Научная статья на тему 'К вопросу о наземном контроле авиационных радиотехнических комплексов'

К вопросу о наземном контроле авиационных радиотехнических комплексов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
266
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Нечаев Евгений Евгеньевич, Будыкин Алексей Юрьевич

Предложен наземный контроль работоспособности авиационных радиотехнических комплексов в условиях, приближенных к режиму реального полета воздушного судна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Нечаев Евгений Евгеньевич, Будыкин Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о наземном контроле авиационных радиотехнических комплексов»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Радиофизика и радиотехника

№ 87(5)

КРАТКОЕ СООБЩЕНИЕ

УДК 621.317.023:621.396.6

К ВОПРОСУ О НАЗЕМНОМ КОНТРОЛЕ АВИАЦИОННЫХ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ

Е.Е. Нечаев, А.Ю. Будыкин

Предложен наземный контроль работоспособности авиационных радиотехнических комплексов в условиях, приближенных к режиму реального полета воздушного судна.

Анализ данных о состоянии безопасности полетов при организации воздушного движения (ОрВД) свидетельствует о том, что, несмотря на то, что существенно снизился налет воздушных судов (ВС) Российской Федерации (в 2002-2003 гг. налет был в 2,5 раза меньше, чем в 1995-1996 гг.), число авиационных происшествий при ОрВД уменьшилось незначительно. К числу авиационных происшествий относится, прежде всего, нарушение норм эшелонирования. Вполне очевидно, что повышение точности определения местоположения ВС позволит уменьшить эти ошибки.

Известны случаи сокращения интервалов вертикального эшелонирования вследствие срабатывания бортовой системы предупреждения столкновений (БСПС) из-за неисправности аппаратуры самолетного ответчика СО-72М и выдаче неверных показаний высоты, причем ошибки в показаниях высоты полета ВС составляют до 500 м. В 2003 г. было зафиксировано около 80 случаев отказов самолетных ответчиков вторичных радиолокаторов (ВРЛ).

Одной из задач эксплуатации авиационного радиооборудования является его техническое обслуживание (ТО), первая фаза которого - это контроль технического состояния [1,2].

В процессе периодического ТО проводится контроль работоспособности путем измерения параметров авиационного радиооборудования контрольно-измерительными приборами и сравнением их с нормами (допусками).

Для бортовых радиотехнических систем целесообразно ввести ТО по состоянию с контролем параметров, упростив различные виды периодического ТО. Это связано, прежде всего, с тем, что 80% ТО радиоэлектронного оборудования магистральных самолетов Ту-134, Ту-154, Ил-62М производится в лабораториях авиационно-технической базы (АТБ). При этом эта часть работ связана со съемом радиооборудования с самолетов, что не способствует повышению надежности его работы. Так, например, для самолета Ту-154 снимают радиостанции Р-861 для проведения ТО по форме 1 и 2, «Баклан» для проведения ТО по форме 3; для самолета Ту-214 осуществляется демонтаж, монтаж блоков ДКМВ с периодичностью 600 ч; для Ту -204 осуществляется демонтаж и монтаж ДКМВ радиостанции «Арлекин-Д-Г» с периодичностью 3000 ч, радиостанции Р-861 с периодичностью 24 месяца, МВ радиостанции «Орлан-85СТ» с периодичностью 3000 ч; для самолета Ил-62 осуществляется демонтаж блоков «Гроза-62А» для проведения ТО по форме 1,2,3; для самолета Ил-86 осуществляется демонтаж и монтаж радиостанций Р-861, Р-855УМ, Р-855 А1; для самолета Ил-96-300 - ДКМВ радиостанций и т.д.. При этом антенные системы практически не проверяются.

Для указанных выше типов самолетов установлены следующие формы периодического ТО: форма 1 - через каждые 300±30 ч налета, форма 2 - через каждые 900±30 ч налета, форма 3 -через каждые 1800±30 ч налета.

Итак, целью введения ТО самолетов по состоянию является сохранение заданной надежности более дешевыми средствами. Такой регламент предусматривает сокращение объема профилактических работ, удлинение сроков между периодическими формами обслуживания [1].

Обслуживание по техническому состоянию современной авиационной радиоаппаратуры включает в основном работы по контролю ее основных параметров. При этом следует учесть развитую систему встроенного контроля, что позволяет осуществлять контроль на борту ВС без демонтажа радиоаппаратуры. Тем не менее все вышесказанное характерно для контроля внутренних характеристик радиотехнических комплексов (РТК), а вопрос о контроле внешних характеристик РТК, в частности характеристик излучения, остается открытым.

В связи с этим, предлагается использование радиопоглощающих насадок (РПН) для бортовых антенн, которые в полной мере имитируют эффект свободного пространства, возникающий в процессе полета ВС. Пример установки РПН для системы ТКАС представлен на рисунке.

Верхняя направленная антенна системы ТКАС

Радиопоглощающая насадка

Нижняя направленная антенна системы ТКАС

Рисунок. Схема установки РПН при наземном контроле системы ТКАС

Таким образом, применение подобных устройств совместно с контрольно-измерительной аппаратурой (КИА) позволит контролировать работоспособность РТК в полном объеме в наземных условиях, исключив влияние мешающих отражений (например, от земной поверхности).

ЛИТЕРАТУРА

1. Кондрашев В.И., Федоренко В.Н. Анализ возможности и основные принципы перевода бортовой радиоэлектронной аппаратуры на техническую эксплуатацию по “состоянию” // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Радиофизика и радиотехника, №62, 2003. С. 32-40.

2. Лукьяненко В.И. Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования аэропортов: Учебное пособие. - М.: МГТУГА, 2003.

FOR QUESTION ABOUT GROUND CONTROL OF AVIATION RADIO COMPLEX

Nechaev E.E., Budykin A. Yu

The ground control of aircraft complexes in conditions, approximated to a regime of an actual aircraft flight, is offered.

Сведения об авторах

Нечаев Евгений Евгеньевич, 1952 г.р., окончил НГТУ (1974), доктор технических наук, доцент МГТУ ГА, автор 100 научных работ, область научных интересов - антенные измерения, техника СВЧ.

Будыкин Алексей Юрьевич, 1979 г.р., окончил МГТУ ГА (2002), аспирант МГТУ ГА, область научных интересов - информационные технологии, СВЧ метрология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.