I. ПРАВО
1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ПРАВО
1.1. КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ
Киркина Н.В., кафедра конституционного и муниципального права Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, аспирантка
Андреев В.В., д.и.н., профессор кафедры теории и истории государства и права, ректор Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.
Аннотаиия. В статье рассмотрены конституционно-правовые основы национально-государственных преобразований в Чувашской Республике в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Дается анализ происходившим событиям в вышеназванной республике РФ, Конституции России.
Ключевые слова: Конституция РФ и субъектов РФ, субъекты РФ, Декларация о государственном суверенитете, Федеративный Договор, конституционно-правовые основы
CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASICS OF THE NATIONAL AND STATEHOOD TRANSFORMATIONS IN THE CHUVASH REPUBLIC AT THE TURN OF XX-XXITH CENTURIES
Kirkina N.V. - postgraduate student of department of constitutional and municipal law, Cheboksary cooperative institute (branch) of Russian University of Cooperation, Andreev V.V. - professor, department of theory and history of law, rector of Cheboksary cooperative institute (branch) of Russian University of Cooperation
Annotation: In the article the constitutional and legal basics of the national and statehood transformations in the Chuvash Republic in late 1980-s-early 1990-s are considered. Пе article also gives an analysis of the events in the above-named republic Russian Federation, the Constitution of Russia.
Keywords: Constitution of the Russian Federation and the regions of the federation, Federal Treaty, constitutional and legal basics, etc.
С конца 1980-х - начала 1990-х гг. начался процесс сущностного переустройства республик являющихся в историческом плане фундаментом советского много-
национального союзного государства. Переустройство национально-государственного строительства в стране наряду с другими социально-политическими, экономическими и духовно-культурными факторами связано с процессом демонтажа СССР и со стремлением РСФСР как союзной республики к полной независимости от центра, тем более и исторических, и политических причин к тому за годы Советской власти выявилось более чем достаточно.
В этот период в многонациональном союзном государстве проявления националистических движений и сепаратистских течений с требованиями отделения национальных республик и создания самостоятельных государств стали объективным историческим фактом. Авторы разделяют мнение исследователя Бекира Де-мира, считающего, что «центробежная тенденция возникла под влиянием расколов в советской политической элите, неспособности центральных структур ответить на вызов времени и адаптироваться к новым поколениям России, которые демонтировали активное неприятие зацентрализованности догматизма, бюрократизма во всех сферах жизни»1.
Анализ событий свидетельствует о том, что активизации процессов формирования национальных движений в автономных республиках РСФСР во многом способствовали общесоюзные процессы и процессы, происходящие в союзных республиках.
Этнополитическая ситуация в республиках Среднего Поволжья в конце 1980-х - начале 1990-х гг. оставалась в целом управляемой. Она осложнялась по мере нарастания общесоюзных и общероссийских событий, которые оказывали особое влияние прежде всего на этнополитических лидеров республик. В частности, выборы народных депутатов РСФСР в 1990 г. позволили победить радикальным демократам, и с этого времени высший законодательный орган власти РФ оказывал поддержку процессам суверенизации союзных и автономных республик.
На этих выборах большинство электората в автономиях, в т.ч. в Чувашской Республике, поддержало демократических кандидатов, выдвинувших лозунг уравнивания в правах всех национально-территориальных субъектов СССР.
Идея повышения политического статуса автономных республик родилась осенью 1989 г. в самой союзной власти как попытка противодействия постоянно возрастающему политическому авторитету Б.Н. Ельцина. Принятие Верховным Советом СССР в апреле 1990 г. Закона «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации»2, ускорили и процесс изменения правового статуса автономных республик, которые вскоре (1990 г.) из уст Б.Н. Ельцина получили как бы официальное разрешение «брать столько суверенитета, сколько они могут проглотить».
1 Бекир, Демир. Этнополитическая дезинтеграция: после СССР
- Россия? // Федерализм. - 2000. - № 2. - С. 76.
2 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного
Совета СССР. - 1990. - № 19. - С. 329.
Исследователь К.В. Калинина отмечает, что в проекте Договора о Союзе суверенных республик предполагалось, что субъектами Союза становятся все бывшие союзные и автономные республики (согласованный протокол был подписан 26 республиками). Такой подход воспринимался неоднозначно, особенно со стороны ряда союзных республик, считавших, что их права могут быть ущемлены, поэтому в проекте Договора было определено положение о том, что республики -участницы Договора (имеются в виду автономные) входят в Союз непосредственно, либо по их усмотрению, в состав других республик, что не ущемляет их прав и не освобождает от обязанностей по Договору3.
Правовой основой начала переустройства национально-государственных образований - автономных республик послужила ст. 1 ч. 3 Закона, провозгласившая автономные республики как государства - субъекты федерации и фактически уравнявшая их в правах с союзными республиками. Такая установка противоречила основным принципам федеративного устройства согласно Конституции РСФСР и Конституции СССР (ст. 71)4, но закон немедленно вступил в силу и дал импульс активизации сил по переустройству национально-автономных образований и приданию им иного статуса, предоставляя автономным республикам право строительства отношений с союзными республиками на договорных основах.
I Съезд народных депутатов РСФСР (1990 г.) принял Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР» , а затем - Закон РСФСР о действии актов Союза ССР на территории РСФСР, Закон об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР, согласно которым предприятия союзного подчинения были переведены под юрисдикцию РСФСР, и ряд других Законов, давших простор для изменения сложившейся системы национально-государственного строительства в СССР и РСФСР.
Много возможностей и соответствующей правовой базы для изменения автономными республиками государственно-правового статуса дало принятие Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», в ст. 9 которой была признана необходимость расширения прав субъектов. Декларация России дала автономиям толчок для провозглашения и принятия своих деклараций о суверенитете, что и происходило практически во всех республиках.
В Декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР от 24 октября 1990 г. республика провозглашена в качестве «суверенного государства, единственного национально-государственного образования чувашской нации»6. При этом национально-государственное образование перечеркнуло свое автономное право в составе РСФСР, объявило себя Советской Социалистической Республикой, являющейся субъектом как РСФСР, так и Союза ССР на «основе осущест-
3 См.: Вопросы национальных и федеративных отношений. Вып. II. - М., 1997. - С. 40.
4 В соответствии со ст. 71 Конституции СССР (1977 г.) СССР объединяли только союзные республики. В ст. 85 этой же Конституции перечислены все автономные республики, входящие только в состав союзных республик. Это положение закреплено в ст. 82, согласно которой автономные республики находятся в составе союзной республики.
5 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 2. - С. 22.
6 См.: Чувашское население России. Консолидация. Диаспори-зация. Интеграция. - Т. 1. Республика и диаспора. - М., 2000. - С.
89.
вления чувашской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение»7.
В Декларации в качестве основ провозглашения суверенитета, также явились «ответственность за судьбу чувашской нации, необходимость сохранения и развития культуры, языка, традиций и быта чувашской нации», «осознание неотложности расширения правового статуса республики для дальнейшего политического, экономического, социального и духовного развития», стремление создания демократического правового государства» и ряд других положений8.
Вышеназванные положения, установление «исключительного права народа республики на владение, пользование и распоряжение ее национальным богатством», объявление земли, ее недр, воды, леса, растительного и животного мира, других природных ресурсов «собственностью Чувашской ССР», претензии на «ведение внешнеэкономической деятельности, установление прямых экономических и культурных связей с зарубежными государствами, формирование собственного валютного фонда»9 выходили за пределы конституционно-правового поля, действовавшего в СССР и РСФСР, свидетельствовали об абсолютизации этнического фактора в жизнедеятельности чувашского народа и желание этнической элиты республики решать вопросы повышения ее статуса без достаточного учета различных факторов, определяющих в перспективе развитие Чувашской Республики в составе РФ и СССР. Особенно опасным было провозглашение верховенства Конституции и Законов Чувашской ССР над действиями законов СССР и РСФСР на территории республики, не противоречащих Конституции Чувашии.
Следует отметить, что в Декларации все же были моменты, свидетельствующие о понимании национальной элитой и руководством Верховного Совета республики опасности ухода в сторону национализма и сепаратизма, изоляции республики от центра и других автономных или союзных республик. Об этом говорят положения Декларации, где отмечены зависимость действия общесоюзных и общероссийских законов на территории республики в соответствии союзному и Федеративному договору; Декларация исходит из понимания того, что «народ республики» состоит из граждан всех национальностей, проживающих в республике, и из «уважения суверенных прав всех народов РСФСР и Союза ССР»; республика признается как субъект федеративных отношений в РСФСР и СССР, а ее граждане сохраняют гражданство СССР и РСФСР; в Декларации подчеркивается, что «разграничение объектов собственности между СССР и субъектами Федерации, а также передача имущества республики в собственность (ведение) СССР и РСФСР определяются соответствующими соглашениями». Последним пунктом специально оговаривается, что сама Декларация является основой не только для принятия Конституции республики, но и «федеративного и союзного договоров»10.
Таким образом, Декларация о государственном суверенитете республики хотя и претендует на заметное повышение статуса республики, но в рамках определенных договоров и соглашений, на основе совмест-
7 Там же.
8 Там же.
9 Там же. - С. 90.
10 См.: Чувашское население России. Консолидация. Диаспори-зация. Интеграция. - Т. 1. Республика и диаспора. - М., 2000. - С.
90.
ных действий как СССР, так и РСФСР. Декларация должна была стимулировать возрождение самосознания не только чуваш, но и других народов, проживающих на территории республики, определенную самостоятельность и независимость от центра, обратить внимание на защиту природных и экономических ресурсов и развитие национально-патриотических, демократических партий и движений11.
В этот период автономные и другие республики также объявили себя Советскими Социалистическими без слова «автономная». Лишь по Конституции РФ 1993 г. и Конституциям других (бывших автономных) республик установились ныне действующие названия национально-государственных образований в РФ, которых раньше было 16, а впоследствии стало 21.
В реальных условиях изменения статуса государственности национальных республик важную роль сыграл Федеративный Договор (1992 г.), ставший подлинно политико-правовым документом, стабилизирующим этнополитическую ситуацию в стране12, конституционный смысл подготовки и подписания которого заключается в том, что с его принятием был сделан первый шаг к оформлению нового для России в политическом аспекте договорно-конституционного принципа взаимоотношения между субъектами федерации, основанного на всеобъемлющем учете интересов Российского государства как целого и проживающих на его территории народов.
Федеративный Договор констатирует переход к федерации на смешанном принципе (с 3 видами субъектов), т.е. юридически закрепляет реально существующую разнотипность субъектов федерации: национально-государственные образования (суверенные республики в составе РФ), административно-территориальные (края, области, а также города Москва и Санкт-Петербург) и национально-территориальные (автономные области и автономные округа). Существенно то, что все субъекты федерации в политическом отношении равноправны, имеют одни и те же права и полномочия, несут равные обязанности в политической, социальной, экономической и культурной областях.
Федеративный Договор - документ политического характера, основа демократических федеративных связей в РФ. Правовая основа документа позволяет выработать целенаправленную национальную политику и сориентировать ее на преобразование национально-государственного устройства России, на радикальные меры по разрешению компетенции республик, устранению излишней централизации во взаимоотношениях федерации и ее субъектов, что в политическом отношении является шагом вперед к демократизации. Одновременно в политическом плане за РФ сохраняются полномочия, позволяющие в целом обеспечивать суверенитет России как единого государства.
Федеративный Договор нацелен на то, чтобы в субъектах федерации формировалась сильная политическая власть в органическом единстве ее юридической, экономической и административной основ. Россия будет в политическом плане стабильной, когда в ее субъектах будут самостоятельно решаться региональные проблемы. Федеративный Договор меняет взгляд
— См.: Текущий архив Администрации Президента Чувашской Республики. Д. «Материалы об общественно-политической обстановке в республике». - Л. 21-22.
— См.: Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив. - М., 1998. - С. 9.
на провинцию, что способствует более активному политическому решению проблем национальногосударственного устройства в РФ без применения силовых методов.
Подготовка и заключение Договора были сложным и трудным политическим процессом. Анализ различных текстов, подходов и концепций Федеративного Договора, разработка новых предложений способствовали пониманию того, что решить проблемы национальногосударственного устройства народов России политическими методами можно только совместными усилиями субъектов Федерации. С учетом предложений республик и с участием их представителей был подписан Федеративный Договор, который зиждется на принципе равноправия субъектов. Документ был одобрен III Съездом народных депутатов РСФСР.
В Федеративном Договоре учитывался предшествующий опыт конституционного регулирования отношений между национальными республиками и федеральным центром. Политическая значимость этого документа для России и входящих в нее республик пока еще не воспринята массовым политическим сознанием. Однако, подписав этот важнейший документ, республики активно используют право самостоятельного субъекта федерации в решении всех вопросов, которые касаются их национальных интересов. Мы разделяем точку зрения исследователя и политика Р.Г. Абдулатипова о том, что Федеративный Договор при всех его трудностях в определенной мере решил задачи обретения народами «достойной самостоятельности и разумной независимости от центра» и «сохранения единства существующего государства», исторической российской государственности и исторической общности народов многонациональной России13.
Подписание Федеративного Договора не означало, что вопросы отношений республик с центром уже решены. Остается устойчивой психология унитарного мышления, недопонимание новой политики России в межнациональных отношениях. Государственные органы управления как в центре, так и в республиках не избавились от груза прошлого и не в полной мере используют предоставленные Федеративным Договором возможности для практического решения вопросов в интересах России ее субъектов.
Закрепляющим в политико-правовом отношении актом, подтверждающим как относительную самостоятельность, так и принадлежность республик как субъектов РФ к единому многонациональному российскому государству, являются Конституция РФ и Конституция Чувашской Республики14. В целях обеспечения единства государства и развития национального многообразия в ст. 5 Конституции РФ подчеркнуто: федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий органами государственной власти РФ и органами го-
— См.: Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив. - М., 1998.
— Конституция Республики Марий Эл. Принята Государственным Собранием 24 июня г. - Йошкар-Ола, 1995; Конституция Республики Мордовия. Принята Конституционным собранием 21 сентября 1995 г. - Саранск, 1995; Конституция Чувашской Республики. Принята Государственным Советом Чувашской Республики 30 ноября 2000 г. - Чебоксары, 2000.
сударственной субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов РФ15.
С учетом данной конституционной нормы Чувашская Республика признает себя субъектом РФ. Конституцией РФ закреплено равноправие ее субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что обеспечивает полную конституционную политико-правовую гарантию государственности республик.
Республики, как и все субъекты федерации, получили право законотворческой инициативы, стали иметь свою Конституцию и право на свое законодательство. Для понимания сути исследуемой проблемы важно еще одно положение Конституции РФ, где (в ч. 5. п. 66) подчеркнуто: «Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Феде-рации»16.
В плане национально-государственного переустройства республик в Конституциях субъектов РФ появились положения: о том, что они являются демократическими правовыми государствами и реализуют неотъемлемое право на самоопределение; в Конституциях определены структура органов государственной власти и управления, судебной власти, государственные конституционно-правовые основы и функции социально-экономической, этнокультурной деятельности, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов на территории республик; определены права и свободы человека и гражданина, государственные языки, государственные символы: флаг, герб, гимн республик.
В Конституции Чувашской республики подчеркнуты важные положения, определяющие место национально-государственного формирования в РФ, ее статус в составе Российского государства. В Конституции выделено, что республика является субъектом РФ, национально-государственным формированием в составе России, что Конституция республики не должна противоречить Конституции РФ. Так, в ст. 3 главы первой Конституции Чувашии подчеркнуто, что государственная власть в республике основывается на принципах «государственной и территориальной целостности Российской Федерации», «верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов на всей территории Чувашской Республики», «разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством», «самостоятельного осуществления органами государственной власти Чувашской Республики принадлежащих им полномочий»17.
В Конституции Чувашии указывается и выделяется не только необходимость сохранения самобытности и уважения к многовековой истории коренных народов республик, но и историческая общность народов России, «историческое единство с народами России», «стремление к сохранению целостности Российской Федерации».
Важное значение имеет наиболее полное отражение в Конституции Чувашской Республики понимания единства интересов, прав и свобод «народов, прожи-
— Конституция Российской Федерации. - М., 1993. - Ст. 5.
— Там же.
17 См.: Конституция Чувашской Республики. - Чебоксары, 2000.
- Ст. 5, 6.
вающих на территории республик» или термина «многонационального народа» республики.
Конституция Чувашской республики, как и Конституция РФ, воплощение их статей в жизнь в реальных условиях социально-экономического, политического и духовно-культурного развития народов России с наиболее полным развитием и использованием их потенциала позволят России прийти к новым федеративным отношениям.
Ценность Конституции Чувашской Республики, как и многих других республик, заключается в том, что в них в полной мере признаются интересы не только коренной нации, но и всех других, проживающих на территории национально-государственных формирований; положения и статьи Конституции в целом не противоречат Конституции РФ и основным федеративным законам по принципиальным вопросам; принятые Конституция направлена на творческое развитие и использование потенциала народов в утверждении многообразия форм собственности, принципов плюрализма в идеологии, демократии и гласности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
По вполне обоснованному мнению российских уче-ных18, должны быть политико-правовые гарантии укрепления государственности, и это касается как центра России, так и регионов - республик, а формирование и повышение статуса их государственности станет прочным и стабильным лишь при определенных политико-правовых гарантиях развития и укрепления последних как субъектов РФ1 .
Преобразование федеративных отношений в российском многонациональном государстве, становление, по существу, новой демократической государственности повлекли изменения отношений федерального центра и субъектов федерации. Эти изменения могли осуществиться только на конституционно-правовой основе, выработка которой потребовала довольно продолжительного исторического периода.
На всех этих этапах постоянное внимание уделялось поиску политико-правовых гарантий формирования и укрепления государственности России, не допуская разрастания опасности ее расчленения, которое грозило государству в реальности. С одной стороны, требовалось удовлетворение интересов национальногосударственных образований, повышения их статуса как субъектов РФ, а с другой - укрепления российской государственности в целом на основе установления и утверждения новых федеративных отношений.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Киркиной Н.В., Андреева В.В. «Конституционно-правовые основы национально-государственных преобразований в Чувашской республике на рубеже ХХ-ХХ! вв.».
Российское многонациональное государство с многовековой историей представляет уникальную мозаику народов и культур. В силу этого сама действительность стимулирует находить различные способы сосуществования, учитывая особенности политических, экономических, социальных, культурных, правовых и иных факторов, вырабатывать рациональные принци-
18 См. например: Семенов, Д.Б. Некоторые вопросы политикоправового управления федеративными отношениями. - М., 1998.
- С. 6-7.
19 Филиппов, Н.К. Республики в составе Российской Федерации: конституционные аспекты взаимоотношений. - Чебоксары, 1997.
- С. 91-92.
пы дальнейшего развития. Важным направлением обновления на современном этапе остается совершенствование национально-государственного устройства новейшей России. Поэтому актуальность темы, выбранной авторами статьи, не вызывает сомнения. В статье анализируется законодательная база нацие-строительства в Чувашской Республике. На основе сравнения различных подходов и разработке конституционно-правовых основ в субъектах РФ авторы предлагают направления совершенствования законодательных актов.
Вывод рецензента: рекомендовать статью «Конституционно-правовые основы национально-государственных преобразований в Чувашской Республике на рубеже ХХ-ХХІ вв.», для публикации в журнале «Бизнес в законе».
Зав. кафедрой теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института,
Российский университет кооперации, профессор, д.юн. Н.И. Петренко