УДК 37.034
К ВОПРОСУ О НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
MORAL STABILITY OF YOUNGER PUPILS
М. В. Волкова M. V. Volkova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания младших школьников. Дается анализ результатов экспериментальной работы по формированию у младших школьников знаний о нравственных качествах, моральных нормах и правилах поведения на основе конфликтообразующих ситуаций с нравственным содержанием.
Abstract. The article deals with moral education of younger pupils. The results of experimental work on the formation of the younger pupils’ knowledge of moral qualities, moral norms and rules of behavior based on conflict forming situations with a moral content, are analyzed.
Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственная устойчивость, младшие школьники, моральный выбор, конфликтообразующая ситуация.
Keywords: moral education, moral stability, younger pupils, moral choice, conflict forming situation.
Актуальность исследуемой проблемы. Рассмотрение проблем нравственного воспитания учащихся имеет в отечественной педагогике богатые традиции. В 70-80-е гг. XX в. различные аспекты проблемы нравственного воспитания и нравственного становления личности школьников не были обделены вниманием ни ученых-теоретиков, ни педагогов-практиков (Н. И. Болдырев, И. С. Марьенко, И. Ф. Храмов, В. Э. Чуднов-ский и др.). В 90-е гг. внимание к вопросам нравственного воспитания резко уменьшилось, что было вызвано утратой в обществе интереса к проблеме морали. В настоящее время этот интерес начинает восстанавливаться по мере того, как общественное сознание обретает утраченную способность переключаться с повседневных вопросов на фундаментальные проблемы. На этой волне возрождающегося интереса мы считаем оптимальным рассмотрение моральных проблем во взаимосвязи с интеграцией российского образования в общеевропейское пространство.
В 1990-е гг. проведен ряд небезынтересных диссертационных исследований, посвященных нравственному воспитанию различных возрастных групп учащихся. Нравственное воспитание младших школьников проанализировано в следующих аспектах: Е. В. Белоусова изучила возможности использования традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников; Н. Б. Колесникова разработала педагогические основы формирования индивидуального нравственного сознания младших
школьников; З. М. Магиярова рассмотрела формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной речи; Х. Х.-М. Батгаева раскрыла опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников; С. А. Мухамедьянов обосновал педагогические условия нравственного воспитания младших школьников с использованием прогрессивных идей башкирской народной педагогики; Н. В. Никитина определила педагогические средства мотивации нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе; Е. Б. Никулина использовала этнокультурные традиции для нравственно-эстетического воспитания младших школьников; О. В. Пантелеева обосновала роль педагогического проектирования ситуаций выбора поступков в этическом образовании младших школьников; Л. В. Рахматуллина раскрыла возможности морального выбора в воспитании основ нравственной устойчивости младших школьников и т. д.
Столь пристальное внимание, уделяемое детям младшего школьного возраста, закономерно и во многом объясняется сензитивностью младших школьников к усвоению знаний о морали и приобретению нравственных привычек. Известно также, что основы нравственной личности закладываются именно в младшем школьном возрасте.
Научная значимость сделанного в области нравственного воспитания не подвергается сомнению, но, тем не менее, дефицит работ, посвященных анализу нравственной проблематики, продолжает ощущаться. Это связано с динамично изменяющейся социально-экономической и социокультурной ситуацией, обусловленной радикальной трансформацией общественных отношений. Многие актуальные вопросы нравственного воспитания требуют осмысления, а также осуществления поиска новых форм, методов и технологий организации воспитательной работы, которые оптимизировали бы воспитательные воздействия и повысили их эффективность.
Материал и методика исследований. Исследование проводилось на базе Негосударственного общеобразовательного учреждения «Учебно-воспитательный центр» и Частного образовательного учреждения «Центр «Интеллект» (г. Чебоксары).
В ходе исследования использовались: теоретические методы (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, интерпретация, сопоставление, обобщение, идеализация, экстраполяция, метод аналогий, моделирование); частные эмпирические методы (анкетирование, беседа, контент-анализ, изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, метод экспертных оценок, диагностические психологические методики); общие эмпирические методы (педагогический эксперимент, опытная работа, изучение и обобщение педагогического опыта). Для обработки результатов исследования применялись математические методы статистической обработки данных.
Экспериментальное исследование проводилось по логике и программе, разработанной Л. В. Рахматуллиной [3, 111-129]. Предпринятая интерпретация использованной программы позволила выделить основные узлы, которые явились базовыми компонентами формирующего эксперимента.
Первый «узел» соответствовал диагностическому (констатирующему) этапу формирующего эксперимента, на котором предполагалось выявить уровень знаний младших школьников о нравственных качествах, актуализирующихся в моральных нормах при решении конфликтообразующих противоречий. Одним их таких качеств является
справедливость. В комплексе методов наиболее эффективным оказался метод специально смоделированных конфликтообразующих ситуаций с нравственным содержанием. В частности, использовалась методика «Справедливость» [3, 139-140]. Изучение уровня знаний учащихся о моральных нормах и правилах поведения проводилось с помощью распространенных методик: «Закончи предложение», «Как поступать?» и т. д. На поведенческом уровне данные получены с помощью методик «Характеристика», «Наш ребенок» и т. д. Способность к оценке и самооценке поступка младшими школьниками определялась на основе их оценок: а) поступков сверстников; б) собственных поступков в ситуациях морального выбора; в) умения соотнести самооценку собственных поступков и оценку, которую дали одноклассники.
Результаты исследований и их обсуждение. Стратегическая цель нравственного воспитания - предоставить школьникам возможности для самоопределения. «Детское общество, - справедливо подчеркивает А. Я. Большаков, - развивается не путем простого присвоения содержаний культуры взрослого общества в качестве некоторых эталонов или образцов, но путем самоопределения по отношению к культуре и воспроизводства культуры по новой, открытой только этим поколением траектории» [1, 5].
Нравственное воспитание предполагает изменения в духовном мире личности. Сфера нравственного воспитания охватывает все виды деятельности и общения личности. В школьном возрасте этот процесс протекает на фоне учебно-воспитательного процесса и включенности в различные виды социокультурной деятельности.
Смысл нравственного развития личности в школьном возрасте видится в обогащении учащихся нравственными знаниями и опытом морального поведения, а также в овладении способностью саморегуляции поведения в соответствии с моральными нормами. В процессе развития моральное сознание все более активно участвует в конструировании отношений, а приобретаемый опыт способствует закреплению привычки действовать в соответствии с предписаниями моральных норм. В основе нравственного воспитания лежит достижение единства сознания и поведения личности, выработка внутренней потребности управлять своим поведением в соответствии с требованиями нормативной нравственности.
Саморегуляция предполагает не только выбор поступков и линии поведения, но и формирование себя как личности. «От развития у личности способности к саморегуляции поведения зависит то, в какой степени она использует богатство моральных установок как основу для программирования и выбора нравственных образцов поведения. Формирование способности к нравственному саморегулированию выражает сущность нравственного сознания школьника как субъекта нравственных отношений» [2, 30-31]. Таким образом, смысл индивидуальной саморегуляции состоит в приведении своего поведения в соответствие с моральными нормами. Это достаточно распространенная точка зрения.
Личность осуществляет регуляцию поведения через осознание и принятие моральных норм. Индивидуальное нравственное сознание складывается в основном из теоретического усвоения и принятия моральных норм, выявления нравственного аспекта поступков и ситуаций, выработки индивидуальных критериев нравственной оценки (самооценки), в том числе и личностного отношения к ситуациям и поступкам, проектирования модели личностного поведения.
В структуре индивидуального нравственного сознания принято выделять три вида компонентов: нормативный (моральные знания, категории, принципы, понятия и т. д.), оценочный (оценки, самооценки и т. д.) и регулятивный (нравственные отношения, убеждения, чувства и т. д.). Сложно соподчиняясь и образуя необычные комбинации, названные компоненты имеют конечной целью реализацию моральных норм при выборе поведенческих альтернатив. Различны и функции этих компонентов: нормативный компонент обеспечивает устойчивость поступков (выбора) и личности в целом; оценочный компонент задает критерии и эталоны поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе конфликтных, и способствует развитию нравственной рефлексии; регулятивный компонент соотносит сознание и поведение. Согласно приведенным рассуждениям диалектическое единство нормативного, оценочного и регулятивного компонентов индивидуального морального сознания представляет внутренний механизм, действие которого обеспечивает саморегуляцию поведения. Поэтому принципиально важной задачей нравственного воспитания является включение личности в процесс формирования составляющих механизм саморегуляции компонентов и поддержание самого механизма на достаточно оптимальном уровне. Решение этой задачи обеспечивает результативность процесса нравственного воспитания.
Эффективность механизма саморегуляции определяется способностью совершать поступки и осуществлять выбор в конфликтных ситуациях с нравственным содержанием. Способность осуществлять моральный выбор является интегративным критерием нравственной воспитанности (С. Ф. Егерева, Л. Ю. Сироткин, А. И. Тита-ренко и др.).
Таким образом, смысл нравственного саморегулирования представляется как способность личности соотносить поступки с моральной нормой и на этой основе осуществлять сотрудничество либо конкурировать с другими людьми. Разумеется, моральное развитие личности в младшем школьном возрасте не сводится к становлению механизма нравственной саморегуляции. Не вызывает сомнений, что это центральный компонент структуры нравственно воспитанной личности. Данный компонент позволяет развивать индивидуальные способности, чтобы уметь применять основные нормы морали в разрешении конфликтообразующих ситуаций. Таким образом, происходит смещение акцента на прикладную функцию морали. Подобный поворот зафиксирован в настоящем исследовании на примере единства обучающих и воспитывающих технологий, которое реализуется в воспитании морального выбора, осуществляемого в пространстве свободы.
Педагогический эксперимент проводился в течение 10 лет. Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и итоговая диагностика. Общее количество младших школьников, включенных в экспериментальную работу на ее различных этапах, составило более 100 учащихся.
На первом этапе предполагалось выявить уровень знаний младших школьников о нравственных качествах, актуальных в момент разрешения конфликтообразующих ситуаций. Обобщение результатов диагностического эксперимента представлено в табл. 1.
Таблица 1
Готовность младших школьников к моральному выбору в конфликтообразующих ситуациях
№№ п/п Критерии Уровни готовности, %
высокий средний низкий
1. Знания учащихся о нравственных качествах, выражающихся в моральных нормах и правилах поведения 26,0 50,5 23,5
2. Знания о моральных нормах и правилах поведения 21,4 52 26,6
3. Способность к оценке (самооценке) поступков 46,0 31,0 23,0
4. Сформированность умений разрешать нравственные противоречия (принимать решения) 11,0 32,0 57,0
Основу формирующего эксперимента составили направления воспитательной работы, имеющие целью формирование: а) знаний учащихся о нравственных качествах, выражающихся в моральных нормах и правилах поведения; б) способности к оценке (самооценке) поступков; 3) умений разрешать нравственные противоречия (принимать решения). Данные направления являются критериями готовности младших школьников к устойчивому моральному выбору. Устойчивость морального выбора обеспечивается выработкой автоматизированных нравственных поступков и активно положительным способом нравственного поведения. Это представлено в качестве критерия сформиро-ванности нравственно устойчивой личности, а уровень готовности к моральному выбору определяется уровнем воспитанности нравственной устойчивости у младших школьников.
Формирование знаний у младших школьников о нравственных качествах, моральных нормах и правилах поведения, развитой способности к оценке (самооценке) поступков происходило в ходе обсуждений поступков литературных героев на уроках чтения, сюжетов художественных произведений, содержащих конфликтообразующие противоречия, ситуаций в школе, участниками которых были дети.
Результаты формирующего эксперимента представлены в табл. 2, отражающей динамику показателей, обозначающих критерии готовности младших школьников к устойчивому моральному выбору в ситуациях с нравственными коллизиями.
Таблица 2
Готовность младших школьников к устойчивому моральному выбору в ситуациях с нравственными коллизиями
№№ п/п Критерии Уровни готовности,“/»
высокий средний низкий
1. Знания учащихся о нравственных качествах, выражающихся в моральных нормах и правилах поведения 71 21 8
2. Знания о моральных нормах и правилах поведения 69 28 6
3. Способность к оценке (самооценке) поступков 81 14 5
4. Сформированность умений разрешать нравственные противоречия (принимать решения) 38 54 8
По всем параметрам различия достаточно показательны. По первому критерию в группе учащихся с высоким уровнем готовности к устойчивому моральному выбору
рост составил почти в 3 раза, в группе со средним показателем наметилось снижение почти в 2,5 раза, почти в 3 раза сократилось количество учащихся в группе с низким показателем.
Не менее показателен рост знаний учащихся о моральных нормах и правилах поведения. В группе с высокими показателями зафиксировано увеличение данного критерия более чем в 3 раза. Количество учащихся в группе со средними показателями сократилось с 52 % до 28 %, в группе с низким уровнем - более чем в 4 раза.
Отмечены изменения и в способностях к оценке и самооценке поступков у младших школьников. В группе с высокими показателями количество учащихся составило 81 %, в группе со средними показателями оно снизилось в 2,3 раза, в группе с низкими показателями - в 5 раз.
Для экспериментаторов и учащихся наиболее сложным критерием оказалось формирование у младших школьников умений разрешать нравственные коллизии (принимать решения). В группе с высокими показателями количество таких учащихся выросло почти в 3,5 раза. В группе со средними показателями таких учащихся стало 54 %. Снижение количества учащихся с низким показателем составило 49 %.
Резюме. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что воспитательная работа по формированию устойчивого морального выбора у младших школьников оказалась эффективной. Устойчивость морального выбора в конфликтообразующих ситуациях с нравственным содержанием определяет уровни сформированности нравственной устойчивости младших школьников в соответствии с выявленными характеристиками учащихся с высоким, средним и низким уровнем воспитанности нравственной устойчивости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большаков, А. Я. Методологические вопросы этического воспитания учащихся / А. Я. Большаков // Нравственно-эстетическое воспитание учащихся. - Новосибирск : НГПИ, 1988. - С. 3-15.
2. Бондаревская, Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д. : РГПИ, 1986. - 120 с.
3. Рахматуллина, Л. В. Формирование основ нравственно устойчивой личности младших школьников в процессе морального выбора / Л. В. Рахматуллина. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2001. - 152 с.