Научная статья на тему 'К вопросу о понятии инновационной устойчивости территории'

К вопросу о понятии инновационной устойчивости территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
565
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / РЕСУРСНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ФАКТОРЫ АКТИВИЗАЦИИ / ФАКТОРЫ ТОРМОЖЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ КОМФОРТНОСТЬ РЕГИОНА / INNOVATIVE SUSTAINABILITY / RECOURSES STABILITY / ORGANIZATIONAL STABILITY / REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM / REGIONAL INNOVATIVE CLIMATE / FACTORS OF ACTIVIZATION / FACTORS OF STAGNATION / REGION INNOVATIVE COMFORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронов Александр Сергеевич

В работе систематизируются, развиваются и дополняются существующие подходы к таким актуальным понятиям как инновационная устойчивость и ее составляющие. Выделяется организационная устойчивость, ресурсная устойчивость, кадровая устойчивость, деловая устойчивость и социальная устойчивость как составляющие инновационной устойчивости региона. С точки зрения ресурсной устойчивости автором выделены три вида отношения регионов к ресурсам: ресурсоемкие регионы, ресурсовоспроизводящие регионы, самодостаточные ресурсовоспроизводящие регионы. Рассматриваются элементы национальной инновационной системы Российской Федерации через призму ресурсной устойчивости регионов. Выдвинут тезис об устойчивой корреляционной взаимосвязи между состоянием регионального инновационного климата и инновационной устойчивости региона. Рассматриваются федеральный, региональный, муниципальный уровни обеспечения инновационный устойчивости. Проведен системный анализ факторов активизации и факторов торможения, влияющий на инновационные процессы в регионе. Обосновано, что политико -правовые, ресурсные, организационные и информационные факторы выступают как разнонаправленные векторы, влияющие либо на активизацию, либо на торможение инновационных процессов в регионе. Предложено и графически аргументировано понятие инновационная комфортность региона. Сформулированы качественные показатели соответствия уровня информационной комфортности потребностям участников инновационных процессов. Инновационная комфортность представляет собой синергический эффект трех уровней развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning the concept of innovative sustainability of territory

In this paper, existing approaches to such topical concepts like innovative sustainability and its aspects are systematized, expounded and elaborated. Organizational stability, recourses stability, professional competence, business reliability and social sustainability as part of region innovative sustainability are specified. The author points out three types of regions attitude towards resources in the context of recourses stability: resource-intensive regions, resource-producing regions, all-sufficient resource-producing regions. The elements of the national innovative system of the Russian Federation in terms of resources stability of regions are examined. A thesis is made about stable correlations between regional innovative climate and region innovative sustainability. Federal, regional, municipal levels of innovative sustainability stabilization are examined. Operations analysis is carried out of factors of activization and stagnation, affecting on innovative processes in regions. It is proved, that political, legal, resources, organization and information factors act as multidirectional vectors that influence both activization and stagnation of innovative processes in regions. The author suggested and argued in graphic form the concept of “region innovative comfort”. It is formulated the qualitative indexes of correspondence of information comfort level to the requirements of innovative processes participants. Innovative comfort is a synergic effect of three levels of development.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии инновационной устойчивости территории»

УДК 332.1, 332.05, 338.23

Воронов Александр Сергеевич

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики»

Россия, Москва1 Преподаватель E-Mail: [email protected]

Аннотация: В работе систематизируются, развиваются и дополняются существующие подходы к таким актуальным понятиям как инновационная устойчивость и ее составляющие. Выделяется организационная устойчивость, ресурсная устойчивость, кадровая устойчивость, деловая устойчивость и социальная устойчивость как составляющие инновационной устойчивости региона. С точки зрения ресурсной устойчивости автором выделены три вида отношения регионов к ресурсам: ресурсоемкие регионы, ресурсовоспроизводящие регионы, самодостаточные ресурсовоспроизводящие регионы. Рассматриваются элементы национальной инновационной системы Российской Федерации через призму ресурсной устойчивости регионов. Выдвинут тезис об устойчивой корреляционной взаимосвязи между состоянием регионального инновационного климата и инновационной устойчивости региона. Рассматриваются федеральный, региональный, муниципальный уровни обеспечения инновационный устойчивости. Проведен системный анализ факторов активизации и факторов торможения, влияющий на инновационные процессы в регионе. Обосновано, что политико -правовые, ресурсные, организационные и информационные факторы выступают как разнонаправленные векторы, влияющие либо на активизацию, либо на торможение инновационных процессов в регионе. Предложено и графически аргументировано понятие инновационная комфортность региона. Сформулированы качественные показатели соответствия уровня информационной комфортности потребностям участников инновационных процессов. Инновационная комфортность представляет собой синергический эффект трех уровней развития.

Ключевые слова: Инновационная устойчивость; ресурсная устойчивость;

организационная устойчивость; региональная инновационная система; региональный инновационный климат; факторы активизации; факторы торможения; инновационная комфортность региона.

К вопросу о понятии инновационной

устойчивости территории

Идентификационный номер статьи в журнале 101EVN214

1 119501, Москва, ул. Нежинская, д.7, офис 229

Современные подходы к формированию стратегий социально-экономического развития регионов направлены на достижение такой важной цели как обеспечение устойчивого развития региона. Социально-экономическая устойчивость развития

региональной системы состоит из нескольких уровней, которые предполагают:

организационную устойчивость, ресурсную устойчивость, кадровую устойчивость, деловую устойчивость, социальную устойчивость. Можно согласиться с рядом авторов, которые определяют эти виды устойчивости применительно как к предприятиям, так и к территориальным системам2.

Для последующей конкретизации основных подходов к формированию инновационной устойчивости на региональном и муниципальном уровне необходимо выявить основные составляющие национальной инновационной системы, в ее состав входят:

• государственная политика в области развития инновационной системы;

• механизмы определения приоритетов инновационного развития на

национальном уровне;

• система федеральных и региональных концепций инновационного развития.

Инновационная деятельность на национальном уровне включает инновационные процессы создания и реализации продуктов и услуг, в которую так же входят совокупность субъектов инновационной деятельности и совокупность объектов инновационной деятельности. В зависимости от страны, национальная инновационная система имеет свои рамки и характеристики. На рисунке 1 представлены основные элементы национальной инновационной системы Российской Федерации, от устойчивости и проработанности которых зависит инновационная устойчивость регионального развития3.

Институциональная, организационная устойчивость - это качество структуры управления территорией, обеспечивающая высокую стабильность в деятельности органов власти по достижению конкретных целей, которыми, в нашем случае, является цель сохранения и повышения уровня благосостояния людей, проживающих на территории.

Ресурсная устойчивость региона предполагает наличие на конкретной территории организационных и производственных механизмов, направленных на привлечение, формирование, использование и развитие как внутренних ресурсов региона, так и ресурсов внешней среды. В рамках ресурсной устойчивости региона формируется три вида основного отношения региона к ресурсам:

• ресурсоемкие регионы, то есть те регионы, ресурсная устойчивость которых обеспечивается за счет внешних поступлений, в настоящий момент это регионы крайнего севера и дальнего востока;

• ресурсовоспроизводящие регионы, к ним относится большая часть добывающих регионов, а также субъектов, воспроизводящих другие виды ресурсов, как то интеллектуальные, информационные и трудовые ресурсы (центральная Россия);

• самодостаточные ресурсовоспроизводящие регионы - это регионы, которые в виду своего географического положения формируют ресурсную устойчивость за

2 Балабанов В.С. Формирование устойчивости предпринимательских структур в условиях трансформации конкурентной среды. Монография / Под редакцией В.С. Балабанова. М.: Издательство «Элит», 2013. 280 с.

3 Смирнова Т.В. Инновации как ресурс социально-экономического развития регионов // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями), 2012. - 189 с.

счет внутренних ресурсов, и в силу специфических социально-политических и экономических факторов вынуждены полагаться только на себя. На территории Российской Федерации это Калининградская область, в потенциале могут быть Сахалинская область, Камчатский край.

Рис. 1. Элементы национальной инновационной системы Российской Федерации

Кадровая устойчивость региона предполагает, что данная территория располагает определенным кадровым потенциалом с положительными характеристиками: высокий уровень обеспечения управленческими ресурсами государственного управления с одной стороны, и высокий профессиональный уровень трудовых ресурсов, востребованный в рамках территориального экономического комплекса (люди работают и не уходят), с другой.

Можно согласиться с существующим подходом, согласно которому на инновационную устойчивость влияет целый ряд факторов:

• способность профессиональных кадров территории решать на новом уровне возникающие региональные экономические проблемы (ресурсные, экологические, социальные и др.);

• способность региональных властей создать благоприятную финансовую среду для поддержки инноваций;

• способность региональных властей сформулировать приоритеты в области инновационного развития региона по технико-экономическим, социальнотехническим, организационно-культурным направлениям;

• способность региональных властей создавать, развивать и поддерживать условия для осуществления инновационной деятельности на социальном, экономическом, правовом и информационном уровнях за счет их

институционального оформления (создание государственно-частных партнерств, автономных, коммерческих и некоммерческих организаций и т.д.).

Необходимо соотносить два таких важных понятия как региональный климат, обеспечивающий устойчивое инновационное развитие территории и собственная инновационная устойчивость как определенное состояние социально-экономической системы. Региональный инновационный климат формируется под воздействием разноуровневых факторов, определяющих вектор его развития. Так, к региональным макроэкономическим составляющим относятся: темпы роста валового регионального продукта; средний уровень заработной платы региона; уровень региональной производительности труда; соотношение между производственной и непроизводственной сферой в регионе.

Природно-ресурсный потенциал региона позволяет выявить тот объем неиспользованных ресурсов, благодаря которым возможно повышение степени устойчивости.

Точная диагностика уровня инвестиционного потенциала региона направлена на выявление в регионе собственных свободных ресурсов по поддержке инновационной деятельности; на наличие в регионе нормативных правовых актов по защите прав инвесторов, предоставлению льготных условий при инвестициях в инновационные отрасли; на усиление включенности региональных инновационных программ в целевые федеральные программы; на разработку в регионе концепции долгосрочного инновационного развития.

Наличие региональной базы новых технических и технологических решений, доступное описание потенциальных инновационных продуктов и услуг свидетельствует об информационном потенциале региона.

Управление региональной инновационной устойчивостью не является самоцелью, входит в состав стратегических приоритетов, направленных на повышение качества экономической и деловой среды, повышение благосостояния населения региона в целом, повышение качества жизни, повышение темпов роста внутреннего регионального продукта.

Одним из направлений повышения качества и уровня инновационного развития территории является деятельность органов власти по развитию организационно-кадровых инноваций за счет:

• информационного обеспечения (за счет бюджетных средств) стратегического

анализа возможных направлений внедрения инноваций для повышения конкурентоспособности конкретных предприятий региона;

• разработки программ подготовки инновационных менеджеров в учебных

заведениях региона для осуществления инновационных процессов, развития инновационных производств;

• включения конкретных предприятий региона в осуществление региональных и

федеральных инновационных программ.

Инновационная устойчивость региона зависит от последовательной, структурно -оформленной, в виде конкретных подразделений, в составе органов исполнительной власти, системы (региональные инновационные советы, в состав которых входят представители органов власти, бизнеса, научных структур). Графически составляющие устойчивого инновационного климата региона были описаны в работах Леонтьевой Л.С. (рисунок 2):

Таким образом, система инновационной устойчивости регионального развития может быть сформирована за счет правовых, экономических, информационных и кадровых ресурсов самого региона при условии поддержки со стороны федерального центра.

Обеспечение инновационной устойчивости региона невозможно только на уровне мезо- (региональном) уровне, она зависит от комплекса поддерживающих факторов на вышестоящем федеральном уровне с одной стороны и складывается из результатов инновационных процессов на муниципальном уровне, с другой.

Переход на инновационный тип регионального и муниципального развития предполагает поддержку инновационных предпринимательских структур, что становится одним из приоритетов при формулировке и реализации региональных концепций инновационного развития. Именно благодаря гармоничному развитию всех уровней складывается устойчивый региональный инновационный климат.

Рис. 2. Структурные составляющие устойчивого регионального инновационного климата

Федеральные, региональные и муниципальные уровни обеспечения инновационной устойчивости тесно связаны между собой. Основные действия по поддержке и развитию инновационных ресурсов представлены в таблице 1:

Таблица 1

Действия по обеспечению инновационной устойчивости (составлено автором)

Уровни Действия

Федеральный Разработка федеральной стратегии инновационного развития России до 2030 года.

Разработка специальных законов и дополнений к существующим нормативным правовым актам по поддержке производственных и научных организаций в сфере инновационной деятельности.

Определение макроэкономических стимулов для осуществления финансовых вложений в высокорискованные проекты, создание венчурных фондов и т.д.

Определение федеральных приоритетов инновационного развития.

Региональный Разработка региональных стратегий инновационного развития в соответствии с федеральной стратегией инновационного развития России до 2030 года.

Разработка специальных региональных законов и нормативных правовых актов, направленных на поддержку конкретных региональных инновационных проектов.

Создание региональных фондов инновационного развития.

Открытие технологических структур для поддержки инноваций (бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д.).

Предоставление региональных налоговых льгот и субсидий для малых инновационных предприятий (МИП).

Муниципальный Предоставление возможностей для размещения высокотехнологичных инновационных предприятий для создания новых рабочих мест.

Увеличение поступлений в муниципальные бюджеты, обеспечение стабильности.

Можно отметить, что все возможные факторы (политико-правовые, ресурсные, организационные, информационные), влияющие на инновационную деятельность на региональном и муниципальном уровне, разделяются на разнонаправленные факторы, активизации и торможения. По мнению Т.В. Смирновой, к факторам активизации относится положительное развитие политико-правовых, ресурсных, организационных и информационных факторов.

Позитивное направление вектора развития политико-правовых условий является: политическая стабильность; законодательные меры, поощряющие инновационную деятельность; поощрение в самих субъектах инновационной деятельности.

Что касается ресурсных факторов, то позитивным вектором их развития, активизирующим региональные инновационные процессы являются: наличие и активное

использование ресурсов, связанных с природно-климатическими условиями, демографической ситуацией, сложившейся специализации, хозяйства конкретного региона или муниципального органа; применение новейших технологий использования современных материалов, необходимость защиты природы; совершенствование технологий, организации производства и труда; наличие необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры; наличие высококвалифицированных специалистов, возможность повышения уровня специалистов; наличие финансовых ресурсов, доступность финансовых институтов.

В качестве факторов активизации на организационном уровне выступают: наличие рациональной структуры, занимающейся мониторингом инновационного развития региона; наличие инновационных и инвестиционный советов, участвующий в рассмотрении, принятии и осуществлении различных инновационных проектов; проработка, принятие и активное использование сценария «инновационная экономика»; применение всех функций управления инновационным развитием: планирование (прогнозирование), оперативное регулирование, согласование (координация), учет и контроль; наличие научно-исследовательских институтов, центров и т.п.

Реализация поступательных тенденций в установлении инновационной устойчивости невозможно без адекватных действий по использованию информационных факторов: высокого уровня проработки информационных потоков и направлений их движения в рамках управления инновационным развитием; доступности данных об инновационном развитии региона; наличия программного продукта, позволяющего осуществлять мониторинг инновационного развития региона на разных стадиях и этапах инновационного процесса; наличия коммуникационно-информационной сети.

Однако, проведенной анализ тех же самых факторов, выделенных выше, показывает, что при неблагоприятном развитии условий они могут трансформироваться в факторы торможения (инерции).

Так, на политико-правовом уровне политическая нестабильность в регионе или муниципальном округе, слабость и непрофессионализм органов власти; ограничения, возникающие со стороны антимонопольного, патентно-лицензионного, налогового и бухгалтерского законодательства; криминогенная обстановка в регионе не просто не способствуют развитию позитивных процессов, а нивелируют все позитивные условия для инновационного развития и тем более устойчивости.

В условиях избирательного использования отдельных видов природных, трудовых ресурсов и основного капитала, ограничение доступа к ресурсам для предпринимателей ресурсные факторы начинают играть тормозящую роль. Она усиливается отсутствием в регионе или муниципальном округе отработанных процедур выделения и оформления инвестиционных площадок под инновационную деятельность; отсутствием высококвалифицированных специалистов, отсутствием возможности повышать уровень квалификации работников; отсутствием финансовых ресурсов, недоступностью или ограниченным доступом к финансовым институтам.

В группе организационных факторов отрицательный вектор торможения характеризуется нерациональной структурой для мониторинга инновационного развития региона или ее отсутствием; отсутствием инновационных и инвестиционных советов или их неэффективной работы; отсутствием инновационного сценария социально-экономического развития регионов и муниципальных образований; избирательным применением отдельных функций управления инновационным развитием; отсутствием научно-исследовательской базы, центров и т.п.; лоббированием через инновационные и инвестиционные советы

интересов по определенным проектам, технологиям, текущему производству; сложностью согласования интересов всех участников инновационных процессов; трудностью межотраслевых, регионально-муниципальных, межорганизационных взаимодействий.

Не смотря на общие тенденции информатизации российской экономики состояние информационных факторов может выступать в качестве тормозящих механизмов инновационного развития в том случае, если доступ к информации об инновационной деятельности ограничен, отсутствует система обработки информационных потоков по инновационному развитию, не создана система регионального или муниципального мониторинга инновационной деятельности, участники инновационных процессов не связаны в единую сеть.

Снижение уровня влияния факторов торможения на развитие инновационной устойчивости территории связано с таким понятием, как уровень инновационной комфортности. В каждом регионе, в зависимости от состояния его социально-экономического положения, определяются влияющие процессы, которые определяются качеством выполнения функций государственного, муниципального и производственного менеджмента:

• планирование деятельности региональных и муниципальных властей по

правовой и финансовой поддержке приоритетных видов инновационной деятельности, а так же предприятий и организаций их осуществляющих;

• организация системы взаимодействия между всеми участниками

инновационных процессов: органами власти, предприятиями и организациями-инноваторами, гражданами, обладающими инновационными идеями и разработками, инициирование и поддержка инновационных промышленных и сервисных кластеров;

• мотивирование и стимулирование через систему административных и

экономических, прямых и косвенных инструментов увеличения доли инновационной продукции и услуг, производимых на территории региона;

• контроль со стороны органов региональной власти за полнотой реализации приоритетных направлений инновационного развития территорий, мониторинг влияния осуществляемых действий на инновационную и социальноэкономическую устойчивость развития.

На рисунке 3 представлены факторы, влияющие на формирование инновационной комфортности региона.

Рис. 3. Факторы инновационной комфортности региона

Осуществление этих процессов невозможно без опережающего, по сравнению с реальными инновационными процессами, развития нормативной правовой базы по поддержке инноваций, их ресурсному и инвестиционному обеспечению, привлечению на территорию венчурного финансирования и «бизнес-ангелов» - финансовых институтов, вкладывающих в высоко рискованные, но перспективные инновационные проекты4.

Информационное обеспечение инновационной устойчивости связано с созданием общего информационного поля региона по перспективным инновационным проектам с защищенной системой доступа для потенциальных инвесторов и системы защиты интеллектуальной собственности. Современный этап развития экономики регионов предполагает, что грамотно сформированные информационные базы по конкретным инновационным проектам, региональным системам инвестиционного и правового обеспечения позволят создать в регионах условия для повышения их конкурентного статуса при получении средств из федерального бюджета, обеспечат дополнительные конкурентные преимуществе конкретным предприятиям и организациям. Выполнение этих условий повысит степень инновационной комфортности региона, обеспечит степень устойчивости инновационного развития. Кроме того, эти процессы невозможны вне условий социальной стабильности, что предполагает и дальше наличие на территории стабильного удовлетворения потребностей граждан в рабочих местах в соответствии с уровнем их образования и компетентности, потребности в получении образования и повышении квалификации в инновационных сферах деятельности, потребности в обеспечении качественного досуга и доступности к объектам культуры и культурного наследия.

4 Вожегова М.А., Леонтьева Л.С., Орлова Л.Н. Информационные аспекты инновационного развития компаний. Монография. Москва: Мирбис, 2012. - 144с.

Однако неравномерность развития субъектов Российской Федерации не оставляет региональным властям иного выбора, кроме развития нематериальных ресурсов, таких как навыки, знания, умения, которые связаны с инновационными факторами.5 На каждом из уровней регионального управления инновациями решаются взаимосвязанные между собой задачи. В случае нескоординированности действий для обеспечения инновационной устойчивости на региональном и муниципальном уровне потребуются дополнительные ресурсы, возникнут процессы торможения и снижения темпов развития территорий.

5 Леонтьева Л.С., Смирнова Т.В. Алгоритм инновационного развития региональных субъектов // Научнопрактический журнал «Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО»: Сборник научных трудов. Москва: МЭСИ, 2012. № 1.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балабанов В.С. Формирование устойчивости предпринимательских структур в условиях трансформации конкурентной среды. Монография / Под редакцией В.С. Балабанова. М.: Издательство «Элит», 2013. 280 с. - 1БВ№ 978-5-90240656-3.

2. Башкатова Ю.И. Влияние внутреннего и внешнего консалтинга на устойчивое развитие предприятия // Проблемы трансформации современной российской экономики: теория и практика организации и обеспечения управления. Коллективная монография трудов участников VIII Международного научнопрактического семинара./ Под ред.: д.э.н., проф. Орехова С.А. М.: ИНИОН РАН, 2010 - 485 с. КВ№ 978-5-248-00-350-1.

3. Воронов А.С. Выявление факторов, отрицательно влияющих на формирование региональной инновационной устойчивости. Материалы конференции. Международная научно-практическая конференция «Ценности и интересы современного общества». Часть 1 // Московский государственный университет экономики, статистики и информатики - М., 2013. - 308 с. - 1БВ№ 978-5-77640816-8.

4. Воронов А.С. Механизмы обеспечения инновационной устойчивости регионов. // Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях. По материалам V Международной научно-практической конференции. М.: МЭСИ, 2013. - 194

с. - КВ№ 978-5-7764-0786-4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Вожегова М.А., Леонтьева Л.С., Орлова Л.Н. Информационные аспекты инновационного развития компаний. Монография. Москва: Мирбис, 2012. -144с. - КВ№ 978-5-9527-0189-2.

6. Горячева Т.А., Орлова Л.Н. Инновационный рост регионов как

пространственной системы // Интернет-журнал Науковедение, 2013. - № 6. [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2011 -.- Режим доступа:

http://naukovedenie.ru/PDF/161EVN613.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

7. Леонтьева Л.С., Воронов А.С. Критерии уровня инновационного развития по регионам Российской Федерации. // Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях. По материалам V Международной научно-практической конференции. М.: МЭСИ, 2013. - 194 с. - КВ№ 978-5-7764-0786-4.

8. Леонтьева Л.С., Смирнова Т.В. Алгоритм инновационного развития региональных субъектов // Научно-практический журнал «Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО». Москва: МЭСИ, 2012. № 1. КБК: 1994-7844.

9. Никитская Е.Ф. Стратегические направления инновационных преобразований в российской экономике // Научно-практический журнал «Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО». Москва: МЭСИ, 2012. № 4. ISSN: 1994-7844.

10. Смирнова Т.В. Инновации как ресурс социально-экономического развития регионов // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями), 2012. - 189 с.

Рецензент: Сафронова Анастасия Анатольевна, зав. кафедрой прикладного и

международного менеджмента Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), доктор экономических наук, доцент.

Aleksandr Voronov

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

Russia, Moscow E-Mail: [email protected]

Concerning the concept of innovative sustainability of territory

Abstract: In this paper, existing approaches to such topical concepts like innovative sustainability and its aspects are systematized, expounded and elaborated. Organizational stability, recourses stability, professional competence, business reliability and social sustainability as part of region innovative sustainability are specified. The author points out three types of regions attitude towards resources in the context of recourses stability: resource-intensive regions, resource-producing regions, all-sufficient resource-producing regions. The elements of the national innovative system of the Russian Federation in terms of resources stability of regions are examined. A thesis is made about stable correlations between regional innovative climate and region innovative sustainability. Federal, regional, municipal levels of innovative sustainability stabilization are examined. Operations analysis is carried out of factors of activization and stagnation, affecting on innovative processes in regions. It is proved, that political, legal, resources, organization and information factors act as multidirectional vectors that influence both activization and stagnation of innovative processes in regions. The author suggested and argued in graphic form the concept of “region innovative comfort”. It is formulated the qualitative indexes of correspondence of information comfort level to the requirements of innovative processes participants. Innovative comfort is a synergic effect of three levels of development.

Keywords: Innovative sustainability; recourses stability; organizational stability; regional innovative system; regional innovative climate; factors of activization; factors of stagnation; region innovative comfort.

Identification number of article 101EVN214

REFERENCES

1. Balabanov V.S. Formirovanie ustojchivosti predprinimatel'skih struktur v uslovijah transformacii konkurentnoj sredy. Monografija / Pod redakciej V.S. Balabanova. M.: Izdatel'stvo «Jelit», 2G13. 28G s. - ISBN: 978-5-902406-56-3.

2. Bashkatova Ju.I. Vlijanie vnutrennego i vneshnego konsaltinga na ustojchivoe razvitie predprijatija // Problemy transformacii sovremennoj rossijskoj jekonomiki: teorija i praktika organizacii i obespechenija upravlenija. Kollektivnaja monografija trudov uchastnikov VIII Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara./ Pod red.:

d.je.n., prof. Orehova S.A. M.: INION RAN, 2010 - 485 s. ISBN: 978-5-248-00-3501.

3. Voronov A.S. Vyjavlenie faktorov, otricatel'no vlijajushhih na formirovanie regional'noj innovacionnoj ustojchivosti. Materialy konferencii. Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Cennosti i interesy sovremennogo obshhestva». Chast' 1 // Moskovskij gosudarstvennyj universitet jekonomiki, statistiki i informatiki - M., 2013. - 308 s. - ISBN: 978-5-7764-0816-8.

4. Voronov A.S. Mehanizmy obespechenija innovacionnoj ustojchivosti regionov. // Model' menedzhmenta dlja jekonomiki, osnovannoj na znanijah. Po materialam V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.: MJeSI, 2013. - 194 s. -ISBN: 978-5-7764-0786-4.

5. Vozhegova M.A., Leont'eva L.S., Orlova L.N. Informacionnye aspekty innovacionnogo razvitija kompanij. Monografija. Moskva: Mirbis, 2012. - 144s. -ISBN: 978-5-9527-0189-2.

6. Gorjacheva T.A., Orlova L.N. Innovacionnyj rost regionov kak prostranstvennoj

sistemy // Internet-zhurnal Naukovedenie, 2013. - N° 6. [Jelektronnyj resurs] - M.: Naukovedenie, 2011 -.- Rezhim dostupa:

http://naukovedenie.ru/PDF/161EVN613.pdf, svobodnyj. - Zagl. s jekrana. - Jaz. rus., angl.

7. Leont'eva L.S., Voronov A.S. Kriterii urovnja innovacionnogo razvitija po regionam Rossijskoj Federacii. // Model' menedzhmenta dlja jekonomiki, osnovannoj na znanijah. Po materialam V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.: MJeSI, 2013. - 194 s. - ISBN: 978-5-7764-0786-4.

8. Leont'eva L.S., Smirnova T.V. Algoritm innovacionnogo razvitija regional'nyh sub#ektov // Nauchno-prakticheskij zhurnal «Jekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO». Moskva: MJeSI, 2G12. M 1. ISSN: 1994-7844.

9. Nikitskaja E.F. Strategicheskie napravlenija innovacionnyh preobrazovanij v rossijskoj jekonomike // Nauchno-prakticheskij zhurnal «Jekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO». Moskva: MJeSI, 2G12. M 4. ISSN: 1994-7844.

10. Smirnova T.V. Innovacii kak resurs social'no-jekonomicheskogo razvitija regionov // Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk po spec. 08.00.05 - Jekonomika i upravlenie narodnym hozjajstvom (upravlenie innovacijami), 2012. - 189 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.