_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
курсе математики в техническом вузе // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее: Материалы II международной научно-практической конференции. - Омск: СибАДИ, 2016. - С. 7-12.
4.Математическое моделирование. [Электронный ресурс]// URL:http://www.pedsovet.info/mfo/pages (Дата обращения: 18.12.2016).
5.Расчет периодичности профилактических работ. Методические материалы. [Электронный ресурс]// 20052011 НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика» .URL: http://cals.ru/sites/default/file/intervals _calculation.pdf. (Дата обращения: 18.12.2016).
6.Бабичева, И.В. Применение математических методов при расчете сроков технического обслуживания системы в начальный период эксплуатации. / И.В.Бабичева А.С.Лавров, // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015, №3. -С. 10-15.
7.Корнеев В.В., Малявко К.Ф. Математические основы теории оптимального управления : учеб.-метод. матер., ч. 2; ВАБТВ. - М., 1986 - 56 с.
8.Бабичева, И. В. Применение вариационного исчисления при решении задачи минимизации средних затрат до обнаружения отказа / И. В. Бабичева, Е. С. Денисов // Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации : материалы международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ»- Омск : СибАДИ, 2013., № 1 Кн.1 -С. 44-48.
© Бабичева И.В., Бабичев А.А., Лавров А.С., 2017
УДК 37
Т.К. Борисевич
Старший преподаватель Факультет дизайна, изящных искусств и медиа-технологий Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
г. Нижний Новгород, Российская Федерация
А.С. Зарембо Студентка II курса
Факультет дизайна, изящных искусств и медиа-технологий Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
г. Нижний Новгород, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О МУЗЫКАЛЬНО - ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Внедрение инноваций в музыкально-эстетическом воспитании старшеклассников на уроках музыки через синтез искусств.
Ключевые слова
Педагог-музыкант, искусство, музыкальный кругозор, поэзия, живопись.
Особое место для полноценного развития и уровня культуры в подростковом и юношеском возрасте имеет динамика психического развития на протяжении данного конкретного возрастного периода. Развитие опыта эмоционально - ценностного отношения к искусству как социально - культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Но в отличие от обыденного словесного музыкальный язык не объективируем в том смысле, что невозможно зафиксировать его словарь. Ибо то, что выражает та или иная интонация или тема , может выразить только она, то есть её значение непереводимо. Главным для будущих педагогов-музыкантов сейчас является развитие эмоционально-ценностного отношения к искусству. Восприятие звучания оказывают
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
прямое психофизиологическое воздействие на организм слушателя. « Музыка-искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают»,- Б. Асафьев. Поэтому очень важно будущему педагогу-музыканту проводить музыкальные занятия с подростками «не рубя с плеча», по их музыкальным симпатиям и интересам [1]. Надо очень бережно и аккуратно подводить их к определённому уровню восприятия музыки разных эпох, стилей и жанров, так как мир музыки богат и разнообразен. Воспринимая художественные ценности, человек совершенствует эстетические чувства .Особенно очевиден этот процесс в детском возрасте, когда организм человека, его органы чувств особенно пластичны и восприимчивы. Начиная первое знакомство с музыкой в детском саду ( это небольшие музыкальные миниатюры, песенки и т.д.),то в школе это уже более развёрнутая программа муз. образования. Подростковый возраст - это переход от беззаботного детства к сложной самостоятельной жизни во всех её проявлениях и устремлениях. Это и формирование характера, мировоззрения и личностных качеств и вкусов. Здесь проявляются и зачатки различных будущих дарований. Очень важным остаётся вопрос для педагога-музыканта о правильной организации, ориентировке музыкального кругозора учащихся- подростков. Может ли искусство помочь человеку по-новому взглянуть на свою жизнедеятельность и развить эмоционально-эстетическое восприятие действительности художественно-творческих способностей. Одним из главных ориентиров в этом вопросе и является правильное развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующего на человека и общество, выясняя, какие вопросы и проблемы поднимают в своих произведениях художники, музыканты и поэты, какие общечеловеческие ценности несут сквозь время произведения искусства в музыке, литературе, и живописи .Педагогу необходимо заинтересовать, «зажечь» и повести за собой в мир искусства .Воспринятые звучания оказывают прямое психофизическое воздействие на организм слушателя.
Результатом чего оказываются простейшие эмоциональные реакции-биологические по своему характеру. Так, очень громкое звучание или резкое нарастание звучности вызывает эмоциональное возбуждение. Так же действуют и диссонансы. Тем более, если они сочетаются с громкостью, быстрым темпом и чётким, повторяющимися ритмическими рисунками. И, наоборот, негромкая звучность, медленный темп и акустические консонансы действуют успокаивающе, умиротворяюще. В содержательно богатом произведении такие эмоции не играют существенной роли ,выполняя функцию общего эмоционального фона. Однако в танцевальной музыке, в примитивных шлягерах современной «попсы» они зачастую являются доминирующими. Так же как и в «энтузиастической» музыке «оргиастического» действия ,о которой писал в своё время Аристотель. Создание новых художественных ценностей, движение вперёд в искусстве возможно только на основе освоения высших достижений прошлого, сохранивших непреходящую ценность. Музыка охватывает все явления жизни - от мелких до самых больших. Человек, как звено единой цепи существ ему подобных, как одна нота великого аккорда человечества, понятен композитору, как и поэту - писателю : мы знакомы с Дон Жуаном, Ромео и Джульеттой, Семираидой, Отелло и другими не только по В. Шекспиру, Вольтеру, Шиллеру, но и по В. Моцарту, Д. Россини, Д. Верди и С. Прокофьеву. Знакомство с творчеством С. Прокофьева начинается с его симфонической сказки «Петя и волк» в младших классах школы на уроках музыки. Его творчество-это широчайший и светлый мир, где мы найдём всё, что сопровождает человека на его жизненном пути ,мир ,словно построенный весёлым и добрым чародеем для которого искусство-не преображение действительности, а сама действительность ,многоцветная, яркая и могучая. Жизненные ритмы музыки молодого Прокофьева угрожали дряхлому, отживавшему миру .Это начало было бурным, стремительным, словно взрыв или извержение вулкана. Прокофьев: «Все говорят, что сообразно с нашей новой жизнью нужно писать музыку прежде всего бодрую и энергичную». На что М. Горький отвечал: «Но также сердечную и нежную» (Из блокнота С.С. Прокофьева, 1936г.)[4]. В это время очень большое впечатление на Прокофьева произвели выступления Маяковского единством творческого замысла и актёрского воплощения . Ему импонировали первозданная мощь стиха и голоса поэта, радостная весомость и зримость его образов.
Напористо-волевая чёткость декламаторского ритма, а также типично прокофьевская затаённость лирического высказывания. Игра Прокофьева чрезвычайно импонировала Маяковскому, их знакомство переросло в дружбу и Маяковский написал : «Председателю земного шара от секции музыки -председатель
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
земного шара от секции поэзии. Прокофьеву- Маяковский». Но не только поэзия увлекала Маяковского. Он рисовал злободневные плакаты в «ОКНАХ РОСТА». Объединяя эти три вида искусства (условно) может возникнуть более яркое представление того времени в жизни культурного развития страны, поиска новых форм воплощения, новых красок, мелодий, образов и героев.» Ребёнок растёт и развивается в определённой музыкальной среде, которая очень противоречива. С одной стороны существует прекрасная, высокохудожественная музыка, а с другой-антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей... ребёнок беззащитный от этого» (Т.Г. Рубан). Считается, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки, живописи и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоции. Д.Б. Кабалевский говорил, что мы должны учить детей «видеть музыку» и «слышать живопись».Поэтому наиболее плодотворным , по его мнению, является синтез музыки, живописи и литературы. И всё это нашло отражение в программе «СИНТЕЗ»-авторами которой являются К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан, М.Л. Петрова. Программа прошла апробацию и допущена Министерством образования РФ. Современному человеку необходимо изучение различных видов искусства, т.к. искусство учит любить мир. « Жизнь там, где человек, там и романтизм. В груди и сердце человека заключается таинственный источник романтизма; чувства, любовь есть проявление или действие романтизма, и потому почти всякий человек - романтик» В. Белинский. Ввести в мир иллюзорной, изысканной красоты, чувственного романтизма, педагог может на примерах произведений импрессионизма, с которым подростки мало знакомы. Само слово импрессионизм ( впечатление ) -музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Тонкие нюансы, игра света и красочных теней видны в особенностях стиля Моне в картинах «Впечатление», « Восход солнца» 1872г. и др.
Очень проникновенны и изысканны стихи С. Малларме «Явление», да и многие другие его произведения. «Я не ожидал ничего подобного! - воскликнул С. Малларме после прослушивания Прелюдии (К. Дебюсси). - Эта музыка продолжает эмоции моей поэмы и при том в декорациях, гораздо более страстных, чем её колорит ! Может быть , К.Дебюсси осенила благодать уловить некие ультразвуки, «включить ток» их воздействия в психику их слушателей»[6]. В своей стихии - символизме - К.Дебюсси вобрал в себя бодлеровские волны. Великолепны его «Эстампы» - «Пагоды», «Вечер в Гренаде», «Сады под дождём» и цикл «Образы». Обо всём этом великолепии красок и звуков педагог может рассказать на дополнительных занятия, чтобы расширить кругозор учащихся , углубляя их интерес к музыке, живописи и литературе, через проведение презентаций, концертов-прослушиваний, посещения театров и музеев. Очень важны эти инновации в школе, так как особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность и связана с внедрением новизны. «Что же есть благо ? Знание. Что есть зло ? Незнание. Кто умён и искусен, тот, смотря по обстоятельствам, одно отвергает, другое выберет. Однако он не боится того, что отвергает, и не восхищается тем, что выбирает, если только душа его высока и непобедима» письмо 31 -Сенека - «Нравственные письма к Луцилию». Извечный вопрос о победе добра или зла тревожит человечество с древности до наших дней. Не чужд он и современной молодёжи. Волновал он и великих творцов всего мира .В западной культуре примером может служить обращение к этой теме двух гениев : И.Гёте драма «Фауст» и Ш.Гуно опера «Фауст». Сенека говорил, что «благородными делает нас душа, которая из любого состояния может подняться над фортуной.. .если будешь определять благо и зло по мерке толпы .Смотреть нужно не на начало, а на конец пути».(письмо 44). Актуален этот вопрос и для подрастающего поколения с его максимализмом и критическим отношением ко всему. В русской культуре тема демонизма была поднята тремя великими творцами: М.Ю.Лермонтовым, М.А.Врубелем, А.Г.Рубинштейном в их гениальных произведениях. Образ Демона вдохновил многих творцов на создание прекрасных произведений. В начале XX века образ Демона в одноименной поэме М.Ю.Лермонтова стал символом свободы и пробуждения высоких чувств. Борьба добра и зла внутри героя составляет движущую пружину сюжета лермонтовской поэмы. Отвергнув Бога за созданный им жестокий мир, «где преступленья лишь да казни»,
Демон мстит не только Богу, но и всему миру злом, презирая земную жизнь за неполное счастье, даваемое людям, и самих людей, обречённых на жалкую и ничтожную жизнь. Демон становится частью
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070
жизни художника М.Врубеля, оставаясь в мыслях творца до самой кончины. Демон оказался слишком мощным и роковым для художника образом: он встал перед ним в начале творческого пути, преследовал всю остальную жизнь и омрачил её трагический закат. Музыкант А.Г.Рубинштейн не меньше художника Врубеля был увлечён мятежным образом Демона. В опере он предстаёт как сильная, глубоко противоречивая натура. Воплощая сложный, многогранный образ, композитор подчеркнул его трагическую обречённость и одиночество. Образ Демона - сложный, многосоставный, противоречивый. И любая творческая натура ( поэт, художник, музыкант ) мощно и реалистично может выразить свои идеи, мысли, чувства посредством него. Яркий ,красочный пример синтеза искусства. «Что же такое душа в музыке ?» спрашивал Ф.А. Кони, и отвечал: «это способность придавать бесчувственному инструменту жизнь и извлекать из него звуки, которые не только нежат слух, но западают в сердце; это дар управлять по произволу толпою слушателей, вызывать на глаза их слезу тихой грусти или возбуждать в сердцах их безотчётную радость ...». Великая задача педагога- музыканта состоит в том, чтобы пробудить в душе каждого подростка отклик на красоту в искусстве, прочувствовать каждый звук музыки, увидеть игру красок на холсте художника и сопереживать литературным героям. Постараться пробудить их лучшие качества: доброту, отзывчивость , патриотизм и благородство, чтобы в дальнейшем они выросли культурными и достойными людьми на благо своей великой Родины.
Список использованной литературы:
1. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта. М., 2002.
2. Безбородов Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., АКАДЕМА, 2002.
3. Борисевич Т.К. Воспитание эмоционально выразительности у будущих педагогов-музыкантов при обучении исполнительской деятельности // Инновационная наука. Международный научный журнал. Сборник статей. Уфа, 2015. № 6. С. 194-197.
4. Дельсон В.Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. М., В.И. «Советский композитор»., 1973, С. 285.
5. Ермолаев Ю.В. Социальные и педагогические инновации в высшей школе. // Современные наукоёмкие технологии. - 2010, № 9.
6. Маргерит Лонг За роялем с Дебюсси. М. В.И. «Советский композитор», 1985, С. 156.
7. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства. // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог») - 2001, № 6, С. 12-20.
8. Федорович Е.Н. Основы психологии музыкального образования. Учебное пособие под редакцией И.Н. Немыкиной- 3-е издание, М. Директ-Медиа, 2014. - 207 с.
9. Чертовской А.Н. Пути и средства музыкально-инструментальной подготовки будущих учителей музыки начальных классов школы. [ Электронный ресурс ] / А.Н. Чертовской // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 2 ( 10 ).
© Борисевич Т.К., Зарембо А.С., 2017
УДК 37.01
Гаджиева П.Д.
канд.пед.наук., доцент ДГПУ, г. Махачкала, РД E-mail: [email protected]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация
В данной статье дан теоретический анализ проблемы формирования информационной культуры у будущих педагогов; в ней рассмотрены современные тенденции формирования информационной культуры