ШКОЛА
В разделе «Школа» представлены разные аспекты реализации регионального компонента в вузовском и школьном образовании. Это и обучение школьников на литературных произведениях, созданных писателями края (статья Г. К. Алексеевой). Это и методические разработки по преподаванию русского языка как иностранного в близкой к нам территориально китаеязычной аудитории (статья Н. В. Лагута и Т. В. Самойленко). Это и первый опыт научного осмысления диалектного материала, самостоятельно собранного во время фольклорно-диалектологической экспедиции в села родного края (статья К. С. Будникова). Полагаем, что этот полезный и разнообразный опыт сможет найти свое применение в практике преподавания русского языка и литературы в различных учебных заведениях и в дальнейшем научном исследовании краеведческого материала.
УДК 801.1; 82.0: 801.6 Г.К. Алексеева
К ВОПРОСУ О НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ (на материале повести Б. Машука «Г орькие шанежки»)
В статье рассматривается вопрос о нравственно-патриотическом воспитании школьников средствами литературы родного края.
Ключевые слова: краеведение, нравственно-патриотическое воспитание, литература, региональная литература, повесть.
The article deals with the question of moral and patriotic education of schoolboys by means of literature of his native land.
Key words: local history, moral and patriotic education, literature, regional literature, novel.
Корни народа в его в истории, культуре и языке. Без исторической памяти народа нет его самосознания и самоутверждения. Обращение к прошлому и настоящему собственной национальной культуры помогает нам более квалифицированно и, главное, обдуманно соотносить ее с культурой других народов, понимать своеобразие и ценность каждой из них, реалистически осознавать роль своего народа в истории края.
Актуальность проблем, связанных с нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения, бесспорна. Школа должна помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. История страны, история своего села и города, своей семьи, пропущенная через собственный жизненный опыт, пробуждает чувство гордости, сострадания и соучастия.
Понимание значимости краеведения в учебном процессе в настоящий момент привело к возведению его в ранг краеведческого принципа, который трактуется как общепедагогический и дидактический принцип, ориентирующий учителя на систематическое использование местного материала в учебном процессе.
Таким образом, изучение регионального материала в современной школе с целью воспитания гражданина предполагает формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, способствующих культуросообразному поведению в стране и регионе, развитию творческих способностей, воспитанию уважения к культуре и истории родного края.
Уроки русского языка и литературы призваны помочь формированию у детей целостного представления о культурном пространстве родного края, о творческой деятельности отдельных представителей, что формирует одну из важнейших компетенций, обозначенных в содержании Государственного образовательного стандарта общего образования. Основой такого образования может стать формирование системы знаний о культуре родного края, формирование представлений о ценности литературных, художественных и музыкальных произведений как источников познания культуры, воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, сохранение традиций, развитие творческих способностей обучающихся.
Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках, но и для внеклассной работы. Главной методической задачей уроков словесности с использованием регионального компонента является подключение к занятиям житейского и речевого опыта самих учащихся, а также членов их семей.
Региональный компонент используется не как отдельный блок, а как «вкрапления» в учебный материал без выделения отдельных часов при изучении предметов школьного курса.
Покажем это на примере изучения одной из любимых книг школьников среднего звена
- повести «Горькие шанежки» Б. Машука.
Рассказы Бориса Машука из сборника «Горькие шанежки» можно рекомендовать для уроков внеклассного чтения или для занятий литературного кружка. Хочется отметить, что с именем писателя дети мало знакомы, так как в школьной программе его произведений нет.
Целесообразно будет начать работу с сообщения фактов биографии, потому что многие произведения этого писателя носят автобиографический характер.
Детство писателя было сиротским, военным, но огромной теплотой веет от его рассказов, собранных в сборнике «Горькие шанежки», вышедшем в свет в 1978 г. Эта книга - лучшее произведение автора. Г ерои сборника - дети, на долю которых выпал нелёгкий жребий безотцовщины, взрослых проблем. Трудное военное детство мальчишек и девчонок, живущих на маленьком дальневосточном полустанке, описано с потрясающей правдой и любовью.
Сборник открывается рассказом «За кисликой-травой». Это словно начало жизни, начало биографии. В первой строке имя Шурки Орлова. Под этим персонажем стоит сам автор
- Борис Машук. Ему 4 года, двухлетним привезли жить к деду, мамы нет: умерла. Этим начинается описание его жизни на маленькой станции. Как жили тогда, когда бабушки и де-
душки были маленькими? Чем занимались? Что ели? Какими играми увлекались? Были ли игрушки? На эти и другие вопросы отвечает нам автор.
В первом рассказе перед нами предстают образы бабушки и деда, которые в тяжёлые военные годы растили внука. Предлагаем устно нарисовать их портреты, подкрепив цитатами из текста.
В рассказе предстают и другие родные люди, которые любят и понимают мальчонку, но относятся строго ко всем его проступкам, хотя порой и незначительным. Бабушка наиболее ярко изображена в рассказе «Вечером под праздник». Этот рассказ имеет важное значение в композиционном построении сборника. Он расположен в середине книги. Показано переломное время Великой Отечественной войны - 1943 год. Незаметно входит в повествование сообщение об отце, «который пропал совсем...», о смерти дядьки Фрола, о болезни дедушки. Появляется и более полный портрет главного героя: «..коренастый, крепенький, как гриб-боровик...». Рекомендуем комментированное чтение отрывков из данной главы. Она даёт яркое представление о жизни села в военные годы, о людях той далёкой поры. Дети должны почувствовать, как замечательны были эти люди, как мастерски создал их образы писатель. Не в каждом произведении есть подобное. Следует попытаться выявить черты характера главного героя, подтвердив примерами из текста. Это будет работа по воспитанию характера юных читателей, так как рассказы сборника имеют большое воспитательное значение.
Рассказ «Вечером, под праздник» интересен тем, что в его содержание включено письмо на фронт. В нём повествование в двух временных рамках: довоенной и послевоенной жизни села. Антитеза позволяет увидеть и понять ценность мирной жизни. Эта жизнеутверждающая позиция автора очень важна для воспитания подрастающего поколения.
Композиция сборника отличается строгой последовательностью. Первые две главы посвящены довоенному времени - это своего рода экспозиция. В последней главе мы видим долгожданную победу - май 1945 года. Все центральные главы - военное время. Взросление героев происходит на фоне военных лет. Лаконично, талантливо, мастерски изображена жизнь посёлка. Горька эта жизнь. Горькие шанежки. Это оксюморон - сладкие, пахнущие мёдом шанежки дедушка называет горькими. Почему? На этот и другие вопросы предлагаем ответить учащимся. Их сверстникам в те трудные годы совсем не кажется жизнь горькой: они учатся в школе, помогают старшим, шалят, у них много своих ребячьих дел, но на них ложится ответственность за жизнь семьи. Эта мысль проходит красной нитью через многие рассказы. Дети должны привести примеры, пересказать эпизоды, подтверждающие это.
Большое значение в понимании идейного содержания сборника рассказов «Горькие шанежки» имеет словарная работа. Она может идти в разных аспектах. Одна группа учащихся работает над составлением словарика, в котором будет собрана лексика разных тематических групп, например, наименования продуктов, блюд и напитков, растений, употребляемых в пищу: озадатки, кислика, шанежки, шаньги и т. д. Другая группа находит слова, характеризующие уклад жизни, описанный в сборнике: крупорушка, лукошко, стайка, торбочка, картуз, оглобля и др. Слова нужно не только собрать, но и объяснить их значение и, если возможно, происхождение. После выполнения лексической работы ученики ярко, в деталях представляют картину жизни далёкого от них времени.
Большой интерес в воспитательном плане представляет работа с афоризмами, которые мы находим в каждом рассказе: Сноровка - дело наживное; Силой да дурью в работе не совладать; В любом деле терпение требуется. Их мы слышим из уст дедушки, который растит внука.
Можно предложить составить кроссворд. В классе на доске вертикально по буквам пишется имя автора (Борис Машук), и к каждой букве подбирается название одного из рассказов. Дети называют рассказ и кратко передают сюжет, заинтересовывая этим других, поощряя тем самым к прочтению. Примерный перечень рассказов: «Мужики», «Жаркий день», «Ошибка», «Крушение», «Конфуз», «Ботинки», «Горькие шанежки», «Уродника», «Шурки-на борозда», «За кисликой-травой».
Учащиеся делают вывод о том, что, знакомясь рассказами, можно наблюдать за внутренним ростом героев, за их ростом, мужанием, видеть, какие открытия житейской мудрости делают они. Просим детей привести примеры. Например, в рассказе «За кисликой-травой» Шурка Орлов (прообраз автора) узнал, что зимою жить скучнее, чем летом, что на короткой дороге интересного меньше, чем на длинной.
В рассказах писателя многие факты и события не выдуманы, их очевидцем был сам автор, они имели место в действительности (рассказы «Крушение», «Взрыв» и др.). С негодованием читаем мы о злой, бессердечной молодой учительнице, от которой отворачиваются и дети, и взрослые. На фоне её образа ученики во сто крат добрее, порядочнее и милее (рассказ «Ошибка»).
В сборнике «Г орькие шанежки» автор предстаёт добрым, любящим жизнь и людей человеком.
Таким образом, литература родного края помогает детям прикоснуться к жизни в лучшем её проявлении, доступном, интересном, поучительном. Она помогает воспитывать высоконравственного человека, учит любить родной край, малую родину.
ЛИТЕРАТУРА
1. Машук Б.А. Горькие шанежки: Рассказы. М.: Дет. лит., 1988. 207с.
2. Лебедев Б. Уверенное начало: Заметки о творчестве Бориса Машука // Амур. правда. 1974.
19 мая.
3. Носов Е. Борис Машук: Краткий очерк творчества // Мы - молодые. М, 1976. Вып. 4. С. 188.
4. Леонов Б. Обращен к современности // Литературная Россия. 1977. 1 янв. С. 16.
5. Маслов О. О времени в полный голос: к 50-летию Б. А. Машука // Амурская правда. 1987. 13
февр.
6. Б. А. Машуку - 50 лет // Дальний Восток. 1987. № 2. С. 159.
7. Певцу Приамурья: к 50-летию со дня рождения Б. А. Машука // Литературная Россия. 1987.
20 февр. С. 4.
УДК 372.881.161 Н.В. Лагута, Т.В. Самойленко
ИЗУЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДЛОГОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ