Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 29(244). Право. Вып. 29. С. 99-103.
А. Ю. Винников
К ВОПРОСУ О МЕСТЕ И РОЛИ ДЕКЛАРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РСФСР В СТАНОВЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Анализируются положения Декларации о государственном суверенитете РСФСР, определяются ее место и роль в становлении российского государства.
Ключевые слова: декларация, государственный суверенитет, народный суверенитет, народовластие, разделение властей, демократия, гражданство, федеративное устройство, консти-
туционно-правовой акт.
Ухудшение социально-экономического положения в СССР во второй половине 1980-х гг. требовало от руководства страны проведения преобразований. Осуществляемое руководителями КПСС реформирование социализма путем внедрения экономических, а затем и государственных (конституционных) нововведений не дало ожидаемого эффекта. Политика периода перестройки, а также господствующая в вопросах национально-государственного устройства идея децентрализации СССР привели к так называемому «параду суверенитетов»1, который стал логическим следствием сложившихся на тот момент общественных отношений, требовавших решения скопившихся проблем в совершенно ином направлении, нежели путем преобразования социализма.
В таких условиях 12 июня 1990 г. Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее — Декларация). Основополагающим положением Декларации явилось провозглашение государственного суверенитета РСФСР на всей ее территории2. Декларирование суверенитета РСФСР стало первым и наиболее важным шагом на пути становления российского государства, поскольку неотъемлемым свойством любого государства является суверенитет, без которого невозможно существование государства как самостоятельного субъекта права. Неудивительно, что данный тезис отражен в Декларации, которая провозглашает: «суверенитет РСФСР — естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции»2.
Суверенитет является сущностной характеристикой государственной власти, обеспечивающий в обществе именно государству особый,
уникальный статус по сравнению с другими политическими институтами (верховенство), равно как и в международном сообществе (независимость)3. Наличие такого внутреннего и внешнего аспекта государственного суверенитета признается многими авторами4. Суверенитет государства также проявляется в верховенстве, единстве, самостоятельности и независимости государственной власти.
Декларация закрепляет основополагающие принципы государственного устройства РСФСР, в которых находит свое воплощение государственный суверенитет, и которые представляют собой гарантии его выражения.
Верховенство государственной власти как свойство суверенитета РСФСР проявляется в том, что Декларацией «устанавливается верховенство Конституции и законов РСФСР на всей территории РСФСР». Причем данный принцип имеет прямое действие, так как в его развитие закрепляется норма о том, что «действие законов СССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается республикой на своей территории»5.
Провозглашенная Декларацией «полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни» представляет собой, по сути, выражение самостоятельности и независимости государственной власти РСФСР.
Единство государственной власти означает обладание ею на всех уровнях осуществления одинаковыми сущностью, формами и методами деятельности, причем между всеми органами государственной власти должны быть связь, распределение полномочий (разделение властей), дисциплина, субординация, взаимообусловленность6.
Основой для создания единства органов государственной власти стало закрепление
Декларацией разделения законодательной, исполнительной и судебной властей как важнейшего принципа функционирования РСФСР2. Но, несмотря на то, что «данный нормативно-правовой акт имел декларативную заданность и не решал вопрос о конкретных формах организации и взаимодействия ветвей власти»7, он положил начало развитию и реализации на практике принципа разделения властей. Неоспоримым доказательством данного факта служит то, что «термин “судебная власть” получил впервые официальное признание и закрепление в Декларации о государственном суверенитете РСФСР»8.
Декларация закрепила отказ от использования методов и форм тоталитарного политического режима и определила дальнейшее развитие РСФСР как демократического государства. Демократический принцип является основополагающим принципом, определяющим не только единство государственной власти, но и государственное устройство в целом. Декларация, заявляя только о «решимости создать демократическое правовое государство»2, фактически закрепляет демократический принцип, которым в дальнейшем необходимо руководствоваться при установлении основ конституционного строя.
Демократия — это власть народа, то есть политический режим, характеризующийся, в первую очередь, периодической сменяемостью избираемых населением органов публичной власти, свободой печати, отказом от цензуры, приоритетом прав человека перед правами государства, его органов9. Установление Декларацией приоритета прав человека перед правами государства в развитие демократического принципа государственного устройства выражается в том, что «государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей — обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком»2. Тем самым закрепляется подчиненное по отношению к человеку положение государства, деятельность которого осуществляется с соблюдением принципа приоритета прав человека.
Провозглашая суверенитет российского государства, Декларация закрепляет и суверенитет народа (народовластие), который, с одной стороны, является основой государственного суверенитета10, ведь «носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР яв-
ляется ее многонациональный народ»2, а с другой — представляет собой базовый принцип демократии11. Народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление им этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами11.
Формы свободного осуществления власти народом также отражены в Декларации: «непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР»2. Однако осуществление власти народом только через представительные органы противоречит провозглашенному Декларацией принципу разделения властей, так как народ, являясь единственным источником государственной власти и наделяя все органы государства властью, должен осуществлять ее через всю систему ветвей власти, включая исполнительную и судебную. Такое положение объясняется тем, что Конституция РСФСР 1978 г. (в редакции от 31 мая 1990 г.) предусматривала наличие только представительных органов власти и не закрепляла принцип разделения властей.
В развитие нормы о народном суверенитете и о принадлежности всей власти народу Декларацией также «провозглашается право народа на владение, пользование и распоряжение национальными богатствами России»5.
Кроме того, выражение непосредственного осуществления власти народа как совокупности «всех граждан, проживающих на соответствующей территории, независимо от их национальной принадлежности»12 закреплено в норме Декларации о том, что «территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума»2.
Народ, являясь единственным источником и носителем всей власти в государстве, проживает на территории своего государства. Но часто происходит так, что отдельные представители такого народа перемещаются по территории государства или выезжают за его пределы. Поэтому для определения принадлежности индивида к конкретному народу и определенному государству существует такая категория, как «гражданство», представляющее собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека13.
Провозгласив государственный суверенитет и народовластие, Декларация не могла не установить основы гражданства РСФСР. Раскрывая содержание гражданства, она декларирует, что граждане за пределами государства находятся под защитой и покровительством РСФСР, им гарантируются права и свободы, предусмотренные конституцией и общепризнанными нормами международного права. Согласно Декларации граждане, в том числе участвуя в общественных объединениях, обладают равными правовыми возможностями в управлении государственными и общественными делами2.
Декларация положила начало развитию федеративного устройства российского государства. Она установила форму государственнотерриториального устройства РСФСР в виде федерации, провозгласив необходимость существенного расширения прав входящих в состав РСФСР образований, конкретные вопросы осуществления которых определяются законодательством2. Причем Декларация отошла от ранее действовавшего национального принципа деления и закрепила национально-территориальный принцип построения федерации, приравняв фактически статусы автономных республик, автономных областей, автономных округов со статусами краев и областей РСФСР.
Провозгласив право народов (этнических общностей в составе РСФСР) на самоопределение, Декларация устанавливает возможность осуществления такого права путем создания не только национально-государственных, но и национально-культурных образований. Тем самым этнические общности в многонациональном государстве РСФСР вправе выбрать свой путь, создав либо отдельное государственное образование в составе единого государства, либо национально -культурную автономию14.
В Декларации закреплен и внешний аспект проявления государственного суверенитета РСФСР. Она непосредственно устанавливает обязательность создания полномочных представительств России в зарубежных странах. Кроме того, в Декларации наша страна заявила о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы
народов России11. Такие положения Декларации говорят о самостоятельном и независимом статусе РСФСР на международной арене, ведь «именно государство как носитель суверенных прав вовне реализует такие присущие “внешней стороне” государственного суверенитета права, как право на мир, право на международное общение и сотрудничество с другими государствами, право на участие в “универсальных международных договорах”, право на полноправное членство в международных организациях и др.»15.
Несмотря на декларирование государственного суверенитета РСФСР, Декларация не исключила возможность дальнейшего существования России в составе СССР, но уже в его обновленном виде. Причем такое положение РСФСР не умаляет провозглашенного суверенитета, так как она самостоятельно и независимо от кого-либо и только в добровольном порядке может передавать свои полномочия СССР, оставляя за собой право участвовать в осуществлении переданных полномочий.
Об обновленном Союзе ССР говорят положения Декларации о наличии суверенных прав других республик в его составе и их уважении российским государством. Союз ССР основывается на заключенном равноправными субъектами Договоре, из которого РСФСР вправе свободно выйти2.
Обобщая изложенное, «нельзя не констатировать, что Декларация (хотя и говорит о развитии РСФСР в обновленном Союзе ССР) в целом выдержана как документ государства, ориентирующегося на свою независимость и самостоятельность. Не случайно день — 12 июня 1990 г. — позже был объявлен государственным праздником России»5.
Декларация, в сущности, представляет собой первый конституционный нормативный правовой акт РСФСР как самостоятельного и независимого государства. Именно она, провозгласив государственный суверенитет, открыла новую страницу в развитии суверенного российского государства.
Не возникает сомнений и в том, что Декларация является конституционно-правовым актом. Она закрепляет совершенно новые для России основополагающие принципы государственного устройства, регулируя такие вопросы, как государственный суверенитет, верховенство, единство, самостоятельность и независимость
государственной власти, народный суверенитет (народовластие), демократия, разделение властей, федеративное устройство, гражданство. Тем самым Декларация регламентирует основополагающие фундаментальные общественные отношения, определяющие устройство государства и общества, правовой статус человека и гражданина, государственно-территориальное устройство, которые представляют собой основу для других общественных отношений и являются предметом конституционного права16.
О конституционно-правовом характере Декларации говорит и статус принявшего ее органа. Съезд народных депутатов РСФСР согласно Конституции РСФСР 1978 г. (в редакции от 31 мая 1990 г.) является высшим представительным органом власти РСФСР, который правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ее ведению, и к исключительной компетенции которого относится, в частности, принятие Конституции и внесение в нее изменений и дополнений, решение вопросов национально-государственного устройства и вопросов об утверждении границ РСФСР.
Конституционно-правовой характер Декларации подтверждает также тот факт, что она была объявлена основой для разработки новой Конституции РСФСР и совершенствования законодательства. Так, в развитие ее положений «16 июня 1990 г. был принят Закон “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР”, которым все политические партии РСФСР были поставлены в равное положение перед законом, а 20 июня 1990 г. Съезд принял постановление «О механизме народовластия в РСФСР”, которым было положено начало разделению функций и деятельности государственных и партийных органов»11. Кроме того, в Конституцию РФ 1993 г. были включены в том или ином виде нормы Декларации, например, нормы о государственном суверенитете и народовластии17.
Наряду с конституционно-правовым характером Декларация имеет в своем содержании политический оттенок. Она не только устанавливает конституционно-правовые нормы, но и определяет ориентиры, приоритеты и перспективы развития российской национальной государственности, которыми должны руководствоваться субъекты политических отношений.
Таким образом, Декларация о государственном суверенитете РСФСР имела огромное зна-
чение в становлении нового демократического суверенного российского государства. Она стала гарантом суверенитета государства, его реальной самостоятельности в решении важных проблем государственной и общественной жизни.
Принятие в 1990 г. Декларации повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти. С этого времени начал весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих завершенного и целостного конституционно-правового решения18. Декларация дала толчок развитию демократических процессов, способствовала приведению российского законодательства в соответствие с общепризнанными международными стандартами прав и свобод человека, интеграции России в мировое сообщество19.
Примечания
1 «Парад суверенитетов» — процесс принятия в период перестройки и распада СССР входящими в его состав автономными республиками деклараций о суверенитете. См.: История государства и права России : учебник / под ред. Ю. П. Титова. М., 2003. С. 507; Исаев, И. А. История государства и права России : учебник. М., 2004. С. 763; Овсепян, Ж. И. Ключевые политические события и конституционные акты периода «перестройки» в СССР (1985-1991 гг.) // Северо-кавказ. юрид. вестн. 2006. № 1. С. 3-30.
2 См.: Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.
3См.: Кузьмин, Э. Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журн. рос.права. 2006. № 3. С. 84-95.
4 См.: Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. М., 2010. Т. 1. С. 382; Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов. М., 2007. С. 143; Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М., 2010. С. 9; Марченко, М. Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. 2003. № 1. С. 186-197; Червонюк, В. И. Конституционное право России : учеб. пособие. М., 2003. С. 110.
5Авакьян, С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.
6 Он же. Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие: в 2 т. М., 2010. Т. 1. С. 381.
1 Ишеков, К. А. Становление региональной системы разделения властей в России: начальный этап // Конституц. и муницип. право. 2009. № 17. С. 36-39.
8 Короткова, О. И. Сильная власть как предопределяющий фактор на пути становления российского правового государства // Рос. судья. 2009. № 6. С. 10-12.
9 См.: Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / под ред. Ю. А. Дмитриева. М., 2007. С. 12.
10 См.: Дамдинов, Б. Д. Государственный суверенитет в системе принципов федеративного устройства России: некоторые проблемы теории и практики // Сибирский юрид. вестн. 2003. № 4. С. 15-19.
11 См.: Кутафин, О. Е. Российский конституционализм. М., 2008.
12 Авакъян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. М., 2010. Т. 1. С. 383.
13 См.: Бархатова, Е. Ю. Указ. соч. С. 15.
14 См.: Румянцев, О. Г. Основы конституционного строя России. М., 1994.
15Марченко, М. Н. Указ. соч. С. 186.
16 См.: Катков, Д. Б. Конституционное право России: учеб. пособие I Д. Б. Катков, Е. В. Корчиго. М., 1999. С. 5-7. Козлова, Е. И. Конституционное право России / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. М., 2003. С. 9-10; Червонюк, В. И. Указ. соч. С. 10.
17 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
18 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. Л. А. Окунькова. М., 1996. С. 8.
19 Колесников, Е. В. Конституция и конституционные законы как основа российской правовой системы//Правоведение. 1995. № 4-5. С. 3-13.