УДК 336.71
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В БАНКОВСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В.Е. ЗАБОРОВСКИЙ, старший преподаватель кафедры страхования E-mail: [email protected] Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
В статье отмечается, что глобальный финансовый кризис еще более актуализировал неоднократные призывы ученых и практиков к ужесточению регулирования деятельности банковских институтов в целях повышения их стрессоустойчивости к различным проявлениям нестабильности на рынке. Реакция на такие предложения в разных странах неоднозначна, так как более жесткие требования к капиталу банков способны снизить кредитную доступность и привести к удорожанию банковских кредитов, а это в свою очередь будет препятствовать экономическому росту, стимулировать который пытаются абсолютно все экономики мира.
Утверждается, что в связи с этим возникает новая экономическая парадигма посткризисного развития. С одной стороны, монетарным властям необходимо проводить политику количественного смягчения, чтобы «насытить» экономику дешевыми деньгами, что простимулирует в обозримом будущем увеличение потребления со стороны населения и уменьшит риски дефляции. С другой стороны, следует решить проблему, которая назрела в банковском секторе: политика количественного смягчения вынуждает банки искать новые механизмы и инструменты, обеспечивающие должный уровень рентабельности своего бизнеса. В связи с этим значительно увеличиваются риски вложения банков в высокорисковые активы и угроза новых ««пузырей» в экономике, избавление от которых может привести к новым циклам экономического спада и проявлению кризисных явлений. В контексте новых экономических угроз прослеживается и признается абсолютно всеми сторонами процесса необходимость поэтапного, унифицированного регулирования банковского сектора для повышения его устойчивости и прозрачности. Более жесткие стандарты управления рисками должны привести к
снижению риска банкротства отдельных банков и к уменьшению взаимозависимости финансовых институтов, что в свою очередь уменьшит вероятность возникновения цепной реакции в случае появления проблем у конкретного участника финансового рынка и позволит нивелировать угрозу финансовой нестабильности для рынка в целом.
Проведен анализ последствий перехода международного банковского сообщества на стандарты «Базель III», описаны основные цели, критерии и параметры данного соглашения, выявлены направления структурирования новых стандартов. Рассмотрены тенденции и проблемы их внедрения в банковскую систему РФ. Сделан вывод о значимости и необходимости использования унифицированных международных стандартов регулирования финансового сектора.
Ключевые слова: ликвидность, фондирование, финансовый рынок, леверидж, системно значимая компания, достаточность капитала, антициклический буфер
После недавнего глобального финансового кризиса становятся все более актуальными неоднократные призывы ученых и практиков к ужесточению регулирования деятельности банковских институтов в целях увеличения капитала последних для повышения их стрессоустойчивости к различным проявлениям нестабильности на рынке. Реакция на такие предложения в разных странах остается неоднозначной, так как повышение требований к капиталу снизит кредитную доступность, а это в свою очередь будет препятствовать экономическому росту, стимулировать который пытаются абсолютно все экономики мира.
-42 (618) - 2014-
Финансы и кредит Finance and credit
Таким образом, возникает новая экономическая парадигма посткризисного развития. С одной стороны, монетарным властям необходимо проводить политику количественного смягчения, чтобы «насытить» экономику дешевыми деньгами (это простимулирует в обозримом будущем увеличение потребления со стороны населения и уменьшит риски дефляции). С другой стороны, следует решить проблему, которая назрела в банковском секторе: политика количественного смягчения вынуждает банки искать новые механизмы и инструменты, обеспечивающие должный уровень рентабельности своего бизнеса. В связи с этим значительно увеличиваются риски вложения банков в высокорисковые активы и угроза возникновения новых «пузырей» в экономике, избавление от которых может привести к новым циклам экономического спада и проявлению кризисных явлений. В контексте новых экономических угроз прослеживается и признается абсолютно всеми сторонами процесса необходимость поэтапного, унифицированного регулирования банковского сектора для повышения его устойчивости и прозрачности. Более жесткие стандарты управления рисками должны привести к снижению риска банкротства отдельных банков и к уменьшению взаимозависимости финансовых институтов, что в свою очередь снизит вероятность возникновения цепной реакции в случае появления проблем у конкретного участника финансового рынка и позволит нивелировать угрозу финансовой нестабильности для рынка в целом.
Глобальный экономический кризис показал, что настало время кардинально изменить структуру подхода к оценке риска и регулированию финансового сектора. В связи с этим Международный комитет по банковскому надзору (Базельский комитет) пришел к соглашению о реформах для усиления глобальных правил по капиталу и ликвидности в целях обеспечения большей устойчивости банковского сектора. Согласно этому соглашению, которое получило название «Базель III», каждая из групп предложенных изменений должна пройти фазы консультаций, обсуждения и внедрения.
Следует подчеркнуть, что Базель III - это новые стандарты работы банков, которые разрабатывает Базельский комитет по банковскому надзору после финансового кризиса 2008 г. Главными целями при этом являются:
1) совершенствование международных нормативов по управлению капиталом и ликвидностью
для создания более устойчивого банковского сектора;
2) улучшение способности банковского сектора справляться с последствиями финансовых и экономических кризисов, снизив, таким образом, риск распространения этих проблем из финансового в реальный сектор экономики;
3) решение проблем, вскрывшихся в ходе кризиса 2008-2009 гг.
К числу проблем, выявленных в ходе глобального спада экономики, относятся:
- слабая ответственность акционеров за результаты деятельности банков, из-за которой во время кризиса потребовалось вмешательство государства. В результате меняются определение капитала и взаимоотношения банков с его поставщиками, прежде всего - субординированными кредиторами. Для включения в капитал такие обязательства банков должны содержать условия об их списании или конвертации в акции в случае, если банк окажется в критической ситуации;
- проблема трудоемкости оценки ликвидности и обеспечения мгновенной и долгосрочной ликвидности в банках. Для ее разрешения Базельским комитетом разрабатываются два новых норматива: краткосрочной ликвидности и чистого стабильного фондирования;
- активное вовлечение банков в операции со сложными финансовыми инструментами. Для минимизации связанных с этим рисков вводится регулирование левериджа - прямое ограничение плеча, с которым банки инвестируют привлеченные средства. Предполагается, что все эти новации будут действовать (по меньшей мере) в странах «Большой двадцатки», чтобы через одинаковый подход к понятию «финансовая стабильность» обеспечить ее наличие при соблюдении равенства конкурентных условий для банков.
Соглашение «Базель III» включает в себя различные меры по повышению качества капитала и в конечном итоге направлено на увеличение способности поглощать убытки. Минимальные требования к капиталу первого уровня: увеличение с 2,0 до 4,5% с формированием дополнительного буфера сохранности капитала в 2,5% и доведение общих требований к капиталу первого уровня до 7,0%. Минимальные требования к общему капиталу: увеличение с 8,0 до 10,5% (включая буфер сохранности). Предполагается, что поэтапная реализация указанных изменений произойдет с 2013 по 2019 г.
Помимо этого документом вводятся специальные буферы сохранности капитала: резервный и антициклический. Резервный должен составлять 2,5% от активов. Антициклический буфер - от 0 до 2,5% (он вводится на случай «перегрева» экономики в периоды кредитного бума или наоборот - экономической напряженности). Финансовые институты обяжут ограничить выплаты бонусов и дивидендов пока не будут выполнены требования по созданию буферных капиталов. Такой подход повысит устойчивость банков к негативным явлениям на рынке. Нововведением можно считать и то, что дополнительные инструменты, прежде включавшиеся в расчет достаточности капитала (отложенные налоговые выплаты и инвестиции в финансовые институты), выведут из расчета достаточности капитала.
Банки столкнутся с существенными дополнительными требованиями к достаточности капитала. Большая часть требований, касающихся его увеличения, должна быть покрыта за счет обыкновенных акций или невыплаченных дивидендов. Буфер сохранности капитала возможно использовать в сложные периоды, однако вероятность этого невелика, учитывая ограничения на распределение прибыли. Как следствие, банки, вероятно, будут нацелены на более высокую долю обыкновенных акций, а ожидания рынка в отношении капитала первого уровня могут увеличиться приблизительно до 9%. Необходимо отдельно отметить введение такого компонента, как ограничительный компонент долговой нагрузки (leverage ratio). Он выступает как нечувствительный к риску ограничительный показатель для снижения риска формирования повышенной долговой нагрузки участника рынка. Лимит долговой нагрузки установлен в 3%, т.е. банковские активы (включая балансовые и внебалансовые статьи) не могут превышать капитал банка более чем в 33 раза. Ввод коэффициента долговой нагрузки способен привести к снижению кредитования, поэтому он является четким стимулом для усиления позиций по капиталу банков. Чем больше капитал, тем больший кредитный портфель может сформировать банк. Необходимо отметить, что компонент, не учитывающий риск, стимулирует банки к высокорисковому и высокодоходному кредитованию, что влечет повышенный риск дефолта банка в случае наступления неплатежей.
Новой вехой, вносимой «Базелем III» в нормы банковской деятельности, становится выработка двух минимальных стандартов по обеспечению лик-
видности. Тридцатидневный коэффициент Liquidity Coverage Ratio (LCR) нацелен на обеспечение краткосрочной устойчивости к потенциальным разрывам ликвидности. Он поможет убедиться, что банки имеют достаточное количество высококачественных ликвидных активов, чтобы выдержать стрессовый сценарий в случае отсутствия фондирования. Для определения коэффициента LCR величина высококачественных ликвидных активов сравнивается с ожидаемыми денежными оттоками в течение 30-дневного пессимистичного сценария развития событий. Ожидаемые денежные оттоки должны быть покрыты достаточно ликвидными, высококачественными активами. Им присваиваются веса в зависимости от ликвидности, которые варьируются от 100% для государственных облигаций и наличных денег и до 50% - для корпоративных облигаций.
Предполагается, что применение стандартов ликвидности снизит риск изъятия депозитов, что в свою очередь улучшит общую стабильность финансового сектора. Ввод коэффициента LCR предусматривает поддержание банками существенно большего количества ликвидных низкодоходных активов для выполнения требований коэффициента покрытия ликвидности, что окажет негативное воздействие на рентабельность. Это заставит банки изменить свой профиль финансирования, который приведет к увеличению спроса на долгосрочное фондирование. Привлечение такого финансирования от институциональных инвесторов может быть недоступно, так как последние готовы предоставлять «длинное» фондирование только в условиях стабильно функционирующего рынка, чего не было последние пять лет. Кроме того, институциональные инвесторы традиционно в случае возникновения угрозы потенциальной нестабильности стараются снизить свои инвестиции в финансовый сектор в целом, рассматривая его как наиболее уязвимый и низкодоходный.
Второй коэффициент, предусмотренный Базелем III, - это Net Stable Funding Ratio (NSFR), который направлен на снижение зависимости банковского сектора от краткосрочного фондирования и изменение структуры пассивов в сторону поиска устойчивых источников финансирования своих операций. При помощи данного коэффициента предполагается сравнение имеющихся источников финансирования с реальными потребностями в финансировании текущих активов. Необходимые и доступные суммы финансирования определяются с
применением взвешенных факторов, отражающих стабильность доступного фондирования и, соответственно, дюрацию актива.
Взвешивающие факторы для активов различны:
- для наличности и государственных облигаций;
- для ипотечных кредитов;
- для розничных кредитов;
- для прочих активов.
Предполагается, что посредством введения данного коэффициента будет осуществляться стимулирование банков к снижению их зависимости от дорогостоящего краткосрочного фондирования и укреплению стабильности смешанного финансирования текущих активов.
Банкам будет необходимо увеличить пропорцию межбанковских и корпоративных депозитов со сроком более одного года. Многим из них сложно увеличить «длинное» фондирование со сроком более чем на 1 год, что, вероятнее всего, приведет к повышенным затратам на финансирование. Управление коэффициентом путем изменения состава активов вызовет увеличение доли краткосрочных активов и понижение доходности. Банки с высоким коэффициентом будут способны влиять на рыночное ценообразование на активы. Конкурентоспособность слабых банков снизится, а вслед за ней - и общий уровень конкуренции в отрасли.
По мнению автора, дальнейшие дополнения в Базель III, ужесточающие требования к капиталу по системообразующим компаниям (банкам и другим финансовым институтам) и антициклическому буферу капитала, могут привести к повышению общего норматива достаточности капитала до 13-15%, что влечет повышенные риски их рентабельности и прибыльности, а также ставит под вопрос возможность обеспечения такого высокого размера капитала в краткосрочной перспективе.
Динамика среднегодовой достаточности капитала банков Российской Федерации в 2005-2014 гг. представлена на рисунке.
Анализ данных рисунка позволяет сделать вывод, что в 2008-2010 гг. (кризисный и посткризисные годы) были проведены существенные «вливания» со стороны государства и собственников бизнеса в капитал для повышения устойчивости каждой отдельной взятой кредитной организации и банковской системы страны в целом. В период снижения финансовых угроз (внешних и внутренних) для банковского сектора размер достаточности капитала резко снижается в связи с необходимостью возврата ранее полученных средств, выплат дивидендов и т.д.
Соглашение «Базель III» представляет собой совокупность передовых способов оценки рисков - кредитного, рыночного и операционного и создания соответствующего капитала, содержательного надзора и рыночной дисциплины. Только такую интегрированную совокупность данных компонентов можно назвать риск-ориентированным надзором, который, по замыслу Базельского комитета по банковскому надзору, будет в состоянии обеспечить финансовую стабильность. Это новая парадигма банковского надзора, распространяющаяся на всю финансовую систему. Несмотря на то, что Базель III - это отдельный, самостоятельный документ, его нельзя рассматривать опосредованно от предыдущих соглашений, в частности Базеля II. В таблице представлено сравнение компонентов второго и третьего базельских соглашений.
Использование Базеля III максимально, а не только для расчета нормативного капитала может дать банку значительное конкурентное преимущество. Те банки, которые внедряют требования Базеля III для усовершенствования своих бизнес-
процессов и процессов по выполнению требований регуляторов, в дальнейшем получат ощутимые выгоды. Наличие консолидированного набора данных поможет рационализировать процесс выполнения регулятивных норм. Помимо этого, руководители организаций получат полную, целостную и консолидированную картину бизнеса. Это
Достаточность капитала банковского сектора России в 2005-2014 гг., %
-42 (618) - 2014
Финансы и кредит
Эволюция требований Базельского комитета
позволит менеджерам принимать своевременные и обоснованные решения на базе более надежной аналитической картины. Кроме того, централизованная модель данных способна предоставить возможность осуществлять более полный административный контроль за своим бизнесом. Например, появится стимул для внедрения более эффективной системы установления лимитов. В процессе принятия решений о выдаче новых кредитов это поможет гарантировать, что банк не подвергнется чрезмерным рискам по одному клиенту).
Необходимо отметить, что положения Базеля III модифицировали подходы риск-менеджмента в области финансирования институтов и направлены на снижение риска контрагента. Кроме того, централизованная модель данных может помочь банку улучшить способ управления своими активами и пассивами, давая полную, не содержащую искажений картину по активам и пассивам. Это сделает риск-менеджмент более эффективным и, как следствие, банк станет более рентабельным.
Стоит отметить ряд качественных изменений, с которыми может столкнуться банковская система при переходе на требования Базеля III. При стрессовой ситуации на рынке, а также при усиленном регулировании финансовой отрасли со стороны регулирующих органов более слабым банкам будет гораздо сложнее обеспечить необходимые капитал и фондирование, что может привести к уменьшению числа игроков и конкуренции. Увеличение требований к капиталу и стоимости финансирования, а также необходимость выполнения новых требований регулирующих органов приведут к дополнительному воздействию на маржу и опера-
ционные возможности, что в свою очередь скажется на прибыльности и рентабельности банков. Доходности снизятся, в том числе из-за необходимости обеспечения должного уровня финансовых буферов. Ввод двух коэффициентов - краткосрочной и долгосрочной ликвидности, заставит банки в значительной степени перейти к поиску долгосрочного фондирования, что отразится на марже банков и цене на их услуги. Увеличенные буферы капитала и ликвидности, а также повышенные стандарты управления рисками должны привести к снижению риска банкротства индивидуальных банков и к уменьшению взаимозависимости финансовых институтов, что позволит нивелировать риск системного банковского кризиса.
Значительное усиление требований к капиталу и ликвидности способно вызвать спад банковской деятельности или значительный рост стоимости предоставления такого фондирования. Однако, по мнению автора, достаточно длительные сроки внедрения Базеля III помогут минимизировать данные риски. В связи с перестройкой капитальной базы и обеспечением долгосрочным фондирование банковского сектора высока угроза снижения рентабельности и прибыльности бизнес-моделей участников рынка. Это непременно приведет к снижению спроса инвесторов на акции и облигации банковского сектора из-за уменьшения дивидендных выплат последними. Эти ресурсы как раз направятся на увеличение капитала и обеспечение необходимого уровня финансового буфера. Такое отношение инвесторов приведет к удорожанию капитала и росту стоимости межбанковских ресурсов.
В данной сфере по-прежнему остается нерешенным ряд вопросов. Поэтому обсуждение и лоббирование тех или иных позиций будут продолжаться. В частности, нет согласованного мнения по проблеме идентификации и определения подхода к системообразующим финансовым институтам. Это вопрос тонкой настройки, так как признание или непризнание того или иного участника рынка системнозначимым могут дестабилизировать финансовую систему, привести к паническим настроениям на рынке, чего регулирующие органы никак не могут себе позволить.
Существует также проблема неравномерного внедрения требований Базеля III и их неунифици-рованного правоприменения на разных территориях. Если различные юрисдикции внедрят такие требования по-разному, проблемы, связанные с
к функционированию кредитных организаций
Соглашение Первый компонент Второй компонент Третий компонент
Базель II Минимальные требования к размеру достаточности капитала Процесс надзора Раскрытие информации, рыночная дисциплина
Базель III Повышение минимальных требований к размеру достаточности капитала и уровню ликвидности Усиление надзора за управлением рисками и планированием капитала Повышение требований к раскрытию информации, рыночной дисциплине
международным регуляторным арбитражем, будут угрожать стабильности финансовой системы. А ведь одной из главных задач данного соглашения является минимизация угрозы дестабилизации и финансовых потрясений на рынках.
Новые подходы к оценке рисков и их регулированию, которые предлагает Базель III, следует также рассматривать с точки зрения глобального разворота мировой банковской системы к финансовой стабильности в целом. Необходим набор рекомендаций, поддерживающих устойчивость экономик, в которых работают финансовые институты. Очевидно, что подобные рекомендации должны быть максимально унифицированы для любой юрисдикции их применения. Международные стандарты необходимы для дальнейшей интеграции и глобализации банковского сектора различных стран. При стремлении всех участников к их совместной разработке и совершенствованию методологии оценки рисков, неукоснительному соблюдению данных стандартов значительно увеличиваются устойчивость финансового сектора и его способность противостоять внешним экономическим шокам.
Чтобы успешно внедрить Базель III, необходимо как можно раньше начать процесс преобразований. Это уже делают многие финансовые институты России. Однако маловероятно, что Базель III сможет решить все проблемы. Поэтому в ближайшие годы кредитным организациям понадобится усилить гибкость для адаптации к дальнейшим изменениям и реформам.
Список литературы
1. Бычкова Л. Рейтинги надежности крупнейших банков России // Финанс. 2011. № 18. С. 17-22.
2. Воловник А.Д., Зиядуллаев Н.С., Кибардина Ю.С. Базель-III: испытание надежности банковской системы в условиях глобальной конкуренции // Экономика мегаполисов и регионов. 2011. № 3. С. 40-49.
3. Звонова Е.А. Организация деятельности центрального банка: учеб. для студентов. М. : Инфра-М. 2013. 399 с.
4. Зиядуллаев Н.С., Кургузов В.В. и др. Международная банковская реформа: Базель-3 и российские реалии // Финансовые проблемы. 2011. № 5. С. 22-27.
5. Модернизация и экономическая безопасность России / под ред. Н.Я. Петракова. М. : ИД «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ». 2009. 568 с.
6. Поздышев В. Базель III значительно ужесточает требования // Банковское обозрение. 2013. № 4. С.28-30.
7. Чарая В.О. Причины внедрения Базеля III, его характеристики и ожидаемые эффекты // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 246-249.
8. Gornall W., Strebulaev I.A. Financing as a Supply Chain: The Capital Structure of Banks and Borrowers. Rock Center for Corporate Governance. Working Paper Series. 2013. № 166.
9. Alexander C., Sheedy E. The Professional Risk Managers' Handbook. The Professional Risk Managers' International Association. 2004.
10. Narmania D. Banking Risk Management Features in the Post-Crises Period // Economics and Business. 2011. № 3.
Finance and credit Banking
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
ON THE NEED OF INTRODUCTION OF INTERNATIONAL STANDARDS
IN BANKING ACTIVITY
Vyacheslav E. ZABOROVSKII Abstract
The article considers that global financial crisis made even more actual numerous appeals on behalf of scientists and experts to toughen the regulations of banking institutions activity in order to increase their stress resistance to various manifestations of market instability. Reaction to such proposals in the different
countries is ambiguous, since more rigid requirements to banking capital are capable to reduce availability of credits, and may lead to price rise of banking credits, and in its turn, it will interfere with economic growth. Absolutely all global economies try to achieve stimulation this global growth. The author claims that in this regard, it necessitates the post-crisis development of
new economic paradigm. On the one hand, the monetary authorities need to pursue policy of quantitative easing in order to "satiate" economy with cheap money that in the near future will stimulate the increase of population consumption, and it will reduce risks of a deflation. On the other hand, it is necessary to solve a problem which escalated in banking sector: the policy of quantitative easing compels banks to look for new mechanisms and tools, which provide the due level of their business profitability. In this regard, risks of banks investment in high-risk assets and threat of new "bubbles" in economy, which removal may lead to new cycles of economic recession and manifestation of the crisis phenomena, considerably increase. The need of the stage-by-stage, unified regulation of the banking sector is traced and acknowledged by absolutely all market participants in a context of new economic threats to increase its stability and transparency. More rigid standards of risk management may lead to decrease in risk of bankruptcy of separate banks and will reduce financial institutions interdependence that in their turn will reduce the probability of emergence of chain reaction in case of problems of the specific participant of the financial market, and it will allow to get rid of the threat of financial instability for the market as a whole. The article makes an analysis of consequences of the international banking community transition to the Ba-sel-3 standards, and it describes the main objectives, criteria and parameters of this agreement. The paper also identifies the directions of new standards structuring. The author considers the trends and problems of their introduction in the Russian Federation banking system. The author comes to a conclusion about the importance and necessity to use the unified international standards of financial sector regulation.
Keywords: liquidity, funding, financial market, leverage, systemically significant company, capital sufficiency, anti-cyclic buffer
References
1. Bychkova L. Reitingi nadezhnosti krupneishikh bankov Rossii [Ratings of reliability of the Russian largest banks]. Finans - Finance, 2011, no. 18, pp.17-22.
2. Volovnik A.D., Ziyadullaev N.S., Kibardina Yu.S. Bazel'-III: ispytanie nadezhnosti bankovskoi sis-temy v usloviyakh global'noi konkurentsii [Basel-3: test of banking system reliability in the conditions of global competition]. Ekonomika megapolisov i regionov -Economics of megalopolises and regions, 2011, no. 3, pp.40-49.
3. Zvonova E.A. Organizatsiya deyatel'nosti tsentral 'nogo banka: uchebnik dlya studentov [Organization of the central bank activity: a college textbook]. Moscow, INFRA-M Publ., 2013, 399 p.
4. Ziyadullaev N.S., Kurguzov V.V., et al. Mezhd-unarodnaya bankovskaya reforma: Bazel'-3 i rossiiskie realii [International banking reform: Basel-3 and the Russian realities]. Finansovye problemy - Financial problems, 2011, no. 5, pp. 22-27.
5. Modernizatsiya i ekonomicheskaya bezopas-nost'Rossii [Modernization and the Russian economic security]. Moscow, ID FINANSY i KREDIT Publ., 2009, 568 p.
6. Pozdyshev V. Bazel'-III znachitel'no uzhe-stochaet trebovaniya [Basel-3 considerably toughens requirements]. Bankovskoe obozrenie - Banking review, 2013, no. 4, pp. 28-30.
7. Charaya V.O. Prichiny vnedreniya Bazel'-III, ego kharakteristiki i ozhidaemye effekty [The reasons to introduce Basel-3, its characteristics and expected effects]. Molodoi uchenyi - Young scientist, 2012, no. 5, pp. 246-249.
8. Gornall W., Strebulaev I.A. Financing as a Supply Chain: The Capital Structure of Banks and Borrowers. Rock Center for Corporate Governance. Working Paper Series, 2013, no. 166.
9. Alexander C., Sheedy E. The Professional Risk Managers' Handbook. The Professional Risk Managers' International Association, 2004.
10. Narmania D. Banking Risk Management Features in the Post-Crises Period. Economics and Business, 2011, no. 3.
Vyacheslav E. ZABOROVSKII
Ural Federal University named after First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation [email protected]