УДК 342.413 В. Т. Азизова
К вопросу о конституционно-правовых основах обеспечения единства правового
пространства РФ
Дагестанский государственный университет; [email protected]
В статье рассматриваются конституционные основы правового пространства Российской Федерации через анализ соответствующих статей Конституции РФ. Отдельное внимание уделено рассмотрению содержания и признаков конституционных принципов обеспечения единства правового пространства.
Ключевые слова: единое правовое пространство, конституционные принципы, механизм обеспечения единого правового пространства, признаки.
Проблема обеспечения единства правового пространства Российской Федерации является системной проблемой, обусловленной формой государственного устройства и в некоторой степени политического режима государства, при этом федеративное устройство является определяющим в возникновении данной проблемы и в нем же заложен потенциал ее преодоления. Определенную обеспокоенность вызывает проблема разрушения и размывания единого правового пространства, поскольку на сегодняшний день обеспечение целостности, иерархичности и однородности правового пространства как фактор укрепления национальной безопасности государства может быть отнесено к важнейшим задачам государства в плане реализации суверенитета. Указанная задача направлена на обеспечение государственной и общественной безопасности, общественного мира и согласия, межнационального и межконфессионального сотрудничества и благополучия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охраны суверенитета от внешнего посягательства путем принятия антигосударственных норм и т. п. [1, с. 28].
Обеспечение единого правового пространства РФ, являясь приоритетной задачей государства в сфере сохранения его целостности и суверенитета, основывается на нормах, закрепленных в Конституции РФ, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ. Часть 3 ст. 5 Конституции РФ устанавливает и положение, согласно которому федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.
Исходя из данного положения можно обосновать единство государственной власти через единство ее правового регулирования на различных уровнях ее организации, что в конституционно-правовом аспекте позволяет говорить об обеспечении единства конституционно-правового пространства государства. Данное единство достигается реализацией конституционного принципа верховенства федеральной Конституции и федерального законодательства. Федеральные законы, прежде всего Конституция РФ, в полной мере закрепляют свое верховенство, что предусматривает ничтожность любого правового акта, расходящегося с конституционными положениями, независимо от того, какой орган его издал, от сферы и направленности его применения.
Достижение состояния единства правового пространства государства возможно при условии обеспечения соответствия и непротиворечивости конституций (уставов) субъектов РФ федеральной Конституции, при обязательном соблюдении ч. 2 ст. 4 Конституции РФ (Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации) и частей 1, 2, 4 ст. 76, регламентирующей предметность правового регулирования на разных уровнях организации государственной власти (федеральной и субъектов Федерации).
Принципиально важным конституционным положением является содержание пункта «а» ч. 1 ст. 72, закрепляющей отнесение обеспечения соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Данное конституционное положение воспринимается в науке конституционного права неоднозначно: существует точка зрения, в соответствии с которой «требование непротиворечивости законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции и федеральным законам лежит в основе любой нормально функционирующей федерации, ибо хорошо известно, что появление всякого жизнеспособного федерализма должно нести в себе унитарную идею» [2, с. 26]. Представляется, что такой подход не в полной мере реализует идею федерализма и не может быть признан в качестве основополагающего, поскольку федерализм при общем требовании обеспечения единого правового пространства федеративного государства позволяет субъектам РФ в значительной степени отражать особенности специфических правоотношений, складывающихся на региональном уровне, не нарушая при этом принципа верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства.
Реализация механизма обеспечения единого правового пространства в Российской Федерации должна основываться на базовых, основополагающих началах упорядочения правового регулирования на различных уровнях организации власти в рамках систем федерального законодательства и законодательства субъектов РФ. Такими началами являются конституционные принципы обеспечения единого правового пространства РФ. Именно конституционные принципы обеспечения единого правового пространства РФ являются собственно правовыми принципами, на которых императивно должна основываться и основывается на практике деятельность всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле она сама выступает в качестве так называемой абсолютной нормы, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в Российской Федерации, как это подчеркивалось более чем в 500 решениях Конституционного суда РФ, содержащих ссылки на ст. 15 Основного закона.
Конституционные принципы обеспечения единого правового пространства РФ характеризуются рядом признаков, к которым можно отнести:
- незыблемость базовых конституционных принципов, что не исключает внесения поправок в Конституцию;
- конституционные принципы, характеризующиеся юридической силой и имеющие официальный, обязывающий характер;
- особый способ формулировки в виде краткого тезиса, требующего конкретизации в текущем законодательстве, в интерпретационных актах Конституционного суда РФ;
- конституционные принципы, характеризующие регулятивной направленностью, поскольку основной целью правового регулирования наряду с охраной основ конституционного строя является регулирование правоотношений в рамках правовой системы Российской Федерации, центральным элементом которой является Конституция РФ, представляющая собой обобщенное, концентрированное выражение объективных закономерностей и потребностей общественного развития.
Единство правового пространства является конституционной характеристикой правовой системы Российской Федерации как единой системы федерального права, которой соответствует единая система федерального законодательства, предполагающая как собственно правовое регулирование, осуществляемое Федерацией, так и правовое регулирование, осуществляемое ее субъектами, основанное на принципах, закрепленных в Конституции РФ и выработанных в результате интерпретационной практики
Конституционного суда РФ, получивших свою нормативную конкретизацию в федеральных законах [3, с. 58].
Проблема определения и обозначения принципов обеспечения единого правового пространства состоит в отсутствии законодательного закрепления данного вопроса. В «чистом» виде понятия правового пространства, а тем более его принципов не содержится в конституционном законодательстве, что влечет его интерпретацию и восприятие через понятия верховенства федеральной Конституции (ст. 1, ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15), ее прямого действия (ч. 1 ст. 15), единства государственной власти (ч. 3 ст. 5, ст. 71-73, 76-78), единства экономического пространства (ч. 1 ст. 8), федеративных отношений (ст. 71-73, ч. 4 ст. 5 и др.), признания и соблюдения прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 17, 18, 19, 55, ч. 3 ст. 56), что в совокупности составляет конституционные принципы обеспечения единого правового пространства РФ.
Конституционное закрепление принципов обеспечения единого правового пространства требует не только их гарантированности, но и адекватной практической реализации, что зависит от реальности функционирования федеративных отношений в РФ, особенно на уровне субъекта Федерации. Осуществление конституционных принципов обеспечения единого правового пространства в РФ в рамках региональной политики усиливает значимость системы законодательства субъекта РФ, особенно конституционного (уставного), при этом приоритетное значение имеет не только закрепление, но и развитие положений федеральной Конституции, чтобы они своим содержанием активно способствовали укреплению федеративных начал российского государственного устройства и обеспечивали ответственность региональной и муниципальной властей за развитие субъекта Федерации и благосостояние его населения.
Литература
1. Азизова В.Т. Роль обеспечения единства правового пространства Российской Федерации в укреплении ее национальной безопасности // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия «Право». - 2013. - Вып. 2.
2. Анненкова В.Г. Единство Российского государства: проблемы конституционной теории и практики: дис. ... д. юр. н. - М., 2006.
3. Рамазанова Х.В. Роль института федерального вмешательства в обеспечении единства правового пространства Российской Федерации: дис. ... к. юр. н. - Махачкала, 2012.
Поступила в редакцию 14 октября 2013 г.
UDK 342.413
Constitutional and legal bases of ensuring unity of legal space of the Russian Federation
V. T. Azizova
Dagestan State University; [email protected]
The constitutional basics of legal space of the Russian Federation are reviewed through the analysis of the relevant articles of the Constitution of the Russian Federation. Special attention is paid to consideration of the contents and features of the constitutional principles of ensuring unity of legal space.
Keywords: uniform legal space, constitutional principles, mechanism of providing uniform legal space, features
Received October 14, 2013