analysed in the article. The article points to consideration of cognitive style from the position of communicative stylistics as a linguistically and extra linguistically represented and discoursively deterministic mental form of language person reflection, which defines specificity of its primary and secondary textual activity.

Key words: cognitive style, language person, textual activity, idiostyle.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.