удк 336.221 Юрий Владимирович Лапин
аспирант кафедры финансов,
[email protected] СГСЭУ
К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
В статье раскрывается сущность налогового механизма, который проявляется через состав и содержание его элементов: налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. В процессе функционирования налогового механизма все его составные элементы должны быть тесно взаимосвязаны и при необходимости своевременно корректироваться с учетом социально-экономической ситуации, сложившейся в стране. Отмечается, что управление, как метод осуществления налоговой политики, заключается в организующей и распорядительной деятельности соответствующих государственных органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития. Делается вывод, что посредством налогового анализа и контроля можно качественно улучшить инструменты налоговой политики, скорректировать их элементы, а также повысить эффективность налогового администрирования.
Ключевые слова: государственная налоговая политика, налоговый механизм, налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование, налоговый контроль, налоговый анализ, налоговые доходы, налогообложение.
Yu.V. Lapin
MECHANISMS OF TAX POLICY
The paper reveals the essence of tax mechanism which manifests itself through structure and content of its elements: tax planning and forecasting, tax regulations and tax control. All components of the tax mechanism should be closely interrelated and be able to be adjusted taking into account the socio-economic situation in the country. It is noted that tax policy implemantation is done through organizing and administrative activities of state agencies which aim to create a better system of taxation. It is concluded that through tax analysis and control it is possible to improve the tax policy tools, to adjust their components as well as to improve the efficiency of tax administration.
Keywords: state tax policy, tax mechanism, tax planning and forecasting, tax regulation, tax control, tax analysis, tax revenue, taxation.
Реализация налоговой политики на уровне государства определяет стратегические и тактические цели, при достижении которых обеспечивается развитие всех уровней управления. Главное условие формирования налоговой политики и механизма ее реализации - это сбалансированность интересов государства и налогоплательщиков.
В экономической литературе сложилось убеждение, что практическое достижение целей налоговой политики обеспечивается через налоговый механизм. Но в то же время нет единого мнения о том, что следует понимать под налоговым механизмом. Одни ученые определяют налоговый механизм как совокупность организационноправовых норм и методов управления налогообложением [7, с. 158]. Другие под этим термином предлагают понимать совокупность способов и правил налоговых отношений [6, с. 54]. Третьи считают, что это комплекс конкретных экономических отношений по поводу методов установления, введения и взимания налогов [5, с. 65].
На наш взгляд, термин «налоговый механизм» не может быть универсальным. Налоговый механизм может применяться на разных уровнях (макро-, мезо- и микроуровнях), характеризоваться в зависимости от поставленных целей и т.д. Для того чтобы дать авторское определение налогового механизма, необходимо рассмотреть состав и содержание его элементов. Так, согласно общепринятому мнению к ним следует относить: налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование и налоговый контроль (рис. 1).
Наиболее важными элементами на уровне государства считаются налоговое планирование и прогнозирование. Налоговое планирование является основой для разработки планов социально-экономического развития страны, региона, а также муниципальных образований на определенный период. Налоговый прогноз позволяет обосновать с учетом объективных экономических условий объемы поступления налоговых доходов в бюджеты соответствующих уровней. В процессе налогового прогнозирования должны быть разрешены вопросы регулирования налоговых отношений между всеми уровня власти, с учетом экономических и социальных возможностей реализации своих полномочий.
Налоговое регулирование можно рассматривать как целенаправленное влияние государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства в целях активизации предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее привлекательных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы [4, с. 55]. Основная цель налогового регулирования - это создание необходимых условий для оживления деловой активности приоритетных отраслей экономики страны. Налоговое регулирование реализуется посредством активного использования налоговых инструментов и налогового законодательства. Важным направлением налогового регулирования в области повышения доходного потенциала российской налоговой системы является оптимизация действующей системы налоговых
Результат реализации налоговой политики
Рис. 1. Элементы налогового механизма
льгот. Налоговые льготы должны быть адресными, способствовать стимулированию деятельности приоритетных направлений экономики. Отсутствие указанных оснований не будет способствовать достижению положительного эффекта от принимаемых государством мер регулирующего характера. Таким образом, налоговое регулирование, как элемент налогового механизма, должно способствовать повышению уровня экономического развития государства и оживлению деловой активности хозяйствующих субъектов.
Налоговый контроль можно охарактеризовать как комплекс мероприятий по анализу причин, способствующих отклонениям от запланированной величины налоговых поступлений, в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения [1, с. 79]. Таким образом, сущность налогового контроля проявляется через механизм влияния на величину налоговых поступлений, запланированных к поступлению в соответствующий бюджет. В этом состоит основное предназначение налогового контроля - обеспечить полноту и своевременность поступления всех налоговых доходов в бюджеты страны.
Таким образом, в процессе функционирования налогового механизма все его составные элементы должны быть тесно взаимосвязаны и при необходимости своевременно корректироваться с учетом социальноэкономической ситуации, сложившейся в стране. Именно в этом ключе должны реализовываться направления налоговой политики. Ведь незначительная погрешность в функционировании даже одного из элементов налогового механизма негативно отразится на всем механизме, и планируемый результат от проведения налоговой политики на государственном уровне не будет достигнут, что, в свою очередь, может сказаться на экономической и, возможно, политической ситуации в стране.
В настоящее время большой критике подвергается мнение о наличии только трех элементов налогового механизма [3]. Многие ученые считают, что необходимо
дополнить налоговый механизм таким элементом, как налоговый анализ. Этот термин предлагается понимать как совокупность приемов и способов анализа налоговых индикаторов, с помощью которых можно охарактеризовать налоговую политику в конкретные периоды времени. Таким образом, налоговый анализ представляет собой самостоятельное направление комплексного анализа, который может проводиться как на уровне государства, так и на уровне хозяйствующих субъектов. Возможность применения налогового анализа на разных уровнях говорит об универсальности его использования и в рамках налогового механизма. Проведение налогового анализа на государственном уровне минимизирует негативные последствия и, следовательно, обеспечивает достижение планируемого результата от налоговой политики. Сравнение полученных и планируемых результатов позволит скорректировать налоговую политику посредством внесения необходимых изменений в налоговое законодательство, процедуры налогового администрирования. Для хозяйствующих субъектов цель проведения налогового анализа - это возможность выявления отклонения от планируемых показателей для корректировки налоговой политики, принятой руководством предприятия для целей налогообложения.
Проведенное исследование позволило автору сформировать свое представление относительно термина «налоговый механизм». Под налоговым механизмом на макроуровне следует понимать совокупность форм и элементов, использующих налоговые инструменты во взаимоотношениях между государством и налогоплательщиками для достижения целей налоговой политики.
Более глубоко и точно сущность налогового механизма раскрывается с точки зрения двойственности его характера. Так, с одной стороны, основой налогового механизма являются налоги, как категория финансов, следовательно налоговый механизм объективен. Объективный характер налогового механизма проявляется в том, что он выступает активным инструментом воздействия на процессы воспроизводства и определяется распределительным характером финансовых отношений, выражая процесс формирования финансовых ресурсов государства и отражая возникающие противоречия между производством, обменом и потреблением, между предложением и платежеспособным спросом в обществе. С другой стороны, налоговый механизм субъективен, что обусловливает его динамичный характер, проявляющийся в изменении состава и соотношения инструментов, соответствующих конкретному этапу экономического развития общества.
Налоговый механизм имеет определенные особенности, связанные с конкретной территорией, на которой вводятся в действия региональные и местные налоги со свойственными им конкретными налоговыми ставками, составом налоговых льгот и других элементов налогообложения. Так, например, на территориях муниципальных образований неоднозначные налоговые действия
проявляются в отношении определения ставок по земельному налогу.
Важно заметить, что налоговый механизм не может рассматриваться обособленно от управленческих составляющих, которые и способствуют реализации налоговой политики на государственном уровне. Ведь на практике обеспечить реализацию какого-либо элемента налогового механизма возможно путем влияния субъекта на объект управления. По нашему мнению, под субъектом управления необходимо понимать соответствующие органы власти, компетенции которых распространяются на область налогообложения, и, следовательно, они могут влиять на формирование и механизм реализации налоговой политики. В свою очередь, объектом управления на макроуровне должны выступать налоговые поступления, которые в соответствии с действующим законодательством должны быть в полном объеме и своевременно перечислены налогоплательщиками в соответствующие бюджеты. Структурно реализация налоговой политики на макроуровне осуществляется путем существующих взаимосвязей между элементами налогового механизма (рис. 2).
В данном случае управление как метод осуществления налоговой политики заключается в организующей и распорядительной деятельности соответствующих государственных органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития. К этим органам на федеральном уровне относится Министерство финансов РФ, которое обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в России и координирует деятельность в этой сфере других органов.
Таким образом, составными частями налогового механизма, оказывающими влияние на реализацию на-
логовой политики на макроуровне, являются государство - субъект управления, а также налоговые доходы бюджетной системы - объект управления.
Для эффективной реализации налоговой политики на государственном уровне должны выполняться следующие условия:
- формирование и постановка целей с конкретизацией приоритетных задач на текущий календарный год и на перспективу (от 2 до 5 лет);
- определение оптимальных направлений для достижения поставленных целей и задач, разработка форм и методов организации налоговых отношений;
- планирование бюджетных показателей по уровням, видам и группам налогов;
- подбор высококвалифицированных кадров;
- осуществление налогового анализа и контроля по итогам выполнения бюджетных заданий для последующей корректировки форм и методов налоговой политики.
Предлагаемые меры в отношении налоговой политики на макроуровне в первую очередь затрагивают основные моменты ее реализации. Так, например, прежде чем приступить к формированию налоговой политики, необходимо сформировать основную цель, которую предполагает реализовать государство для достижения приоритетных позиций на межгосударственном уровне. Наиболее оптимальным периодом для формирования налоговой политики к исполнению предпочтительно считать срок до пяти лет. Определение к реализации цели и задач государственной налоговой политики на более длительный срок не всегда реально к исполнению. В настоящее время это сопряжено с постоянно меняющейся социально-экономической ситуацией в стране, в мировом экономическом пространстве. Планирование бюджетных показателей по бюджетам всех уровней, видам и группам налогов, а также подбор квалифицированных кадров, способных решать поставленные задачи, также должны быть частью процесса формирования налоговой политики. Последнее требование, включающее проведение налогового анализа и контроля по итогам исполнения бюджетных показателей для внесения корректировки в направления налоговой политики, относится к последней стадии реализации налоговой политики. Но и оно представляется крайне важным в механизме реализации налоговой политики на государственном уровне. Ведь именно посредством налогового анализа и контроля можно качественно улучшить инструменты налоговой политики, скорректировать их элементы, а также повысить эффективность налогового администрирования.
1. Акинин П.В., Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение. М.: ЭКСМО, 2008.
2. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика / под ред. Ф.К. Садыгова. М.: Изд-во экономико-правовой литературы, 2004.
3. Варакса Н.Г. Теория и методология формирования налогового механизма реа-
Рис. 2. Реализация налоговой политики на макроуровне путем взаимосвязи элементов налогового механизма
лизации налоговой политики на макро- и микроуровне в сельском хозяйстве: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Орел, 2011.
4. Деревянко М.С., Гончарова М.В. Формирование государственного механизма налогового стимулирования здоровья населения // Финансы и кредит. 2008. № 4.
5. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение. М.: Дашков и К", 2005.
6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: МЦФЭР, 2006.
7. Финансы / под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы; ЮНИ-ТИ, 1999.
УДК 336.5
|йй» [email protected]
Екатерина Сергеевна Литвиненко,
аспирант кафедры институциональной экономики, СГСЭУ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Статья посвящена проблеме оценки эффективности государственной политики в финансово-инвестиционной сфере. Автор проводит всесторонний анализ теоретических работ, посвященных данному вопросу, и приходит к выводу о том, что наиболее целесообразной в современных условиях является оценка государственной политики с позиции выявления степени ее дисфункциональности. Опираясь на данные и методологию, изложенную в работах О.С. Сухарева, Ю.В. Ярёменко и Р.М. Нижегородцева, автор приходит к выводу о том, что основной функцией финансово-инвестиционной политики государства выступает поддержание нормального соотношения и динамики ключевых воспроизводственных циклов экономической системы.
Ключевые слова: дисфункции, финансово-инвестиционная политика, государство, эффективность, экономическая система.
Ye.S. Litvinenko
STATE EFFICIENCY AND ASSESSMENT OF FINANCIAL AND INVESTMENT POLICY DEFICIENCIES
The paper deals with the assessment of the efficiency of state policy in the financial and investment sector. The author carries out a comprehensive analysis of the theoretical studies of the issue and concludes that the most appropriate in the current circumstances is to evaluate the state policy in order to identify the extent of its dysfunctionality. Based on the data and the methodology suggested by O.S. Sukharev, Yu.V. Yaremenko and R.M. Nizhegorodtsev the author comes to the conclusion that the main function of state financial and investment policy is to maintain normal dynamics of key reproduction cycles of the economic system.
Keywords: dysfunctions, financial and investment policies, state, efficiency, economic system.
Устойчивое социально-экономическое развитие России немыслимо без реализации комплексной и эффективной финансово-инвестиционной политики государства. Особое значение она приобретает в условиях «технологической гонки» и детерминированного ею перехода экономики нашей страны на инновационный путь развития. Причиной этого является тесная диалектическая связь между скоростью и качеством технологических сдвигов в структуре экономики и уровнем и качеством инвестиций в экономическую систему. С одной стороны, каждый технологический сдвиг опирается на существенный объем инвестиций в данный сектор, с другой - тот сектор, который обладает наибольшей технологичностью, всегда выступает в качестве наиболее притягательного для инвестиций.
Экономический анализ макроэкономической государственной политики на современном этапе социально-экономического развития традиционно проводится с различных методологических позиций. В работе
Р.М. Нижегородцева, например, выделен следующий алгоритм его проведения [6].
На первом этапе проводится структурный анализ факторов производства, включающий в себя оценку уровня ресурсной обеспеченности экономической системы, оценку адекватности структуры спроса и предложения на каждом из рынков, а также анализ динамики ВВП (в том числе прогнозного). Это позволяет оценить общее состояние экономической системы, по сути, отметить точку ее нахождения в рамках кривой производственных возможностей.
На втором этапе осуществляется анализ рыночной конъюнктуры, включающий оценку структуры, уровня и динамики совокупного спроса в целом по экономике, выделение динамических характеристик предельной склонности к сбережению и потреблению. Это позволяет построить модель АО - АЭ для данной экономической системы, а значит выявить элементы неравновесия и основные сценарии развития событий.