Научная статья на тему 'К вопросу о понимании и восприятии текста в психолингвистической науке'

К вопросу о понимании и восприятии текста в психолингвистической науке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1525
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛИНГВИСТИКА / ПРОЕКЦИЯ ТЕКСТА / ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА / ВАРИАТИВНОСТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА / РЕЦИПИЕНТ / РSYCHOLINGUISTICS / TEXT PROJECTION / TEXT PERCEPTION / THE VARIABILITY IN TEXT INTERPRETATION / RECIPIENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нуруллина Гузель Миннезуфаровна

В статье восприятие и понимание текста рассматриваются в качестве фундаментального свойств текстообразования. Автор работы рассматривает текст как сложное семантико-синтаксическое образование, обладающее рядом психолингвистических характеристик; указывает различия между психолингвистическим и лингвистическим изучением текста. В статье анализируется содержание понятию «концепция текста»; выделяются фазы восприятия и создания текста; обосновывается вариативность интерпретации смыслового содержания текста читателем (слушателем).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Understanding and interpreting a text as the subject of psycholinguistics

The article looks upon the text in terms of understanding and interpreting as fundamental text properties. It is regarded as a complex semantic and syntactic body with psycholinguistic features; the author distinguishes studying texts in psycholinguistic and linguistic terms. The text concept is analyzed; the stages of text perception are presented; the variability in text interpretation by the reader (listener) is explained.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понимании и восприятии текста в психолингвистической науке»

УДК 811.11-112

К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ И ВОСПРИЯТИИ ТЕКСТА В ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКЕ

UNDERSTANDING AND INTERPRETING A TEXT AS THE SUBJECT OF PSYCHOLINGUISTICS

©2018

Г.М. Нуруллина G.M. Nurullina

В статье восприятие и понимание текста рассматриваются в качестве фундаментального свойств тек-стообразования. Автор работы рассматривает текст как сложное семантико -синтаксическое образование, обладающее рядом психолингвистических характеристик; указывает различия между психолингвистическим и лингвистическим изучением текста. В статье анализируется содержание понятию «концепция текста»; выделяются фазы восприятия и создания текста; обосновывается вариативность интерпретации смыслового содержания текста читателем (слушателем).

Ключевые слова: психолингвистика; проекция текста; восприятие текста; вариативность интерпретации текста; реципиент.

The article looks upon the text in terms of understanding and interpreting as fundamental text properties. It is regarded as a complex semantic and syntactic body with psycholinguistic features; the author distinguishes studying texts in psycholinguistic and linguistic terms. The text concept is analyzed; the stages of text perception are presented; the variability in text interpretation by the reader (listener) is explained.

Keywords: рsycholinguistics; text projection; text perception; the variability in text interpretation; recipient.

В современном языкознании одним из центральных является вопрос о психолингвистическом аспекте изучения текста как продукта речевой деятельности. Основатель отечественной психолингвистики А.А. Леонтьев указывал, что «предметом психолингвистики является структура процессов речепроизводства и речевосприятия в их соотношении со структурой языка (любого или определённого национального)» [1, с. 35]. В психолингвистике важную роль играет высказывание, ориентированное на участников речевой коммуникации. Именно развернутые высказывания, языковой формой выражения которых является текст, выступают основной единицей речевой коммуникации [2, с. 193].

Текст, по определению Н.С. Валги-ной, - «единица динамическая, организованная в условиях реальной коммуникации, обладающая экстра- и интралингвистиче-скими параметрами» [3, с. 7]. Текст создается для передачи мысли автора, для воплощения его творческого замысла, то есть представляет собой продукт речемысли-

тельной деятельности субъекта. Если рассматривать текст с прагматической позиции, то он является материалом для восприятия, интерпретации.

Многоаспектное рассмотрение текста позволяет утверждать, что текстовая (ре-чемыслительная) деятельность представляет собой структуру, которая включает следующие компоненты: автор (адресант текста), читатель (адресат), отображаемая действительность, знания о которой передаются в тексте, и языковая система, из которой автор выбирает языковые средства, позволяющие ему адекватно воплотить свой творческий замысел.

Основные черты, отличающие психолингвистику от лингвистики, - фактор ситуации, в которой речевые высказывания конструируются и воспринимаются, и фактор человека, производящего или воспринимающего речь [4]. Для определения основы психолингвистического аспекта изучения текста необходимо выделить черты, различающие рассмотрение текста в психолингвистике и лингвистике (см. табл. 1).

Таблица 1

Психолингвистическое изучение текста Лингвистическое изучение текста

Текст - это опредмеченная форма акта коммуникации, необходимыми компонентами которой являются предмет коммуникации, автор и реципиент Текст - это реально высказанное (написанное) предложение, которое служит материалом для наблюдения над фактами данного языка

Создание проекции текста на основе процессов восприятия и понимания текста как результата речемыслительной деятельности Создание нового текста на основе лингвистического анализа текста

Уровни иерархичности осмысления текста: 1) поиск общего смысла сообщения ^ 2) сенсорный уровень (распознавание звуков) ^ 3) лексический (восприятие отдельных слов) ^ 4) синтаксический (восприятие смысла отдельных предложений) Уровни иерархичности осмысления текста: 1) интерпретация значений отдельных слов ^ 2) понимание смысла целых высказываний ^ 3) осмысление общей идеи текста

Слушатель, читатель = реципиент Слушатель, читатель = исследователь

Активное использование экспериментальных методов (ассоциативный, метод субъективного шкалирования, контент-анализ, интент-анализ) Ответы на вопросы типа: Понравился текст? Почему? Что произвело впечатление?

Рассмотрение функционирования языка и языковых единиц как особого рода психологической реальности Понимание отдельных слов и фраз

В психолингвистическом аспекте изучения текста важным является понятие «восприятие текста», трактуемое как акт познания, переживания и творчества. Конечным результатом акта чтения становится постижение той идеальной модели действительности, которую создал автор произведения. Однако авторская модель действительности не совпадает с читательской, потому что читатель в той или иной степени выражает свое отношение к прочитанному. Воплощением этого отношения в разных знаковых системах становится личностная интерпретация. Безусловно, интерпретация создается в процессе не только чтения, но и анализа, направленного на уточнение, корректировку и углубление восприятия.

В восприятии всегда проявляется единство чувственного и логического. Восприятие требует умения увидеть за словом образ, воссоздать картину в своем воображении. Для формирования этого умения Г.Г. Граник и А.Н. Самсонова [5, с. 61-62] рекомендуют использовать методику замедленного чтения, которая восходит к идее

медленного чтения Л.В. Щербы. В «Опытах лингвистического толкования стихотворений» известный ученый предостерегал читателей от опасности «рассуждать об идеях, которые они, может быть, неправильно вычитали из текста» [6, с. 27]. Методика замедленного чтения используется для формирования психологических механизмов понимания и восприятия текста.

Исследователи различают три фазы процесса художественного восприятия: 1) предкоммуникативную (формирование художественно-психологической установки: общей как ожидания радости общения с искусством и частной как подготовки к предстоящей встрече с конкретным произведением); 2) коммуникативную (непосредственный контакт с произведением искусства; начало диалога: автор создает образ - читатель воссоздает); 3) посткоммуникативную (присвоение художественного произведения как личностно значимой ценности) [7, с. 62].

Восприятие текста тесно связано с проекцией текста, которая в психолингви-

К вопросу о понимании и восприятии текста в психолингвистической науке

стике трактуется как «ментальное образование (концепт текста, смысл текста, его целостность/цельность), продукт процесса осмысления смыслового восприятия текста реципиентом, в той или иной мере приближающийся к авторскому варианту текста» [8, с. 62]. Проекция текста включает в себя систему смыслов (представлений), которая формируется у реципиента. Она акцентирует внимание на определенных аспектах отражения личности в видах ее деятельности и психического поведения, выдвигает в центр рассмотрения личность человека, сферу его субъективного мира, в которой преломляются все явления и события внешнего мира [9, с. 139].

Психолингвистика изучает проекции текста как у читателя, так и у автора. Таким образом изучается психическая форма текста, существующая в сознании человека. Для организации проекции текста используется индивидуальный опыт человека в разнообразных формах и проявлениях, в которые могут быть включены эмоционально-оценочные переживания, эстетические чувства, фреймы, схемы ситуаций, денотаты, образы разных модальностей, прагматические знания.

Создание проекции текста связано со структурой текста. Для характеристики процесса производства текста в психолингвистике используется модель трехфазной структуры деятельности - ориентировка, реализация, контроль [10, с. 87].

Ориентировочная фаза создания текста представляет собой интеллектуально-познавательную деятельность по осмыслению проблемной ситуации общения и предмета речи. В этой фазе автор текста осуществляет свое коммуникативное намерение в виде целевой установки и общего замысла текста.

Фаза реализации текста заключается в языковой материализации замысла речевого сообщения с привлечением необходимых для этого знаковых средств (например, средств межфразовой связи и сигнализаторов композиционной цельности - в частности, знаков-сигналов начала и конца текста).

Фаза контроля предполагает смысловую отработку замысла текста и коррекцию словесного выражения (вербализации) основной идеи речевого сообщения. Важную роль при этом играет обеспечение тематико-смысловой целостности текста.

Следует помнить, что текст представляет собой объединенную по смыслу последовательность знаковых единиц, предполагающую единовременный охват достаточно большого количества фактов окружающей действительности и поэтому подлежащую обязательной интерпретации со стороны реципиента. По утверждению Т.М. Дридзе, реципиент адекватно интерпретирует текст только в том случае, если основная идея текста истолкована адекватно замыслу автора [11, с. 87].

Однако в интерпретации одного и того же текста разными реципиентами могут наблюдаться расхождения. Особенно это касается художественных текстов, поскольку их содержание «настолько неоднозначно, что можно говорить о множественности содержаний» [12, с. 29]. Читатель, воспринимающий текст, может создать для себя собственную проекцию, которая будет коренным образом отличаться как от проекций текстов других реципиентов, так и от авторской проекции. Таким образом, текст обладает большой степенью «интерпретативно-сти» (то есть допускает варианты интерпретации смыслового содержания слушающим или читающим).

Вариативность восприятия одного и того же текста может объясняться несколькими психологическими причинами, к которым следует отнести особенности мотива-ционной, когнитивной и эмоциональной сфер личности, а также те мотивы и установки, которые побудили человека обратиться к определенному тексту. Немаловажную роль играет и эмоциональный настрой реципиента в момент восприятия текста.

Итак, в психолингвистике текст принято рассматривать в рамках конкретной коммуникативной ситуации, необходимыми компонентами которой являются предмет коммуникации, автор и реципиент. При

этом форма и содержание текстов определяются психологическими особенностями индивидов (реципиентов) - участников коммуникации. Изучение текста в психолингвистическом аспекте позволяет рассматривать

текст как результат речемыслительной деятельности индивида, как способ отражения действительности в сознании с помощью элементов системы языка.

* * *

1. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. : Смысл, 1997. 287 с.

2. Кружилина Т.В. Текст как психолингвистический феномен // Вестник ТвГУ, 2012. № 10, вып. 2. С. 192-199.

3. Валгина Н.С. Теория текста : учебное пособие. М. : Логос, 2003. 250 с.

4. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л. : ЛГУ, 1989. 184 с.

5. Граник Г.Г., Самсонова А.Н. Роль установки в процессе восприятия текста // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 72-73.

6. Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений // Избранные работы по русскому языку. М. : Учпедгиз, 1957. C. 26-45.

7. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом : учебное пособие. М. : Неолит, 2017. 368 с.

8. Залевская А.А. Психологические исследования. Слово. Текст : избранные труды. М. : Гно-зис, 2005. 543 с.

9. Усманова Л.А., Нуруллина Г.М. Семантика наименований природных реалий в этнокультурной проекции языка // Филология и культура. Philology and Culture. 2018. № 1(51). С. 139-144.

10. Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М. : АСТ, 2007.

223 с.

11. Дридзе Т.М., Леонтьев А.А. Смысловое восприятие речевого сообщения. М. : Наука, 1976.

153 с.

12. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе. М. : Тривола, 2000. 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.