УДК 34 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10022
ББК 67 © А.А. Баранов, С.И. Кириллов, Е.А. Соломатина, 2018
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
К ВОПРОСУ О КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭТНИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППИРОВКАМИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Александр Александрович Баранов, доцент кафедры криминологии, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: baranoff75@mail.ru
Станислав Иванович Кириллов, профессор кафедры криминологии, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: stanislav.kirillov. 1955@mail.ru
Елена Александровна Соломатина, доцент кафедры криминологии, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: kadarka777@mail.ru
Аннотация. Рассмотрены криминологические аспекты преступлений, совершаемых группами лиц, сформированными по этническому признаку. Проанализированы детерминанты таких преступлений в современный период. Представлены особенности лиц - участников преступных группировок, сформированных по этническому признаку. Выделены отличительные особенности этнических преступных группировок. Обозначены основные направления предупреждения этнической преступности.
Ключевые слова: организованная преступность, преступные группировки, этнические преступления, этносоциальные особенности, профилактика, предупреждение преступлений органами внутренних дел.
ON THE CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF THE COMMISSION OF CRIMES BY ETHNIC CRIMINAL GROUPS AND THEIR PREVENTION BY THE INTERNAL AFFAIRS BODIES
Aleksandr A. Baranov, associate professor of criminology, candidate of legal sciences, associate professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: baranoff75@mail.ru
Stanislav I. Kirillov, professor of department of criminology, doctor of legal sciences, professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: stanislav.kirillov. 1955@mail.ru
Elena A. Solomatina, associate professor of criminology, candidate of legal sciences, associate professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: kadarka777@mail.ru
Annotation. The article is devoted to the consideration of criminological aspects of crimes, convenience committed by groups of retailers, formed to link on ethnic grounds. The determinants of such crimes in the modern period are analyzed. Features of persons-participants of the criminal groups formed on an ethnic basis are presented. The distinctive features of ethnic criminal groups are highlighted. The main directions of ethnic crime prevention are outlined.
Keywords: organized crime, criminal groups, ethnic crimes, ethnosocial features, prevention, prevention of crimes by the internal Affairs bodies.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Баранов А.А., Кириллов О.И., Соломатина Е.А. К вопросу о криминологических аспектах совершения преступлений этническими преступными группировками и их предупреждение органами внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):115-121.
На сегодняшний день, Российская Федерация, как и другие страны мира особое внимание уделяет борьбе с организованными преступными сообществами и организациями. Организованные преступ-
ные сообщества в различных странах мира в среднем совершают от 10 до 35% всех преступлений, в некоторых странах этот процент достигает 52%, например, именно такой процент преступлений приходится
на организованные преступные сообщества в некоторых социально-неблагополучных штатах Америки. Наибольше колличество преступных сообществ формируются по этническому принципу. Связано это как с повышением миграции, так и эмиграцией населения, а также с формированием на определенной территории целых районов, где проживают представители определенной нации или народности.
В настоящее время преступления, совершаемые организованными преступными сообществами вышли на новый уровень. В Российской Федерации на общем фоне идет снижение совершенния количества преступлений, однако число преступлений, совершаемых группами лиц, сформированными по этническому признаку, остается неизменной проблемой. По сравнению с предыдущим 2016 г. в 2017 г. отмечается невысокий рост таких преступлений, который составляет 0,6%.
На расширенном заседании Министерства внутренней внутренних дел Российской Федерации министр внутренних дел Российской генерал полиции В.А. Колокольцев обратил внимание на рост преступлений, совершаемых группами лиц, сформированными по этническому признаку, что говорит о необходимости усиления борьбы с этническими преступными группировками.
Безусловно, серьезной проблемой, влияющей на состояние этнической преступности, является миграция. Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации [1]. Однако, болезненным остается вопрос, связанный с наличием в России незаконной миграции. Бороться с этим явлением сложно, так как «незаконная миграция» — это понятие условное. В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность лишь по ст. 322.1 «Организация незаконной миграции». Миграционная сфера регулируется в России административным законодательством. В настоящее время Россия является не только каналом миграционных процессов из Азии в Европу, но и конечным пунктом концентрации мигрантов в силу обширности территориальных границ государства. Следствием этого стала миграция в основном жителей Закавказья в Центральный, Северо-Кавказский и Южный федеральные округа Российской Федерации. В поисках достойной и хорошо оплачиваемой работы иностранные мигранты стремятся в
большие города и в столицу нашего государства. При этом, с точки зрения Е.В. Ткач, «в Россию нередко прибывают уже сформированные организованные этнические преступные группы, которые, с одной стороны, в силу различных причин утрачивают возможность заниматься преступным промыслом у себя на родине, с другой, — основную массу иммигрантов составляет низкоквалифицированная рабочая сила, значительная часть которой находится на нелегальном положении и не имеет законных средств к существованию, что предопределяет их асоциальную ориентацию и вовлечение в преступную деятельность, включая ее организованные формы» [2, с. 57]. Так, на заседании коллегии ГУВД г. Москвы еще в 2014 г. отмечалось, что в столице около 600 тыс. иностранных граждан, «не считая внутрироссийской миграции» [3, с. 162]. И это, несмотря на то, что в структуре миграционного оборота доминирующее положение занимает внутренняя миграция; при этом на коммерческую приходится примерно 95% миграционного оборота страны.
В России существуют уже сложившиеся этнические преступные группировки. В настоящее время на территории России находится более 2-х тыс. преступных группировок, состоящих из людей одной этнической принадлежности, т.е. сформированных на этнической основе.
Одной из причин возникновения таких группировок является их изолированность от коренного населения. Так, переселенцев из других стран или регионов обычно встречают недоброжелательно, причем принадлежность к определенной национальности играет незначительную роль. Отметим, что этнические преступные группировки — объединения лиц по этническому признаку для осуществления преступной деятельности в определенной сфере общественной жизни, имеющие материальную, информационную базы, а также механизмы защиты от социального контроля [4, с. 150, 151].
Этнические преступные сообщества (организации) представляют собой специфические криминальные объединения, формирующиеся по национальному (этническому) признаку, т.е. объединяющие в своем составе лиц одной или нескольких родственных национальностей (этнических образований) [4, с. 176, 177].
Под этнической преступностью в криминологии обычно понимают совокупность преступлений, совершаемых этническими представителями (отдельными
лицами и группировками) за определенный период времени на той территории, на которой они представляют национальное меньшинство [4, с. 189, 190].
В оперативно-разыскной деятельности органов МВД России следует иметь в виду, что этническими или национальными преступлениями могут считаться только такие, которые совершаются на почве защиты интересов своего этноса (нации), часто ложно понимаемых, и признания несомненных культурных, духовных, материальных, нравственных и иных преимуществ своего этноса или нации.
Не могут считаться этническими (национальными) преступления, совершенные представителями этносов или наций на территории проживания других народов, если они совершены не по указанным выше мотивам. Однако, не являясь по существу этническими (национальными), они иногда могут принимать этническую (национальную) окраску в глазах некоторых должностных лиц, обывателей или самих преступников.
Этнические (национальные) преступления часто переплетаются с религиозными и расовыми.
Российским уголовным законом предусмотрено наказание за проявления национализма. Так, ст. 136 УК РФ предусматривает ответственность за «нарушение равноправия граждан в зависимости от.., расы, национальности, языка, происхождения...», ст. 282 — за «возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»; ст. 357 — за «геноцид — действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы».
Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит ни одной статьи, где бы упоминался специальный субъект по признаку национальности, однако, при этом учитываются мотивы совершения преступления. Так, в ст.ст. 105, 111, 112, 117 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение преступления по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести.
Давно известно, что этносоциальные особенности той или иной диаспоры зачастую являются отличительным признаком преступного поведения некоторых ее членов, входящих в преступную группировку и позволяют говорить о ней как об этнической преступной группировке.
Например, уже установленным на сегодня фактом является повышенная активность на территории
страны преступных группировок, образованных по этническому признаку из числа жителей республик Кавказа. К примеру, в результате проведенного ВНИИ МВД России совместно с Академией управления МВД России опроса 500 сотрудников полиции в четырех регионах страны и слушателей этой Академии установлено, что подавляющее их число указывает на наличие в своем регионе преступных группировок кавказцев, осложняющих оперативную обстановку. При этом отмечается, что наибольшую криминальную активность проявляют азербайджанцы, чеченцы, армяне и грузины [5, с. 57].
Это полностью соответствует ситуации с этнической преступностью в мегаполисах, таких как г. Москва и примыкающая к ней Московская область. Однако в других регионах РФ данный признак (национальный) является достаточно размытым. Преступные формирования, которые практикой правоохранительных органов идентифицируются как этнические, в большинстве своем не являются жестко мононациональными.
В этом случае об этнической окраске преступной деятельности группировки может свидетельствовать определенное совпадение ее целей и интересов с интересами и целями конкретного этноса.
В частности, об этом свидетельствуют направления оттока выручаемых от преступной деятельности денежных средств и других материальных ценностей из национального дохода территории пребывания на этническую родину, в фонды конфессиональных и политических движений, материальная и финансовая подпитка террористических организаций, действующих в интересах определенного этноса, «общаки» преступных сообществ.
По сравнению с другими преступными формированиями, этнические преступные сообщества имеют более сплоченный характер, поскольку корыстные интересы подкрепляются традиционной иерархией этнической диаспоры. Это обстоятельство значительно повышает жизнеспособность данной криминальной структуры, равно как и ее сопротивляемость внешнему воздействию не только со стороны правоохранительных органов, но и со стороны других конкурирующих преступных сообществ.
Этнические преступные формирования, сохраняя многие из своих национальных традиций и являясь по существу полностью независимыми, одновременно очень динамично и хорошо приспосабливаются к новым условиям.
В целях расширения своих возможностей и максимального обеспечения неуязвимости преступной деятельности они идут на союз с другими преступными организациями, принимая при этом тщательно продуманные меры. Очень активно используется подкуп сотрудников правоохранительных органов и должностных лиц. Для борьбы с конкурирующими организованными группами они иногда вступают в неформальные отношения с представителями правоохранительных органов, передавая им компрометирующую информацию на конкурентов.
А для подавления сопротивления своих жертв или конкурентов ими широко используются жестокий террор и запугивание. Крайней и наиболее опасной формой этнических преступных организаций являются военизированные бандформирования, осуществляющие террористические акты против мирного населения. Кроме того, преступные сообщества и организованные группы для легализации денежных средств, нажитых преступным путем, активно занимаются на территории России созданием легальных предприятий, коммерческих структур, магазинов и осуществляют скупку недвижимости.
Отметим и тот факт, что используя подкуп должностных лиц, участники преступных формирований в массовом порядке прописываются в больших городах на приобретенной ими жилплощади, при этом используют фиктивные браки, смену национальных фамилий на славянские и т.д. Например, в столице вокруг каждого рынка близлежащие жилые кварталы фактически «оккупированы» выходцами из Азербайджана, контролирующими данные торговые предприятия.
В преступной деятельности используются объединенные по этническому принципу легально действующие общины, союзы, общества. Местами сосредоточения участников организованных групп являются национальные рестораны и другие закрытые для людей иной национальности места досуга.
Этнические организованные группы и преступные сообщества осуществляют свою деятельность во всех регионах России; наиболее сконцентрированы они в промышленно развитых районах Урала, Сибири, Дальнего Востока, Приволжском регионе, в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Краснодарском и Ставропольском краях, Ивановской, Иркутской, Ростовской, Смоленской и Тюменской областях. Они играют важную роль в преступной деятельности, свя-
зывающей российские преступные формирования с криминальными структурами ближнего и дальнего зарубежья. Этому в значительной степени способствует наличие связей со своими диаспорами как у нас в стране, так и за рубежом.
Наиболее притягательными для деятельности преступных сообществ и организованных групп, например, из числа выходцев с Северного Кавказа, являются регионы России с наличием сырьевой и перерабатывающей промышленности, высокоразвитой инфраструктурой, возможностями хранения и дальнейшей транспортировки экспортных грузов за пределы России. На самом деле правоохранительным органам сложно посчитать, сколько действительно на территории Российской Федерации действует организованных преступных сообществ, сформированных по этническому признаку; обычно счет идет на несколько сотен.
Их можно условно подразделить на три потока:
1) представители этнических групп из Дагестана, Осетии, Чеченской республики, Ингушетии;
2) представители стран ближнего зарубежья: азербайджанцы, армяне, грузины, казахи, таджики, узбеки, киргизы;
3) представители стран дальнего зарубежья: вьетнамцы, китайцы, корейцы и ряд других стран.
В этом ряду необходимо отдельно упомянуть сравнительно малочисленное, но очень криминально активное этническое формирование цыган.
Отличительными особенностями этнических преступных группировок являются:
♦ наличие организованного (группового) характера, что в конечном итоге дает основание рассматривать такого рода группировки как подвид организованной и этнической преступности;
♦ возможность участия в группировке лиц, имеющих различную этническую идентичность. В данном случае этническую принадлежность определяют организаторы группировки;
♦ этнические преступные группировки отличаются строгой иерархией и конспирацией, что присуще организованной преступности.
Особенность заключается в том, что этнические преступные группировки основываются на этнической идентичности ее членов и (или) организаторов, а это создает для правоохранительных органов определенные преграды — незнание языка, традиций и обычаев их представителей и некоторые другие.
Криминологических исследований проблем преступности с участием этнических преступных группировок в науке немало. Некоторые их результаты говорят нам о том, что традиционно по видам преступлений они распределяются таким образом: против собственности — 38,5%; против личности — 24,6%; против общественной безопасности и общественного порядка — 20,5%; в сфере экономической деятельности — 9,0%; против государственной власти, интересов государственной службы и службы местного самоуправления — 5,8%; иные преступления — 1,6% [5, с. 112].
Так, на кражах специализируются грузинские, армянские и азербайджанские преступные группировки; на грабежах и разбоях — представители Республики Дагестан, Грузии, Казахстана, Узбекистана, Армении, Украины. В последние годы в общем числе преступлений против собственности заметно увеличился удельный вес вымогательств (12,8%) и мошенничества (4,3%), чему способствует рост агрессивности и чувства безнаказанности на почве высокой латентности преступлений, совершенных этническими преступными группировками.
На преступлениях против личности, специализируются, в основном, этнические группировки, состоящие из выходцев с СеверногоКавказа и Закавказья — жители Республики Дагестан, чеченцы, грузины, армяне, азербайджанцы.
Таджикские и цыганские этнические преступные формирования традиционно отличаются совершением преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, совершают представители Дагестана, Чечни, Ингушетии.
Для деятельности участников этнических преступных группировок характерны и иные преступления, в частности, предусмотренные ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации», ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции», ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков».
Традиционно в криминологии детерминанты преступлений, совершаемых участниками этнических преступных группировок, делятся на следующие основные группы: социально-экономические, социально-психологические, этнопсихологические, духов-
но-нравственные, политико-правовые, организационно-управленческие, региональные. В рамках научной статьи невозможно рассмотреть все причины и условия изучаемых преступлений, отдельно отметим лишь огромное влияние глобальной сети Интернет, в которой прямо или в закамуфлированной форме распространяется информация, способствующая негативному восприятию гражданами этнически неидентичных лиц. По данным Интерпола, Интернет стал сферой, где «преступность растет наиболее быстрыми темпами на планете». Действительно, сегодня именно в Интернете пользователи без особых усилий могут найти сайты радикальных экстремистских организаций национального толка с призывами к национальной ненависти различного рода, с подробными инструкциями, как избивать, взрывать, убивать, уходить от ответственности [6, с. 20].
Отдельно отметим лиц - участников этнических преступных формирований. Так, этнопсихологические особенности представителей этнических общностей позволяют сказать об их ярко выраженном чувстве самолюбия и самоуважения, стремлении к самореализации преступным путем, приверженности своим национальным традициям и обычаям, как правило, о низком образовательном уровне.
Кроме того, наиболее кримногенный возраст участников рассматриваемых преступлений в годах составляет: 22 - 29, затем 30 - 35, затем 18 - 21. При этом, спектр совершаемых преступлений по возрастным группам различен:
♦ для лиц в возрасте «от 14 до 21 года» характерны, прежде всего, кражи, грабежи, разбои, причинение различной тяжести вреда здоровью, преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности;
♦ для лиц возрастной группы «от 22 до 35 лет», в первую очередь, характерны преступления против собственности (квартирные кражи, грабежи, разбои, мошенничество, вымогательство); а затем уже преступления против личности, (убийства, нанесение вреда здоровью различной степени тяжести); преступления против общественной безопасности и общественного порядка (незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, незаконный оборот оружия); в сфере экономической деятельности;
♦ для возрастной группы «35 лет и старше» характерен весь спектр преступлений. Отличительной особенностью лиц данной возрастной группы яв-
ляется совершение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы местного самоуправления. В группировках чаще всего занимают роли организаторов и активных членов.
Гендерная составляющая участников этнических преступных группировок представлена обычно следующим соотношением: 95% — мужчины; 5% — женщины. В этнических преступных группировках лица женского пола выступают обычно в роли пособниц, курьеров, наводчиц, сбытчиц похищенного, редко в качестве инициаторов преступных действий [4, с. 67].
Обозначенные компоненты позволяют говорить о криминогенной деформации личности таких лиц, основанной на ложном понимании значимости самого себя и своей этнической общности. Такая личность подвержена стремлению к удовлетворению своих искаженных потребностей; переходит к доминированию и превосходству над лицами иных этнических общностей, что нередко осуществляется насильственным путем.
В современных реалиях на органы внутренних дел возложены самые ответственные задачи, связанные с предупреждением преступлений, совершаемых участниками этнических преступных группировок, так как именно органы внутренних дел определяют во многом состояние преступности, связанной с деятельностью такого рода группировок. Особенности работы органов внутренних дел заключаются в том, что, находясь на переднем крае борьбы с преступностью и имея в составе ведомства разветвленную систему подразделений и служб, в том числе специального назначения, они могут быстро и незамедлительно реагировать на деятельность преступных группировок, действующих на почве этнической идентичности.
Вопросы предупреждения преступлений органами внутренних дел решаются, на наш взгляд, в первую очередь, посредством специализации и профессионализации сотрудников и, безусловно, их материально-техническим обеспечением и оснащением. Представители преступного мира сейчас хорошо организованы, информированы, технически оснащены, тщательно планируют и подготавливают преступления, тем самым укрепляя и развивая профессиональные начала преступности. В сложившейся ситуации только комплексное разрешение проблемы взаимодей-
ствия всех служб и подразделений способно улучшить деятельность по предупреждению преступлений, совершаемых участниками этнических преступных группировок [7, с. 184]. Современное положение в области предупреждения усугубляет тот факт, что к настоящему времени между различными диаспорами и соответствующими этническими криминальными структурами сложились устойчивые отношения сотрудничества и взаимопомощи [8, с. 91].
На наш взгляд, приоритетная роль в предупреждении и пресечении преступлений, совершаемых участниками этнических преступных группировок, принадлежит оперативным подразделениям органов внутренних дел, так как только они при правильной организации деятельности могут обеспечить должную предупредительную работу в этом направлении.
Например, с целью привлечения всех субъектов к уголовной ответственности осуществляют следующие предупредительные меры:
♦ выявляют и ставят на учет как саму преступную группировку, так и каждого из ее участников;
♦ собирают оперативную информацию о готовящихся преступлениях и иных правонарушениях с целью предотвращения данных деяний и возможных негативных последствий;
♦ комплексно и целенаправленно воздействуют на участников группировки с целью разобщения и привлечения лидеров и активных участников группировки к уголовной ответственности;
♦ воздействуют на лидеров группировки с целью изоляции от их негативного влияния других представителей этнических сообществ.
Таким образом, для эффективного предупреждения преступлений, совершаемых участниками этнических преступных группировок, необходимо следующее:
♦ совершенствование деятельности органов внутренних дел (соответствующий отбор, обучение, подготовка сотрудников для работы с этническими группами);
♦ быстрый доступ к единой миграционной информационной базе для всех спецподразделений правоохранительных органов на территории Российской Федерации;
♦ более тщательное изучение традиций и обычаев этнических меньшинств, так как часть преступлений, совершаемых участниками этнических преступных группировок, содержит в своей основе именно обы-
чаи и традиции, подчиняясь определенному стереотипу поведения, носящему устойчивый характер.
Литература
1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерациина период до 2025 г. Утверждена Президентом РФ // СПС «Консультант-Плюс» информационное.
2. Ткач Е.В. Нелегальная иммиграция и этническая преступность // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 5.
3. Годунов И.В. Транснациональная организованная преступность в России: пути и формы противодействия: Дисс. ... докт. юрид. наук. Рязань, 2002.
4. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М.: Норма, 2011.
5. Дубягина О.П. Криминологическая характеристика норм, обычаев и средств коммуникации криминальной среды. М.: Юрлитинформ, 2014.
6. Касьяненко М.А., Арутюнов Л.С. Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 5.
7. Иванцов С.В. Организованная преступность: системные свойства и связи (криминологическая оценка): Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2009.
8. Халишхова Э.Р. Организованная преступность: уголовно-правовой и криминологические аспекты: по мат. Южного федерального округа: Дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-н/Д, 2006.
References
1. Kontseptsiya gosudarstvennoy migratsionnoy po-litiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 g. Utver-zhdena Prezidentom RF // SPS «Konsul'tantPlyus».
2. Tkach E. V. Nelegal'naya immigratsiya i etniches-kaya prestupnost' // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2008. № 5.
3. GodunovI.V. Transnatsional'naya organizovan-naya prestupnost' v Rossii: puti i formy protivodey-stviya: Diss. ... dokt. yurid. nauk. Ryazan', 2002.
4. AlekseyevA.I., GerasimovS.I., SukharevA.Ya. Kriminologicheskaya profilaktika: teoriya, opyt, pro-blemy. M.: Norma, 2011.
5. Dubyagina O.P. Kriminologicheskaya kharakte-ristika norm, obychayev i sredstv kommunikatsii krimi-nal'noy sredy. M.: Yurlitinform, 2014.
6. Kas'yanenko M.A., Arutyunov L.S. Profilaktika asotsial'nykh proyavleniy etnicheskogo kharaktera v molo-dezhnoy srede // Voprosy yuvenal'noy yustitsii. 2007. № 5.
7. IvantsovS.V. Organizovannaya prestupnost': si-stemnyye svoystva i svyazi (kriminologicheskaya ot-senka): Diss. ... dokt. yurid. nauk. M., 2009.
8. Khalishkhova E.R. Organizovannaya prestupnost': ugolovno-pravovoy i kriminologicheskiye aspekty: po mat. Yuzhnogo federal'nogo okruga: Diss. ... kand. yurid. nauk. Rostov-n/D, 2006.
Теоретические и прикладные проблемы обеспечения национальной безопасности современного демократического государства: Монография / Т.В. Кикоть-Глуходедова. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2016.
- ■ ■ И"
/ Л^л ; и [ ; Московский университет МВД России 1 [ имени В.Я. Кикотя
Т.В. Кикоть-Глуходедова
Теоретические и прикладные проблемы обеспечения национальной безопасности современного демократического государства
В работе всестороннему анализу подвергнут сложный научный феномен «национальная безопасность». Показаны генезис и эволюция понятия «безопасность» в историческом и конституционно-правовом аспектах, изучен процесс возникновения, становления и развития определения «национальная безопасность» в современной науке и законодательстве США, Великобритании, Франции, Италии, Испании, ФРГ, Австрии и Российской Федерации.
С учетом особенностей, в зависимости от выбранной конкретной страной модели системы правления, показан конституционно-правовой механизм обеспечения национальной безопасности современного демократического государства — конституционной монархии, парламентарной республики, президентской республики, полупрезидентской (смешанной) республики.
Для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов и факультетов, сотрудников федеральных органов исполнительной власти.