ЖУРНАЛИСТИКА
К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ОНЛАЙН-ЖУРНАЛИСТИКИ
Л.О. Алгави
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье делается попытка периодизации раннего этапа развития российской онлайн журналистики: с появления первых русскоязычных юзнет-конференций в 1990 г. до создания первых российских блог-платформ в 2003 г. Автор находит много общего в основных тенденциях развития российская онлайн журналистика эпохи Web 1.0. и традиционной журналистики XVIII—XIX вв. — и там, и там вектор развития направлен от персонального журнализма к крупным проектам, рассчитанным на массовую аудиторию.
Ключевые слова: история русской журналистики, онлайн-журналистика, Рунет, персональный журнализм, периодизация, эпоха Web 1.0.
Вопрос о периодизации русской онлайн-журналистики остро встал в конце 90-х гг. предыдущего столетия в работах многих российских исследователей. В настоящий момент можно выделить четыре основных подхода к описанию истории русской Сети: технический, экономический, социологический [9] и субкультурный [1]. При техническом подходе внимание обычно акцентируется на вопросах каналов и носителей информации, при этом развитие Рунета выглядит как история технических усовершенствований, которые к российской онлайн-журна-листике не имеют непосредственного отношения. Экономический подход фокусируется на истории производительных сил и производственных отношений в Сети: падение цен на услуги, война за рынок между Microsoft, Netscape, Apple, баннерная лихорадка. Социологический подход акцентирует внимание прежде всего на аудитории, на отношении аудитории к СМИ: как меняется демографическая, социальная составляющая. Субкультурный подход прежде всего обращает внимание на ведущую роль той или иной социальной аудитории, но не по демографическим факторам, а по интересам аудитории. Так, например, считается, что ФИДО был популярен в эпоху «лирических физиков» и «компьютерных хиппи», Юзнет — в период «гуманитариев», компьютерная сеть Интернет завоевала популярность в «период чайников и сторожей» [1].
Кроме этих четырех, существует еще как минимум десяток иных подходов к периодизации российской онлайн-журналистики: по типологическим приоритетам, по взаимоотношениям власти с прессой, по десятилетиям и т.д.
Тем не менее нам кажется целесообразным, чтобы концепция исторической периодизации исходила из следующих принципов:
— российская онлайн-журналистика является частью мировой журналистики и подчиняется общим законам;
— российская онлайн-журналистика, как и всякая иная, является сложной социальной системой и зависит от изменений системоформирующих факторов.
Исходя из этих принципов, мы попытаемся рассмотреть ранний период становления и развития российской онлайн-журналистики. Под ранним периодом развития русской интернет-журналистики мы будем понимать период с 1990 г., когда были созданы первые русские юзнет-конференции, и до 2003 г. — года появления первых российских блог-платформ, ознаменовавших конец эпохи Web 1.0. Под Web 1.0. в этой статье мы будем понимать концепцию проектирования цифрового медийного пространства на базе традиционной коммуникационной модели «один ^ многим», при которой контент создается профессионалами, публика отделена от процесса создания и распространения контента; владелец интернет-СМИ заинтересован в удержании аудитории у себя на сайте.
Российская интернет-журналистика появилась в конце 1980-х — начале 1990-х, когда были созданы первые «советские» юзнет-конференции: talk.politics.soviet и soc.culture.soviet, soc.culture.russian. Юзнетовские конференции в целом во многом напоминали европейские интеллектуальные сообщества конца XVII—XVIII вв., известные под названием La Republique des Lettres. Их объединяли, во-первых, интернациональный характер их членства, во-вторых, участие в этих сообществах как профессионалов, так и любителей, в-третьих, активная переписка, часто заканчивающаяся бурными общественно-политическими дискуссиями.
Первыми русскоязычными участниками юзнетовских конференций, а следовательно, и общественно-политических дискуссий, в конце 1980-х — начале 1990-х гг. были эмигранты из СССР и русскоязычные студенты, учившиеся за рубежом, поэтому имевшие более свободный доступ к Сети. Все эти люди, подобно членам La Republique des Lettres, были лично знакомы друг с другом благодаря так называемым съездам-конвенциям и, по словам известного в Интернете персонажа Захара Zaka Майя, «за четыре года сколотили крутую всеамериканскую русскую общину» [5].
На характер участия русскоязычных пользователей в поэтических и политических дебатах Юзнета большое влияние оказали три фактора:
— безусловный литературоцентризм русской культуры, который объясняется необыкновенно важной ролью, традиционно отводившейся литературе в российском обществе и, как следствие, приписывание высокой значимости письменному слову [1]. Поэтому почти все юзнетовские конференции (а впоследствии и домашние страницы, гостевые книги, форумы, журналы и блоги в период до социальных
сетей) с участием русскоязычных пользователей были ориентированы на письменную риторику [10];
— монологизм русской словесности, который, согласно М.М. Бахтину, сводится к вере в наличие одной-единственной верной точки зрения и самодостаточности одного сознания во всех сферах жизни, отсюда «все значимое и ценное сосредоточивается вокруг одного центра — носителя» [4]. Таким образом, принципом любой дискуссии в русскоязычной Сети был и остается принцип двух мнений, одно из которых «мое, другое — неправильное»;
— тотальное диссидентство. Поскольку, как мы уже говорили выше, основным русскоязычным контингентом Юзнета были эмигранты, главной их особенностью был так называемый синдром эмигранта, заключающийся в яростном неприятии всего, что имеет отношение к покинутой родине. Поэтому конференции talk.politics.soviet и socculture.soviet/socculture.russia все время находились в состоянии войны всех со всеми [3].
Отсюда становится совершенно понятно, почему почти каждая тема в русскоязычном Юзнете, даже совершенно, казалось бы, безобидное предложение купить и почитать книгу М.Ю. Гаспарова «Очерк истории европейского стиха» превращалась в виртуальную войну (флейм), иногда заканчивающуюся совершенно реальными доносами властям. По свидетельству очевидцев, к 1994 г. основные русскоязычные конференции Юзнета окончательно превратились в театр боевых действий, средний объем статей сократился до пяти строк, а их содержание сводилось к традиционному для нас переходу на личности. Началось эпоха великих фискальных войн русского Юзнета. Естественно, ни один из этих скандалов не обошелся без знаменитой тройки главных юзнетовских старожилов-скандалистов: Дм. Вулиса, С. Визнюка и П. Воробьева. Один из таких скандалов закончился коллективной жалобой оппонентов на Дмитрия Вулиса по месту его учебы в университет CUNY и в ФБР [12].
Как мы видим, в непрекращающихся словесных баталиях в Юзнете начинаются выделяться особенно активные, остроумные и быстрые на реакцию личности, которые постепенно становятся звездами конференций, авторами, за публикациями которых следят, которых читают. Любопытно, что как раз в это время со страниц российских печатных СМИ начинают исчезать имена корифеев советской журналистики, которые как ни странно уже некому заменить. В Юзнете, наоборот, наблюдается авторский бум. Однако в отличие от «зрелой» традиционной журналистики, где журналисты подписывают свои статьи своими собственными именами, русскоязычный Юзнет возвращается к традиции сатирической журналистики XVIII в., где автор скрывался под личиной вымышленного персонажа. Так, в нескольких номерах «Всякой Всячины» Екатерина Великая писала от лица Афи-ногена Перочинова, а Н.И. Новиков отвечал ей от лица г-на Правдина. Персонажи эти были не просто журнальными псевдонимами императрицы и издателя «Трутня», они были репрезентацией их авторского Я, попыткой его психологического и экзистенциального расширения в вымышленных персонажах. Сходные процессы наблюдались и в Юзнете, когда участники конференций не ограничивались одним только псевдонимами, а создавали целые образы, виртуальные личности.
Итак, итогами первого, юзнетовского периода в истории русской онлайн-жур-налистики можно считать следующие явления:
— в связи с тем, что в Юзнете читатель имел возможность не только послать в конференцию собственное, независимое сообщение, но и ответить публичным письмом на затронувшую его по тем или иным причинам статью другого автора, начинает меняться привычная для оффлановых СМИ коммуникационная модель «один ^ многим» сменяется интерактивной «многие ^ многим»;
— определяется способ коммуникаций — флейм, который с ростом популярности Интернета не теряет своей привлекательности;
— очерчивается круг тем, которые в последствии станут самыми рейтинговыми в Рунете: политика, культура (в основном литература), «железо и софт», а также Интернет как объект для обозрений.
Второй период развития россйиской интернет-журналистики эпохи Web 1.0. связан с появлением в Рунете интернет-изданий, как непрофессиональных, так и профессиональных. Собственно первые русские интернет-издания появляются через год, после того как 7 апреля 1994 г. международным сетевым центром InterNIC был зарегистрирован домен «.ru» — национальный домен Российской Федерации. В апреле 1995 г. открылся DeLitZyne — первый русскоязычный электронный журнал [8]. Журнал принадлежал аспиранту Висконского университета Леониду Делицыну и представлял собой собрание-архив литературных текстов, опубликованных в конференциях soc.culture.soviet и soc.culture.russian.
В июне 1996 г. на базе DeLitZyne начал работу конкурс русской сетевой литературы «Тенёта». Авторы идеи — Леонид Делицын и Алексей Андреев. Главной целью этого конкурса было упорядочить и оценить публикуемые в русской Сети литературные произведения. Архивы этих конкурсов доступны на сайте «Тенёт» [8].
24 декабря 1996 г. стало выходить первое в истории Рунета авторское интернет-издание, посвященное непосредственно сети и ее пользователям, — «Вечерний Интернет» под редакцией Антона Носика, являвшегося автором, составителем, веб-мастером и постоянным ведущим рубрик издания. Популярность «Вечернего Интернета» была невероятной — в среднем выпуск читало две тысячи человек в день [6]. Интернет-издание выходило почти ежедневно до 25 апреля 1999 г. (441 выпуск).
Бум веб-обозрений пришелся на 1997 г. Причины этого кроются, с одной стороны, в появлении в Сети достаточного количества пользователей, желающих прославится в писательстве, с другой стороны, с тем, что, по мнению публики, обозрение — самый легкий для непрофессионального автора жанр. Точно так же в эпоху персонального журнализма, когда журналы фактически издавались и писались любителями, обозрение стало одним из популярнейших жанров. Так, Д. Дефо, издававший в 1704—1714 гг. «Обозрения отношений Франции и всей Европы, насколько простирается влияние Франции», даже получил прозвище «господин Ревью». Таким образом, веб-обозреватели, по сути, стали первыми российскими персональными журналистами эпохи Web 1.0., их темой являлась Сеть и происходящее в ней: рецензии на веб-сайты, компьютерные советы, комментарии и размышления на различные темы через призму Сети [6].
6 ноября 1996 г. (еще до запуска «Вечернего Интернета») состоялся первый выпуск «Паровозов-News» — заметок «обо всем и ни о чем». Нетрудно догадаться, что веб-обозревателем этой колонки стал «дух сервера ok.ru» Иван Паравозов (псевдоним Александра Гагина), который стал первым виртуальным персонажем-обозревателем Рунета. «Дух сервера» быстро стал очень популярной личностью Рунета. Его обозрения читали сотни человек, и оказаться в одном из обозрений Паравоза считалось очень престижным для любого сайта. Паравозов даже учредил собственную награду для сайтов, удостоившихся его внимания «Здесь был Па-равозов».
Однако с появлением поисковых систем, эпоха веб-обозрений заканчивается. Теперь пользователь мог найти нужный ему сайт, не пользуясь списками ссылок Паравозова, Носика или Кати Деткой. В 1998 г. наступает третий период в истории ранней российской интернет-журналистики — эпоха профессиональных интернет-изданий, не имеющих печатных версий. Их появление именно в 1998— 2000 гг. не было случайным и напрямую связано с предвыборной ситуацией в России. Появившиеся в период между думской и президентской предвыборными кампаниями, эти ресурсы отражали точку зрения своих владельцев, имеющих те или иные интересы в политической и медийной сферах вне Интернета и принесших с собой из «реальной жизни» в медийное пространство Рунета единственный существующий тогда в традиционных СМИ «жанр» — компромат. Естественно, самым успешным в тот период был Фонд эффективной политики.
Поводом, послужившим созданию интернет-СМИ, стал кризис 1998 г. Российское сетевое общество всерьез заинтересовали экономические новости. Кризис стал звездным часом для сервера РИА «РосБизнесКонслтинг» (РБК, www.rbc.ru), новости на котором изначально были закрытыми и доступными только для платных подписчиков. Большая часть интернет-сообщества черпала финансовую информацию из открывшегося в начале 19998 г. сайта ММВБ (www.micex.ru). Решив воспользоваться кризисом и заработать на нем деньги, создатели сайта сделали информацию о курсе валют и биржевых котировках платной. Владельцы РБК, напротив, в августе 1998 г. открыли свою ленту новостей для свободного просмотра. Сервер стал настолько популярным, что в течение кризиса за один только показ реклам-объявлений зарабатывал шестизначные суммы. Успех РБК привел к тому, что по пришествии кризиса появились желающие повторить успех [11].
1 марта 1999 г. в Сети появилась первая интернет-газета Рунета «Газета.ру» (пилотный выпуск вышел днем ранее 28 февраля), учредителем которой стал Фонд эффективной политики, а спонсором — «ЮКОС». Как уже отмечалось, редактором проекта был назначен Антон Носик. Дизайном сайта занимался Артемий Лебедев, программированием — Максим Машков.
Проект представлял собой набор авторских рубрик, которые вели самые известные журналисты русской Сети. Успеху «Газеты.ру», как и в случае РБК, способствовали неприятные события: война на Балканах. В те дни телевидение и традиционная пресса страны заняла явные антизападные позиции. Всерьез обсуждалась идея помощи братскому сербскому народу в борьбе с НАТО, «Газета.ру»
оказалась единственным СМИ, освещавшим события в Югославии беспристрастно, что и послужило причиной популярности издания. Таким образом, «Газета.ру» доказала, что в Интернете можно создать СМИ, не только не уступающее печатным по качеству, но и гораздо превосходящее их в оперативности [11].
Оценив выгодность дела, «ЮКОС» забрал проект «Газета.ру» под свой полный контроль привлек к работе над ним бывшего редактора еженедельника «КоммерсантЪ-Власть» Владислава Бородулина. «Бородулинская» версия «Газеты.ру» принципиально отличалась от оригинала. Новая команда сделала упор не на сетевую традицию, контекст и гипертекст, а на использование возможностей Интернета для оперативной публикации материалов вполне традиционной журналистской формы, с привлечением таких известных журналистов «коммерсантовской» школы, как Александр Кабаков, Наталья Геворкян, Валерий Панюшкин, Игорь Свинаренко и др. Тип получившегося издания можно определить как «КоммерсантЪ-Власть» с обновлением каждые 15 минут» [11].
Прежняя редакция «Газеты.ру» принялась за создание сразу двух отдельных проектов: ежедневной газеты «Вести.ру» и новостной ленты «Лента.ру». Последняя создавалась с целью в максимально короткие сроки завоевать как можно больше сетевых читателей, и уже через девять месяцев существования обошла по популярности «Газету.ру». Что касается «Вестей.ру», то они не сумели превзойти «Газету.ру», поскольку интерес к оперативной подаче информации был выше, чем к комментариям и аналитике.
По примеру «Газеты.ру» стали создаваться новые сетевые профессиональные издания. Начался настоящий бум интернет-СМИ, а с ним и коммерциализация Рунета, поскольку проекты, подобные «Газете.ру» оказались экономически прибыльными. По мере приближения очередных выборов нарастал ажиотажный пользовательский спрос на политическую информацию, позволявший интернет-СМИ, превосходившим офлайновые аналоги по оперативности, постоянно наращивать посещаемость. Новые проекты вытесняют старые, авторские, которые не могут конкурировать в оперативности и объеме информации с профессионалами. Многие владельцы авторских проектов перестают их вести и начинают работать в профессиональных сетевых СМИ.
Таким образом, к концу третьего периода в Рунете уже функционируют три типа сетевых изданий:
— онлайновые версии традиционных СМИ;
— собственно онлайновые издания, не имеющие аналогов в офлайне: первая и вторая версии «Газеты.ру», «СМИ.ру», «Утро.ру», «Вести.ру», АПН, «Дед-лайн.ру», «Лента.ру» и многие другие. Их отличает прежде всего следование традиционной модели СМИ «один ^ многим»;
— частные сетевые журналы, сохраняющие традиции, эпохи сетевого персонального журнализма.
Политические и финансовые успехи Фонда эффективной политики стали одной из причин «инвестиционного бума» в Рунете, пришедшегося на период 2000— 2004 гг. Именно тогда в Интернет пришли традиционные лидеры в офлайновой
сфере массмедиа. Прежде всего это Владимир Гусинский (создававший в рамках «Медиа-Моста» специальную структуру — «Мемонет», осуществляющую разработку проектов в Интернете) и Борис Березовский. Именно в это время и начинается четвертый период в развитие русской онлайн-журналистики — эпоха крупных информационных порталов и «генераторов новостей».
Для Гусинского и Березовского одной из причин активизации своих инвестиций в Рунете послужила неблагоприятная политическая обстановка. После принятия Доктрины об информационной безопасности Российской Федерации, в которой, кстати, в качестве угрозы той самой информационной безопасности была выделена монополизации средств массовой информации и деятельность так называемых олигархов, государство начало брать под контроль основные традиционные медиаканалы. В этой связи В.А. Гусинскому и Б.А. Березовскому не осталось ничего иного, как уйти из офлайнового пространства в онлайновое, создав портал «Постфактум.ру» и сайт НТВ.ру.
Своей инвестиционной стратегией большинство медиамагнатов избрали скупку уже существующих популярных на тот момент интернет-ресурсов и создание новых крупных проектов. Основным типом этих крупных интернет-проектов в тот период стал портал, самыми успешными порталами и до сих пор являются Яндекс, Рамблер и Майл.ру.
Портал не является медийным ресурсом, но всегда содержит информационную составляющую: чаще всего — в виде ленты новостей. Новостные ленты на порталах представляют собой не эксклюзивный контент, а тексты или гиперссылки на тексты, опубликованные в других изданиях, разбитые по рубрикам или в виде нерубрицированной ленты. Нельзя не согласиться с руководителем исследовательского отдела интернет-департамента ФЭП Иваном Давыдовым, утверждающим, что «крайне малое количество лидирующих на рынке изданий производит более или менее эксклюзивный контент, большинство, особенно в новостной дублирует информацию центральных агентств» [7]. И это лишь подтверждается тем, что большинство онлайновых ресурсов того периода не производило эксклюзивный контент, а ограничивалось распространением тематических лент новостей, основанных на вторичном контенте.
Таким образом, в этот период сетевые СМИ приобретают свою специфическую черту, которая, по словам Антона Носика, выражается в том, что интернет-СМИ предоставляют читателям не эксклюзивный контент, а сервис, который заключается в том, что читатель получает весь репертуар заголовков традиционных СМИ и агентств за определенный промежуток времени, таких, как, например, масштабный проект «Заголовки.ру» «Яндекс Новости». Если потребитель заинтересовался новостью и хочет детального ее освещения, то, как правило, он находит первоисточники, т.е. электронные версии традицонных СМИ и агенств. Этот сервис оказывается главнее контента: «огромное количество людей заходит на заглавную страницу той же Ленты.ру не затем, чтобы провести время за чтением текстов, а наоборот — чтобы убедиться: ничего важного не произошло, можно дальше пока не читать» [2].
Еще одной особенностью этого периода является приход власти в в Интернет. После неудачных попыток взять под свой контроль Сеть в конце 1999 и начале 2000 г. [6] российское правительство решило воспользоваться древней мудростью и возглавить интернет-сообщество. Так, 28 декабря 1999 г. состоялось открытие сайта правительства РФ — president.kremlin.ru. 28 сентября 2000 г., через три недели после подписания Доктрины об информационной безопасности был запущен «прокремлевский» проект «Страна.ру» — национальная информационная служба, созданный Фондом эффективной политики. К концу 2000 г. «Страна.ру» вошла в число наиболее влиятельных сетевых изданий. 3 июля 2002 г. Фонд эффективной политики объявил о передаче Всероссийской государственной телерадиокомпании части своих сетевых медиапроектов: «Страна.ру», «Вести.ру», «СМИ.ру», «Ук-раины.ру», «ИноСМИ.ру» вместе с дочерними проектами и рекламными сетями. В результате «национализации» интернет-СМИ, ранее принадлежавших ФЭП, на российском интернет-рынке появился самый могущественный игрок — государство.
Бурный рост интернет-изданий привел к так называемому кризису вторично-сти. Новые проекты чуть ли не полностью копировали уже существующие успешные, в итоге в Рунете оказалось несколько десятков фактически одинаковых он-лайн-изданий с обезличенной информацией, что закономерно привело к тому, что снова появился спрос на субъективную оценку. Таким образом, вопреки распространенному в те времена мнению авторские проекты не умирают окончательно. Изначально создававшиеся как некоммерческие, они были направлены на выражение авторской мысли, на интеллектуальный успех. Одним из мест выражения собственной субъективной мысли стали сетевые дневники, названные блогами. Первые собственно русские блог-платформы появились в 2003 г. и ознаменовали начало новой эпохи в развитии Рунета — эпохи Web 2.0.
Таким образом, с нашей точки зрения, было бы целесообразно в исторической периодизации русской сетевой журналистики эпохи Web 1.0. выделить следующие этапы:
1) эпоха Юзнета (1990—1994) — участие в различных конференциях и «флейм-войнах»;
2) появление Рунета, эпоха персональных сайтов (1994—1998) — создание личных страничек, эпоха веб-обозрений. Сатирический тон обозрений имеет сходство с сатирическими журналами елизаветинской и екатерининской эпох;
3) появление и распространение интернет-СМИ (1998—2001). Этот период связан с появлением и распространением интернет-СМИ, спровоцированным кризисом 1998 г. Существует несколько версий интернет-СМИ: сетевые версии оф-лайновых СМИ, собственно онлайн-сайты и бывшие персональные сайты;
4) эпоха крупных информационных проектов и новостных лент (2000—2003), связанная с «инвестиционным бумом» в Рунете. Многие исследователи связывают этот период не только с появлением крупных игроков в Сети, но и с так называемым кризисом вторичности.
ЛИТЕРАТУРА
Андреев А.В. ФИДО, USENET и wce-wce-wce // Мир Internet. — 1998. — № 11. — URL: http://fuga.ru/lexa/wse.htm
Антон Носик о сайте БФМ, печалях и катастрофах? — URL: http://web.archive.org/web/
20081227163957/http://integrum.ru/ArticlesByCategoryPage.aspx?oid=2499
Аргентум от 16.09.2002 // Эхо Москвы. — URL: http://www.echo.msk.ru/programs/argentum/
19656/#element-text
Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. — URL: http://www.vehi.net/dostoevsky/ bahtin/03.html
Гагин А.В. Zak — герой галактики // Internet № 1(6). — URL: http://www.gagin.ru/internet/ 6/13.html
Горный Е.А. Летопись русского Интернета // Русский Журнал / Net-культура. — URL: http://old.russ.ru/netcult/ru_1996-pr.html
ДавыдовИ.Ф. Масс-медиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации. Аналитический доклад // Русский Журнал. — URL: http://old.russ.ru/ politics/20000928_davydov.html
Иванов Д.Г. Информационный сектор российского Интернета: 1990—2002 гг. (хронологическая таблица). — URL: http://www.aik-sng.ru/text/bullet/31/56-72.html Лейбов Р.Г. 3,14159265358 колен Рунетовых // Internet N. — 1998. — № 1 (6). — URL: http://www.gagin.ru/internet/6/7.html
Манин Д.И. РРР! КЛЯ! или Как по-писаному // Мир ПК. — 1997. — № 02. — URL: http://www.osp.ru/pcworld/1997/02/156957/
Носик А.Б. СМИ русского Интернета: теория и практика. — URL: http://www.netoscope.ru/ docs/2001/10/25/3892.html
Фридман Юля. Дмитрий Вулис, Ph.D., и Пользователь Красная Шапочка // Русский журнал. — URL: http://old.russ.ru/journal/netcult/98-08-18/fridmn.htm
LITERATURA
Andreev A.V. FIDO, USENET i wce-wce-wce // Mir Internet. — 1998. — № 11. — URL: http://fuga.ru/lexa/wse.htm
Anton Nosik o sajte BFM, pechaljah i katastrofah? — URL: http://web.archive.org/web/
20081227163957/http://integrum.ru/ArticlesByCategoryPage.aspx?oid=2499
Argentum ot 16.09.2002 // Jeho Moskvy. — URL: http://www.echo.msk.ru/programs/argentum/
19656/#element-text
Bahtin M.M. Problemy tvorchestva Dostoevskogo. — URL: http://www.vehi.net/dostoevsky/ bahtin/03.html
Gagin A. V. Zak — geroj galaktiki // Internet № 1(6). — URL: http://www.gagin.ru/internet/ 6/13.html
Gornyj E.A. Letopis' russkogo Interneta // Russkij Zhurnal / Net-kul'tura. — URL: http://old.russ.ru/ netcult/ru_1996-pr.html
Davydov I.F. Mass-media rossijskogo interneta. Osnovnye tendencii razvitija i analiz tekushhej situacii. Analiticheskij doklad // Russkij Zhurnal. — URL: http://old.russ.ru/politics/20000928_ davydov.html
Ivanov D.G. Informacionnyj sektor rossijskogo Interneta: 1990—2002 gg. (hronologicheskaja tablica). — URL: http://www.aik-sng.ru/text/bullet/31/56-72.html
Lejbov R.G. 3,14159265358 kolen Runetovyh // Internet N. — 1998. — № 1 (6). — URL: http://www.gagin.ru/internet/6/7.html
Manin D.I. RRR! KLJa! ili Kak po-pisanomu // Mir PK. — 1997. — № 02. — URL: http://www.osp.ru/pcworld/1997/02/156957/
7
7
A^aeu H. O. К вопросу о перноgнзaцнн pocchhckoh oHnaHH-^ypHamcrHKH
[11] Nosik A.B. SMI russkogo Interneta: teorija i praktika. — URL: http://www.netoscope.ru/docs/ 2001/10/25/3892.html
[12] Fridman, Julja. Dmitrij Vulis, Ph.D., i Pol'zovatel' Krasnaja Shapochka // Russkij zhurnal. — URL: http://old.russ.ru/journal/netcult/98-08-18/fridmn.htm
THE PERIODIZATION OF HISTORY OF RUSSIAN ONLINE JOURNALISM REVISITED
L.O. Algavy
Faculty of Philology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
This article attempts to divide into periods the history of Russian online journalism in the age of Web 1.0.: since 1990 when the first Russian newsgroups were created on USENET till 2003 when the first Russian blogwares were designed. The author discusses that the main trends in the evolution of traditional journalism XVIII—XIX centuries and Russian online journalism in the age of Web 1.0. have much in common.
Key words: history of Russian journalism, online journalism, Runet, personal journalism, periodiza-tion, Web 1.0.