Научная статья на тему 'К вопросу о мониторинге регионального законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (на примере Краснодарского края)'

К вопросу о мониторинге регионального законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / MONITORING / REGIONAL LEGISLATION / CHILD NEGLECT / JUVENILE DELINQUENCY PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курдюк Петр Михайлович, Лаптева Мария Николаевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы проведения правового мониторинга в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, анализируется практика реализации закона Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», обосновывается необходимость усиления государственного начала в исследуемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курдюк Петр Михайлович, Лаптева Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of local laws monitoring in the sphere of preventive measures in juvenile offence and neglect

In the article actual problems of legal monitoring are discussed in the sphere of child neglect and juvenile delinquency prevention, the realization practice of law "Measures of child neglect and juvenile delinquency prevention (Krasnodar region)" is analysed, the necessity of state reinforcement is shown.

Текст научной работы на тему «К вопросу о мониторинге регионального законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (на примере Краснодарского края)»

П.М. Курдюк, М.Н. Лаптева

К ВОПРОСУ О МОНИТОРИНГЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Развитие российской правовой системы идет весьма быстрыми темпами. Зачастую законодательство меняется настолько стремительно и иногда кардинально, что, не имея совершенных правовых баз и не отслеживая всех изменений, трудно уследить за последними реалиями и тенденциями современного законодательства. Однако активный процесс законотворчества на всех уровнях проходит в условиях, когда сам механизм подготовки и принятия законопроектов во многом не отработан. Причем данные проблемы не раз обсуждались, предлагались конкретные механизмы их преодоления, но все остается на своих местах. А ведь это негативно сказывается на качестве законов.

Особенно много острых проблем возникает на стадии их реализации. Нормативные правовые акты часто противоречивы и не только характеризуются несоответствием иным социальным нормам, но и изобилуют коллизиями и пробельностью.

Все это делает чрезвычайно актуальным проведение правового мониторинга, важность которого обусловлена главным образом тем, что современное законодательство довольно часто не отвечает нормам морали, общественному мнению, современным экономическим, социальным и другим отношениям.

По мнению Ю.А. Тихомирова, «правовой мониторинг является элементом движения права и должен сопровождать нормативно-правовой акт от стадии зарождения идеи регулирования общественных отношений до принятия и реализации закона»*.

Особое значение он имеет в такой сфере правового регулирования, как укрепление правопорядка, профилактика правонарушений несовершеннолетних, а также в повышении их занятости и пропаганде здорового образа жизни. Большую роль в этом должны сыграть органы государственной власти субъектов Российской Федерации, задача которых - разработать и реализовать комплекс конкретных мер правового и социально-экономического характера.

Конечно, трудностей на пути реализации этих целей много. Материальные проблемы вытесняют духовно-нравственные, которые являются сущностными в семейной жизни, прежде всего в воспитании детей. Кроме того, сегодня и у нас в стране, и во многих странах мира налицо кризис семьи как социального института. Огромное количество разводов, много неблагополучных семей.

Падение нравов привело к тому, что в настоящее время в России только в детских домах находятся более 800 тысяч детей, как правило, имеющих родителей. Опеку и воспитание подрастающего поколения вынуждено взять на себя государство. Но никакие, даже самые лучшие приюты и детские дома не заменят ребенку полноценную семью и родительскую любовь. Настоящая, полноценная семья - это, может быть, лучшее, что создало человечество.

Только на Кубани в 2007 году несовершеннолетние совершили более 2,5 тысяч преступлений, при этом бродяжничали около 4 тысяч детей, 1 200 подростков пропали без вести.

В ночное время несовершеннолетними в 2007 году было совершено 24 % противоправных деяний от общего количества совершенных подростковых преступлений.

В 2007 году в специализированных учреждениях Краснодарского края прошли курс реабилитации более 5 800 несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации.

На Кубани в мирное время ежегодно около 4 тысяч детей остаются без родительского попечения, 90 % из них имели живых родителей. Ежегодно более 2 тысяч родителей лишаются родительских прав в отношении 2 500 собственных детей, восстанавливались же в своих правах лишь около 50 родителей.

Причины этого крылись в неблагополучной обстановке, жестоком обращении, конфликтах в семье. Дети уходили из дома, объединялись в группы и совершали преступления.

А ведь это наше будущее.

Поэтому в Краснодарском крае не могли остаться в стороне от решения этой насущной проблемы, ведь ситуация усугублялась с каждым годом. В августе 2008 года был принят и вступил в силу закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», который стал правовой основой для защиты жизни и здоровья указанной категории граждан и направлен на повышение ответственности родителей за воспитание детей, их жизнь и здоровье.

Закон относит к категории безнадзорных тех несовершеннолетних, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию,

обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Так, без сопровождения родителей (законных представителей), родственников или иных ответственных лиц не должны находиться в общественных местах: дети в возрасте до 7 лет - круглосуточно, в возрасте от 7 до 14 лет - с 21 часа до 6 часов, в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия - с 22 часов до 6 часов.

Также предусматривается, что родители несовершеннолетнего, обучающегося в учебном заведении, должны не допускать в период учебного времени его пребывания в Интернет-залах, игровых клубах, иных местах, где предоставляются Интернет-услуги и игровые компьютерные услуги, кафе, барах, ресторанах, кинотеатрах, развлекательных комплексах, парках развлечений и в иных развлекательных и досу-говых заведениях и заведениях общественного питания. Исключением может являться только посещение таких мест в рамках учебной деятельности или проводимого образовательным учреждением мероприятия.

Кроме того, закон обязывает родителей (законных представителей), должностных лиц принимать меры по недопущению участия детей в возрасте до 14 лет в конкурсах красоты и других мероприятиях, связанных с оценкой и демонстрацией внешности несовершеннолетних.

Разумеется, в законе закрепляется обязанность родителей или их законных представителей не допускать пребывания ребенка в организациях торговли или общепита, в которых разрешена продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, игорных заведениях и организациях, осуществляющих реализацию товаров (услуг), эксплуатирующих интерес к сексу.

Но суть краевого закона состоит не только в ограничениях для детей и требованиях для родителей. Дело в том, что в крае существует много организаций и служб, так или иначе занимающихся вопросами охраны детства. Не всегда их деятельность должным образом скоординирована, каждая из них зачастую занимается только своим собственным участком работы вне связи с усилиями других сторон, а от этого страдает дело. Поэтому краевой закон детально прописывает все вопросы взаимодействия различных служб в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений. Предусмотрены их действия в случае обнаружения фактов безнадзорного несовершеннолетнего, выявления ребенка, находящегося в социально опасном положении или проживающего в неблагополучной семье.

Нормы закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» призваны, в первую очередь, обеспечить конституционные права ребенка на нормальное образование, воспитание и развитие, а также защитить детей от преступных и иных посягательств как в ночное время суток, так и днем.

Этот документ получил широкий резонанс в кубанском обществе. Среди откликов на него были и критические. В некоторых средствах массовой информации звучали высказывания, что данный закон - это попрание прав человека, вторжение в частную жизнь, попытка создать «полицейский регион» с введением «комендантского часа» и прочие.

Подобные реакции понятны, так как отдельные положения закона затронули интересы владельцев некоторых заведений сферы торговли и оказания услуг. Владельцы Интернет-кафе, в частности, получают значительную часть своей прибыли именно за счет несовершеннолетних. Сократится доход фирм, оказывающих модельные услуги, в том числе и с привлечением несовершеннолетних. Разумеется, мириться с потерей доходов эти люди и организации не хотят.

Всего лишь полгода реализации этого закона показали не только его необходимость и своевременность, но даже его изначальные противники признали пользу этого нормативного правового акта.

Так, за период действия закона выявлено более 47 тысяч детей, находившихся в ночное время на улице без сопровождения взрослых (в среднем 9 тысяч детей в месяц или более 300 человек в день). Если в начале действия закона до 1 000 детей ежедневно выявлялись и возвращались домой с улицы, то в конце 2008 года эта цифра сократилась в 10 раз.

Если в августе 2008 года в среднем ежедневно в ночное время без сопровождения взрослых выявлялось 930 детей, то в сентябре уже их было 227, в октябре - 180, в ноябре - 140, а в декабре - 96.

С августа по декабрь 2008 года выявлен 851 ребенок, находящийся в социально опасном положении, и более 3 тысяч родителей, которые не исполняли свои обязанности по воспитанию детей.

В период реализации закона почти на 9 % стало меньше преступлений, совершенных в отношении детей. На 15 % снизилось число детей, ставших жертвами ограблений и разбойных нападений.

На 22,3 % зарегистрировано меньше фактов участия несовершеннолетних в противоправных деяниях, в том числе: на 26 % меньше подростков стало участвовать в кражах, на 27 % - в грабежах.

По состоянию на конец декабря 2008 года количество преступлений, совершенных подростками в ночное время, сократилось на 48 % (со 182 до 94). Уменьшилось количество ночных краж (на 49 %).

Одним из самых сложных вопросов в исполнении норм закона стал вопрос предупреждения алкоголизации детей.

Контролирующими органами проверено почти 6 тысяч объектов торговли и объектов общественного питания. В 70 % выявлены нарушения. По итогам проверок возбуждено почти 5,5 тысяч дел об административных правонарушениях. Юридических лиц оштрафовано на сумму более 3 млн рублей, физических лиц - более 2,5 млн рублей.

По 405 объектам торговли и общественного питания приняты судебные решения о приостановлении деятельности на срок до 90 суток. Отозвана 41 лицензия у торговых предприятий. По инициативе муниципальных образований края приостановлена деятельность 133 лицензий объектов торговли, реализующих алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Изъято почти 40 тонн алкогольной и пивной продукции и около 20 тысяч пачек сигарет.

Выявлено 1 320 торговых точек и предприятий общественного питания, реализующих алкоголь ближе 150 метров от школ, детских, медицинских и спортивных учреждений. Из них: 210 - закрыты, 787 - сняли с продажи крепкие спиртные напитки.

Мы все должны себе четко уяснить: государство не имеет права самоустраниться от решения этой острой проблемы. У страны, которая не заботится о своих детях, нет и не может быть будущего. И если родители не могут или не хотят заниматься своими детьми, если ребенку лучше на улице или в подворотне, а не в кругу семьи, если такими угрожающими темпами растет число малолетних преступников, значит, пришло время принимать кардинальные решения.

Подобные строгие правила в отношении несовершеннолетних действуют также в ряде российских регионов. Например, в Пермском крае, Москве, Санкт-Петербурге, Томской и Липецкой областях, Хабаровском крае, Волгоградской области и целом ряде других субъектов Российской Федерации.

Поддержал нас и Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, который выступил с инициативой внесения ряда положений данного закона в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В настоящее время президентские поправки прошли уже второе чтение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Таким образом, очевидно, что принятый нормативный правовой акт не только должен отвечать реалиям и потребностям современного общества, его социально-экономическим потребностям, но и его реализация должна осуществляться на должном уровне, чему призвано способствовать проведение правового мониторинга применительно к исследуемой теме - способствовать гармоничному развитию подрастающих поколений, повышению нравственного иммунитета общества, становлению личности с высоким положительным социальным потенциалом.

* Цит. по: Еремина О.Ю. О правовом мониторинге // Журнал российского права. 2006. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.