Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке второго Мараморош-Сиготского процесса против православных Закарпатья'

К вопросу о подготовке второго Мараморош-Сиготского процесса против православных Закарпатья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВЕНСТВО / CLERGY / ЗАКАРПАТЬЕ / TRANSCARPATHIA / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / РУСИНЫ / СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / TRIAL / RUTHENIANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данилец Юрий Васильевич

В статье проанализирован обвинительный акт против 94 угорских русинов, перешедших в православие в конце первого десятилетия ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning the Preparaton of the Second Máramarossziget-Process against the Greek-Orthodox Believers in Transcarpathia

The article analyses the indictment against ninety four Hungarian Ruthenians, who had converted to the Orthodoxy at the end of the first decade of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке второго Мараморош-Сиготского процесса против православных Закарпатья»

Ю. В. Данилец (Ужгород)

К вопросу о подготовке второго Мараморош-Сиготского процесса против православных Закарпатья

В статье проанализирован обвинительный акт против 94 угорских русинов, перешедших в православие в конце первого десятилетия ХХ в.

Ключевые слова: духовенство, Закарпатье, православие, русины, судебный процесс.

Многовековая история Закарпатья связана с порабощением со стороны сильных соседних государств. Больше тысячи лет земля, которую населяли карпатские русины, находилась в составе Венгерского королевства, позже Австро-Венгрии. Венгерская центральная власть ограничивала права местного населения. В данной статье мы остановимся только на одном из аспектов этой сложной проблемы, на подготовке судебного процесса против русинов, которые решили возвратиться в православие в начале ХХ века.

В Австро-Венгрии действовали законы (МП от 1868 и XMП от 1895 г.), которые позволяли гражданам свободно менять свою религиозную принадлежность. Но на практике, как показал опыт первых лет ХХ века, в монархии это законодательство использовали выборочно. Не останавливаясь подробно на причинах православного движения среди русинов в Австро-Венгрии, перечислим только главные аспекты выхода из церковной унии с Римом: политика денационализации и мадьяризации местного населения со стороны венгерских властей и высшего греко-католического клира, целью которой была полная ассимиляция русинов и превращение их в верных сынов короны св. Стефана (Иштвана); экономическое давление со стороны греко-католического духовенства и местных помещиков; борьба за сохранение восточного обряда и оппозиция латинизации церкви. Все эти причины, и много производных от них, сыграли важную роль в возрождении православия в северо-восточной Венгрии.

Очагами православного движения были села Бехерово Шариш-ской жупы (сегодня Бардеевский округ Словакии), Великие Лучки Бережской и Иза Мараморошской жуп (сегодня Мукачевский и Хустский районы Закарпатской области Украины). Если православное движение в Бехерове властям удалось локализовать, то в других

центрах накануне Первой мировой войны движение вышло из-под контроля администрации и греко-католического епископа. Православные крестьяне делали все возможные шаги, чтобы получить из Сербии священника, но высшее руководство Венгрии запретило патриарху в Белграде выполнить просьбу жителей сел Иза и Великие Лучки1. Понимая, что подавить православное движение как религиозное явление не позволяет законодательство, ему попытались придать политическую окраску.

Против крестьян с. Иза был инициирован судебный процесс в главном городе жупы - Мараморош-Сиготе, к которому было привлечено 19 человек. Согласно обвинительному акту от 15 марта

1904 г., крестьяне нарушили статьи 172 и 173 Уголовного кодекса Венгрии, а именно, выступали против греко-католической церкви и ее духовенства и изменили свою церковную принадлежность по политическим мотивам (измена государству). Свидетели (около 80 человек) на основании слухов уверяли, что подсудимые говорили, будто придет «русский царь и выгонит венгров и евреев и разделит землю между православными крестьянами»2. 30 апреля 1904 г. суд вынес приговор, по которому 12 подсудимых освобождалось из-под стражи. Семь человек суд приговорил за подстрекательство против греко-католической церкви. Обвинения в государственной измене с подсудимых были сняты3.

Первый судебный процесс против православных в Мараморош-Сиготе не только не остановил православное движение в Закарпатье, но, наоборот, способствовал его дальнейшему распространению.

Новый период в истории православного движения связан с именем Александра Ивановича Кабалюка, который родился в 1877 г. в семье лесоруба в горном селе Ясиня (сегодня пгт. Ясиня Раховского района). А. Кабалюк присоединился к православному движению в

1905 г. и через некоторое время стал его лидером (в 2001 г. Кабалюк причислен к лику местночтимых святых Украинской православной церкви)4. Несмотря на пристальный контроль полиции и греко-католического духовенства, православие распространилось на множество сел: Кошелево, Березово, Липча, Нижний Быстрый, Горинчово, Теребля, Крива, Бедевля, Белки, Осой, Ильница, Дулово, Долгое, Заднее, Олешник и др.5

Руководство Мукачевской греко-католической епархии пыталось сначала остановить возвращение в православие миссионерскими методами, но они потерпели фиаско. Тогда эстафета перешла к полиции и военным. В 1912 г. в с. Иза ввели военное положение:

крестьянам запрещалось собираться группами более двух человек и ходить к соседям6. Жандармы требовали от крестьян, чтобы каждый имел при себе удостоверение о том, что он посещает греко-католический храм, которое выдавал местный священник. Если крестьянин не имел такого документа, то его подвергали пыткам и преследованиям. Например, жандармы жестоко избили И. Пасульку, К. Вака-рова, К. Хвуст, А. Пристаю за то, что они отказались давать присягу о возвращении в унию; женщин А. Кадарь и М. Сабов - за попытку отвести детей на православное крещение в Мишкольц; И. Гайду, М. Вакаров, И. Борщ - за проведение богослужения дома раздели и босиком водили по улицам, а В. Вучкана привязали к лошади и волочили по улице. Жандармы в декабре 1912 г. поймали во время молитвы группу молодых девушек, которых раздели догола и держали в реке до самого утра7. Среди них была и будущая игуменья Липчанского и Мукачевского монастырей Параскева (Прокоп). Солдаты разрушили молитвенный дом в центре села и демонтировали православный крест8. В с. Великие Лучки в 1913 г., по приказу мукачевского окружного начальника, также разрушили православный крест и закрыли

" 9

молитвенный дом9.

Когда распространение православия не удалось остановить штрафами и поборами, Министерство внутренних дел отправило в Мара-морош-Сигот советника Горнера, которому поручили подавить православное движение. На территории Угорской Руси начали действовать тайные агенты, провокаторы, детективы, финансируемые правительством. Полиция провела несколько рейдов в селах Иза, Кошелево, Липча, Нанково, Горинчево, Нижний Быстрый, Теребля, Дулово, Нересница, Тернова, Великий Бычков, Рахов, Великие Лучки, во время которых было арестовано 188 человек10. Арестованных содержали в жупанатских и окружных тюрьмах, где над ними издевались и выбивали признания с помощью пыток. Начало суда все время переносилось. В конце концов, на совещании в Будапеште приняли решение начать суд в конце декабря 1913 г. в Мараморош-Сиготе.

О беспочвенности обвинения и жестоком обращении с заключенными писала львовская москвофильская газета «Русское слово»: «Венгры не имеют никакого милосердия и страшно преследуют те славянские народы, которые живут в Венгрии. За что собственно будут судить русских людей, никто не знает. Вероятно за то, что они не отреклись от своей народности, веры и церкви и были русскими патриотами. Жертвы этого венгерского суда будут новым украшением геройского подвига русского народа»11.

23 июля 1913 г. мараморош-сиготский королевский прокурор др. Андор Иллейш опубликовал обвинительный акт против «Александра Кабалюка и его соучастников в разжигании религиозной вражды». Один из экземпляров этого документа был обнаружен нами в фондах Австрийского государственного архива в Вене12. Изначально к следствию было привлечено 188 человек, которых обвинили в преступлениях по нескольким статьям венгерского уголовного кодекса (далее УК), в частности по статьям § 172 - подстрекательство к нарушению закона и § 173 УК - разжигание религиозной и национальной вражды и ненависти. После изучения материалов следствия прокурор сократил количество обвиненных до 94 человек. Прекращение производства мотивировалось недостаточностью доказательств, категорическим отказом некоторых заключенных от предъявленных обвинений.

После перечисления имен обвиняемых и тех, с кого прокурор снял все обвинения, в документе указаны улики, которые следствию надлежало изъять и уничтожить. Вину крестьян доказывали с помощью - «Библии» киевского издания, книги Алексия Товта «Где искать правду», «Жития святых апостолов» московского издания, «Молитв в честь Пресвятой Богородицы» почаевского издания, «Молитвенников» московского и киевского изданий, «Псалмов» киевского издания, «Псалтырей» московского, киевского и петербургского издания, листовки «Слово православным христианам о календаре старом и новом», газет «Русская правда», «Русское слово», журнала «Вера и Церковь», книг российского графа Владимира Бобринского, репродукций с видами Киева, Одессы, Афона, портрета архимандрита Паисия Величковского и т. д. (л. 82).

Интересным для исследователя является раздел акта обвинения, который называется «Мотивы». В нем прокурор А. Иллейш изложил историю православного движения в Угорской Руси. Он утверждал, что первые проявления движения были в селе Иза и начались они с действий панслависта, греко-католического священника Иоанна Раковского. Из его библиотеки в руки русинского населения попали книги, направленные против греко-католической церкви и венгерского государства. В с. Великие Лучки одним из проповедников православия был Юрий Рубиш, который распространял присланную из Америки книгу Товта «Где искать правду».

В процессе распространения движения, по словам прокурора, отмечалось нарушение правопорядка и государственного права. В 1904 г. в Мараморошском королевском суде, а в 1905 г. в Берегов-

ском королевском суде проводились процессы по делам лидеров движения сел Иза и Великие Лучки, обвиненных в подстрекательстве и разжигании национальной и религиозной вражды. Направлены они были против распространения недовольства проведением церковных служб греко-католическими священниками. В судебных процессах среди обвиняемых лидеров движения прокурор называл Максима Плиску, Акима Вакарова, Василия Кеминь и др. жителей с. Иза, которые были осуждены решением Мараморошского королевского суда № 4918/1906, решением Дебреценского апелляционного суда № 1643/1905 и судебной курией под № 4908/1906 за совершение преступления против греко-католической церкви и конституции государства. Они были признаны виновными в подстрекательстве и разжигании национальной и религиозной вражды и были приговорены к одному году и 6 месяцам лишения свободы, а также денежному взысканию в размере 180 крон.

Ю. Рубиша, И. Федака и В. Балога, жителей сел Великие Лучки, Бережский королевский суд признал виновными приговором № 6061-905 в подстрекательстве и разжигании вражды и назначил срок лишения свободы один год и 2 месяца, а также 200 и 50 крон денежного взыскания. Но решением апелляционного суда они были признаны невиновными. После оглашения приговора в 1906-1910 гг., Рубиш, Федак и Балог сосредоточились на организации прихода сербской православной церкви.

Прокурор утверждал, что переход в православную церковь русинских греко-католиков в Бережской, Мараморошской и Угочан-ской жупах организовывали, направляли и финансировали панславистские деятели, внуки Адольфа Добрянского, - братья Геровские: Роман, Георгий, Алексей, австрийские подданные, жители г. Черновцы. Братья Геровские сотрудничали с графом Владимиром Бобрин-ским - председателем «Галицко-русского общества», членом Думы, с монахами Афонского, Киевского, Московского, Петербургского, Одесского, Яблочинского и Холмского монастырей, епископами: Ев-логием - Холмским и Антонием - Житомирским. Также оказывали помощь для организации обучения русинской молодежи в России в Холмском и Яблочинском монастырях. В документе приводится информация, что из с. Иза в монастырь были отправлены М. Мачка, Ю. Галас, В. Кеминь, А. Кус, М. Вакаров, из с. Чингава - И. Бровди, из с. Нижний Быстрый - Ю. Россоха. В Леснинский монастырь были отправлены две девушки: сестра А. Кабалюка - Василиса и София Фицай.

В распоряжении следствия были сведения, которые доказывали, что в селах Мараморощины, где распространялось православие, были конфискованы русские деньги: у И. Бабинец - копейки, а у обвиняемых И. Желтвая и А. Изая - рубли, переданные греко-католическим священником. Корчмарь из с. Дулово Хайм Рутнер передал в полицию рубль, полученный от крестьян. К В. Волощуку, жителю с. Нанково, рубль попал от корчмаря Вильмоша Вейса.

Далее прокурор проанализировал содержание периодических и богословских изданий, конфискованных у подсудимых. Например, из листовки «Слово православным христианам о календаре старом и новом» А. Иллейш приводил следующие строки: «Попы хорошо знают о своих грехах, и беда лишь в том, что они очень любят деньги, и за выгоду и за деньги от них можно получить все»; «Венгры хотят испортить русскую нацию, они хотят ее мадьяризовать, поэтому портят и церковь»; «Школы портят, чтобы дети учились только на венгерском языке, и чтобы забыли родной язык. Учителя, попы и епископы - все купленные за деньги, все они служат не Богу»; «Введение нового календаря - лишь инструмент, которым евреи и венгры хотят уничтожить русскую нацию». Из молитвословов следователями были выписаны молитвы за русского царя, государство и армию (л. 82об.-86). Отдельно в документе представлены выдержки из книг Алексия Товта и Владимира Бобринского (л. 86-88).

В рамках статьи мы хотели бы, основываясь на документах австрийского архива, кратко представить не столько известные биографии лидеров православного движения, сколько судьбы менее именитых борцов за православие в Закарпатье.

Первым в списке обвинения был Александр Кабалюк (иеромонах Алексий), который во время следствия находился в США. Прокурор указывал, что Кабалюк, бывший поденщиком на разных лесных работах и посещавший различные храмовые праздники, при финансовой поддержке Алексея Геровского получил возможность побывать в православных монастырях России, Иерусалима и Афона. Вернувшись оттуда как православный монах, по поручению графа Владимира Бобринского и братьев Геровских он начал работу по распространению православной веры среди населения сел Марамо-рошской, Угочанской и Бережской жуп. Вступил в связь с руководителями православного движения в селах Иза и Великие Лучки. Кроме того, на храмовых праздниках в Марияповчи, Биксаде, Бороняве, Великих Комятах общался с глубоко религиозными и доверчивыми лицами, жителями вышеназванных комитатов, которых он привле-

кал к агитации за православную церковь и к распространению агитационных листовок, церковных книг, политических газет, привезенных из России (л. 83).

Вернувшись из поездки в Иерусалим и Россию, в одежде гали-цийского еврея он посещал своих сторонников и агитировал за распространение русских национальных идей и создание Русской православной церкви, обещая крестьянам финансовую поддержку из России. Отдельное внимание он уделял жителям сел Великие Лучки и Иза, которые уже вышли из состава греко-католической церкви для создания православной общины.

В 1911-1912 гг. в селах Великие Лучки и Иза Кабалюк проводил обряды и богослужения в организованных для него верующими молитвенных домах. Освящал установленные Андреевские кресты как символ России. В 1912 г. в селах Иза, Теребля, Дулово, Липча, Хуст, Березово, Кошелево организовывал тайные собрания крестьян, на которых агитировал против греко-католической церкви и венгерских государственных учреждений, зачитывал печатные издания, привезенные из Черновцов, Америки и России, пропагандировал русскую национальную идею. Распространял среди населения православные молитвенники и обрядовые книги.

В вину Кабалюку также ставилось то, что он организовал принятие на обучение в Яблочинский монастырь юношей из Угорской Руси и получил для обустройства домашней часовни в с. Ясиня церковную литературу и ритуальные принадлежности. Причастность к преступлению подтверждалась также фактом, что Кабалюк с разрешения Хустского окружного начальника проводил в с. Иза православное богослужение и распространял статьи, опубликованные в черновицких газетах «Вера и Церковь», «Русская правда», газетах «Новое время» и «Свет», изданных в Петербурге, которые описывали деятельность греко-католической церкви в невыгодном свете. По словам прокурора, приоритеты в статьях были расставлены так, чтобы породить ненависть к венгерскому правительству не только на территории Венгрии, но и за рубежом (л. 88об.).

Следствие считало, что Кабалюк получал от графа Бобринского за православную агитацию деньги, мотивируя обвинение показаниями свидетелей и протоколом старосты с. Ясиня. В этом документе зафиксировано, что Кабалюк жил на средства, которые получал как поденщик, а с 1905 г. он не работал, а только занимался распространением православной веры. «И если он и был одарен подаяниями верующих на территории Бережского, Угочанского и Мараморошского

комитата, то явно сумма подаяний не покрывала его поездки и то, что деятельность своих соучастников он тоже должен был как-то вознаграждать».

Отдельные свидетели дали показания, что Кабалюк на храмовом празднике в Сучаве и в домах крестьян в селах Белки, Ильница, Осой проводил православные обряды и выступал с речами. В обращениях к верующим разжигал ненависть к греко-католической церкви и унижал греко-католическое духовенство. При этом превозносил русских православных священников и монахов и их религиозные идеи. «Заявил, что как только все перейдут в православную веру, всем станет лучше жить, потому что глава православной церкви - русский царь, и также отмечал, что это нужно и для того, чтобы часть Венгрии, населенная православными русскими верующими, отошла в состав России под власть русского царя».

Доказательствами обвинения против Кабалюка стали его переписка с крестьянами и русскими монахами, церковные атрибуты, обрядовые и молитвенные книги, газеты и брошюры (л. 88об.).

Одной из ключевых фигур обвинения был уроженец и житель с. Ясиня, 47-летний Юрий Воробчук. С 25 ноября 1912 г. он находился в следственном изоляторе (л. 76). Кроме обвинения по § 172-173 УК Воробчука обвиняли также по § 470 УК - попытка дачи взятки. 2 июня 1912 г. в здании венгерской королевской пограничной службы в с. Ясиня он предложил 200 крон пограничнику за уничтожение или возвращение ему конфискованных писем. «Действия Юрия Во-робчука подтверждаются его собственным признанием, показаниями обвиняемых и свидетелей» (л. 88об.). Прокурор утверждал, что Воробчук и Кабалюк находились в сговоре с братьями Геровскими с целью распространения православной веры и организации православной церкви. Они распространяли среди населения агитационные печатные издания: «Русскую правду», «Веру и Церковь», листовку «Слово православным христианам о календаре старом и новом».

Преступные действия Воробчука, по мнению прокурора, подтверждались изъятыми у него печатными изданиями из Киева, Москвы и Петербурга. Книги содержали молитвы за русского царя, царскую династию, армию и Российскую империю; большое количество агитационных листовок; письма; квитанции, изъятые в Братислав-ской дирекции почты, подтверждающие пересылку книг и денег, отправленных из Черновцов и России. Документы свидетельствовали о получении денежных средств в размере 1700-1800 крон (л. 88об.).

Среди обвиняемых был и состоятельный житель г. Хуст, 56-лет-

ний Михаил Палканинец. В следственном изоляторе он находился с 23 ноября 1912 г. Выдвинутые против него обвинения отвергал, вины не признавал. Сообщал, что знал Кабалюка и присутствовал в частном доме в Хусте, где священник принимал православных из с. Иза и других населенных пунктов. Получил русские церковные книги, по которым там и молились.

Согласно показаниям свидетелей, Палканинец не только имел хорошие отношения с Кабалюком, но и проводил активную деятельность для организации православной церкви. Она проявилась в содействии организации в с. Иза православной общины, распространении печатных изданий и агитации за присоединение к Российской империи. Палканинец предложил для обустройства тайного молитвенного дома свое помещение, которое стало центром встреч заинтересованных в возвращении в православие.

Следствие установило, что в 1912 г. в одном из домов он говорил присутствующим: «Переходите в православную веру, не будьте папистами: мы - русскими были и останемся ими... Помощь придет из России, для того чтобы помочь русским, проживающим на территории Венгрии, попасть под власть русского царя». Зачитывал статьи из журнала «Вера и Церковь» и православные молитвы. Также в доме Палканинца были найдены и конфискованы книги московского и петербургского издания и несколько экземпляров первого номера журнала «Вера и Церковь» (л. 89).

Под судом оказался также солдат Ужгородской королевской 66-й пехотной дивизии, 21-летний Дмитрий Петровций, уроженец и житель села Осой. В жилище его отца, также Дмитрия, который проходил на суде сначала обвиняемым, а позже свидетелем, действовал молитвенный дом. Младший Петровций свою вину признавал частично. Однако свидетели подтвердили его связь с Кабалюком и братьями Геровскими с целью распространения православия и организации православной церкви. В обвинительном акте, без пояснения, указано, что он исполнял «специфические поручения Кабалю-ка». По показаниям свидетелей, он распространял печатные издания агитационного и подстрекательского содержания. Доказательствами против него служили печатные издания, изъятые в доме его родителей, а также письма, отправленные Дмитрию Андришко.

Летом 1912 г. Петровций собирал более 7 человек, перед которыми зачитывал статьи из журнала. «Теперь турецкий император и еще один император начинают войну, после которой будет война еще больше, потому что московский царь обижается на нашего импера-

тора и займет от него земли до Белой Тисы, на которой проживают русины. Надо переходить в православную веру, которая тогда станет господствующей» (л. 90).

С 26 ноября 1912 г. в следственном изоляторе находился 56-летний житель с. Микуловцы Илья Пирчак. В отличие от других подсудимых Пирчак был интеллигентом, работал помощником адвоката в Мукачеве. Следствие владело информацией о том, что он вместе с Иваном Газием обращался к Священному Синоду Сербской православной церкви с просьбой прислать православного священника в с. Великие Лучки. Пирчака обвиняли в том, что он в своих статьях, печатавшихся в газетах «Русская правда», «Вера и Церковь», «Прикарпатская Русь», освещал деятельность Кабалюка и развитие православного движения в русинских селах. Поддерживал контакты в России (в протоколах упоминается фамилия Вознесенский), получал оттуда средства и печатную продукцию. Имел тесные связи с лидерами православного движения: Кабалюком, Палканинцем, Газием. Распространял среди жителей с. Великие Лучки упоминаемые издания, при этом говорил, что необходимость перехода в православие является важным для того, чтобы населенные русинами территории Венгрии перешли под власть русского царя. Илья Пирчак все обвинения категорически отрицал (л. 90).

В списке подсудимых находим пять крестьянок: Елену Глушканюк, Марию Мускур, Василису Фицай, Марию Биров и Анну Божук.

Крестьянок обвиняли в распространении печатных изданий, связях с лидерами православного движения, агитации за вступление девушек в русские монастыри. Следствие установило, что в доме Марии Биров (до замужества Сочка) неоднократно проводились тайные собрания. На одном из собраний говорили: «Греко-католическая вера плохая, потому что ее глава - римский папа; нам, русским, нужна такая вера, как русская вера, потому что мы русские...» (л. 93).

Лидером православного движения на Тячевщине был Юрий Чо-пик. В акте обвинения прокурор уделил значительное внимание его деятельности. С 26 ноября 1912 г. по 2 апреля 1913 г. Чопик находился под следствием. Прокурор доказывал вину подсудимого сразу по нескольким эпизодам: связь с Геровскими и Кабалюком; пропаганда в Теребле и окрестностях идей перехода под власть русского царя; распространение печатных изданий; агитация против греко-католической церкви, ее священников и руководства венгерского государства; выступление против объединения календарей. Все эти обвинения прокуратура подтверждала показаниями свидетелей и веще-

ственными уликами. У Чопика изъяли книги, полученные от братьев Геровских с целью распространения (л. 91).

В январе-феврале 1912 г. в частных домах жителей с. Теребля Ю. Чопик проводил тайные собрания крестьян, где агитировал за переход в православие. За эти действия он был наказан Тячевским окружным судом. Факт агитации против греко-католической церкви прокурор доказывал показаниями «надежных свидетелей»: местного униатского священника Александра Кимака и корчмаря-еврея Акоша Гомичко. Последний утверждал, что Чопик во время собрания говорил: «Если 600 человек подпишутся и их подписи будут отосланы русскому царю, который впоследствии придет с войском, то они получат земли, изъятые от изгнанных помещиков и евреев» (л. 91об.).

Среди обвиняемых, с которых накануне процесса сняли подозрение, был сын греко-католического священника Степана Ба-чинского из села Ясиня - Юлий, адвокат из Тренчина Владимир Гомичко, православный священник из Мишкольца Аурел Мотин и др. Интересны доводы прекращения судопроизводства. По поводу Юлия Бачинского прокурор указывал, что тот свою вину не признает и отрицает связь с Александром Кабалюком и братьями Геровскими (л. 101). Бачинский признавал, что в 1905 г. Алексей Геровский посетил его отца в с. Ясиня и встречался с Кабалюком. Признавал также, что ездил в Черновцы по приглашению Геров-ского. Получал для чтения русские книги, а осенью 1912 г. организовал своему родственнику Арнольду Дулишковичу, раскрытому как шпиону венгерской полиции, встречу с графом В. Бобрин-ским (л. 101об.).

Анализируя улики и показания свидетелей о деятельности В. Го-мичко, прокурор указывал, что адвокат поддерживал связь с братьями Геровскими, хранил книги антигосударственного содержания, письма и газеты, в которых большое внимание уделялось вопросу возрождения православия в селах Иза и Великие Лучки. А. Ил-лейш вынужден был признать, что у следствия недостаточно доказательств по поводу того, что конфискованные у Гомичко печатные издания были получены незаконным путем и что он их использовал с целью подстрекательства против греко-католической церкви, папства и венгерского государства, как недостаточно доказательств по поводу того, что он проводил беседы, чтения и распространение печатных изданий (л. 101об.).

Уголовное дело против А. Мотина было возбуждено на основании информации о том, что он поддерживал связи с жителями с. Иза

и предоставил в 1912 г. официальное разрешение Кабалюку на проведение православных богослужений. Священник отверг обвинения в том, что он якобы выступал против венгерского государства, греко-католической церкви и папства. Отрицал факт агитации среди крестьян сел Иза и Великие Лучки за переход в православие (л. 101об.).

Таким образом, перед судом в Мараморош-Сиготе, который начал свою работу 29 декабря 1914 г., предстало 94 обвиняемых, которым вменили в вину серьезные преступления против государства. Простых закарпатских крестьян обвинили в деятельности, следствием которой должно было стать включение земель, населенных угорскими русинами, в состав Российской империи. Кроме того, их решили судить за разжигание религиозной и национальной вражды, агитацию против греко-католической церкви, которая была послушным исполнителем воли венгерских правителей. Судебный процесс закончился 3 марта 1914 г. 32 человека были приговорены к разным срокам заключения. Ход процесса подробно освещался тогдашними газетами и журналами всего мира. Процесс не выполнил возложенных на него надежд, православное движение не удалось остановить.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Геровский А. Иза и Сиготский процесс // http://www.ukrstor.com/ ukrstor/gerowskij _iza. htm

2 Гонеше св. npaBO^aBiH в Угорщиш // Православная Буковина. Черновцы. 1904. 14 мая. С. 2.

3 Судейский приговор // Неделя. Ужгород. 1904. 8 мая. С. 301.

4 Данилець Ю. Обраний Божим Провидшням. Життепис преподобного Олекая Карпаторуського сповщника. Чершвщ, 2013. C. 10.

5 Данилець Ю. Православна церква на Закарпатп у першш половиш ХХ ст. Ужгород, 2009. C. 62.

6 Бескидский. Как мадьярское правительство и униаты подготовляли Марморошский процесс // Православный Русский Календарь. Ла-домирово, 1930. С. 59.

7 Аверкий (Таушев), архиепископ. Кончина Игуменш Параскевы // Православная Русь. Джорданвилль. 1967. № 10. С. 4.

8 Письмо из Угорской Руси // Русская Правда. Черновцы. 1913. 28 февр. С. 5-6.

9 Бескидский. Как мадьярское правительство и униаты подготовляли Марморошский процесс. С. 59.

10 Что дiется на Угорщиш // Русская Правда. Черновцы. 1913. 18 апр. С. 4.

11 Под мадярским ярмом // Русское Слово. Львов. 1913. 3 окт. С. 2.

12 Österreichisches Staatsarchiv - HHStA Kabinettsarchiv, Geheimakten 27 (alt 29, 30), Politisches 1913, fol. 75-104. Далее ссылки на листы данного дела приводятся в тексте в круглых скобках.

Danilets Yu. V.

Concerning the Preparaton of the Second Maramarossziget-Process against the Greek-Orthodox Believers in Trans-Carpathia

The article analyses the indictment against ninety four Hungarian Ruthenians, who had converted to the Orthodoxy at the end of the first decade of the twentieth century.

Keywords: clergy, Orthodoxy, Ruthenians, Transcarpathia, trial.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.