УДК 340.132.23 В. Т. Азизова
Роль обеспечения единства правового пространства Российской Федерации как фактор укрепления ее национальной безопасности
Дагестанский государственный университет; [email protected]
В данной статье анализируется роль обеспечения единства правового пространства Российской Федерации как фактора укрепления ее национальной безопасности.
Ключевые слова: единое правовое пространство, национальная безопасность, нарушения правового пространства, угрозы национальной безопасности.
The role of ensuring unity of common legal space of the Russian Federation as the factor of strengthening its national security is analyzed in this article.
Keywords: common legal space, national security, violations of legal space, threat to national security.
Обеспечение единства правового пространства на сегодняшний день остается одной из приоритетных задач государства в плане обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, поскольку в противном случае нарушение единства правового пространства России становится деструктивным фактором развития российской государственности.
Значимость данной деятельности как фактора обеспечения национальной безопасности и защиты национальных интересов Российской Федерации неоднократно подчеркивалась на различных уровнях организации государственной власти, в т. ч. в Посланиях Президента РФ, на заседаниях Совета безопасности РФ, в аналитических докладах высших должностных лиц органов государственной власти, а также в рамках научной дискуссии юридической общественности России.
Определенную обеспокоенность вызывает проблема разрушения и размывания единого правового пространства, поскольку на сегодняшний день обеспечение целостности, иерархичности и однородности правового пространства как фактор укрепления национальной безопасности государства может быть отнесено к важнейшим задачам государства в плане реализации суверенитета. Указанная задача направлена на обеспечение государственной и общественной безопасности, общественного мира и согласия, межнационального и межконфессионального сотрудничества и благополучия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства путем принятия антигосударственных норм и т. п.
Правовая политика современного Российского государства официально ориентирована на превалирование социального назначения государства. Указанная направленность деятельность не снижает необходимости решения чрезвычайно сложных проблем, связанных с укреплением национальной (государственной) безопасности и защитой национальных интересов страны. Процессы преобразования формы и содержания Российского государства в 80-90 гг. XX в. привели к актуализации задачи обеспечения территориальной и правовой целостности государства, а также к усилению значимости функции Российского государства по обеспечению единого правового пространства России.
При анализе указанной функции в целях определения ее места в системе внутренних функций государства необходимо четко определить ее основание, являющееся
свойством государства, непосредственно порожденного его отношением к объектам воздействия. В условиях современной российской государственности таким основанием являются нарушения целостности, единства и однородности правового пространства государства. По данным проведенного нами социологического опроса основаниями нарушения единства правового пространства в России являются преимущественно неравномерное действие системы законодательства на всей территории государства (34,6 %), недостаточность правового регулирования социально-экономической сферы (30 %), несоответствие между закрепленными законодательно положениями и практикой их реализации (25 %), скрытое противостояние органов государственной власти различных уровней организации (7,7 %) и т. д.
Нарушение условий обеспечения единства правового пространства систематически приводит к нарушениям конституционных прав и свобод человека и гражданина, нарушению функционирования системы государственной власти, эрозии экономического пространства и иным отрицательным последствиям в плане реализации государственной политики. По результатам проведенного нами социологического опроса видно, большинство респондентов (44,2 %) считает, что нарушение единства правового пространства в большей степени воздействует на сферу обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в меньшей степени - на сферу регулирования экономических отношений (19,3 %), организации государственной власти (18 %), построения полноценных федеративных отношений (16,4 %) и т. д. Указанные сферы представляется необходимым рассматривать как элементы, способствующие предотвращению угрозы национальной безопасности и защите национальных интересов России.
Единое правовое пространство обеспечивается путем установления полного соответствия и иерархии федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов субъектов Федерации. Конечной целью деятельности по обеспечению единого правового пространства в России является обеспечение действия федерального законодательства и реализации полномочий Федерации на всей территории России с учетом особенностей правового регулирования, реализуемых субъектами Федерации в рамках собственных полномочий, установленных статьей 73 Конституции РФ.
Эффективное функционирование любого федеративного государства неосуществимо без учета исторических, национальных, культурных и иных особенностей его субъектов, что достигается посредством наделения их конкретными полномочиями государственно-властного характера. Основной характеристикой федеративного государства является то, что данная форма государственного устройства представляет собой единое, целостное образование, именно поэтому приоритет должна составлять такая политика государства, при которой с обеспечением целостности государства и единства правового пространства в правовом регулировании общественных отношений соблюдаются многочисленные интересы таких социальных общностей, как нации и народности, поскольку в противном случае при недостаточно компетентной либо умышленной деятельности государственных органов или отдельных должностных лиц, наделенных властными полномочиями, может создаваться угроза целостности государства. В указанной ситуации преимущественно анализируется деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, однако действия, направленные на превращение России в унитарное государство со стороны федеральных органов власти, -не менее реальный фактор, дестабилизирующий государственное устройство страны.
К основным общетеоретическим характеристикам территории государства следует отнести наличие или отсутствие угрожающей ей опасности (безопасность). Этот показатель настолько значим, что существует подход, согласно которому он может быть отнесен к признакам государства. При этом безопасность и защищенность единого пра-
вового пространства как элемента государства является условием его существования и развития. В правовом аспекте безопасность РФ во внутриполитической сфере состоит в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственных властных структур, правопорядка демократического устройства, нейтрализации причин и условий для возникновения различного рода конфликтов и сепаратизма.
Очевидной при этом становится активная деятельность государства в этой сфере, особенно это касается федеративных государств, где вопрос обеспечения федеральной безопасности ставится очень остро. Актуальность данной проблемы подтверждается действиями Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по конституционной безопасности, рассматривающей нарушение единого правового пространства государства как угрозу безопасности конституционного строя.
Несомненно, целостность федеративного государства в немалой степени зависит от возможности федерации защитить те основы ее организации и деятельности, которые обеспечивают ее существование и предотвращают от распада или преобразования в конфедерацию. Приоритетным направлением деятельности государства в этом случае становится обеспечение верховенства федерального права и, в конечном счете, единого правового пространства в силу того, что достаточно высокая степень распространения фактов несоответствия законодательства субъектов РФ федеральному законодательству свидетельствует об опасности сохранения в России неустойчивой и кризисной федерации.
В существующей в России общественно-политической ситуации серьезную угрозу единству и целостности государства составляли многочисленные факты нарушения субъектами Федерации принципа верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Так, Министерством юстиции РФ были выявлены нарушения принципов конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, новые качественные характеристики стал приобретать региональный сепаратизм. Субъекты Федерации не только вторгались в федеральную компетенцию, но и принимали законы, разрушавшие единую систему федеральных органов государственной власти, предпринимали попытки децентрализовать прокуратуру, федеральные суды общей юрисдикции, территориальные органы МВД, Минюста.
Разработка и осуществление мер по обеспечению единства правового пространства как фактора обеспечения национальной безопасности представляется одним из направлений внутренней и внешней политики государства, связанным как с созданием условий для устойчивого поступательного развития страны в политической, экономической, социальной и культурно-духовной сферах, так и с охраной и защитой этих сфер от внутренних и внешних угроз. Система мер по обеспечению единства правового пространства, на наш взгляд, должна включать три основные структурные подсистемы:
- концептуальную, в рамках которой разрабатывается и реализуется Концепция обеспечения единства правового пространства в Российской Федерации. Указанная Концепция должна закреплять основные понятия, принципы, механизмы обеспечения единства правового пространства на различных уровнях организации власти;
- нормативно-правовую, включающую положения федеральной Конституции, различных законов и подзаконных актов, в т. ч. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» № 1486 от 10 августа 2000 года (в ред. Указа Президента РФ от 18.01.2010 № 80) и принятые в развитие этого указа иные указы и постановления;
- институциональную, включающую организационный механизм обеспечения единства правового пространства (в частности, данный механизм в качестве основных звеньев включает государственные органы и организации в рамках их правового статуса).
Задача поддержания государственного правового единства является одной из существенных для любого государства на мировой арене. На современном этапе развития государственности в Европе Россия продолжает оставаться геополитической доминантой Евразии, играющей определяющую цивилизационную роль. Сложность эффективного контроля над всем государственным пространством России заключается не только в обширности государственной территории, но и в отсутствии универсальных правовых и управленческих механизмов обеспечения единства правового пространства страны как составляющего элемента обеспечения национальных интересов государства.
Поступила в редакцию 11 января 2013 г.