Научная статья на тему 'Функциональное обеспечение региональных программ инновационного развития'

Функциональное обеспечение региональных программ инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INNOVATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / REGION / REGIONAL PROGRAMS / FUNCTIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронов Александр Сергеевич

В статье проанализированы условия для осуществления комплексных территориальных инновационных программ и проектов на мезоуровне. В зависимости от общего состояния ре-гиональной социально-экономической системы выбираются наиболее адек-ватные функции, направленные на под-держку инновационной устойчивости, в числе которых институциональная, прогностическая, регулирующая, про-ектная, протекционистская и антикри-зисная. Предлагаются этапы процесса адаптации федеральной Стратегии инновационного развития России до 2020 года на региональном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL SUPPORT FOR A REGIONAL PROGRAM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

In the article was analyzed conditions for implementation of integrated regional innovation programs and projects at the meso level. Depending on general condition of the regional social and economic system to select the most appropriate functions to support innovative sustainability, including institutional, prognostic, regulative, design, protectionist and anti-crisis. Have been propose steps for process of adaptation of the federal strategy of innovative development in Russia until 2020, at the regional level.

Текст научной работы на тему «Функциональное обеспечение региональных программ инновационного развития»

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

УДК 332.146.2

Александр Сергеевич Воронов,

к.э.н., старший преподаватель каф. Государственного и муниципального управления Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) Тел.: (499) 237-83-32 Эл. почта: [email protected]

В статье проанализированы условия для осуществления комплексных территориальных инновационных программ и проектов на мезоуровне. В зависимости от общего состояния региональной социально-экономической системы выбираются наиболее адекватные функции, направленные на поддержку

в числе которых институциональн прогностическая, регулирующая, ектная, протекционистская и антик зисная. ПрИкагаЮИя! этапироцес адаптации фЩИрапьной ИгратегиТ инновационного развития России до 2020 года на региональном уровне.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, регион, региональные НВНВкы, обеспечЦие.

Aleksand

PhD in Hlbnom

Department of ;___te________nicipd

Management, Plekhanov Russian University of Economics (PRUE) Tel.: (499) 237-83-32 E-mail: [email protected]

FUNCTIONAL SUPPORT FOR A REGIONAL PROGRAM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

In the article was analyzed conditions for implementation of integrated regional innovation programs and projects at the meso level. Depending on general condition of the regional social and economic system to select the most appropriate functions to support innovative sustainability, including institutional, prognostic, regulative, design, protectionist and anti-crisis. Have been propose steps for process of adaptation of the federal strategy of innovative development in Russia until 2020, at the regional level.

Keywords: innovation, innovative development, region, regional programs, functional support.

1. Введение

Основные цели, задачи и направления инновационного развития в Российской Федерации определены в Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года. [1] Однако современный этап развития экономики Российской Федерации, начиная со второй половины 2014 года, характеризуется резким падением темпов роста валового национального дохода по сравнению с периодом за 2011-2014 гг. [6] (см. рис. 1), ухудшением ситуации на валютном и финансовом рынке, сокращением объема кредитных ресурсов, свертыванием крупных инвестиционных проектов, разрывом хозяйственных связей, возникновением проблем импорта высокотехнологичного оборудования, дополнительного оборудования и комплектующих к нему.

В силу этих причин необходимо сохранять инновационный тренд развития экономики, поскольку только благодаря нему Россия может произвести структурные изменения в пользу развития собственного будущего.

На в

ваци| ания ов!

ись разные стар EH^WpBTpP11! осИарствЯНоп! сОЙРанитьЛ1т0й

о-ЩНамИРескИх

овые ьных регу-[ивый пока-

зателей, ресурсной базы, сложившейся структурой экономики и отраслевой направленностью хозяйствующих субъектов. Каждый из вышеуказанных уровней играет свою роль в обеспечении инновационной устойчивости, направленной на позитивное развитие социально-экономических процессов шения благосостояния ■еханЦмы оИсЯкченЁ| инновационной усЩциишстЯВегиоЩ как среды функционирования хозяйствующих субъектов, очевидно, потребуют корректировки уже используемых комплексных инновационных программ, изменений самой стратегической задачи развития региона, хозяйствующих субъектов, предприятий и организаций. По мнению автора, необходимо соблюдать определенную последовательность действий, направленных на решение стратегической задачи сохранения инновационного тренда развития в условиях кризиса, обеспечение стабильности и эффективности инновационных процессов на мезо- и микроуровне.

Рис. 1. Динамика роста валового национального дохода в России за 2011-2014 гг. в млрд Ш$

рм^рЩЬке п

(■ХприишВПо пЦ наибоИе <

I ^Ля^оррИр1

и развития х

2. Функции и уровни, направленные на поддержку инновационной устойчивости региона

На первом уровне осуществляется выбор превалирующих функций на каждой фазе развития экономического цикла. В зависимости от общего состояния региональной социально-экономической системы выбираются наиболее адекватные функции, направленные на поддержку инновационной устойчивости.

Институциональная функция связана с постоянной подстройкой существующих правовых механизмов, фор зационн обеспеч условия нения и р инновационной системы, направленной на поддержку и стабилизацию внутриорганизационных инноваций всех ти

ьном

го является определение перспективных направлений инновационного развития как на базе внутренних интеллектуальных ресурсов, так и за счет адаптации к российской практике международных технологий и опыта. Реализация этой функции должна происходить с учетом реальной макроэкономической, геополитической, макросоциальной ситуации, возможностей регионов по поддержке инновационного тренда хозяйствующих субъектов в условиях ухудшения экономической ситуации.

Регулирующая функция выражается в разработке, реализации, корректировке комплекса управленческих действий, направленных на осуществление политики по поддержке и регулированию инновационных процессов на уровне хозяйствующих субъектов региона и регионов в целом. Используемый при этом комплекс мер регулирования может меняться в зависимости от фазы состояния социально-экономической системы (подъем, спад, депрессия, стагнация).

Про, ставляе госроч регион

Проектная функция представляет собой процесс выявления и консолидации интересов всех участников инновационных процессов по разработке и участию во взаимовыгодных проектах, направленных на обеспечение устойчивости и получения синергического эффекта за счет взаимодействия хозяйствующих субъектов с инновационными региональными системами.

Протекционистская функция заключается в создании правовых, ресурсных, информационных механизмов по защите, поддержке и сохранению реализуемых и перспективных инновационных проектов в

субъектов в случае чрезвычайных и кризисных ситуаций за счет использования государственных тальциъ фин;и

урсов^ля лдиержкисош

ных проектов, разра специфических видов инноваций (например, в сфере импортозаме-щения) с использованием целевых антикризисных фондов с последующей передачей их предприятиям и организациям. [3]

Второй уровень - реализация функций по обеспечению иннова-

ционной устойчивости региона, включает:

- оценку социально-экономических условий для сохранения инновационного тренда развития хозяйствующих субъектов и обеспечение их инновационной активности;

- диагностику степени инновационной устойчивости в зависимости от изменения условий внешней среды и анализ внешних и внутренних причин отклонения или торможения от инновационного тренда;

- прогнозирование возможности сохранения инновационных тенденций в условиях кризиса;

- формирование организаци-

овых ьных елью

оектов, и интересов всех участников инновационных процессов;

- разработку комплексных мер нднниойчивого

инИвацицного развЦ^я хозяйствующих субИРНЦегЦНа.

3. _лемен обеспечения инновационной устойчивости регионов

Проведенный анализ факторов, влияющих на формирование инновационной комфортности региона, позволяет сформулировать и графически изобразить элементы механизма обеспечения инновационной

Рис. 2. Разработка правового механизма поддержания инновационной устойчивости

устойчивости регионов: правовой, финансовый, ресурсный, информационный. Поэтому необходимо сформулировать общие этапы для каждого из этих механизмов, объединив их затем в общий комплексный механизм, обеспечивающий инновационную устойчивость региона. Этапы правового механизма представлены на рис. 2. [2]

При разработке правового механизма поддержания инновационной устойчивости необходимо произвести анализ существующей федеральной и региональной правовой базы, направленной на обеспечение инновационной устойчивости на всех уровнях, среди которых: федеральные и региональные нормативные правовые акты, стимулирующие

инновационною устойчивость, но

мативные правовые акты, нейтрально действующие на инновационную устойчивость, нормативные правовые акты, вызывающие снижение инновационной устойчивости.

Для сохранения тенденции устойчивого инновационного развития любой территории на мезоуровне необходима разработка государственных региональных программ и механизмов по ресурсному обеспечению. По мнению автора, они должны включать сценарии, связанные с учетом изменения макроэкономических и геополитических условий, учитывать возможности и определенные бюджетным и налоговым кодексом РФ права, что позволит исключить волюнтаризм и необоснованную избирательность при ресурсном эеспечении конкретных проек

Оценка потребностей участников инновационных проектов в технологическом, техническом, кадровом, пространственном, правовом обеспечении

Сбор информации о возможностях ресурсного обеспечения всего комплекса инновационных проектов на микро-и мезоуровне

Консолидация интересов потенциальных партнеров, заинтересованных в совместном использовании ресурсов, создание информационных ресурсных центров инновационного развития

Инициация создания и целевой поддержки технологических, лизинговых, консультационных компаний, работающих с инновационными проектами хозяйствующих субъектов в регионе

Организация системы контроля и мониторинга за формированием, распределением и использованием технических, технологических, кадровых, пространственных и др. ресурсов

Рис. 3. Алгоритм устойчивого ресурсного обеспечения инновационных проектов организаций на региональном уровне

хозяйствующих субъектов со стороны государства (см. рис. 3). [2]

Для использования опыта инновационного развития других территорий и сокращения времени разработки, реализации и использования результатов, крайне важной составляющей информационного механизма обеспечения инновационной устойчивости является:

- создание базы данных по всем прошлым, настоящим и будущим инновационным проектам, как на территории конкретного субъекта Российской Федерации, так и на национальном уровне с подробным описанием предмета и оценкой эффективности конкретного проекта;

- концентрация в едином информационном центре данных по кон-

иям развития и законодательной субъ^кто^Ръ^с^йской^еде-пережающего разя репрнньных Лавовых баз

ределерия^аИВРее вводных

правовых условий для хозяйствующих субъектов конкретного региона.

Информационный механизм инновационной 'воциразвитЦЛегЦЪа как внешней Лдымразввип пИипри-

ятН необlOpПмдРя: Я Ш

инфо^!а^и1^н^1иовдержки

внутрирегиональных и внутрихозяйственных инновационных процессов;

- осуществления обмена инновационными идеями, проектами и ресурсами на межрегиональном уровне с целью привлечения партнеров и других регионов и создания крупных межрегиональных и кластерных инновационных проектов;

- выведения проектов по созданию опытных образцов на промышленных предприятиях регионов на уровень массового производства, выведение новой продукции на российский и международные рынки;

- действий по осуществлению проектов по импортозамещению с использованием информации по реальной потребности предприятий страны в отечественных аналогах.

Таким образом, на уровне регионального законодательства существует значительное различие в подходах к выделению элементов региональной инновационной ус-

тойчивости, которая в значительной степени влияет на уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов. Был проведен параллельный сравнительный анализ удельного веса организаций, осуществлявших маркетинговые инновации; организационные инновации; экологические инновации; инновации, обеспечивающие повышение экологической безопасности в процессе производства товаров, работ, услуг; технологические инновации по исследуемым регионам.

4. Алгоритм адаптации Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года на мезоуровне

Адаптация Стратегии инновационного развития России до 2020 года применительно к реальным социально-экономическим у

I этап

II этап

III этап

IV этап V этап

VI этап

Оценка инновационной деятельности региона

Исследование основных положений стратегии социально-экономического развития региона

Разработка новой стратегии или доработка, корректировка существующей

Формирование инновационной политики региона

Разработка целевых программ инновационного развития региона

Инновационная деятельность региона

Рис. 4. Этапы процесса адаптации федеральной Стратегии инновационного развития России до 2020 года на региональном уровне

осущес учетом должны субъек

ерез акто крет им

- выгодность и своевременность внедрения инноваций всех типов;

- социально-экономическая значи рабоч функц

дополнительные д региональные бюд

- изменение общего социокультурного климата (снижение уровня социальной напряженности, повышение качества человеческого капитала как дополнительного инновационного ресурса);

- конкурентные преимущества региона, влияющие на инновационную активность хозяйствующих субъектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- виды инноваций, не обеспеченные нормативной правовой базой.

Стоит учитывать, что на степень реализации инноваций оказывает влияние уровень развития различных ресурсов региона, таких как инновационно-финансовые, информационные, институциональные, нормативные правовые ресурсы инновационной деятельности. [4]

Согласно федеральной Стратегии инновационного развития России до 2020 года, на региональном уровне могут быть применены следующие

организационно-управленческие, институциональные и финансовые меры, которые, отчасти, уже исполь-иннова РФ: гка поТвы особности регионо Российской Федерации;

- разработка принципов выделения субсидий предпринимательским

ных изменений в производстве в рамках закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных , если в региона льных правовых |рет0ГоТ%е,.:,§'Ф бу-доля инновационной

-конЦру!

работ, проведение маркетинговых исследований в инновационной сфере и возможность выхода на внешние рынки, возмещение процентных ставок по кредитам через региональные программы;

- обеспечение финансовой и имущественной поддержки по развитию инновационной инфраструктуры, в которую входят технопарки, вузовские и промышленные бизнес-инкубаторы, центры передачи технологий, центры совместного использования высокотехнологичного оборудования, центры дизайна и разработки опытных образцов, региональные венчурные фонды, современные интерактивные музеи, приобщающие молодежь и юношество к техническому творчеству и техническому образованию.

Региональные стимуляторы инновационного развития могут стать значительным фактором современ-

ер, для Свердловской области является социально-важной разработка программ инновационного развития государственных и муниципальных учреждений по

нетехнологического свойства,

вания, здравоохранения, музейного дела и культуры, социального обслуживания, спорта и молодежной политики;

- финансовая и информационная поддержка образовательных программ дополнительного и основного образования, качественно развивающая кадровый потенциал для ведения устойчивой инновационной деятельности.

Процесс адаптации федеральной стратегии на региональном уровне предполагает использование следующего алгоритма, состоящего из шести этапов (см. рис. 4). [5]

На каждом этапе адаптации федеральной концепции инновационного развития необходимо учитывать конкретные особенности внутренней и внешней среды инновационного развития региона, способствующей или препятствующей процессу адаптации.

5. Заключение

Таким образом, разработанный комплекс проектных предложений по поддержанию инновационной устойчивости региона для реализации программ инновационного развития включает в себя три уровня использования стимуляторов для развития территории: организационные, институциональные, финансовые и кадровые стимуляторы, что является значительным дополнением к существующим подходам по управлению региональной инновационной системой.

Предложенный проектный подход к развитию законодательной

части инновационной деятельности находит отражение в концептуальном замИслелЛрэтапЯр реа ции проекта закона «О механиз стимулирования инновационной деятельности Свердловской области».

нтегрировать заинт сованные, конкурентоспособные инновационные хозяйствующие субъекты в национальное и международное экономическое пространство и будет способствовать развитию устойчивых тенденций инновационного развития, направленных на обеспечение общей социально-экономической устойчивости региона.

П тации| разви до 20 воли

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.».

2. Воронов А. С. Механизмы обеспечения инновационной устойчивости регионов. // Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях. По материалам V Международной научно-практической конференции. М.: МЭСИ, 2013. - С. 14-19.

3. Воронов А.С., Леонтьева Л.С. Критерии уровня инновационного развития по регионам Российской Федерации. // Сборник научных трудов: Модель менеджмента для

4. Леонтьева Л.С. Организацион ная культура: региональный аспект. // Монография. - М.: МИРБИС, 2004, с. 169-170.

^^ «ован. Инн

урс

References

1. Russian Federation Government Decree of December 8, 2011 № 2227-r «On Innovation Development Strategy of the Russian Federation till 2020».

2. Voronov A.S. Mechanisms to ensure the sustainability of innovative regions. // Management model for an economy based on knowledge. According to the materials of the V International Scientific and Practical Conference. M.: MESI, 2013. - P. 14-19.

3. Voronov A.S., Leontieva L.S. The criteria for the level of innovation development of the Russian Federation regions. // Collection of scientific

nt model for sed on knowledge. sHt the VBntJfnational ence. M.:

-76.

4. Leontieva L.S. Organizational culture: regional aspect. // Monograph. - M.: MIRBIS, 2004. - P. 169-

к.

6. Темпы роста вало ционального дохода в России за 2011-2014 гг. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Группы Всемирного банка - Электрон. дан. - Вашингтон: Группа Всемирного банка. -Режим доступа: http://data.worldbank. о^/^са^гтУ.ООТ.РСЛР^/ countries/RU--XR?display=default, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 13.02.16).

ovaHbn as a omic ■Évelop-hD.ÉPecon. -

5. S ource nt of

oSCOW,

6. The rate of growth of gross national income in Russia in 2011-2014. [Electronic resource] / Official site of the World Bank Group - Electron. Dan. - Washington: The World Bank Group. - Access: http://data.worldbank. org/indicator/NY. GNP. PCAP. CD/ countries/RU -? XR display = default, free. - Caps. screen. - Rus. (Reference date: 02/13/16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.