ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 94(47)
С.Г. Суляк
РУСИНЫ: ИЗ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ
Анализируется борьба русского населения Карпатской Руси (русинов), оказавшихся под властью католических королевств Польши и Венгрии, с насаждением унии. Большую поддержку в сохранении православия на землях Подкарпатской (Угорской) и Г алицкой Руси оказывало волошско-русское (русинское) Молдавское княжество. Несмотря на навязанную унию, население Карпатской Руси стремилось возвратиться к вере предков. Попытки порвать с унией начались во второй половине XIX в. В начале XX в. случаи перехода в православие стали массовыми, что вызвало репрессии со стороны австро-венгерских властей.
Ключевые слова: русины, Карпатская Русь, Молдавское княжество, православие, уния.
Во второй половине XIV в. обостряется борьба за «галицкое наследство» между Польшей, Литвой и Венгрией. К концу XIV в. земли Юго-Западной Руси оказались в составе Польского королевства (Галичина) и Литвы (Волынь). Подкарпатская Русь окончательно вошла в состав Венгерского королевства раньше - в XIII в.
В период усиления агрессии католических Венгрии и Польши против Юго-Западной Руси возникает православное Молдавское княжество (1359). Оно было создано волохами и русинами1 по древнерусским образцам. Буковина - регион компактного расселения русинов - стала ядром княжества [19. С. 32, 33]. Полиэтничное Молдавское княжество (русины составляли во второй половине XIV в. 40% населения страны), где русский (русинский) язык был официальным языком до начала XVIII в., а богослужение велось на церковнославянском языке, долгое время служило оплотом православия в Карпатской Руси [18. С. 54-56, 59, 60]. Первое время молдавских православных епископов назначал галицкий митрополит. Позже Молдавская православная церковь подчиняется константинопольскому патриарху, временами - Орхидской автокефальной архиепископии [2. С. 7].
Население Галичины и Подкарпатья в составе католических Польши и Венгрии испытывало национальный и религиозный гнет. «Осваивая» новые земли, польские и венгерские власти поселяли колонистов, в том числе и немцев, открывали католические приходы. Предпринимались военные походы против православных. Так, в 1332 и 1334 гг. венгерский король Карл I Роберт выступал со своими войсками против волохов и русинов в Марамороше [4. С. 380]2.
Поляки, захватив Галицкое княжество, назвали его воеводством Русским. Хотя польские короли обещали соблюдать права русского православного населения, на самом деле русское православное дворянство было ограничено в привилегиях, а православное духовенство было обложено налогами наравне с другими жителями в отличие от римско-католических священников [4. С. 356]. В городах и селах стали строится костелы [4. С. 367, 377]. В 1569 г. состоялось объединение Польши и Великого княжества Литовского и Русского в единое государство Речь Посполитую (Люблинская уния). В 1596 г. большинство православных иерархов Западной Руси заключили Брестскую унию. Гедеон Балабан, епископ Львовский и Михаил Копыстенский, епископ Перемышльский, видя решимость православного духовенства и большинства приехавших на собор мирян отстоять православие, организовали особый собор под председательством Никифора, экзарха константинопольского патриарха3. Православный собор в Бресте шел одновременно с униатским собором и 9 октября 1596 г. предал анафеме владык, изменивших православию и принявших унию. Несмотря на это, польский король Сигизмунд III утвердил определение униатского собора [3. С. 147, 148].
В 1614 г. была предпринята попытка ввести унию на Подкарпатской Руси. Но толпа православных разогнала собрание более 50 священников. В Ужгороде уния была осуществлена в 1646 г. 63 священниками Мукачевской епархии. Мараморош, где существовала отдельная епархия с центром в Угле,
1 Русин - самоназвание населения Древней Руси, производное от Русь, к середине XIX в. осталось широко распространенным среди населения Карпатской Руси, второй этноним - руснак.
2 Мараморош - комитат (жупа) в северо-восточной части Венгерского королевства, сегодня 3/5 территории находится в Закарпатской области Украины, 2/5 - в Румынии.
3 Архидиакон Никифор Кантакузен - экзарх Вселенского патриарха (|1599) канонизирован Синодом Белорусской православной церкви в 2002 г.
присоединился к унии только в 1721 г. [13. С. 360]. Последние православные епископы Мараморош-ские Иосиф Стойка и Досифей Феодорович были хиротонисаны митрополитом Сочавским и всея Молдавии [11. С. 61, 62].
Среди народа униатская вера продолжала называться «руськой», большинство священнослужителей и мирян продолжали сохранять восточный обряд, сопротивляясь латинизации. Большую поддержку православию в Карпатской Руси оказывали молдавские господари и бояре, жертвуя значительные суммы церквам и ставропигиальному братству. Позже значительная помощь поступала от российских самодержцев и Московской патриархии.
Как население в то время относилось к унии свидетельствует письмо Ягерского епископа Бара-ковци (1751): «Предки этих русских и румын приняли унию, как я убедился по визитации церквей, по большей части только по имени. Схизматические обряды, схизматические воззрения, схизматическая мораль господствует у них... Все это от того, что они пользуются преимущественно московскими церковными книгами» [11. С. 80].
В 1772 г. произошел первый раздел Польши. Галичина была присоединена к Австрии, два ее округа - Тарнопольский и Скалатский отошли к России. Все население округов поголовно перешло в православие. В 1815 г. по Венскому трактату эти округа отошли к Австрии и их православное население (около 1 млн. чел.) было насильственно обращено в унию [1. С. 17]. В 1840 г. началось воссоединение униатов Холмщины, входившей в то время в Царство Польское (Холм - столица Г алицкого княжества во времена Даниила Галицкого). В 1875 г. 245 униатских приходов и 200 священников присоединилось к православной Церкви [9. С. 362]. Эти случаи показывают, что при отсутствии прессинга со стороны польских, венгерских, австрийских властей и католических кругов униатские священники и миряне добровольно порывали с унией.
Введение унии и попытки проникновения ее на Буковину (север Молдавского княжества) привели к усилению молдавского элемента в крае. Местное русинское население, сохраняя верность «старой вере», стало называть православную веру молдавской. Это обстоятельство постепенно вело к утрате русинской идентичности [10. С. 288, 289].
К середине XIX в. большая часть земель4, населенных русинами (не менее 4 млн. чел.), оказалась в составе Австрийской империи. В составе Российской империи оказались Бессарабская губерния (1812 г., более 250 тыс. русинов) и Холмщина (с 1815 г. в составе Царства Польского) [17. С. 8]. К тому времени дворянство в большинстве своем давно отказалось от своей национальности и веры, русинами оставались холопы и униатские священники на Подкарпатской Руси и Галичине, мужики (здесь не было крепостного права) и православные священники на Буковине. Хотя вхождение в состав Австрии несколько упорядочило отношения между помещиками и крестьянами, дало последним личную свободу и избавило от многих тяжких повинностей, религиозный и национальный гнет продолжался. На православной Буковине австрийское правительство, согласно «Духовному регламенту» (1786) императора Иосифа II, изъяло земельную собственность и иные ценности православной церкви и создало подчиненный правительству общий епархиальный фонд. На основании этого же регламента упразднялись иноческие обители [6. С. 10, 11]. Австрийские власти потворствовали политике румынизации местного русинского населения с помощью церкви. Несмотря на то что из 500 православных приходов свыше 350 были русинскими, большинство священников были румынами. Они вели богослужение на румынском языке и зачастую забывали свое предназначение, сеяли межнациональную рознь [6. С. 48]. Также власти поддерживали украинских националистов, которые враждебно относились к православной церкви.
Во второй половине XIX в. начинается Первое русинское Возрождение. В Галичине, Буковине, Подкарпатской Руси создаются русинские политические и общественные организации, издаются журналы, газеты. Русинское Возрождение изначально воспринималось как возврат к общерусской культуре, русскому литературному языку. Немалую роль в русинском Возрождении сыграли священники А.В. Духнович, И.И. Раковский (Подкарпатская Русь), А.И. Петрушевич, И.Н. Гушалевич, Я.Ф. Головацкий, И.Г. Наумович (Галичина), К.Д. Богатырец (Буковина) и другие.
В начале 60-х гг. XIX в. начинается «обрядовое движение», лидером которого стал о. Иоанн Наумович. Целью движения было очищение обряда униатской церкви от позднейших католических
4 В 1772 г. - Восточная Галичина, в 1814-1815 гг. - Западная Галичина, в 1774 г. - большая часть Буковины, Под-карпатская (Угорская) Русь. С 1687 г. Венгрия в составе Австрии, в 1867 г. создана Австро-Венгерская империя.
наслоений и искажений, которые возникли в результате прямого католического нажима и бесправия униатского духовенства. Хотя при заключении унии неизменность обряда строго оговаривалась. Православных церквей в Галичине к тому времени уже не осталось, попытки вернуться в православие решительно пресекались властями. Однако богослужение в униатских церквях велось по книгам, изданным в России, или по львовским изданиям времен православия. Тысячи галицких крестьян ходили на богомолье в Сучаву (Буковина), Почаев и Киев [12. С. 73]. Поэтому «обрядовое движение» рассматривалось его инициаторами как легальное восстановление православного обряда в рамках униатской церкви. Успех движения и его массовость вызвали резкий отпор в католических кругах и новый униатский митрополит вскоре его прикрыл [11. С. 51-53]. Движение за возвращение к православному обряду началось и в Подкарпатской Руси, вначале в Мукачевской епархии (Подкарпатская Русь) [14. С. 386].
Переход жителей села Гнилички Збаражского повета (Галичина) инициировал судебный процесс. В конце января 1882 г. австрийское правительство арестовало двух крестьян, а также наиболее видных деятелей русинского движения А.И. Добрянского, его дочь О. Грабарь, о. Иоанна Наумовича, его сына Владимира, о. Николая Огоновского и других. Несмотря на то что православие в Австрии не было запрещено и являлось господствующей религией на Буковине и Сербской Воеводине, арестованным предъявили обвинение в государственной измене. После семинедельного разбирательства четырех обвиняемых приговорили к различным срокам заключения - от трех до восьми месяцев.
О. Иоанн Наумович был приговорен к восьми месяцам тюрьмы [15. С. 312, 313].
На начало XX в. приходятся наиболее трагические страницы борьбы русинов, находившихся в составе Австро-Венгрии, за сохранение своей этничности и переход в «старую веру» - православие. С конца XIX в. австро-венгерские власти начинают активно поддерживать украинское антирусское меньшинство (в то время термин «украинец» носил скорее национально-политический характер) [12. С. 8.] и открыто подавлять русинское движение. С 1909 г. начинается волна арестов на Буковине. В мае 1910 г. австрийские власти с подачи украинских националистов закрывают почти все русинские организации на Буковине, обвинив их в государственной измене и политической деятельности, в том числе «Русско-православный народный дом», «Русско-православный детский приют», «Русско-православную читальню», русинские бурсы в Черновцах и Серете [16. С. 47]. Несмотря на репрессии, по данным австрийских властей в 1913 г., 20% всех священников в Восточной Буковине продолжали поддерживать общерусское движение [8. С. 406].
С 1903 г. начинается массовый переход русинов Угорской (Подкарпатской) и Галицкой Руси в православие. Немало священников, приезжая в Россию, принимало православие, также православные юноши Угорской и Галицкой Руси готовились к принятию духовного звания в русских монастырях, в частности в Почаевском и Свято-Онуфриевском [14. С. 443]. Духовными лидерами стали православные священники Алексий Кабалюк (Угорская Русь) и Максим Сандович (Галицкая Русь). В 1994 г. Польская автокефальная православная церковь причислила священномученика Максима (Сандовича) к лику святых, в 1996 г. он был канонизирован РПЦЗ. В 2001 г. схиархимандрит Алексий Карпато-русский (Кабалюк) канонизирован УПЦ Московского патриархата.
В начале 1904 г. в Угорской Руси начался Первый Мараморош-Сигетский процесс против жителей подкарпатского села Изы (недалеко от Хуста). Их обвинили в том, что они молятся за русского царя и подстрекают народ против униатской веры. 7 крестьян были приговорены к срокам заключения от девяти дней до 14 месяцев и крупным денежным штрафам [14. С. 441].
29 декабря 1913 г. начался Второй Мараморош-Сигетский процесс. Первоначально к суду привлекли 189 человек, преимущественно крестьян сел Изы (с. Изы в начале XX в. дало более 160 православных монахов и монахинь) и Великие Лучки (близ Мукачева). Во время ареста и заключения крестьяне подвергались издевательствам и избиениям со стороны венгерских жандармов. Впоследствии прокурор уменьшил число обвиняемых до 94 крестьян, обвинив их в подстрекательстве против мадьярского народа, греко-католического вероисповедания и духовенства, в нарушении законов. 3 марта 1914 г. был вынесен приговор 32 обвиняемым. Их приговорили в общей сложности к 39,5 годам тюрьмы [5. С. 3].
Массовый переход в православие русинских сел на Лемковщине (лемки - одна из этнографических групп русинов, проживающая в Западной Галиции), в Сокальщине и Коломыйщине (Восточная Галиция) тоже вызвал репрессии со стороны австро-венгерских властей. 17 марта 1911 г. были арестованы два православных священника Игнатий Гудима и Максим Сандович, а также Семен Юрье-
вич Бендасюк и студент-юрист Василий Андреевич Колдра. Их держали в тюрьме два с половиной года, не предъявляя обвинений. Перед самой войной во Львове начался процесс о «государственной измене» и «шпионаже». Подсудимые были оправданы присяжными заседателями, несмотря на давление со стороны судьи [12. С. 104].
С началом Первой мировой войны в Австро-Венгрии были закрыты практически все русинские организации. Австро-венгерские власти создали для русинов первые в Европе концлагеря Талергоф и Терезин. Через Талергоф прошли не менее 20 000 русских галичан и буковинцев. Немало человек казнили без суда и следствия. В 1915 и 1916-1917 гг. в Вене прошло два политических процесса, на которых обвинялась сама идея единства русского народа и русского литературного языка. На скамье подсудимых оказались депутаты австрийского парламента, священники, интеллигенты, крестьяне. Большинство обвиняемых (среди них Д. Марков, В. Курылович, К. Богатырец, И. Цурканович) были приговорены к смерти. Впоследствии смертную казнь заменили на пожизненное заключение, а весной 1917 г. заключенных амнистировали [16. С. 46-65; 20. С. 69-75]. В 20-е гг. XX в. начинается Второе русинское Возрождение. Воссоздаются и открываются новые русинские организации, ширится движение за возвращение к православию.
В условиях демократической Чехословакии, в третьем субъекте федерации - автономном крае Подкарпатская Русь начинается процесс возвращения к православию. К 1936 г. в Подкарпатской Руси было зарегистрировано 140 тыс. православных. К этому же времени было построено 127 новых церквей, так как при переходе в православие верующие теряли право на униатские храмы и их церковное имущество [7. С. 96].
С 1926 г. в Галичине, которая после войны вошла в состав Польши, начинается переход лем-ковских сел в православие. Движение проходило в условиях польского националистического гнета и активного противодействия со стороны украинских националистов. К 1929 г. треть всех лемков приняла православие. В 1928 г. подобный процесс начался в Восточной Галичине [12].
Из-за тяжелого экономического положения многие русины (в основном русины-лемки из Гали-чины, русины из Угорской Руси и австрийской части Буковины) со второй половины XIX в. вынуждены были эмигрировать в Америку. К концу XIX в. в США проживало не менее 200 тыс. русинов. В Канаде к концу Первой мировой войны было около 170 тыс. русинов, в основном из Галичины и Буковины. Многие угорские и галицкие русины возвратились в православие. 25 марта 1891 г. в православную веру перешел первый карпато-русский униатский приход в Миннеаполисе (США), возглавляемый о. Алексием Товтом и насчитывавший 405 человек. Уже в 30-е годы XX в. русская православная паства в Америке на 80% состояла из русинов [17. С. 26, 27]. В 1994 г. отец Алексий Товт причислен Американской автокефальной православной церковью к лику святых как «отец американского православия». Переход в православие подкарпатских и галицких русинов в США и Канаде активизировал процесс выхода из унии в Подкарпатской и Галицкой Руси.
Таким образом, несмотря на многовековой национальный гнет, навязанную унию с Римом, политику этноцида, проводимую властями Польши и Венгрии, Австрийской (с 1867 г. - АвстроВенгерской) империи, предвоенной Польши и Румынии русины смогли сохранить свою этничность. Священники и миряне Галичины и Подкарпатья постоянно боролись за соблюдение чистоты восточных обрядов в униатской церкви, не прекращали попыток возвращения в веру предков. Многие священники до начала XX в. придерживались общерусской ориентации и являлись духовными лидерами Возрождения. Борьба населения Карпатской Руси за сохранение своей этничности и православной веры в средние века сдерживала польскую католическую экспансию на Восток. Это помогло укреплению русской государственности на северо-востоке Руси.
Вхождение Восточной Галичины, Подкарпатской Руси, Восточной Буковины в состав Советской Украины привело к массовой украинизации населения. В результате большинство областей компактного проживания русинов (Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская, Черновицкая, Закарпатская области Украины, прилегающие к ним области Польши, Словакии, Венгрии, Румынии, Молдавии), население которых много веков успешно противостояло полонизации, мадьяризации, ру-мынизации и сохраняло свою русскость, перестало таковыми сегодня быть.
Однако начавшееся в регионах компактного проживания потомков русинов в конце XX в. и активизировавшееся в последние годы Третье русинское Возрождение способствует возвращению исторической памяти, становясь постепенно, как и в прошлом, действительно массовым и народным движением, основанным на православии.
3 апреля 2001 г. Священный Синод Русской православной церкви установил день памяти Собора Галицких святых - 3-я неделя по Пятидесятнице. В Собор Галицких святых входят святители Петр, митрополит Киевский и Московский; Иоанн, митрополит Тобольский; Иннокентий, епископ Иркутский; Павел, епископ Тобольский; священномученик Максим (Сандович); преподобный Иов Почаевский; праведный Алексий (Товт).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристов Ф.Ф. Карпато-русские писатели. Исследование по неизданным источникам: в 3 т. Т. І. Издание Галицко-русского общества в Петрограде. М., 1916. .
2. Бабий А.И. Православие в Молдавии: история и современность. Кишинев, 1988..
3. (Булгаков) Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. б. М., 1996.
4. Головацкий Я.Ф. Карпатская Русь (Историко-этнографический очерк) // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. І79. І875. Июнь. С. 349-396.
5. ГрабецМ. К истории Марморошского процесса (дело 94-х - 29/XII - 3/III І9І4). Ужгород, І934.
6. Губка Гедеон, иеромонах. История Православной Церкви на Буковине. Сергиев Посад, 1996.
7. Дехтерев Алексей, инок. Православие на Подкарпатской Руси / Подкарпатская Русь за годы І9І9-І936. Ужгород, І936. С. 97-І00.
8. Добржаньский О. Нащональний рух українщв Буковини другої половини XIX - початку XX ст. Чершвщ, І999.
9. Зноско Константин, протоиерей. Исторический очерк церковной унии: ее происхождение и характер. Минск,
2007.
10. Кельсиев В.И. Галичина и Молдавия. Путевые письма. СПб., І868.
11. Максимишинец Василий, протоиерей. История Православной Церкви в Карпатской Руси. Ужгород, 2004.
12. Пашаева Н.М. Очерки русского движения в Галичине XIX-XX вв. М., 2007.
13. Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2006. .
14. Пронин Василий, архимандрит. История Православной Церкви на Закарпатье. Свято-Николаевский Мука-чевский монастырь. [б. г.].
15. Свистун Ф.И. Прикарпатская Русь под владением Австрии. 2-е изд., доп. Trumbull, Connecticut 066ІІ, І970. С. І3-446.
16. Суляк С. Русины в годы Первой мировой войны и Русской Смуты // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2006. № 1 (3). С. 46-65.
17. Суляк С. Русины: уроки трагической истории // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев].
2008. № 3-4 (І3-І4). С. 7-34.
18. Суляк С. Русины: этапы истории // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. № 1 (1). С. 49-60.
19. Суляк С. Сын самодержца всея Руси // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. № 2 (2). С. ІІ-4І.
20. Суляк С. Талергоф и Терезин: забытый геноцид // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2008. № 3-4 (І3-І4). С. 69-75.
Поступила в редакцию 28.12.10
S.G. Sulyak
Rusins: fragment of the history of the orthodox tradition
The population of Carpathian Rus’ - ‘Rusins’ - resisted the introduction of the Unia with the catholic Poland and Hungary. The preservation of Orthodoxy in the Subcarpathian (Hungarian) and Galician Rus’ was supported by the Vlach-Russian (‘Rusin’s) Moldavian Princedom. Despite the Unia the population of Carpathian Rus’ tried to return to its original faith since the second half of the XIXth c. Such actions became massive at the beginning of the XXth c. The Austro-Hungarian authorities reacted with the repressions.
Keywords: Rusins, Carpathian Rus’, Moldavian princedom, orthodoxy, Unia.
Суляк Сергей Г еоргиевич, кандидат исторических наук, доцент
Приднестровский государственный университет (Тирасполь) 2001, Республика Молдова, г. Кишинев, ул. Г. Асаки, 66/1, кв. 118 E-mail: sergei_suleak@rambler.ru
Suleak S.G.,
candidate of history, associate professor State University of Pridnestrovye (Tiraspol') 2001, Moldova, Asaki str., 66/1, ap. 118 E-mail: sergei_suleak@rambler.ru