Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
УДК 629.73.08; 629.7.004.67
И. А. Ларченко, Д. В. Линдт Научный руководитель - Л. Г. Феофанов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
В СССР метрологическая служба ГА как единая структура была образована в 1978 году с принятием Положения о метрологической службе гражданской авиации, однако лаборатории измерительной техники на предприятиях ГА существовали и ранее. С 1978 года организовываются базовые поверочно-ремонт-ные лаборатории во всех территориальных управлениях ГА (при наиболее крупных предприятиях этих управлений). К середине 80-х годов XX века удалось охватить метрологическим обслуживанием практически все предприятия и организации гражданской авиации в полном объеме. С началом рыночных реформ и развалом единой системы гражданской авиации положение с авиационной метрологией начало ухудшаться. В 1995 году было введено Положение о метрологической службе гражданской авиации Российской Федерации, однако, при отсутствии финансирования, существенных улучшений не произошло. В настоящее время некоторые малые авиапредприятия и отдельные объекты Росаэронавигации в отдаленных районах страны не охвачены метрологическим обслуживанием полностью или частично.
Специальные средства измерений в авиации [1; 2]:
• Контрольно-проверочная аппаратура, применяемая при техническом обслуживании и ремонте авиационного и радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов:
• КПА радиооборудования - комбинированные измерительные установки, технологические пульты, эквиваленты антенн, имитаторы радиомаяков, имитаторы наземных запросчиков-ответчиков и т. д. [3].
• КПА приборного оборудования;
• КПА электрооборудования;
• КПА автоматизированных бортовых систем управления;
• КПА средств объективного контроля летательных аппаратов.
• Средства неразрушающего контроля и диагностики ЛА - дефектоскопы, установки для анализа масел и т. д.
• Средства контроля взлетно-посадочной полосы аэродрома - средства измерения коэффициента сцепления и др.
• Специальные средства контроля, настройки, регулировки наземной аппаратуры радиосвязи, радиолокации, радионавигации и систем посадки;
• Радиовысотомер РВ-5 предназначен для непрерывного автоматического измерения истинной высоты полета самолета в любых метеоусловиях днем и ночью и выдачи экипажу:
- визуальных данных о текущей высоте на стрелочный прибор;
- звукового и светового сигналов о пролете самолета заранее установленной летчиком заданной высоты;
- светового сигнала об отказе радиовысотомера.
Радиовысотомер обеспечивает:
- возможность проверки исправности в режиме встроенного контроля;
- автоматическое отключение электропитания при полете за пределами диапазона измеряемых высот и автоматическое включение электропитания радиовысотомера при снижении до этой высоты.
Все данные выдаются с заданной точностью только при горизонтальном полете самолета и при углах крена и тангажа не более 15°.
• Прибор КАСО-МЛ:
Служит для контроля основных параметров ответчика, работающего в режиме КБ8, выявления неисправного блока как на самолете, так и в лаборатории АТБ (естественно для проверки ответчиков СО-70, СО-77).
КАСО-МЛ позволяет проверить:
- частоту ответного сигнала ответчика в режиме КБ8;
- соответствие номера рейса, набранному на пульте управления шифратором 1САО в режиме КБ8;
- наличие и время передачи импульса индивидуального опознавания;
- правильность информации о высоте;
- работоспособность трехимпульсной системы подавления запроса от боковых лепестков наземной РЛС;
- неисправный блок ответчика.
Из аппаратуры связи отметим радиостанцию Карат [2], рассчитанную для работы на верхней боковой полосе. Она обеспечивает беспоисковую связь на одной фиксированной частоте в диапазоне 1 600-2 850 кГц. В зависимости от местности и типа антенны при удалении от промышленных объектов, телефонных и высоковольтных линий радиостанция обеспечивает уверенную связь до 30 км.
Радиостанция выпускается в 2-х вариантах:
- Носимая радиостанция 10Р30Н-1 «Карат-2Н» имеет автономный блок питания - 8 элементов типа «373» напряжением от 10,8 до 13,8 В;
- Стационарная радиостанция 10Р30С «Карат-2С» имеет источник вторичного электропитания от сети переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц с выходным напряжением 12,6±0,4В потребляемой мощностью 16 Вт.
Библиографические ссылки
1. Давыдов П. С., Иванов П. А. Эксплуатация авиационного радиоэлектронного оборудования.: справочник. М. : Транспорт, 1990. 240 с.
2. Курзенков Г. Д. Основы метрологии в авиаприборостроении. М. : Изд. МАИ, 1990. 312 с.
3. Давыдов П. С., Иванов П. А. Эксплуатация авиационного оборудования. М. : Транспорт, 1990. 240 с.
© Ларченко И. А., Линдт Д. В., 2013