Научная статья на тему 'К вопросу о личностной парадигме в образовании'

К вопросу о личностной парадигме в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4723
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелехова Людмила Валерьевна

В статье рассматриваются основные идеи авторов личностно-ориентированного образования (Бондаревской Е.В., Серикова В.В. Якиманской И. С.), которые наиболее известны в этой области и концепции которых имеют самостоятельную целостность приводится классификация существующих моделей личностно-ориентированной педагогики (социально-педагогическая, предметно-дидактическая и психологическая).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шелехова Людмила Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о личностной парадигме в образовании»

УДК 373.1.013 ББК 74.202 Ш 42

Л.В. Шелехова

К вопросу о личностной парадигме в образовании

Аннотация:

В статье рассматриваются основные идеи авторов личностно^риентированного образования (Бонда-ревской Е.В., Серикова ВБ. Якиманской И. С.), которые наиболее известны в этой области и концепции которых имеют самостоятельную целостность; приводится классификация существующих моделей личност-но^риентированной педагогики (социально-педагогическая, предметно-двдактическая и психологическая).

:

Личностно ориентированное образование, модель, технология.

Новая парадигма образования рассматривает лично-стноюриентированное образование и воспитание как ведущую идею педагогической теории и практики (^ексе-ев НА.,. Бондаревская ЕВ, Давыдов ВВ., Зимняя И.А., Кларин МБ., Крюкова Е.А.,. Полат ЕС, Роджерс К., Се. ., . ., .), ,

Кларина МБ. [4], определяет смену сциентистской модели обучения (как рационально организованного формирования интеллектуальной деятельности по оперирова-) , которая призвана обеспечить становление индивидуальности человека и раскрытие его потенциала, накопление и проживание уникального опыта, самоактуализацию и са-.

Кульневич СБ. [5] выделяет следующие причины пристального внимания ученых к личностно ориентированному образованию: 1) меняется общий взгляд на обра-, -

,

творческих взаимодействиях всех участников образовательного процесса; 2) изменяется представление о лично, -ными субъективными качествами, характеризующих ее автономность, независимость, способность к выбору, саморегуляции; 3) подвергается пересмотру отношение к ученику как к объекту педагогического воздействия («сосуд для наполнения знаниями», глотающий без разбора всю информацию...), за учеником закрепляется статус субъекта образования и собственных смыслов жизни, обладающего уникальной индивидуальностью, имеющий право на собственную траекторию развития, и за педагогикой стоит задача организовать условия для накопления , -альности каждого ребенка; 4) сейчас в педагогику активно проникают новейшие исследования в области психологических механизмов развития личности, где наряду с интериоризацией - перевод внешних воздействий во внутренний план личности, важное значение придается персонализации, стремление к актуализации, самореализации и к другим механизмам индивидуального самораз-.

Несмотря на то, что личностно ориентированный подход является одним из ведущих направлений в совре-, -нятия. Для классификации существующих позиций, на

, -

ской И.С [7], считающей, что все «существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три группы: социально-педагогическую, предметно-дидактическую, психологическую».

Социально-педагогическая модель была основана на педагогике социального заказа - воспитать личность с заранее заданными свойствами. Общество через все имеющиеся образовательные институты формировало типовую модель такой личности. Задача школы заключалась в том, чтобы каждый ученик по мере взросления соответствовал этой модели, был ее конкретным носителем. Личность при этом понималась как некое типовое явле-, « » ,

. -вания к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным, конформизм, послушание, коллективизм и т. п. Образовательный процесс при этом был ориентирован на создание одинаковых условий обучения для .

модели до минимума и практически дает о себе знать лишь в больших или меньших педагогических затратах, необходимых для «дотягивания» личности обучающегося до запланированного результата. Проектирование образовательного процесса основывалось на идее педагогиче-,

без достаточного учета и использования субъектного опыта самого ученика как активного творца собственного ( , ).

Предметно-двдаетическая модель личностно-, -

, -

теме с учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении. Средством индивидуализации обучения служили сами знания, а не их конкретный носитель - развивающийся ученик. Знания организовывались по степени их объективной трудности, но, -нальных приемов усвоения, «порцией» подачи материала, сложности его переработки и т.п. В основе дидактики лежала предметная дифференциация, направленная на выявление предпочтений ученика в работе с материалом разного предметного содержания, на интерес к его углуб-, -

ными видами предметной (про^ссиональной) деятель.

строилось на учете сложности и объема учебного материала (задания повышенной/понтасенной трудности). Однако предметная дифференциация задавала нормативную познавательную деятельность с учетом специфики научной области знаний, но не раскрывала сущностных истоков жизнедеятельности самого ученика как носителя ,

, , виду и форме задаваемых знаний. Личность здесь присутствует в форме учета ее предпочтений: типы задании (по-

- )

( ). , « »,

поскольку система предпочтений личности складывается еще до того, как ей предлагаются дифференцированные формы обучения, с одной стороны, а, с другой, - по убеждению. Якиманской И.С. [7], - предметная дифференциация не затрагивает духовной дифференциации (&лее

), . . -

, , , -

,

субъективного опыта ученика. Отсутствие учета духовной дифференциации затрудняет реорганизацию образо,

(с^кмление скрыть личностные смыслы, заменив их со).

, -

-

сводилась к признанию различий в познавательных спо-, -зование, обусловленное генетическими, анатомо-физи-

,

их сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Общепри-

,

способности проявляются в обучаемости, которая определяется как индивидуальная способность к усвоению . -зиции психологии являются развитие, коррекция обучаемости как познавательной способности, оценка уровня ее проявления (дети с повышенно-понтасенной обучаемо),

детей и детей с различными нарушениями развития.

В данной статье мы сочли необходимым кратко изложить основные идеи тех авторов личностноюриенти-

,

этой области и концепции которых имеют самостоятель-.

Позиционно-дидактическая концепция лежит в основе модели личностноюриент^ованного образования, предложенной Сериковым В.В. [6]. По его мнению, важно обеспечить, прежде всего, личностный рост, развивая способности к стратегической деятельности, креатив, , , -ностей и мотивов, способности к самоопределению, са-, - .

«... - -

нимается формированием личности с заданными свойст-, , , -тельного процесса. ...Личностные функции - это в данном

случае не характерологические качества ее (последние,

, ,

),

, , ,

« ».

Сериков ВБ. [6] выделяет следующие функции: а) мотивации; б) опосредования; в) коллизии; г) критич-; ) ; ) ; ) -; ) -ности в соответствии с личностными притязаниями. По мнению данного автора, представленность и развитие этих функций свидетельствует о том, что образовательный процесс достигает личностного уровня в обучении .

Сериков ВБ. [6], в своей работе отмечает, что личностный подход в образовании понимается как: 1) этикогуманистический принцип общения педагога и воспитан; 2) , -низм личностных новообразований в педагогическом (

быть объяснены без понимания их места и роли в самореализации личности); 3) принцип синтеза направлений педагогической деятельности вокруг ее главной цели -; 4) -

ном процессе в смысле выбора ею приоритетов, образова-« », , -ностного восприятия изучаемого содержания; 5) приоритет индивидуальности в образовании в смысле альтерна-

- ; 6) -строение особого рода педагогического процесса (со спе-, , ), -торый ориентирован на развитие и самообразование собственно личностных свойств индивида.

Бондаревской Е.В. предложена культурологическая модель личностно-ориентированного образования [2], которая обеспечивает личностно-смысловое развитие уча.

, , субъект культуры - ее носитель, хранитель, пользователь, .

личностноюриентированном образовании выступают: 1) ,

; 2) -

шение к педагогу как посреднику между ребенком и , -зать помощь и поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей; 3) отношение к образованию как культурному про, -, -

; 4)

школе как целостному культурно-обр^овательному про,

совместной жизни детей и взрослых, происходят куль,

воспитание человека культуры.

В соответствии с культурологическим подходом в личностноюриентированном обучении переосмысливаются основные образовательные процессы, которыми :

; ; -

ка становления детской индивидуальности; воспитание как забота о духовно-^авственном развитии ребенка

Приоритетное значение в системе культурологическо-

-

возрасте приобретают технологии развивающего обучения, в подростковом возрасте - технологии, имеющие ценност-ноюриеотационный характер (на^имер, проблемное обу, -, , -ной основе); в старшем школьном возрасте - технологии рефлексивно-творческого обучения.

Якиманская И.С. [7] разрабатывает субъектно-лич-,

ребёнку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обу. - ,

виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, . -вательном стиле. В-^етьих, нужен специально подготов-

,

- .

В концепции Якиманской КС. [7] целью личностноориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка, их «о^льтурива-», -, -.

, -

литературы позволяет сделать вывод о том, что в современной педагогической теории нет однозначного трактования понятия <аичностно-ориент^зованное образова-». -будем понимать не только учет индивидуальных психологических особенностей обучающихся, но и особый тип организации образовательного процесса, основанного на взаимодействии студентов и педагогов, при котором созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способностей к самообразованию, самореализации своих творческих возможностей.

Важным средством реализации современного образовательного процесса выступают педагогические технологии, стимулирующие проявления активности и ини-, -цесса личностного становления, основанные на самостоятельном выборе ценностей саморазвития и вооружающие опытом самоопределения в пространстве жизненных ценностей (социально значимых, личностных и др.); позволяющие создавать жизненно-практические ситуации и положительный эмоциональный настрой на получение

.

технологий реально меняет образовательную парадигму и наиболее эффективно разрешает заложенные в ней воз.

Якиманская КС. выделяет следующие психологопедагогические условия реализации личностно-ориентированного обучения [7]: 1) разработка предметного со; 2) -

пользования обучающимся разнообразных способов про-

работки учебного материала; 3) направленность учителя на учебные возможности каждого, составление индивидуальной карты личностного (познавательного) развития, индивидуальной коррекционной программы обучения с

; 4) , -

правленного на создание условий самореализации, самостоятельности, разнообразных способов; использовать активные формы общения (монолог, диалог и др.).

, -держания личностно-ориентированного образования, которое должно включать все то, что нужно подрастающему человеку для строительства и развития собственной личности. Викулина М.А. [3] приводит в своих исследованиях следующие обязательные компоненты: 1) аксио-(

ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентиров, личностных ); 2) ( разноаспектными научными знаниями о человеке, куль, , , -го развития); 3) деятельностно-творческий (способствует формированию и развитию у обучающихся разнообразных способов учебно-познавательной деятельности, , -зации личности в познании, труде, научной, художест-

); 4)

(обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами самопознания, само, ,

,

. , -

нент является системообразующим в содержании лично-стноюриентированного образования (этим он существенно отличается от традиционного, где таковым компонен-

).

Специфика осуществления процесса личностноориентированного образования (здесь мы солидарны с Сериковым ВБ. [6]), заключается в том, что в его основе лежит создание особого рода педагогической ситуации, которая ставит перед необходимостью проявить себя как личность, поскольку затрагиваются вопросы статуса, при, , -, « » -лений, называемая личностно-ориентированной, <«апус-» . -ние такой ситуации предполагает использование трех ба:

образования в виде разноуровневых личностно ориенти-

;

как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспе-

- , , ; -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- , реализацию личностных функций в условиях внутренней конфликтности, коллизийности, состязания.

Личностно-ориентированная ситуация таким обра-, -, : а) ребенку предоставляется возможность совершить <аич-», -, , преодолеть внутренний кризис, наметить жизненную

; )

, ,

; ) -лее естественной для себя роль педагога (буквально «де»), , -гивающего ему руку и помогающего организовать собст-.

Технология создания такт ситуаций весьма инди-, -

:

и строить учебную ситуацию в контексте этих проблем; образовательный процесс в целом должен носить характер смыслопоискового диалога; должны быть созданы условия для творческого самопроявления обучающихся в разных обстоятельствах (в игре, мыследействии, состязании, конфликте и пр.).

По рекомендациям Якиманской КС. [7] и Серикова ВБ. [6] для дидактического обеспечения личностноориентированного обучения необходимо следующее:

1) -

; 2)

развития обучающегося при организации учебной дея; 3) -

щегося ребенка к самоценной образовательной деятель,

; 4)

,

; 5) -

чающихся и стимулирование их к самостоятельному выбору наиболее приемлемых для них способов проработки ; 6) -

мированию общеучебных умений с учетом особенностей и индивидуальных способностей каждого ребенка; 7) -

познавательной деятельности обучающегося, но и формирование самоконтроля самого процесса учения, активизация рефлексии мышления.

Из ценностного отношения к ребенку вырастает понимание цели личностноюриентированного образования

- , , -жить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты Андреев В.И. [1] , -ориентированного обучения, если: 1) осуществлять всестороннюю глубокую диагностику индивидуальных особенностей, интересов, способностей, целей, ценностей, , , обучаемости, творческого потенциала, работоспособности и т.д.; 2) систематизировать и целостно осмысливать сильные и слабые стороны, способности личности обучающегося ребенка; 3) выбирать и конкретизировать цели, критерии и перечень тех личностных качеств, с учетом которых планируется осуществление личностно-

; 4) ,

(

конкретной личности обучающегося) системы задач, заданий, упражнений учебных ситуаций, в условиях которых планируется осуществление личностноюриенти-; 5) ,

степень правильности выбранной стратегии и тактики

применения разработанной технологии личностно-

; 6) -вую результативность и степень эффективности техноло-

- .

, , -гическая технология должна удовлетворять основным

( ). -. . [6] , личностноюриентированных образовательных технологий: 1) трансформировать содержание в целостный про, ;

2) -альной форме (система задач, ситуаций и т.д., обеспечивающих ориентировку в предметной и ценностной облас-); 3) -

шения (юш конфликтов-коллизий из ценностной сферы); 4)

процесса, их функции, связи, роли, сюжетно-долевые ли, -

го фрагмента учебного процесса; 5) продумать мотивационное обеспечение применяемой технологии на основе создания возможностей для самореализации всех участ-; 6)

правилообразной и творчески-им^овизационной дея; 7) -

,

учебно-воспитательной ситуации.

Возникнув как альтернатива традиционному «когни-тивноюриентированному» обучению, личностно-ориентированное сталкивается с серьезными трудностями: в педагогике на сегодняшний день нет сколько-нибудь единого подхода к построению модели личностно-

;

на практике трудны для реализации, т.к. не дают четких ориентиров для осуществления. Поэтому можно говорить о множественности концепции личностно ориентирован.

Примечания:

1. Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: монография / Е.В. Бондаревская. -Ростов-на-Дону, 2000. - 254 с.

3. Викулина, МА. Личносгно-ориеотщюванный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации: учебное пособие для студентов вузов / МА. Викулина. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. лингв. ун-та им. НА. Добролюбова, 2004. - 296 с.

4. Кларин, МБ. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / МБ. Кларин. - М.: Педагогика, 1994. - 130 с.

5. Кульневич, СБ. Педагогика личности от концепций до технологий / СБ. Кульневич. - Росгов-н/Дону: Творческий центр «Учитель». 2001. - 160 с.

6. Сериков, ВБ. Личностный подход в образовании: концепции и технологии / ВБ.Сериков. - Волгоград, 1994. - 152 с.

7. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориеотщюванного образования / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.